Как стать личностью урок: План-конспект урока обществознания 8 кл Боголюбов «Как стать личностью»

План-конспект урока обществознания 8 кл Боголюбов «Как стать личностью»

План-конспект урока

Ростовщикова Наталья Прокопьевна, МАОУ «СОШ №7», г. Назарово Красноярского края.

Тема: Как стать личностью

Цели:

Образовательная:

·      Познакомить учащихся с научными представлениями об уникальности человеческой личности, доказать влияние природных и социальных условий на формирование личности.

Развивающая:

·      Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания.

·      Развивать умение анализировать иллюстрации, решать проблемные задания.

·      Развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде.

·      Развивать умение оценивать изученный материал (с позиции значимости) и свои достижения.

Воспитательная

·           Способствовать воспитанию терпимого отношения к личности.

·           Формировать познавательный интерес к предмету.

·           Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность.

Задачи урока:

1.      Знать, что понимается под личностью в социуме.

2.      Различать понятия личность, индивид, индивидуальность.

3.      Понимать, как природа и общество влияют на становление личности.

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь.

ПК, проектор.

Основные понятия: индивид, личность, мировоззрения, типы мировоззрения, фазы становления личности, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Формы  учебной работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Предполагаемый результат:

1. Умение прослеживать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии.

2. Умение учащихся распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: индивид, личность, мировоззрения, типы мировоззрения, фазы становления личности, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.

3. Умение вырабатывать навыки исследовательской деятельности и  работы в парах.

4. Умение работать с  информационными текстами, решать проблемные задания.

5. Умение выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции.

План урока:

1. Человек, индивид, личность.

2. Жизненные ценности и ориентиры.

3. Становление личности

4. Кто помогает стать личностью?

Ход урока.

1.Организационный момент

Здравствуете ребята, проверьте все ли у вас лежит на парте, приготовьтесь, а теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь, пусть эта улыбка будет вас сопровождать весь урок. 1 мин

2. Формулирование темы урока

??? Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Как сделать правильный выбор жизненных целей?

Начну урок  с притчи: «Знаменитый древнегреческий мыслитель Диоген средь бела дня зажёг фонарь и стал ходить по самым людным улицам Афин. На вопрос «Что ты делаешь?» он отвечал «Ищу человека!». Хотя он встречал и торговцев, и богатых и бедных, и стариков и женщин и мужчин. Как вы думаете, кого он искал? В каком значении Диоген употреблял слово «человек»? Почему? В то время еще не было определения личностьи.

Как вы думаете, что такое личность? (в тетрадях напишите свое определение)

Личность — совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. (Словарь с 249)

= теперь вы сможете сформулировать и тему нашего урока? (отвечают)

Тема нашего урока: Как стать  личностью.

Подумайте, какая цель нашего урока?

=Цель урока: показать сущность и значение личности, жизненных ценностей и ориентиров, также рассмотреть фазы становления личности в процессе социализации.

  Проблемный вопрос:

 ???  Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.

Человек – особое звено в развитии живых организмов на земле.

Как вы думаете, в вас преобладает природное или социальное начало?

ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

Биологическое существо                                               Социальное существо

Скажите,  чем человек отличается от животных?

Внешний вид:    животные покрыты шерстью, а люди покрыты кожей.

Строение органов: у человека самое большое соотношение веса мозга к весу тела в отличие от животных

Питание: человек готовит  продукты (жарит, моет, чистит), а животное ест, не перерабатывая продукты

Общественный строй:  люди живут с  семьёй или по одиночки, в обществе, а   животные могут жить стаей , а могут по отдельности

Творчество:  люди занимаются творчеством (рисованием, музыкой, скульптурами…), а животные не занимаются искусством, если только человек не научит.

=Духовный мир человека: в повседневной жизни в окружающих нас людях мы видим внешнюю сторону, то есть красоту, одежду, улыбку, и т. д. У нас в обществе принято говорить: « Встречаем по одежке, а провожаем по уму».  Но в человеке главное душа, ум доброта, которые должны направлять человека на хорошие дела и поступки. Такие как помощь близким, помочь бабушке перейти через дорогу, купить хлеба, покормить птиц, помочь родителям и т.д.

Перед каждым человеком встает философский вопрос, КТО Я?

Давайте подумаем, а кто вы?

Ответьте письменно на вопрос «Кто я?»  (у доски ученик записывает ответ, а ученики характеризуют его).

Какие признаки вы выделяете?

Каким отдаете предпочтение, ставя их на первое место, какие менее важны для вас?

 =все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда.

=признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей — индивид (от лат. individuum) — отдельный человек).

Попробуйте дать определение понятию «индивид» (выслушиваются версии, подводится итог обсуждения, запись определения в рабочую карту, в таблицу)

Индивид — это представитель рода человеческого, его признаки определены генетически, наследственностью (отпечатки пальцев, тембр голоса и т.

д.).

Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от другого, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими.  Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нем говорят: «Это яркая индивидуальность» (писатели, поэты, художники, актеры, музыканты).

= Индивидуальность — характеристика человека в обществе.

Еще один признак, присущий человеку,— быть личностью. Личность несет в себе определенные ценности, качества, которые общество признает значимыми, важными, необходимыми.

Индивид

Индивидуальность

Личность

— это представитель рода человеческого, его признаки определены генетически, наследственностью.

 

— отпечатки пальцев, поэт,  художник,  актер, музыкант.

— совокупность свойств, присущих определенному человеку.

для того чтобы стать личностью — нужно обладать важными для общества качествами и проявлять эти качества в разнообразной деятельности (роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.).

Сейчас, мы посмотрим фрагмент фильма, ваша задача ответить на вопрос: Являлся ли Александр Македонский личностью, индивидом или имел только индивидуальность? Аргументируйте свой ответ.

Молодцы!

Попробуем создать графическую модель личности

 

 

 

 

 

 

 


Давайте назовем качества, которыми должна обладать личность. Таким образом, личность должна обладать не только важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.

В вопросе «КТО Я?»  также лежит внутреннее и внешнее открытие самого себя, через жизненные ценности и ориентиры.

 Представьте, у вас в руках зеркало, вы смотрите в него и что вы видите?

Представьте , что вы уже взрослые, кто я?  Зачем Я?

Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой. С одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой — нередко порождается неудовлетворенностью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества.  Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной.  Не последнее место среди жизненных ценностей и ориентиров принадлежит профессиональному выбору.

Перед вами профессии, выберите ту, которая вам интересна.

Почему вы выбрали именно ее?

Что вы ждете от будущей профессии.

 Какой вывод можно сделать?

= перед вами уже сейчас стоит вопрос — кем быть?

Обратимся к параграфу учебника, п. 2, стр. 37, прочитайте 2 абзац сверху, и ответьте на вопрос, что нужно сделать,  если вы не знаете, какую профессию выбрать?

Ответ: нужна осведомленность о профессии, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым, профессиональная консультация специалиста, семья.

= Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения.

Как вы думаете, что такое мировоззрение?

Обратимся к параграфу учебника, п. 3, стр. 38, прочитайте 2 абзац снизу.  МИРОВОЗЗРЕНИЕ — СИСТЕМА УСТОЙЧИВЫХ ВЗГЛЯДОВ ЧЕЛОВЕКА НА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИРЕ ВОКРУГ НЕГО.

Перед вами структура мировоззрения, попытайтесь проанализировать данную схему, к какому выводу вы пришли?     

                            Структура мировоззрения.

идеи    принципы     Духовные ценности        убеждения     мировоззрение

В зависимости от того, какую область знаний оно представляет, мировоззрение может быть научным, житейским, религиозным. Этим словом принято определять систему взглядов ни мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. Это идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определенную картину мира и человека. Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе и дают возможность формированию личности, ее  внутреннего мира.

Как же проходит становление личности?

Обратимся к параграфу учебника, п. 3, стр. 39-40, прочитайте 2 абзац снизу и выпишите  фазы становления личности:

1) адаптация (от лат. adaptation — приспособление).

 

освоение норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладение приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы.

2) индивидуализация

 

человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности

3) интеграция (от лат. integratio – востановление)

 

человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.

 

=Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности — социализацией.       

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Первичная социализация

(ближайшее окружение)                                                      Вторичная социализация

                                                                                                  (формальное окружение)

Семья, друзья, приятели                                     школа, организации, больница, библиотеки

Задание: являются ли агентами социализации следующие лица (если да, то какой именно и какую функцию они выполняют):

1.       Почтальон. 2.      Надзиратель тюрьмы. 3.      Продавец. 4.      Диктор телевидения.

5.      Домоуправ.

=социализация бывает первичной и вторичной, а в роли агентов социализации выступают люди и учреждения. Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.

Работа в  группах (3) , у вас на столах лежат примеры  конкретных людей. Ваша задача обсудить в группах и ответить на вопрос: Можно ли назвать этого человека личностью? Аргументируйте свой ответ.

Пока выступают ребята, для каждой группы свое задание:

1. Слушают выступления и кратко заполняют таблицу в рабочей карте.

2. Перед вами набор карточек с чертами характера, выберите для данной личности только положительные. Свой ответ аргументируйте.

3. Перед вами набор карточек с чертами характера, выберите для данной личности только отрицательные. Свой ответ аргументируйте.

Давайте озвучим ваши результаты работы (читают задания и отвечают)

Резюме учителя.

— Предлагаю вспомнить основные моменты урока, используя небольшой тест (в рамках подготовки к ОГЭ):

1.      Человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам в фазе…….(интеграция).

2.      Система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл жизни и деятельности называется …(мировоззрением).

3.      Самой общей характеристикой человека является термин…… (индивид).

4.      Человек от  животного отличается:

1)      Теплокровной системой кровообращения

2)      Членораздельной речью

3)      Памятью

4)      Навыками ориентации в пространстве. (членораздельной речью)

5.      Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «личность».

Темперамент, характер, способности, мотивация, физиология. (физиология)

6.      Как называется процесс становления личности ….(социализацией).

7.      К основным фазам становления личности не относится: адаптация, социализация, интеграция, индивидуализация. (социализация).

8.    Какая из названных профессий не относится к сфере экономики? Бухгалтер, экономист, аналитик, инфекционист.  (инфекционист)

Проверка теста.

Проблемный вопрос ? ??  Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.

Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: чтобы стать личностью, нужно обладать не только важными качествами общества, но и реализовать свои многочисленные роли и функции, а также обладать определенными взглядами на мир, на свою жизнь в данном обществе.

Д/з : п 5, задания 2,5.

Конспект урока по обществознанию 8 класс «Как стать личностью» | План-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему:

Тема: «Как стать личностью».

Цель: познакомить учащихся с научными представлениями об уникальности человеческой личности.

Задачи: доказать влияние природных и социальных условий на формирование личности; развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания, решать проблемные задания, развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде; способствовать воспитанию терпимого отношения к личности, формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность.

Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация, рабочая тетрадь.

Основные понятия: индивид, личность, мировоззрения, типы мировоззрения, фазы становления личности, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания (проверка письменных ответов на вопросы стр. 33)
  3. Актуализация изученного.
  4. Изучение новой темы.

План.

1. Человек, индивид, личность.

2. Жизненные ценности и ориентиры.

3. Становление личности

4. Кто помогает стать личностью?

Беседа с классом.

— Кого можно назвать личностью?

— Какие качества характеризуют сильную личность?

Рассказ учителя.

Стать личностью это не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.

Работа в парах.

Прочитайте текст учебника стр. 34-35.

— Сформулируйте и дайте определение терминам: индивид, индивидуальность, личность.

— Как взаимосвязаны эти термины между собой.

Работа с понятиями.

Индивид (individuum — отдельный человек) — это человек, как один из многих себе подобных представителей человеческого рода.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

Личность — это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.

(Записать!!!).

Самостоятельная работа.

Прочитайте текст учебника стр. 36-38.

— Расскажите о жизненных ценностях и ориентирах человека.

— Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности?

Рассказ учителя о становлении личности.

     Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определенную картину мира и человека.

    Система таких взглядов есть у любого человека, претендующего на то, чтобы называться личностью.

Как происходит становление личности?

Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.

Самостоятельная работа.

Прочитайте текст учебника стр. 40-41.

— Кто такие агенты социализации?

— Перечислите агентов социализации человека?

— Какую роль играют агенты социализации в процессе становления личности?

 

Работа с диаграммой (слайд 12)

Работа с рубрикой «В классе и дома». (если останется время)

Стр. 42, задание №3

  1. Закрепление изученного.

Вопросы на стр. 41-42.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.
  2. Задание на дом.

§5, подготовка к тестированию по итогам главы стр. 43-44

  1. Рефлексия.

‘How to Be an Interesting Person’ Lesson Plan – Film English

Find materials by level, theme and genre
Find materials by level, theme and genreSelect Category9/11AbuseAddictionAdventureAdversityAlphabetAmbitionsAnimalsAnxietyArgumentsArtAutismBeautyBeing niceBinomialsBiographical crime filmBlindnessBookBooksBullyingBusinessCancerCharacterChildhoodChildrenChoiceChristmasCitiesCivil rightsClimate changeClimate crisisClothesCognitive diversityColoursCommunicationCommunityCompassionConfidenceCOVID-19CreativityCrimeCritical ThinkingCuriosityDaily routinesDanceDatingDaydreamsDeafnessDecisionsDementiaDepressionDisabilityDiscriminationDistractionDiverse thinkingDNADreamsEducationEffective PracticeEmotionsEmpathyEntrepreneursEnvironmentEthicsEuthanasiaExtensive ViewingFake newsFamilyFarmingFast fashionFearFeelingsFilmFilm GuideFilm-makingFitnessFoodForgivesnessFriendshipGeniusGenre: AdvertGenre: Biographical filmGenre: Biographical sports dramaGenre: Black comedyGenre: ComedyGenre: Comedy-drama filmGenre: Coming-of-age filmGenre: Crime filmGenre: DocumentaryGenre: Drama filmGenre: Feature-length filmGenre Историческая драмаЖанр: Юридическая драмаЖанр: Медицинский триллерЖанр: Музыкальный фильмЖанр: Детективная драмаЖанр: Историческая драмаЖанр: Политический триллерЖанр: Психологический триллерЖанр: Дорожный фильмЖанр: Романтическая комедияЖанр: Романтическая драмаЖанр: Научная фантастикаЖанр: Короткометражный анимационный фильмЖанр: Короткометражный фильмЖанр: Короткометражный фильмЖанр: Спортивная драмаЖанр : ТриллерЖанр: Военный фильмЗолотоБлагодарностьЖадностьGr iefВзрослениеХэллоуинСчастьеЗдоровьеГероиВИЧ/СПИДХолокостБездомностьНадеждаБольницыГостиницыЧеловеческие библиотекиПрава человекаГолодНеграмотностьИзображенияВоображениеИнклюзивная занятостьВдохновениеРаботаЖурналистикаДобротаИзучение языковПлан урокаУровень: Элементарный (A1) – Предсредний (A2)Уровень: Средний (B1) – Продвинутый (C1) – Средний Уровень: Средний (B1) Upper Intermediate (B2)Level: Pre-intermediate (A2) – Intermediate (B1)Level: Upper Intermediate (B2) – Advanced (C1)LGBTQLifeLiteracyLosersLoveMarriageMathsMediaMeditationMemoriesMemoryMental healthMigrantsMindfulnessMobile phonesMomentsMonarchyMoneyMoral DilemmasMoralsMorningsMothersMovementMusicNatureNew YorkOld peopleOlympic GamesOrgan donationOrigamiPandemicPassionPerseverancePersonalityPerspectivesPetsPhotographyPhotosPleasurePoetryPoliticsPovertyPracticePregnancyPresentationsPrisonPrivacyProcrastinationPsychological dramaPsychologyPublic speakingRacismReadingRefugeesRelationshipsReligionResilienceRoma nceRunningSecretsSelf-confidenceSelfiesSensationsSexismSexual abuseShort documentarySkatingSlaverySlowing downSnowSocial justiceSocial mediaSocietySpaceSpeechesSportStereotypesStressStrikesStudyingSuccessSuicideSustainable clothingSwimmingTechnologyTeenagersTelevisionText messagesThe School for TrainingTouchTourismTrainingTransgenderTraumaTravelUncategorizedValuesWalkingWarWinnersWisdomWomenWorkWork-life balanceWorking from homeWrongful convictionYogaYoung people

Сообщения

Этот план урока ESL разработан на основе короткого видео под названием Как быть интересным человеком и тем личностных качеств и того, как быть интересным человеком. Учащиеся рассказывают о чертах характера, смотрят короткое видео, отвечают на вопросы на понимание, анализируют короткое видео, разыгрывают ролевую игру и размышляют об уроке.

Ознакомьтесь с планом урока

Этот план урока ESL разработан на основе короткого видео под названием Как быть интересным человеком и темы черт характера и быть интересным человеком. Учащиеся рассказывают о чертах характера, смотрят короткое видео, отвечают на вопросы на понимание, анализируют короткое видео, разыгрывают ролевую игру и размышляют об уроке.

 

Языковой уровень : средний (B1) – выше среднего (B2)

Тип учащегося : подростки и взрослые

9

Время: 0025 Упражнение : Рассказывать о чертах характера, смотреть короткое видео, отвечать на вопросы на понимание, анализировать короткое видео, разыгрывать ролевую игру и размышлять над уроком

Тема : Черты характера и быть интересным человеком

Язык : Лексика, связанная с чертами характера и интересным человеком

Посмотрите видео.

 

Посмотреть план урока

 

Помните, что индивидуальное и институциональное членство в Film English Club предоставляет неограниченный доступ ко всем планам уроков Film English Club, руководствам по просмотру и другим учебным материалам.

Обновление до Film English Club

 

 

Обновление до Film English Club

   

5 урок английского языка.

 

Киран и команда Film English Team

Посмотреть план урока

 

Шесть уроков. Дошкольники узнают о личности

Каждый из нас начинает узнавать о личности в очень раннем возрасте. В детстве у большинства из нас есть возможность усвоить важные уроки о том, как люди действуют. С другой стороны, наши навыки в этой области могут оставаться неразвитыми, а наши представления о личности могут быть дезинформированы. В зависимости от того, чему мы научимся, мы сможем использовать наш личный интеллект — наше понимание личности — так, как нам это выгодно или нет.

Психологи, занимающиеся вопросами развития, считают, что дети с более точными теориями личности часто имеют лучшие отношения с другими людьми и что концепция личности молодых людей также может способствовать их успеваемости в школе. Как сделать мы узнаем о личности?

Маленькие дети активно усваивают широкий спектр информации об окружающем мире. Когда дело доходит до личности, их обучение носит неформальный характер, но быстро растет, так же как и их словарный запас и интуитивная физика.

Вот шесть основных уроков о личности, которые усваивают дошкольники:

Урок 1. Люди — дискретные личности

У каждого из нас есть личность, но младенцы должны уметь различать людей, прежде чем они смогут оценить их умственные способности. качества. Марико Мохер и ее коллеги из Университета Джона Хопкинса пришли к выводу, что к четырем годам дети могут быстро создавать мультимодальные представления об окружающих их людях, соединяя голоса и лица, что они также знают, что у одного лица есть один голос, и что они сохраняют эти мультимодальные представления людей в памяти.

Урок 2: Люди знают разные вещи

Ключевое различие между людьми заключается в том, что мы знаем разные вещи. Один ребенок может много знать об Интернете, тогда как другой может знать о велосипедах и автомобилях. Дошкольники понимают, что они могут знать то, чего не знают другие дети. Они узнали, что «восприятие» ведет к знанию — что человек, который видит, что что-то происходит, знает об этом больше, чем тот, кто этого не видит. Они знают, что дети, наблюдающие, как учитель играет с хомяком в классе, узнают, что игра имела место, а ребенок, отсутствующий в этот день, не узнает.

Урок 3: Базовый словарь психических состояний

Чтобы понять личности других, нам нужно кое-что знать об их чувствах, желаниях и целях. В 1982 году Инге Бретертон и Марджори Бигли, которые сейчас работают в Университете Висконсина и Гарвардской медицинской школе, соответственно, сообщили, что многие 28-месячные дети уже могли правильно использовать термины психического состояния: Чаще всего дети оценивали физические состояния, такие как описывая людей горячими или холодными, голодными или больными. Но они также могли описывать окружающих их людей как грустных или счастливых и время от времени давать когнитивные самоописания: «Я думаю Мамочка устала. Они выражали такие потребности, как «Я должен играть» и «Я хочу пойти поужинать» — и они начали вешать на других ярлык «Лиза плохая».

Мы используем наш личный интеллект, чтобы понять, что между нами и другими людьми есть много общего. Джеймс Марк Болдуин, основатель североамериканской психологии, писал в 1911 году, что у детей «… субъективное передается другим». В исследовании Бретертона и Бигли, посвященном языку психических состояний детей, исследователи сообщили, что, когда дети начали описывать свои собственные психические состояния, они быстро научились применять эти состояния к другим.

Урок 4: Учимся связывать действия с психическими чертами

К четырем годам многие дети уже знают о чертах. Дэвид Лью, Сьюзан Гельман и Генри Веллман из Мичиганского университета продемонстрировали, что четырехлетние дети могли обобщать одну поведенческую подсказку, чтобы правильно обозначить соответствующую черту.

В своем эксперименте исследователи рассказали детям историю о «Бобби», мальчике, который не поделился печеньем во время обеда с другим ребенком, который попросил печенье. Затем экспериментатор спросил, эгоистичен Бобби или нет. Если ребенок отвечал «да», исследователь спрашивал, был ли Бобби «немного эгоистичным», «среднеэгоистичным» или «очень эгоистичным». Дети могли правильно назвать Бобби эгоистом, когда он не мог поделиться, и их суждения были связаны с эгоизмом, а не просто с симпатией или неприязнью к Бобби. (Статистическая корректировка была сделана для симпатии, чтобы гарантировать, что понимание детей вышло за рамки положительного или отрицательного чувства). Дети также могли установить связь между поведением и чертами «милый», «злой» и «застенчивый». По сути, дети могли наблюдать за поведением и применять к нему описательную черту.

Урок 5: Учимся связывать психические черты с действиями

В другом эксперименте Лю и его коллеги сказали детям, что у человека есть определенная черта — «Эдди эгоистичен», — чтобы посмотреть, примет ли ребенок эту черту в свою жизнь. при принятии решения о том, как поведет себя Эдди, когда обнаружит, что его сестра играет с его игрушками: попросит ли он ее остановиться или даст ей еще игрушек?

Многие дети в возрасте четырех лет правильно предсказали, что Эдди попросит сестру остановиться; дети старшего возраста еще точнее предсказывали его поведение. Это исследование показывает, что даже маленькие дети рассуждают о чертах и ​​предсказывают поведение на их основе.

Эти исследования развития поднимают у меня очевидный вопрос: зачем вообще нужны такие термины, как «эгоистичный», «милый» или «застенчивый»? Почему бы нам просто не обобщать от поведения к поведению, не используя слова-характеристики? Если мы видим, что Бобби отказывается делиться своим печеньем, почему мы не можем объяснить, что Бобби не хочет делиться своими игрушками? Бобби мог отказаться от своего печенья по многим причинам, помимо эгоизма. Возможно, он был очень голоден, а может быть, ребенок, который спросил, отказался поделиться с Бобби ранее утром. Язык признаков уточняет поведение, предлагая внутреннюю тенденцию, которая сопровождает его. Он направляет точного воспринимающего к более правильным атрибуциям.

Урок 6: Изучение моделей других людей

Маленькие дети создают модели своих родителей и других важных опекунов и своего поведения. Они используют эти модели для понимания других людей, формируя новые отношения в постоянно расширяющихся кругах по мере своего роста.

С точки зрения личного интеллекта дети усваивают основные характеристики ключевых людей и учатся применять их к похожим новым людям, которых они встречают.

Лучшее и худшее обучение

Дети могут хорошо усвоить эти уроки, могут упустить суть или стать предвзятыми в своем восприятии. Если члены окружения ребенка — ее родители, братья и сестры, друзья — каким-то образом «отклоняются» от нормы, базовое межличностное понимание терминов ребенком может оказаться неправильным. Например, если родители всегда дают ребенку то, что он хочет, когда он говорит: «Я хочу [чего-то]», у него не будет возможности судить об уместности своих просьб, и другие люди могут счесть его избалованным. Если члены семьи очень общительны, то ребенка со средней экстраверсией можно ошибочно принять за застенчивого. Идея того, как реагировать на «я хочу» или на то, что на самом деле стесняется, может несколько различаться от сообщества к сообществу.

Если ребенок не научится выражать «хочу» в нужное время с нужными людьми, вряд ли его потребности будут удовлетворены. И если ребенок не понимает, кто из друзей великодушен, а кто нет, он не будет знать, к кому обратиться за помощью, или может воспринять отказ другого ребенка слишком близко к сердцу, когда тот просто менее щедр, чем другие.

Изучение личности в юном возрасте очень важно, и это учит нас тому, что мы знаем во взрослом возрасте, и почему нам нужно это знать. Взрослые переводят действия человека в предполагаемые черты, а затем используют эти черты для предсказания будущего поведения человека. Этот перевод действия-черты-действия определяет, как мы ожидаем, как другие люди будут действовать в будущем. Наша способность предвидеть, как будут вести себя другие люди, имеет большое значение: если мы сможем делать это хорошо, мы сможем лучше удовлетворять свои потребности при взаимодействии с другими людьми и не будем неприятно удивлены тем, что делают окружающие нас люди.

Четырехлетние дети только начинают это осваивать. Они могут рассуждать от действий к нескольким чертам и от черт к нескольким действиям. Во многих случаях они хуже предвидят то, что люди могут сделать, чем дети старшего возраста и взрослые. Если родители говорят о потребностях, желаниях, чувствах и мыслях, они могут улучшить знания своих детей в этих областях (я рассматриваю некоторые соответствующие исследования в главе 6 книги Personal Intelligence ).

Объясняя эти процессы обучения, мы можем помочь некоторым детям, у которых есть проблемы с этими понятиями, узнать о личности. Что не менее важно, исследования развития, подобные описанным выше, учат нас тому, как взрослые узнали о личности, формам рассуждений, которые используют взрослые, и важности применения их силы рассуждения для управления своей жизнью — личного интеллекта в нашей повседневной жизни. .

Ссылки

Мохер, М., Фейгенсон, Л., Халберда, Дж. (2010). Смещение один к одному и быстрое сопоставление помогают дошкольникам изучать лица и голоса. Когнитивная наука, 34, 719-751.

Цитаты Бретертона и Бигли взяты со стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *