Какие бывают моральные ценности: Моральные ценности человека

Моральные ценности человека

Содержание

  • Что входит в понятие
  • Зачем они нужны
  • Как их выбирают
  • Система нравственных принципов

Человеческие поступки регулируются моральными правилами. Моральные ценности и нормы направляют и корректируют жизнедеятельность индивида по отношению к общественному мнению. Обычно личность ориентирована на общие нормы нравственности и сама выполняет свои этические обязанности. Причем массовые шаблоны, стереотипы и признанные образцы не влияют на ответственность людей за отказ от этих принципов. Определяется все совестью. Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различаются в оттенках значений, но в большинстве случаев их считают синонимичными. Моральные ценности ― одно из основополагающих понятий философии.

Что входит в понятие

Под моральными ценностями понимают систему мировоззрения людей, оценивающую все существующее с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, соотносящих поступки человека с распространенным порядком общественных традиций.

Отбор значимых нравственных приоритетов дает возможность людям выбрать для себя отношение к событиям и поступкам и проанализировать свое поведение, а также выбрать ценностную направленность характерного для них понимания морали. Конечная нравственная позиция выражается как в единичных конкретных действиях, так и во всем образе действий.

Моральные ценности дают возможность людям определять их нравственную ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой; формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности, порядочности и безнравственности. Основная функция морали ― регуляция поведения личностей в обществе и природы их отношений в зависимости от их представления об основных категориях нравственности. Дополнительную роль понятие морали играет в становлении сознания индивида, содействует возникновению и укреплению:

  • человеческих суждений о сущности жизни;
  • обязательств перед социумом;
  • потребности уважения других людей.

Нравственная сознательность оценивает поведение и поступки с позиции согласования с моралью: одобрительные, осуждающие, благосклонные, сочувственные мнения. Отличительной чертой моральных ценностей является то, что они контролируют сознание и образ действий человека в различных областях жизнедеятельности:

  1. бытовой;
  2. семейной;
  3. коммуникативной;
  4. рабочей.

Люди сталкиваются с этим повсеместно и ежедневно. Моральные представления укрепляют фундамент цивилизованных отношений, которые создаются при становлении общества.

Зачем они нужны

Направленность моральных ценностей определяется воспитанием еще с детства. Они могут сформироваться как положительными, так и отрицательными. Многие народы имеют стереотипные нравственные принципы, необходимые для построения цивилизованного общества, в котором общественное благополучие должно стать значимее персональных преимуществ, обретенных за чужой счет. Моральные принципы регулируют обдуманность высказываний и оценивание поступков заранее до их совершения.

Они советуют принимать во внимание интересы и права других людей, что на самом деле выполняет далеко не каждая личность. Расхождения в моральных ценностях людей бывают настолько радикальными, что контакт может привести к конфликтной ситуации.

Обобщенными представлениями морали являются понятия добра и зла, которые дифференцируют нравственность и безнравственность. По традиции добро ассоциируется с пользой для людей. Хотя это понятие имеет относительное значение, потому что в различные промежутки времени благо расценивается по-разному. Приверженность распространенным моральным традициям и канонам, а также внутренне присущим приоритетам помогает человеку вести гармоничный и уравновешенный образ жизни в обществе. А люди, чьи правила и оценки не соответствуют общепринятым, часто вынуждены существовать обособленно, изолированно. Индивид, совершающий недоброжелательные, дерзкие, унизительные поступки, заслуживает только неодобрение и укоризну.

Моральные принципы позволяют личности:

  • комфортно существовать в окружении;
  • гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.

Как их выбирают

На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:

  • низость;
  • неблагородство;
  • вероломство;
  • коварство;
  • нечестность;
  • злословие.

Нормой и правильным поведением всегда были:

  • порядочность;
  • благородство;
  • верность;
  • чистосердечие;
  • сдержанность;
  • человечность;
  • отзывчивость.

Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:

  • трудолюбием;
  • коллективизмом;
  • патриотизмом;
  • человеколюбием;
  • добросовестностью.

Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки. Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию. Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.

Система нравственных принципов

Значение морально-нравственных ценностей зависит от их уровня для разнообразных категорий людей. Бывают общечеловеческие, групповые и индивидуальные нормы. По типу отношений они могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. Важнейшие ― наивысшие ценности. Это идеал. Ключевой идеей современной науки становится то, что общечеловеческие нормы главенствуют над групповыми ― обслуживающими класс буржуазии. Они входят в состав духовных, материальных и социальных ценностей и имеют всенародную значимость, определяя социальный регламент, понятие о независимости, объективности, беспристрастности, этике. В процессе изменения внешних условий они способны к внутривидовому переходу. С появлением новшеств в обществе возникают модернизированные ценности, а некоторые из прежних теряют значение.

Самосовершенствование человека предполагает следование принципам нравственности, причем психологи рекомендуют следовать им ежедневно: стараться стать более добрым, внимательным, заботливым, ответственным. Каждый индивид должен быть искренним с самим собой, честным, принципиальным; регулировать свои мысли, эмоции; исполнять обязательства, доказывать слова поступками. Выполнение этих правил поможет современному гражданину достойно войти в сегодняшнее общество.

Понравилась статья?

Лайк автору

Загрузка…

Рекомендуем по теме

Моральные ценности бывают разными: положительными и отрицательными, добрыми и злыми

В категориях: Политика, экономика, технология

П. Е. Матвеев

С содержательной стороны моральные ценности предстают ценностями добра и зла. Все моральные ценности являются ценностями добра и зла как таковых, а также различных их конкретных форм. Иными словами, мир моральных ценностей – это ценности добра и зла как ценностей справедливости, свободы, достоинства, любви, насилия, эгоизма, злобы и т.д. И здесь сразу же возникают кардинальные вопросы для этики: «Что есть добро?», «Что есть зло?», «Какова природа отрицательных моральных ценностей?». Это всё традиционные для этики вопросы, по которым, однако, этики всегда пытались и пытаются сказать нечто нетрадиционное.

Что интересует этику? Этику как науку интересуют понятия добра и зла, причём, в двух значениях. В первом значении они анализируются, используются, развиваются общей этикой, использующей данные этической казуистики, или общей теории ценностей, социологии морали. Во втором значении они значимы для аксиологической этики, как раздела общей этики, также использующей результаты общей теории ценностей, социологии моральных ценностей и других наук.


В исследованиях добра приходится всегда иметь в виду различные значения слова «добро», оговаривать их, не путать их и не путаться в них, чтобы не возникали проблемы, имеющие лингвистический характер.

Вопросы, касающиеся природы зла, сущности и содержания отрицательных моральных ценностей всегда были актуальными и сложными для этики. Понятие отрицательной ценности вызывает возражение у ряда учёных. Так, С. Ф. Анисимов пишет, что «если ценность, по определению, есть качество ценностного отношения – удовлетворять потребность, то она не может быть отрицательной по значению. Другое дело – шкала значений: она простирается от «абсолютных» ценностей до «абсолютных» анти-ценностей со всеми промежуточными, относительными значениями»1. С.Ф. Анисимов при этом согласен, что «искусственное отсекание от нравственности всего отрицательного просто нелогично»2. Для обозначения зла и его разновидностей используются понятия «анти-ценности», «неценности».

Но в аксиологии есть и традиция использования понятия «отрицательная» ценность, которой придерживались такие учёные, как Н. Лосский, Шелер, Перри, Василенко и другие. С нашей точки зрения на ценности как специфические объективные качества вполне правомерно использовать понятие «отрицательная» ценность как номинальное для обозначения ценностей, противоречащих по содержанию положительным ценностям. «Отрицательная» моральная ценность существует сама по себе как определённое качество, а именно как специфическое свойство, прежде всего, таких свойств как уродство, насилие, эгоизм, злоба и т.п. Эти качества «отрицательных» качеств не являются просто недостатком добра, а предстают по содержанию своему совершенно иными качествами. Что им якобы не достаёт добра, так об этом свидетельствует наша всегда субъективная оценка, которой в объективных фактах просто не существует, она содержится лишь в нашем сознании.

