Как работать над речью: Как работать над речью — Психологос

Тема — 5. Работа над техникой речи

Одной из причин коммуникативной неудачи является недостаточно хорошая техника речи: мы говорим либо очень тихо, либо, напротив, очень громко, или у нас есть какие-то дефекты речи, которые мешают слушателю нас понимать.

Если выступающий имеет плохую дикцию, нечетко произносит слова, особенно окончания, его речь может быть неверно понята, из нее могут быть сделаны ненужные, неверные выводы, что может повлечь за собой самые непредвиденные последствия.

Тренировать произношение можно читая вслух. Еще лучше найти время и записать свой голос на магнитофонную пленку. При прослушивании сразу станут очевидны недостатки дикции. Если возможно, дома запишите любой свой доклад, который вы собираетесь сделать, например, вышестоящему руководителю, на видеомагнитофон и просмотрите запись на предмет произношения, дикции, жестикуляции. Или просто тренируйте свою речь перед зеркалом.

И, конечно, неоценимую услугу окажут Вам артикуляционные упражнения и регулярное произнесение скороговорок.

Точнее их нужно было бы назвать «правильновыговорками», так как при проговаривании скороговорки в первую очередь мы стремимся к правильному артикулированию всех звуков и их сочетаний, а не к высокой скорости их проговаривания.

Совершенствование дикции — плод систематической самостоятельной работы, для достижения эффективности которой важны следующие факторы.

  1. Постепенность. Скороговорку нужно осваивать не спеша. Главное — повторять и не закреплять допущенные ошибки. Каждую скороговорку проговаривают сначала беззвучно, медленно, тщательно работая губами и языком. Потом постепенно усиливают громкость голоса. После того как вы сможете 4- 5 раз произнести среднюю по объему скороговорку без ошибок, можно наращивать темп ее проговаривания.
  2. Систематичность. Отработать скороговорку, а потом долгое время о ней не вспоминать — верный способ потерять достигнутое. Скороговорки помогают артикуляционному аппарату «запомнить» определенную последовательность и интенсивность движений всех его мышц.
    Чем чаще вы их включаете в привычную работу — тем лучше они будут это делать даже без вашего специального контроля, автоматически. Итак, скороговорки проговариваются не реже 1 раза в неделю, в идеале — после артикуляционной разминки.
  3. Разнообразие. Тренировать произнесение 1—2 сочетаний звуков — все равно, что учиться рисовать только 1—2 красками. Каждый раз нужно проговаривать скороговорки на разные сочетания согласных.
  4. Удовольствие. Когда мы делаем что-то по принуждению, основная часть наших усилий направлена на внутреннюю борьбу с собой, со своими эмоциями и желаниями, а не на дело, которым мы занимаемся. Значит, просто необходимо радоваться забавным текстам, вызванным ими ассоциациям и своим успехам.
  5. Творчество. Скороговорки — игровой фольклорный текст, поэтому они располагают к вольному обращению с этим текстом: это может выражаться в разнообразных продолжениях скороговорок, перестановке слов, причудливых сочетаниях скороговорок, придумывании своих текстов этого жанра.

Артикуляционная разминка

Поболтайте языком. Поболтайте языком во рту сначала сверху вниз, а затем слева направо и справа налево. Повторите упражнение.

Полоскание рта. Прополощите рот: надуйте щеки и поработайте ими и нижней челюстью так, чтобы воздух во рту перемещался либо от одной щеки к другой, либо от щек внутрь рта и обратно.

Лом — лопата. Попробуйте поочередно высовывать язык то плоский, как лопата, то острый, как лом.

Цифры.

Напишите языком в воздухе цифры от 1 до 5. Получилось?

Пример. Точно так же напишите языком любой пример. Пусть даже 2+2 Примеры могут быть и сложнее!

Буквы. Таким же образом напишите в воздухе (или на воображаемом ст ле) 5 — 7 букв в любом порядке.

Загадка. Вы освоили новый вид письма? Отправьте друг другу воздушные общения и ждите адекватного ответа. Если вы друг друга поняли правильно, значит, артикуляционные упражнения для языка вы освоили.

Очень важен также тон речи. Именно он оказывает позитивное или негативное влияние на слушающего. Как писал Бернард Шоу: “Есть 50 способов сказать слово “да” и 500 оттенков слова “нет”. Тон речи может быть резким и безразличным, насмешливым и тревожным, интонации — командными, гневными и просительными.

Тональная окраска речи может помочь наладить эмоциональный комфорт диалога с посетителем, сотрудником. По интонации говорящего судят о его настроении и отношении к обсуждаемому вопросу.

Одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно, ласково или подчеркнуто сухо, дерзко, высокомерно в зависимости от их общей звуковой окраски.

Общая звуковая окраска речи может подкреплять смысл, переданный составом слов высказывания, но иногда противоречит ему, заставляет нас понимать это высказывание совершенно по-другому. Например, фраза: “Я в восторге!” без интонации восторга сразу приобретает иронический смысл, противоречащий ее буквальному значению.

Следует особое внимание обращать на громкость и скорость своей речи. Очень громкий голос неприятен для слуха, особенно если он еще и высокий. Деловому разговору вредит речь торопливая. Не годится, если говорящий глотает отдельные слоги и целые слова. Но даже если при быстром темпе вам удается четко выговаривать каждое слово, собеседнику все равно будет трудно поспевать за ходом ваших мыслей. А у некоторых людей возникнет подозрение, что вы намеренно говорите скороговоркой, чтобы не дать им опомниться, навязать свою точку зрения.

Неприятна для слушателя и манера говорить медленно, растягивая слова, а также тихая, чуть слышная речь. Если вы говорите слишком тихо или невнятно, это также мешает ходу общения: партнер вынужден задавать встречные вопросы, чтобы убедиться, что понял вас правильно.

А задумывались ли Вы когда-нибудь, насколько звучание Вашего голоса связано с дыханием? Если области дыхания обширны и подвижны, голос чист и выразителен. Неправильное дыхание искажает голос: мы говорим слишком быстро или слишком высоко, учащенно дышим, прерываем речь, не закончив предложение. постоянно покашливаем, наша артикуляция становится нечеткой.

Говорить плавно и красиво помогает диафрагма. Именно благодаря ей мы можем моделировать голос — повышать или понижать, заставлять его звучать сильно, мощно или слабо. Поэтому для того, чтобы Вас голос был благозвучен, необходимо укреплять диафрагму.

Этому поспособствуют, например, такие упражнения:

  • Поставьте перед собой свечку так, чтобы дыхание было направлен на ее огонек.
  • Убыстряйте и замедляйте воздушный поток. Почувствуйте, как диафрагма управляет Вашим дыханием.
  • Теперь постарайтесь управлять не скоростью, а объемом дыхания. Откройте рот. как будто хотите зевнуть и выдохните. Наблюдайте за движением пламени.

Хотите отработать технику своей речи?

Хотите, чтобы Ваш голос звучал красиво и свободно?

Тогда записывайтесь на курс «Азбука риторики»!

Работа над дикцией и артикуляцией.

12.10″>10.12.18

Произносить звуки чётко, говорить понятно и правильно. Такой была мечта афинянина Демосфена. По крайней мере, это утверждают учебники. В Древней Греции умение рассказывать истории и выступать на публике было не привилегией, а необходимым навыком.

В энциклопедическом словаре «дикция» — это произношение, манера выговаривать слова. Демосфен учился чётко и понятно произносить звуки с помощью камней. Он собирал их на берегу реки, засовывал в рот и произносил разные речи. Сегодня разработано большое количество упражнений, которые помогут обрести «новый голос».

Итак, приступим к оттачиванию мастерства дикции. У вас в отличие от Демосфена есть плюс: камни в рот засовывать не нужно.

Камень первый. Выносливость

Упражнения на дикцию можно сравнить со спортивными. Чтобы достичь результата, нужны регулярные тренировки. Создавайте для своего речевого и дыхательного аппаратов тяжёлые условия, в которых им придётся стать сильнее и выносливее.

Так они не подведут вас в момент выступления. Вот несколько упражнений, которые помогут вам.

  1. 1. Возьмите деревянную винную пробку.

    5-10 минут по несколько раз в день читайте или произносите с пробкой во рту любой текст. Это поможет привести голосовые связки и часть артикуляционного аппарата в напряжённое состояние.

  2. 2. Отправляйтесь на пробежку в наушниках.

    Включите аудиокнигу и повторяйте речь диктора. Такая проверка на выносливость речевого и дыхательного аппаратов даст очень быстрые результаты — чёткое произношение звуков будет вашей наградой уже на финише.

  3. 3.Говорите и пойте с зажатым носом.

    Это максимально активизирует артикуляционный аппарат. Есть только два звука в русском языке («м» и «н»), которые не произнести с закрытым носом, поэтому выбирайте тексты без этих букв или заменяйте их.

Камень второй. Артикуляционный аппарат

Секрет хорошего выступления — расслабленный артикуляционный аппарат. Он отвечает за создание и произношение звуков — главные инструменты в «речевом оркестре». Чтобы щеки, губы, зубы, язык, челюсти, нёбо, глотка и гортань производили чёткие звуки, нужно просто постараться их расслабить.

Звучит проще, чем кажется: внутренний психологический барьер может сковывать челюсти, шею и язык, что приводит к неправильному произношению. Что со всем этим делать? Перед публичным выступлением просто выполните несложные упражнения.

  • Приоткройте губы. Это расслабит мышцы вокруг рта и глаз, вы перестанете щуриться и морщиться.

  • Сделайте выдох с вибрацией губ. Должен получиться эффект «фыркающей лошади».

  • Запрокиньте голову назад и максимально откройте рот, зевните или изобразите звук зевания. Это одно из самых эффективных упражнений на расслабление мышц челюсти и голосовых связок.

  • Не «сковывайте» дыхание, расслабьте диафрагму и выдыхайте легко и свободно.

  • Подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую. Этот трюк вводит организм в состояние нехватки кислорода, когда мозг снижает скорость процессов в организме, автоматически успокаивается дыхание.

  • Чтобы подготовить голос к работе, можно сделать упражнение Шаляпина. Он по утрам дразнил своего пса: сначала рычал, а затем повторял «ав-ав-ав». Певец таким образом разогревал и расслаблял гортань. Главное, следите, чтобы собака вас не укусила.

Следите за нами. Это интересно.

Советы педагогов. Лучшие выступления. Афиши концертов.

Камень третий. Чёткость

Скороговорки — занимают верхние строчки хит-парада по скорости и эффективности исправления дикции. Важные условия: произносите их громко и чётко, не старайтесь сразу сделать это быстро. Уделите внимание тем скороговоркам, где есть проблемные для вас звуки.

На тренировку шипящих:

Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу. У Танечки — тачка, а у Анечки — печенья пачка. Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Для тренировки глухих согласных «к» и «п» в конце слов:

Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. У перепелa и перепелки пять перепелят. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком. В Луку Клим луком кинул.

Для раскатистого «ррр»:

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру — на Фрола Лавру навру. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона. Дровоколорубы рубили дубы на срубы.

Для мощного «Т» в конце и средине слова:

Ткёт ткач ткани на полотки Тане. Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю, шел к тополю Толя. От топота копыт пыль по полю летит.

Камень четвертый.

Просто повторяйте

У нашей музыкальной школы есть свой вокальный блог на ютюбе. Называется он «Не пой при мне». Ниже 4 видео, в которых мы показываем упражнения на дикцию, которые используем в своей ежедневной практике.

Главное для оттачивания правильной дикции — постоянство тренировок. Именно усердие привело Демосфена на политические подмостки и сделало великим оратором. Чем вы хуже?

Первое пробное занятие

Заполняя форму я даю свое согласие на обработкуперсональных данных

Константин, ваша заявка уже на почте у администратора.

Сейчас в школе ни души. Спят даже инструменты. Администратор перезвонит вам с номера 8 (812) 501 83 83 как только увидит вашу заявку. Хорошего дня.

Произошла ошибка! Ваша заявка не отправлена!

1-ый шаг

Знакомство с педагогом. Вы рассказываете свои цели на обучение и каких результатов вы хотите достичь.

2-ой шаг

Преподаватель школы определяет вашу музыкальность: слух, чувство ритма, интонирование.

3-ий шаг

Исходя из ваших целей и учитывая текущие данные педагог предложит программу вашего обучения.

Упражнения для поощрения развития речи и языка

У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.

Продление через Интернет — это самый быстрый, простой и безопасный способ оплатить взносы за 2023 год. Посетите asha.org/renew сегодня!

ОБНОВЛЕНИЯ COVID-19 : Найдите новости и ресурсы для аудиологов, логопедов и общественности.
Последние обновления | Ресурсы телепрактики | Напишите нам

Есть много способов помочь ребенку научиться понимать и использовать слова. Если вас что-то беспокоит, обратитесь к логопеду.

От рождения до 2 лет

  • Произносить звуки вроде «ма», «да» и «ба». Постарайтесь, чтобы ваш ребенок сказал их вам в ответ.
  • Посмотрите на своего ребенка, когда он издает звуки. Поговорите с ним и скажите, что он говорит. Притворитесь, что разговариваете.
  • Реагируйте, когда ваш ребенок смеется или корчит рожи. Сделай ей те же лица.
  • Научите ребенка делать то же, что и вы, например, хлопать в ладоши и играть в прятки.
  • Разговаривайте со своим ребенком, когда купаете его, кормите и одеваете. Говорите о том, что вы делаете и куда вы идете. Скажи ему, кого или что ты увидишь.
  • Укажи на цвета и формы.
  • Считай, что видишь.
  • Используйте жесты, например машите руками и указывайте пальцем.
  • Расскажите о звуках животных. Это поможет вашему ребенку соединить звук и животное. Используйте такие слова, как «Собака говорит гав-гав».
  • Добавьте к тому, что говорит ваш ребенок. Когда ваш ребенок говорит: «Мама», скажите: «Вот мама. Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
  • Прочтите своему ребенку. Вам не нужно читать каждое слово, но говорите о картинках. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками. Спросите ребенка: «Что это?» и попытайтесь заставить его указывать на предметы или называть их.

От 2 до 4 лет

  • Говорите с ребенком четко. Моделируйте хорошую речь.
  • Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать, что вы его понимаете. Добавьте к тому, что она говорит. Используйте такие слова, как «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
  • Иногда сюсюкать можно. Обязательно используйте слово для взрослых. Например, «Пора гам-дин. Сейчас мы поужинаем».
  • Вырежьте изображения любимых или знакомых вещей. Разделите их на категории, например, на чем ездить, что есть и с чем играть. Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки. Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с изображением и как это исправить.
  • Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Вы Марти?» и «Может ли свинья летать?» Пусть ваш ребенок придумывает вопросы и пытается вас одурачить.
  • Задавайте вопросы, предполагающие выбор. «Ты хочешь яблоко или апельсин?» «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?»
  • Помогите своему ребенку выучить новые слова. Назовите части тела и расскажите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных и мыла».
  • Пой простые песенки и рассказывай детские песенки. Это поможет вашему ребенку выучить ритм речи.
  • Поместите знакомые предметы в коробку. Попросите ребенка взять один и сказать вам, как он называется и как им пользоваться. «Это мой мяч. Я его подбрасываю. Я им играю».
  • Показать фотографии знакомых людей и мест. Расскажите о том, кто они и что произошло. Попробуйте придумать новые истории.

от 4 до 6 лет

  • Будьте внимательны, когда ваш ребенок разговаривает с вами.
  • Прежде чем говорить, привлеките внимание ребенка.
  • Хвалите ребенка, когда он что-то вам говорит. Покажите, что вы понимаете ее слова.
  • Пауза после разговора. Это даст вашему ребенку возможность ответить.
  • Продолжайте помогать ребенку учить новые слова. Скажите новое слово и расскажите ему, что оно означает, или используйте его таким образом, чтобы он понял. Например, вы можете использовать слово «транспортное средство» вместо «автомобиль». Вы можете сказать: «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
  • Расскажите о том, где находятся вещи, используя такие слова, как «первый», «средний» и «последний» или «правый» и «левый». Говорите о таких противоположностях, как «верх» и «низ» или «включено» и «выключено».
  • Попросите ребенка угадать, что вы описываете. Скажите: «Мы используем его, чтобы подмести пол», и пусть она найдет метлу. Скажите: «Оно холодное, сладкое и подходит для десерта. Я люблю клубнику», чтобы она могла угадать «мороженое».
  • Работа с группами элементов или категориями. Найдите вещь, которой нет в группе. Например: «Ботинок не сочетается с яблоком и апельсином, потому что его нельзя есть. Он не круглый. Это не фрукт».
  • Помогите ребенку следовать двух- и трехшаговым инструкциям. Используйте такие слова, как «Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу».
  • Попросите ребенка дать указания. Следуйте его указаниям, пока он расскажет вам, как построить башню из блоков.
  • Играйте с ребенком в такие игры, как «домик». Пусть она будет родителем, а ты притворяйся ребенком. Расскажите о разных комнатах и ​​мебели в доме.
  • Смотрите фильмы вместе на телевизоре или планшете. Расскажите о том, что смотрит ваш ребенок. Пусть она угадает, что может произойти дальше. Расскажите о персонажах. Они счастливы или грустны? Попросите ее рассказать вам, что произошло в этой истории. Разыграйте сцену вместе или придумайте другую концовку.
  • Используйте повседневные задачи для изучения языка. Например, говорите о продуктах в меню, их цвете, текстуре и вкусе, когда находитесь на кухне. Поговорите о том, куда положить вещи. Попросите ее положить салфетку на стол, на колени или под ложку. Расскажите, кому принадлежит салфетка. Скажи: «Это моя салфетка». «Это папа». «Это Тамара».
  • Сходите за продуктами вместе. Поговорите о том, что вы купите, сколько вещей вам нужно и что вы будете делать. Расскажите о размерах, формах и весе.

Чтобы найти логопеда рядом с вами, посетите ProFind.

Корпоративные партнеры ASHA

Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха

Что это такое, как это работает и почему вам может понадобиться терапия

Логопедия — это оценка и лечение коммуникативных проблем и нарушений речи. Его проводят логопеды (ЛП), которых часто называют логопедами.

Методы логопедии используются для улучшения общения. К ним относятся артикуляционная терапия, деятельность по языковому вмешательству и другие, в зависимости от типа речевого или языкового расстройства.

Логопедия может потребоваться при нарушениях речи, развившихся в детстве, или при нарушениях речи у взрослых, вызванных травмой или заболеванием, например, инсультом или черепно-мозговой травмой.

Существует несколько речевых и языковых расстройств, которые можно лечить с помощью логопеда.

  • Нарушения артикуляции. Нарушение артикуляции — это неспособность правильно произносить определенные звуки слова. Ребенок с этим расстройством речи может пропускать, менять местами, искажать или добавлять звуки слова. Примером искажения слова может быть использование слова «thith» вместо «this».
  • Нарушения беглости речи. Нарушение беглости влияет на течение, скорость и ритм речи. Заикание и неразбериха — это нарушения беглости речи. У человека с заиканием возникают проблемы с произношением звука, и его речь может быть заблокирована или прерываться, или он может повторять часть всего слова. Человек с захламленностью часто говорит очень быстро и сливает слова вместе.
  • Резонансные расстройства. Резонансное расстройство возникает, когда блокировка или обструкция регулярного потока воздуха в носовой или ротовой полостях изменяет вибрации, отвечающие за качество голоса. Это также может произойти, если небно-глоточный клапан не закрывается должным образом. Резонансные расстройства часто связаны с расщелиной неба, неврологическими расстройствами и опухшими миндалинами.
  • Рецептивные расстройства. Человек с расстройством рецептивной речи с трудом понимает и обрабатывает то, что говорят другие. Это может привести к тому, что вы будете казаться незаинтересованным, когда кто-то говорит, вам будет трудно следовать указаниям или у вас будет ограниченный словарный запас. Другие языковые расстройства, аутизм, потеря слуха и травма головы могут привести к расстройству рецептивной речи.
  • Экспрессивные расстройства. Расстройство экспрессивной речи — это трудности с передачей или выражением информации. Если у вас экспрессивное расстройство, у вас могут возникнуть проблемы с формированием точных предложений, например, с использованием неправильного времени глагола. Это связано с нарушениями развития, такими как синдром Дауна и потеря слуха. Это также может быть результатом травмы головы или заболевания.
  • Когнитивно-коммуникативные расстройства. Трудности при общении из-за повреждения части мозга, контролирующей способность мыслить, называют когнитивно-коммуникативным расстройством. Это может привести к проблемам с памятью, решению проблем и трудностям в разговоре или слушании. Это может быть вызвано биологическими проблемами, такими как аномальное развитие мозга, определенные неврологические состояния, черепно-мозговая травма или инсульт.
  • Афазия. Это приобретенное коммуникативное расстройство, которое влияет на способность человека говорить и понимать других. Это также часто влияет на способность человека читать и писать. Инсульт является наиболее распространенной причиной афазии, хотя ее могут вызывать и другие заболевания головного мозга.
  • Дизартрия. Это состояние характеризуется медленной или невнятной речью из-за слабости или неспособности контролировать мышцы, используемые для речи. Чаще всего это вызвано расстройствами нервной системы и состояниями, вызывающими паралич лицевого нерва или слабость горла и языка, такими как рассеянный склероз (РС), боковой амиотрофический склероз (БАС) и инсульт.

Логопедия обычно начинается с оценки SLP, которая определяет тип коммуникативного расстройства и лучший способ его лечения.

Логопедия для детей

Для вашего ребенка логопед может проводиться в классе, в небольшой группе или индивидуально, в зависимости от нарушения речи. Упражнения и занятия с логопедом варьируются в зависимости от расстройства, возраста и потребностей вашего ребенка. Во время логопедической помощи детям SLP может:

  • взаимодействовать, разговаривая и играя, а также используя книги, изображая другие объекты в рамках языкового вмешательства, чтобы помочь стимулировать развитие речи
  • моделировать правильные звуки и слоги для ребенка во время соответствующей его возрасту игры, чтобы научить ребенка произносить определенные звуки
  • предоставить стратегии и домашнее задание для ребенка и родителя или опекуна о том, как заниматься логопедом дома

Логопедия для взрослых

Логопедия для взрослых также начинается с оценки, чтобы определить ваши потребности и наилучшее лечение. Логопедические упражнения для взрослых могут помочь вам с речью, языком и когнитивным общением.

Терапия может также включать переподготовку функции глотания, если травма или состояние здоровья, такое как болезнь Паркинсона или рак ротовой полости, вызвали трудности с глотанием.

Упражнения могут включать:

  • решение проблем, память и организацию, а также другие действия, направленные на улучшение когнитивной коммуникации
  • разговорные тактики для улучшения социального общения
  • дыхательные упражнения для резонанса
  • упражнения для укрепления мышц рта

Существует множество доступных ресурсов, если вы хотите попробовать логопедические упражнения дома, в том числе:

  • логопедические приложения
  • игры и игрушки для развития речи, такие как флип-карты и карточки для запоминания
  • рабочие тетради

Количество времени, в течение которого человек нуждается в логопедической терапии, зависит от нескольких факторов, включая:

  • возраст
  • тип и тяжесть нарушения речи
  • частота терапии
  • основное заболевание
  • лечение основного заболевания

Некоторые нарушения речи начинаются в детстве и улучшаются с возрастом, в то время как другие сохраняются во взрослом возрасте и требуют длительного лечения и поддерживающей терапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *