Как правильно действовать, если ребенка травят в школе?
В День защиты детей рассказываем, как защитить детей от буллинга
Слово «буллинг» стало мелькать в СМИ не так давно. Хотя само явление далеко не ново. Травля встречалась среди детей и подростков в разные годы. Агрессивное и подчас жестокое поведение детей становилось предметом размышлений писателей и кинематографистов. Достаточно вспомнить «Заводной апельсин» Берджесса, «Повелителя мух» Голдинга или хорошо знакомый российскому зрителю фильм «Чучело».
По разным данным, с травлей и издевательствами сталкивались от 36 до 51% школьников. Самой распространенной формой издевательств были оскорбления — 77%. В 61% случаев агрессия принимала форму унижения, в 24% — физического насилия, в 11% случаев издевательства записывались на видеокамеру, а 25% ситуаций травли происходили в интернете.
В День защиты детей совместно с проектом «Вместе против травли» ТАСС рассказывает, как защитить ребенка от преследования.
Чаще всего подвергается буллингу тот, кто чем-то отличается от большинства: физически (другой цвет кожи, разрез глаз, комплекция), необычной манерой одеваться, отсутствием модной одежды или гаджетов, тот, кто мыслит слишком самостоятельно. Поводом начать травлю может стать даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чье поведение не похоже на поведение обидчика.
Исправлять какие-то особенности ребенка не нужно. Это будет воспринято обидчиками как признак слабости и низкой самооценки, а значит, только докажет, что их действия на что-то влияют. Кроме того, при желании можно докопаться до любого человека, потому что каждый из нас отличается от других.
В идеале, конечно, лучше узнать об этом от своего ребенка. Для этого нужны доверительные отношения, чтобы ребенок чувствовал ваш искренний интерес не только к его оценкам, но и к его чувствам и ощущениям. На шаблонные вопросы «Как дела в школе?» и «Тебя там никто не обижает?» ребенок вряд ли ответит искренне. Спрашивайте, с кем ребенок сидит вместе, играл ли он с кем-то в школе, интересно ли ему на уроках и в школе вообще, нравится ли ему его класс. Эти вопросы помогут ребенку понять, что вы интересуетесь искренне тем, что его волнует.
Если нет отношений, при которых школьник может, не стесняясь, не опасаясь резких комментариев, истерик и слез, фразы «сам виноват», рассказать вам то, что его беспокоит, есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг:
- Синяки и царапины, появление которых ребенок не может внятно объяснить, говорит, что не помнит и т.д.
- Ребенок часто «теряет» или «портит» вещи, которые носит в школу, приносит из школы сломанную технику.
- Ребенок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным.
- Ребенок не ест в школе, и в целом меняется его пищевое поведение.
- Снижается успеваемость, теряется интерес к занятиям.
- Эмоциональная подавленность, замкнутость, низкая самооценка, ночные кошмары, бессонница.
Во-первых, травля может перейти в форму физического насилия, то есть приводить к травмам. Вторую опасность заметить сложнее, но она не менее серьезна. Это тяжелое эмоциональное состояние, которое может привести к очень трагичным последствия, и психологическая травма. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребенок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе, думать, что причина происходящего — в нем. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии, чувство одиночества.
Травля мешает учиться, ребенку не до занятий: ему бы в школе выжить.
Те, кто прошел через неприятие коллектива, помнят об этом всю жизнь. Обернется ли травля походами к психологу и проблемами с коммуникацией во взрослом возрасте — во многом зависит от правильного поведения взрослых. Если учителя школы не смогли сразу пресечь буллинг в коллективе, значит, необходимо вмешательство родителей.
В какой-то момент обидчики действительно могут отстать, но не факт, что к этому времени от самооценки и самоуважения что-то останется. Поэтому в ситуацию требуется вмешательство взрослых.
В разговоре с ребенком объясните, что его вины в этом нет, а методы нападения и насилия выбирают только слабые люди.
В инструкции мамы, которая пресекла буллинг в отношении своего сына, Натальи Цимбаленко описано, как подготовиться к защите ребенка, в том числе в суде:
- Соберите доказательную базу (скриншоты, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломке вещей, фотографии, справки о побоях).
- Обратитесь к классному руководителю, школьному психологу, родителям учеников, которые учинили травлю. Проговорите ситуацию, придумайте план действий.
- Если звучит фраза «Дети сами должны разобраться», общего языка найти не удалось и ситуация не меняется, обратитесь к психологу за заключением о тяжелом психологическом состоянии и моральном вреде, который получил ребенок. Важно понимать, что у психолога должна быть лицензия, тогда его заключение будет иметь значение в суде.
- Начинайте писать жалобы. Сначала в школу на имя директора. Если не помогло — в комиссию по делам несовершеннолетних управы района, в управляющий совет школы и инспектору по делам несовершеннолетних.
- Если не помогло — жалобы на бездействие представителей госучреждений в департамент образования, в прокуратуру, уполномоченному по правам человека в городе.
- Одновременно нужно создавать общественный резонанс — он заставит инстанции шевелиться и поможет родителям «буллера» понять, что отношение к ситуации нужно пересмотреть. Пишите посты в соцсетях, обращайтесь к журналистам и СМИ, которые освещают социальные темы.
В любом случае «кейс» нужно пройти до конца, чтобы пресечь новые случаи травли и чтобы у вашего ребенка сложилось впечатление, что ситуация решена в его пользу.
- Покажите, что вы всегда на стороне ребенка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до конца, даже если это будет непросто. Фраз «потерпи, само пройдет», «сам виноват» и «найди общий язык с ребятами» быть не должно.
- Естественно, что ребенок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Он должен знать, что вы его поддержите. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и недовольство учителей.
- Если ребенок застенчив и не уверен в себе, подумайте, что поможет ему чувствовать себя по-другому. Возможно, ему будет полезно заняться спортом (например, фехтованием), чтобы почувствовать уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
- Сделайте все, что поможет ребенку поднять самооценку. Изучите литературу на эту тему, поговорите со специалистами.
Во-первых, подумайте не стало ли ваше поведение моделью, которую ребенок просто воспроизводит. Если у вас нет привычки шлепать ребенка за провинности, вы не высказываетесь негативно о его учителях и одноклассниках, не оскорбляете официанта или таксиста за оплошность, возможно, ребенок ведет себя так, попав под влияние своих друзей. Также некоторые исследования показывают, что подростки могут стать более агрессивными, играя в жестокие компьютерные игры. Хотя эта тема является противоречивой, родителям надо следить за объемом материалов с жестокостями, к которым обращается ребенок через телевизор, кино или игры.
Родителям эмоциональных, склонных к злости и ярости детей очень важно научиться принимать их в состоянии агрессии, злости, ярости.
Важно признать, что это чувство существует. «Ты злишься. Что вызывает у тебя нетерпение и злость? Как я могу тебе помочь?» — называя чувства своими именами, вы поможете подростку понять, что с ним происходит, что он переживает.
- Часто проявляет жестокость по отношению к другим.
- Участвует в словесных перебранках или в драках.
- Оказывается в кабинете директора или имеет приводы в полицию.
- Имеет дополнительные деньги или новые вещи, появление которых не может объяснить.
- Легко вовлекается в порицание других.
- Не принимает ответственности за свои поступки.
- Имеет друзей, которые издеваются над другими.
- Имеет потребность побеждать или быть лучшим во всем.
Проблему буллинга не нужно замалчивать ни в отдельно взятом классе или школе, ни в обществе в целом. Внимание общественности очень важно в решении таких вопросов. В марте началась всероссийская кампания Алены Поповой «Вместе против буллинга», призванная объединить экспертов, психологов, родителей, известных деятелей культуры и шоу-бизнеса, лидеров мнений, которые столкнулись или сталкивались с травлей. Проект также объединяет методики и рекомендации по борьбе с буллингом.
Дарья Бурлакова
9 советов психолога, как помочь ребёнку найти друзей в школе
Даже результаты учёбы напрямую зависят от того, насколько ребёнку комфортно в коллективе. Для многих детей главная задача осени — превратиться из новенького в школе в уверенного в себе одноклассника. Психолог и мама детей, которые не раз меняли школу, Ирина Беляева рассказывает, как родители могут помочь ребёнку найти друзей.
Как не обесценивать чувства ребёнка
В этом году моим сыну и дочери снова предстоит стать новенькими в школе. Мы живём в разных странах, они часто меняют школы. У дочки, которой 10 лет, это будет четвёртая школа, у сына, которому 12, — шестая. Поэтому я знаю, что быть новеньким очень непросто.
Когда дочь пошла в первую американскую школу, она плакала каждый вечер, говоря, как одиноко и плохо ей там. Даже обещала «устроить забастовку» и больше не ходить (не знаю, что бы я сделала, если бы она её всё же устроила). Мне было очень тяжело видеть её слезы, и хотелось успокаивать: «Да это всё ерунда, ты всем нравишься, все хотят с тобой общаться, это совсем не страшно и не грустно и скоро пройдёт». Но так не работает.
Мне приходилось слушать, как тяжело моей маленькой девочке, разделять её боль и подставлять объятия для слёз. Всё это, а ещё книги о новеньких и рассказы о собственном опыте, помогло. В итоге дочь нашла и близкую подругу, и своё место в коллективе, и любимого учителя, и стала одной из самых популярных девочек в начальной школе.
В момент ощущения тотального одиночества очень важно не обесценить чувства ребёнка и не отрицать их
Тогда всё обязательно получится. Для нас важен коллектив, в котором мы проводим большую часть времени, и отношения внутри него. Когда мы говорим, что школа в первую очередь — институт социализации, мы признаём, как важно для детей, насколько удачно или неудачно сложатся их отношения в классе.
Почему каждому страшно быть новеньким
Роль «новенького в классе» — это вызов. Он действует на эмоции ребёнка, его разум, иногда даже меняет судьбу. Конечно, это интересно, захватывающе, многообещающе, но ещё тревожно, пугающе и даже опасно. Эта роль предполагает внутренний рост и развитие, хотя придётся приложить определённые усилия.
Быть новеньким страшно. Ребёнок переживает из-за тысячи вещей: вдруг он никому не понравится? А вдруг одноклассники не понравятся ему? А если просто не заметят? А если они будут смеяться? Как сделать первый шаг? Как рассказать о себе? Как узнать о других?
Ещё страшнее маме и папе: самый дорогой, уязвимый и прекрасный ребёнок (даже если у вас их пять) идёт к неизвестным людям, где каждый может его задеть, где некому будет его поддержать, где вас не будет рядом. Конечно, хороший педагог всегда работает над климатом в коллективе, но и мы как родители можем помочь ребёнку. Ведь научиться строить отношения с людьми можно так же, как и математике, езде на велосипеде или скрипке. Такой навык точно пригодится в жизни, ведь все мы иногда бываем новенькими.
Как родители могут помочь
Первое, что родители должны сделать, — это успокоиться. Дети хорошо считывают тревогу взрослых, поэтому важно, чтобы ребёнок видел: родители верят в него и знают, что всё получится. Мама и папа рядом, но у него достаточно сил, чтобы решить эту задачу самостоятельно. Помните метафору материнской любви из «Гарри Поттера»? Если вы смогли передать ребёнку ощущение надёжной защиты — всё, вы справились, можно отдыхать.
Предложите ребёнку в сложные моменты представлять вас за его спиной или щит вашей любви вокруг него
Второй шаг — посоветуйте ребёнку сесть и подумать, какие его качества могут привлекать других. Остроумие, рассудительность, умение играть в футбол, готовность помочь? Пусть таких качеств будет как можно больше. Но у всех есть и то, что может помешать наладить отношения. Излишняя тяга к справедливости, которую легко спутать с ябедничеством? Категоричность? А может, застенчивость? Очень острый язык? Конечно, от того, что мы назовём вещи своими именами, они не исчезнут, но ребёнок будет знать, что ему самому мешает, и сможет лучше справляться с этим.
Главное правило: не надо ничего подсказывать ребёнку, даже если вы твёрдо уверены, что знаете о нём всё. Не спешите с предположениями: пусть человек изучит себя сам. Иначе вы рискуете превратиться из того, кто помогает, в того, кто оценивает.
После того как ребёнок провёл исследование, какой он друг, ему нужно дать силу и союзника. В начале любых отношений помогает умение быть собой и открываться навстречу другим, улыбка, приветливость, прямой взгляд, ровная осанка, готовность поддержать беседу. Все эти вещи достаточно легко даются при уверенности в себе, и наоборот: исчезают при тревожности и страхе.
Есть простой способ повысить уверенность ребёнка в себе: предложите ему подумать о герое, который его восхищает, и в нужный момент представить, а что сделал бы он. Можно заранее помочь школьнику визуализировать его тревоги и то, как супергерой справляется с ними (им может быть как персонаж из фильма или книги, так и дедушка или старший брат).
Когда его уверенность в себе возросла, можно переходить к конкретным практическим рекомендациям.
9 советов вашему ребёнку, как лучше завести друзей
- Если ребёнок новенький, он вызывает у других детей любопытство. Подготовьте его к тому, что одноклассники подойдут и спросят, кто он, откуда, что он любит, в какие игры играет, какие фильмы смотрит. Возможно, ему будет легче не растеряться и отвечать уверенно и прямо, если он заранее подумает над ответами на эти вопросы.
- Скорее всего, в классе (особенно в первом) новеньким ребёнок будет не один. Кому-то в классе будет так же страшно и одиноко. Объясните ему, что можно подойти и спросить: «Привет! Ты тоже новенький? Я — да!» Вдвоём детям уже будет проще. Но замыкаться на первом найденном знакомом не стоит — ребёнку нужно познакомиться и с другими одноклассниками, понять, с кем у него больше общего.
- Посоветуйте ребёнку показать его интересы и таланты. Возможно, он любит какую-то книгу, игру, болеет за спортивную команду. Он может взять с собой вещи, которые помогут увидеть это людям с похожими интересами. В первые месяцы вообще важно делать то, что ребёнок любит: рисовать, петь, заниматься спортом, — это поможет ему притянуть близких по духу людей.
- Нужно быть приветливым и научиться начинать разговор первым. Это не так сложно. Можно просто сделать комплимент или спросить что-то у одноклассника про него самого: «Отличная сумка! Классный цвет!», «О! Ты тоже любишь „Гарри Поттера“! Мой любимый факультет — Слизерин, а твой?» Важно научиться быть внимательным слушателем. Тренироваться можно на соседях, в ближайшем магазине, при походе в музей или парикмахерскую.
- Люди любят помогать другим и выступать в качестве эксперта. Им всегда приятно знать, что они могут дать хороший совет и продемонстрировать жизненный опыт. Не нужно бояться спрашивать: «Я новенький и ничего здесь не знаю, не подскажешь, где библиотека?» — и быть благодарным за помощь.
- Если ребёнок ещё маленький, запишите его на кружок, который отвечает его интересам. Там он познакомится с детьми с похожими увлечениями. Подросток способен сам выбрать для себя дополнительные занятия, так что давить на него не стоит. Но напомните, что совместная деятельность лучше всего помогает завести друзей.
- Ребёнку стоит активно участвовать в жизни класса, искренне высказывать своё мнение, но следить за тем, чтобы никого не задеть и не обидеть.
- Можно найти одноклассника, который живёт рядом с вами, или просто дойти до метро вместе. Совместный путь здорово сближает — это идеальное время, чтобы обсудить день, да и просто поговорить обо всём на свете.
- Многие родители не одобряют компьютерные игры, но для детей это важная часть жизни. Пара партий в Фортнайт — и ребёнку уже есть о чём поговорить с одноклассниками, чем заняться вместе. Онлайн-игры для нескольких пользователей рассчитаны на взаимодействие и коммуникацию. Они часто сплачивают коллектив гораздо быстрее и эффективнее любого педагога или психолога.
Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio)
Ежедневное расписание • Возраст 13–18 лет
Подростковый возраст — это время, когда мы начинаем исследовать и отстаивать свою независимость. Подросткам не нужен такой строгий график, как маленьким детям, но они все равно выигрывают от рутины и структуры. Позвольте подростку составить собственное расписание на основе следующих рекомендаций:
9:00–10:00
- Проснись, приготовься, позавтракай
- Домашнее задание
- Создать рабочее пространство. Попросите вашего подростка выбрать место, где он сможет работать без перерыва. Попросите их организовать и/или украсить его таким образом, чтобы, по их мнению, это помогло им быть продуктивными и мотивированными. (Например, используйте специальный блокнот или цветные ручки, чтобы делать заметки и писать было веселее.)
- Обед и уборка
- Попросите подростка приготовить еду для всей семьи
- Мойте руки до и после еды
- Поднесите посуду к раковине, загрузите посуду в посудомоечную машину или помогите высушить посуду
- Тихое время чтения
- Собери головоломку
- Журнал
- Слушайте музыку/подкасты/аудиокниги
- Медитируйте или делайте упражнения на осознанность: mindfulnessforteens. com/resources/resources-for-mindfulness/
- Цвет/рисование/краска
- Вздремнуть
- Активировать
- Если на улице хорошо, побегайте/прогуляйтесь, покатайтесь на велосипеде, устройте полосу препятствий
- Если ваш подросток занимается спортом, попросите его попрактиковаться дома (например, если ваш ребенок играет в баскетбол, попросите его попрактиковаться в ведении мяча и ведении мяча. Если ваш подросток играет в бейсбол/софтбол, попросите его укрепить руку за счет ловли, катания мячей/бросков мячей
- В дождливый день просмотрите на YouTube видеоролики о домашних тренировках (например, о йоге, интервальных тренировках, танцевальных видео и т. д.)
- Электронное время
- Воспроизведение на iPad/планшете/компьютере/телефоне
- Используйте социальные сети
- Смотреть ТВ/фильм
- Ужин и уборка
- Мыть руки до и после еды
- Поднесите посуду к раковине, загрузите посуду в посудомоечную машину или помогите высушить посуду
- Позвольте подростку помогать с приготовлением еды несколько раз в неделю. Если они заинтересованы в приготовлении пищи, позвольте им приготовить еду для семьи.
- Время закрытия
- Принять душ/ванну (использовать бомбочки для ванн, послушать музыку)
- Домашние спа-процедуры, такие как маски для лица, краска для ногтей и т. д.
- Наденьте пижаму, почистите зубы, умойтесь
- Процедуры перед сном
- Чтение
- Зажгите свечи
- Слушать музыку
- Журнал
- Медитируйте или выполняйте упражнения на осознанность
- Сон
Скачать флаер (PDF)
COVID19, ежедневное расписание
Рекомендуемые посты
, адаптируя к новому нормальному
Danyelle & Sebastian: Практикуя благодарность во время Covid-19
для детей
и ваш Родители)
В подростковом возрасте дети могут потерять интерес к физической активности. Между учебой, домашним заданием, друзьями и даже подработкой они совмещают множество интересов и обязанностей.
Но регулярная физическая активность может помочь вашему подростку почувствовать себя более энергичным, улучшить концентрацию и внимание, а также улучшить мировоззрение. А регулярная физическая активность может помочь вашему ребенку поддерживать здоровый вес и предотвратить сердечные заболевания, диабет и другие проблемы со здоровьем в более позднем возрасте.
Фитнес в подростковом возрасте
Руководящие принципы физической активности для подростков рекомендуют, чтобы они ежедневно уделяли 1 час или более умеренной или сильной физической активности.
Дополнительно:
- Большая часть физической активности должна быть аэробной, при которой задействуются большие мышцы и продолжаются в течение определенного периода времени. Примеры аэробика – это бег, плавание и танцы.
- Любая активность от умеренной до высокой засчитывается для достижения 60-минутной цели.
- Физическая активность для укрепления мышц и костей должна быть включена не менее 3 дней в неделю.
Подростки могут заниматься спортом и структурированными программами упражнений, включающими упражнения для укрепления мышц и костей. Тренировки с отягощениями под наблюдением квалифицированного взрослого могут улучшить силу и помочь предотвратить спортивные травмы.
При наличии возможностей и интереса подростки могут получить пользу для здоровья практически от любого занятия, которое им нравится: катание на скейтборде, сенсорный футбол, йога, плавание, танцы или пинание футбольного мешка на подъездной дорожке. Подростки могут включить физическую активность в повседневную рутину, например, ходить в школу, выполнять работу по дому или найти активную работу на неполный рабочий день.
Мотивация подростков быть активными
Родители должны дать подросткам возможность контролировать, как они решают быть физически активными. Подростки хотят принимать собственные решения, поэтому дайте им выбор. Подчеркните, что не то, что они делают — им просто нужно быть активными.
Начав заниматься спортом, многие подростки наслаждаются ощущением благополучия, снижением уровня стресса и повышением силы и энергии, которые они получают от упражнений. В результате некоторые начинают регулярно заниматься спортом без подталкивания родителей.
Чтобы подростки оставались мотивированными, занятия должны приносить удовольствие. Поддержите выбор вашего подростка, предоставив ему оборудование, транспорт и компанию. Сверстники могут играть важную роль в жизни подростков, поэтому создайте для них возможности быть активными со своими друзьями.
Помогите своему подростку оставаться активным, найдя план упражнений, соответствующий его расписанию. У вашего подростка может не быть времени на командные виды спорта в школе или в местной лиге. Но многие спортивные залы предлагают абонементы для подростков, и дети могут посетить их до или после школы.
Некоторые подростки могут чувствовать себя более комфортно, просматривая домашние видеоролики с упражнениями или видеоигры с упражнениями (например, теннис или боулинг). Это могут быть хорошие варианты, но важно также выполнять ежедневные умеренные или сильные действия.
Всем подросткам следует ограничить время, проводимое в малоподвижном образе жизни, включая просмотр телевизора, видеоигры и использование компьютеров, смартфонов или планшетов.
Когда говорить с врачом
Если вас беспокоит физическая форма вашего подростка, поговорите со своим врачом. Подросткам с избыточным весом или малоподвижному образу жизни, возможно, придется начинать медленно. Врач может помочь вам составить план фитнеса или порекомендовать местные программы.
Подростки с хроническими заболеваниями или инвалидностью не должны быть исключены из занятий фитнесом. Некоторые действия, возможно, придется изменить или адаптировать, а некоторые могут быть слишком рискованными в зависимости от состояния. Поговорите со своим врачом о том, какие занятия безопасны для вашего ребенка.
Некоторые подростки могут переусердствовать, когда дело доходит до фитнеса. Юные спортсмены могут попробовать вещества, повышающие работоспособность. Подростки, занимающиеся гимнастикой, борьбой или танцами, могут столкнуться с необходимостью похудеть. Поговорите со своим врачом, если у вас есть проблемы.
Наконец, поговорите со своим врачом, если ваш подросток жалуется на боль во время или после занятий спортом и физической нагрузкой.
Фитнес для всех
Каждый может получить пользу от хорошей физической формы. Поддержание физической формы может помочь улучшить успеваемость, укрепить уверенность в себе, предотвратить ожирение и снизить риск серьезных заболеваний (таких как болезни сердца и диабет). А регулярная физическая активность может помочь подросткам научиться справляться с физическими и эмоциональными трудностями, с которыми они сталкиваются каждый день.
Помогите своему подростку заняться фитнесом, подавая положительный пример для подражания и регулярно занимаясь спортом. Если вы занимаетесь фитнесом вместе, попробуйте прогулки после ужина или семейные походы, велосипедные прогулки, игру в теннис, поход в местный бассейн или игру в корзину.