Как научиться разбираться в людях: Как научиться разбираться в людях: 5 секретов от профайлеров

Содержание

Как научиться разбираться в людях: 5 секретов от профайлеров

30.04.2021

В популярной игре «Мафия» игроки в роли мафиози врут и притворяются, чтобы их не вычислили, а их противники в роли мирных жителей пытаются распознать бандитов среди горожан, стараясь не устранить по ошибке своего. Для этого приходится пристально наблюдать за участниками, их мимикой, жестами, следить за разговорами. От умения вовремя обнаружить ложь или скрытый мотив зависит результат игры.

В жизни, как и в игре, очень полезны навыки, помогающие распознавать «своих» и «чужих», отличать правду от лжи, опасность от защищенности. Именно этих навыков часто не хватает тем ребятам, которые обращаются за советом по поводу отношений в службу Детского телефона доверия 8 800 2000 122.

Итак, сегодня мы раскрываем секреты психологов, которые помогут тебе прокачаться в области профайлинга — методике считывать информацию о человеке по его внешнему виду, речи, мимике и жестам.

Секрет № 1. Чтобы научиться понимать других, нужно понимать себя

Начни с изучения своего характера, предпочтений, страхов, преобладающих эмоций, ценностей, интересов. Проанализируй свое поведение в моменты, когда тебе интересно, страшно, когда говоришь неправду, волнуешься, испытываешь к кому-то симпатию. Так ты обнаружишь, например, что при волнении постоянно поправляешь одежду, а когда не хочешь говорить правду — избегаешь визуального контакта. Заметив похожее поведение у другого человека, ты будешь знать, что он, скорее всего, волнуется или обманывает.

Секрет № 2. Чем больше наблюдаешь за людьми, тем лучше их понимаешь

Наблюдай за людьми в общественном транспорте, на улице, в школе. Попробуй определить по их внешности, жестам, походке, что за люди перед тобой. Смотри фильмы и читай книги про отношения, интересуйся исследованиями в этой области.  Так ты сформируешь у себя особую наблюдательность, интуицию и привычку обращать внимание на детали, которые часто могут дать ценные подсказки о человеке.

Секрет № 3. Всех людей можно разделить на группы по особенностям поведения и преобладающим эмоциям

Чтобы научиться разбираться в людях, придется погрузиться в психологию. Изучить типы темперамента. Так, зная, кто перед тобой — интроверт или экстраверт, будет легче понять, как с ним взаимодействовать. На заметку: согласно исследованиям, выражение лица, соответствующее таким эмоциям как счастье, печаль, гнев, удивление, отвращение и страх, одинаково у людей по всему земному шару.

Секрет № 4. Лицо человека, тело и голос выдают его истинные чувства

Например, в ответ на предложение угоститься конфетой, подруга может сказать «нет», при этом утвердительно кивнув головой. 

Понять, говорит ли друг правду, отвечая на вопрос «Почему не позвал в кино?», можно по глазам: если при ответе он смотрит вправо вверх, то, скорее всего, придумывает ответ на ходу. Следует насторожиться, если собеседник постоянно трогает свое лицо: прикрывает рот рукой, чешет лоб. Такими жестами он может стремиться отвлечь внимание, чтобы легче было ввести собеседника в заблуждение.

А вот положение ног собеседника может рассказать о его интересе и симпатии к тебе. Если во время беседы человек стоит так, что его ступни находятся вместе и направлены на тебя, то с большой долей вероятности можно утверждать, что ему интересно то, что ты рассказываешь.  

Секрет №5. Нельзя игнорировать шестое чувство

К сожалению, не все люди обладают развитой интуицией, но никто не мешает ее развивать. Беспокойство, тревога, дискомфорт при общении с собеседником — звоночки, сигнализирующие о том, что нужно быть настороже, так как что-то, возможно, в этом общении не так.

Секрет №6. Первое впечатление часто может быть обманчивым

Не спеши вешать на человека ярлык обманщика, хама или зануды после первого общения.  Возможно, в момент встречи он был чем-то огорчен или сильно устал. Приучись тестировать свои гипотезы. Для этого задавай человеку неожиданные интересные вопросы, располагающие к размышлениям, например: «Если бы ты выиграл в лотерею крупную сумму, как бы ей распорядился? Если бы ты мог выбрать одну суперспособность, чтобы это было? Как бы ты провел день, зная, что он последний?»  Вряд ли твой собеседник ожидает, что его об этом спросят, поэтому у тебя есть шанс увидеть искреннюю реакцию и получить максимально честный ответ. А еще такие вопросы помогут узнать истинные ценности и актуальные потребности человека, и, следовательно, лучше его понять.

Конечно, в этой статье мы привели только несколько базовых приемов, которые могут помочь тебе разобраться в людях. Если у тебя остались вопросы, психологи Детского телефона доверия всегда готовы на них ответить. 

 

 

 

 

Поделиться в соцсетях:

Вернуться к списку статей

Как научиться разбираться в людях: советы и рекомендации

Как научиться разбираться в людях? Наверняка вы тоже задавали себе этот вопрос. И это не удивительно, ведь каждый из нас хотя бы раз ошибался. Не зря ведь говорят, что первое впечатление может быть неправильным. Поначалу кажется, что новый знакомый — просто воплощение доброты и радости. Но на самом деле он оказывается манипулятором или энергетическим вампиром. Как избежать таких неприятных встреч? Можно ли уже в первые минуты знакомства понять, кто перед вами находится?

Содержание

  • Виды психологических аспектов
    • Эмоциональность и сверхэмоциональность
    • Отсутствие эмоций
    • Позитивные и негативные эмоции
    • Стеники и астеники
    • Настроение
    • Стрессы
    • Взрывной характер
  • Особенности подхода к разным типам людей
    • Люди без эмоций
    • Люди с негативным настроем
    • Люди с положительным и отрицательным эмоциональным фоном
    • Люди со взрывным характером
    • Энергетические вампиры
    • Люди-манипуляторы
    • Люди, преступающие нормы морали
    • Застенчивые и стеснительные люди
    • Талантливые люди
  • Как разбираться в людях — советы психологов
    • Язык тела и мимика
    • Темперамент
    • Интуиция
    • Покажите себя настоящего
  • Заключение

Виды психологических аспектов

Человеческая личность многогранна — и это неоспоримый факт. Поэтому для того, чтобы найти к человеку подход, понять его, нужно учитывать все особенности его характера. Таких особенностей несколько.

Эмоциональность и сверхэмоциональность

Если человек эмоциональный, общаться с ним очень легко, потому что он сам покажет свои эмоции. И не важно, позитивные они или негативные. Он без труда поделится с вами как радостью и удивлением, так и грустью, гневом и злобой.

С одной стороны хорошо, когда знаешь, что собеседник чувствует в данный момент. А с другой — разговор быстро утомляет и даже раздражает, потому что он не замолчит, пока не выплеснет все эмоции. Единственное, чем можно спасти ситуацию, — слушать человека, но не обращать большого внимания на льющийся из него поток слов. А если делать это стало невыносимо, вежливо прервать разговор. Только сделать это нужно так, чтобы никого не обидеть.

Отсутствие эмоций

У некоторых людей эмоций нет совсем. Исключение — случаи, когда они попадают в критическую или необычную для них ситуацию. Поэтому сказать, что происходит у них в душе, не представляется возможным.

Свои чувства и ощущения безэмоциональный человек выражает словами. Обычно у таких индивидов хорошо развит интеллект, они легко анализируют происходящее вокруг них. Общаться с ними не так уж легко, но найти подход все же можно. Например, можно проявить инициативу и первым начать разговор, спросить совет по какому-то вопросу. Главное — не требовать эмоций. Потом вы оцените, насколько мудрыми оказались его рассуждения и выводы.

Позитивные и негативные эмоции

Общение с позитивно и негативно настроенным человеком имеет свои особенности. В первом случае вам легко с ним общаться, потому что он просто заряжает счастьем и радостью. После разговора с такими людьми вы 100% весь день будете в хорошем настроении.

Во втором случае все намного сложнее, поскольку негатив всегда отталкивает. Но не стоит игнорировать собеседника. Посочувствуйте ему, чисто по-человечески выслушайте и предложите помощь. Главное — не будьте навязчивыми.

Стеники и астеники

Научиться плодотворно общаться с теми и другими непросто, поскольку каждый из типов людей имеет свои особенности. Стеники проявляют эмоции активно. Причем не важно, что это за эмоции: радость или гнев, злость или счастье. В результате возникает возбуждение и напряжение.

Астеники, наоборот, испытывают эмоции, которые их подавляют. Речь идет о тоске, хандре и удрученности.

В общении со стениками не забывайте, что они все равно выльют на вас эмоции, хотите вы того или нет. Потому не пытайтесь этому воспрепятствовать. С астениками придется проявлять терпение. Со временем вы привыкнете к их образу мышления.

Настроение

Эмоциональное состояние делит людей на три разные категории. С теми, у кого настроение всегда хорошее, общаться просто. Такие личности не станут разговаривать о чем-то грустном и плохом, потому что у них все хорошо.

Если у человека всегда плохое настроение, изменить ничего не получится. Эта черта характера исправлению не поддается. Поэтому не надо пытаться развеселить, просто привыкайте.

Больше всего проблем будет в общении с теми индивидами, у которых настроение меняется чуть ли не ежеминутно. Поэтому в разговоре с ними рекомендуется занять и удерживать лидерские позиции. Благодаря этому вы сможете опередить их реакцию на то, что сказали.

Стрессы

С этим психологическим аспектом все предельно ясно. Если ваш собеседник испытывает сильный стресс, просто выслушайте его и попробуйте успокоить.

Взрывной характер

«Взорваться» может человек как с позитивным, так и с негативным настроем. Просто в силу каких-то обстоятельств он теряет контроль над собой и своими эмоциями.

Не бойтесь таких людей, не прячьтесь от них, но и не льстите. В разговоре с ними приводите аргументы и факты, говорите спокойно и с достоинством.

Особенности подхода к разным типам людей

Итак, как мы выяснили, каждый человек имеет свои психологические аспекты. Как разбираться в людях, владея этой информацией? Искать подход ко всем.

Люди без эмоций

Как сказано выше, эмоции у них появляются исключительно в критических ситуациях. В остальных случаях они умело прячут и симпатию, и любовь, и неприязнь.

Безэмоциональный человек смотрит на мир не так, как мы. Он оценивает его через призму мыслей и логических рассуждений, а не эмоций. Поэтому в разговоре с ними просите рассказать о своих впечатлениях. Только не ждите красочных рассуждений. Помните, что ответ будет состоять из сухих фактов и доводов.

Люди с негативным настроем

Человек, наполненный негативом, как правило, озлоблен. Он недоволен своей жизнью и окружением, конфликтует даже с членами семьи.

Умение разбираться в людях в этом случае поможет вам не избегать таких личностей, а искреннее помогать им справиться со стрессом. Узнайте, что его так расстраивает. Сделайте это максимально тактично, так, чтобы не лезть без спроса в душу. Если собеседник ответит, вам удалось найти к нему подход.

Люди с положительным и отрицательным эмоциональным фоном

В большинстве случаев они зависят от настроения. Если оно хорошее, общение проходит гладко. В противном случае вы будете испытывать дискомфорт.

Помните, что таких личностей легко вывести из себя. Любая, даже самая незначительная мелочь может в момент сменить их настроение с хорошего на плохое. Поэтому действуйте на опережение. Что это значит? Допустим, вам нужно сказать человеку плохую новость. Не затягивайте, сделайте это сразу в начале разговора. Если сделать это в конце, у собеседника останется осадок от всей беседы в целом. А, может, и от вас.

Люди со взрывным характером

Эмоциональный всплеск порой приводит к крайне неприятным последствиям. Вспомните, сколько раз в состоянии аффекта люди совершали тяжкие преступления. Держа в памяти этот факт, в общении со «взрывными» людьми проявляйте вежливость и дружелюбие даже в тех случаях, когда оно не приносит вам никакого удовольствия. Если это ваш начальник, будьте тактичны, исполнительны и пунктуальны. Но не лебезите и не льстите. Всегда имейте свое собственное мнение.

Энергетические вампиры

Возможно, вы тоже сталкивались с такими. После общения с ними кажется, что жизненной энергии у вас не осталось совсем. Такие люди всегда проявляют чрезмерное любопытство, задают вам массу вопросов, делают попытки прикоснуться. И при этом кажутся милыми, не вызывают беспокойства.

В психологии дается всего лишь одна рекомендация касательно энергетических вампиров — исключить любые контакты с ними.

Люди-манипуляторы

О них можно говорить долго. Обычно такие личности не обладают ничем выдающимся: ни внешностью, ни достижениями, ни стилем. И они всегда просят о помощи. Причем каждый раз обещают, что он будет последним. В этом случае учимся твердо говорить «нет». Проявляйте твердость и непреклонность.

Люди, преступающие нормы морали

Для них нет авторитетов и принципов. Если они способны перейти грань дозволенного в жизни, что уж там говорить об общении. Даже короткий разговор с ними вряд ли принесет вам удовольствие и пользу.

Не бойтесь раз и навсегда отказаться от такого человека. Ничем хорошим знакомство с ним не закончится.

Застенчивые и стеснительные люди

В большинстве случаев природа их не наделила силой духа. Да и, скорее всего, они привыкли, что за них всегда кто-то принимает решения. В детстве это были родители, а во взрослом возрасте супруги, друзья и т.д.

В общении с такими людьми проявляйте осторожность. Помните, что утрата бдительности быстро сделает из вас такого себе джина-исполнителя желаний.

Талантливые люди

Как научиться разбираться в особенностях общения с людьми, которые обладают незаурядными способностями? Для начала уясните тот факт, что гениальность граничит с сумасшествием. Вспомните знаменитого Ван Гога, который творил свои шедевры в стенах психиатрической клиники.

Разговаривая с талантливым человеком, не забывайте хвалить его, оценивать его талант и произведения. Не забывайте, что чаще всего это взрослые дети, которые ото всех ждут похвалы и признания.

Как разбираться в людях — советы психологов

Наверняка каждый из нас хотя бы раз в жизни ошибался в людях. Так, например, вы считали человека рядом с вами верным и преданным, а он взял и исчез в трудную минуту. А тот, от кого вы ожидали меньше всего, бескорыстно оказал помощь. Почему так произошло? Потому что у вас не получилось вовремя распознать, каким человек является на самом деле.

Психологи рекомендуют обращать внимание на несколько важных моментов.

Язык тела и мимика

О них можно говорить вечно. А сколько книг было написано известными психологами по этому поводу. Одна из наиболее популярных принадлежит авторству Алана Пиза и называется «Язык телодвижений». Из такой литературы вы узнаете, как понять, что человек чувствует во время разговора, как распознать ложь, что значит какая-то определенная поза или взгляд.

Помните, что прочитать книгу мало. Развивайте наблюдательность и замечайте «сигналы» со стороны собеседника. Так вы сможете практически прочитать его мысли. Хорошая способность, не правда ли?

Темперамент

После того, как вы изучили жесты, мимику и позу человека, переходите к определению его темперамента. Но помните, что «чистых» темпераментов не бывает. Обычно они смешанные.

Итак, если перед вами сангвиник, будьте готовы к всплескам эмоций, активности и проявлению жизнелюбия. Если меланхолик — вас ждет пессимистический настрой и тихий, спокойный отдых. Вряд ли ваш друг согласится провести время в клубе или на шумной тусовке. В общении с флегматиком можно обсудить любой конфликт, поскольку он всегда стремится к миру и взаимопониманию. О холериках стоит сказать отдельно. Будьте осторожны, потому что они любят командовать даже в разговоре.

В идеале сангвиники всегда находят общий язык с эмоционально неустойчивыми меланхоликами. А флегматики становятся отличным дополнением для холериков.

Интуиция

Иногда это так называемое шестое чувство подсказывает нам, где опасность. Но часто мы просто отмахиваемся от предчувствий, о чем потом очень жалеем. Так бывает в разных сферах жизни. Общение не стало исключением.

Допустим, вы познакомились с хорошим, на первый взгляд, человеком. Но в разговоре с ним постоянно ощущаете беспокойство, дискомфорт, тревогу. Вы чувствуете себя очень неуютно рядом с новым знакомым. Прислушаетесь ли вы к таким сигналам? Или проигнорируете внутренний голос? Выбирайте первый вариант, потому что интуиция редко ошибается.

Покажите себя настоящего

Довольно часто встречаются случаи, когда после совместного отдыха, ремонта или других мероприятий друзья становятся бывшими, прошлым. Почему так происходит? Люди попадают в непривычную ситуацию, в которой становятся самими собой. Можно сказать, что они сбрасывают маски и, наконец-то, показывают свою сущность. А она порой эгоистичная, ленивая, нетерпимая и т.д.

Если вы хотите научиться разбираться в людях, обращайте на них внимание в нестандартных ситуациях. Оценивайте их поведение и манеры, отношение к окружающим. Чем более нетипичным будет момент, тем быстрее человек раскроется.

Заключение

Итак, как научиться разбираться в людях? Обращайте внимание на так называемые знаки. Смотрите на позу, жесты и мимику. Изучайте характер и то, как собеседник проявляет эмоции. Обратите внимание на его темперамент. А после того, как соберете нужную информацию, попытайтесь найти подход, учитывая все перечисленные факторы.

Как мы понимаем других людей? · Frontiers for Young Minds

Abstract

Представьте себе: вы входите в класс и видите своего друга, сидящего в одиночестве за столом. Вы замечаете, что ваша подруга смотрит вниз с хмурым взглядом. Судя по этим подсказкам, вы, вероятно, подумаете, что ваш друг грустит. Но как ты это узнал? Один из способов, с помощью которого ваш мозг достигает этого, состоит в том, что имитирует или копирует в уме то, что вы видите, как делает другой человек. Это может помочь вам понять, что, когда вы хмуритесь и смотрите вниз, вы обычно грустите, поэтому, вероятно, ваш друг тоже грустит. Хотя существуют и другие гипотезы о том, как наш мозг понимает других, мы сосредоточимся на симуляции и на том, как особые клетки мозга, называемые зеркальные нейроны — могут помочь сделать симуляцию возможной. Сначала мы рассмотрим эксперименты по нейровизуализации на обезьянах и людях, в которых мы используем технологию, чтобы получить представление об активности мозга. Эти активации мозга помогают нам лучше понять симуляцию. Наконец, мы обсудим такие расстройства, как аутизм, при которых может быть сложнее понять действия, намерения и эмоции других людей.

Обычно мы не задумываемся о том, что большинство из нас действительно хорошо понимают других. Чтобы проиллюстрировать, насколько важна эта способность, давайте начнем с примера из книги Марка Хэддона «Загадочное происшествие с собакой в ​​ночное время», которая пытается показать нам, как человек с аутизм видит мир [1]:

  • Меня зовут Кристофер Джон Фрэнсис Бун. Я знаю все страны мира и их столицы и каждое простое число до 7057.

  • Восемь лет назад, когда я впервые встретил Шивон, она показала мне эту фотографию

    , и я знал, что это означает «грусть», что я и почувствовал, когда нашел мертвую собаку.

  • Потом она показала мне эту фотографию

    , и я знал, что это означает «счастливый», например, когда я читаю о космических миссиях «Аполлон» или когда я еще не сплю в 3 или 4 часа утра и могу ходить взад и вперед по улице и притворяться, что Я единственный человек во всем мире.

  • Затем она нарисовала еще несколько картинок:

    , но я не мог сказать, что они означают.

  • Я попросил Шивон нарисовать много этих лиц, а затем написать рядом с ними, что они означают. Я держал листок бумаги в кармане и доставал его, когда не понимал, что кто-то говорит. Но было очень трудно решить, какая из диаграмм больше всего походила на лицо, которое они делали, потому что лица людей двигались очень быстро.

  • Когда я сказал Шивон, что делаю это, она достала карандаш и еще один лист бумаги и сказала, что это, вероятно, заставляет людей чувствовать себя очень

Итак, мы отличаемся от рассказчика, Кристофера. Понимание чувств других кажется нам легким — мы экспертов в этом , и делаем это почти автоматически в течение дня. Если вы понимаете, что ваша подруга грустит, когда вы подходите к ней, вы знаете, что должны спросить ее, как она себя чувствует, и постараться ее утешить. Точно так же вы можете вести себя соответствующим образом, если общаетесь с новыми людьми, которые кажутся вам грустными, злыми, счастливыми или кем-то еще. Но это совсем не просто! На самом деле иногда это даже невозможно для людей с определенными расстройствами, такими как аутизм. Людям с этими расстройствами может быть трудно понять мысли и чувства других, сопереживать им (чувствовать чувства других) или даже признавать, что другие могут

иметь мысли и чувства, отличные от их собственных.

Философов (профессиональных мыслителей) и психологов (людей, изучающих человеческое поведение) давно беспокоил вопрос о том, как мы понимаем других, задолго до того, как неврология (изучение мозга) была создана как область исследования. Философы и психологи выдвинули множество теорий, и мы обсудим две важные конкурирующие теории, которые все еще обсуждаются.

Первая теория, часто известная как «Теория Теория » [2], в основном утверждает, что люди развивают свои повседневные знания о мире, используя те же умственные стратегии, которые взрослые используют в науке. То есть они строят теории. Эти теории позволяют маленьким детям делать прогнозы относительно новых данных, интерпретировать данные и объяснять их. Поэтому, когда я впервые вижу свою подругу, смотрящую вниз с хмурым лицом, я могу сначала подумать, что она счастлива — это будет моя первая теория о ней. Однако после нескольких раз, когда я ошибаюсь, я пойму, что эта поза, вероятно, означает, что ей грустно.

Вторую теорию часто называют « Simulation Theory » [3]. По сути, это говорит о том, что когда мы хотим понять, что делает, думает или чувствует кто-то другой, наш разум моделирует или воссоздает те же действия, как если бы мы сами их совершали. Из этой симуляции разум выясняет, что может чувствовать другой человек. Итак, если я вижу свою подругу, смотрящую вниз с хмурым лицом, мой разум моделирует эти действия. Из этой симуляции я понимаю, что когда Я так сижу, мне вообще грустно, вот я и решаю, что мой друг наверное тоже грустит. В некоторых случаях это может вызвать эффект «эмоционального заражения», когда эмоции другого человека кажутся заразными или «цепляющими».

Вы улыбаетесь, когда видите другую улыбку, или морщитесь, когда видите, что кому-то больно (см. рис. 1).

  • Рисунок 1 – Примеры моделирования.
  • Левое изображение зевающего человека часто заставляет зевать и других (это известно как «эффект зевоты»). Изображение посередине может заставить вас съежиться, словно почувствовав боль другого, а правильное изображение может вызвать улыбку и даже радость (будьте осторожны, эти эмоции заразительны!).

Хотя существует множество гипотез о том, как наш мозг понимает других, мы сосредоточимся на второй теории, теории симуляции, и объясним, как зеркальных нейронов в мозге могут быть вовлечены в этот процесс.

Что такое зеркальные нейроны?

Зеркальные нейроны — это клетки мозга, которые реагируют, когда вы выполняете определенное действие и , когда вы видите, что кто-то другой выполняет подобное действие. Зеркальные нейроны получили такое название за то, что они «отражают» действия других, точно так же, как зеркало.

Зеркальные нейроны были впервые обнаружены у обезьян профессором Джакомо Риццолатти [4]. Профессор Риццолатти и его группа использовали электроды (измерительные устройства) в мозгу обезьяны для записи активности множества отдельных клеток мозга. Исследователей интересовала двигательная система мозга, контролирующая движения тела, и они искали клетки, которые срабатывали, когда обезьяна выполняла определенное действие, например, хватала банан. Удивительно, но некоторые клетки мозга реагировали как на хватание банана, так и на то, что исследователь брал банан (рис. 2). Кроме того, эти клетки не реагировали на неподвижные изображения еды или изображения исследователя, что позволяет предположить, что эти нейроны могут помогать мозгу представлять, как исследователь взаимодействует с бананом [4]. Исследовательская группа считала, что возбуждение клеток мозга при просмотре
кто-то другой
выполнить действие может иметь решающее значение для понимания обезьяной действий, выполняемых другими. Хотя это открытие было очень захватывающим, исследователи знали, что, возможно, зеркальные нейроны существуют только у обезьян и что у людей может быть другой способ понимания действий других. Требовались дополнительные исследования на людях, чтобы выяснить, есть ли у нас зеркальные нейроны и какую роль эти нейроны могут играть в нашей способности понимать других.

  • Рисунок 2. Иллюстрация эксперимента с зеркальными нейронами обезьяны.
  • Зеркальные нейроны были активны и тогда, когда обезьяна схватила банан, и когда она увидела, как исследователь схватил банан.

После открытия зеркальных нейронов у обезьяны было проведено множество исследований системы зеркальных нейронов на людях. Некоторые из этих исследований были проведены с использованием метода под названием

функциональной магнитно-резонансной томографии (или фМРТ) , в котором используется машина, которая «сканирует» мозг и записывает, какая мозговая активность возникает в каждой части мозга в данный момент времени, путем выявление изменений, связанных с кровотоком. В других исследованиях использовался метод под названием электроэнцефалография (ЭЭГ) . ЭЭГ использует электроды для измерения мозговой активности, но отличается от метода, который использовал доктор Риццолатти в своих исследованиях на обезьянах. ЭЭГ измеряет электрическую активность мозга с помощью электродов, размещенных на снаружи головы человека, а не внутри мозга. Поскольку электроды находятся снаружи, ЭЭГ может одновременно регистрировать общую активность многих (миллионов) нейронов, а не только одной клетки. Но размещение электродов на внешней стороне головы гораздо проще использовать для исследований на людях (см. фото Дженнифер!). Используя ЭЭГ, исследователи смогли показать активность мозга у людей, аналогичную той, которую профессор Риццолатти наблюдал в мозгу обезьяны. Эти исследователи помогли определить области мозга, которые реагируют как на наблюдение за тем, как кто-то выполняет действие, так и на самостоятельные действия. Эти области были в основном обнаружены в лобных и теменных областях мозга, а также в сенсомоторной коре (см.
Рисунок 3, чтобы узнать, где расположены эти области мозга) [5]. Области мозга, которые реагировали в этих экспериментах, играют множество ролей и также активны в других задачах, таких как планирование, разговор, ощущение прикосновения, движение и принятие решений. Это показывает нам, насколько сложен мозг — вероятно, нет одной области для «понимания других», скорее есть сети областей, которые работают вместе, чтобы помочь вам понять разные вещи. ЭЭГ и фМРТ очень полезны, но поскольку они измеряют активность мозга с поверхности головы человека, а не изнутри мозга, результаты зачастую не столь ясны, как хотелось бы исследователям.

  • Рисунок 3
  • A. Иллюстрация нашего эксперимента с ЭКоГ. Сходные области мозга были активны, когда пациенты смотрели видеоклип, в котором кто-то брал предмет, и когда пациенты сами брали предметы. B. На верхнем изображении показаны примеры сеток ЭКоГ, имплантированных непосредственно в мозг пациентов. C. На нижнем изображении слева показана модель мозга пациента с ЭКоГ, участки с зеркальной активностью отмечены белым цветом. Участки мозга, содержащие зеркальные области, также выделены разными цветами. Справа мы показываем среднюю активность одного электрода и видим, что он проявляет большую активность как при просмотре (в левой части графика), так и при захвате (в правой части графика).

Недавно мы решили изучить зеркальные нейроны человека с помощью метода под названием электрокортикография (ЭКоГ) . ЭКоГ измеряет сигналы мозга с помощью небольших электродов, помещенных под череп пациента. Поскольку эта процедура сопряжена с риском, ее делают только в редких случаях, используя пациентов, которые уже ожидают операции на головном мозге. Эти пациенты нуждаются в хирургическом вмешательстве и электродах для лечения болезни, называемой эпилепсией , которая вызывает судороги в головном мозге. В некоторых случаях лекарства не справляются с эпилептическими припадками, и единственный способ лечения припадков — найти и удалить часть мозга, которая работает со сбоями и вызывает припадки. Чтобы выяснить, какая именно часть мозга вызывает приступы, нейрохирурги имплантируют эти электроды в мозг на 1 или 2 недели. За это время многие пациенты добровольно участвуют в исследованиях, при этом электроды им имплантируют прямо в мозг (см. рис. 3). Это позволяет исследователям узнать гораздо больше о мозге: ЭКоГ позволяет нам более точно узнать, какую область мозга мы измеряем, а также позволяет нам посмотреть время этих событий по мере их возникновения в миллисекундах (одна тысячная секунды).

В нашем эксперименте с ЭКоГ мы попросили пациентов выполнить задачу, очень похожую на ту, которую выполняют с обезьянами. Пациенты видели видео, на котором рука сжимала предмет (чашку, бутылку или карандаш), им приходилось ждать и удерживать это действие в уме, а затем их просили схватить тот же предмет, когда он был на самом деле перед ними. Мы наблюдали одинаковую активность мозга в областях зеркальных нейронов как тогда, когда участники наблюдали за действием, так и когда они сами выполняли действие (см. Рисунок 3 для иллюстрации дизайна и примера результатов).

Разрешение или четкое изображение, которое дала нам ЭКоГ, позволило нам рассмотреть более подробные свойства этих областей зеркальных нейронов. Например, мы обнаружили, что некоторые области мозга были активны только при захвате и наблюдении за захватом, а некоторые также были активны в период ожидания. Области, активные в период ожидания, могут использоваться для целей памяти, помогая нам «репетировать» следующее движение, и на самом деле могут не быть участками чистых зеркальных нейронов. В исследовании с использованием аналогичной методики зеркальные нейроны были обнаружены для движений рук и выражений лица во многих различных областях мозга, в том числе за пределами классических местонахождений зеркальных нейронов [6]. Эти результаты предполагают, что зеркальные свойства могут быть обнаружены в нейронах по всему мозгу, что говорит нам о том, что они, вероятно, играют важную роль в организме человека.

Можем ли мы понять других людей, которые отличаются от нас?

Вам может быть легко понять, через что проходит ваша подруга, когда ей грустно, но вам может быть труднее понять реакцию людей, которые выросли в другой стране, чем вы, исповедуют другую религию или систему ценностей или люди с ограниченными возможностями, с которыми вы не сталкивались. Это подводит нас к важному вопросу: если мы используем моделирование, чтобы понять других, используем ли мы его также, чтобы понять людей, которые сильно отличаются от нас? В некоторых исследованиях задавался именно этот вопрос: как мы можем сопереживать кому-то, кто не похож на нас? Попробуем проиллюстрировать, как проводится такой эксперимент. Посмотрите на рисунок 4 и попытайтесь почувствовать, что чувствует человек на каждой из картинок. А теперь поворот: представьте, что люди на этих картинках на самом деле отличаются от вас. Эти люди чувствуют боль, когда к ним прикасаются ватной палочкой, но не чувствуют боли, когда их укалывают иглой. А теперь снова посмотрите на картинки и попытайтесь почувствовать, что чувствуют эти люди. Ты можешь сделать это?

  • Рисунок 4
  • Примеры картинок, показанных участникам экспериментов для понимания других, похожих на вас или отличных от вас. Попробуйте представить, что чувствуют люди на рисунках. Теперь попробуйте представить, что эти люди отличаются от вас: ватная палочка причиняет им боль, а игла — нет. Ты можешь сделать это?

Оказывается, люди могут понимать других, которые отличаются от них. И хотя некоторые участки мозга автоматически реагируют на все, что кажется болезненным для нас (как укол иглой, возможно, в процессе симуляции), другие области мозга проявляют активацию только тогда, когда мы видим боль другого человека, а третьи области проявляют активацию всякий раз, когда мы видим что-либо, что кажется болезненным либо для себе или другому человеку, даже если другой человек испытывает боль от других вещей, чем я (например, от прикосновения ватной палочкой [7, 8]). Действительно, зеркальные нейроны, вероятно, не все, а являются частью более широкой сети областей мозга, которые помогают нам понимать других [9].].

Что происходит, когда мы не можем симулировать?

Что произойдет, если мы не сможем правильно понять действия и чувства других? Некоторым людям с такими расстройствами, как аутизм, трудно понять действия, намерения или эмоции других (например, Кристофер из истории в начале этой статьи). В дополнение к трудностям во взаимодействии с другими, эти расстройства обычно также связаны с повторяющимся и ограниченным поведением, трудностями в подражании другим и нарушением языковых способностей. Люди с аутизмом внешне ничем не отличаются от людей без него, но они, как правило, отличаются от других людей тем, как они взаимодействуют в обществе, как в примере, о котором мы читали в начале этой статьи. Важно отметить, что существует целый ряд или спектр различных симптомов аутизма. Хотя вполне вероятно, что многие различные мозговые процессы вносят вклад в поведенческие различия, которые мы наблюдаем при аутизме, некоторые исследователи считают, что отказ системы зеркальных нейронов может быть одной из причин [10]. Лучшее понимание мозговых процессов, которые помогают нам понимать других, может также способствовать нашему пониманию этих сложных социальных расстройств.

Заключение

Способность понимать других является важной частью нашей повседневной жизни. Будь то способность утешить друга или способность понять точку зрения незнакомцев, которые могут отличаться от нас. Один из способов, которым наш мозг мог бы это сделать, — симулировать действия и чувства других людей с помощью системы зеркальных нейронов. Таким образом, когда мы видим, что кто-то делает определенное действие или смотрит определенным образом, наш мозг имитирует эти действия и позволяет нам понять другого человека. Этот процесс обычно проходит легко и автоматически, но может быть не таким простым для людей с социальными расстройствами, такими как аутизм.

Глоссарий

Аутизм : Общий термин для группы сложных нарушений развития головного мозга. Эти расстройства характеризуются различными уровнями сложности социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, а также повторяющимся поведением.

Эмпатия : Способность чувствовать то, что чувствует другой человек, «поставить себя на место этого человека».

Теория Теория : Вы учитесь понимать других, разрабатывая и проверяя теории об их поведении или эмоциях.

Теория моделирования : Вы понимаете других, потому что ваш мозг симулирует или копирует то, что вы видите, как они делают; другими словами, ваш мозг активен так же, как и их.

Зеркальный нейрон : Особая клетка в мозгу, которая реагирует на две вещи: видение определенного действия или выражения и самостоятельное выполнение этого действия или выражения.

Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) : Способ наблюдения за мозговой активностью, который измеряет кровоток.

Электроэнцефалография : Произносится: ih-lek-troh-en-sef-uh-log-ruh-fee; короче: ЭЭГ. Способ наблюдения за мозговой активностью с помощью электродов на чьем-то черепе, которые измеряют электрические поля, создаваемые множеством нейронов, когда они возбуждаются.

Электрокортикография : Произносится: ih-lek-troh-korti-kog-ruh-fee; короче: ЭКоГ. Способ наблюдения за мозговой активностью с помощью электродов на чьем-то мозгу (под черепом). Измеряет электрические поля, создаваемые множеством нейронов, когда они возбуждаются. Этот метод можно использовать только для людей, которым требуется хирургическое вмешательство для лечения эпилепсии.

Эпилепсия : Состояние, вызывающее внезапное неконтролируемое и сильное сотрясение тела в результате повторяющихся сокращений и расслаблений мышц, называемое припадком. Приступы случаются, когда в мозгу возникает необычная электрическая активность.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.


Благодарности

Авторы хотели бы поблагодарить Мелиссу Й. Рейес за ее прекрасные иллюстрации к рисункам 2 и 3 и класс молодых рецензентов за их продуманные предложения по улучшению статьи. Эта работа была поддержана Глобальной стипендией Марии Кюри ЕС (AP).


Каталожные номера

[1] Хэддон, М. 2003. Любопытный случай с собакой в ​​ночное время. Нью-Йорк: Даблдей.

[2] Гопник, А., и Веллман, Х.М. 1992. Почему теория детского разума на самом деле является теорией. Разум Ланг. 7: 145–71. doi:10.1111/j.1468-0017.1992.tb00202.x

[3] Goldman, A.I. 1992. В защиту теории моделирования. Разум Ланг. 7:104–19. doi:10.1111/j.1468-0017.1992.tb00200.x

[4] Галлезе В., Фадига Л., Фогасси Л. и Риццолатти Г. 1996. Распознавание действий в премоторной коре. Мозг 119: 593–609. дои: 10.1093/мозг/119.2.593

[5] Rizzolatti, G., and Sinigaglia, C. 2010. Функциональная роль схемы теменно-лобного зеркала: интерпретации и неправильные интерпретации. Нац. Преподобный Нейроски. 11: 264–74. дои: 10.1038/nrn2805

[6] Мукамель, Р. , Экстром, А.Д., Каплан, Дж., Якобони, М., и Фрид, И. 2010. Реакции одиночных нейронов у людей во время выполнения и наблюдения за действиями. Курс. биол. 20: 750–6. doi:10.1016/j.cub.2010.02.045

[7] Ламм, К., Мельцофф, А. Н., и Десити, Дж. 2010. Как мы сопереживаем тому, кто не похож на нас? Функциональное магнитно-резонансное исследование. Дж. Когн. Неврологи. 22: 362–76. doi:10.1162/jocn.2009.21186

[8] Перри, А., Бентин, С., Бартал, И. Б. А., Ламм, К., и Десети, Дж. 2010. «Чувство» боли тех, кто отличается от нас: модуляция ЭЭГ в диапазон мю/альфа. Познан. Оказывать воздействие. Поведение Неврологи. 10: 493–504. doi: 10.3758/CABN.10.4.493

[9] Заки, Дж., и Окснер, К. 2012. Неврология эмпатии: прогресс, ловушки и перспективы. Нац. Неврологи. 15: 675–80. doi:10.1038/nn.3085

[10] Риццолатти Г. и Фаббри-Дестро М. 2010. Зеркальные нейроны: от открытия до аутизма. Эксп. Мозг Res. 200: 223–37. doi: 10.1007/s00221-009-2002-3

3 стратегии для лучшего понимания поведения людей

  • Автор сообщения: