Как выработать условный рефлекс: Образование условных рефлексов. Торможение рефлексов — урок. Биология, 8 класс.

Условный рефлекс — ЕЗДОВОЕ СОБАКОВОДСТВО


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ВЫРАБОТКИ  УСЛОВНЫХ  РЕФЛЕКСОВ


Хорошая теоретическая подготовка позволяет находить решения в самых безвыходных ситуациях.

Изучение Центральной нервной системы (ЦНС), проведённые академиком Павловым, показали, что головной мозг является своеобразным командным центром, куда стекается информация об изменении внешней среды или состояния человека, где она анализируется и по результатам отдаются команды на те или иные действия. Эксперименты по вживлению электродов в кору головного мозга выявили участки, отвечающие за самые разные функции: зрение, слух, осязание, обоняние, эмоции, двигательную активность и пр. Причём, данный механизм обладает свойством обратной связи:


  1. Если послать электрический импульс на электрод, вживлённый в участок мозга, отвечающий за посадку собаки, животное сядет.
  2. Если посадить собаку механически, нажав ладонью на круп, электрод, вживлённый в участок мозга, отвечающий за посадку собаки, выявит электрический импульс.

Усложняя эксперименты, учёные обнаружили, что при многократном одновременном возбуждении 2-х участков, площадь их воздействия постепенно увеличивается и, на каком-то этапе, между ними возникает электрическая дуга. И чем чаще повторяется такая ситуация, тем мощнее становится дуга.

Используя эффект электрической дуги, можно выработать любой условный рефлекс.

Пример (команда «Сидеть!»):


  1. Подача команды, следствием которой будет возникновение слухового очага возбуждения. Реакции собаки на него первое время не будет, поэтому его можно назвать безразличным раздражителем.
  2. Давление ладонью на круп, в результате которого собака вынуждена сесть (безусловный раздражитель). При этом, в мозгу возникает двигательный очаг возбуждения.
  3. Многократное повторение этих манипуляций с вышеприведённой последовательностью и интервалом примерно 0,5 сек.


Звук команды «Сидеть!» вызывает возбуждение нервных окончаний ушных раковин, которое  по нервным волокнам передаётся в кору головного мозга, где возникает очаг возбуждения (Слуховой центр). При этом, собака на команду никак не реагирует и потому данная команда на первом этапе называется безразличным раздражителем.

При надавливании ладонью на круп, собака вынуждена сесть и потому данное действие называется безусловным раздражителем.  При этом, возбуждение, возникшее в нервных окончаниях крупа,  передаётся в мозг, где возникает ещё один очаг возбуждения (Двигательный центр).

При многократном повторении обоими манипуляций, между очагами возникает электрическая дуга. Чем чаще повторяется данная ситуация, тем прочнее становится дуга (связь между двумя очагами возбуждения). И, наоборот, при замедлении частоты повторений, связь истончается и, на каком-то этапе, обрывается совсем.

С возникновением электрической дуги, возбуждение Слухового Центра, вызванное командой «Сидеть», передаётся в Двигательный Центр, который отдаёт команду к сокращению ягодичных мышц и собака садится.

Таким образом, при многократном последовательном применении обоих раздражителей, команда «Сидеть!» из безразличного раздражителя превращается в условный рефлекс.

Хорошая теоретическая подготовка очень помогла мне в юности, в бытность работы охотником-промысловиком. Так случилось, что за две недели до начала охотничьего сезона, медведь задрал обоих вожаков и половину упряжки. Возникла необходимость в срочном порядке подготовить новых вожаков из молодых неопытных собак.

Мои чукотские учителя предлагали купить их старого вожака, а своего молодого поставить ему в пару. Через год-полтора, молодой вожак, копируя действия ветерана, освоит «профессию».

Методика, проверенная веками, хороша, но мне не подходила — у меня было всего две недели. И тогда, вспомнив школьные познания в этой области, я изобрёл свой собственный.

Нагрузив нарту, чтобы собаки не могли двигаться слишком быстро и привязавшись верёвкой, я бежал сзади упряжки и последовательно применял 2 раздражителя: голосовая команда (безразличный раздражитель), спустя полсекунды — удар кнутом по снегу рядом с вожаком (безусловный раздражитель):


  1. При отработке команды «Направо!» («Поть-поть!» на чукотском), я выбегал с левой стороны от упряжки и, подав команду, хлестал кнутом по снегу рядом с вожаком. Собаки инстинктивно шарахались вправо.
  2. Команда «Налево!» («Кх-х-х!») отрабатывалась аналогично, но выбегал я уже с правой стороны.

Через несколько дней необходимость в использовании кнута отпала – достаточно было просто, выбежав перед упряжкой, вскинуть руки. Спустя ещё неделю, для поворота упряжки было уже достаточно одной команды.

В апреле, вернувшись в посёлок после окончания охотничьего сезона, на спор я выиграл ящик шампанского, нарисовав упряжкой на льду лагуны знак бесконечности.


Ренат Хабибулин.

V-Ratio — Условные рефлексы и обучение

Условные рефлексы и обучение

Большая часть читателей знает о фундаментальных трудах академика И. П. Павлова, посвященных исследованию условных рефлексов, физиологии животных и их высшей нервной деятельности, а также методике выработки условных рефлексов. Длительное время казалось, что гениальные открытия академика И. П. Павлова создали все предпосылки для полного выяснения механизмов высшей нервной деятельности. Лишь в последние годы стало понятным, что требуется новый большой качественный скачок, что детально исследовав обобщенную структуру рефлекторной дуги, мы все еще слишком мало знаем о тонких структурах организации и функционировании межнейронных связей в ходе выработки условного рефлекса, о композиции отдельных рефлексов, образующих сложные механизмы обученности. Наши представления об условных рефлексах, по-видимому, очень приблизительны и грубы. Но выработка условных рефлексов – явление чрезвычайно распространенное, оно представляет собой одно из основных функциональных свойств нервной системы большинства живых существ, поэтому не прекращаются поиски моделей, адекватных условному рефлексу, и попытки построения физических моделей выработки и действия условного рефлекса.

Качественное описание механизма выработки условного рефлекса сводится, в сущности, к следующему: между новыми раздражителями (воспринимаемыми рецепторными устройствами) и врожденными (безусловными) рефлексами автоматически устанавливается ассоциативная связь, приводящая к выработке обусловленного ответа на этот новый раздражитель.

Быть может преждевременно говорить, что все механизмы обучения основаны на выработке условных рефлексов разного уровня и вида, но прямая связь и определенная общность между обучением и выработкой условных рефлексов достаточно очевидна.

Алгоритмическое описание механизмов выработки условных рефлексов можно найти в многочисленных работах, специально посвященных этой проблеме, а также в обобщающих монографиях по нейрокибернетике. Не задерживаясь на этом специальном вопросе, необходимо все же хотя бы коротко осветить некоторые полученные решения. В связи с этим остановимся на примере одной малоизвестной модели условного рефлекса, апробированной отечественными учеными задолго до того, как вокруг подобных работ, описанных в зарубежных изданиях, возникли жаркие дискуссии. Эта модель позволяет еще раз подчеркнуть особое значение электрохимических и жидкостных моделей в бионике. Модель представляет собой сосуд с тремя электродами, один из которых цинковый, а два других – медные пластины, амальгамированные ртутью.

Функционирование модели осуществляется за счет того, что под воздействием импульса напряжения, приложенного к паре электродов цинк – медь, в результате электролиза цинк осаждается на медный электрод и между парой медных электродов возникает разность потенциалов. Интересен не столько электрохимический механизм модели, который достаточно очевиден, сколько внешнее проявление его.

Условный рефлекс вырабатывается очень быстро: достаточно двух–трех подкреплений. Среди живых организмов это не слишком распространенный срок, необходимый для выработки условного рефлекса, но бывает и так. Однако рефлекс нашей модели непрочен и через два–три неподкрепленных раздражения он полностью исчезает. Точно так же при отсутствии условных и безусловных раздражителей установившаяся было рефлекторная связь через некоторое время самопроизвольно угасает. Ясно, что это не противоречит фактам выработки условного рефлекса, по крайней мере с качественной стороны явления. Количественные (временные) характеристики являются вариативными и зависят от ряда факторов.

Из физиологии известно, что обычные пищевые условные рефлексы угасают быстрее, чем оборонительные, но если животное голодно, то пищевые рефлексы угасают значительно медленнее. В то же время пищевые условные рефлексы у определенного вида животных могут сохраняться при условии подкрепления только каждого третьего, максимум – пятого условного раздражителя, а оборонительные условные рефлексы хорошо сохраняются при подкреплении каждого десятого и даже пятнадцатого условного раздражителя, а иногда и при более редком подкреплении. В рассматриваемой модели стойкий условный рефлекс вырабатывается при некотором числе совпадений, причем это число не является строго фиксированным, а зависит от особенностей конкретной реализации модели. В известных пределах его можно регулировать. В среднем модель вырабатывает стойкий условный рефлекс в том случае, когда число совпадений условного раздражителя и подкрепления будет около 100.

Как и следует из природы механизмов условных рефлексов, длительное отсутствие подкрепления приводит к его угасанию. Однако в отличие от ранее не обучавшейся системы, системе с угасшим условным рефлексом достаточно двух–трех подкреплений (а не 100, как в ходе первоначального обучения) для того, чтобы данный условный рефлекс полностью восстановился.


Предыдущая глава: Структуры рефлекторной деятельности

Следующая глава: Моделирование условного рефлекса


Содержание:

Очерки Бионики Моря
В бобровом лесу
Прозрение


Очерки Бионики Моря

От автора
Освоение и использование гидросферы
Богатства мирового океана
Ресурсы океана
Организация производства под водой
Классы животных гидросферы
Подводные исследования глубин
Шельф мирового океана
Промышленное использование океана
Подводная агротехника растений
Использование и дрессировка животных
Освоение бионики океана
Прообраз бионической системы
Предмет бионики моря
Биологические исследования бионики
Структуры и системы бионики
Влияние элементов и структур бионических систем
Моделирование бионической системы
Задачи бионики моря
Использование бионики в технике
Биологические элементы системы – нейроны
Структура одиночного рецептора
Структурное формирование рецепторов
Основные функции рецептора
Различия рецепторов
Фоторецепторы глаз животных
Терморецепторы морских животных
Звукорецепторы слухового анализатора
Химорецепторы водных животных
Механизм звуковой локации
Структура и функции одиночного центрального нейрона
Синапсы нейрона
Возбуждение нейрона
Модели синапсов нейрона
Теории систем связи
Гидроакустический канал связи
Электромагнитный диапазон связи
Оптические системы связи
Электрорецепция электрических токов
Детекторы электромагнитного поля
Орган обоняния и вкуса
Механизм рецепции осязания
Гидронические волны
Гидроакустическая связь в океане
Акустическая сигнализация у морских животных
Виды локации животных
Механизм биолокатора дельфина
Слуховой анализатор китообразных
Излучатель импульсов дельфина
Эксперименты с дельфинами
Использование структур кибернетики
Системы управления событиями
Системы структурного представления
О системах с генетически заданной структурой управления
Структуры рефлекторной деятельности
Условные рефлексы и обучение
Моделирование условного рефлекса
Образование рефлексов животных
Нервная сеть различных организмов
Самоорганизация биологической системы
Исследование самоорганизации многоклеточных и одноклеточных
Задачи анализатора опознания
Системы параметров образов в пространстве
Статистические и вероятностные аспекты модели опознания
Решения задач опознания образов
Обучение бионических систем опознанию образов
Примеры обучаемых опознающих систем
Особенности опознания образов в бионике моря
Исследования поведения дельфина
Наблюдение за поведением животных
Основные аспекты поведения животных
Раздражения внешней среды
Результаты группового поведения
Форма симбиоза стаи рыб
Исследования подводных конструкций
Исследования бионических механизмов
Особенности конструкций животного
Сооружение скелета моллюсков
Конструктивные особенности строительства осьминогами
Гидродинамические аспекты бионики
Механизмы движения рыб и моллюсков
Гидроаэродинамика морских организмов
Описание аэродинамических и гидродинамических конструкций
Синтез конструктивных структур
Синтез элементов и систем
Манипуляторы в океанических организмах
Получение фильтрации
Опреснение морской воды
Газообмен под водой
Селективное накопление вещества
Исследования иоэнергетики
Источники электрического тока
Механизм биолюминесценции


Страница не найдена — Воспитание для мозга

Мы не нашли сообщения для этого URL.

Последние сообщения

Один из самых распространенных советов, который дают родителям, переживающим детские истерики, — игнорировать их. Предполагается, что истерика — это поведение, направленное на привлечение внимания, или манипулятивная тактика, чтобы получить то, что они хотят. Если вы их проигнорируете, они остановятся из-за отсутствия аудитории или желаемого результата. Однако если …

Подробнее о Стоит ли игнорировать детские истерики

Что такое неадекватное совладание Неадекватное совладание относится к стратегиям совладания или поведению, которые являются неэффективными, вредными или контрпродуктивными при преодолении стресса, невзгод или трудных ситуаций. В отличие от адаптивных копинг-стратегий, помогающих людям эффективно справляться со стрессом и улучшающих самочувствие, неадекватные копинг-стратегии могут усугублять стресс и эмоциональный дистресс, приводя к таким негативным последствиям, как …

Подробнее о 21 примере неадекватного совладания и о том, как восстановить

Самовлюбленный отец подобен солнцу в своей собственной солнечной системе, вокруг которого вращаются все остальные. Он считает себя самым важным человеком в каждой комнате, всегда заслуживающим лучшего и превосходящим всех остальных. Представьте себе папу, который берет на себя заслуги своего ребенка, каждый раз обращая внимание на себя…

Подробнее о 50+ вещах, которые говорят нарциссические отцы

С этим сталкивались все родители: внезапный всплеск плача, крика и тряски, сигнализирующий о полномасштабной истерике. Истерики — обычная часть детства, но от этого они не становятся менее разочаровывающими или сложными. Понимание того, что вызывает истерики и как эффективно с ними справляться, может сделать эти эпизоды менее стрессовыми для вас и…

Узнайте больше о истерике: причины, заблуждения и решения

Что такое эмоциональная травма Эмоциональная травма – это переживание сильно тревожащего события или последовательности событий, которые порождают чувства, слишком подавляющие, чтобы с ними можно было справиться или переварить. Обычно это вызвано неблагоприятным детским опытом (ACEs). ​1​ Переживание эмоциональной травмы является субъективным и личным вопросом. То, что кажется травмирующим для одного человека, может не восприниматься другим …

Подробнее об эмоциональной травме от родителей: 5 советов, как справиться с ней

Вы когда-нибудь чувствовали запах определенной пищи и вдруг вспоминали детство? Или слышали песню, которая вернула вас в определенный момент вашей жизни? Это примеры триггеров, но не все триггеры связаны со счастливыми воспоминаниями. Для людей, переживших травму, определенные напоминания могут вернуть…

Подробнее о триггерах травм: последствия и способы их преодоления

Детская травма может быть вызвана неблагоприятными событиями, такими как жестокое обращение с детьми, безнадзорность, несчастные случаи, стихийные бедствия, телесные повреждения или тяжелая болезнь. По сравнению со взрослыми дети более подвержены травмам с более высоким риском долгосрочных последствий. Воздействие психологической травмы носит кумулятивный характер; тем больше количество неблагоприятных детских переживаний…

Подробнее о Детская травма: 5 советов, которые помогут детям вылечиться

Представьте, что вы едите в ресторане быстрого питания, когда вдруг громкий грохот разносится по всему помещению. Стеклянные окна разбиваются, и осколки летят по воздуху, когда неуправляемая машина врезается в магазин. В этот момент ваше сердце бешено колотится, дыхание учащается, а тело напрягается, готовясь отреагировать на…

Подробнее о 15 ответах и ​​реакциях на травму

Что такое неразрешенная травма Неразрешенная травма возникает, когда травмирующие события, переживаемые людьми, не полностью прорабатываются, интегрируются или излечиваются. Травма относится к глубоко неприятным переживаниям, которые подавляют способность человека справляться с ними, часто вызывая сильный страх и чувство беспомощности. Существует множество различных видов травм. События, которые могут привести к травме, включают: Причины …

Подробнее о неразрешенной травме: 5 признаков и причин

Мы все были там. Это был долгий день, вы устали, и ваше терпение на исходе. Внезапно ваш ребенок делает что-то, что выводит вас из себя, и вы обнаруживаете, что повышаете голос. Снова. Кричать на детей — привычка многих родителей. Вы не одиноки. Мы знаем, что это ужасно, …

Подробнее о Как перестать кричать на детей 5 советов

Страница не найдена — Воспитание для мозга

Мы не нашли сообщения для этого URL.

Последние сообщения

Один из самых распространенных советов, который дают родителям, переживающим детские истерики, — игнорировать их. Предполагается, что истерика — это поведение, направленное на привлечение внимания, или манипулятивная тактика, чтобы получить то, что они хотят. Если вы их проигнорируете, они остановятся из-за отсутствия аудитории или желаемого результата. Однако если…

Подробнее о Стоит ли игнорировать детские истерики

Что такое неадекватное совладание Неадекватное совладание относится к стратегиям совладания или поведению, которые являются неэффективными, вредными или контрпродуктивными при преодолении стресса, невзгод или трудных ситуаций. В отличие от адаптивных копинг-стратегий, которые помогают людям эффективно справляться со стрессом и способствовать благополучию, неадекватные копинг-стратегии могут усугублять стресс и эмоциональный дистресс, приводя к таким негативным последствиям, как …

Подробнее о 21 примере неадекватного совладания и о том, как восстановиться

Самовлюбленный отец подобен солнцу в своей собственной солнечной системе, вокруг которого вращаются все остальные. Он считает себя самым важным человеком в каждой комнате, всегда заслуживающим лучшего и превосходящим всех остальных. Представьте себе папу, который берет на себя заслуги своего ребенка, каждый раз обращая внимание на себя…

Подробнее о 50+ вещей, которые говорят нарциссические отцы

С этим сталкивались все родители: внезапный всплеск плача, крика и тряски, сигнализирующий о полномасштабной истерике. Истерики — обычная часть детства, но от этого они не становятся менее разочаровывающими или сложными. Понимание того, что вызывает истерики и как эффективно с ними справляться, может сделать эти эпизоды менее стрессовыми для вас и …

Узнайте больше о истерике: причины, заблуждения и решения

Что такое эмоциональная травма Эмоциональная травма – это переживание сильно тревожащего события или последовательности событий, которые порождают чувства, слишком подавляющие, чтобы с ними можно было справиться или переварить. Обычно это вызвано неблагоприятным детским опытом (ACEs). ​1​ Переживание эмоциональной травмы является субъективным и личным вопросом. То, что кажется травмирующим для одного человека, может не восприниматься другим…

Подробнее об эмоциональной травме от родителей: 5 советов, как справиться с ней

Вы когда-нибудь чувствовали запах определенной пищи и вдруг вспоминали детство? Или слышали песню, которая вернула вас в определенный момент вашей жизни? Это примеры триггеров, но не все триггеры связаны со счастливыми воспоминаниями. Для людей, переживших травму, определенные напоминания могут вернуть…

Подробнее о триггерах травмы: последствия и способы их преодоления

Детская травма может быть вызвана неблагоприятными событиями, такими как жестокое обращение с детьми, безнадзорность, несчастные случаи, стихийные бедствия, телесные повреждения или тяжелая болезнь. По сравнению со взрослыми дети более подвержены травмам с более высоким риском долгосрочных последствий. Воздействие психологической травмы носит кумулятивный характер; тем больше количество неблагоприятных детских переживаний …

Подробнее о Детская травма: 5 советов, которые помогут детям вылечиться

Представьте, что вы едите в ресторане быстрого питания, когда вдруг громкий грохот разносится по всему помещению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *