Тональности. Основы практической теории музыки
Основы практической теории музыки«…назад вперед…»
Для практического использования лада необходимо задать его высотное положение. Высотное положение лада называется тональностью. Название любой тональности однозначно определяется названием звука тоники, ладовым наклонением (мажор или минор) и видом (натуральный, гармонический и мелодический). В качестве примера ниже показаны основные виды до-мажора и ля-минора
Рис. 1. Виды мажорных ладов от ноты до
Рис. 2. Виды минорных ладов от ноты ля
В музыке часто приходится определять тональность и её ступени. Для этого вначале нужно найти тонику заданной или выбранной тональности, а затем при помощи знания интервального строения лада и альтерированных ступеней (повышенных или пониженных) определить все ступени. В целях упрощения этой работы воспользуемся визуальными подсказками.
Если посмотреть на клавиатуру фортепиано, то все белые клавиши от клавиши до будут ступенями натурального мажорного лада, а все белые клавиши от ля – ступенями натурального минорного лада.
В мелодических тональностях нужно изменить высоту у двух соседних ступеней. Это могут быть только VI и VII ступени, так как попытка изменить что-то в ступенях с I по V приведёт к нарушению определения, в котором говорится, что I, III и V ступени образуют мажорное или минорное трезвучие. В какую сторону изменять высоту? Будем отталкиваться от противного, и отбросим невозможные ситуации.
Посмотрите на клавиши до-мажорной тональности. Если обе ступени повысить, то тогда седьмая повышенная ступень станет си-диезом, что приведёт к образованию лада, состоящего из 6 ступеней:
до — ре- ми — фа — соль — ля.
То, что названий ступеней семь роли не играет, так как количество ступеней определяется тем, что в семиступенных ладах должно быть 7 разных звуков, а здесь разных звуков только 6. Значит, нужно понизить IV и VII ступени для получения мелодического мажора.
Аналогичные рассуждения будут и для получения мелодического минора. Посмотрите на ступени натурального ля-минора. Если понизить обе ступени IV и VII, то это приведёт к образованию лада из 6 ступеней:
ля — си — до — ре — ми — соль
Значит, нужно эти ступени повысить.
Для получения гармонических видов нужно принять во внимание тот факт, в них существует интервал увеличенной секунды (1,5 тона). Этот интервал может быть только между VI и VII ступенью, так как остальные ступени мы трогать не можем по определению ладов. Посмотрим на клавиши тональности до-мажор. Изменение высоты VII ступени не даст возможность получить интервал в полтора тона (если её повысит, то получится лад из 6 ступеней). Значит, нужно понизить шестую ступень. Аналогичные рассуждения приводят к тому, что для получения гармонического минора нужно повысить седьмую ступень.
Подведём небольшой итог. В системе лада звук приобретает новые характеристики – степень устойчивости и функциональность. Сам лад входит в систему строя, а строй – в систему звукоряда.
Рис. 3. Взаимосвязь между звуком и окружающими его системами
Взаимосвязь тональностей
От 12 хроматических ступеней октавы можно построить большое количество мажорных и минорных тональностей. На практике ограничиваются 15 мажорными и 15 минорными тональностями, руководствуясь принципом разумности. Зачем что-то усложнять, если то же самое можно сделать просто? Никто не запрещает, например, использовать тональность си-диез-мажор.
Рис. 4. Тональность си-диез-мажор
Попробуйте сыграть эту гамму (крестики перед ступенями — дубль-диез – повышение на 1 тон). Непросто? А на самом деле это тональность до-мажор. В до-мажоре нет знаков при ключе, а в тональности си-диез-мажор их будет двенадцать.
Как научиться строить любую тональность без их заучивания? Для этого достаточно помнить интервальное строение ладов, а также изменения ступеней для получения основных видов, поcле чего ступени тональности можно найти путём расчёта. Если хочется (или нужно) выполнять эту операцию быстрее, то придётся запомнить дополнительную информацию. Во-первых, нужно запомнить порядок следования знаков при ключе.
Диезы следуют в таком порядке:
фа-до-соль-ре-ля-ми-си
Бемоли следуют в таком порядке:
си-ми-ля-ре-соль-до-фа
После этого находим закономерность. Тоника мажорной тональности определяется по последнему диезу, повышенному на полтона. Например, перечисляем диезы:
фа-до-соль-ре
Последний диез – ре. Повышаем его на полтона и получаем звук ми. Значит, данная тональность – это ми-мажор.
Для определения мажорной тональности с бемолями можно либо определить её по предпоследнему бемолю (если он есть, конечно), либо от последнего бемоля отложить вниз интервал кварты. Например, бемоли си и ми. Предпоследний бемоль си. Значит, тональность си-бемоль мажор. Или от последнего бемоля ми откладываем вниз кварту,. Получится звук си-бемоль.
Теперь попробуем найти тональности и определить знаки визуальным способом.
Пример 1. Требуется построить тональность ми-мажор и определить знаки для неё. Вспомним, что мажорный лад – это белые клавиши от до. Мысленно представим их расположение, откуда получаем тоновое строение т-т-п-т-т-т-п. Применяем это строение от ноты ми:
т | т | п | т | т | т | п | |
ми | фа-диез | соль-диез | ля | си | ре-диез | ми |
В тональности ми-мажор четыре диеза: фа, до, соль, ре.
Пример 2. Требуется построить тональность ми-минор. Мысленно вспоминаем минорную тональность от клавиши ля и их тоновое строение.
т | п | т | т | п | т | т | |
ми | фа-диез | соль | ля | си | до | ре | ми |
В тональности ми-минор один знак — фа-диез. Почему фа-диез, а не соль-бемоль? Потому что в последнем случае получится следующее:
т | п | т | п | т | т | ||
ми | соль-бемоль | соль | ля | си | до | ре | ми |
Вместо семи ступеней используется шесть ступеней (пропущена фа) или в диатоническом ладу не может быть хроматики, а она тут есть соль-бемоль – соль.
Минорные тональности можно определять при помощи мажорных тональностей. Для этого используется понятие параллельных тональностей. Параллельные тональности – это парные тональности мажора и минора, имеющие идентичные ключевые знаки. Тоника параллельного минора расположена на полтора тона (на малую терцию) ниже тоники мажора.
Пример 3. Что есть соль-минор? Откладываем малую терцию вверх и определяем тональность – си-бемоль мажор. Откладываем кварту вверх и находим ми-бемоль. Вспоминаем последовательность бемолей си-ми-ля-ре-соль-до-фа и находим все бемоли, которые идут до ми-бемоль включительно. Это си и ми. Значит, в соль-миноре два бемоля си и ми. Для проверки можно посмотреть тоновое строение.
12 мажорных тональностей, построенных от каждой ступени равномерно-темперированного строя немало. Зачем нужно столько мажорных тональностей? С точки зрения интервального строения все мажорные лады одинаковые и имеют одинаковый интервальный состав (т-т-п-т-т-т-п).
Тоже самое можно сказать о любых тональностях. Переход в другую тональность при транспонировании не изменяет гармонию, но приводит к изменению окраски и характера звучания композиции. Проверить это можно путем сравнения звучания midi-файла в разных тональностях.
Основы практической теории музыки«…назад вперед…»
Александр Страшко
Вконтакте
30.01.11
Гармонический и мелодический мажор
В музыке нередко можно встретить применение мажора с пониженной VI ступенью. Такой вид мажорного лада называется гармоническим мажором. От понижения VI ступени на полутон становится острее ее тяготение в V ступень и придает мажорному ладу своеобразное звучание. Попробуйте проиграть гамму, к примеру, До-мажор с пониженной VI ступенью. Для начала я Вам помогу. Высчитаем, что VI ступень в данной тональности C-dur — это нота Ля, которую надо понизить на полтона (Ля-бемоль). Вот и вся премудрость. Таким же образом поступите в других тональностях. При игре гаммы, то есть, непрерывающейся последовательности ступеней, Вы сразу почувствуете, что под конец гаммы начинает пахнуть какой-то экзотикой. Причина тому — новый интервал, образовавшийся при понижении VI ступени: увеличенная секунда. Присутствие такого неожиданного интервала и придает ладу такую необычную окраску. Гармонические лады присущи многим национальным культурам: татарской, японской, да вообще почти всем азиатским странам.
Мелодическая разновидность мажорного лада образуется понижением сразу двух ступеней натуральной гаммы: VI и VII. Благодаря этому, обе эти ноты (они обе неустойчивы) приобретают усленное тяготение к нижней устойчивой — к V ступени. Если Вы проиграете млм пропоете такую гамму сверху вниз, то почувствуете, как в ее верхней половине появилась особая мелодичность, мягкость, протяженность, неразрывная связанность нот в одну певучую мелодию. Именно из-за этого эффекта такой лад и получил название «мелодического».
