Лекция 1. Человек как член общества
Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:
Видеозанятия по обществознанию:
Человек – это биосоциальное существо, или, по мнению многих современных учёных – биопсихосоциальное существо. В этом определении чётко выражены два начала человека — биологическое и социальное. Биологическое включает то, что «досталось» человеку от природы. Это начало получило название «индивид». Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, отличающийся от других биологическими признаками – внешностью, ростом, весом и т.п. Социальное начало человека аккумулировано в понятии «личность». Личность – комплекс социально значимых качеств человека, характеризующих его как члена общества – гражданская активность, взгляды, знания, умения, навыки. Личность формируется только в обществе, во взаимодействии с другими личностями.
К примеру, Вы как человек обладаете биологическими чертами (у Вас какой-либо вес, рост, цвет глаз) — и всё это характеризует Вас как индивида, а также социальными характеристиками (Ваш характер, умения, навыки и т.
Сущность человека можно выразить формулой: ЧЕЛОВЕК = ИНДИВИД + ЛИЧНОСТЬ. Сюда можно добавить еще психику. Психика – феномен, по поводу которого в науке много споров. Её нельзя отнести однозначно ни к биологической, ни к социальной природе человека. Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Большинство учёных считает, что важнейшие компоненты психики закладываются при рождении, т.е. от природы, однако её развитие осуществляется уже в течение жизни человека. Психикой обладают и животные. К примеру, разные собаки различно реалируют на вызовы внешней среды. Одна может испугаться и убежать, другая — начать лаять и бросаться «в бой». За эти реакции отвечает психика. Безусловно, психика человека намного более сложная и организованная, нежели у животных.
В отношении многих людей иногда употребляют слово «индивидуальность». Индивидуальность– это яркое, неповторимое своеобразие биологического и социального в человеке. Яркий комплекс его как биологических, так и личностных черт. К примеру, о великом русском поэте А.С. Пушкине с уверенностью можно сказать, что он ярчайшая индивидуальность — все легко узнают на картинах его профиль, а стихотворения поэта являются сокровищницей русской культуры.
В трактовках человека возможны две крайности. Абсолютизация биологического начала называется биологизаторством (биологизаторским подходом). По мнению сторонников этой крайности, судьба человека уже предопределена от рождения; по наследству передаются почти все основные качества человека. Социологизаторство (социологизаторский подход) — подход, абсолютизирующий социальные качества человека. Сторонники данного подхода, среди которых можно выделить Дж. Локка, считали, что новорождённый человек — «чистая доска», и опыт социальной жизни напишет на ней свои письмена.
Человек — сложнейший феномен. В науке до сих пор не решён вопрос о сущности его происхождения. Процесс появления и становления человека называется антропогенезом.
Можно выделить несколько основных теорий антропогенеза, сложившихся в науке:
- религиозная теория — предполагает рассмотрение божественного происхождения человека. Человек — «образ и подобие Божье», творение бога. Данная теория, безусловно, представлена в Библии, Коране и т.д.;
- теория палеовизита — рассматривает внеземной источник происхождения человека. По мнению сторонников данной теории. пришельцы из космоса привнесли на Землю человеческие существа. Эта теория сегодня не пользуется популярностью;
- теория эволюции — предполагает поиск причин появления человека в биологической эволюции животных. Автор этой теории — Ч. Дарвин. По мнению сторонников этой теории, человек генетически связан с высшими млекопитающими, и, прежде всего, некоторыми наиболее развитыми обезьянами. С развитием эволюции появилось сознание, язык и иные социальные качества человека;
- трудовая теория — выделяет в качестве главной причины появления и становления человека современного типа труд. Автор этой теории — К. Маркс. Теория труда как главного фактора антропогенеза не противоречит теории эволюции, являясь, скорее, её продолжением.
Современный человек отличается от животных социальными качествами. Основные отличия связаны с тем, что человек:
- обладает членораздельной речью и мышлением;
- способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности; поведение животного изначально запрограммировано генетически; животное не осознаёт последствий своих действий;
- преобразует окружающую действительность;
- способен изготовлять орудия труда и использовать их при производстве материальных благ;
- удовлетворяет не только биологические, но и социальные потребности:
- поведение животных регулируется инстинктами, а их эмоции — проявления психики.
Бобр, который строит плотину, не осознаёт сам процесс деятельности и не планирует строительство плотины — все его действия регулируются заложенными природой инстинктами. Разные собаки могут различно реагировать на внешние раздражители — одна громко лаять, другая, к примеру, убегать или затаиваться. Но и этого они не осмысливают — это лишь проявления психики и инстинктов. А психика может и у животных быть разной.
Взаимодействие человека с природой сегодня противоречиво. С одной стороны, человек может защищать экологию, ограничивать вредное воздействие на неё; с другой — загрязнять природу, проявлять потребительское к ней отношение.
Рождённый человек имеет задатки. Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Иными словами — природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности. Задатки передаются по наследству. Разовьются ли задатки в способности — зависит от жизненного пути человека, от его воспитания и обучения. Но даже не имея задатков, можно развить способности, просто это будет делать сложнее. Немало примеров, как имея слаборазвитые задатки, человек достигал высот. К примеру, И.А. Бунин, который довольно плохо учился в гимназии г. Ельца, имел далеко не отличные отметки по литературе, даже не закончил гимназический курс — однако это не помешало ему стать известным русским писателем и поэтом. Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности определяют успех человека в какой-либо сфере деятельности. Формируются они в ходе процессов обучения, воспитания, социализации. Т.е. способности социальные по сути. Например, о человек можно сказать — «он способный математик». Т.е. человек может неплохо разираться в математических формулах, решать задачи и т.д. Иногда они могут развиться в талант. Талант — высочайшую ступень развития способностей, определяющих яркий, особенный успех человека в одной из сфер деятельности.
Видеолекция по теме:
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
Какие качества характеризуют научное знание?
Систематизированность, обоснованность, доказательность, проверяемость, стремление к идеалу научной рациональности – принципы науки, которые сложились исторически в процессе развития научного знания. Несоблюдение их ведёт к ошибочным выводам и заблуждениям. Соблюдение этих принципов – залог эффективности исследовательской работы.
Наука зародилась в древности в разных регионах мира. Для Европы начало научного знания связано с именами древнегреческих мыслителей Аристотеля, Архимеда, Пифагора, Евклида. Наука становится достоянием большинства образованных людей в 16 – 17 веках. Она стала одним из главных факторов индустриальной революции в странах Западной Европы в Новое время. В наши дни наука имеет весьма разветвлённую структуру, в которую входят философские, логико-математические, естественнонаучные и гуманитарные науки 1.
Существуют разные взгляды на историю возникновения науки. Первая точка зрения связывает возникновение науки с практической и познавательной деятельностью человека: вся наша цивилизация развилась из материальной техники и социальных институтов далёкого прошлого, другими словами, из ремёсел и обычаев наших предков. Вторая точка зрения связывает рождение естествознания, а стало быть, и современной науки, с появлением эмпирического (опытного) знания в 16 – 17 веках. Соответственно, в этом случае развитие современного типа научного мышления следует начинать с Ф.Бэкона и Р.Декарта, Г.Галилея и И.Ньютона. Однако до 19 века наука была уделом любителей, только после реформ Берлинского университета под руководством знаменитого естествоиспытателя В.Гумбольдта появился новый тип учёного: исследователя – профессионала, а университеты стали одновременно базой для проведения исследований и местом подготовки научных кадров. Действительно с появлением новой модели образования связана индустриальная революция коренным образом преобразившая весь мир.
В 20 веке наука стала одним из главных факторов развития человечества. Человек создал «вторую природу» – искусственную, которая для его жизни не менее значима, чем первая. Соответственно растёт роль учёных в жизни общества.
Основные характеристики «большой науки» ХХ века:
Резко возросшее количество учёных.
Число учёных в мире, человек.
На рубеже 18 –19 веков около 1000
В середине 19 века 10000
В 1900 году 100000
Конец 20 столетия 5000000
Рост научной информации.
Если в 1900 году было около 10000 научных журналов, то в настоящее время их уже несколько сот тысяч. Ситуация такова, что ни в одной отрасли знаний не осталось людей имеющих полное представление о состоянии развития даже одной научной дисциплины в полном объёме.
Изменение мира науки.
Наука сегодня охватывает огромную область знаний. Она включает 15000 дисциплин, которые всё теснее взаимодействуют друг с другом. Особые надежды возлагаются на науки о живом, человеке, обществе. По мнению многих учёных, достижения именно в этих науках и широкое использование их в реальной практической деятельности будут во многом определять особенности развития в 21 веке.
Превращение научной деятельности в особую профессию.
Результаты научной деятельности сегодня востребованы в политике, бизнесе, производстве. Над решением многих проблем работают научно – исследовательские центры, разработки которых используются при принятии решений. Научное творчество приобрело коллективный характер и стало больше зависеть от запросов общества, стала приоритетным направлением в деятельности индустриально – развитых государств. Наука требует сегодня больших затрат. Она не может сегодня обойтись без помощи общества и государства. Следовательно, возросла зависимость учёных от отдельных людей и общества в целом. Поэтому невозможна полная свобода исследований с одной стороны, а с другой стороны резко возрастает ответственность учёных перед обществом.
7 жизненно важных характеристик мужчины
в: Поведение, характер, избранное
Приглашенный автор • 8 июня 2008 г. • Последнее обновление: 29 октября 2021 г.
Поделиться
Что делает человека? Этот вопрос задавался много раз на протяжении веков с разными ответами. «Человек есть то, что он читает», — утверждает поэт Иосиф Бродский. «Характер человека можно узнать по его разговорам», — утверждает Менандр, греческий драматург. В то время как писатель Марк Твен утверждает, что «одежда делает человека», поскольку «голые люди мало или совсем не влияют на общество».
Если говорить об основах, то есть несколько общих черт, которые, по сути, составляют мужской пол. Хотя роли немного различаются в каждой культуре, есть определенные жизненно важные характеристики, присущие почти каждому мужчине. Какими бы ни были их положительные или отрицательные проявления, именно они делают человека таким, какой он есть.
1. Физическое
Только человек, который знает, что значит быть побежденным, может дойти до глубины души и найти дополнительную унцию силы, необходимую для победы, когда матч даже. –Мухаммад Али
Соревнуясь за еду, сражаясь врукопашную или соревнуясь друг с другом на спортивной арене, владение собственными физическими способностями является важной частью жизни мужчины. Самая примитивная, но все же одна из самых выдающихся черт, физические способности мужчины влияют на все, от самосохранения до брачных предпочтений. Здоровье и мужественность мужчины делают его привлекательным кандидатом для партнерства с противоположным полом, в то время как его сила и статус по-прежнему оказывают влияние как в социальном, так и в деловом мире.
2. Функциональный
«Счастлив человек, который, как Улисс, совершил прекрасное путешествие или выиграл Золотое руно, а затем вернулся, опытный и знающий, чтобы провести остаток своей жизни среди своих семья!» — Жоахим дю Белле
Во все времена способность и желание мужчины обеспечивать тех, кто от него зависит, были центральным элементом его мужественности. Используя сочетание физических способностей, остроумия, сообразительности и стремления к успеху, его роль кормильца — это то, что побуждает человека к достижению. Независимо от географического положения или социального положения, мужчины работают в первую очередь для того, чтобы накормить и создать комфортную среду для своей жены и семьи. Это общепризнанная роль человека в социальной системе, и она представляет собой огромный вызов, который должен принять каждый человек.
3. Сексуальный
«Я всегда думал, что каждая женщина должна выйти замуж, а не мужчина». — Бенджамин Дизраэли
Когда дело доходит до партнерства, считается, что мужчина менее подвержен влиянию полов. Традиционно для мужчины более приемлемо оставаться холостяком в более позднем возрасте, чем для женщины. Стремление к независимости и свободе от командования других обычно является мужской чертой.
Роль мужчины как агрессора в поиске партнера часто признается в большинстве культур, что позволяет ему искать и преследовать свои интересы. Хотя это звучит как архаичная и первобытная практика, это все еще очень большая часть процесса ухаживания в современном обществе. На самом деле, этот образ независимости мужчины стал настолько общепринятым и даже прославленным в господствующей культуре, что женатые мужчины часто чувствуют себя обязанными следовать этой независимости до сих пор. Итак, прежде чем вступить в брак, убедитесь, что вы осознаете трудности, которые встретятся на вашем пути, несмотря ни на что, и что вы оба твердо намерены сделать это долго.
4. Эмоциональный
«Чувства не должны быть логичными. Опасен человек, рационализировавший свои эмоции». – Дэвид Боренштейн
Отрицание своих эмоций укоренено в мужчинах с самого раннего возраста. Фраза «мальчики не плачут» подводит итог. Каким бы ни было его положение, мужчина должен управлять, не обращая внимания на то эмоциональное воздействие, которое на него оказывают проблемы. Способность подавлять личные чувства позволяет мужчинам сохранять объективный взгляд на обстоятельства и продолжать действовать. Тогда человек способен принимать рациональные решения, будь то в такой незначительной ситуации, как межличностный спор, или в такой катастрофической ситуации, как кровавое поле битвы. Тем не менее, мужчинам необходимо и полезно иметь кого-то, кому они могут доверять — наставника, брата, друга — и время от времени опускать старую гвардию, чтобы стресс не сдерживался до такой степени, что может взорваться. .
5. Интеллигент
«Для меня быть интеллектуалом не значит знать интеллектуальные вопросы; это значит получать от них удовольствие». –Chinua Achebe
Считается, что мужчины полагаются на свои интеллектуальные способности, а не на эмоции или интуицию. Использование разума и логики позволяет людям объективно рассматривать ситуации и, таким образом, реагировать на них рациональным образом. Учитывается только фактическая информация, а «чувства» считаются неподходящими доказательствами, на которых основываются решения. Образование и приобретение знаний рассматриваются как важные факторы мужского развития.
6. Межличностные
«Настоящий мужчина никого не ненавидит». – Наполеон Бонапарт
В межличностных отношениях мужчины склонны брать на себя роль лидера и проявлять инициативу, чтобы действовать от имени другого. Это может проявляться негативно в виде доминантного поведения, путем подавления чужой воли во имя корысти. Однако это лидерство может быть и утилитарным. Он очень эффективен в семейной модели, так как отец способен навести порядок в домашнем хозяйстве. В результате руководство и соблюдение дисциплины являются обычными функциями мужчин.
7. Другое
«В конце концов, самые успешные люди — это те, чей успех является результатом постоянного совершенствования… Это человек, который осторожно продвигается вперед шаг за шагом, его ум становится все шире и шире — и постепенно лучше улавливая любую тему или ситуацию, упорно занимаясь тем, что он считает практичным, и концентрируя на этом свои мысли, кто обязательно преуспеет в наибольшей степени». – Александр Грэм Белл
Среди некоторых других характеристик, обычно приписываемых мужчинам, честолюбие, гордость, честь, соперничество и чувство приключений. Это не обязательно качества, которыми обладает совершенный мужчина. Скорее, они проявляются в той или иной степени, так или иначе, у большинства мужчин. Они могут проявляться по-разному от человека к человеку, так как один может использовать свою власть и влияние в корыстных интересах, а другой будет стремиться к большему благу. Каждый человек должен оценить свои сильные и слабые стороны и найти лучшее применение своим жизненным качествам.
Вдохновлено Джанет Зальцман Чафец
Написано Россом Круксом и Джейсоном Ланкоу
ПредыдущийСледующийХотите начать действовать в отношении контента, который вы читаете на AoM?
Присоединяйтесь к напряженной жизни
Подробнее
4 Характеристики психологически «здоровых» людей
Источник: Pxfuel
Существуют сотни, если не тысячи характеристик, которые психологи используют для описания личности человека. Человек может быть нежным, нервным, скромным или добросовестным. Кто-то может быть требовательным, независимым, тщеславным или рискованным.
Какие черты чаще всего встречаются у психологически «здоровых» людей? Группа исследователей во главе с Вейбке Блейдорном из Калифорнийского университета в Дэвисе попыталась ответить на этот вопрос в новой статье, опубликованной в Журнале личности и социальной психологии . Они обнаружили, что высокий уровень открытости чувствам, положительных эмоций и прямолинейности в сочетании с низким уровнем невротизма наиболее характерен для здоровой личности.
«Ученые интересовались характеристикой прототипа здоровой личности с самого начала научного изучения личности», — заявляют Блейдорн и ее команда. «Отец современной теории личностных черт Гордон Олпорт выделял «зрелых людей» на основе их преднамеренного стремления к долгосрочным целям. […] Эрик Эриксон, как известно, утверждал, что Зигмунд Фрейд описал здорового человека как человека, который может любить и работать».
Блейдорн и ее команда придали современный смысл этому извечному вопросу. В своем первом исследовании они наняли 137 личностных экспертов, чтобы оценить, какие из 30 часто используемых черт личности проявляются у психологически стабильных людей. Они обнаружили, что эксперты оценили открытость чувствам, теплоту, позитивность и прямоту как черты, которые наиболее вероятно проявляются у хорошо приспособленных людей. С другой стороны, враждебность, депрессивность, уязвимость и тревожность были оценены как наименее вероятные у хорошо приспособленных людей.
Ниже приведен полный список личностных качеств, ранжированных по степени вероятности описания психологически «здорового» человека:
- Открытость к чувствам
- Тепло
- Положительные эмоции
- Прямолинейность
- Компетентность
- Альтруизм
- Деятельность
- Открытость к ценностям
- Нежность
- Исполнение долга
- Общность
- Самодисциплина
- Заказ
- Достижение
- Обсуждение
- Открытость к эстетике
- Напористость
- Траст
- Соответствие
- Открытость к идеям
- Скромность
- Открытость фантазии
- Поиск острых ощущений
- Открытость к действиям
- Самосознание
- Импульсивность
- Беспокойство
- Уязвимость
- Депрессивность
- Враждебность
Затем исследователи повторили это упражнение с группой студентов бакалавриата. Они обнаружили высокую степень согласованности между оценками экспертов по личности и студентов, предполагая, что черты личности, связанные с психологическим здоровьем, могут быть идентифицированы как неспециалистами, так и экспертами.
Затем исследователи проверили свой профиль психологически «здорового» человека. Они сделали это, измерив, насколько хорошо их «здоровый» профиль соответствовал другим психологическим параметрам, таким как благополучие, самооценка, агрессия и нарциссизм. Изучив ответы более 3000 человек, они нашли подтверждение своим прогнозам: психологически здоровые люди набрали больше баллов по психологическим параметрам, связанным с превосходным психологическим функционированием (например, самооценка, ясность представления о себе и оптимизм), и ниже по параметрам, связанным с психологическим состоянием. дисфункция (например, эксплуататорское поведение, агрессия и антиобщественное поведение).
Авторы заключают: «По аналогии с изображением Карла Роджерса «полностью функционирующего» человека, психологически здорового человека можно охарактеризовать как способного испытывать и выражать эмоции, прямолинейного, теплого, дружелюбного, искреннего, уверенного в своих силах.