П.Е. Матвеев, моральные ценности

do.gendocs.ru

Газета Протестант.ру

Мир в Боге.ру

0

Различие между концепцией моральных ценностей и другими видами ценностей — PHI220 Этика и общество

Различие между концепцией моральных ценностей и другими типами ценностей

Создатели: Adendorff, MikeMason, MarkMondiba, MaropengFaragher, LynetteKunene, ZandileGultig, John https://oerafrica. org/resource/being-teacher-section-six-teachers-values-and-society

Посмотрите на фотографии ниже и ответьте на следующие за ними вопросы:

1 Как вы думаете, что может быть общей темой на этих трех фотографиях?

2 Чем поведение антилопы на фотографии отличается от поведения людей на двух других фотографиях?

Люди, в отличие от большинства животных, не привязаны к инстинктивным моделям поведения. Человеческий мозг предоставляет гораздо больше возможностей и гибкости для действий и выбора, чем инстинкт позволяет любому другому виду. Эта гибкость решений, выбора и действий требует, чтобы люди были эффективными учениками.
Выбор человека
На фотографии выше самец антилопы сражается, чтобы определить, кто возглавит стадо. Хотя молодой «претендент», без сомнения, будет выжидать наиболее многообещающий момент, чтобы напасть на признанного лидера, его стремление к нападению и конкретное время года, когда он это почувствует, определяются инстинктом. с другой стороны, хотя солдаты могут сражаться, а босс может проявлять агрессию и доминирование, их поведение не связано инстинктом. Боссы могут предпочесть более приятное обращение со своими подчиненными, а солдаты могут отказаться от военной службы по соображениям совести. Тот факт, что человеческая мысль и действие не связаны инстинктом, а предполагают выбор, решение и цель, имеет чрезвычайно важное значение в дополнение к нашей потребности учиться. это создает возможность того, что из ряда действий, которые мы можем выбрать, мы можем судить, что некоторые из них лучше, а некоторые хуже, чем другие. другими словами, мы придаем большее значение некоторым вариантам выбора, чем другим. Мы оцениваем само действие как более или менее хорошее в моральном смысле.

Различные виды ценности
Если мы возьмем в качестве примера солдат, мы увидим, что их действиям можно придавать различные виды ценности. Мы могли оценить компетентность солдат, качество их боевого мастерства. при этом мы использовали бы такие критерии, как способность предвидеть движения противника и знание оружия (знание как и знание что). Мы назвали бы эти военные ценности ценностями, ориентированными на практику, и они попали бы во многом в тот же класс ценностей, что и «профессиональные ценности». Но мы могли судить о действиях солдат и по-другому. Мы могли бы спросить, является ли дело, за которое они борются, справедливым (обороняющимся) или несправедливым (агрессивным). иными словами, мы могли оценивать действия солдат с моральной точки зрения. Тогда критериями были бы справедливость и почтение к человеческой жизни, и мы бы назвали их моральными ценностями, даже если они появились в военном контексте. Таким образом, хотя существуют ценности и добродетели, характерные для каждой области человеческой деятельности, моральные ценности — это то, что позволяет нам судить о том, является ли действие «хорошим» или «плохим» действием само по себе — независимо от области человеческой деятельности. Оба вышеперечисленных типа ценности появляются здесь потому, что человеческие действия не контролируются инстинктом, и мы можем судить о них как о «лучших» или «худших» в двух довольно разных смыслах, которые мы только что объяснили. Выбор является частью картины в обоих случаях, потому что солдаты могут выбирать, как и почему они будут сражаться. Итак, на данный момент мы можем определить ценности (как ориентированные на практику, так и моральные) как убеждения о достоинстве или относительной важности различных переживаний и действий. Они обеспечивают критерии, по которым мы судим о человеческих действиях, и причины выбора определенных действий. Моральные ценности — это не убеждения или стандарты компетентности в определенной области человеческой деятельности; скорее они относятся к действиям или личным качествам, которые можно считать хорошими или плохими в более общем смысле.   В этом разделе основное внимание уделяется моральным ценностям.

Ценности не являются фактами: описательные и предписывающие заявления

Сначала рассмотрим эти два утверждения:

а. «Земля круглая, как шар».

б. «Люди должны быть честны друг с другом».

Утверждение a есть фактическое : оно описывает землю и, следовательно, является тем, что мы назвали бы описательным утверждением . с другой стороны, оператор b ничего не описывает. он ничего не говорит, фактического или иного, о том, как обстоят дела. скорее, он говорит что-то о том, как все должно быть. Мы называем это предписывающее утверждение, поскольку оно предлагает «предписание» того, как все должно быть.

Мы можем сказать, что описание a верно, потому что люди видели, что Земля имеет форму шара из космоса. Вы также можете считать утверждение b верным, но это не так, потому что оно описывает что-либо правильно. Если кто-то действует нечестно, списывая на экзамене, этот человек пренебрегает моральным принципом, но моральный принцип не становится ложным только потому, что вещи оказываются не такими, какими они должны быть.

Все это означает, что значения являются истинными или ложными иначе, чем фактические утверждения могут быть признаны истинными или ложными. Описательные заявления о фактах и ​​предписывающие утверждения о ценности служат разным человеческим целям. Мы не принимаем решения об истинности или ложности предписывающих утверждений, внимательно наблюдая за миром, чтобы проверить, правильно ли они описывают вещи такими, какие они есть. скорее, мы решаем, истинны они или нет, с помощью разума.

Моральные ценности отличаются от предпочтений

Теперь нам нужно переключить внимание на второе различие, которое мы решили исследовать, — различие между моральными ценностями, с одной стороны, и более общими ценностными суждениями , такими как предпочтения, личный вкус или оценки лучшей или худшей работы. с другой.

Рассмотрим следующие операторы значений:

а. «Нет ничего лучше, чем чашка кофе, чтобы взбодриться в начале дня».

б. «Мандиса очень хорошо умеет вовлекать учеников в сотрудничество».

в. «Хороший учитель никогда не будет лгать ученикам.

Все эти утверждения утверждают, что что-то или какое-то действие является «хорошим». Однако первое утверждение a сильно отличается от морального утверждения c . он просто выражает предпочтение человека чему-то, что этот человек считает положительным. это не подразумевает никаких обязанностей и не налагает никаких обязательств ни на кого: никто не должен чувствовать то же самое по отношению к кофе. Следовательно, мы не можем разумно ожидать, что говорящий будет «защищать» свое пристрастие к кофе, приводя для этого логически убедительные доводы. Все, что мы можем потребовать от говорящего, — это быть искренним, чтобы заявление было приемлемым.

Совершенно противоположное относится к моральным утверждениям, таким как c . Это утверждение подразумевает обязательство всех учителей никогда не лгать ученикам. Из-за этого подразумеваемого обязательства или «долга» мы имеем право спросить, почему было бы неправильно действовать таким образом. другими словами, у нас есть право ожидать, что моральные утверждения или принципы, направленные на то, чтобы заставить нас действовать определенным образом, будут подкреплены логически убедительными доводами. если приведенные доводы разумны и приемлемы для разумных людей, то мы должны признать, что моральное утверждение верно и применимо к нам. с другой стороны, если не могут быть приведены веские причины, мы вправе отвергнуть это утверждение как субъективное и не имеющее над нами никакого влияния.

Утверждения о ценностях, которые могут быть предписывающими, но не конкретно моральными, часто относятся к компетентности или результатам – примером является утверждение b («Мандиса очень хорошо умеет вовлекать учащихся в сотрудничество»). Мы называем эти заявления оценкой, потому что они могут включать в себя определенную степень личного предпочтения. Они часто субъективны, но это не всегда так. Некоторые оценки, основанные на ценностях, ориентированных на практику, являются надежными, точными и объективными оценками. Но, как и в случае с моральными ценностями, мы сможем судить, так это или нет, только если будут приведены веские основания. Таким образом, оценочные заявления находятся где-то между предпочтения (они могут быть субъективными) и морально-ценностные утверждения (их нужно подкрепить аргументами) . Ключевым моментом аргументов, окружающих субъективизм, является то, что хотя и моральные ценности, и предпочтения предполагают оценку, это не означает, что они оба субъективны.

 

 

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ЭТИКЕТ — SK Children Foundation: НПО в Дели

Что такое моральные ценности?

Согласно словарю, ценности — это «вещи, обладающие внутренней ценностью в виде полезности или важности для владельца», или «принципы, стандарты или качества, считающиеся достойными или желательными». Когда мы говорим о моральных ценностях, мы подразумеваем относительные ценности, которые не только необходимы для защиты жизни, но и уважают двойственную жизненную ценность себя и других. Немногие примеры моральных ценностей — это честность, милосердие, истина и т. д. Один аспект, который является общим для всех, заключается в том, что они улучшают жизнь и поэтому должны регулярно проверяться, чтобы убедиться, что они выполняют свою миссию по защите жизни. В некотором смысле моральные ценности представляют собой особый набор достойных принципов, которые человек использует в качестве ориентира, чтобы различать «хорошие ценности» и «плохие ценности». Как правило, они связаны с основными человеческими эмоциями и жизненным опытом, которые воодушевляют нас в различных формах.

Что такое этикет?

Согласно словарю, это правила вежливого и корректного поведения. Это в основном формальные манеры, которые демонстрируются, особенно в формальной или профессиональной обстановке. Этот общепринятый набор правил имеет решающее значение для проявления уважения и внимания к ближним. Без надлежащего кодекса поведения вежливость в обществе начнет исчезать.

«Моральные ценности» и «Этикет» имеют ключевое значение в культуре, но обычно они пересматриваются. Итак, давайте разберемся в корневом значении этих широко обсуждаемых в обществе понятий:

В то время как моральные ценности являются фундаментальными ценностями, которые помогают нам понять, что правильно, а что нет. Принимая во внимание, что этикет — это поведение, согласованное обществом и используемое для навигации в социальных ситуациях. Эти две концепции находятся на одном конце спектра, но они различаются по масштабу и силе воздействия. В таком контексте моральные ценности являются общими для общества, тогда как этикет находится на тривиальном уровне, связанном с чрезвычайно запутанными и безупречными деталями поведения, продиктованными общественными нормами.

Как ни важно размышлять над этими темами, не менее важно сосредоточиться на «Хороших ценностях» и «Плохих ценностях».
В книге «Тонкое искусство пофигизма» Хорошие и Плохие ценности были определены следующим образом: на основе
  • Разрушительный
  • Неконтролируемый
  • ПЛОХИЕ ЗНАЧЕНИЯ:

    Люди часто считают, что хорошее и плохое являются синонимами того, что правильно и что неправильно, соответственно. Однако, когда мы говорим о том, чтобы быть правым, мы отнюдь не имеем в виду логическую правильность, а скорее указываем на соответствие правилам, которые являются социальными нормами морали. По сути, хорошие ценности вызываются изнутри, а плохие — извне или из-за внешних сил. Система ценностей вытекает из опыта, полученного человеком, поэтому определение хороших и плохих ценностей будет субъективным для каждого человека. Что может быть хорошо для одного человека, может не подойти другому человеку. Эти значения также относятся к приоритетам. Таким образом, ценности, которым вы отдаете приоритет над всем остальным, могут быть хорошими или плохими и, таким образом, аналогичным образом влиять на принятие вами решений.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *