Как стать хорошим психологом — Психологос
01 января 2007 г., 12:15
Автор: Н.И. Козлов
Интервью Н.И. Козлова газете «Труд» (корреспондент Ирина Зотова)
В какой вуз поступать девушке, желающей стать психологом, не так важно. Девушке в любом гуманитарном вузе учиться полезно, а куда она пойдет потом работать или выйдет замуж, это вопрос уже сильно следующий. Если же вопрос «Куда мне пойти учиться, чтобы стать психологом?» задаст парень, окончивший школу и всерьез думающий о своей будущее карьере в области психологии, я буду его от этой идеи отговаривать. Профессия психолога в чем-то сродни профессии актера: лучшим актерам завидуют все, а большинство актеров бедствуют в небогатых театрах. Психолог — одна из лучших профессий на свете, но большинство рядовых психологов не могут ни нормально зарабатывать, ни наладить свою личную жизнь.
Почему? Потому что они не знали, чему учиться и потому, что их учили плохо.
Разберитесь, что вы хотите
Работать психологом мечтают многие, но представляют это нередко так: «Я буду помогать людям.
В любом случае вам придется примкнуть к той или иной школе. Сильных школ сегодня четыре: НЛП, психоанализ, гештальт-терапия и синтон-подход. Они разные, и специалисты одного подхода часто не понимают специалистов другого. Чтобы определиться, встречайтесь с представителями этих школ, беседуйте, приглядывайтесь, ищите свое.
Присмотритесь к работе с группой
Если вы человек талантливый и успешный, то я вам, как будущему психологу, порекомендую присмотреться к групповой психологической работе. Работа с группой – живее, ярче и богаче, чем работа индивидуальная, с одним человеком. Если говорить не об интересе для вас, а об эффективности в плане результата, то и здесь групповая работа нередко имеет преимущество перед работой индивидуальной. Конечно, здесь тоже много вариантов: группы могут быть большие и малые, группы психотерапевтического или бизнес-формата, есть тренинги личностные, есть тренинги конкретных навыков, но в любом случае это действительно интересная работа.
Вам нужны: профессионализм, интеллект и здоровье
Многим кажется, что для работы психолога достаточно быть хорошим, добрым человеком, уметь выслушивать и сопереживать людям. Нет. Умение понимать и чувствовать людей у вас должно быть обязательно, но оно не заменит вам ни настоящего профессионализма, ни хорошего интеллекта. У хорошего психолога должна быть очень хорошая голова, прекрасная память, быстрое и четкое логическое мышление – хотя бы для того, чтобы изучать много сложной профессиональной литературы. Чтобы все это переплавить в высокий профессионализм, вам понадобится трудолюбие, то есть крепкая попа и такое же крепкое здоровье. В целом, учтите, работа тренера-психолога связана с большими физическими нагрузками, поэтому вам нужно приучить себя вести здоровый образ жизни, вовремя ложитесь спать.
Если у вас расстроится сон, начнет «плавать» настроение, а на фоне больших физических нагрузок и эмоционального напряжения может начаться и депрессия… Итого: ведите здоровый образ жизни, берегите здоровье. Это важно.Изучайте отношение окружающих к вам
Сможете ли вы стать психологом, тем более психологом-тренером, выяснить достаточно просто – присмотритесь к тому, как люди относятся к вам. Уважают ли вас близкие, какие у вас отношения с родственниками: с мамой, с братьями и сестрами? Часто ли с вами советуются друзья или родные? Ценят ли вас коллеги и руководство? Если вы студент и у вас пока что нет шефов и коллег, кто вы на уровне студенческой группы: лидер или аутсайдер? Хорошими тренерами, ведущими психологические группы, становятся лидеры, люди авторитетные в конкретной команде или группе. Есть ли у вас опыт руководства группами или командами? Например, если вы ходили в походы, были ли вы там успешны, были ли лидером? Участвовали ли вы в КВН и были ли при этом капитаном команды? Если да, то у вас есть успешная база и опыт руководства группами, тогда вам что-то светит.
Проверьте себя в деле
Лучший способ убедиться, что работа психолога вам подходит – это проверить себя в деле. Да, но как? Разве это возможно? Иногда – да. В «Синтоне», например, вы можете, приложив некоторые усилия, стать куратором – помощником ведущего. Куратор не ведет большие тренинги, но помогает в маленьких занятиях, работает с малыми группами в 5-10 человек, где происходит усвоение и отработка того материала, который давал на основном тренинге ведущий-мастер. Конечно, к работе куратора тоже допускают не любого, здесь будет тоже обязательная учеба, но она вполне посильна, а результат привлекателен.
Начните карьеру с бизнес-тренингов
Бизнес-тренинги – это интересно. Заинтересуйтесь ими хотя бы в связи с тем, что бизнес-тренеры лучше всех зарабатывают. Это востребованная отрасль нашей профессии, и освоить ее легче, чем личностные тренинги. Другое дело, что здесь особенно требуется реальный деловой опыт и ваша деловая успешность. Это не то же самое, что психологическое образование, и при приеме бизнес-тренера на работу определяющий момент – есть ли у него опыт успешного бизнеса или профильной работы в успешной компании. В любом случае, если вы учите продажам, вы сами должны уметь классно продавать.
Кстати, самые стандартно-востребованные тренинги — это тренинги продаж: на их проведении можно жить безбедно. Но здесь есть опасность, тренинги продаж — достаточно однообразная работа, которая по прошествии лет четырех может стать рутиной: пришел, отработал, не включая голову и душу, и все. Происходит профессиональное выгорание, а участникам тренингов важно чувствовать в тренере энергию. Поэтому, где бы и каким бы ты ни работал психологом, важно позаботиться о том, чтобы к твоей работе у тебя был интерес каждый день, каждое утро!Приготовьтесь учиться после вуза
В каком бы вузе вы ни учились, после получения базового психологического образования вам придется учиться еще несколько лет, осваивая тот или иной конкретный стиль практической психологии. Этому обычно не учат в вузах, а вам нужно будет освоить: или НЛП, или психоанализ, или гештальт-подход, или синтон-подход… Лучше всего, получая высшее образование, параллельно учиться в работе тренера в авторитетных тренинговых центрах.
Есть и другой путь, чтобы получить все сразу и всерьез: это два года учебы в «Университете практической психологии». В Университете вы научитесь вести вебинары и тренинги, освоите консультирование и коучинг, сделаете свой сайт и начнете раскручивать себя, создав себе профессиональное будущее. Главный инструмент работы психолога — его личность, и в процессе работы на Дистанции вы разовьете все необходимые для работы психолога навыки, разовьетесь как личность, наладите отношения в семье и на работе, выстроите свою карьеру — это также входит в программу учебы. По документам, вы получите государственный диплом, сертификаты «НЛП-практик», «Специалист по эриксоновскому гипнозу», «Коуч, ведущий Дистанции». Отлично закончившие получают Сертификат Специалиста европейского образца от Европейской ассоциации консультирования (ЕАК).
А после этого еще много лет будете затачивать свое мастерство под руководством мастеров. Поймите главное: работать психологом, значит учиться всю жизнь.
- Тренинги
- Ведущий
- Синтон
- Автор Н.И. Козлов
- Обучение, тренинги
- Психология для профи
Комментарии (33):
Гость, 30 апреля 2012 г., 15:27
Спасибо большое. Очень хорошая статья, написано все подробно.
Гость, 17 мая 2012 г., 19:15
Очень здорово, что сейчас психологии учат на таком высоком уровне. Учебный год заканчивается, сейчас все ринутся учиться куда ни попадя! Так что думаю, актуально… У меня друзья советуют Московский институт психоанализа.
А zarema, 11 декабря 2013 г., 18:05
Я учусь на психолога и рада этому…..
Гость, 20 марта 2014 г., 21:31
Классная статья. Спасибо!!!
Гость, 14 апреля 2014 г., 03:08
Думаю, что главное — любить свое дело!
Гость, 18 апреля 2014 г., 08:25
Вот как бывает в жизни! Я психолог, работаю в школе 12 лет. И вот только после того как прочитала статью, наконец-то пазл в моей голове сложился. Я поняла чего хочу. Спасибо. Кстати, о базовом образовании. Полностью согласна, подготовка слабая, неинтересная и устаревшая. После окончания университета, придя на работу, хваталась за голову, о многих элементарных вещах даже не догадывалась. О Московских школах наслышаны (живу в Украине). Хотелось бы поучиться.
kayhko augusta, 05 мая 2014 г., 17:10
Спасибо, очень интересная и содержательная статья. Хотелось бы узнать, есть ли возрастные ограничения для поступающих в ВУЗ. Дело в том, что у меня есть профессия, однако я подумываю поменять свой профессиональный профиль.
1
ответ
Н.И. Козлов, 05 мая 2014 г., 18:08
В Университете практической психологии возрастных ограничений нет, единственное условие — наличие высшего образования.
Гость, 01 августа 2014 г., 20:28
Я не согласна с данным высказыванием: Аутсайдер, получивший психологическое образование и работающий с другими аутсайдерами, это недоразумение, а не психолог. «Сапожник без сапог» едва ли может считаться профессионалом. Начните с собственной успешности, только после этого вы получаете моральное право чему-то учить окружающих. Это не верно. На мой взгляд, КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СТАТЬ СУПЕР КЛАССНЫМ ПСИХОЛОГОМ, ЕСЛИ У НЕГО ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ. И НЕ ВАЖНО КЕМ ОН БЫЛ В ШКОЛЕ ИЛИ ЕЩЕ ГДЕ ЛИБО.
2
ответа
sulfur, 20 октября 2014 г., 23:35
Таланты человека и его амбиции не всегда совместимы…
1
ответ
Гость, 16 ноября 2014 г., 21:18
Вопрос в том — кто может реально судить о таланте и тем более потенциале другого человека?
Гость, 29 октября 2014 г., 11:38
Каков бы ни был коллектив, но чисто с профессиональной точки зрения психолог должен научиться завоевывать в нем авторитет.
Олли, 08 сентября 2014 г., 08:14
Начало статьи феерическое: «В какой вуз поступать девушке, желающей стать психологом, не так важно. Девушке в любом гуманитарном вузе учиться полезно, а куда она пойдет потом работать или выйдет замуж, это вопрос уже следующий. Если же вопрос «Куда мне пойти учиться, чтобы стать психологом?» задаст парень, окончивший школу и всерьез думающий о своей будущее карьере в области психологии, я буду его от этой идеи отговаривать. Профессия психолога в чем-то сродни профессии актера: лучшим актерам завидуют все, а большинство актеров бедствуют в небогатых театрах.» Вы в каком веке живёте? На моём календаре 21-й. И вы в 21-м веке вещаете, что женское желание стать психологом — это фи, пусть перебесится где хочет — и замуж, даже говорить об этом не будем, а вот мужское желание — это серьёзно, подумай, мой мальчик, своим серьёзным мужским умом, сможешь ли ты получить хорошее образование. Мне такие гендерные стереотипы не близки, и я против, чтобы такое внушалось людям.
4
ответа
Shimon, 20 октября 2014 г., 23:31
Не всем нравится реальность, правда и факты. Не соглашаться с очевидным и умалчивать действительность, значит обманывать себя и пытаться ввести в заблуждение других, а различия психических особенностей муж и жен не исчезли и поныне, невзирая на век 21.
1
ответ
Гость, 29 октября 2014 г., 01:18
Женщина от природы лучший психолог, чем мужчина.
Гость, 29 октября 2014 г., 01:29
Олли, мужчины тем от женщин отличаются, что свои стереотипы и мнимое превосходство всегда отстаивали и навязывали силовым путем. Мужчина, как ни странно, всегда считает свое мнение логически обоснованным и научно доказанным, даже если это мнение о том, что земля плоская и держится на трех китах.
Cat, 31 августа 2015 г., 16:35
Согласна. Тоже пропало желание читать дальше.
Гость, 29 апреля 2016 г., 20:25
С этим согласен. Сам учусь в гештальт-подходе уже 3 года и видел много примеров великолепной работы как женщин-психологов, так и мужчин. Если человек осознанно подходит к выбору профессии (а не просто оттягивает взрослую самостоятельную жизнь поступая в ВУЗ), то, не важно, мальчик он, или девочка, вкладывая себя в освоение нужных навыков и получение знаний, может овладеть этой профессией на самом высоком уровне.
Гончарова Эмилия, 04 ноября 2014 г., 23:43
Да, Николай Иванович прозрачно намекнул, что главная женская карьера в семье, а у мужчин в профессии. Рушит современный стереотип — о равноправии, точнее, об одинаковых приоритетах. Между строк подтверждая, что если у женщины сложится отличная карьера в семье, то все приложится — и счастливая личная жизнь, и профессиональная самореализация тоже. А у мужчин все приложится, если он станет вначале супер профессионалом в какой-то области. Это отличное внушение для юношей и девушек, вступающих в жизнь. Отличное внушение, подтвержденное сотнями и сотнями примеров. Можно, конечно, женщинам копировать мужской путь и ломать гендерные стереотипы. Вся сложность в том, что те женщины, у которых нет избытка тестостерона и которые пошли по навязанному современным обществом пути «одинаковых с мужчинами способов самореализации», не шибко счастливы от этого пути, что видно и по их лицам, и знакомо из их откровенных бесед .
1
ответ
Гость, 16 ноября 2014 г. , 21:18
Эмилия, я с вами категорически не согласна.
малика, 05 ноября 2014 г., 12:30
Я с детства мечтала стать психологом, но у меня не получилось, а теперь поздно, я замужем и у меня шестеро детей.
1
ответ
Гость, 16 ноября 2014 г., 21:16
У некоторых видов животных самки — только рожают, а занимается потомством (воспитание, вскармливание) мужчина. Берите пример.
Андрей Платонов, 17 ноября 2014 г., 01:00
На мой взгляд, психология и НЛП совсем совсем не совместимы… Для меня НЛП — что-то на уровне асторологии.
1
ответ
Мария Волконская, 17 ноября 2014 г., 07:58
Андрей, а что стоит за вашим утверждением? Какие знания, какой опыт? Каков ваш уровень знакомства с НЛП?
Гость, 21 ноября 2014 г., 11:34
Очень интересная статья, огромное спасибо.
Гость, 22 ноября 2014 г., 22:03
Гость, 06 декабря 2014 г. , 10:21
Здравствуйте, меня зовут Кирилл и я готов учиться, то есть, я к этому подготовил свой мозг и тело соответственно, но нет возможности, так как везде нужны деньги. Я стал мякишем для придания формы, свою форму я вижу как работающий с человеческими мозгами, умею общаться с людьми, управлять ими и говорить им, что они хотят и должны услышать.
Гость, 04 июля 2016 г., 01:05
Отличная реклама ))
Гость, 20 января 2017 г., 16:12
Добрый день, что бы вы посоветовали? Я женщина, мне нравится психология, хотелось бы заниматься с детьми. Но стоит ли учиться на психолога, если у меня проблемы: тревожность, страхи, самокопание и т.д. ? возможно ли, что я смогу помогать деткам, когда у самой букет психологических проблем? видимо, это грозит мне быть тем самым сапожником?
1
ответ
Н.И. Козлов, 21 января 2017 г., 14:30
Точный ответ на ваш вопрос вам не даст никто, ровно потому что у некоторых получается избавиться от подобных проблем (тревожность и пр. ), а у некоторых нет. Что делать? У нас в Университете практической психологии есть возможность начать учиться еще до собственно поступления, и тогда можно заранее понять, у вас получается менять себя или нет. Зайдите на сайт Университета https://www.univer-pp.ru/ и посмотрите программу предварительного обучения. Возможно, это будет решением в вашем случае.
1
ответ
Гость, 22 января 2017 г., 13:51
Спасибо за ответ!
Гость, 26 апреля 2017 г., 20:25
Спасибо!
Гость, 30 января 2022 г., 21:46
Психолог, который откровенно унижает интровертированный тип личности, называет малоконтактных людей в сфере психологии недоразумением, вызывает массу вопросов. Я видела много интровертов и даже людей шизоидного типа (не объединять с шизофренией), которые вполне успешно проявляли себя как психологи, докапывались до глубины и вели клиента. Вопрос не только в артистизме. Есть моменты анализа, эмпатии, личной проработки и осознания травмы. Из этого строится профессиональный психолог.
Материалы по теме:
01 янв. 2016 г.
Дистанция – система пошагового развития личности
Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.
12Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бизнес-тренер
Бизнес-тренер — специалист, реализующий услуги краткосрочного бизнес-образования, с использованием методов интерактивного группового обучения. Основной целью деятельности бизнес-тренера является передача знаний, отработка умений и навыков, актуальных в сфере бизнеса. Если бизнес-тренер работает в (или для) конкретной компании, его цель — обучение сотрудников компаний, развитие их деловых навыков, необходимых для работы в условиях изменений.
0Подробнее
31 дек. 2012 г.
Личностные тренинги
Личностные тренинги — тренинги самой различной тематики, ставящие задачей изменение личности. Тематика личностных тренингов разнообразна. Достаточно условно она может быть выделена как: Дело, бизнес (тренинги «Публичные выступления», «Развитие лидерства», «Целеполагание», «Личность руководителя»), Личная жизнь (поиск партнера, отношения мужчины-женщины, душевные проблемы), Личностное развитие (управление эмоциями, развитие воли, лидерские умения).
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Практический психолог как профессия и способ заработка
В области практической психологии работают самые разные специалисты: психологи-тренеры и коучи, психотерапевты и просто энтузиасты. Профессия психолога более интересна, чем прибыльна. Лучше всего быть психологом и работать с людьми, когда параллельно есть надежный источник доходов, когда о деньгах можно не думать. Как способ заработка практического психолога, самые распространенные решения — это консультирование либо ведение психологических групп.
0Подробнее
01 янв. 2013 г.
Профессиограмма тренера – ведущего психологических тренингов (М. Смирнова)
Если в интернет-поисковике набрать слово «психологический тренинг», он моментально выдаст около полумиллиона самых различных ссылок, от тренингов развития личности до мотивационных, от психодраматических до телесно-ориентированных (и это я еще не упоминаю странно звучащие и трудно представляемые названия!). В сборнике профессиограмм «Моя профессия – психолог» (М., 2007) подробно описана работа бизнес-тренера, но психологи проводят огромную долю тренинговой работы и вне бизнес-контекста, проводя тренинги личностной тематики.Википедия рассказывает нам о том, что первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении, основал в 1946г. Курт Левин вместе с коллегами. А в 60-е годы возникли тренинги социальных и жизненных умений (social&life skills training), опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса. Эти тренинги применялись для профессиональной подготовки учителей, консультантов и менеджеров в целях их развития и психологической поддержки.
2Подробнее
01 окт. 2022 г.
Психолог
Психолог — специалист, который глубоко и профессионально разбирается в людях, особенностях и мотивах их поведения. Запомните ключевые слова: особенности, мотивы, разбираться, консультировать. Психолог — когда-то это профессия, когда-то талант, когда-то тип личности и образ жизни. По законодательству РФ, психолог — это профессиональное звание. А именно, психолог — человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Сколько тут лиц
На этой картинке — 11 человеческих лиц. Или больше. Сколько увидите вы? За 1 минуту обычные люди находят от 4 до 5 лиц, наблюдательные — 8, продвинутые — 10, психологи от бога — все 11 и даже больше. В любом случае это хорошая тренировка не просто наблюдательности, а умения понимать и чувствовать людей. Привыкайте смотреть на лица, угадывать выражения лица, и ваша внимательность, ваша способность понимать людей увеличится. Разглядывать и угадывать выражения лиц было любимым развлечением Леонардо да Винчи, который рекомендовал для этого разводы на старых стенах. Надеемся, что эта картинка не хуже старых стен. Успехов вам!
0Подробнее
Как стать хорошим психологом: 5 базовых качеств
Почему к одним психологам клиенты сами выстраиваются в очередь, а другим никак не удается наработать клиентскую базу? Все дело в отношении к работе. Хотите стать психологом, но не уверены, что это ваше? Узнайте о необходимых качествах и проверьте, есть ли они у вас.
1. Любовь к людям
Люди идут к психологу в надежде, что он не будет их осуждать или оценивать. Они говорят о самом сокровенном, ждут безусловного понимания и принятия. Оправдать их ожидания можно только при одном условии: психолог любит людей и хочет помочь, а не просто заработать денег или решить психологическую задачку.
Любить другого — это значит не мешать ему быть собой. Когда клиент понимает, что он может быть собой и при этом не будет отвергнутым или осмеянным, меняется его отношение к себе. Это положительно отражается на всех сферах жизни, и поэтому клиент с удовольствием ходит на сессии, рекомендует психолога знакомым.
2. Развитый эмоциональный интеллект
Где любовь к людям, там и сопереживание. Не утонуть в своих чувствах поможет эмоциональный интеллект — способность распознавать свои эмоции и управлять ими, понимать эмоции других людей. А также эффективно использовать чувства, возникающие в повседневной жизни.
Пример. На консультации у психолога Виктора случилось что-то странное: клиент рассказывал о жестокости отца, а Витя заметил, что сам наполняется обидой и злостью, вспоминает свои непростые отношения с отцом. На сессии он смог отделить свои переживания от чувств клиента и переключиться на него, а потом обсудил случай со своим психологом. Если бы у Вити не был развит эмоциональный интеллект, скорее всего, он бы погрузился в свои переживания и не смог помочь клиенту.
3. Наблюдательность
Иногда клиенту сложно говорить о проблеме. Для психики любые изменения — это угроза стабильности, поэтому клиент может неосознанно саботировать терапию: скрывать важные детали, уходить от волнующих тем.
Внимательный психолог поймет, что по-настоящему важно для клиента. Об этом расскажут:
- его мимика и жесты;
- темп речи и паузы;
- тон голоса;
- положение тела и движения;
- соматические проявления, например, дрожь.
Всесторонний анализ клиента делает терапию максимально эффективной.
4. Ответственность
Психолог не отвечает за счастье клиента, не берет на себя ответственность за его жизнь и не говорит ему, что делать. Но он отвечает за свой профессионализм и психическое благополучие, выбор методов терапии и соблюдение этики. Клиент в свою очередь отвечает за регулярное посещение сессий, выполнение домашних заданий и активное участие в терапии.
Если психолог придерживается этой базы, у него будут благодарные клиенты, а не те, кто сначала пытаются переложить на него ответственность, а потом пишут негативный отзыв.
5. Уверенность в себе
Эта черта зависит от качества обучения, которое прошел психолог, и его опыта. Выбирайте курсы, в которых много практики, а в теории есть разборы реальных кейсов. Например, в Институте прикладной психологии на курсе «Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи» есть практикумы по каждой дисциплине и общий практикум, в рамках которого Слушатели проводят свои первые сессии.
А если у меня нет этих качеств, но я хочу стать психологом?
Их можно развить в процессе обучения. Например, на том же курсе от Института прикладной психологии рассказывают:
- об эффективных и неэффективных мотивах освоения профессии;
- возможных ошибках в работе практического психолога и психолога-консультанта;
- профессиональных трудностях и разграничении ответственности;
- профессиональной этике психолога и других важных для работы качествах.
В процессе изучения теории, освоения психологических техник и выполнения практических заданий к Слушателям приходит уверенность в себе, развивается наблюдательность и эмоциональный интеллект.
Единственное качество, которое должно быть изначально, — любовь к людям. Но если вы свободны от психотравм и любите себя, то вы умеете любить и других. Возможно, вы не хотите работать с определенной категорией клиентов, и это нормально. Каждый специалист выбирает свою нишу. Главное — в целом хотеть помогать людям. Кстати, на курсе «Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи» вы сможете понять, с чем и кем хотите работать: взрослые или дети, индивидуальные клиенты или группы, семьи (с детьми или без них), норма или пограничное состояние и т. д. А также по желанию можете пройти личную терапию.
Хотите изучать психологию?
Если вы хотите прокачать свои навыки в этой сфере, то выбирайте подходящий для себя курс на сайте tutortop. Для вас мы сформировали отдельную подборку лучших онлайн-курсов на рынке и сравнили их по множеству показателей.
Посмотреть подборку
Что такое хорошая жизнь и как ее достичь
Много написано и сказано о том, как жить Хорошая жизнь .
Тем не менее, с более чем 8 миллиардами людей на этой планете существует, вероятно, столько же мнений о том, что влечет за собой хорошая жизнь.
Позитивная психология начиналась как исследование хорошей жизни, чтобы создать науку о человеческом процветании и улучшить наше понимание того, что делает жизнь достойной жизни (Lopez & Snyder, 2011).
Мы начнем эту статью с изучения определений хорошей жизни, прежде чем представить краткую историю философских теорий хорошей жизни. Затем мы представим несколько психологических теорий хорошей жизни и методов оценки качества жизни, а затем обсудим, как можно применить эти теории, чтобы жить более полноценной жизнью.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое хорошая жизнь?
- Что такое хорошая жизнь в философии?
- Теории о хорошей жизни
- Оценка качества вашей жизни
- Как прожить хорошую жизнь
- Ресурсы PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое хорошая жизнь?
Слово «хороший» имеет совсем другое значение для очень многих людей; однако есть некоторые аспекты «хорошей жизни», с которыми, вероятно, согласится большинство людей, например:
- Материальный комфорт
- Благополучие
- Участие в значимой деятельности/работе,
- Любовные отношения (с партнерами, семьей и друзьями)
- Принадлежность к сообществу.
Вместе чувство удовлетворения в этих и других сферах жизни приведет большинство людей к процветанию и почувствует, что жизнь стоит того, чтобы жить (Vanderweele, 2017).
Однако вопрос «Что такое хорошая жизнь?» задавался во многих областях истории, начиная с философии. Давайте посмотрим, с чего все началось.
Что такое хорошая жизнь в философии?
Этот каверзный вопрос занимал философов со времен древних греков, учитывая, что он имеет отношение к ценностям и этике, а также к тому, как жить хорошо.
Согласно Сократу
Интересно, что древнегреческий философ Сократ никогда ничего не записывал. Его ученик Платон сообщил о своих речах в опубликованных диалогах, демонстрирующих метод Сократа. Ключом к определению Сократом хорошей жизни было то, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить» (Ap 38a, цитируется в West, 19).79, с. 25).
Сократ утверждал, что человек, который ведет рутинную, приземленную жизнь, ходит на работу и наслаждается отдыхом, не размышляя о своих ценностях или жизненной цели, имеет жизнь, которая не стоит того, чтобы жить.
Однако он также утверждал, что одних только философских размышлений недостаточно для хорошей жизни. Для Сократа хорошая жизнь требует самообладания нашими животными страстями, чтобы обеспечить внутренний мир и стабильность более широкого сообщества. Вы можете увидеть более подробное объяснение этого в видео о Платоне ниже.
Загрузите 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Согласно Платону
Взгляд Платона на хорошую жизнь был представлен в «Республике» (Платон, 380-375 гг. до н.э./2007 г.) и поддерживал взгляды своего учителя Сократа. Республика исследует добродетель и роль философии, общества и государства в создании условий, необходимых для хорошей жизни.
В этом диалоге Сократа спрашивают, почему человек должен быть добродетельным, чтобы жить хорошей жизнью, а не просто казаться добродетельным, зарабатывая хорошую репутацию. Сократ отвечает, что хорошая жизнь связана не с репутацией человека, а с состоянием его души.
Роль философии очень важна, потому что философы обучены использовать разум для подавления своих животных страстей. Это создает благородных личностей, которые вносят свой вклад в упорядоченное и гуманное общество. Человек, неспособный регулировать свое поведение, будет нестабилен и будет создавать страдания себе и другим, что приведет к беспорядку в обществе.
Таким образом, образованный разум имеет решающее значение для воспитания добродетельного поведения, чтобы свести к минимуму человеческие страдания, как индивидуальные, так и социальные. Для Сократа и Платона рациональное размышление о последствиях наших действий является ключом к установлению добродетельного поведения и хорошей жизни, как внутренней, так и внешней.
Чтобы получить более полную информацию, посмотрите видео «Философия беспроводной связи» доктора Криса Сюрпренанта ниже.
Согласно Аристотелю
Для Аристотеля, ученика Платона, приобретение как интеллектуальных, так и личностных добродетелей создало высшее благо, которое он отождествлял с греческим словом eudaimonia, часто переводимым как счастье (Аристотель, 350 г. до н.э./2004).
Аристотель считал, что человек достигает эвдемонии, когда он обладает всеми добродетелями; однако для их приобретения требуется больше, чем изучение или обучение. Нужны внешние условия, не зависящие от личности, особенно такая форма государственного управления, которая позволяет людям жить хорошо.
По мнению Аристотеля, законодатели штатов (часть греческого управления) должны создавать законы, направленные на улучшение индивидуального характера, который развивается в диапазоне от порочного до добродетельного. Чтобы взращивать добродетель, требуется разум, чтобы различать хорошее и плохое поведение.
Чтобы узнать больше об аристотелевской версии хорошей жизни, щелкните видео «Философия беспроводной связи» доктора Криса Сюрпренанта ниже.
Согласно Канту
Иммануил Кант был немецким философом прусского происхождения, работавшим в эпоху Просвещения в конце 18 века (Scruton, 2001). Он наиболее известен своим плодотворным вкладом в этику, моральную философию и метафизику.
По Канту, способность к добродетели уникальна для людей, потому что способность сопротивляться телесным желаниям требует применения разума. Кант утверждает, что человеческий разум делает нас достойными счастья, помогая нам стать добродетельными (Кант, 1785/2012).
Аргумент Канта описывает отношения между моралью, разумом и свободой. Одним из необходимых условий морального поступка является свободный выбор.
Действия человека выбираются свободно, если их рассуждения определяют правильный курс действий. Поведение нельзя выбирать свободно, если оно движимо телесными желаниями, такими как голод, похоть или страх, или поведенческим принуждением, которое предусматривает вознаграждение и наказание для управления человеческими действиями.
Для Канта люди должны действовать только в том случае, если они могут оправдать свои действия как универсально применимые, что он назвал категорическим императивом (Кант, 1785/2012). Он утверждал, что все наши поведенческие решения можно проверить на соответствие категорическому императиву, чтобы увидеть, согласуются ли они с требованиями морали. В случае неудачи их следует выбросить.
Добродетельный человек должен использовать разум, чтобы определить, какие принципы согласуются с категорическим императивом, и действовать соответственно. Однако Кант утверждал, что разум может развиваться только через воспитание в цивилизованном обществе, обеспечившем внешние условия, необходимые для того, чтобы человек стал добродетельным.
Например, человеку, живущему в страхе перед наказанием или смертью, не хватает свободы, необходимой для добродетельной жизни, поэтому авторитарные общества никогда не смогут породить добродетельных людей. Бедность также подрывает свободу человека, поскольку он будет озабочен поиском средств к существованию.
Для более глубокого изучения этих идей просмотрите видео «Философия беспроводной связи» доктора Криса Сурпренанта ниже.
По словам доктора Селигмана
Доктор Мартин Селигман широко известен как один из отцов-основателей позитивной психологии. Для Селигмана хорошая жизнь предполагает использование сильных сторон нашего характера для участия в деятельности, которую мы считаем действительно полезной, во время работы и игры, а также в наших отношениях.
Для Селигмана «хорошая жизнь» состоит из трех нитей,
- Положительные эмоции
- Эвдемония и поток
- Значение.
Работа доктора Селигмана с Кристофером Петерсоном (Peterson & Seligman, 2004) помогла разработать систему сильных сторон подписи VIA. Когда мы вкладываем свои силы в повседневную деятельность, мы можем развивать добродетели, необходимые для «хорошей жизни»; жизнь, характеризующаяся положительными эмоциональными состояниями, потоком и смыслом.
В этом видео вы можете узнать больше от доктора Селигмана о том, как важно развивать свои уникальные сильные стороны, чтобы жить хорошей жизнью.
Теории о хорошей жизни
Существует множество теорий о том, что такое хорошая жизнь и как ее прожить. В этом разделе мы рассмотрим некоторые из самых последних психологических теорий о том, что способствует хорошей жизни.
Теория заданных значений
Теория заданных значений утверждает, что хотя люди по-разному реагируют на важные жизненные события, такие как женитьба, покупка нового дома, потеря любимого человека или развитие хронической болезни, мы обычно возвращаемся к своему внутреннему состоянию. «установка» субъективного благополучия (SWB) через несколько лет (Diener et al., 1999). Это в значительной степени наследуется и связано с типом личности.
Что касается личностных черт Большой пятерки, то те, кто предрасположен к невротизму, более склонны к пессимизму и негативному восприятию событий, в то время как те, кто более экстравертирован и открыт опыту, более склонны к оптимизму.
Согласно теории установок, усилия, которые мы прилагаем для достижения наших жизненных целей, не окажут долговременного влияния на наш общий СББ, учитывая, что у каждого из нас есть своя «установка счастья» (Любомирский, 2007).
Кроме того, теория заданных значений предполагает, что мы мало что можем сделать для людей, переживших трудные времена, например, потерю супруга или работу, потому что в конечном итоге они адаптируются и вернутся к своему предыдущему заданному значению.
Это означает, что помощь профессионалам, которые считают, что они могут улучшить СБ людей в долгосрочной перспективе, может быть ошибочной. Или это так?
Другие исследования свидетельствуют о том, что достижение жизненных целей может иметь прямое влияние на общую удовлетворенность человека (Sheldon & Lyubomirsky, 2021). В частности, стремление к неконкурентным целям, таким как создание семьи, налаживание дружеских отношений, помощь другим в нашем сообществе и участие в деятельности по социальной справедливости, улучшает наше чувство благополучия.
С другой стороны, стремление к соревновательным жизненным целям, таким как построение карьеры и денежное богатство, исключительно подрывает SWB.
Согласно теории заданных значений, хорошая жизнь больше зависит от врожденных качеств личности, чем от образования. Чтобы узнать об этом на практическом примере, посмотрите видео ниже.
Теория удовлетворенности жизнью
Как правило, удовлетворенность жизнью относится к глобальной оценке того, что делает жизнь достойной жизни, а не к сосредоточению на успехе в одной области жизни, такой как карьера или интимные отношения, или к мимолетному чувству удовольствия, которое мы часто называть счастьем (Suikkanen, 2011).
Однако, как правило, существуют две доминирующие теории того, что вызывает удовлетворенность жизнью: восходящая теория и нисходящая теория.
Теории «снизу вверх» предполагают, что удовлетворенность жизнью является следствием общего ощущения успеха в высоко ценимых сферах жизни. Ценностные области жизни различаются от человека к человеку. Для профессионального спортсмена спортивные достижения могут быть высоко оценены, в то время как для целеустремленного родителя очень важны хорошие партнерские отношения и стабильная семейная жизнь (Suikkanen, 2011).
Конечно, они не исключают друг друга. Для большинства людей несколько сфер жизни имеют одинаковое значение. Однако, если мы удовлетворены областями, которые мы ценим, возникает глобальное чувство удовлетворенности жизнью (Suikkanen, 2011).
Теории «сверху вниз» предполагают, что установка уровня счастья оказывает большее влияние на удовлетворенность жизнью, чем на достижение цели. Иными словами, такие черты личности, как оптимизм, положительно сказываются на удовлетворенности человека жизнью независимо от внешних обстоятельств, тогда как невротизм подрывает удовлетворенность.
Споры продолжаются, и на удовлетворенность жизнью, вероятно, влияет сочетание природы и воспитания, как и в других областях психологии (Suikkanen, 2011). Вы можете прочитать расширенное обсуждение доказательств в нашей статье об удовлетворенности жизнью.
Таким образом, хотя удовлетворение жизнью связано с хорошей жизнью, оно не обязательно связано с образованием, применением разума или взращиванием добродетелей, как предлагали упомянутые выше философы. Например, успешный финансовый преступник может быть очень доволен жизнью, но по столь высоким философским стандартам будет считаться коррумпированным человеком.
Гедоническая беговая дорожка
Между тем, концепция гедонистической беговой дорожки предполагает, что независимо от того, что происходит, хорошее или плохое, человек в конечном итоге вернется к своему исходному эмоциональному состоянию. Например, если кто-то женится, переезжает в новый дом, получает повышение по службе, теряет работу или получает серьезную травму в результате несчастного случая, в конечном счете он вернется к своей врожденной установке (Sheldon & Lyubomirsky, 2012).
Это также называется гедонистической теорией адаптации (Diener et al., 2006). Это означает, что как бы мы ни гонялись за счастьем или старались избежать страданий, в конечном счете наши врожденные склонности к пессимизму или оптимизму возвращают нас к исходному уровню либо к дисфории, либо к удовлетворенности (Любомирский и др., 2005).
Если вы склонны видеть стакан наполовину пустым, а не наполовину полным, не расстраивайтесь, потому что недавнее исследование Шелдона и Любомирски (2021) подтверждает, что, хотя у каждого из нас есть точка счастья, мы также можем культивировать большее счастье. . Мы предложили несколько советов в разделе «как сделать» ниже.
Оценка качества вашей жизни
Определение высокого качества жизни будет отличаться от человека к человеку, учитывая разнообразие личных ценностей.
Тем не менее оценка качества жизни привела к обилию международных исследований с использованием показателей качества жизни (КЖ) в различных шкалах и опросниках (Zheng et al. , 2021).
Гилл и Файнштейн еще в середине 1990-х определили не менее 150 инструментов оценки качества жизни (Gill & Feinstein, 1994). С тех пор шкалы были усовершенствованы для измерения качества жизни в зависимости от конкретных состояний здоровья, жизненных событий и демографических факторов, таких как возраст, этническая принадлежность и социально-экономический статус (Zheng et al., 2021).
Наша статья «Опросники и оценки качества жизни» объясняет это более подробно и помогает выбрать лучший инструмент для ваших клиентов.
Между тем, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала Индекс лучшей жизни для измерения того, как люди из разных демографических групп определяют высокое качество жизни. Подробнее вы можете узнать из короткого видео ниже.
Как жить хорошей жизнью
Как каждый из нас может сегодня жить хорошей жизнью, учитывая множество различий? Ниже приведены пять шагов, которые вы можете предпринять, чтобы понять, что значит для вас хорошая жизнь, и как вы можете применить свои сильные стороны для постановки целей, которые приведут к большему удовлетворению.
1. Проясните свои ценности
Прояснение того, что для вас важно, поможет наполнить вашу жизнь смыслом. Загрузите нашу таблицу разъяснения ценностей, чтобы приступить к работе.
2. Определите ценные области жизни
Инвестирование в деятельность в ценных областях жизни само по себе является вознаграждением. Загрузите наш рабочий лист с ценными доменами жизни, чтобы узнать больше.
3. Инвестируйте в свои сильные стороны
Вы можете узнать свои сильные стороны характера, приняв участие в бесплатном опросе здесь. Использование своих сильных сторон помогает преодолевать трудности и достигать целей, что ведет к большему удовлетворению жизнью. Прочтите нашу статью о том, как применять подходы, основанные на сильных сторонах, чтобы жить хорошо.
4. Ставьте перед собой ценные цели
Наконец, все мы получаем пользу, когда ставим цели и составляем практические планы по их достижению. Попробуйте наш рабочий лист по установке ценных целей для руководства.
5. Обеспечение качественных отношений
Здоровые отношения с партнерами, семьей, друзьями и коллегами необходимы для хорошей жизни и достижения целей. Чтобы оценить качество ваших отношений, ознакомьтесь с нашей статьей о здоровых отношениях с бесплатными таблицами.
Вы также можете ознакомиться с нашей статьей о здоровых границах с дополнительными бесплатными ресурсами. Здоровые границы помогут вам жить хорошей жизнью во всех сферах жизни, в то время как плохие границы оставят вас в неудовлетворенном состоянии.
Короче говоря, активная деятельность, основанная на ценностях, и здоровые, ограниченные отношения обеспечивают основу для человеческого процветания и того, что называется хорошей жизнью.
Ресурсы PositivePsychology.com
У нас есть отличная подборка ресурсов, которые могут оказаться полезными для вашей хорошей жизни.
Во-первых, взгляните на наш мастер-класс «Смысл и ценность жизни» для практиков позитивной психологии. Этот онлайн-мастер-класс представляет собой практический процесс выявления ценностей, инвестирования в сильные стороны, а затем применения их для более полноценной жизни.
Кроме того, у нас есть две связанные статьи, которыми вы можете насладиться, изучая роль смысла в хорошей жизни:
- Осознание своего смысла: 5 способов жить осмысленной жизнью
- 15 способов найти цель жизни и осознать свой смысл
Далее у нас есть статья, объясняющая роль человеческого процветания в хорошей жизни.
- Что процветает в позитивной психологии? (+8 советов и PDF)
Наконец, у нас есть статья о том, как применять постановку целей, основанную на ценностях, к хорошей жизни.
- Как правильно ставить и достигать жизненные цели
У нас также есть рабочие листы, которые помогут вам жить хорошей жизнью:
Наш Насколько связна ваша жизнь? Рабочий лист может помочь вашему клиенту определить свои интересы и увлечения, оценить, насколько искренне они живут своей жизнью, и определить любые ценности, которые остаются нереализованными.
Этот рабочий лист «Написание собственного заявления о миссии» может помочь клиентам понять, за что они выступают, их цели и задачи. Может быть полезно периодически возвращаться к заявлению о личной миссии, чтобы оценить наше соответствие нашим ценностям и целям.
Наконец, эта рабочая таблица «Как получить то, что вы заслуживаете в жизни» может помочь клиентам определить, чего они хотят, а также обосновать, почему они заслуживают хорошей жизни.
Сообщение на память
Мы все хотим жить хорошей жизнью, что бы это ни значило для каждого из нас. Эта концепция занимала людей на протяжении тысячелетий.
Если вы в настоящее время боретесь с трудностями, что мы все делаем в разное время, мы надеемся, что вы подумаете о том, чтобы попробовать некоторые из предложенных выше научно обоснованных стратегий, чтобы пройти свой путь.
Все доказательства, которыми мы поделились выше, показывают, что вы можете повысить свою удовлетворенность жизнью и субъективное благополучие, живя в соответствии со своими ценностями. Но вы должны четко понимать, что для вас важно.
Жизнь, основанная на ценностях, наполняет вашу жизнь большим смыслом и целью и является ключом к хорошей жизни.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
Ссылки
- Аристотель. (2004). Никомахова этика (Tredennick, H & Thomson, JAK, Trans.). Пингвин. Оригинальная работа опубликована в 350 г. до н.э.
- Динер, Э., Лукас, Р. Э., и Сколлон, К. Н. (2006). За пределами гедонистической беговой дорожки: пересмотр теории адаптации благополучия. Американский психолог , 61 (4), 305–314.
- Динер, Э., Сух, Э.М., Лукас, Р.Е., и Смит, Х.Л. (1999). Субъективное благополучие: три десятилетия прогресса. Психологический бюллетень , 125 (2), 276–302.
- Гилл, Т. М., и Файнштейн, А. Р. (1994). Критическая оценка качества измерений качества жизни . Джама, 272(8), 619-626.
- Кант, И. (2012). Основы метафизики морали . Издательство Кембриджского университета. Оригинальная работа опубликована в 1785 году.
- Лопес, С.Л. и Снайдер, Ч.Р. (2011). Оксфордский справочник по позитивной психологии . Издательство Оксфордского университета.
- Любомирский, С., Шелдон, К.М., и Шкаде, Д. (2005). В поисках счастья: архитектура устойчивых изменений. Обзор общей психологии , 9, 111–131.
- Любомирский, С. (2007). Как достичь счастья: научный подход к тому, чтобы добиться желаемой жизни . Пингвин.
- Платон. (2007). Республика (Д. Ли, пер.; 2-е изд.). Пингвин. Оригинальная работа опубликована в 380-375 гг. до н.э.
- Петерсон, К., и Селигман, М.Э. (2004). Сильные стороны и достоинства характера: Справочник и классификация (Том 1). Издательство Оксфордского университета.
- Скратон, Р. (2001). Кант: очень краткое введение . Оксфорд.
- Шелдон, К. М., и Любомирский, С. (2012). Задача оставаться счастливее: тестирование модели предотвращения гедонистической адаптации. Бюллетень личности и социальной психологии , 38 (5), 670–680.
- Шелдон, К. М., и Любомирский, С. (2021). Пересматривая модель устойчивого счастья и круговую диаграмму: можно ли добиться счастья? Журнал позитивной психологии , 16 (2), 145–154.
- Суйкканен, Дж. (2011). Усовершенствованная теория счастья, связанная с удовлетворением всей жизни. Международный журнал благополучия , 1(1), 149-166
- Вандервил, Т.Дж. (2017). О содействии человеческому процветанию. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки , 114 (31), 8148–8156.
- West, TG (1979). «Апология Сократа» Платона: интерпретация, с новым переводом . Издательство Корнельского университета.
- Чжэн, С., Хэ, А., Ю, Ю., Цзян, Л., Лян, Дж. и Ван, П. (2021). Тенденции и основные направления исследований качества жизни, связанного со здоровьем: библиометрический анализ с 2000 по 2019 год. Здоровье и качество жизни Результаты 19 , 130.
Позитивный психолог | Должностные обязанности и требования к диплому
Что такое позитивная психология?
Вместо того, чтобы просто лечить разрушительные последствия психических заболеваний, ниша позитивной психологии напрямую связана с помощью пациентам развивать свои сильные стороны и вести более полноценную жизнь. Позитивная психология, хотя и относительно новая, представила новаторские концепции лечения пациентов, страдающих от изнурительных психических и эмоциональных расстройств.
Вопреки интенсивному самоанализу, пропагандируемому Фрейдом и Юнгом, школа позитивной психологии подчеркивает важность сосредоточения внимания на том, что в жизни человека идет правильно.
Позитивная психология не видит большой пользы в бесконечном обсуждении личных слабостей, травмирующих событий и страхов. Вместо этого эта ниша фокусируется на буферизации и усилении личных сильных сторон людей, чтобы они, в свою очередь, могли укреплять сообщество.
Эта область психологии также сильно интересуется тем, как социальные институты и различные другие социальные группы могут улучшить жизнь человека.
Три столпа позитивной психологии?
Позитивная психология, впервые предложенная доктором наук Мартином Э. П. Селигманом в 2000 году, представляет собой основу, побуждающую людей сосредоточиться на положительном результате и жизни, а также определить эффективное и позитивное поведение для достижения этой цели и помощи на пути к ее достижению.
Первыми тремя столпами были:
- Положительный опыт — этот первый столп фокусируется на переживании человеком субъективного счастья и благополучия. Описывается потребность в положительных переживаниях как предвестнике цели, положительных эмоциях. Было предложено, чтобы эти эмоции были счастьем в настоящем, удовлетворением и удовлетворением при размышлении о прошлом опыте и оптимизмом и надеждой при размышлении о будущем опыте.
- Положительные черты — в дополнение к положительному опыту предполагается, что они должны быть привязаны к личным положительным чертам характера, чтобы сделать их наиболее эффективными и успешными. Примеры этих индивидуальных черт включают (но не ограничиваются) мудрость, честность и альтруизм.
- Позитивные институты – единственный столп без акцента на личности, третий фокусируется на позитивных институтах и на том, как они могут способствовать поощрению людей к позитивному гражданству. В нем рассматриваются такие особенности, как то, как культура позитива влияет на рабочую силу и как этот положительный опыт на рабочем месте может побудить других к участию в позитивной гражданской позиции.
Первоначально было описано, что, регулярно и тщательно занимаясь деятельностью, которая вызывает положительные эмоции, научившись максимизировать эти эмоции и используя свои навыки и способности, чтобы помочь более широкому сообществу, люди могут жить «благополучной жизнью». .
Поскольку область продолжает расти, теория постоянно развивается. Недавнее обсуждение также было сосредоточено на других способствующих факторах, таких как позитивные отношения, но, несмотря на изменения, три столпа: положительный опыт, положительные качества и положительные институты остаются.
Что изучают позитивные психологи?
Позитивные психологи изучают аспекты человеческой психологии, которые не являются патологическими. Большая часть психологии исторически ориентировалась на модель Дефицита — что не так с людьми, и лечила патологию — психические заболевания и ненормальное поведение. Позитивная психология фокусируется на том, что правильно с людьми — счастье, максимальная производительность, успех, достижение, устойчивость, умение справляться с трудностями, компетентность и адаптация.
Хотя основное внимание позитивной психологии уделяется высокому функционированию, ее принципы могут применяться в психотерапии для лечения патологии, поскольку позитивная психология не отрицает реальности психических заболеваний и страданий. Применение позитивной психологии в психотерапии включает оценку сильных сторон, ресурсов и поддержки в рамках клинической оценки.
Лечебное применение позитивной психологии состояло бы в том, чтобы задать вопрос-исключение – что отличается, когда проблема не возникает. Или чудо-вопрос – «Как бы ты жил, если бы проблема исчезла?»
Чем занимается позитивный психолог?
Позитивные психологи используют различные средства для развития сильных сторон своих пациентов. При терапевтическом вмешательстве позитивные психологи сосредотачиваются не на болезни своего пациента, а на способах, которыми их пациенты могут вести жизнь, соответствующую их намеченным жизненным целям.
Позитивные психологи работают над улучшением не только тех людей, которым они служат, но и целых сообществ. Они также уделяют огромное внимание укреплению личности путем улучшения семейных связей.
В области позитивной психологии утверждается, что если клиницисты сосредоточатся только на болезни пациента, сильные стороны и положительные качества пациента могут быть потеряны и проигнорированы в терапевтических рамках. Те, кто проводит исследования в области позитивной психологии, интересуются приобретением талантов, удовольствиями и личностными качествами.
Другие области интересов включают отношения и институты, которые поощряют самоэффективность. Позитивные психологи прилагают все усилия, чтобы изменить взгляды пациентов на мир и их взгляды на самих себя. Их общая цель — создать счастливых, хорошо приспособленных персонажей.
Позитивные психологи исследуют максимальный человеческий потенциал, понимая такие эмоции, как счастье и надежда, и как применять это понимание для улучшения качества жизни. Позитивные психологи могут интегрировать такие понятия, как эмоциональный интеллект.
Позитивная психология может показаться похожей на гуманистические теории Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, которые сосредоточены на позитивном росте и развитии и стремлении к самореализации. Одно отличие состоит в том, что гуманистическая теория долгое время считалась жизнеспособным, но ненаучным подходом, поскольку многие из ее предпосылок носят философский характер и не поддаются объективному наблюдению или фальсификации. Эмпирические доказательства теорий позитивной психологии повышают доверие к ней как к области психологии.
Позитивные психологи могут работать в различных клинических условиях. Они могут работать с пациентами в условиях содержания под стражей и другими лицами в амбулаторных условиях. Их основная обязанность состоит в том, чтобы максимизировать пользу в жизни своих пациентов. Позитивные психологи могут также проводить терапию с группами и семьями.
Конечной целью позитивной психологии является прекращение лечения после того, как пациент приобрел навыки, необходимые для полноценной и радостной жизни.
Каковы требования к степени, чтобы стать позитивным психологом?
Степени позитивного психолога
Лицензированному психологу обычно требуется докторская степень в области психологии. После первого получения степени бакалавра аспиранты должны изучать теории личности, мотивации, развития ребенка, самоэффективности и многое другое. Дополнительный образовательный акцент может быть сделан на духовности.
Аспиранты по специальности «позитивная психология» изучают причины, по которым отдельные люди и целые общества процветают и добиваются успеха. Студенты узнают, как интерпретировать эти причины и как концепции и выводы, сделанные в результате их исследований, могут быть применены лично и профессионально к культурам, встречающимся по всему миру.
Требования к опыту работы
Желающие стать лицензированным позитивным психологом должны пройти стажировку. Как правило, студенты должны работать под лицензированным клиническим руководителем. Стажировки по позитивной психологии обычно проводятся в школьных клиниках и в частных практиках. Студенты могут найти возможность работать позитивными психологами в других государственных стационарах.
Требования для получения лицензии
Требования для получения лицензии психолога варьируются от штата к штату. Однако, как правило, для получения лицензии психолога требуется докторская степень (аккредитованная APA). Кроме того, все штаты требуют, чтобы психологи прошли определенное количество часов практики под наблюдением (под руководством лицензированного психолога), чтобы получить лицензию психолога.
Сертификацию совета можно получить в Американском совете профессиональной психологии. Сертификация Совета обычно требует, чтобы соискатели имели постдокторский опыт.
Какие навыки и качества нужны позитивному психологу?
Чтобы стать позитивным психологом, требуется широкий спектр личных навыков. Во-первых, нужно иметь четкое чувство границ и вдохновляющую личность. Позитивные психологи, как правило, харизматичны, благосклонны, чутки, сосредоточены и убедительны. Они должны уметь и хотеть видеть наилучшие характеристики даже у самых трудных пациентов. Позитивные психологи должны сильно интересоваться человеческими отношениями и в целом быть оптимистами.
В дополнение к оптимистичному характеру они должны обладать практическими знаниями различных дополнительных терапевтических техник, таких как дыхание бамбука. Успешные позитивные психологи успешно прошли собственный процесс индивидуальной терапии. Кроме того, позитивные психологи должны быть добрыми, терпеливыми, непоколебимыми в своей поддержке, непредвзятыми и предсказуемыми.
Где работает позитивный психолог?
Позитивные психологи обычно работают в следующих средах:
- Академические институты
- Исследовательские фирмы
- Отделы кадров
- Государственные учреждения
- Медицинские учреждения
- Лайф-коучинг и университеты)
Какая зарплата у Позитивный психолог?
Хотя четких данных, касающихся только позитивных психологов, нет, ZipRecruiter указывает, что средняя годовая зарплата психолога-консультанта составляла 89 долларов.917 в декабре 2022 года, при этом самые высокооплачиваемые (90-й процентиль) зарабатывают более 124000 долларов в год. Годовая финансовая заработная плата позитивных психологов (и всех психологов) во многом зависит от уровня образования, полученного клиницистом.
Если вы хотите вступить в ряды самых высокооплачиваемых психологов в своей области, мы рекомендуем вам продолжить обучение и в конечном итоге получить докторскую степень, а также различные другие сертификаты по специальности.