Лекция 2. Мировоззрение и его виды
Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:
Видеозанятия по обществознанию:
Каждый человек обладает внутренним (духовным) миром, который включает в себя знания, эмоции, чувства, интеллект, мировоззрение. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и его место в мире; совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих общее видение, понимание мира, места человека в этом мире. Оно включает в себя также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. У каждого из нас есть мировоззрение. Например, Вы обладаете им тоже: у Вас есть взгляды на мир, его понимание, а также принципы, которые являются для Вас основополагающими. Мировоззрение для Вас является основой поведения и деятельности.
В структуре мировоззрения можно выделить основные элементы: знания, духовные ценности, принципы (основополагающие идеи в жизни), идеалы, убеждения, идеи.
Мировоззрение определяет общую направленность личности, её отношения с другими людьми, особенности поведения и действий людей.
Мировоззрение обладает следующими особенностями и признаками:
- оно всегда исторично, т.е. зависит от общественно-исторических условий развития человека. Сравним мировоззрение человека эпохи Средневековья и современности. Для средневекового мировоззрения приемлемыми наказаниями считались сожжение на костре, четвертование, что для носителя современного мировоззрения считается варварством и дикостью;
- оно отражает не просто отношение к конкретным людям, предметам, а обобщённое отношение к миру как к целому. К примеру, если Иван плохо относится к Сергею потому, что тот его обманул, то это не мировоззрение, а просто отношение к конкретному человеку. А если он в целом относится отрицательно к обществу, считает, что все люди жадные и злые – то это можно уже считать элементом мировоззрения Ивана;
- носителем мировоззрения является отдельная личность. Мировоззрение каждого человека особенное и отличается от других. К примеру, во взглядах близких друзей может быть много общего, но в любом случае в чём-то они будут непохожими;
- оно имеет эмоциональную окраску, в нём выражается мироощущение людей.
Пример: у каждого из нас есть ценности, которыми мы дорожим, относимся к ним по-особенному. Эти ценности вызывают у нас положительные эмоции.
Мировоззрение исторически менялось. Можно выделить его исторические типы (формы), начиная от древности и до наших дней:
- мифологическое, свойственное людям эпохи Древности. Носители этого мировоззрения верили в достоверность мифов, повествующих о богах и героях, представляли мир как единое, неразрывное целое, как единый живой организм;
- теоцентрическое, свойственное людям эпохи Средневековья. Центр этого мировоззрения – вера в бога. Взгляды на мир проявляются через призму этой веры;
- антропоцентрическое, свойственное представителям эпохи Возрождения и Нового времени, часто проявляется и у наших современников. Особенность этого мировоззрения – представление о человеке как центре мироздания, высшей ценности;
- социоцентрическое – чаще всего проявляется у людей, живущих ныне на земле. Особенность этого мировоззрения – рассмотрение человека через призму общественных отношений, акцент на обществе, социальных связях.
Следует понимать, что эти исторические типы мировоззрения условны, и вряд ли когда поучится составить их полный перечень. Не надо путать исторические типы мировоззрения, которые преобладали у людей разных эпох в прошлом и сейчас, с видами мировоззрения.
Мировоззрение современных людей разнообразно. Условно можно выделить следующие виды мировоззрения:
- обыденное мировоззрение – основано на житейском опыте, проявляется чаще всего как «житейская» мудрость, особенно у представителей старшего поколения, не имевших прямого отношения к науке. Примером проявления житейского мировоззрения является утверждение о том, что признаком надвигающегося дождя являются полёты птиц близко к земле. Носитель обыденного мировоззрения не пытается объявнить причину этого явления;
- мифологическое мировоззрение – основано на неосознанной подмене реальности вымыслом, предполагает опору на мифы, сказки и т.п. Примеры носителей такого мировоззрения — дети, «одушевляющие» плюшевых медведей, кукол и т.
п.;
- религиозное мировоззрение – опирается на религиозные догмы (положения, которые нельзя подвергать сомнению под страхом смертного греха и наказания за него). Особенность такого мировоззрения – символизм – попытка в природных, социальных явлениях найти символ, знак, знамение «свыше». Примером носителя такого мировоззрения может служить человек, который воспринимает как предзнаменование реальной беды сон, в котором к нему являются святые и предупреждают о трудностях;
- научное мировоззрение – опирается на доказательное научное знание, практически лишено предрассудков, представляет собой цельную научную картину мира. Главный принцип этого мировоззрения – критическое мышление – стремление отказаться от догм, проверить все положения на практике или иными способами. Примером носителя научного мировоззрения является известный учёный П.Л. Капица — в своих исследованиях в области физики он стремился всегда «докопаться» до истины, объяснить причины и сущность явлений.
Носитель мировоззрения — отдельный человек.
Видеолекция по теме:
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
Мировоззрение: что это такое — подробный пример, виды, структура
Что такое мировоззрение?

Это понятие объединяет в себе фактические знания и всевозможные убеждения. При этом можно говорить как о мировоззрении отдельной личности, так и о мировоззрении социальной группы или другой общности. Несмотря на выраженный субъективный характер, оно, как правило, имеет историческую и социальную обусловленность. Мировоззрение личности формируется и развивается на протяжении всей жизни. Изначально оно сильно подвержено влиянию эмоциональных суждений, но с годами становится более осознанным.
Существует два уровня мировоззрения:
- Обыденный. На этом уровне мировоззрение строится посредством чувственного познания на основе повседневных эмоций и переживаний.
- Рациональный. Это более осмысленный уровень. В его основе лежит рациональное познание, поэтому он формируется у людей с развитым критическим мышлением.
Важнейшей характеристикой мировоззрения является его целостность. Несмотря на то, что оно является комплексной системой взглядов, его элементы всегда приведены к некоторому «общему знаменателю». Если же появляется какая-то новая информация, которая не вписывается в мировоззрение, для неё придумывается объяснение, позволяющее устранить противоречие, после чего мировоззрение снова становится целостной системой.
Пример мировоззрения
Как мы уже обсудили, мировоззрение — это система взглядов и оценок об окружающем мире, людях, самом себе. Конечно, мировоззрение очень многогранно и касается множества аспектов жизни, но для примера пройдемся по наиболее важным аспектам. Итак, пример мировоззрения:
Окружающий мир существует по определённым законам, часть из которых справедлива, другая часть не совсем. С одной стороны, если трудиться и прикладывать усилия, то каждый может добиться успеха. Это справедливо. Однако, не у всех равные возможности. Из-за проблем со здоровьем некоторым людям приходится значительно тяжелее с самого рождения. Это не справедливо. Но изменить это невозможно, поэтому остаётся принять эти правила и постараться делать то, что я могу с тем, что имею.
Тем не менее, по возможности, я считаю необходимым помогать людям, которые в этом нуждаются, стараясь делать мир чуточку лучше.
В мире нет ничего сверхъестественного — всё функционирует по правилам, которые объяснимы с точки зрения науки. Многие из того, что происходит вокруг, уже смогла объяснить наука, но многое ещё предстоит изучить. Для меня изучение окружающего мира представляет большой интерес, я люблю постигать тайны космоса и не перестаю удивляться необъятным размерам вселенной.
Люди делятся на плохих и хороших. Понять, кто перед тобой часто бывает непросто, а иногда и вовсе — невозможно. Но всё тайное становится явным — рано или поздно каждый человек раскрывает свою истинную сущность. Из-за этого я не спешу доверять и открываться людям, пока мне не станет понятно наверняка, что человеку можно доверять.
Я — хороший человек, но не идеальный. Такие качества, как честность, добропорядочность, умение держать свои обещания — считаю одними из наиболее важных качеств человека.
Стараюсь воспитывать и поддерживать эти качества в себе. Между тем, у меня есть и ряд минусов, к числу которых относится желание критиковать окружающих, поучать без спроса, лезть со своими советами направо и налево. Данное качество усложняет мои отношения с окружающими, поэтому я стараюсь себя сдерживать.
Искать, в чём смысл жизни, считаю нецелесообразным, поскольку единого ответа на данный вопрос не найти, сколько не ищи. Однако, отсутствие смысла не делает жизнь хуже. Важно лишь одно — счастлив я, или же нет. Если да — значит я на правильном пути. Если нет, то надо что-то менять в жизни, пробовать что-то новое. Главное, помнить, что каждый день по своему прекрасен и неповторим. Каждый день заслуживает шанс стать лучшим в жизни.
В этом примере содержится лишь малая часть того, что входит в понятие мировоззрение. Текст можно было продолжать ещё долго, но основную суть Вы уловили. Если говорить простым языком, мировоззрение — это отношение ко всему, что есть вокруг и осознание своего места в этом мире.
Характерные особенности мировоззрения
Как для индивидуального, так и для общественного мировоззрения характерны следующие особенности:
- Историческая обусловленность. Мировоззрение человека формируется на основании мировоззрения общества, в котором он вырос. Таким образом, и в общественном, и в индивидуальном мировоззрении, как правило, глубоко заложены проблемы, пережитые этим обществом, различные «исторические травмы», знаменательные события и прочее.
- Взаимосвязь с убеждениями. У каждого человека свои жизненные принципы и убеждения, и они всегда тесно взаимосвязаны с его мировоззрением. С возрастом некоторые убеждения меняются, и это сказывается на мировоззрении. Разумеется, присутствует и обратная зависимость. Новые знания и жизненный опыт могут влиять на мировоззрение, и это сказывается на убеждениях.
- Зависимость от эмоций. Большинство людей искренне верит, что их мировоззрение ни в чём не противоречит законам логики и здравому смыслу.
Но в действительности всё обстоит несколько иначе. Наше мировоззрение формируется преимущественно на основании эмоциональной оценки различных событий, которые мы переживаем сами или наблюдаем со стороны.
- Зависимость от знаний. Фактические знания об окружающей действительности также оказывают существенное влияние на мировоззрение в процессе его формирования и развития. Например, оно очень сильно меняется у людей, изучающих основы психологии, поскольку они начинают лучше понимать мотивы других людей (и даже свои собственные).
- Возможность активного формирования. В большинстве случаев мировоззрение формируется пассивно, на основании наиболее доступной информации (книги, телевизионные шоу, сериалы и прочее). Однако каждый человек имеет возможность самостоятельно искать новые знания, прикладывая усилия к тому, чтобы осознанно формировать своё мировоззрение и свою индивидуальность.
Структура мировоззрения
Чтобы лучше понять, что такое мировоззрение, разберём подробно его внутреннюю структуру и выделим все элементы, из которых оно формируется:
- Знания.
Существуют разные виды знаний (эмпирические, теоретические, профессиональные, практические). Как правило, именно наличие реальных знаний позволяет человеку быть уверенным в правильности своих оценок при формировании мировоззрения.
- Чувства. Мировоззрение формируется не столько в процессе познания, сколько в те моменты, когда человек даёт оценку событиям и явлениям, связывает их с какими-то чувствами и эмоциями.
- Ценности. Это ещё одно понятие, неотделимое от мировоззрения. У каждого человека есть своя индивидуальная система ценностей – вещей, которым он придаёт наибольшее значение. И эта система служит призмой, через которую он смотрит на мир.
- Поступки. Как плохие, так и хорошие поступки являются проявлениями мировоззрения. Например, совершая некрасивый поступок, человек может оправдывать его убеждением, что «мир всё равно несправедлив, поэтому незачем стараться быть хорошим».
- Убеждения.
Убеждениями обычно называют взгляды на то, как устроен окружающий мир, как он должен быть устроен и как люди должны поступать по отношению друг к другу. И это одна из важнейших составляющих мировоззрения.
- Характер. Характер оказывает существенное влияние на повседневное поведение человека, определяя не только его поступки, но и его реакции на внешние события. Поэтому он оказывает существенное влияние на то, как формируется и развивается мировоззрение.
Составляющие мировоззрения
Мировоззрение принято подразделять на три составляющих:
- Мироощущение. Это эмоциональная составляющая мировоззрения. При взаимодействии с окружающим миром, человек оценивает происходящие события, и у него формируется понимание того, насколько мир справедлив по отношению к нему и вообще. Кто-то радуется удачам и предчувствует успех, а кто-то испытывает обратные чувства. Таким образом, по мироощущению люди делятся на пессимистов, считающих мир несправедливым, и оптимистов, верящих, что мир к ним благосклонен.
- Мировосприятие. Эта составляющая похожа на предыдущую. Человек может считать мир дружественным или враждебным, и на основании этого строить свою картину мира. Мировосприятие определяет, как человек видит окружающих и как позиционирует себя. Он может считать себя победителем или неудачником, а окружающих – друзьями или врагами.
- Миропонимание. Эта составляющая характеризует уровень познания окружающего мира и определяется сложностью образов, которыми может оперировать человек. По мере взросления миропонимание расширяется. Сразу после рождения ребёнок воспринимает лишь образ матери, но позже учится воспринимать и других людей. Со временем миропонимание расширяется до города, страны, планеты, Вселенной.
Разновидности и примеры мировоззрения
В зависимости от того, какие вещи являются наиболее значимыми в жизни конкретного человека (или общества), мировоззрение может приобретать разные формы. Обычно выделяют 5 его разновидностей:
- Обыденное.
Это мировоззрение, которое формируется у каждого человека в процессе его повседневной жизни. Оно основывается преимущественно на жизненном опыте и даёт простые ответы на большинство житейских вопросов.
- Религиозное. Это мировоззрение, связанное с верой и формирующееся у тех людей, для которых эта сфера жизни является наиболее значимой. Как правило, они принимают взгляды и обычаи, свойственные их религии, и придерживаются их, совершая все необходимые культовые действия (молитвы, обряды, жертвоприношения). При этом степень приверженности вере часто отождествляется с нравственностью.
- Мифологическое. Это мировоззрение основано на мифах – вымышленных историях, объясняющих реальность. Основное отличие мифологии от религии заключается в том, что она не требует от человека веры и совершения каких-либо ритуальных действий, а просто объясняет различные факты и явления.
- Научное. Люди, у которых сформировалось научное мировоззрение, обычно обладают развитым критическим мышлением.
Они склонны перепроверять факты и верят лишь тому, что доказано или достаточно твёрдо аргументировано. Эта форма мировоззрения строится на научном познании и является самой точной. При этом она отвечает не на все вопросы. В связи с этим умение признавать собственное незнание является одной из черт людей, обладающих научным мировоззрением.
- Философское. Это мировоззрение строится на размышлениях об устройстве мира, на диалоге с собой. Для него характерны доказательность, логическая обоснованность и целостность. Но при этом оно является достаточно труднодоступным для большинства людей.
Конечно же, в каждом человеке в той или иной мере присутствуют все перечисленные виды мировоззрения, но всегда имеется одно основное, максимально точно соответствующее его картине мира и жизненным ценностям.
Как формируется мировоззрение?
Для правильного понимания того, что такое мировоззрение, важно знать, что оно не является врождённой особенностью. Оно формируется и развивается в процессе социализации человека под влиянием общественного мировоззрения, господствующего в конкретном обществе. В некоторых случаях оно может меняться достаточно радикальным образом.
Формирование мировоззрения начинается в раннем детстве. Изначально ребёнок не нуждается в научных доказательствах и философских размышлениях. Ему нужны моментальные ответы на все вопросы. При этом он верит, что взрослые всё знают, всегда говорят ему правду и могут решить все возникающие у него проблемы. Поэтому детское мировоззрение можно считать обыденным с некоторыми признаками религиозного.
По мере взросления ребёнок накапливает опыт, сталкивается с тем, что некоторые его взгляды оказываются ошибочными, в том числе и взгляды, навязанные родителями, воспитателями и прочими взрослыми. Его мировоззрение при этом расширяется, дополняясь научными и философскими взглядами. Значительное влияние на него оказывает образование и выбранная специальность.
Одним из наиболее важных этапов формирования мировоззрения является нахождение своего места в обществе. При этом его развитие не заканчивается никогда. В процессе жизни представления человека об окружающем мире многократно меняются, он пересматривает свои взгляды и убеждения, отказывается от старых ценностей и принимает новые. Важно понимать, что развитие мировоззрения – это постоянный процесс, не прекращающийся в течение всей жизни человека.
Что влияет на формирование мировоззрения?
Как было отмечено выше, мировоззрение формируется у человека в течение жизни под влиянием различных внешних факторов. Наибольшее влияние оказывают такие факторы как:
- Окружение. Конечно же, в первую очередь это люди, окружающие ребенка при его взрослении. Это родители и остальные родственники, воспитатели и наставники. Для большинства людей окружение является самым важным фактором. К примеру, верующие люди, как правило, придерживаются именно той религии, к которой их приучили родители.
- Общество. Мировоззрение социума также играет важную роль. По мере взросления ребёнок в значительной мере перенимает его через культуру, традиции и стереотипы.
Его представление о своём месте в обществе, о семейной жизни, об успешности и прочих социальных аспектах формируется именно на основе общественного мировоззрения.
- Религия. Большинство мировых вероисповеданий напрямую указывает, каких взглядов должен придерживаться верующий человек, а также регулирует основные аспекты личной и социальной жизни.
- Образование и наука. Высокий уровень образования обычно способствует вырабатыванию у человека научного мировоззрения. Он начинает отделять эмоции от фактов, оценивать достоверность новых знаний.
- Эпоха. Мировоззрение может быть признаком эпохи и временных обстоятельств, в которых растёт и взрослеет человека. Особенно значимым данный фактор стал сейчас, в эпоху доступной информации и стремительного развития технологий. Поэтому мировоззрение большинства людей сейчас так сильно отличается от родительского.
- Профессия. Основной вид деятельности, профессиональные знания и опыт оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения.
Лучшим примером здесь являются упомянутые выше психологи, которым их образование и опыт позволяют гораздо лучше понимать не только чужие эмоции, но и свои собственные.
Функции мировоззрения
Можно без преувеличения сказать, что мировоззрение определяет всю жизнь человека, заставляя его выбирать для себя тот или иной путь при принятии судьбоносных решений. При этом у него есть 3 основных функции:
- Познавательная. Мировоззрение является источником знаний. Эти знания не обязательно являются достоверными, но позволяют быстро находить ответы на возникающие вопросы.
- Ценностно-ориентационная. В рамках данной функции мировоззрение помогает человеку формировать его собственную систему ценностей.
- Практическая. Каждый день мы принимаем сотни решений в разных сферах жизни, руководствуясь своим мировоззрением.
Заключение
Мировоззрение – это сложная и хорошо согласованная система знаний, жизненных принципов, взглядов, стереотипов и убеждений. У каждого из нас оно формируется в раннем детстве под влиянием родителей и воспитателей, а потом непрерывно развивается в течение всей жизни. При этом каждый сам выбирает, будет ли его мировоззрение формироваться пассивно, либо он сам будет управлять тем, какие принципы и убеждения ложатся в его основу.
Иногда под впечатлением от определённых событий или новых знаний целостная картина мира может нарушаться или вовсе разрушаться (например, если после каких-то событий человек теряет или, наоборот, обретает веру). Такое состояние называют мировоззренческим кризисом. Обычно спустя некоторое время целостность мировоззрения восстанавливается, но в некоторых случаях наступают нежелательные последствия (например, аддиктивное поведение или вступление в секту).
Мировоззрение присутствует не только на уровне личности, но и на уровне социальной группы или иной общности. В частности, отражением общественного мировоззрения является менталитет – совокупность типичных психических свойств, присутствующая у обширной группы людей (например, у нации или жителей одного города).
образов | Студенческое благополучие | Школы ReachOut
Мышления — это ряд самовосприятий или убеждений, которые люди имеют о себе. Здесь мы исследуем мышление и то, как поддержать молодых людей в развитии мышления для повышения устойчивости.
Это поможет вам:
- понять мышление
- понимают, как мышление связано с устойчивостью.
Что такое мышление?
Образ мышления — это ряд самовосприятий или убеждений, которых люди придерживаются в отношении самих себя. Они определяют поведение, мировоззрение и умственную установку. Например, убеждение, что вы либо «умны», либо «неразумны».
Кэрол Двек (профессор психологии Стэнфордского университета) выделила два типа мышления. Фиксированное мышление и мышление роста (Dweck, CS (2006). Мышление: новая психология успеха. Нью-Йорк: Random House Inc). Люди могут иметь оба типа мышления: мышление роста в одних ситуациях (например, в отношении математики) и фиксированное мышление в других (например, в отношении спорта).
Что такое установка на рост?
Это мышление, когда вера человека в себя сосредоточена вокруг представления о том, что « … его самые основные способности могут быть развиты благодаря самоотверженности и упорному труду. Мозги и талант — это только отправная точка. » (Двэк, 2006)
Что такое фиксированное мышление?
Фиксированное мышление — это когда люди верят, что такие черты, как интеллект или талант, рассматриваются как фиксированные черты, заложенные при рождении. Человек с установкой на данность позволяет неудаче или успеху определять их. Из-за этого фиксированного мышления человек тратит много времени на документирование своих талантов и меньше времени на их развитие.
Те, у кого фиксированное мышление, описывают себя либо как «тупой» , либо как «умный» без возможности изменить это — уклоняться от проблем. Столкнувшись с неудачей или другой проблемой, они будут говорить себе и другим: «Они не могут этого сделать» или будут искать оправдания, чтобы рационализировать неудачу (например, « Я не прошел тест, потому что был слишком занят»). делаю домашнее задание по другому предмету’ ).
Почему для молодых людей важно развивать мышление роста?
- Мышление роста позволяет молодым людям принимать неудачи и учиться на них.
- Мышление роста имеет решающее значение для принятия поведения, ориентированного на обучение.
- Представления молодых людей об обучении и неудачах в начале 7-го класса оказывают сильное влияние на их достижения с течением времени.
- Люди, которые считают, что усилия имеют значение, реагируют на задачи более позитивно, изощренно и со временем повышают свою обучаемость.
- Обучение на неудачах вызывает существенные изменения в мозге на протяжении всей жизни и жизненно важно для устойчивости.
Изучение неудач через ReachOut.com
- Как бросить вызов негативному мышлению
- Развитие позитивного внутреннего диалога
- Как осознать себя
Понимание мышления
Понимание мышленияАвторизоваться Зарегистрироваться
Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые дети уклоняются от испытаний и сдаются при первых же признаках борьбы? Возможно, у вашего ребенка есть история того, что он бросал занятия, спорт или школьную работу, когда он сразу не преуспевал. Возможно, годы борьбы или несколько неудачных опытов убедили вашего ребенка в том, что «я просто не силен в этом». Знакомство с фиксированным мышлением и установками на рост поможет вам изменить деструктивные модели поведения, позволив вашему ребенку вести счастливую и полноценную жизнь, полную обучения на протяжении всей жизни и безграничного потенциала.
Что такое установка на рост?
Доктор Кэрол Двек, психолог из Стэнфордского университета, провела десятилетия исследований и обнаружила, что представления людей об их интеллекте различаются. Некоторые люди считают, что их интеллект и способности неизменны. Другими словами, у вас есть определенный уровень интеллекта, и вы мало что можете сделать, чтобы его изменить. Это называется «фиксированное мышление». Подумайте о фразе: «Я не математик». Это утверждение указывает на фиксированное отношение к математике, поскольку оно приписывает математические способности неизменному качеству.
У других разные представления об их интеллекте и способностях. Некоторые люди считают, что можно развить свой интеллект, прилагая усилия. Это называется «установка на рост». Подумайте о фразе: «Сначала математика была очень запутанной, но я усердно учился весь год и теперь понимаю ее намного лучше». Это указывает на установку на рост, потому что показывает готовность копать глубже.
«Если родители хотят сделать своим детям подарок, лучшее, что они могут сделать, — это научить их любить испытания, заинтриговываться ошибками, получать удовольствие от усилий и продолжать учиться. Таким образом, их дети не должны быть рабами похвалы. У них будет возможность на протяжении всей жизни укреплять и восстанавливать уверенность в себе».
— Кэрол С. Двек
Почему это важно?
Фиксированное мышление или установка на рост имеют огромное значение, когда дело доходит до мотивации. Если у детей есть фиксированное представление об интеллекте, они, вероятно, считают, что успех во многом зависит от таланта. Они могут думать, что некоторые рождаются со способностью добиться успеха, а другие — нет. Они могут рассматривать успешных людей как обладающих каким-то недостижимым врожденным даром. Побочным эффектом установки на данность является беспомощное или апатичное отношение к усилиям, особенно когда речь идет о сложных задачах.
Простая вера в то, что интеллект податлив, может лучше вооружить детей для решения сложных задач и сложных предметов. Если они знают, что могут развивать свои способности, что усилия и самоотверженность влияют на формулу успеха, тогда дети не будут парализованы трудностями. Мышление роста создает любовь к обучению и устойчивость, которые необходимы для достижения целей.
Как это поможет моему ребенку?
Исследования показали, что дети с установкой на рост лучше учатся в школе.