Минорным (минор, в буквальном смысле слова, означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют малое или минорное трезвучие. Предлагаю послушать мажорный и минорный аккорды. Сравните на слух их звучание и различие. Мажорный аккорд звучит более «бодро», а минорный более лирически (помните выражение: «минорное настроение»?). Интервальный состав минорного трезвучия: м3+б3 (малая терция + большая терция). Не будем утруждаться строением минорного лада, потому что можно обойтись понятием параллельные тональности. Возьмем к примеру привычную тональность До-мажор (любимая тональность начинающих музыкантов, потому что при ключе нет ни одного знака). Построим от тоники (звук — До) вниз малую терцию. Получим ноту Ля. Как только что я говорил, при ключе не наблюдается ни диезов, ни бемолей. Лихо пробежим по клавиатуре (струнам) от ноты Ля до следующей ноты Ля вверх. Вот мы и получили гамму натурального минора. Теперь запомним: параллельными называются тональности, имеющие ОДИНАКОВЫЕ знаки при ключе. Для каждого мажора имеется один и только один параллельный минор — и наоборот. Все тональности в мире, таким образом, существуют парами «мажор-минор», как бы две гаммы, движущиеся параллельно по тем же самым клавишам, но с отставанием на терцию. Отсюда и название «параллельных». В частности, параллельной тональностью для До-мажора является Ля-минор (тоже любимая тональность начинающих, т.к. и здесь нет ни одного ключевого знака) Тоническое трезвучие в Ля-миноре. От ноты Ля вверх сроим малую терцию, получаем ноту До, а потом еще большую терцию уже от ноты До, в итоге зазвучит Ми. Итак, минорное трезвучие ля миноре: Ля — До — Ми.
Постарайтесь найти сами параллельные тональности для всех мажорных ладов, которые мы проходили выше. Главное запомните, что 1. надо строить от тоники (главный устойчивый звук) вниз малую терцию, чтобы найти новую тонику; 2. ключевые знаки в параллельной тональности остаются теми же.
Коротко, для тренировки, посмотрим еще один пример. Тональность — Фа-мажор. При ключе — один знак (си-бемоль). От ноты Фа строим вниз малую терцию — нота Ре. Значит, Ре-минор является параллельной тональностью Фа-мажору и имеет ключевой знак — си-бемоль. Тоническое трезвучие в Ре-миноре: Ре — Фа — Ля.
Итак, в параллельных тональностях натурального звукоряда, ключевые знаки одни и те же. Это мы уже усвоили. А как быть с гармоническим ладом? Несколько иначе. Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью, что было вызвано необходимостью обострить тяготение восходящего вводного звука. Если присмотреться или прислушаться, то Вы легко обнаружите, что гармонический мажор и гармонический же минор, построенные от одной и той же клавиши, полностью совпадают в верхней половине гаммы — та же самая увеличенная секунда на VI ступени гаммы. Просто для того, чтобы этот интервал получить в мажоре, приходится понижать VI ступень. А вот в миноре эта ступень и без того низкая, зато VII ступень можно повысить.
Давайте договоримся, что количество ключевых знаков для всех тональностей надо помнить наизусть. Исходя из этого, допустим, в ре-миноре (ключевой знак — си-бемоль) повышенная VII ступень — До-диез.
Выше на рисунке Вы можете посмотреть визуально. А теперь давайте послушаем (хотя Вы можете и сами проиграть), как это будет звучать. a-moll и d-moll. Если немного внимательней отнестись к просмотру и прослушиванию, то можно увидеть, что трезвучие доминанты в гармоническом миноре — мажорное. Я вот сейчас Вам проиграю три аккорда: Тонику, Субдоминанту, Доминанту и Тонику в гармоническом Ля-миноре. Слышите? Вот и позанимайтесь строением этих трех аккордов во всех минорных тональностях. Этим Вы добьетесь автоматизма определения основных трезвучий в любой тональности. Строить мажорные и минорные трезвучия мы с Вами уже умеем, если забыли — давайте повторим и уточним.
Строим тоническое трезвучие: определяем лад (мажор, минор), из этого и исходим. Строим мажорное (минорное) трезвучие. Мажорное: б.3 + м.3, минорное — м.3 + б.3. Теперь надо найти субдоминанту. От тоники строим кварту вверх — получаем основной звук, от которого и будем строить трезвучие. В F-dur — это си-бемоль. А от си-бемоля уже и строим мажорное трезвучие. Ищем теперь доминанту. От тоники — квинту вверх. В этой же тональности Доминанта — До. Ну, а уж трезвучие До-мажор построить, — это нам уже нетрудно. Параллельная тональность Фа-мажору — Ре-минор. Строим в минорной тональности тонику (Т), субдоминанту (S) и доминанту (D). Напоминаю, что в гармоническом и мелодическом миноре доминанта — мажорное трезвучие. Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными и VI, и VII ступенями (проиграйте на фортепиано или гитаре, в крайнем случае в MIDI-редакторе). А в мелодическом мажоре происходит, наоборот, понижение тех же ступеней.
Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными (одноименная тональность До-мажора — До-минор, Ля-мажора — Ля-минор и т. п.).
Как было уже сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия различных средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передаче музыкой определенного содержания и характера имеет лад. Помните, я приводил пример звучания мажорного трезвучия и минорного. Напомню, по случаю, что мажор, так сказать, более бодр, а минор — более печален, драматичен, лиричен. Поэтому — можете сами поэкспериментировать — мажорная мелодия, сыгранная от той же клавиши, но с использованием минорного звукоряда (или наоборот), приобретает совершенно другую окраску, хотя остается при этом той же мелодией.
Как создавать музыку с помощью гаммы MELODIC MAJOR
Tommaso Zillio
Загрузите БЕСПЛАТНУЮ карту теории музыки, которая подскажет вам, какую следующую тему вам нужно изучить
Вводя свой адрес электронной почты, я разрешаю Томмазо Зиллио почти каждый день присылать мне по электронной почте практические и забавные советы по теории музыки для гитары. Меня это устраивает, потому что я взрослый человек и знаю, как щелкнуть ссылку «отписаться», если мне действительно не нравятся электронные письма Томмазо.
Отправляя свою информацию, вы соглашаетесь отправить ее компании Guitar Mastery Solutions, Inc., которая будет обрабатывать и использовать ее в соответствии со своей политикой конфиденциальности.
Я очень люблю разучивать новые гаммы на гитаре.
Даже если они часто оказываются старыми весами.
То есть гаммы, которые вы уже слышали, но не знали, что слышали.
Итак, когда я впервые выучил эту гамму, я был удивлен… потому что это был именно тот звук, который я искал очень, очень давно.
И, наконец, без предупреждения он оказался у меня в руках. БУМ.
Разговор о «вдохновении» 🙂
Эта шкала, как и многие другие шкалы, получает несколько названий в зависимости от того, кого вы спрашиваете. Я слышал, что его называют эоловой доминантой, эоловым мажором, миксолидийским b6, мелодическим мажором, 5-м ладом мелодического минора…
… но, в конце концов, мне было наплевать на его название.
Меня волнует только то, как это звучит. И — по крайней мере, на мой слух — звучит ХОРОШО.
Возможно, как и я, вы искали этот самый звук и не знали, как его получить.
И если это ваш случай, то я вам завидую… вам будет так весело 🙂
Если это видео только пробудило ваш аппетит к новым и интересным звукам, посмотрите также это другое видео на Lydian гамма b7 — еще одна «скрытая жемчужина» в репертуаре гамм и ладов:
Если вместо этого вы хотите чего-то более «дальнего» в своей музыке и не боитесь некоторых диссонансов, то посмотрите это другое видео на Augmented Весы.
(да, их больше одного!)
youtube.com/embed/PTL5Q1VQHss» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Если вам трудно играть, визуализировать или запоминать все эти гаммы, то вас, вероятно, никогда не учили, как «видеть» гаммы и лады на грифе гитары. .
Все в порядке. То чувство страха, которое у вас возникает, когда вы смотрите на новые гаммы, чтобы выучить их? Можно заменить чувством удивления и безграничным любопытством к новым звукам. Вам нужно только понять «логику» масштабов и режимов.
Чтобы получить помощь в этом, ознакомьтесь с гитарным курсом Master of the Modes, полным видеокурсом, в котором объясняется все, что нужно знать о гаммах и ладах, а также о том, как сделать всю эту теорию понятной для ВАС и вашей музыки.
Если вам нужны все детали, объясненные в правильном порядке, и все ваши точки над i и скрещенные буквы… тогда Master of the Modes — это курс для вас.
Было ли это видео полезным для вас? Не пропустите следующие видео по теории музыки!
Подпишитесь на YouTube-канал MusicTheoryForGuitar, нажав кнопку ниже.
Объяснение: эволюция гармонического и мелодического минора
для начинающих, общая музыка, фортепиано, гаммы, теория
Если вам интересно узнать взаимосвязь между гармоническим и мелодическим минором, этот урок для вас.
Минорные гаммы обычно не используются, как мажорные гаммы, и в большинстве случаев, когда обсуждаются минорные гаммы, на картинке обычно присутствует натуральный минорный лад. Но помимо натурального минора есть гармонический и мелодический минор.
Мы рассмотрим отношения между этими двумя гаммами с точки зрения сходства и различия между ними, а также их применения в традиционной теории музыки.
Эволюция гармонических и мелодических минорных гамм
Существует два типа тональности — мажорная и минорная.
Эти тональности связаны с традиционными гаммами: мажорная тональность связана с натуральной мажорной гаммой, а минорная тональность связана с натуральной минорной гаммой.
Например, тональность до мажор можно увидеть в контуре гаммы до натуральный мажор:
… точно так же, как тональность до минор можно увидеть в контуре гаммы до натуральный минор:
В дополнение к натуральной минорной гамме появились другие разновидности минорной гаммы, связанные с минорной тональностью, и мы посмотрим, как они развивались.
Эволюция гармонического минора
В теории традиционных гамм расстояние между седьмым тоном и первым тоном гаммы имеет значение.
Седьмой тон звукоряда технически известен как подтон. Однако, если расстояние между седьмым тоном и первым тоном (он же — «первый тон») составляет полушаг, седьмой тон будет функционировать как начальная нота .
Проще говоря, субтоника (или седьмой тон) действует как ведущая нота, когда она находится на полшага от тоники (первого тона).
В тональности до мажор:
…седьмой и первый тоны – B и C соответственно:
…и из-за расстояния между ними в полтона седьмой тон (B):
…будет функционировать в качестве вводной ноты.
Но в минорной тональности все иначе, потому что в тональности до минор (в качестве примера для любой другой минорной клавиши на клавиатуре):
…расстояние между седьмым тоном (си-бемоль) и первым тоном (до):
…целый шаг. Следовательно, седьмой тон (си-бемоль):
… не будет играть роль ведущей ноты.
Именно отсутствие функции ведущей ноты в гамме натурального минора привело к эволюции гаммы гармонического минора.
Повышение седьмого тона натурального минора на полтона дает новую гамму. В тональности до минор:
… повышение седьмого тона (си-бемоль):
…на полтона (до B):
…получил новую минорную гамму:
…где седьмой тон (B) и первый тон (C):
…отстоят друг от друга на полтона, а седьмой тон действует как ведущая нота.
Эта гамма была названа гармонической минорной гаммой в честь решаемой ею гармонической задачи.
«Проверьте все гаммы гармонического минора на клавиатуре…»
Гамма гармонического минора C:
Гамма гармонического минора C#:
Гамма гармонического минора D:
Гамма гармонического минора Eb:
Гамма гармонического минора E:
Гамма гармонического минора F:
Гамма гармонического минора F#:
Гамма гармонического минора G:
Гамма гармонического минора A#:
Гамма гармонического минора:
Гамма гармонического минора Bb:
Гамма гармонического минора B:
Эволюция мелодической минорной гаммы
Мелодическая минорная гамма возникла после гармонической минорной гаммы из-за мелодических проблем, связанных с гармонической минорной гаммой.
Расстояние между шестым и седьмым тонами гармонического минора больше ступени. В гармонической минорной гамме до:
… шестой и седьмой тоны – это ля и си (соответственно):
… и это расстояние в три полутона (иначе – «сескитоны»).
Три полутона между шестым и седьмым тоном мелодической минорной гаммы создают мелодическую проблему, когда они применяются в композиции мелодий (и научные причины для обоснования мелодических проблем гармонической минорной гаммы выходят за рамки этого урока).
Полутоновый разрыв между шестым и седьмым тоном гаммы можно закрыть, подняв шестой тон гармонического минора на полтона. В гармонической минорной гамме C:
… повышение шестого тона гаммы (Ab):
… на полтона (до A):
… получается мелодическая минорная гамма C:
Как составить мелодическую минорную гамму…»
Мелодическую минорную гамму можно рассматривать как натуральную минорную гамму с повышенными шестым и седьмым тоном или как естественную мажорную гамму с пониженным третьим тоном.
Понижение третьего тона ми-мажорной гаммы:
…то есть G#:
….на полтона (до соль):
…получение мелодической минорной гаммы ми:
“Check Out All Гаммы мелодического минора на клавиатуре…»
Гамма мелодического минора C:
Гамма мелодического минора C#:
Гамма мелодического минора D:
Гамма мелодического минора Eb:
Гамма мелодического минора E:
фа мелодический минор гамма:
F# мелодический минор:
G мелодический минор:
Ab мелодический минор:
A мелодический минор:
Bb мелодический минор:
B мелодический минор:
Final Words
Было приятно пройти эволюцию гармонические и мелодические минорные гаммы с вами.
В следующем уроке мы узнаем больше о том, как эти минорные гаммы применяются в музыкальных стилях, таких как джаз, госпел, r&b и т. д.
Всего наилучшего.