Какая идея лежит в основе педагогики марии монтессори: Основные идеи педагогики Монтессори

Основные идеи педагогики Монтессори


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………. 3


1. Основные идеи педагогики Монтессори…………………………………………….5

2. Идеи М. Монтессори в детском саду………………………………………………….9

3. Особенности развития идей Монтессори в Беларуси и их влияние

на общественное дошкольное воспитание…………………………………………12


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16

Введение
Дошкольное воспитание закладывает основу личности, способствует раскрытию способностей ребенка на протяжении всей его последующей жизни. Система дошкольного воспитания решает задачи обучения ребенка жизни в обществе, знакомства с основными законами жизни и природы, подготовки его к школе.

Гармонично устроенное обучение и жизнь ребенка в детском саду позволят реализовать ему заложенный потенциал, начиная с раннего возраста.

Поэтому педагоги дошкольного воспитания стремятся использовать в своей практике системы наиболее естественно подходящие для детей, учитывающие их возрастные особенности, любознательность и стремление изучать окружающий мир во всем его многообразии.

Широко известная педагогическая система Марии Монтессори лежит в основе многих существующих систем воспитания маленьких детей. Она основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.

Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. Европа, Америка, Индия, Китай, Япония – тысячи Монтессори-школ открыты по всему миру.

Цель исследования – рассмотреть сущность педагогической системы Монтессори и возможность ее практического применения в дошкольном воспитании в Беларуси.

Объект исследования: педагогическая система М. Монтессори.

Предмет исследования: особенности развития идей М. Монтессори в Беларуси.

Для достижения цели исследования в работе решаются следующие задачи:



  1. Изучить основы педагогической системы Монтессори.

  2. Рассмотреть процесс реализации идей М. Монтессори в детском саду.

  3. Проанализировать особенности развития идей Монтессори в Беларуси и их влияние на общественное дошкольное воспитание.

1. Основные идеи педагогики Монтессори
Начнем с небольшой исторической справки об основательнице педагогики, ставшей известной во многих странах. Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, а умерла в 1952 году в Голландии. Она была первой женщиной-врачом в Италии, работала ассистентом в психиатрической клинике, преподавала в Римском университете и, только получив степень доктора философии, основала в одном из бедных кварталов Рима «Дом ребенка».

Именно об этом «Доме ребенка» позднее она написала уникальный труд «Дом ребенка. Метод научной педагогики».1

Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Изучение жизненного пути ребенка, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, она ставила в основу педагогической антропологии.

М. Монтессори считала, что любые практические действия, теории и модели могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке. Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли ей открыть «феномен поляризации внимания», из которого, собственно, она и делает выводы о свободном саморазвитии ребенка и о способах организации его работы в специально обустроенной среде.

Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети – другие». Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картину жизни ребенка. Он заключается в том, что психика и само сущность ребенка устроена иначе, чем у взрослых.

Если взрослые приобретают знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. У маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела.

Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии.

Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым – одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

«Одним из важных антропологических наблюдений Марии Монтессори, было определение в психической жизни ребенка особых периодов наиболее интенсивной восприимчивости тех или иных проявлений жизни».

1 В отношении животных подобные периоды в конце 19 века пытались определить английский генетик Арнольд Джисл и голландский биолог Гуго де Ври. Они доказали, что созревание функций психики человека может происходить только через освоение внешнего мира, которое протекает по-разному на разных ступенях развития, ибо в процессе роста жизненные силы ребенка («orme») изменяют свою структуру. Эти периоды интенсивного созревания психики ученые называют сенситивными фазами развития.

Монтессори наблюдала подобные фазы у маленьких детей. «На основе этой восприимчивости ребенок способен создать особенно интенсивную взаимосвязь между собой и внешним миром, и с этой точки зрения все становится для него легким, вдохновляющим, живым.

Каждое усилие оборачивается увеличением силы…. Как только одно из этих духовных пристрастий ослабевает, зажигается другое пламя, и так ребенок движется от одной победы к другой, в беспрестанном вибрировании жизненной силы, которое нам известно и которое мы называем «радостью и счастьем детства».1

Понятно, что можно добиться результатов в развитии ребенка и, не обращая внимания на сенситивные периоды его роста, но это потребует от взрослого большого усилия воли, труда и напряжения. В то время, как в момент сенситивной фазы инициируется спонтанный учебный процесс, то есть, сама среда делает возможным действие созидательных потенций ребенка и приобретение им жизненного опыта. Происходит как бы игра в обмен: биологическая зрелость приходит с одной стороны через среду, а с другой – через непрерывное поступательное движение сознания.

Мария Монтессори выделила несколько таких сенситивных фаз.

Первый этап развития ребенка (до 3-х лет) Монтессори определяет как обучение основным сенсорным навыкам – хождению, основам перемещения в пространстве, навыкам общения.

Второй этап – с 3-х до 6-ти лет. «Это период «впитывающего сознания», языкового, сенсорного развития».2

Также Монтессори выделила у детей сенситивную фазу порядка, которая по наблюдениям Монтессори длится у детей с рождения примерно до 4-х лет. Наивысшая точка наблюдается в 2 – 2,5 года (ребенок требует внешнего порядка в окружающей его среде, ставит на место предметы, почти ритуально выполняет действия). В этот период его жизнь подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму. Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, сначала ориентируясь по элементам, а в дальнейшем завоевывает это окружение лишь по мере надобности. Вот почему важно не пропустить период порядка в развитии ребенка.

К другим фазам детской восприимчивости Мария Монтессори относила фазу развития движений, языка, чувств, социальных навыков, интереса к маленьким вещам.

Особенностью обучения по системе Монтессори является прямое взаимодействие ребенка с обучающим материалом (см. рис.1).

Рисунок 1. Педагогическая пирамида М. Монтессори
Таким образом, система Монтессори предполагает осведомленность родителя об основных методах воспитания, заинтересованность родителя в развитии своего ребенка является основой работы данной системы. Но на самих занятиях родители, как правило, не присутствуют. Как видно на рисунке 1, во главу всей пирамиды поставлен ребенок, его интересы и потребности, именно под них подбирается материал. А воспитатель – тот, кто может показать, как работать с материалом, обучить, но не вмешиваться в индивидуальный познавательный процесс. Методика предполагает взаимодействие ребенка с обучающими материалами под присмотром педагога, который только при необходимости вмешивается в работу ребенка.

2. Идеи М. Монтессори в детском саду
Для наилучшего понимания практического применения идей Монтессори, опишем, как проходит день в детском саду, работающему по ее системе.

Дети приходят в группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Воспитатель встречает детей, обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и потом, уже в классной комнате, терпеливо наблюдает свободный выбор ими материала для занятий.

Монтессори-класс состоит из нескольких зон: практической (где ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки, в общем, следить за собой и своими вещами), сенсорной (здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов), математической, языковой, географической и так далее (изучение научных дисциплин).

Как правило, дети сразу принимаются за какое-то интересное им дело. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто-то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы. Мелет в маленькой мельнице зерно. Учится пришивать пуговицы.

Если воспитатель замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, он предлагает малышу алгоритм действия с этим предметом. Иногда учитель показывает способ работы с материалом.

Все игрушки куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков, и если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или кормит куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки. Можно переодеваться во взрослые одежды, которые сложены в специальной корзине или делать прическу перед зеркалом.

При том, что есть возможность играть и в обычные игрушки, большинство детей заняты освоением мира с помощью специальных обучающих пособий.

Притягательность дидактического материала захватывает детей настолько, что они предпочитают положить на край коврика свою куклу и выкладывать здесь же десятичную систему из бусин золотого материала.

В самостоятельной свободной работе маленький ребенок ежедневно материализует природную потребность утончения своих чувств, действий и концентрации внимания. Такая работа не утомляет его, сколько бы она ни продолжалась, потому что в естественной жизни не может быть остановки. И все-таки часа через два после начала свободной работы дети слышат звучание тихой музыки – знак сбора на общий круг. Начатая работа заканчивается, материалы ставятся на полки.

Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. Вспоминают, что кто-то из детей заболел или кому-то предстоит неприятный поход к зубному врачу.

В пятнадцать минут общего круга умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр.

Круг всегда ведет педагог, но он лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание. Воспитатель здесь ведет счет своим словам. Он профессионально провоцирует разгорающийся костерок общего разговора, в который каждый из детей подбрасывает свою щепочку. Круг кончается через пятнадцать минут.

После круга детей ждет обед и дневной сон в специальной комнате для отдыха. После сна дети гуляют и продолжают свое обучение и игры в группе.

Таким образом, чаще всего распорядок дня в Монтессори группе выглядит следующим образом.

8.00 – Прием детей, завтрак

8.30 – 11.00 – Занятия в Монтессори-классе. Круг

11.00 – 12.10 – Прогулка

12.10 – 13.00 – Обед

13.00 – 15.00 – Дневной сон

15.30 – Полдник

16.00 – 16.30 – Занятия (работа на линии, хореография, музыка, лечебная физкультура, рисование, англ.яз.)

16.30 – 17.30 – Прогулка

17.30 – 18.00 – Подвижные игры, чтение книг

Это обычный распорядок для детского сада, работающего по системе Монтессори. Воспитатели по желанию родителей и детей могут вносить свои изменения в этот распорядок. Но в целом именно неизменность данного распорядка делает его ценным с точки зрения самой системы Монтессори, в которой одним из основных постулатов является внутреннее стремление ребенка к порядку.

3. Особенности развития идей Монтессори в Беларуси и их влияние на общественное дошкольное воспитание
В Беларуси Монтессори-педагогика начала активно развиваться с 1991 года. Одними из первых в Беларуси в начале 90-х методы Монтессори стали использовать брестский детсад № 40 и минский № 327. В 2000 году система Марии Монтессори в Беларуси внедрялась в качестве республиканского эксперимента, затем – как инновационные площадки в районах. С 2000 года минский детский сад № 327 стал базовой городской экспериментальной площадкой по внедрению педагогической системы Марии Монтессори

На 1 сентября 2009 года в Беларуси насчитывалось 218 детских садов, применяющих педагогическую систему Марии Монтессори или её элементы.

Монтессори-группы сегодня работают в Гомеле, Мозыре, Жлобине, Могилеве, Минске, Речице, Добруше, Житковичах и Ветке.1

В Светлогорске раз в год проходит семинар «Реализация идей педагогической системы Марии Монтессори в современном дошкольном учреждении» для педагогов-воспитателей дошкольных учреждений Гомельщины, работающих по системе Марии Монтессори. Место проведения мероприятия областного семинара детсад № 4 «Теремок» — единственное в области дошкольное учреждение, имеющее сразу три группы монтессори.

Участники семинара знакомятся с историей создания Монтессори-групп в Светлогорске, изучают на практике комплексное занятие «На круге», работу детей с Монтессори-материалами.

Педагоги считают, что система Монтессори своими средствами успешно реализовывает республиканскую программу дошкольного воспитания.

«Популяризируя опыт одного дошкольного учреждения, можно надеяться, что те элементы, которые внедряют здесь воспитатели, перерастут в глубокое и прочное усвоение технологии в области». 2

На данный момент в Минске по системе Монтессори работают несколько садов. Вот, например, как устроена работа минского детсада №395.

Зона практической жизни оборудована достаточно простыми и в то же время полезными материалами для работы.

Рамки с неким «фрагментом» рубашки с пуговицами и другими видами застежек, «методический» ботинок для обучения завязыванию шнурков, настоящая кухонная раковина, где с настоящим мылом можно помыть настоящую посуду. Обычная электроплитка, на которой дети сами могут испечь оладьи – конечно, под руководством воспитателя, но своими руками.

Зона сенсорного развития, где ребенок учится определять высоту, длину, вес, цвет, звук, запах, температуру предметов. Есть языковая, математическая, географическая, естественнонаучная зоны. Занятий как таковых нет: каждый ребенок может выбрать себе дело по душе, а задача воспитателя – координировать эти занятия.

Группы в белорусских детских садиках, как правило, разновозрастные, как это и предусмотрено системой Монтессори (от 3 до 6 лет), и младшие дети быстро и охотно учатся у старших, старшие чувствуют ответственность за младших.

В каждой группе есть «тихий уголок»: отгороженное занавесками местечко с уютным диванчиком, телевизором, проигрывателем и пластинками, книжной полкой и диаскопом. Если ребенку вдруг стало грустно или захотелось побыть одному, он может уединиться в этом уголке.
Также есть детские сады, которые систему Монтессори очень успешно применяют в работе с детьми с особенностями психического развития и ДЦП, например, минский детский сад № 549.

Основные проблемы, с которым сталкиваются детские сады, желающие работать по системе Монтессори – это проблемы финансирования. Методические материалы для этой системы достаточно дороги. К тому же полная реализация программы Монтессори требует не только приобретения материалов, но и специальной мебели для групп. В связи с этим, почти все работающие группы работают при поддержке родителей либо на коммерческой основе.

Также проблемой внедрения идей Монтессори стало существующее предубеждение, что у детей, воспитывавшихся по методике Монтессори в детских садах, возникают проблемы в обычной школе. В чем-то такая позиция имеет право на существование. Дело в том, что монтессори-дети более самостоятельны, и привычка все изучать самим и полагаться на собственные силы, привитая в садике, может доставлять им некоторый дискомфорт. Как, впрочем, и необходимость целый урок слушать учителя (как уже говорилось выше, занятия в монтессори-группах длятся всего несколько минут). Однако все зависит от конкретного ребенка и его характера.
Заключение

Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.  Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Роль Монтессори-педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

В методике распространены упражнения, используемые в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям.

В Беларуси идеи Монтессори достаточно широко распространены в системе дошкольного воспитания. Бюджетных детских садов, полностью работающих по методикам Монтессори нет. Однако в отдельных детских дошкольных заведениях существуют группы, в которых используются методики Монтессори. Их с каждым годом становится больше, однако спрос превышает предложение в несколько раз. Также некоторые детские сады используют элементы методики Монтессори.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Гармоническая атмосфера Монтессори. // Дошкольное воспитание. 2000. — № 11. – С. 47.

  2. Минина В. // http://www.ranak.by/plus/viewrp.php?id=1951

  3. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому»// Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000. – С. 84.

  4. Монтессори М. Дети – другие. ИД «Карапуз». М. 2004.

  5. Монтессори. М // Составитель М.В. Богуславский, (сборник опубликованных фрагментов книг М. Монтессори) 1999.: Издательский Дом Шалвы Аминашвили — 224 с.

  6. Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В.Златопольского//Учительская газета. — 1992. — 4 августа. — C.4.

  7. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. — М.: Тип. Госснаба, 1993. — 168c.

  8. Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д.Смоляковой. // Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993.

  9. Сергейко С.А. Зарубежная реформаторская педагогика. Гродно. 2001. – 284 с.

  10. Фаусек Ю. «Педагогика Марии Монтессори». М.: 2007. – 203 с.


1 Монтессори, М. Дети – другие / М. Монтессори. – М.: ИД «Карапуз», 2004. – 336 с.


1 Любина, Г. Гармоническая атмосфера Монтессори / Г. Любина // Дошкольное воспитание. 2000. — № 11. – С.47-52.


1 Монтессори, М. «Помоги мне это сделать самому» / М. Монтессори // Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). – М.: ИД «Карапуз», 2000. – 272 с., с.84.


2 Сергейко, С. А. Зарубежная реформаторская педагогика / С. А. Сергейко. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 306 с., с.177.


1 Романцов, В. Элитная педагогика – в Светлогорске / В. Романцов // http://www.ranak.by/plus/viewrp.php?id=1951


2 Романцов, В. Элитная педагогика – в Светлогорске / В. Романцов // http://www.ranak.by/plus/viewrp.php?id=1951

Каталог: download-author
download-author -> Биография А. Маслоу. Основные положения теории гуманистической психологии А. Маслоу
download-author -> Актуальность темы исследования
download-author -> Акцентуация характера в подростковом возрасте
download-author -> Объект исследования


Скачать 142.62 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Педагогические идеи Марии Монтессори | Статья по коррекционной педагогике на тему:

Педагогические идеи Марии Монтессори

В основу педагогики Марии Монтессори положено учение о стадиальном развитии ребенка, охватывающем три главные стадии:

Первый период является временем глубоких преобразований, проходящих под знаком «абсорбирующего ума». Под «абсорбирующим умом» педагог-гуманист понимала естественную способность ребенка бессознательно воспринимать и усваивать внешнюю информацию посредством всех органов чувств, преобразуя ее в свой личный опыт. Данной способностью обладают дети лишь в период от 0 до 6 лет. В этом периоде М. Монтессори выделила 2 этапа: от рождения до 3 лет и от 3 до 6 лет.

В противовес господствовавшему снисходительному подходу к «грудничкам» — мол, что с них возьмешь, — педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности. В первые три года жизни ребенок бессознательно «впитывает» такое количество информации, для усвоения которой взрослому человеку требуются десятилетия.

Второй этап, от 3 до 6 лет, так же, как и первый является временем построения, оформления человеческой индивидуальности. Здесь можно говорить о постепенном преобразовании и переносе бессознательно накопленной информации в сферу сознательного.

Второй период детства (от 6 до 12 лет) – время приложения духовно-интеллектуальных сил с приоритетом накопления большого объема знаний. В третьем периоде (от 12 до 18 лет) выделяют две значимые эпохи: время полового созревания (от 12 до 15 лет), завершающее период детства, и юношеский возраст (от 15 до 18 лет).

В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит биологическая предпосылка — любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори предлагала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Задача воспитателя – помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать себя, свою природу.

Важной новацией Мария Монтессори стал отказ от классно-урочной системы, организация классов, включавших в себя детей разного возраста, создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями.

Важно также рассказать о подразделении окружающей среды, в которых занимаются дети, на ряд зон:

  • «Зона практической жизни», где дети приобретают важные практические умения. Имеет особенное значение для детей от 2,5 до 3,5 лет. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов. Также сюда относят материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и чистки ногтей. Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире — мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими.
  • «Зона сенсорного воспитания».  Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделены на несколько групп:
  • материалы для развития зрения. Сюда входят четыре блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками — вкладышами, проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия — комплект конструктивных треугольников, биномиальный и триномиальный кубы;
  • материалы для развития осязания. Это — шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью;
  • к материалам для развития барического чувства (различения веса) относятся весовые таблички, для развития вкуса — вкусовые баночки, для развития слуха — шумовые цилиндры.
  • «Математическая зона». Сюда входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка — числовые штанги, шершавые цифры, «веретена», цифры. К материалам для знакомства с десятичной системой: сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел относятся банк золотого материала с набором карт — символов, игра с марками. Так же есть материал для освоения порядкового счета до ста — это доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами; материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления — игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.
  • «Языковая зона». Сюда входит материал для расширения словарного запаса — классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха — наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму — металлические рамки — вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами — шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов — большой подвижный алфавит; материал для чтения — серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.
  • «Космическая зона». Дидактическая сторона теории космического воспитания охватывает многие области: географию, историю, этику, физику, искусство, биологию, антропологию, охрану окружающей среды и др. Эта зона оборудована глобусами, картами мира, флагами, термометрами, схемами физического строения человека, альбомами, самостоятельно создаваемыми детьми4.

В настоящее время многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия «монтессорианские дети» раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.

Итак, педагогика Марии Монтессори – образец подлинно гуманистической педагогической системы. Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

МБДОУ «Высокогорский детский сад

«Подсолнушек»

 воспитатели: Гилазутдинова Лейсан

Мухаметзянова Екатерина

Что это такое и как их применять – Монтессори на сегодняшний день

Метод Монтессори существует с 1907 года. Если вы пытаетесь начать изучать его, вы пришли в нужное место!

5 принципов Монтессори заключаются в следующем: 1. Дети проявляют уважение, 2. У детей впитывающий ум, 3. Сензитивные периоды имеют решающее значение для обучения, 4. Дети лучше всего учатся в подготовленной среде и 5. Дети могут учиться сами через автообразование.

Если некоторые из этих идей кажутся вам абстрактными или трудно применимыми, не волнуйтесь! Если вам интересны принципы Монтессори и вы хотите использовать их в своей собственной стратегии воспитания/обучения, читайте дальше, чтобы узнать подробности о каждом принципе и о том, как их применять!

1. Дети проявляют уважение

Начнем с того, что на самом деле представляет собой метод Монтессори. Разработанный в начале 1900-х годов Марией Монтессори, это метод обучения, ориентированный на ребенка, который в основном фокусируется на деятельности детей. Учителя и родители призваны поощрять независимость учащихся всех возрастов и принимать их индивидуальность.

Первый принцип Монтессори учит, что уважение должно быть взаимным между ребенком и его родителями или учителем (учителями). Этот принцип лежит в основе всех практик Монтессори. Это помогает родителям принять то уникальное, что есть в их ребенке, в том числе какие бы ни были конкретные потребности этого ребенка.

Позволяя детям идти в своем собственном темпе и изучать то, что они хотят узнать (разумеется, с надлежащим руководством), они могут развить хорошее чувство автономии. Уважение к ребенку означает предоставление ему свободы делать собственный выбор и концентрироваться на определенных видах деятельности. В полуструктурированной среде детям разрешается преследовать свои собственные интересы таким образом, чтобы поощрять любовь к учебе на всю жизнь.

2. У детей поглощающий разум

Этот принцип позволяет детям учиться, просто исследуя мир, в котором они родились. Первые 6 лет жизни очень важны в методе Монтессори, потому что это время, когда ребенок развивает важные вещи, такие как усвоение языка и основные моторные навыки. Это когда дети устанавливают фундаментальное понимание себя и своего мира. Дети постоянно воспринимают информацию, независимо от того, как она к ним поступает и в какой форме.

Родителям рекомендуется как можно больше учиться в течение первых 6 лет. Это время, чтобы привить своим детям основные принципы и ценности. Они будут хорошо учиться в своем собственном темпе, если получат необходимое руководство.

3. Сенситивные периоды имеют решающее значение для обучения

Несмотря на то, что вы можете подумать, сенситивные периоды относятся не к фазам, через которые могут пройти эмоциональные/гормональные подростки, а скорее к важным вехам в процессе обучения детей. В большинстве этих чувствительных периодов интересы ребенка сосредоточены на развитии определенного навыка или знания. Это основная причина, почему первые 6 лет так важны: самые важные вехи обучения происходят именно в эти ранние годы.

Согласно теории Монтессори, есть пять категорий вех, которые дети проходят в течение этих 6 лет: порядок, язык, сенсорные навыки, движение и социальные навыки соответственно. Как долго продлятся эти периоды, зависит от ребенка и от того, сколько времени он решит потратить на развитие этой области. Сензитивные периоды часто характеризуются подражанием, интенсивной концентрацией внимания, повторяющимся или компульсивным поведением.

Стадия Приказа относится к периоду от рождения до пятилетнего возраста. Именно тогда ребенок начнет развивать навыки рассуждения, организаторские способности и способность понимать окружающую среду. Эта стадия часто характеризуется повторяющимися действиями вашего ребенка и стремлением к постоянству, рутине и структуре. На этом этапе детям может нравиться убирать вещи или убирать их не меньше, если не больше, чем играть со своими игрушками.

Стадия Language относится к развивающейся у ребенка чувствительности к разговорной речи, письменной речи и чтению. Период чувствительности к разговорной речи может начаться примерно в 7 месяцев и продолжаться до 3 лет. Именно тогда они начинают имитировать звуки и движения рта и развивают способность к устному общению.

Период чувствительности к письму обычно приходится на возраст от 3 1/2 до 4 1/2 лет, в то время как период чувствительности к чтению начинается в 4 1/2 и продолжается до 5 1/2. Создайте среду, богатую языком, чтобы наилучшим образом помочь вашему ребенку развить этот навык. Вы можете сделать это, ясно говоря с ними и с другими, напевая им и читая им.

Стадия Сенсорные навыки начинается с рождения и продолжается до 5 лет. Это когда ребенок действительно начинает понимать и усовершенствовать свои чувства. Для этого периода характерно увлечение ребенка прежде всего осязанием, вкусом, зрением и обонянием. Первая сенсорная стадия начинается в возрасте одного года и характеризуется увлечением ребенка мельчайшими вещами и мелкими деталями. Она завершается, когда ребенок начинает улавливать связь между порядком и деталями. Второй этап начинается в возрасте 2 лет и характеризуется интересом и желанием ребенка принять участие в обучении, которое интегрирует чувства. Вы можете помочь поощрить сенсорное развитие, обеспечив ребенку занятия, которые позволят ему исследовать различные текстуры и достопримечательности.

Этап Movement можно разделить на два этапа. Эти этапы начинаются при рождении, а затем в возрасте 2 лет. На первом этапе ребенок начинает ползать, подтягиваться и, в конечном итоге, ходить самостоятельно. Они также начинают развивать мышцы и зрительно-моторную координацию. Второй этап начинается в возрасте 2 лет, когда ребенок начинает укреплять хватку и удерживать предметы обеими руками. Игры на улице и в парке — отличный способ поощрить развитие этого навыка.

И последнее, но не менее важное: Стадия социальных навыков , которая начинается в возрасте 2 лет. Это период, когда ребенок начинает понимать, что он является частью группы. В этот период ребенок, скорее всего, направит свои навыки и интересы на группы людей. Развитие дружеских отношений станет более важным, а также участие в совместной игре. Обучение вашего ребенка простому этикету, например, говорить «пожалуйста» и «спасибо», а также предоставление им широких возможностей для общения и знакомства с детьми их возраста — отличный способ обеспечить развитие здоровых социальных навыков.

4. Дети лучше всего учатся в подготовленной среде

Класс Монтессори — это среда, разработанная для оптимизации обучения. Он создан таким образом, чтобы побуждать детей заниматься деятельностью и материалами по своему выбору. Это дает им свободу делать что-то самостоятельно и в своем собственном темпе. Учителя должны организовать его упорядоченным, но независимым образом.

Если вы действительно хотите поощрять Монтессори-обучение как дома, так и в классе, обустройте спальню вашего ребенка похожим, но удобным образом. Обеспечьте низкие открытые полки с развлекательными игрушками, такими как кубики и манипуляторы. Сделайте так, чтобы ребенку было легко передвигаться и было чем заняться. Они оптимизируют пространство и материалы, если к ним есть легкий доступ.

5. Дети могут учиться самостоятельно с помощью автообучения

Автообучение (также называемое самообразованием) — это концепция, согласно которой дети знают, как обучать себя и учиться самостоятельно. Это одно из самых важных убеждений/принципов, используемых в методе Монтессори. Учителя Монтессори несут ответственность за создание среды, в которой их ученики могут легко это делать. Они также должны вдохновлять, направлять и поощрять учащихся, которые необходимы им для уверенного самообразования.

Распознать эту способность у детей иногда бывает сложно, но это необходимо и полезно для здоровья. Работа и игра для детей одновременны, и их следует всячески поощрять, поскольку они являются одними из самых фундаментальных аспектов их роста.

Как применять принципы: решить, подходит ли вам метод Монтессори

Теперь, когда вы получили краткий обзор пяти принципов Монтессори, вы, вероятно, захотите узнать, как их применять и подходит ли вам метод Монтессори. для тебя.

Чтобы использовать Монтессори-метод, вы должны быть знакомы с небольшой структурой и большим количеством «самостоятельного изучения». Дети должны идти в своем собственном темпе и иметь достаточно времени, чтобы улучшить все вышеупомянутые области (порядок, язык, движение и т. д.).

Как и в большинстве случаев, вопрос о том, будете ли вы использовать метод Монтессори и получать ли от него удовольствие, зависит только от вашего мнения. Для некоторых родителей это отличный способ начать образование своих детей, а для других это не работает. Чтобы помочь вам лучше понять, что Монтессори даст вам, вот несколько плюсов и минусов, которые следует учитывать.

Плюсы

Одним из очевидных плюсов является упор на практическое и самостоятельное обучение. Мало того, что большинство классов Монтессори эстетически приятны, они также обеспечивают прекрасную среду, в которой дети могут учиться и процветать под чутким руководством. У них будет возможность идти в своем собственном темпе и выбирать занятия, которые им больше всего нравятся.

Классы Монтессори в некоторой степени сочетают в себе идеи игровой комнаты и мастерской, чтобы создать веселую и привлекательную зону для развития детей. Эта среда также идеально подходит для более активного социального взаимодействия. Дети могут интересоваться не только своей деятельностью, но и деятельностью других учащихся. Это не только способствует отличной социализации, но и позволяет детям учиться друг у друга.

Монтессори-метод также уделяет большое внимание независимости. Он побуждает студентов к творчеству и изобретательности и помогает им развивать предпринимательские навыки. Это помогает учащимся чувствовать себя не только независимыми, но и уверенными в себе и своих уникальных способностях, что помогает им осваивать обучение и развивать свои навыки намного быстрее, чем в противном случае.

Это также прививает им любовь к учебе, потому что учеба сделана веселой и увлекательной. Эта любовь, как правило, сохраняется на протяжении всей жизни, а не только во время их Монтессори-образования. Это дает много нового и обогащающего опыта для каждого студента.

Вероятно, одним из самых больших преимуществ является то, что он включает все потребности, в том числе особые потребности. Монтессори не подходит ни для одного типа детей и ни для одного типа личности. Это дает всем учащимся свободу двигаться в своем собственном темпе, не чувствуя необходимости не отставать от других учеников своей возрастной группы. Объединение нескольких возрастных групп в одном классе помогает снять это дополнительное давление. В классе Монтессори есть место для всех видов.

К сожалению, есть и несколько минусов, о которых следует знать, прежде чем вы начнете заниматься с Монтессори для своего ребенка. Вот самые важные из них.

Минусы

Первое, на что следует обратить внимание, это насколько дорого это может стоить. Частично это связано с тем, что школам необходимо инвестировать в очень много различных видов хороших, долговечных принадлежностей, а также в обучение учителей правильному использованию этих материалов. Если вы ищете школу, которая полностью реализована, вы, вероятно, можете ожидать, что она будет довольно дорогой. Кроме того, не у всех всегда есть доступ. Поскольку метод Монтессори сильно отличается от метода обучения в государственных школах, большинство школ являются частными, а обучение финансируется за счет регулируемого приема.

Поскольку это так, многие семьи со средним и низким доходом с трудом могут себе это позволить. В США насчитывается более 5000 школ Монтессори, и из этих 5000 около 500 являются программами государственных школ, которые, как правило, более доступны. Они, как правило, расположены в разных районах, финансируемых из федерального бюджета, что устраняет барьер для обучения.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются многие люди при использовании Монтессори-метода, заключается в том, что учебная программа слишком свободна и недостаточно структурирована. Очевидно, что самостоятельное обучение вслед за ребенком — это неплохо, и определенно есть разница между этим и тем, чтобы позволить вашему ребенку делать все, что он хочет. Тем не менее, он определенно менее структурирован, чем большинство других образовательных программ, что может быть трудным для многих людей.

Другие утверждают, что независимость — это еще не все, что, конечно же, не так. Многие люди беспокоятся, что, если учащиеся проявляют слишком большую самостоятельность, они могут не понять важность сотрудничества и работы в команде в более позднем возрасте (особенно в годы поиска карьеры).

Наконец, некоторые учащиеся считают, что открытая структура шрифта в классе скорее пугает, чем привлекает или привлекает. Маленьким детям особенно нравится рутина и структура в определенной степени. Кому-то даже ровные ряды парт в традиционном классе могут показаться успокаивающей деталью. Хотя это препятствие и надоедает, его легче преодолеть, чем другие.

В целом, вам решать, подходит ли метод Монтессори для ваших детей. Для вас важно осознанно выбирать способ обучения ваших детей.

По теме: Подходит ли Монтессори каждому ребенку?


Щелкните изображение выше для получения рекомендаций!

Many Rivers Montessori

Many Rivers Монтессори следует педагогике, разработанной доктором Марией Монтессори в 1907 году. Педагогика Монтессори дает детям свободу исследовать и развиваться в полной мере, работая с дидактическими материалами, в группах и самостоятельно, в подготовленной среде. . Концепция уважения — к себе, другим и окружающей среде — направляет метод Монтессори. Каждая комната в школе Монтессори подготовлена ​​для удовлетворения потребностей в развитии возрастной группы, обслуживаемой в окружающей среде.

Мебель и материалы предназначены для соответствующих физических и психологических потребностей ребенка. Подготовленная среда включает в себя полный набор материалов Монтессори, обученного ведущего учителя Монтессори (гида) и помощника учителя. Монтессори разработала свои материалы специально, чтобы помочь ребенку развиваться в сферах практической жизни, сенсорики, математики, словесности, музыки, искусства, естественных наук, истории и географии. Работая с материалом, каждый ребенок учится концентрироваться, развивает уверенность в себе, уважает себя и других, понимает порядок, прививает любовь к учебе.

Многие реки Монтессори считает, что каждый отдельный ребенок, а не наставник Монтессори, находится в центре его или ее собственного процесса обучения. Роль гида в классе заключается в том, чтобы наблюдать за всеми детьми в сообществе. Эти наблюдения, объективно сделанные с тщательными заметками, позволяют гиду знать и защищать каждого ребенка, когда он или она проходит через различные стадии развития.

Философия Монтессори утверждает, что у каждого человека есть следующие потребности и склонности:

  • Потребность в общении и использовании языка

  • Потребность в организации и классификации

  • Потребность в самостоятельности и активности

  • стремление к целеустремленности и созиданию работа

  • Потребность в соц. отношения

Пособие помогает каждому ребенку сделать выбор в пользу целенаправленной и значимой работы, помогая детям полностью раскрыть свой потенциал, направляя их к работе, которая отвечает их потребностям в развитии и текущим интересам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *