Основные формы мысли
Отвлечённое и связанное с речью мышление совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Понятие — мысленное представление свойств, качеств, объектов и явлений с помощью речи. Существуют разные понятия, это зависит от того, какие именно свойства или объекты имеются в виду. Могут быть выделены, например, конкретные, собирательные, общие и абстрактные понятия. Конкретное или наглядно-образное понятие — это мысленное представление конкретного объекта или явления: ветер, стол, берёза, книга и т. п. При этом подразумевается некое единичное явление или совершенно определённый предмет. Такие понятия образуются путём соединения некоторого числа наглядных признаков этого предмета или явления. Собирательное понятие есть мысленное представление какой-то естественной группы объектов или явлений. Это, к примеру, гроза, лес, город, деревня, страна. Такие понятия составляются путём перечисления предметов и явлений, образующих некое натуральное множество.
Общее понятие есть мысленное представление однородной в каком-то отношении группы объектов или явлений: стол (имеются в виду все предметы со свойствами стола), стул, машина, дерево, работа и т. п. Общие понятия образуются путём соединения признаков, одинаковых для соответствующего класса предметов, ситуаций или явлений. Абстрактное понятие есть мысленное представление невещественных, как бы неконкретных свойств и качеств объектов или явлений. Это, к примеру, цвет, вещество, энергия, труд.
Абстрактные понятия определяются различными способами, но при этом обязательно подчёркивается природа, функциональное назначение соответствующего свойства или качества. Другой подход состоит в выделении простых и сложных понятий. Простые понятия образуются мысленным представлением какого-то одного свойства предмета или явления. Например, это синий, круглый, высокий и т. д. Сложные понятия составляются из нескольких признаков. В конъюнктивных понятиях это по меньшей мере два признака, в дизъюнктивных — одно из двух либо оба признака, в соотносительных — вся совокупность признаков, связей и отношений.
Различают содержание и объём понятия. Содержание понятия — это совокупность отражённых в нём свойств объектов. Объём понятия — это множество объектов, которым принадлежат такие свойства. При этом чем больше содержание понятия, тем меньше его объём и наоборот — закон обратного их отношения. Объёмы понятий могут быть тождественными, частично совпадающими, объём одного понятия может быть включён в состав другого и, наконец, разные, противоположные понятия могут входить в состав другого, более широкого. Например, «галлюцинация есть один из видов нарушения восприятия» и «галлюцинация — мнимый наглядный образ» есть тождественные по содержанию понятия. «Зрительная галлюцинация» и «слуховая галлюцинация» есть частично совпадающие понятия. Все виды галлюцинаций входят в состав понятия «психотическое расстройство». Такие противоположные понятия, как «мания» и «депрессия», включены в понятие «аффективное расстройство». Объём и содержание множества даже научных понятий не имеют чётких определений, это неизбежно влечёт ошибки суждения.
Суждение — мысль об объекте, явлении, ситуации, включающая констатацию того или иного признака или свойства либо отсутствие такового. Таким свойством может быть что угодно, начиная от наглядного признака и заканчивая чем-то более значительным. Например, обладает ли явление А качеством причинности по отношению к явлению С. Иными словами, это любое утверждение, которое, согласно формальной логике, может быть только истинным или ложным.
Существуют разные типы суждений. Эмпирические суждения таковы, что их истинность может быть установлена опытным путём. Например, правомерность суждения «Джон агрессивен» можно выяснить путём наблюдения за субъектом суждения. Формальные суждения индивид признаёт ложными или истинными на основе предшествующего личного опыта. Например, он считает верным суждение «все люди агрессивны». Если такие суждения приобретают характер аксиомы, то индивид в силу атрибуции враждебности станет делать из них некие логические следствия, то есть приписывать людям это отсутствующее у них качество. Суждения могут быть основаны на теоретическом знании, на интуиции, иметь другие источники, в том числе болезненные. Чем сильнее оторваны суждения от наглядности, тем более вероятно, что они окажутся ложными.
Суждения могут быть для индивида не только истинными или ложными, его оценка содержания суждения может быть иной. Например, это оценка утверждения с позиции знания: «мне это известно из того, что я читал». Индивид тем самым говорит, что его мнение не претендует на абсолютную истину, оно основано только на том, как он сумел понять прочитанное. Соответственно этому он и выразит своё суждение. Например, он скажет так: «Я согласен с автором этой книги в том, что история с Чингисханом выдумана от начала до конца». Оценка собственного суждения может выражать отношение убеждённости («я в этом убеждён»), отношение сомнения («я этом не уверен»), отношение веры («я в это не верю»). Могут быть и такие оценки собственного суждения: «это необходимо», «это адекватно», «это разрешено», «это хорошо», «это допустимо», «это вероятно», «это полезно» и др.
Упомянутые здесь и подобные им оценки содержания суждения называют логическими предикатами. Способность суждения, по Э.Канту, особенно отчётливо проявляется в готовности индивида применить свой рассудок к конкретным обстоятельствам. Чем более дифференцированной и точной является система оценок суждения индивида и чем шире круг объектов и ситуаций, о которых индивид может судить, тем более развита его способность суждения. Если он, например, подменяет оценку истинности оценкой целесообразности или адекватности, он ошибается, так как полезное в том или ином отношении отнюдь не всегда бывает истинным. Очень важно в плане оценки способности к суждению индивида сознание им того, что он не готов судить о том, что ему малоизвестно или непонятно. Умного человека отличает от умственно отсталого сознание ограниченности своего знания.
Умозаключение — новое знание, извлекаемое из уже принятых суждений, или логический вывод из имеющихся посылок. Способность к умозаключениям есть способность рассуждать, мыслить самостоятельно. В логике Аристотеля различаются индуктивные и дедуктивные силлогизмы, или умозаключения. В индуктивных умозаключениях из двух или более частных посылок делается один общий вывод. Например: медь — металл, медь электропроводна; следовательно, все металлы электропроводны. Обобщающие умозаключения могут быть и ошибочными. Например: чугун — металл, чугун при нагревании уменьшается в объёме; следовательно, все металлы при нагревании уменьшаются в объёме. Адекватная будто бы логика не гарантирует того, что обобщающие выводы всегда верны. Дедуктивные умозаключения образуют частный вывод, основанный на общей и частных посылках. Например: все люди ошибаются, Пётр — человек; следовательно, ошибается и Пётр. Такие конкретные умозаключения также могут быть ложными. Например: все сыры жёлтого цвета, Луна жёлтого цвета; следовательно, Луна состоит из сыра. Это пример того, что наглядные признаки плохо совмещаются с логикой.
Ложным является и классический силлогизм, принятый за образец правильного мышления: «Все люди смертны, Сократ — человек; следовательно, Сократ смертен». Этот конкретный, как и подобные ему, вывод на самом деле вводит в заблуждение: Сократа давно уже нет, ему не может угрожать вторая смерть. Ошибка состоит тут в том, что к посылке «Сократ — человек» незаметно добавили ещё одну, ложную — «Сократ жив до сих пор». В целом же все умозаключения образуют два класса: дедуктивные и вероятностные. Дедуктивные силлогизмы строятся по правилам, гарантирующим получение истинности заключения при истинности посылок. Все остальные умозаключения являются вероятностными. В реальной умственной практике умозаключения часто бывают представлены в неполной, энтимемантической форме (от греч. in thimos — в уме), то есть некоторые посылки как бы только подразумеваются, они остаются незамеченными, отчего случаются многочисленные ошибки.
К содержанию
Основные формы мышления
Понятие | Суждение | Умозаключение |
Отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений | В суждение отражаются связи и отношения между предметами и явлениями действительности | Последовательность суждений, в результате установления отношений между которыми появляется новые суждения, отличное от предыдущих |
Основные виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, практическое и теоретическое, обыденное (житейское), профессиональное и научное, консервативное и творческое и др.
Виды мышления
Теоретическое Практическое
Понятийное Образное Наглядно-образное Предметно-действенное
Рис.1. Основные виды мышления
Теоретическое понятийное мышление — вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление – вид мышления, которое отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, творческого труда, имеющего дело с образами.
Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, в котором мыслительный процесс связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой.
Предметно-действенное мышление – вид мышления, в котором процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, воображении, памяти, речи.
Основные качества мышления
Гибкость ума — свободомыслие от предвзятых предложений и шаблонных решений.
Широта мысли — выражается в умении охватить весь вопрос в целом, не теряя из виду всех существенных для дела деталей.
Быстрота мысли — результат высокого развития и тренированности других качеств ума и этим отличается от торопливости мышления.
К. Юнг выделил типы людей по характеру мышления:
Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария над правым, примат логики над интуицией и чувством.
Критерием истинности для интуитивного типа выступает ощущение правильности и практика, а критерием правильности для мысленного типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода.
IdeaConnection: Методы мышления
Мозговой штурм
Мозговой штурм — самый известный и популярный метод генерирования идей для групп. Мозговой штурм полезен на всех этапах более крупного процесса решения проблем.
Шаррет
Формальная версия Charrette включает творческие зубрежки в течение нескольких дней, в которых участвуют архитекторы, их творческие поставщики, муниципальные чиновники, застройщики и жители. Такие сеансы также называют исследованием по замыслу.
Креативное решение проблем
С момента появления ставшей уже классической структуры Осборна-Парнеса многие академические и коммерческие организации пересортировали и переименовали этапы и фазы того, что мы теперь называем творческим процессом решения проблем (CPS).
Критическое мышление
Критическое мышление – это объективный анализ фактов для формирования суждения. Критическое мышление — это самонаправленное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующее мышление. Это влечет за собой способность эффективно общаться и решать проблемы, а также стремление преодолеть наш врожденный эгоцентризм и социоцентризм.
Мечтать
Это метод следования за своими мыслями одна за другой, заставляющий человека дрейфовать в потоке идей, которые в конечном итоге принимают коническую форму: то, что, казалось бы, началось как случайные мысли, закончится как вершина конуса: окончательная идея.
Диалектические подходы
Некоторые подходы к решению проблем используют дебаты для исключения предположений и генерирования оригинальных идей.
Анализ силового поля
Анализ силового поля определяет конкурирующие силы, связанные с проблемой, и использует мозговой штурм для поиска решений
Инновационный метод FORTH
Инновационный метод FORTH — это ориентированный на клиента вдохновляющий практический инновационный метод, состоящий из пяти шагов для создания новых продуктов и услуг. В течение 14 недель после запуска вы создаете 4 новых мини-бизнес-кейса с кросс-функциональной командой.
Интерактивное планирование и идеализированный дизайн
Интерактивное планирование, как оно определено и распространено Расселом Л. Акоффом, фокусируется на создании будущего путем проектирования желаемого настоящего.
Метод К-Дж
Метод К-Дж был разработан Дзиро Кавакита в 1960-х годах как диаграмма сходства и стал одним из семи инструментов управления и планирования, используемых в комплексном контроле качества
Нестандартное мышление
Латеральное мышление — это преднамеренный, систематический процесс творческого мышления, в ходе которого проблемы преднамеренно рассматриваются с совершенно разных сторон.
Микрореальность
Микро-реальность — это метод развития ума, который изучает и анализирует проблемы и проблемы с целью предоставления новых, индивидуальных и динамичных решений.
Интеллект-карты
Интеллект-карта — это, по сути, нелинейная форма описания. Идея состоит в том, чтобы составить органически связанную диаграмму слов, понятий, идей, задач, решений или другой информации и связать отдельные элементы в соответствии с требованиями их ассоциаций.
Морфологический анализ
Морфологический анализ обеспечивает систему и формат для изучения параметров сложных проблемных ситуаций для новых комбинаций, которые могут быть преобразованы в творческие решения.
Продуктивное мышление
Productive Thinking — это система решения проблем и поиска возможностей, разработанная для включения таких творческих методов, как мозговой штурм и латеральное мышление, по мере необходимости.
Генератор случайных слов
Использование генератора случайных слов — это простой способ заставить свой разум отвлечься от его обычной рутины и переключиться на касательные, которые в противном случае он бы не принял.
СКАМПЕР
SCAMPER — это аббревиатура от семи приемов мышления, которые помогают тем, кто их использует, находить нестандартные решения проблем. Техники мышления настолько распространены в творческом поведении человека, что правильнее было бы назвать SCAMPER мнемоникой для набора техник, а не отдельной техникой.
Шесть мыслящих шляп
Метод Шести Мыслящих Шляп определяет шесть способов мышления, которые должны быть параллельно направлены на решение решаемой проблемы. Этот подход параллельного мышления активно препятствует и заменяет аргументативный подход, при котором члены группы выступают за противоположные решения.
SWOT-анализ
SWOT-анализ хорошо известен как бизнес-инструмент для планирования, но вы можете найти его очень полезным для общего мышления.
Синектика
В основе синектики лежит значение названия. На протяжении всего сеанса синектики фасилитатор отвечает за объединение и руководство различными людьми, их различными идеями и случайной стимуляцией.
Системное мышление
В этой серии статей о системном мышлении я делюсь ключевыми идеями и инструментами, необходимыми для развития и развития системного мышления для решения сложных проблем.
Теория устранения неполадок
Эта Теория необходима для выяснения первопричин любой проблемы в любой системе/машине. Когда вы прочитаете его, вы оцените тот факт, что до сих пор никто не решил ни одной проблемы в любой системе/машине без непреднамеренного использования этого метода; который я тщательно исследовал и задокументировал.
ТРИЗ
Исходя из гипотезы о существовании универсальных принципов творчества или моделей изобретательства, следует, что все решения уже найдены. Методология ТРИЗ опирается на базу знаний таких моделей изобретения.
ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕЦель дивергентного мышления — генерировать много разных идей по теме за короткий промежуток времени. Он включает в себя разбиение темы на ее различные составные части, чтобы получить представление о различных аспектах темы. Дивергент рисование обычно происходит спонтанно, свободно, так что идеи генерируются случайным, неорганизованным образом. После дивергентного мышления идеи и информация будут организованы с использованием конвергентного мышления; то есть, помещая var Идеи снова объединяются каким-то организованным, структурированным образом.
Чтобы начать мозговой штурм потенциальных тем, часто полезно заняться самоанализом и анализом темы.
Самоанализ
Задайте следующие вопросы, чтобы помочь мозговому штурму составить список потенциальных тем.
- Как я провожу время? Чем я занимаюсь в обычный день?
- О чем я знаю? Каковы мои области знаний? Что я изучаю в школе?
- Что мне нравится? Каковы мои увлечения? Каковы мои интересы?
- Что меня беспокоит? Что бы я хотел изменить в своем мире или жизни?
- Каковы мои самые сильные убеждения, ценности и философия?
Тематический анализ
Задайте следующие вопросы, чтобы помочь сузить и превратить широкую тему в конкретную, сфокусированную. Замените свою тему на слово «что-то».
- Как бы вы описали что-то ?
- Каковы причины чего-то ?
- Каковы эффекты на что-то ?
- Что важно в или ?
- Из каких мелких частей состоит или ?
- Как изменилось на ? Почему эти изменения важны?
- Что известно и неизвестно о -то ?
- К какой категории идей или объектов относится нечто ?
- Является ли чем-то хорошим или плохим? Почему?
- Какие предложения или рекомендации вы могли бы дать о или ?
- Каковы различные аспекты и , о которых вы можете подумать из?
1. Мозговой штурм . Мозговой штурм — это метод, который включает в себя создание списка идей в творческой, неструктурированной манере. Цель мозгового штурма — генерировать как можно больше идей за короткий промежуток времени. Ключевой инструмент мозгового штурма Это «совмещение» или использование одной идеи для стимулирования других идей. В процессе мозгового штурма записываются ВСЕ идеи, и ни одна идея не игнорируется и не подвергается критике. После создания длинного списка идей можно вернуться и просмотреть идеи для критики. оценить их ценность или достоинства.
2. Ведение журнала . Журналы — это эффективный способ записывать идеи, которые приходят в голову спонтанно. Ведя журнал, можно создать собрание мыслей на различные темы, которые впоследствии станут источником идей. Люди часто имеют озарения в необычное время и в необычных местах. Ведя дневник, можно зафиксировать эти идеи и использовать их позже при разработке и организации материалов на этапе подготовки к написанию.
3. Фрирайтинг . При фрирайтинге человек сосредотачивается на одной конкретной теме и пишет о ней без остановки в течение короткого периода времени. Идея состоит в том, чтобы записывать все, что приходит на ум по теме, не останавливаясь, чтобы вычитывать или пересматривать текст. письмо. Это может помочь сгенерировать разнообразные мысли по теме за короткий промежуток времени, которые впоследствии можно будет реструктурировать или организовать по определенному образцу.
4. Мысленное или предметное картирование . Умственное или предметное картирование включает в себя представление идей мозгового штурма в виде визуальной карты или изображения, которые показывают взаимосвязь между этими идеями. Начинают с центральной идеи или темы, затем отходят от нее ответвления. основная тема, которые представляют различные части или аспекты основной темы. Это создает визуальный образ или «карту» темы, которую автор может использовать для дальнейшего развития темы. Например, тема может иметь четыре различных ответвления (подтемы) и каждая из этих четырех ветвей может иметь две собственные ветви (подтемы подтемы) *Примечание* сюда входят как расходящиеся, так и конвергентные мышление.