Как научиться не бояться смерти и болезней: Страх смерти: причины возникновения танатофобии и как от нее избавиться

Страх смерти: причины возникновения танатофобии и как от нее избавиться

Танатофобия (боязнь смерти) — это тревога, с которой сталкиваются многие люди, особенно в такие моменты, как сегодня. Экзистенциальный психолог Алена Ванченко рассказывает о том, почему возникают навязчивые мысли о смерти и как избавиться от страха умереть — в этом материале

Что такое танатофобия?

Танатофобия — это боязнь смерти, но надо разделять страх, фобию и фобическое расстройство. Страхи есть у каждого из нас, и это нормально, что периодически мы чего-либо боимся. Если бы мы послушали психологов-бихевиористов, они бы сказали, что боязнь смерти — это и есть праматерь всех страхов. Мы не боимся собак, мы боимся, что собаки причинят нам вред. Мы не боимся пауков, мы боимся, что они нас укусят. Мы не боимся высоты, а боимся, что разобьемся. За каждым страхом стоит необходимость сохранения собственной жизни. Смерти боится все живое. Проблема возникает, когда этот страх обостряется.

Страх смерти: причины 

У взрослых людей навязчивые мысли о смерти появляются в момент экзистенциальных кризисов, связанных с экзистенциальными вопросами. Очень часто такие страхи обостряются из-за похорон, смерти близких людей, обнаружения болезней, в принципе осознания собственной смертности на разных этапах жизни. Обостряются они также при фобиях.

Энциклопедическое определение фобии — страх иррациональный, но смерть совершенно логична, она с нами всеми произойдет. Хотя у нас в голове включается своего рода предохранитель, который подсказывает, что смерть происходит, но только не с нами.

Страх смерти также обостряется, когда человек находится в возрастных кризисах, например в кризисе среднего возраста, когда уходят из жизни родители. В этот момент мы вспоминаем о собственной смертности и понимаем, что половина жизни прошла, начинаем задаваться вопросами: а что же я хорошего в жизни сделал? И в этот момент люди пускаются на разные интересные поступки — заводят молодых любовников, ищут другие формы реализации, уходят с работы, потому что им и кризис напоминает, что жить осталось не так много.

Это также связано с медицинскими операциями и физиологическими изменениями, например мы находим седой волос или ставим стоматологический имплантат. И таким образом мы понимаем, что наше тело меняется, даже если мы не осознаем такие изменения. 

Почему бояться смерти — это нормально

Для любого живого существа характерно чувства страха за свою жизнь, потому что наша основная задача — это сохранить себя. Срабатывает инстинкт самосохранения: нам очень важно выжить. Поэтому, разумеется, смерть как антипод жизни вызывает панический страх.

Надо сказать, что человек далеко ушел от остальных млекопитающих, потому что они навязчивого страха перед кончиной не испытывают. Человек — единственное существо, осознавшее собственную смертность, и эту мысль приходится каким-то образом переваривать, как бы тяжела она ни была. Правда, есть гипотеза, что слоны тоже догадываются о своей смертности, потому что у них есть эквивалент человеческих похорон, они тоже скорбят об ушедших.

Фобия смерти: когда пора обращаться к психотерапевту

Танатофобия рассматривается как постоянное тревожное напряжение от панического страха и неизвестности от того, что будет после. И если она становится паталогической — все мысли человека утопают в тревоге и ужасе от того, что он смертен, а мысли о смерти становятся навязчивыми, обсессивными — это начинает влиять на качество жизни человека, проявляется в приступах, панических атаках. Если человек перестает выходить из дома, ограничивает свою жизнь — тогда мы уже говорим о фобическом расстройстве, и это уже психиатрический диагноз, который требует соответствующего лечения.

Если мы не говорим о фобическом расстройстве, то помочь перебороть и страх, и фобию могут психолог и психотерапевт, а в случае фобического расстройства нужно обращаться к психиатру.

Материал по теме

Как избавиться от страха смерти

Когда мы говорим о работе с фобиями в психотерапии, одним из лучших средств являются техники когнитивно-бихевиоральной терапии, когнитивно-поведенческой терапии, где мы перефокусируем мысль человека, боремся с обсессивными мыслями, учимся инструментам, как себя успокаивать, справляться с психосоматическими проявлениями фобии. Мы пытаемся сделать рефрейминг опыта: когда мы переключаемся с того, что ждет нас за гранью смерти, чего-то ужасного и всепоглощающего на то, что это неизвестно, и нам, скорее всего, уже будет плевать, когда это с нами произойдет.

Существует гуманистический подход, который уверяет: жизнь стоит того, чтобы ее прожить, потому что после смерти нам уже будет все равно. С этой точки зрения пропагандируется наслаждение жизнью, ведь зная свой дедлайн, было бы хорошо накопить к этому дедлайну какое-то количество опыта, удовольствия и радости. Любая жизнь заканчивается одинаково. Но при этом разница в том, чем она была наполнена. Это своего рода рефокусировка внимания и возможный подход к тому, как побороть навязчивый страх.

Как относятся к смерти в разных культурах

В разных культурах отличается отношение к смерти. На Бали, например, проводятся парады мертвых. А когда человек уходит из жизни в Новом Орлеане в США, это празднуют танцами и песнями. Это связано с идеей, что близкий человек после смерти попадает в лучший мир, и поэтому нам нужно за него радоваться. Отношение к смерти зависит не столько от религии, сколько от культуры. Религия задает направление мысли, но культура поддерживает ритуалами и практиками. 

Материал по теме

Как мы учимся страху смерти

В каждой культуре поддерживается отношение к смерти и к похоронам через социальные инструменты и взаимодействие между людьми. Мы обучаем своих детей, как правильно реагировать на смерть, начиная с самого раннего возраста. Уже с пяти лет мы узнаем в книжках и сказках про смерть. У ребенка возникает вопрос: а что было дальше? И тут родителям нужно очень нежно и осторожно объяснить ребенку эту тему. Потому что неправильный подход в воспитании может привести к началу фобии, у ребенка возникнет тревога и навязчивые мысли. Поэтому родителям стоит обсуждать тему смерти с детьми, если у них возникают вопросы.  

Как пандемия сказалась на восприятии смерти

Пандемия изменила наше отношение к смерти, но не в плане того, что она стала обыденностью, потому что внезапная кончина близких никогда обыденностью не бывает. Это невероятная утрата, для которой в человеческом эмоциональном интеллекте зарезервирована эмоция горя, которая позволяет нам учиться жить в новой реальности. 

Пандемия напомнила людям о смертности, и этим сделала удивительную вещь: люди вдруг поняли, что пока момент ухода в мир иной не наступил, неплохо было бы пожить. Мы видим активность на рынке труда: люди увольняются с работы, где им некомфортно, потому что не хотят там провести всю жизнь.

Потому что хотят в своей жизни сделать что-то новое, крутое, от чего они получают удовольствие. Поэтому в ответ и компании стали задумываться о том, как сделать жизнь сотрудников лучше.

Опасен ли страх смерти?

Сам по себе страх умереть не опасен, это замечательная вещь, поскольку он толкает нас на то, чтобы не принимать рискованные решения, которые могут принести нам вред. Танатофобия таким образом способствует нашей безопасности. А ещё он напоминает, что вообще-то эту жизнь стоило бы жить. Memento mori — помни о смерти. Этот страх на горизонте нашего сознания напоминает, что все в жизни конечно, включая нас самих.

А вот отсутствие страха смерти невероятно опасно. Люди, которым удалили эту часть мозга, а такая операция возможна, увеличивают количество рисков в жизни. Человек начинает прыгать с парашютом, ставить себя в опасные ситуации, чувствует себя неуязвимым и оттого тестирует собственную жизнеспособность. Оттого такие вещи никогда не заканчиваются хорошо, потому что страх смерти — это важная вещь, которая сохраняет нам жизнь.

Материал по теме

Как перестать бояться смерти? | GQ Россия

После инцидента я начал жить моментом. Особенно в процессе восстановления, те первые несколько лет. Я просто не мог строить далеко идущих планов, поскольку слишком много всего было неизвестно. Голова была забита мыслями о происшествии и попытками справиться с болью. Все это действительно научило меня жить здесь и сейчас. Ко мне, наконец, пришло осознание: я могу умереть завтра или сегодня, в течение следующих нескольких минут. Почувствовать уязвимость жизни, а не отдаленно поразмышлять о ней было истинным подарком судьбы.

В какой момент вы поняли, что хотите заниматься медициной?

Полученный мною опыт подтолкнул меня к такому решению. Конечно, необязательно лишаться конечностей, чтобы захотеть того же, будем честны. Но со мной случилось именно так, и я действительно хотел с пользой применить приобретенный опыт. Я стал изучать разные программы защиты инвалидов, помощи им в реализации своих возможностей. Медицина стала путеводной звездой, амбицией, которую захотелось попробовать реализовать. К слову сказать, свои цели я стал воплощать иначе. Теперь я не был нацелен только на успех. Я не боялся обжечься. Это обеспечило мне огромное преимущество. Я понял, что не боюсь проиграть, и начал много пробовать: хорошо, я попытаюсь поступить в медицинскую школу; худшее, что может случиться, – меня исключат или я возненавижу это занятие, тогда я буду делать что-то другое. Такие мысли еще несколько лет назад могли бы просто-напросто сломить меня.

Как вы научились ко всему относиться проще?

Когда ты человек с ограниченными возможностями, неловкие ситуации происходят с тобой постоянно. Например, ты идешь по улице, а у тебя отваливается протез. Если даже к такому можно привыкнуть и начать относиться с юмором, почему бы не воспринимать легко и все остальное?

С вами тоже происходили неловкие вещи?

Мой любимый случай произошел в Денвере. Я перебегал дорогу, и у меня отвалилась конечность. Все проезжающие мимо машины остановились, прохожие опешили, никто сразу и не догадался, что это был протез. Они подумали, что у меня отвалилась нога. Один парень вышел машины, поднял мой протез и подал мне его с самым смешным и неловким лицом на свете. Это же забавно. Да, многие испугались, но ничего страшного же не произошло.

Беззаботность – отличное качество. Оно делает жизнь веселее, а отношение к смерти проще. Подумайте, что бы вы ни делали, вы все равно умрете, а зачем переживать из-за того, что неизбежно. Нужно просто это принять, тогда и переживать будет не из-за нечего. Так же легко стоит относиться и к неудачам. Плохое быстро пройдет, так что вам просто нечего бояться.

Долго находясь в окружении пожилых людей в хосписе, вы заметили, что больше всего заботит их в конце жизни?

Их перестают волновать повседневные заботы. Пожилые люди начинают мыслить более масштабно. Время для них перестает ограничиваться прожитыми и оставшимися годами, оно становится для них вселенским. Сто лет пожилым уже не кажутся большим временным промежутком.

Меняется и их отношение к самим себе. Со временем старики начинают казаться себе все более маленькими по отношению к огромному миру. Они осознают, что с прерыванием их жизни жизнь на Земле не заканчивается.

Вы словно опять вернулись к философии и истории искусств.

Да, потому что все сводится к тому, как люди видят себя в этом мире. Это очень субъективная вещь. Мы можем видеть себя очень большими, а все остальное маленьким или наоборот. Мир каждого человека уникален, и то, каков он, зависит лишь от нашего восприятия жизни. Это удивительно.

Изменилось ли ваше отношение к потерям после общения с пожилыми людьми?

Проживать боль – большое искусство, которое, как мне кажется, следует развивать в себе каждому. Когда вы начнете задумываться, какое же место горю отведено в жизни каждого из нас, вы быстро поймете, что страдания и любовь тесно переплетены. Когда вы теряете того, кто был вам не слишком близок, вы же не сильно переживаете, правда? Так что, в моем понимании, боль и любовь неразделимы. Я согласен, что иногда у нас просто нет сил страдать, раньше я глушил в себе это чувство. Когда умерла моя сестра, я словно разучился чувствовать. Сейчас я жалею, что не прожил ту боль.

А как следует проживать боль?

Ощутить все то, что происходит внутри вас. Не отказываться от своих чувств. После того, как они пройдут, пройдет и горе. Над вами словно рассеются тучи. А вот если вы запрете свою боль у себя внутри, она очень долго будет о себе напоминать.

Материал был впервые опубликован на сайте американского GQ.

Вероятно, вам также будет интересно:

Вы занимаетесь сексом, потому что боитесь смерти

Тони Парсонс о феномене отложенной смерти

Фото: Иллюстрация: Alicia Tatone

Как не бояться своей смерти

Нужно знать

Твоя гибель неизбежна. Я надеюсь, что это не будет слишком сильным шоком. Я согласен, что краткость человеческого существования надоедает. К счастью, для большинства из нас этот ужасный факт обычно витает где-то за пределами нашего сознания: мы «осознаем» свою смерть, но не боимся ее постоянно.

Однако неизбежно бывают моменты, когда реальность нашей возможной смерти поражает нас в новом, более холодном свете. Близкий звонок демонстрирует хрупкость жизни, или смерть любимого человека напоминает нам, что никто не свободен от конечного предназначения человечества. Даже разговоров о смерти, как сейчас, может быть достаточно, чтобы вызвать размышление о конце, а вместе с ним и содрогание страха перед собственным исчезновением.

В эти мгновения, когда ваше ожидание разврата проявляется заново, факт смерти переживается по-новому. Вместо того, чтобы просто быть «известным», как еще одно банальное утверждение о мире — «Небо голубое». Я умру» — ощущение своего конца ощущается глубже и непосредственнее. В таких настроениях страх смерти просачивается в ваше осознание себя как личности; его потрясающая неизбежность и окончательность заставляет вас чувствовать себя маленьким и бессильным. Это страх смерти на экзистенциальном уровне, вызванный почти немыслимым представлением о том, что есть и всегда будет только один из вас — и рано или поздно он исчезнет, ​​оставив в других лишь воспоминания. бывшие существа. Страх смерти в том виде, в каком я его здесь обсуждаю, связан не с практическим беспокойством о том, кто погасит ваш долг по кредитной карте после того, как вас не станет: он связан с тревожным фактом, что человек, заработавший этот долг, в первую очередь, всего лишь мимолетная крупица события в бесконечной истории Вселенной.

Страх смерти также усиливается, когда мы думаем о том, насколько вредна для нас смертность – что нет в жизни большего удара, чем прекращение жизни. Как заметил философ Томас Нагель, смерть — это величайшее лишение. Всегда есть еще жизнь, которую нужно прожить, и это больно, когда ее отнимают. Лучший способ справиться с этим страхом, пожалуй, — созерцать почти невыносимую мысль о своем будущем отсутствии: однажды на семейных обедах для вас уже не будет приготовлено место. На следующий день после вашей смерти газета будет выходить так же, как и накануне. А наутро после ваших похорон друзья приготовят себе утренний кофе. Однако вы уйдете навсегда, и это, безусловно, ужасное препятствие.

Так что страх смерти ужасен на вид – и поэтому, естественно, есть что преодолевать. В самом деле, стремление преодолеть страх смерти, как я полагаю, стимулировало множество размышлений в течение времени, проведенного человечеством на Земле: можно даже сказать, что разработка того, как помешать или, возможно, приспособиться, смерть лежит в основе огромного количества культурных достижений. Страх конечности — мощный двигатель.

Так как же можно побороть страх смерти? Одна из популярных стратегий — планировать продолжение жизни, которое, как обычно ожидается, будет происходить в другом, более счастливом мире. Воскресение, будь то человеческое или иное, завоевало очень много сторонников. И было несколько религий, а также философов, которые провозгласили взгляд на время как на цикличность: мы делали это раньше, и мы будем делать это снова. Смерть как интерлюдия.

У этих тактик и идей, безусловно, есть что предложить. Но пока отбросим всякую возможность жизни после смерти, чтобы у нас осталась часто ужасающая мысль: ты есть, но однажды тебя не станет. Есть ли веские философские причины не бояться этой пропасти — между бытием и небытием? В этом Руководстве я предложу несколько основанных на философии причин не бояться собственной смерти — и в этом смысле я надеюсь, что здесь есть что-то полезное, чтобы облегчить бремя глубоко тревожного экзистенциального состояния, в котором мы все находимся. посчастливилось найти себя.

Что делать

Жизнь древнегреческого философа Эпикура, жившего в городе, проходила между 3 и 4 веками до нашей эры. Его философия сегодня популярно оформляется как некий легкий гедонизм: чувственный, радостный, намек на роскошь, озорной второй бокал вина. Хотя сам Эпикур, вероятно, не был таким зашоренным и лишенным воображения искателем удовольствий, как предполагают эти клише, они дают представление о его мировоззрении.

Для него целью жизни человека является достижение счастья. Эпикур интерпретировал это как отсутствие боли, а не как позитивную программу потакания своим желаниям, скажем, соблюдения строгого графика оргий или выпивания фляг с опиумом по утрам во вторник. Он понимал, что какое бы временное возбуждение ни вызывали такие занятия в данный момент, оно, вероятно, будет хорошо уравновешено суровой ценой, которую придется заплатить позже. Поэтому вместо этого Эпикур рекомендовал (несколько разочаровывающе) число 9.0009 умеренность , что приведет к освобождению от боли и страданий, что, в свою очередь, принесет достойную меру счастья и, следовательно, хорошую жизнь. Наши ограничения, наша скудная уверенность находятся в центре системы мысли Эпикура, и именно в этом контексте смягчения боли и накопления мягкого счастья, по его мнению, необходимо понимать страх смерти. Эпикур и его последователи считали, что страх смерти вреден для наслаждения нашей жизнью, и поэтому демонстрация того, почему этот страх необоснован, способствует общему гедонистическому проекту хорошей жизни.

Согласно этой традиции, первое, что нужно сделать, чтобы преодолеть страх смерти, — это попытаться сформулировать для себя, каково было бы быть мертвым. Представьте себе себя , но не живым — мертвым. (Помните, мы отбросили загробную жизнь.) Как вы быстро поймете, в центре этого первого действенного пункта находится неразрешимое противоречие. Вы не можете себе представить, каково это быть мертвым, потому что смерть — это отсутствие существования. Воображать буквально нечего, потому что само ничто нельзя вообразить. Нет перспективы, нет взгляда из небытия, ничего, к чему можно было бы приблизиться. Такова первая рекомендация: осознайте, что смерть — это не опыт. Сама смерть на самом деле не вещь вообще. Говоря словами Эпикура: «Смерть для нас ничто».

Чтобы довести до конца, обратимся к римскому поэту Лукрецию. Он был более соленым и ироничным эпикурейцем более позднего поколения, I века до н. э., чья беспримерная поэма «О природе вещей » вызвала недовольство ранних христиан из-за своего криптоатеизма. В поэме Лукреций предлагает идею, позже названную «Аргументом симметрии», которая намекает на второе, что вы должны сделать, чтобы преодолеть страх смерти: попытаться вспомнить, что было до вашего рождения. Не то, каким был мир, что составляет задачу исторического воображения, а то, каким он был до будет вами — до того, как вы были созданы. Вы обнаружите, что дородовое существование — это не то, о чем можно подумать, тем более пережить. Симметричная часть аргумента, конечно же, заключается в том, что вам так же трудно представить, что значит быть мертвым. В самом деле, согласно Лукрецию, ты-предсуществование — это то же самое, что смерть или постсуществование: и то, и другое предполагает отсутствие тебя. Без сомнения, вы не боитесь своего пренатального существования, и логически говоря, учитывая их эквивалентность, следует, что вы должны бояться смерти точно так же, как и не бояться вообще. (Как выразился писатель Владимир Набоков в своих мемуарах: «здравый смысл подсказывает нам, что наше существование — лишь краткая трещинка света между двумя вечностями тьмы». )

Это подводит нас к третьему шагу, который нужно сделать, чтобы успокоить вашу экзистенциальную тревогу: выяснить, насколько «ничего» — небытия — можно обоснованно бояться. То есть есть ли веские причины для того, чтобы ваша надвигающаяся смерть вызвала эмоцию страха? Разумно бояться вещей до такой степени, что эти вещи могут причинить вам вред. Было разумно нервничать по поводу ядерного оружия в эпоху холодной войны; разумно опасаться, что человечество превращает земной шар в сауну; и разумно, чтобы ваше сердце выстрелило, как из требушета, в горло, когда ваш партнер сказал вам слова: «Нам нужно поговорить». Все это опознаваемые угрозы, которые предвещают ужасные переживания. Ни один из них не поможет нам в достижении нашей эпикурейской цели быть счастливыми, и поэтому их обоснованно опасаются.

Но сама смерть, а не процесс умирания, который представляет собой нечто иное, кажется, не из тех вещей, которых можно обоснованно бояться, потому что это ничто. Нет ничего неудобного или обидного в том, что может быть мертвым. Это не значит, что вас лишают жизни или более счастливых лет, потому что, опять же, вы просто не там , чтобы быть лишенным в первую очередь. Для вас негде найти вред от смерти, поскольку смерть — это не состояние бытия. Это не то, что, строго говоря, происходит с вами, и поэтому не может быть вредным. (Никто не сказал бы, что святому Франциску Ассизскому 9 лет.0009 больше мертвых, чем панк-рокер «GG» Аллин, потому что Святой Франциск умер давно.) Смерть — это отсутствие события; это вообще не событие и не вещь, потому что такой вещи, как вы, больше нет. Даже то, что вы видели во сне или воображали, — скажем, незнакомец, молча стоящий у вашей кровати, когда вы просыпаетесь, — имеет некое существование, необходимое для того, чтобы быть разумным объектом страха, даже если оно оказалось тенью дерево. Сама смерть не обладает этим качеством. И Лукреций добавлял: так же неразумно бояться небытия после жизни, как бояться небытия до рождения.

Это суть аргумента Эпикура и Лукреция о том, почему нет веских причин бояться смерти. Обратите внимание, что их аргумент не говорит о страхе, что другие умрут, что является вполне разумным беспокойством, которое мы, возможно, должны усилить, учитывая, что страх смерти других людей может сделать нас более чуткими к их потребностям. Нет, эпикурейский аргумент против страха смерти касается только вашего собственного «я» и его распада.

Когда я обдумываю эти шаги, я обнаруживаю, что их эффективность во многом зависит от моего настроения. Мне нравится мысль о том, что я могу интеллектуализировать страх смерти, как если бы простых философских размышлений было достаточно, чтобы придать мне смелости. И когда я особенно подавлен или отрешен от мира, возможно, есть проблески утешения от аргумента, что смерть — это ничто. Но обыкновенно такой ход мыслей не совсем снимает страх смерти (рискну предположить, что и у вас страх еще в какой-то степени присутствует).

Эпикур узнал это. Его аргумент сам по себе недостаточно силен, чтобы полностью избавить нас от страха предсмертного существования. Я сомневаюсь, что что-то есть, или, вернее, я бы не стал доверять ничему, что действительно и полностью освобождало от страха смерти (например, есть определенные виды фанатизма, которые, по-видимому, делают именно это, с очевидным ужасные результаты). Но, как подчеркивает современный философ Джеймс Уоррен, аргумент Эпикура следует учитывать как часть «когнитивной терапии» для того, чтобы справиться с собственной жизнью. Это может иметь свои плоды. Это может немного ослабить страх смерти, который, в свою очередь, может слегка увеличить ваше удовольствие от жизни — и это, в целом, одна из великих целей пребывания здесь в первую очередь.

Ключевые моменты – Как не бояться своей смерти

  • Конец вашего существования неизбежен. Вопрос в том, стоит ли вам этого бояться.
  • Эпикур и многие другие утверждали, что есть причины не бояться смерти.
  • Его аргумент, по сути, таков: когда ты жив, смерть ничто. Когда ты мертв, жизнь ничто.
  • Этот аргумент предназначен для того, чтобы избавить только некоторых от страха смерти и дать вам новую перспективу, с которой вы сможете наслаждаться своим мимолетным временем на Земле. Изгнание всякого страха смерти превратило бы вас в нечто едва человеческое, что наглядно продемонстрировали фанатики во всем мире.
  • Философия может быть полезным размышлением о том, что значит жить хорошо. Размышление о собственной смерти может сосредоточить внимание на том, что делает жизнь такой ценной.

Узнать больше

Аргументы Эпикура против страха смерти неоднократно подвергались сомнению. Возможно, самый известный контрапункт в наше время исходит от Нагеля в его уважаемой статье «Смерть» (1970), которая во многом способствовала возобновлению философского внимания к проблемам небытия. Суть аргумента Нагеля состоит в том, что — это чего бояться в нашем собственном небытии. Их разногласия лежат в основе эпикурейской точки зрения. Нагель говорит, что Эпикур ошибается: смерть, очевидно, лишает нас возможности радостей жизни; только легкомысленные философы, предающиеся своим бессмысленным сложностям, стали бы отрицать столь простую истину. Пример: гениальный философ и математик Фрэнк Рэмси умер в 26 лет. Разумно предположить, что его смерть лишила его — и мир — бесчисленных, возможно, ныне невообразимых философских прозрений. Но это также убрало из ему тихое очарование взросления, мудрость старости (какой бы она ни была), радость иметь детей и так далее. То есть это исключило возможность его жизни, которую мы часто называем «полноценной жизнью». В этом смысле смерть была очень плоха для Рэмси, как и для всех нас. За исключением самых крайних сверхдолгожителей или людей с крайне изнурительными и неизлечимыми болезнями, смерть уносит то, чем мы могли бы в противном случае наслаждаться, если бы смерть не сделала свое нежелательное вмешательство («может случиться так, что плохой конец уготован для всех нас», пишет Нагель устало ближе к концу своей статьи). Подавляющее большинство жизней смерть лишает. Одного этого достаточно, чтобы бояться смерти, по крайней мере, так сказал бы Нагель.

Аргумент Нагеля включает в себя изменение точки зрения, что ясно видно из его зависимости от смерти других людей, использования их целей как способа продемонстрировать вред смерти для всех. Его позиция была разработана в 2009 году философом Беном Брэдли с использованием терминологии возможных миров, основная суть которой состоит в том, чтобы сравнить возможности, рассматривать каждую возможность как реальную, а затем решить, какой возможный мир лучше. Интуитивно кажется, что возможные миры, в которых Рэмси живет дольше, лучше, чем возможный (и, к сожалению, реальный) мир, в котором он умер в 26 лет, и отсюда следует, что смерть — это плохо, и ее следует опасаться. Но эта точка зрения, какой бы убедительной она ни была, отказывается от взгляда от первого лица — на самом деле, экзистенциального — взгляда эпикурейцев, чья философия, как и у большинства других древних, неотделима от их этического мировоззрения. Поскольку эпикурейский аргумент теоретически может сделать саму жизнь более приятной, а удовольствие является целью жизни, то, по их мнению, их аргумент, скорее всего, будет верным. Для эпикурейца разглагольствования о возможных мирах имеют сомнительную ценность, когда речь идет о живом наслаждении собственной жизнью, особенно когда конечным результатом является усиление страха смерти.

Конечно, против эпикурейской точки зрения можно выдвинуть и другие возражения, но, что более интересно для наших целей, в подходе «смерть есть ничто» есть сторона, которая делает неотъемлемую ценность жизни более заметной. Эта идея находит гораздо более полное признание в философии 20-го века, чем среди древних, хотя она присутствовала и тогда. Я имею в виду поразительное представление о том, что в собственной смерти есть положительное благо. Поскольку смерть абсолютно ограничивает нас, она придает форму нашему существованию. Мы здесь ненадолго, и из-за этой скоротечности мы скорее ценим свое время. Это становится наиболее ясным, если рассмотреть альтернативу: телесное бессмертие. Эпикурейцы, особенно Лукреций, думали, что вечная телесная жизнь будет адом на Земле, и я думаю, что они что-то замышляют.

Без смерти жизнь была бы ничем иным, как ужасным повторением, бессмысленным и бесконечным. Неизмеримо долгие жизни, в конце концов, превратились бы в самую банальную скуку. Тысячелетия за тысячелетиями придется прожить, и даже тогда останется вечность. В конце концов, самые возвышенные и чудесные из возможных переживаний станут наказанием за их унылую фамильярность. К счастью, это не та возможность, которая должна нас слишком сильно беспокоить. Но столкновение с альтернативой смерти приводит к выводу, что каким бы ужасным это ни было, факт смерти делает жизнь более яркой и драгоценной. Время, которое мы проводим вместе в этом месте, быстротечно: давайте проведем его с пользой.

Ссылки и книги

Бесплатный курс Шелли Каган, предлагаемый Йельским университетом, отлично подходит для доступного введения в философию смерти. Упакованный материалом, всеобъемлющей программой и убедительными лекциями, это отличное место для начала.

Еще один солидный вводный текст — « Философия смерти » Стивена Люпера (2012), который, вероятно, сейчас является академическим стандартом.

Замечательный Саймон Кричли в 2009 году прочитал лекцию в Новой школе в Нью-Йорке под названием «Философствовать — значит научиться умирать». Когда я впервые посмотрел его, я нашел его завораживающим, и я рад сказать, что он все еще есть.

Для более глубокого погружения — и для более глубоких карманов — Оксфордский справочник по философии смерти (2012 г.) — бесценный ресурс, в котором есть эссе, охватывающие многие из основных тем философии смерти, хотя в основном с аналитической точки зрения ( так что здесь не так много межкультурной работы). Настоятельно рекомендуется эссе Филиппа Митсиса об Эпикуре и эссе Джона Брума о вреде смерти.

Лучшая недавняя книга об Эпикуре называется Как быть эпикурейцем: древнее искусство жить хорошо (2019) Кэтрин Уилсон (которая также является участником Aeon).

Джеймс Уоррен также является ведущим исследователем эпикуреизма; для более требовательного и академического рассмотрения предмета вы вряд ли могли бы сделать лучше, чем Лицом к лицу со смертью: Эпикур и его критики (2004).

Мы также опубликовали замечательную короткую статью на Aeon об эпикурейских идеях в современном мире от Теммы Эренфельд.

Короткое и легко усваиваемое видео о более широкой философии Эпикура — помимо его преодоления страха смерти — можно найти здесь онлайн-«философского артиста» Эйнцельгангера.

Наконец, Aeon Video показал очень трогательный и наводящий на размышления документальный фильм о последних месяцах жизни философа Герберта Фингаретта, когда он борется с неминуемой смертью, и о том, действительно ли взгляды Эпикура сохранятся, когда придет конец. , наконец, здесь.

Можно ли облегчить страх смерти? 9 Тактика помощи

Источник: изображение Джин Ф, goodfreephotos, CC0.

Принятие реальности смерти

Как вы отреагировали, когда впервые узнали, что когда-нибудь умрете?

Я хорошо помню свое возмущение — да, возмущение — когда в возрасте 5 лет или около того я узнал, что моя жизнь не будет длиться вечно.

Я был здесь, только осознавая, кто я такой, и радуясь своему недавно обнаруженному я, только чтобы узнать, что я уже на пути к забвению.

Мой отец утешал меня словами, которые, без сомнения, используют многие родители: «Тебе не придется беспокоиться об этом очень, очень долго».

Хотя я помню, как немного смягчился после его комментария, какая-то часть моего более молодого «я» не могла успокоиться. Когда-нибудь смерть действительно придет за мной. Тем не менее, я получил сообщение моего отца. Да, может быть, я мог бы отсрочить смерть на долгое-долгое время.

Сейчас я в преклонном возрасте и продолжаю использовать защиту отрицания. «Я мог бы прожить еще 20 хороших лет», — говорю я себе. «Мне не придется беспокоиться в течение долгого, долгого времени». Тем не менее, в моем возрасте я думаю, что мне нужна большая лодка стратегий.

Какие самые полезные способы справиться с реальностью смерти? Как отмечает здесь блогер

PT Сьюзен Перри, те, кто верит в загробную жизнь, имеют встроенный буфер против страха смерти. Но есть ли у остальных из нас способы, с помощью которых психология может помочь уменьшить страх собственной смерти?* Могут оказаться полезными следующие девять методов.

1. Используйте страх смерти как мотивацию, чтобы продлить свою жизнь, практикуя здоровые привычки.

Упражнение. Здоровое питание. Достаточно сна. Хорошие отношения. Быть на природе. Перерывы. Зубная нить. Согласно постоянно растущему количеству исследований, все эти здоровые привычки способствуют более долгой, здоровой и счастливой жизни.

Кроме того, здоровые привычки повышают шансы на то, что вы избежите худших разрушительных последствий старения и даже до конца сохраните бодрость в своем шаге. Поставьте перед собой цель сделать свое «продолжительность жизни» такой же продолжительной, как и ваша жизнь!

2. Стать старше и меньше бояться.

Когда мне было за 50, у меня был еще один разговор с родителями о смерти. Мой отец сказал: «Теперь, когда мы стали старше, мы меньше боимся смерти». И мама кивнула в знак согласия. Я сожалею, что не могу вспомнить продолжение нашего разговора. Почему он меньше боялся? Почему они подняли этот вопрос? Я никогда не узнаю, благодаря моему беспокойству по поводу обсуждения этой темы.

Но теперь, когда я стал старше, я сам меньше боюсь смерти. Психологи говорят нам, что длительное воздействие чего-либо — даже мысли о смерти — помогает нам адаптироваться к этому. Мать подруги выразилась так: «Если у вас в гостиной есть слон, вы со временем к нему привыкнете».

Борьба с повседневными тяготами также берет свое. Как говорит писательница Мэри Роуч: «Я боюсь не столько смерти, сколько ее прологов: одиночества, дряхлости, боли, слабости, депрессии, дряхлости. Через несколько лет я представляю, как смерть преподносит мне как отдых на пляже. .»

Чтобы уменьшить страх смерти, просто стань старше.

3. Откройтесь благодарности.

Хочется верить, что у отца и матери тоже была такая хорошая жизнь, что они были готовы ее отпустить, как гости, пировавшие за Благодарственным столом, понимают, что сыты и больше не нуждаются. Может быть, они чувствовали себя как Леонардо да Винчи, который сказал: «Как хорошо прожитый день приносит счастливый сон, так и хорошо прожитая жизнь приносит счастливую смерть».

Сосредоточение внимания на положительных событиях и людях в вашей жизни может помочь вам заменить страх благодарностью. Более того, отношение благодарности приносит бесчисленные блага тем, кто его культивирует. Исследования говорят нам, что благодарность тесно связана со счастьем, целеустремленностью и снижением стресса. Знаменитое упражнение «Три хороших дела» и связанные с ним действия оказывают поразительное влияние на счастье, даже если практиковать их в течение короткого периода времени, как я беззаботно объясняю здесь.

4. Создайте наследие.

Под «наследием» я подразумеваю несколько вещей. Во-первых, это бесценное наследие подготовки завещания и других сопутствующих документов. Да, это утомительно. Но точно указав, кто что должен получить, вы можете внести свой вклад, чтобы избежать ранящих драк внутри семьи, которые оставляют неугасающие обиды (каламбур).

Под «наследием» я также подразумеваю действия, слова и поступки, которые вы оставляете после смерти. Воспоминания других людей о вас — это своего рода продление жизни. Это означает, что если вам нужно извиниться перед определенными людьми или выразить свою любовь и благодарность определенным другим, сейчас самое время это сделать.

Наконец, вы можете подумать о том, чтобы подарить уборку после смерти как часть своего наследия. Да, я сказал «предсмертная очистка», шведская традиция, которую я переняла. Предсмертная уборка включает в себя уборку за собой перед тем, как покинуть эту Землю, — организацию, сортировку, выбрасывание или раздачу вашего имущества и сувениров. Я заметил, что многие пожилые люди, не занимаясь «смертельной уборкой» сознательно, заняты уборкой своих подвалов или чердаков. Я думаю, что они инстинктивно делают последнюю услугу своим детям, облегчая им жизнь и смерть.

После того, как вы подготовите свое наследие, звук шагов смерти может вызывать меньше ужаса. Вы готовы.

5. Не забывайте о своей цели.

Психолог Соня Любомирски, пишущая в «Мифы о счастье », цитирует исследования, подтверждающие идею о том, что жизнь с чувством цели — лучший способ справиться со страхом смерти. Как она отмечает, поиск цели включает в себя действия, которые связывают вас с чем-то большим, чем вы сами: облегчение страданий других, передача ваших ценностей следующему поколению, создание долгосрочной ценности или инвестирование в сообщество, и это лишь несколько примеров. .

Любомирский предлагает следующий простой процесс для выполнения самого важного: «… Делайте хотя бы один шаг каждую неделю в направлении, которое поможет вам достичь цели в жизни и сохранить свое наследие». Если вам нужна помощь в определении ваших целей, ознакомьтесь с моей записью в блоге на эту тему.

6. Проявите свои творческие способности.

Выражение того, кто вы есть, через творческую деятельность — один из лучших способов почувствовать себя живым, а также создать наследие для других. И под «творчеством» я подразумеваю не только художественное выражение. У каждого есть творческая сторона, выражают ли они ее через деревообработку, лидерство, публичные выступления, открытие бизнеса или благотворительность, обучение детей или почти любое человеческое начинание. Все, что вы сделали, включая глиняную посуду, фотоальбомы, письма, книги, видео, блоги, ткани, картины или записи других профессиональных достижений, может стать драгоценным сувениром для ваших детей и внуков.

7. Пусть знание смерти поможет вам оценить сладость жизни.

Шотландский эссеист Александр Смит писал в 1863 году, что «Именно в каком-то смутном осознании факта смерти жизнь черпает свою последнюю сладость».

На самом деле, с тех пор как мне исполнилось 65 лет, я испытал странные моменты трансцендентного счастья. Возможно, Мать-природа дарит эти моменты всем существам осенью, когда мы собираем нектар на последних этапах жизни.

Независимо от того, правда это или нет, мы можем решить помнить о мелочах в жизни, которые приносят удовольствие и счастье. Хорошая чашка кофе, красивый вид, малиновка во дворе — каждый может решить стать мастером замечать и ценить маленькие радости жизни. Этот навык может даже помочь вам жить дольше. Японские старейшины Окинавы, практикующие искусство икигай , подмечая маленькие удовольствия, являются самыми долгоживущими людьми на Земле. Такое искусство также перенесет вас в настоящий момент, освободив от прошлых сожалений или будущих забот.

8. Найдите социальную поддержку и расскажите о своих тревогах.

Читая между строк этого сообщения в блоге, вы можете заметить, что обсуждение темы смерти с моими родителями, каким бы неловким оно ни было, тем не менее дало мне разрешение подумать об этом, написать об этом и начать принимать это. Общение с членами семьи, терапевтами или друзьями может служить той же цели. «Кафе смерти» возникли по всему миру с целью представить программы, которые помогают людям говорить о смерти и готовиться к ней.

В общем, социальная поддержка — знание того, что другие заботятся о вас и прикрывают вашу поддержку — может оградить вас от всевозможных недугов, а также способствовать долголетию, здоровью и счастью, согласно исследованию, цитируемому Любомирским. Эмоционально поддерживающие отношения она описывает как «единственный лучший способ подготовиться к будущему судьбоносному диагнозу или любой трагедии или кризису».

9. Побалуйте себя юмором смерти.

Смерть в конце концов побеждает, но, по крайней мере, мы можем подшутить над ней по пути. Даже шутки о кукурузных шариках могут помочь. Это напомнило мне — знаете, почему жизнь похожа на рулон туалетной бумаги? Потому что чем ближе вы подходите к концу, тем быстрее он идет.

Заключительные мысли

Когда мне пора уходить, я надеюсь, что смогу использовать эти техники, чтобы ослабить страх перед концом жизни или, по крайней мере, сделать факт смерти более терпимым. Я надеюсь, что этот пост дал вам несколько утешительных и полезных идей. Возможно, в какой-то момент вы согласитесь с персонажем из «Гарри Поттера», который сказал: «В конце концов, для хорошо организованного ума смерть — всего лишь очередное большое приключение».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *