Как стать нигилистом: Быть нигилистом: жизнь вне рамок

Быть нигилистом: жизнь вне рамок

Базарова помнишь? «Отцы и дети» читал? Славная книжка, не так ли? Так вот выпячивание собственного «я» до масштабов вселенной с последующим становлением под сомнение (а то и абсолютным отрицанием) общепринятых ценностей, идеалов, норм нравственности и культуры — это и есть нигилизм. В нем есть прелести, есть недостатки, но в наши дни понятие дискредитировано подчистую, ибо многие просто оправдывают таким образом свою ущербность. А всё не так просто.

Философы и нигилизм

Само понятие терзает умы аж со средневековья благодаря папе Александру III, который предал его анафеме. Просто церкви не нравились ребята, утверждавшие, будто Христос не содержал в себе человеческих примесей и был чистым божественным созданием.

Позже за дело взялись философы, рассматривавшие нигилизм каждый по-своему. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи мертвого Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.

В чем суть

По сути, всё очень просто: у человека нет смысла жизни, абсолютно нет. То есть, любезный друг, ты живешь потому, что когда-то твои папа и мама не предприняли ровным счетом ничего, что могло бы воспрепятствовать твоему рождению. Вот и живешь ты здесь, потому что живешь, потому что тебя зачали.

Человек — сам себе авторитет, и никто ему не указ, а культура, религия, любовь, этика и мораль — социальные инструменты, созданные системой для контроля над человеком.

Едва ли не самое лучшее мировоззрение для циников и тех, кому лень после каждого шага оглядываться на нормы морали, Бога и мнение окружающих. То есть если ты уродливый извращенец с кучей комплексов и отклонений, за которые тебя презирает социум, то лучший способ внушить себе, что ты нормальный и всё равно выше и лучше остальных — стать нигилистом. Увы, поэтому среди столь здравого течения немало обиженных, разочарованных в жизни, безработных, одиноких нищебродов и, как ни странно, суицидников. Ведь надо же как-то оправдать собственную, так сказать, неполноценность. Хотя какая это неполноценность, ведь с точки зрения теории это нормально, просто не нужны ему все эти ложные блага: машины в кредит, айфоны и дорогие помидоры. Он отрицает любовь и потребление — они делают человека рабом.

Но не нужно путать нигилизм с социопатией, непроходящим подростковым дебилизмом или мизантропией. От того, что ты сидишь дома и пытаешься убедить себя, что в одиночестве нет ничего плохого, вряд ли жизнь наладится. Нигилизм требует работы над самим собой. Раз уж назвался груздем, то будь добр, избавься от привычек, привязанностей, каких-то установок и комфорта.

Поэтому, далеко не все способны выдержать абсолютную свободу. Человек по природе своей слаб и с большой радостью становится под защиту различных догматов.

Но у нигилиста нет возможности выбора. Если добавить к этому разрыв социальных связей, отказ от любимых привычек, переосмысление шкалы оценок, то можно тронуться крышей. Но без опыта подобных переживаний нигилизма быть не может. Именно они делают его отличным от рыгочущей глупой толпы. В том числе поэтому у них такое самомнение: мол, я прошел через тернии, теперь твоя очередь.

Нигилист не строит иллюзий и никогда себя не обманывает: мол, «справедливость есть». Он смотрит в лицо этому странному миру со всей его враждебностью и видит в нем лишь инструмент к достижению собственных целей. Но глядя на свою личность, он видит то же самое. Он будет презирать всех и вся и заботиться только о себе, если сможет понять, кто он есть. Он самый свободный человек, никому ничего не должный. Но сам себя нигилистом он не назовет, потому как вешать ярлыки — против воли.

Фактически нигилист (жуткий циник, каких свет не видывал) для достижения поставленной цели готов опуститься на различные низости, да пускай даже нужно будет обмазаться говном или обокрасть старушку. Главное, что он будет делать это с чувством полной собственной правоты.

Нигилизм и политика

Нигилизм очень часто связывают с атеизмом и большой опасностью для государственного строя. Принято считать, что именно отрицавшие веру, царя и отечество товарищи расстреливали буржуев с царскими семьями, рушили церкви и писали опасные книги. Ведь беспринципные одиночки создают, формируют идеологию и мораль будущего. Именно изгои создают новые режимы и новую «свободу». Такие люди двигают планету, возводят новые порядки, но далеко не всегда они являются именно нигилистами. Ведь отрицая одну идеологию, невозможно построить другую, поскольку само понятие им чуждо. В каждом из нас есть немного от отрицающего все бунтаря, но даже мы готовы мириться с чем-то во благо общего. А они нет.

Вспомним эпоху ЛСД, различных революций и протестов. Благодатные и буйные 60-е. В эти времена с разных колоколен слышались голоса пастырей, утверждающих, что для роста отдельной личности отказ от общих «социокультурных ценностей» может стать толчком, прорывом к новым горизонтам сознания. Единственное: создать здоровое общество из нигилистов невозможно. Группа гордецов способна только потопить лодку, ведь нет никакой гарантии, что они смогут работать вместе. Нация гордецов обречена, и для нормального существования любой стране нужны рабы.

Нужно признать, что в масштабах социума любая идеология доводится до абсурда. Например, настоящий нигилист не идет штурмовать Белый Дом, придя к мнению, что нынешняя политика себя дискредитировала, но скорее будет размышлять о том, как власть имущие воздействуют на толпу, как они манипулируют социумом. Они не идут рушить церкви, а задумываются над культурой сверхъестественного. Так что не нужно их бояться, ибо нигилист — человек в первую очередь думающий, а уж потом действующий. Когда ты думаешь в первую очередь о себе любимом, то вряд ли ты начнешь подбивать толпу вести себя так же, как ты.

Нигилист — человек разумный, но подобно Диогену, не выходящий за пределы своей бочки. Нигилистом его делает мысль, а для того, чтобы постичь какую-то истину, придется принять некоторые параграфы тех идеологий, которые по определению должны игнорироваться. Только тогда можно понять, зачем и почему происходит то или иное в нашем безумном мире, а если что-то совершается в соответствии с позицией «потому что так не принято», то это обычная клоунада неустроенных в жизни детей. Познание — основа существования.

Быть нигилистом: жизнь вне рамок

30 мая 2017

BroDude

Базарова помнишь? «Отцы и дети» читал? Славная книжка, не так ли? Так вот выпячивание собственного «я» до масштабов вселенной с последующим становлением под сомнение (а то и абсолютным отрицанием) общепринятых ценностей, идеалов, норм нравственности и культуры — это и есть нигилизм. В нем есть прелести, есть недостатки, но в наши дни понятие дискредитировано подчистую, ибо многие просто оправдывают таким образом свою ущербность. А всё не так просто.

Фото: BroDudeBroDude

Философы и нигилизм

Видео дня

Само понятие терзает умы аж со средневековья благодаря папе Александру III, который предал его анафеме. Просто церкви не нравились ребята, утверждавшие, будто Христос не содержал в себе человеческих примесей и был чистым божественным созданием. Позже за дело взялись философы, рассматривавшие нигилизм каждый по-своему. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи мертвого Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.

В чем суть

По сути, всё очень просто: у человека нет смысла жизни, абсолютно нет. То есть, любезный друг, ты живешь потому, что когда-то твои папа и мама не предприняли ровным счетом ничего, что могло бы воспрепятствовать твоему рождению. Вот и живешь ты здесь, потому что живешь, потому что тебя зачали. Человек — сам себе авторитет, и никто ему не указ, а культура, религия, любовь, этика и мораль — социальные инструменты, созданные системой для контроля над человеком.

Едва ли не самое лучшее мировоззрение для циников и тех, кому лень после каждого шага оглядываться на нормы морали, Бога и мнение окружающих. То есть если ты уродливый извращенец с кучей комплексов и отклонений, за которые тебя презирает социум, то лучший способ внушить себе, что ты нормальный и всё равно выше и лучше остальных — стать нигилистом. Увы, поэтому среди столь здравого течения немало обиженных, разочарованных в жизни, безработных, одиноких нищебродов и, как ни странно, суицидников. Ведь надо же как-то оправдать собственную, так сказать, неполноценность. Хотя какая это неполноценность, ведь с точки зрения теории это нормально, просто не нужны ему все эти ложные блага: машины в кредит, айфоны и дорогие помидоры. Он отрицает любовь и потребление — они делают человека рабом.

Но не нужно путать нигилизм с социопатией, непроходящим подростковым дебилизмом или мизантропией. От того, что ты сидишь дома и пытаешься убедить себя, что в одиночестве нет ничего плохого, вряд ли жизнь наладится. Нигилизм требует работы над самим собой. Раз уж назвался груздем, то будь добр, избавься от привычек, привязанностей, каких-то установок и комфорта. Поэтому, далеко не все способны выдержать абсолютную свободу. Человек по природе своей слаб и с большой радостью становится под защиту различных догматов. Но у нигилиста нет возможности выбора. Если добавить к этому разрыв социальных связей, отказ от любимых привычек, переосмысление шкалы оценок, то можно тронуться крышей. Но без опыта подобных переживаний нигилизма быть не может. Именно они делают его отличным от рыгочущей глупой толпы. В том числе поэтому у них такое самомнение: мол, я прошел через тернии, теперь твоя очередь. Нигилист не строит иллюзий и никогда себя не обманывает: мол, «справедливость есть». Он смотрит в лицо этому странному миру со всей его враждебностью и видит в нем лишь инструмент к достижению собственных целей. Но глядя на свою личность, он видит то же самое. Он будет презирать всех и вся и заботиться только о себе, если сможет понять, кто он есть. Он самый свободный человек, никому ничего не должный. Но сам себя нигилистом он не назовет, потому как вешать ярлыки — против воли.

Фактически нигилист (жуткий циник, каких свет не видывал) для достижения поставленной цели готов опуститься на различные низости, да пускай даже нужно будет обмазаться говном или обокрасть старушку. Главное, что он будет делать это с чувством полной собственной правоты.

Нигилизм и политика

Нигилизм очень часто связывают с атеизмом и большой опасностью для государственного строя. Принято считать, что именно отрицавшие веру, царя и отечество товарищи расстреливали буржуев с царскими семьями, рушили церкви и писали опасные книги. Ведь беспринципные одиночки создают, формируют идеологию и мораль будущего. Именно изгои создают новые режимы и новую «свободу». Такие люди двигают планету, возводят новые порядки, но далеко не всегда они являются именно нигилистами. Ведь отрицая одну идеологию, невозможно построить другую, поскольку само понятие им чуждо. В каждом из нас есть немного от отрицающего все бунтаря, но даже мы готовы мириться с чем-то во благо общего. А они нет. Вспомним эпоху ЛСД, различных революций и протестов. Благодатные и буйные 60-е. В эти времена с разных колоколен слышались голоса пастырей, утверждающих, что для роста отдельной личности отказ от общих «социокультурных ценностей» может стать толчком, прорывом к новым горизонтам сознания. Единственное: создать здоровое общество из нигилистов невозможно. Группа гордецов способна только потопить лодку, ведь нет никакой гарантии, что они смогут работать вместе. Нация гордецов обречена, и для нормального существования любой стране нужны рабы. Нужно признать, что в масштабах социума любая идеология доводится до абсурда. Например, настоящий нигилист не идет штурмовать Белый Дом, придя к мнению, что нынешняя политика себя дискредитировала, но скорее будет размышлять о том, как власть имущие воздействуют на толпу, как они манипулируют социумом. Они не идут рушить церкви, а задумываются над культурой сверхъестественного. Так что не нужно их бояться, ибо нигилист — человек в первую очередь думающий, а уж потом действующий. Когда ты думаешь в первую очередь о себе любимом, то вряд ли ты начнешь подбивать толпу вести себя так же, как ты. Нигилист — человек разумный, но подобно Диогену, не выходящий за пределы своей бочки. Нигилистом его делает мысль, а для того, чтобы постичь какую-то истину, придется принять некоторые параграфы тех идеологий, которые по определению должны игнорироваться. Только тогда можно понять, зачем и почему происходит то или иное в нашем безумном мире, а если что-то совершается в соответствии с позицией «потому что так не принято», то это обычная клоунада неустроенных в жизни детей. Познание — основа существования.

Оптимистичные нигилисты — Арео

Жизнь совершенно бессмысленна, но это прекрасная возможность весело провести время, создавая свои собственные смыслы — это последняя постмодернистская мантра самопомощи. Тенденция, известная как оптимистический нигилизм , представляет собой поворот двадцать первого века на доктрину о том, что существование и ценности бессмысленны.

Введите вопрос В чем смысл жизни? в любую поисковую систему, и есть большая вероятность, что в качестве ответа вам скормят оптимистичное кредо нигилизма. Это модно среди тех, кому меньше тридцати. Видео на YouTube «Рик и Морти — в поисках смысла жизни» экстраполирует оптимистический нигилизм на подростков, утверждая, что, хотя жизнь бессмысленна, мы должны сосредоточиться на «вещах, которые нам действительно нравятся». Видео ютубера Kurzgesagt—In a Nutshell (у которого почти 17 миллионов подписчиков), которое пропагандирует оптимистический нигилизм, набрало 15 миллионов просмотров

. Он говорит нам: «Если у Вселенной нет цели, тогда мы можем диктовать, в чем ее цель… Мы действительно свободны на игровой площадке размером со вселенную, так что мы могли бы также стремиться быть счастливыми».

В то время как основные статьи о стиле жизни говорят о «погружении в нео-нигилизм», который, по-видимому, «очень популярен» и находит «успокаивающим вывод о том, что ничто на самом деле не имеет значения», видеоролики о самопомощи, такие как «РУКОВОДСТВО ПО Имеет значение, жизнь бессмысленна, и не забывайте веселиться!» и «Как я использую оптимистический нигилизм для борьбы с депрессией» предлагают его как лекарство от психического заболевания, от которого страдают многие представители поколения Z. Знаменитости, такие как Рики Жерве, разъясняют основные принципы: «Почему мы здесь? Ну, мы просто есть… Есть множество причин, по которым вы можете сказать, что мы здесь… это чтобы поесть, выпить, подружиться и повеселиться».

Вера (или антивера) также нашла применение в терапии. Одна американская служба психотерапии для взрослых, подростков и супружеских пар утверждает: «Оптимистический нигилизм может быть невероятно вдохновляющим убеждением… Оптимистичный нигилист смотрит на мир, лишенный смысла и цели, и видит возможность создать свой собственный мир… Вы вольны создавать свой собственный мир». смысл и узнайте, что делает вас счастливыми».

Эта формула также используется для поддержки заявлений бизнес-блогеров, занимающихся самосовершенствованием, таких как Ивайло Дурмонский, который пишет:

Оптимистический нигилизм — это осознание того, что отсутствие смысла в мире и вселенной в целом может быть освобождающим. Именно потому, что в жизни нет унаследованного смысла, нет космического плана, заставляющего вас действовать определенным образом, мы те, кто может создать свой путь.

Повсюду распространяется оптимистический нигилизм, представляющийся нелегитимным слиянием американской позитивной культуры с философией Фридриха Ницше. Это облегченный нигилизм, избавившийся от всех ужасающих аспектов нигилистической традиции.

Настоящий нигилизм

Нигилизм существует по крайней мере с момента появления буддизма в пятом веке до нашей эры. Он приобрел новое значение в 1860-х годах как повстанческое русское террористическое движение, стремившееся свергнуть церковь, государство и монархию. Многие комментаторы девятнадцатого века были обеспокоены ростом атеизма. Ницше заявил: «Бог умер. Мы убили его», и его работа исследует последствия: не только атеизма, но и отсутствия веры во что-либо.

То, что Ницше описывает как «переоценку всех ценностей», возродилось с битниками и экзистенциалистами 50-х, а затем с субкультурой секса и наркотиков хиппи в 60-х и 70-х. Для них смерть Бога и разрушение всех ценностей были поводом для празднования.

Мы вольны делать все, что захотим. — таков был идеал. Накурись и хорошо проведи время. Трахаться за свободу. Разбить систему .

Однако великое озарение Ницше заключалось в том, что если вы разрушите все установленные ценности, вы также в конечном итоге разрушите основу всего своего существования:

Бог мертв. Бог остается мертвым. И мы убили его. Чем утешимся мы, убийцы всех убийц? Что было самым святым и самым могущественным из всего, что когда-либо принадлежало миру, истекло кровью под нашими ножами… Какие праздники искупления, какие священные игры мы должны изобрести? Не слишком ли велико для нас величие этого дела? Не должны ли мы сами стать богами только для того, чтобы казаться достойными этого?

Для Ницше нигилизм был разрушительной философией, великой проблемой, которую нужно было преодолеть.

Как он намекает, люди могут быть не в состоянии изобретать новые ценности и «священные игры». Большинство, если не все из нас, не смогут «стать богами». Мы разрушаем наши прежние ценности, не имея возможности заменить их.

Так почему же сегодня так много людей тянется к оптимистическому нигилизму?

Оптимистический нигилизм как утешение

Оптимистический нигилизм — утешение для тех, кто чувствует себя неудачником или неудачником. Об этом свидетельствуют тысячи комментариев под видео на YouTube от новообращенных, которые считают, что оптимистичный нигилизм спас их от низкой самооценки и депрессии. Процитированное выше видео Kurzgesagt имеет 54 000 комментариев, многие из которых от читателей, разделяющих эти и подобные чувства:

На самом деле это то, что я думаю после того, как вылечился от депрессии. Я просто такой: «Э, это моя жизнь, поэтому я должен делать все, что хочу». Меня не волнует, что я «не успешен», или «трачу время впустую», или «работаю недостаточно усердно»… Что плохого в том, чтобы пытаться проводить время так, как мне нравится?

Очень удобно не иметь смысла жизни. Нет никакого давления, ты просто живешь. Мне не нужно беспокоиться о том, чтобы умилостивить высшее существо или выполнить свое предназначение.

Это именно мой способ мышления, и, честно говоря, как бы мне это ни грустно, это также помогает мне справиться с вещами, которые я считаю смущающими, и моими сожалениями.

Оптимистический нигилизм может смягчить болезненную неуверенность в себе и страх неудачи. «Оптимистический нигилизм позволяет вам делать то, что вы хотите, без собственных эмоций и потребностей, вы можете просто быть счастливым, ничего не делая», — комментирует один из зрителей видео TED X Элиаса Скьолдборга. «Если вы никогда не ставите перед собой цели, вы никогда не разочаруетесь, когда потерпите неудачу в попытке их достичь. В жизни нет смысла». «Ничто не имеет значения» означает, что: БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

— это самое главное! — утверждает другой зритель видеоролика о самопомощи, который начинается с веселой игры на флейте.

Оптимистический нигилизм побуждает людей чувствовать, что ни одна из их личных неудач не имеет значения, потому что все в космосе бессмысленно; всякая жизнь заканчивается смертью; Солнце в конце концов уничтожит планету Земля; все живое будет уничтожено тепловой смертью Вселенной. Таким образом, уже не имеет значения, завалили ли вы экзамены, или ваш двадцатилетний партнер изменял вам, или ваша карьера преждевременно оборвалась, потому что по космическим меркам успех и неудача человека не имеют значения.

Расслабься, звучит мантра, ничто во вселенной не вечно и не имеет смысла .

Но то, что может начаться как утешение, оборачивается высокой ценой.

Мое поколение, поколение X — поколение бездельников — живое тому доказательство.

До того, как заразить поколение Z, нигилизм утвердился на сцене постмодернистского искусства 1990-х годов. Я сам был самопровозглашенным нигилистом в течение добрых пятнадцати лет. Как и многие мои сверстники, я садистски гордился тем, что разрушал системы верований других людей; нам было ясно, что нигилизм означает быть контркультурным, разрушать истеблишмент, иерархию, капитализм, бинарное мышление, мораль и так далее. Мы недостаточно читали Ницше, чтобы понять опасность.

Нигилизм причинил нам много психологического вреда. Как только острые ощущения от мысли, что вы беспричинный мятежник, проходят, появляются жертвы. Нашими иконами были Курт Кобейн, Дэвид Фостер Уоллес, Филип Сеймур Хоффман, Честер Беннингтон и Александр МакКуин — и все эти художники-нигилисты имели серьезные проблемы с зависимостью и в конце концов покончили с собой. Психологическое отчаяние, которое порождает нигилизм, также стоило мне нескольких жизней в группе моих сверстников.

Когда все бессмысленно, ничего не имеет значения, в том числе и собственная жизнь. Оптимистический нигилизм — это оксюморон, выдающий поверхностное понимание того, что на самом деле нигилизм делает с людьми.

Почему оптимистичный нигилизм так моден?

Так почему же так модно объявлять себя приверженцем этой философии? Социолог Зигмунт Бауман утверждает, что нынешний этап потребительского капитализма больше не предлагает людям инструменты, необходимые для процветания или развития:

За кажущейся «индивидуализацией» укореняется новое рабство… хотя люди могут действительно искать свои собственные уникальные биографические решения жизненных проблем, их поиски и, безусловно, их находки предопределены, предрешены заранее, поэтому все они должны попасть в узкую заданный образец.

Для Баумана потребительский капитализм породил культуру глобальной гомогенности, посредственности и единообразия, в которой традиционные, локальные и трансцендентные смыслы разрушены и заменены унифицированными системами массового производства, потребления и коммуникации. Эти процессы делают нас универсальными и средними, как продукты массового производства, которые мы покупаем. Бауман описывает это как «массовое общество, производящее «массовых людей» в массовом масштабе». Потребительство пропагандирует безродность. Это заставляет нас чувствовать себя никем, гражданами ниоткуда, которым не удалось достичь индивидуации или найти смысл в своей жизни.

Если Бауман прав, это может быть одной из причин, почему оптимистический нигилизм так закрепился. Ибо если люди чувствуют себя посредственными, если они чувствуют себя неудачниками и обычными никем, они могут утешаться тем, что чувствуют, что все остальные тоже терпят неудачу. Таким образом, оптимистический нигилизм может начинаться с обиды и злорадства.

Я могу вызвать ощущение бессмысленности всего на всю вечность, чтобы сделать свое ощущение личной незначительности менее болезненным.

В этом смысле оптимистический нигилизм является противоядием от анонимности и незначительности, которые ощущают многие люди. Но это опасное противоядие.

Этапы нисхождения

Нигилистов мучает вопрос почему? Если ничего не имеет значения, какой смысл удерживать работу, заканчивать книгу, пытаться завести значимые отношения? Зачем быть вежливым или пить умеренно? Зачем становиться мастером в чем-либо? Зачем быть общительным или даже этичным? Быть истинным космическим нигилистом — значит признать, что каждое произведение искусства, политическое движение, научное открытие и гениальное произведение однажды станут бессмысленными. Так зачем вообще начинать какую-либо деятельность? Зачем что-то предпринимать? Зачем заботиться?

Нигилисты часто становятся безработными, потому что они презирают осмысленную занятость и все ценности, в которые верят их коллеги. Им неприятно находиться рядом, и им трудно выносить мир, в котором они окружены институтами, поддерживающими существующие ценности. , будь то закон, истина, красота, знание или прогресс. Поэтому нигилисты склонны к изоляции.

На какое-то время унижение всех глупых людей, которые верят во что-то, само по себе является проектом и возвышает эго. Вы можете презирать всех интеллектуально неполноценных людей, которые не понимают, что все, что они делают, не имеет никакой ценности. Вы можете жить в этом состоянии нигилистического интеллектуального превосходства несколько лет (и я жил), но потом вы, вероятно, будете искать отвлечение от собственного отчаяния. Это часто приводит к злоупотреблению психоактивными веществами. В отсутствие какой-либо системы убеждений нет причин вставать с постели по утрам, кроме зависимости. Затем возникает проблема, что вы собираетесь делать со всем тем бессмысленным временем, которое ждет впереди в вашей бессмысленной жизни в бессмысленной вселенной.

Стоит ли заводить детей? Нет, зачем перекладывать бремя своей бессмысленности на кого-то другого? Стоит ли искать работу, которая помогает другим? Нет, зачем брать на себя бремя тщетного существования других людей? Без целей и ценностей вы теряете мотивацию. Нет никакого якоря в каком-либо смысле, кроме «я», и даже «я» не имеет внутренней ценности.

Сейчас вы находитесь на склоне вниз. Космический нигилизм всегда уступает место нравственному нигилизму. Если мораль — всего лишь хрупкая фикция, созданная для того, чтобы скрыть безмерное равнодушие вселенной, то почему бы не лгать, не обманывать и не воровать? Нет Бога, чтобы судить вас, и как может какой-нибудь нигилист цепляться за такие жалкие мифы, как разум или справедливость?

Люди могут пребывать в этом состоянии морального нигилизма только до тех пор, пока они не будут изолированы, изгнаны или подвергнуты судебному преследованию. Нигилисты нарушают законы, чтобы проверить границы собственного равнодушия. По словам Nine Inch Nails в их нигилистическом гимне Gen X «Hurt»: «Сегодня я причинил себе боль, чтобы посмотреть, чувствую ли я все еще. Я сосредотачиваюсь на боли, единственном, что реально».

Нарушение законов и табу ведет к самоуничижению и депрессии. Депрессия и отсутствие смысла взаимосвязаны. Нигилисту особенно трудно преодолеть депрессию, потому что нет ничего, что имело бы какой-либо смысл над спиральным водоворотом бессмысленности, до которого они могли бы дотянуться. Это заставляет их ненавидеть полностью функционирующих людей с их глупыми социальными конструкциями и убеждениями.

Тогда нигилист выживает за счет энергии ненависти. Но и тогда нигилист не свободен от ценностей, а вампирически питается ценностями других. Таким образом, многие нигилисты вовлекаются в антагонистические политические движения, которые просто стремятся разрушить существующий порядок без каких-либо реальных планов, кроме разрушения как самоцели. Очень часто эти движения маскируются под борьбу за добрые дела — равенство, справедливость и т. д. Многие нигилисты маскируются под анархистов, но истинный нигилист знает, что даже благие ценности — просто бессмысленные социальные конструкции.

Моральный нигилизм затем уступает место экзистенциальному нигилизму, и нигилист понимает, что даже самость, которая думает, чувствует и ставит эти вопросы, бессмысленна. В индивидуальном существовании нет смысла, так зачем продолжать?

Существует неизбежность спуска к суицидальным мыслям. Только ленивые нигилисты — дилетанты, софисты и наркоманы — застревают на ранних стадиях нигилистического бунтарства и спасаются от падения. Нигилизм уносит жизни многих, кто попадает в его водоворот.

Лицом к лицу с самоубийством и созданием собственных ценностей

Альбер Камю, который всю свою жизнь боролся с нигилизмом, утверждал, что: «Есть только одна действительно серьезная философская проблема — самоубийство. Судить о том, стоит или не стоит жить, равносильно ответу на фундаментальный вопрос философии».

Ницше ясно дал понять, что есть два вида нигилизма: негативный (или реактивный нигилизм), при котором разрушаются ценности и вы страдаете до самоотрицания; и позитивный (или активный нигилизм), в котором появится новый тип человека, переживший ад перед лицом саморазрушения — сверхчеловек. После «философии с молотком» и противостояния собственному забвению сверхчеловек восстанет, как феникс из пламени, и создаст свои собственные ценности.

Согласно Ницше, вы не можете достичь положительного нигилизма, пока не пройдете через адский коридор, который является отрицательным, пока вы не обойдете самую грань самоубийства и не решите жить.

Сегодняшние оптимистичные нигилисты пытаются пропустить все необходимые страдания и сделать вид, что есть легкий путь к счастливому концу. Их вера в то, что вы можете создавать свои собственные смыслы и ценности, является поп-культурной версией сверхчеловека Ницше. Но, в отличие от Ницше, этот модный нигилизм не затрагивает самого темного вопроса, лежащего даже за пределами самоубийства. не спрашивает Почему мне не отказаться от сострадания и жалости? Он не спрашивает, как Ницше, почему я не должен подписаться под этосом господства и воли к власти? Ницше презирал бы мысль о том, что нигилизм может основываться на оптимизме, личном счастье и веселье. Он провозгласил: «Кто достигнет чего-либо великого, если не найдет в себе силы и воли причинить великие страдания?» Оптимистический нигилизм не задает вопроса, который должен решать каждый моральный нигилист: Почему я должен уважать чужую жизнь, если моя собственная бессмысленна? Почему бы не оскорблять, нападать, насиловать и убивать?

Ницше также считал, что обычные обычные люди не смогут стать Übermensch и вернутся к унаследованным им иудео-христианским моральным принципам. Что такие люди будут ленивыми, тривиальными «последними людьми», ищущими удовольствий, товарищества и суеверий в качестве краткосрочной награды.

Веселье не забава

Вместо того, чтобы спрашивать, почему мне нельзя убивать себя или других? оптимистичные нигилисты спрашивают, как мне сегодня развлечься? Оставайтесь на диване, закончите компьютерную игру, выпейте еще пива, пообщайтесь с друзьями, сходите в спортзал, прыгните с парашютом — почему бы и нет? Таким образом, концепция создания собственных ценностей вырождается в нечто большее, чем жизнь в соответствии с повседневными потребительскими нормами. Ты отвлекаешь себя, танцуя на краю пустоты. Давай, съешь лишний кусок пиццы. В конце концов, во вселенной нет никакого смысла, но почему-то ты все равно прекрасен.

Таким образом, оптимистический нигилизм быстро вырождается в ленивый нарциссический гедонизм. Но даже как форма гедонизма оптимистический нигилизм посредственен. Оптимистичные нигилисты не выступают за то, чтобы рисковать жизнью ради счастья. Они просто рекомендуют вам немного повеселиться, пока ваша бессмысленная жизнь не закончится, и они делают это под предлогом, что именно это и означает создание ваших собственных ценностей. Неудивительно, что в видеороликах оптимистичных нигилистов всегда есть кадры прыжков с тарзанки и скалолазания — праздничных занятий.

В то время как экзистенциалисты 1940-х годов нашли свое собственное решение проблемы нигилизма в чреватых героизмом актах восстания против фашизма и традиций, героические действия, посредством которых сегодняшние оптимистичные нигилисты пытаются создать свои собственные смыслы, часто включают такие вещи, как участие в приключенческих видах спорта и публикации Фотографии в Instagram, на которых запечатлено их банальное повседневное взаимодействие с потребительскими товарами — создание собственного значения путем ношения желтых носков или татуировки в виде случайного аниме-персонажа, найденного в Интернете.

В основе оптимистичного нигилизма лежит логический изъян: если во вселенной нет смысла, то попытки создать смысл для себя бесполезны. Как доказал Витгенштейн в своей теории частного языка, идея о том, что кто-то может иметь «свое личное значение», есть философская бессмыслица и бредовый солипсизм. Не существует такой вещи, как частный язык или частные ценности — эти вещи всегда были и всегда были социальными.

Из этого следует, что если «я» представляет собой бессмысленную конструкцию, то это «я» вообще не способно создавать никакого нового смысла.

Оптимистический нигилизм также не принимает во внимание тот факт, что люди являются «приматами, ищущими закономерности» и «животными, ищущими смысл». По естественному импульсу мы ищем модели смысла в нашем опыте, и если мы лишаем себя стремления к смыслу, мы становимся демотивированными и психологически нездоровыми.

Психиатр Виктор Франкл считал, что поиск смысла необходим для благополучия, и на основе этого понимания разработал клиническую практику логотерапии. Экзистенциальный психиатр Ирвин Д. Ялом представил эмпирические клинические доказательства того, что жизнь без целей, ценностей или смысла вызывает значительный психологический стресс. Это утверждение было поддержано психологом Джеромом Брунером в его 19-летнем исследовании.90 book Acts of Meaning и клиническим исследованием 2015 года, проведенным Дж. Гарсия-Аландете с использованием «тестов на цель в жизни», которое обнаружило значительную корреляцию между чувством смысла и психологическим благополучием и, наоборот, более высокую частоту самоубийств среди больных, не сумевших найти смысл жизни. «Смысл жизни, — пишет Гарсия-Аландете, — сглаживает связь между факторами риска самоубийства и безнадежностью».

Оптимистический нигилизм может показаться привлекательным для молодежи, которая хочет избежать суждений и напасть на ценности своих старших, но использование нигилизма в качестве карты, позволяющей избавиться от всех обязательств, приводит к затратам, которые вскоре возрастут. После многих лет практики отказа от всех ценностей вы обнаружите, что прожили жизнь без цели или целей и, следовательно, без каких-либо достижений, гордости, ценности или связей, и, следовательно, без каких-либо общих наград или радости. Притворство того, что вы счастливы, скоро начинает изнашиваться. Вы доказали принцип нигилизма, разыгрывая его с помощью круговой логики — вы сделали свою жизнь поистине бессмысленной.

Особенно опасно для людей в возрасте от 20 до 20 лет приходить к нигилистическому ответу на все заранее, еще до того, как они попытаются найти смысл или цель в жизни. В результате они не смогут ощутить богатство жизни, проведенной в погоне за смыслом, и они запрещают себе любую оценку многих культур, которые потратили тысячелетия на поиски высших смыслов.

Вызывает тревогу то, что так много представителей поколения Z используют оптимистический нигилизм в качестве своей системы убеждений, и это может быть одной из причин, почему представители поколения Z демонстрируют рекордные уровни депрессии: у 42% диагностированы психические расстройства, а у 57% в настоящее время принимает лекарства для таких условий. Оптимистический нигилизм не просто бессвязен; это опасная форма социального заражения.

Возьмите это от бывшего нигилиста и оставшегося в живых — бессмысленная жизнь не повод для оптимизма, и те, кто излагает такую ​​систему убеждений, просто наносят еще больший вред культуре, которая и без того больна отсутствием цели.

Солнечный нигилист: Декларация удовольствия от бессмысленности Венди Сифрет

Если бы вам нужно было выбрать одну философскую доктрину или движение, которое сегодня труднее всего защищать, нигилизм был бы хорошим выбором. Нигилизм связан с худшими частями учения Ницше, подъемом нацистской и фашистской идеологии, альтернативными правыми и тенденцией к анархии, хаосу, безнравственности, отчаянию и разрушению. Даже словарь Merriam-Webster определяет нигилизм как «веру в то, что политические и социальные институты общества настолько плохи, что их следует уничтожить».

Так что написать книгу в защиту нигилизма — сколько бы оптимистично звучащих прилагательных вы ни поставили перед ней — задача не из легких. На самом деле, вероятно, было бы проще полностью отказаться от этого термина и либо изобрести новый (например, как некоторые авторы теперь используют «прогрессивный капитализм» вместо социализма), либо, в этом случае, использовать легкодоступную близкую альтернативу: экзистенциализм.

Но писательница из Мельбурна Венди Сифрет не возится с терминологией; она все время придерживается нигилизма. В «Солнечном нигилисте: Декларация об удовольствии бессмысленности» Сифрет берет на себя незавидную задачу сделать нигилизм чем-то приятным и заслуживающим принятия в качестве ориентира в жизни. Это сложная задача — некоторые даже могут сказать, что бессмысленная, — но давайте дадим ей презумпцию невиновности и посмотрим, куда она нас приведет.

Прежде всего, мы должны признать, что сложные философии не могут быть выражены одним словом. Нигилизм — это не одно и то же; скорее, его лучше рассматривать как свободный набор верований и доктрин, которые можно применять к различным аспектам жизни множеством способов. Как и в любой философской позиции, существуют мягкие и крайние формы. Таким образом, в то время как определенный тип нигилистов может думать, что вся жизнь бесполезна, что ничего нельзя познать и что все системы должны быть разрушены, более умеренный нигилист может полагать, что нет никакой объективной морали, кроме того, что изобретают люди, но что этот факт может быть использоваться в качестве инструмента для преодоления ограничений и ограничений традиции, чтобы создать лучший мир.

Сифрет относится ко второй категории. Что говорит вам кое-что о нигилизме (во всяком случае, ее версии) с самого начала: в нем есть как деструктивный или элиминативный компонент, так и конструктивный компонент. Элиминативную составляющую можно довести до крайности: т. е. считать, что ничто не имеет ценности, все бессмысленно и все должно быть уничтожено без исключения. Это нигилизм нашего народного воображения и причина, по которой мы коллективно его презираем.

Но не стоит заходить так далеко. Нигилизм Сифрета более мягкий и включает в себя конструктивную составляющую. Хотя Сифрет согласился бы с тем, что смысл — это иллюзия, это не бесполезная иллюзия. Объективной морали может и не быть, но моральные кодексы, которые мы создали, ценны, потому что, будучи социальными животными, мы глубоко заботимся о других ради них самих и потому что нам небезразлично, как нас воспринимают другие (по крайней мере, среди непсихопатов). Нигилизм (версия Сифрета) просто утверждает, что мораль не нужно усложнять, например, изобретая богов или притворяясь, что мы все выполняем какую-то критически важную историческую или космическую миссию. Мораль может быть космически бессмысленной, но она не бесполезна среди чутких людей, которые являются частью сообщества.

Но возникает вопрос: не делает ли нас это всеобщее признание космической бессмысленности худшими людьми? На самом деле наоборот. Как только мы осознаем, что мы не являемся центром вселенной — что «однажды мы умрем, и никто все равно не вспомнит о нас», — мы сможем отбросить наши гипериндивидуалистические, эгоистичные взгляды и просто наслаждаться простыми радостями жизни. предложение в компании других. Без особого акцента на собственной важности мы можем направить эту энергию на помощь другим, нашим сообществам и, возможно, даже миру в целом.

Как напоминает нам Сайфрет, мы постоянно усердно трудимся, чтобы выполнить «значимую» работу, думая, что в процессе достигнем той или иной формы бессмертия. Но даже если мы станем богатыми и знаменитыми, и нас будут помнить несколько поколений после нашей смерти, нас не будет рядом, чтобы увидеть это или насладиться этим, так какое это может иметь значение? Нас всех забудут в конце концов.

Это откровение заставляет человека осознать, что его жизнь действительно бессмысленна в космическом смысле. Но вместо того, чтобы вызывать отчаяние, эта более глубокая истина должна вызывать чувство освобождения, которое позволяет перестать заниматься неприятными делами и работать во имя «смысла» и вместо этого заниматься тем, что действительно приносит удовольствие (что часто включает в себя помощь другим). . Это «солнечная» сторона нигилизма. Как писал Сифрет:

«Именно об этом прочтении нигилизма я думаю, когда рассматриваю альтернативное представление о жизни без смысла. Солнечный нигилизм порывает с прежней зацикленностью на разрушении, рассматривая бессмысленность как возможность вздохнуть и подумать. В конечном счете, это чистая страница, возможность насладиться моментом, настоящим, хаосом и удачей вообще остаться в живых».

Такое отношение применимо даже к любви. Как объясняет Сифрет:

«Инстинкт любви заложен в наших телах и мозгах. Он информирует и влияет на то, что значит быть человеком. Как и работа, она имеет ценность, даже если не имеет смысла».

Через несколько страниц она пишет:

«Я знаю, что чувство счастья, которое производит мое тело, когда мой партнер находится рядом, физиологически реально; другие заботы — мое желание знаков любви, полного понимания и бесконечного блаженства — выдуманы. Одни созданы мной (представления о том, какой я хочу видеть свою жизнь), другие созданы другими (представления о том, что такое «правильная» жизнь). Разделив два понятия, я могу полнее почувствовать первое и отбросить второе».

Из всего этого мы можем видеть, что нигилизм в своем отрицании космического значения может парадоксальным образом сделать наш действительный ежеминутный опыт более значительным. Когда мы прекратим нашу непрестанную погоню за смыслом, мы сможем начать принимать настоящий момент и упиваться чудесным предложением быть живыми в первую очередь.

Подумайте об этом: действительно ли нам нужно верить, что люди выполняют особую космическую миссию, чтобы наслаждаться чувствами любви, дружбы и приятными занятиями? Ответ, похоже, отрицательный, и, кроме того, увязание в философской или религиозной чепухе может на самом деле помешать нашему повседневному удовольствию. На самом деле это был один из аргументов Ницше. Как писал Сифрет:

«По иронии судьбы, Ницше считал нашу волю к вере глубоко нигилистической. Он утверждает, что религия не обогащала жизнь, а успокаивала, предлагая бегство от нее. С этой точки зрения можно утверждать, что предположение, что мы трудимся на Земле в обмен на загробную жизнь или другое будущее искупление, отвергает ценность жизни в том виде, в каком она существует прямо сейчас».

Таким образом, именно религиозные в некотором смысле глубоко нигилистичны, поскольку они рассматривают повседневное существование как абсолютно несущественную задачу, которую нужно просто вынести на пути к загробной жизни, имеющей исключительное право на осмысленность. Проблема, конечно, в том, что если загробной жизни не существует, религиозные обесценили и растратили свою единственную жизнь в погоне за иллюзией.

Несмотря на убедительность аргументов Сифрет — и тот факт, что я согласился со многими из ее пунктов — я, тем не менее, не собираюсь называть себя нигилистом. Частично причина заключается в историческом багаже, связанном с этим термином. Но это нечто большее.

Сифрет правильно указывает на нашу предельную космическую ничтожность, и попытка наполнить нашу жизнь смыслом на этом уровне в каком-то смысле бредовая. Но хотя космического смысла нет, я бы не стал утверждать, что мы не можем найти смысл в наших повседневных взаимодействиях и переживаниях. Сифрет говорит об этом в книге, и это заставляет задуматься, не растягивает ли она определение нигилизма до неузнаваемости.

Часть проблемы, похоже, заключается в том, что Сифрет смешивает эти два аспекта значения. Космического смысла не существует. Но я думаю, что можно сказать, что многие из наших занятий имеют смысл в более приземленном смысле. Например, если благодаря нашей работе мы можем доставлять удовольствие другим или каким-то образом уменьшать страдания, я бы назвал эту деятельность значимой не в космическом, а в гуманистическом смысле. Нигилизм — с его чрезмерным упором на бессмысленность — просто не кажется подходящим термином для описания этой ориентации на жизнь. Нигилистический гуманист (которым, похоже, является Сифрет) просто кажется противоречием терминов.

Кроме того, есть лучшие альтернативы. Множество жизненных философий — стоицизм, гуманизм, экзистенциализм, эпикуреизм и дзен-буддизм — все по-своему подчеркивают настоящий момент, человеческое процветание и свободу создавать свой собственный смысл, не изобретая ложных нарративов космического значения (ок. , некоторые аспекты стоицизма могут сделать это). Но дело в том, что если вы хотите сформировать этическое отношение, основанное на осознанности и оценке настоящего момента, другие жизненные философии кажутся бесконечно более привлекательными.

Кто-то может возразить, что стоики действительно верили в космическое значение. В каком-то смысле они будут правы. Но стоики также придавали самое большое значение развитию добродетели, продвижению общего блага и сосредоточению внимания на настоящем моменте. Поскольку Сифрет в любом случае меняет традиционное определение нигилизма, представляется более легкой задачей просто принять стоицизм, отбросив части о космическом значении.

На самом деле, если вы читаете «Размышления Марка Аврелия», книга полна примеров того, как он размышлял о своем космическом ничтожестве, чтобы лучше переносить собственные трудности. Как писал Аврелий в шестой книге «Размышлений»:

«Азия и Европа — уголки Вселенной; каждое море — капля во Вселенной; Гора Афон, ком земли во Вселенной; каждое мгновение времени, булавочный укол вечности. Все мелочно, легко меняется, исчезает».

Кроме того, если она не пишет как стоик, если бы вы не знали ничего лучше, вы бы подумали, что Сифрет пишет книгу об экзистенциализме. Рассмотрим эту цитату из книги:

«Сопротивление этому желанию ухватиться за что-то [поверхностно значимое в космическом смысле], а вместо этого столкнуться с бесконечной бессмысленностью наших жизней, радостей, страданий и существования, ужасает многих. Это отбрасывает нас совершенно по течению, в одиночестве. Но это также означает, что мы полностью свободны».

С тем же успехом это могло быть написано Сартром. С акцентом Сифрет на создании вашего собственного смысла, стремясь к удовольствиям повседневной жизни, будучи внимательным и помогая другим и вашему сообществу, она, кажется, выступает за сочетание экзистенциализма, эпикуреизма, гуманизма и дзен-буддизма. Так зачем же уделять столько внимания элиминативному аспекту нигилизма, когда есть более прямой путь к позитивным аспектам ее философии? И действительно ли мы заботимся о ярлыках? Почему бы просто не выбрать один из лучших аспектов каждой философии?

Несмотря на эти проблемы и тот факт, что лично я не считаю эту книгу успешной защитой нигилизма, представленные идеи, скорее всего, послужат тревожным звонком для тех, кто слишком много внимания и значения придает поверхностные вещи.

В конечном счете, независимо от того, какой термин вы хотите использовать, сообщение одно и то же: слишком многие из нас не могут оценить собственное существование именно таким, какое оно есть. Как написал Сайфрет в этой записи в стиле Ричарда Докинза:

«Дело в том, что, насколько я мог понять, казалось довольно диким, что я вообще существую. Тот факт, что мои родители решили заняться сексом в какой-то случайный день в 1987, в тот момент, когда сперма и яйцеклетка, которые заставили меня чувствовать себя особенно энергичными, позволили мне выиграть в лотерею зачатия, уже казались значительными. Добавьте к этому удачу в том, что он пережил рождение и почти десятилетие, которое последовало за ним. Я не был уверен, зачем кому-то нужно еще больше усложнять ситуацию; само мое присутствие казалось достаточно сложным и чудесным».

Как писал сам Докинз: «Вероятность того, что каждый из нас появится на свет, бесконечно мала, и даже если мы все когда-нибудь умрем, мы должны считать, что нам фантастически повезло, что мы прожили десятилетия под солнцем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *