Какой компонент относится к структуре личности: Психологическая структура личности

Содержание

Психологическая структура личности

29.09.2011

Личность как целостная сложно организованная система состоит из множества взаимосвязанных элементов (подструктур), каждый из которых имеет определенное функциональное назначение. Они и составляют психологическую структуру личности. Понимание личности предполагает выделение образующих ее элементов, установление характера их связи и функционального назначения. Вопрос о структуре личности в разных теоретических школах решается неоднозначно. Например, в теории личности Алексея Леонтьева в качестве основной структурной единицы рассматривается мотив, а сама личность представляется как система мотивов. В.Н. Мясищев определяет личность как систему отношений, единицей которой служит отдельное отношение. В психоаналитической концепции личность понимается как система, состоящая из трех структурных элементов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Оно представляет собой множество неосознавемых и нравственно осуждаемых потребностей, мотивов и влечений, выполняющих энергетическую функцию.

«Сверх-Я» — это система усвоенных человеком нравственных норм, запретов и ограничений. Они выступают в роли своеобразных нравственных ограничений и контролеров, стоящих на пути бессознательных влечений. «Я» -это сознание человека, представляющего собой арену борьбы «Оно» и «Сверх-Я» и поиска возможностей удовлетворения актуализированных потребностей и влечений.

Развитие личности приводит к существенному изменению ее психологической структуры. Она становится социализированной. Поэтому мы считаем целесообразным и возможным более широкое понимание психологической структуры личности. В качестве основных структурных компонентов личности (личностно образующих элементов) можно выделить следующие: потребностно-мотивационный, волевой, познавательный, эмоциональный, характер, способности и самосознание.

Потребностно-мотивационная сфера личности представляет собой систему устойчивых потребностей и мотивов. Они могут иметь форму интересов, убеждений, идеалов, мечты, влечений, желаний и установок.

Эти личностные образования выступают как источники жизненной активности человека и придают его действиям необходимый энергетический потенциал. Без соответствующей мотивации никакие действия просто невозможны. Потребности и мотивы актуализируются в ситуациях, когда для нормального и благополучного существования человека чего-то недостает: пищи, информации, общения и т.д. Субъективно это переживается как состояние дискомфорта в форме соответствующих желаний, влечений и т. п. феноменов.

Воля — это система психических действий и механизмов сознательной саморегуляции и реализации человеком собственного поведения: целостной деятельности, отдельных действий и актов общения (содействий). Такое поведение называется произвольным. Именно оно характерно для человека как социального существа. Разновидностью произвольного поведения является поведение волевое. Необходимость в нем возникает в ситуациях препятствий и трудностей в реализации поставленных целей. В основе волевого поведения лежат такие психические действия, как целеобразование, смыслообразование, принятие решения, постановка задачи, планирование, регулирование процесса реализации и контроль.

Субъективно подобные действия переживаются в форме следующих феноменов: волевое усилие, напряжение, сомнение, чувство ответственности, принятие решения, представление результата действия и т.п.

Познавательная сфера складывается из системы взаимосвязанных познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания. Субъективно они представлены в форме всевозможных образов, представлений, мыслей, фантазий, воспоминаний и т. д. Каждый их них выполняет свои особенные и уникальные функции, которые невозможно компенсировать с помощью других познавательных процессов. Рассмотрим их основное функциональное назначение:

  1. обеспечивают ориентировку человека в окружающей действительности, в других людях и в самом себе, без которой невозможно выполнение практических действий;
  2. служат инструментом получения и накопления жизненного опыта человека (информации) в форме субъективных образов, понятий и психомоторных схем всевозможных действий;
  3. составляют очень важную часть души человека и принимают самое непосредственное участие в ее построении, развитии и функционировании.

Эмоциональная сфера представлена системой психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений или событий. Субъективно они представлены в форме разнообразных по силе, знаку, окраске и продолжительности эмоций: радости, удивления, огорчения, удовольствия и т.п. Они являются составной частью душевной жизни человека. Основная функция эмоций — субъективная оценка значимости предметов, людей, явлений или событий. Они ориентируют человека в том, насколько полезно или вредно для него что-либо (кто-либо). К другим их функциям относится побуждение к активности, воздействие на работу организма и познавательные процессы. Эмоциональные переживания актуализируются в ситуациях столкновения человека с жизненно значимыми ситуациями, которые либо препятствуют, либо способствуют удовлетворению потребностей и мотивов.

Способности — устойчивые индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного освоения и выполнения деятельности. Они выступают как своеобразные психологические средства (орудия) личности, делающие ее пригодной к деятельности. В них как бы аккумулированы социально выработанные способы оптимального выполнения различных видов деятельности. Особенно ярко они проявляются в сложных и нестандартных ситуациях, требующих поиска принципиально новых нетрадиционных способов действия. Субъективно способности проявляются в форме ощущения легкости выполнения деятельности, удовольствия от ее выполнения, интереса к ней, чувства озарения (инсайта) в момент открытия нового способа.

Характером называется система индивидуальных, устойчивых личностных свойств, проявляющихся в типичных для человека способах поведения в различных жизненных ситуациях и выражающих его отношение к кому-либо или чему-либо: к людям, к деятельности, к Родине, к вещам, к себе и др. (доброта, ответственность, патриотизм, индивидуализм и др.). Каждая черта характера актуализируется в соответствующих ей конкретных жизненных ситуациях, которые являются критическими для нее.

В чертах характера зафиксирован социальный опыт человека, то есть усвоенные им общественно выработанные способы поведения. Поэтому характер образует своеобразный каркас личности. Субъективно каждая черта характера проявляется в форме сложных, синтетических психических состояний, включающих в себя эмоциональные переживания, желания, мысли, образы, сомнения и др.

Самосознание — это особая личностная подструктура, выражающаяся в способности человека выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и отличное от всего окружающего. Благодаря самосознанию человек становится хозяином самого себя, то есть он способен планировать свою жизнедеятельность, ставить перед собой жизненные цели, соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, контролировать и оценивать себя, относиться к себе. В этом и заключается его функциональное назначение. Критическими для актуализации самосознания представляются жизненные ситуации, требующие выделения самого себя в любых своих ипостасях и измерениях: как индивида, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

По своей генетической основе это ситуации преодоления собственной индивидной (природной) сущности. Субъективно самосознание выражается в переживании чувства «Я», которое является неотъемлемым компонентом любых действий, выполняемых человеком в соответствующих ситуациях: Я пишу, Я хочу, Я думаю, Я опасаюсь и т.д. Самосознание является своеобразным ядром, центром, высшей инстанцией и духовной основой личности.

Ключевые слова: Личность

Источник: Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Материалы по теме

Имплицитные теории личности (ИТЛ)

Рождественская Н.А., Способы межличностного познания

Биологическая теория личности

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Экстраверт и интроверт: различия, тесты

Куделин А. С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство

Макроструктура эмоциональной сферы личности

Вытеснение, самосознание, личность

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание…

Что такое быть личностью?

Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999

Аспекты развития личности. Познавательное развитие

Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Эмоциональные качества личности

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Структура личности, ее основные компоненты.

Структура личности, по К. К. Платонову

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности.

Наиболее известной, является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова.

Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни.

Биопсихологические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга.

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды.

Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер, способности.

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. К психическим состояниям относятся: 1) проявления чувств – настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и прочее; 2) проявления внимания – сосредоточенность, рассеянность; 3) проявления воли – решительность, собранность; 4) проявления мышления – сомнения; 5) проявления воображения – грезы и прочее.

Компоненты личности:

Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)

Основные компоненты личности.

Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют, и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Так, например, у А. С. Пушкина доминировало поэтические дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. То же самое можно сказать и о М. Ю. Лермонтове. У Ф. И. Шаляпина основная способность — сценическая. Она подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер. или стиль поведения человека в социальной среде. Характер — сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность), во вторую очередь — волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Вот почему можно сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» — образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Объяснение защитных механизмов в психологии (+ примеры)

Зигмунд Фрейд (1894, 1896) отметил ряд защит эго, на которые он ссылается в своих письменных работах. Его дочь Анна Фрейд (1936) развила эти идеи и усовершенствовала их, добавив десять своих собственных. Многие психоаналитики также добавили дополнительные типы защиты эго.

Защитные механизмы — это психологические стратегии, которые бессознательно используются для защиты человека от тревоги, возникающей из-за неприемлемых мыслей или чувств. Согласно теории Фрейда, защитные механизмы включают искажение реальности таким образом, чтобы мы могли лучше справляться с ситуацией.

Содержание

10 Защитные механизмы: что это такое и как они помогают нам справляться

Мы используем защитные механизмы, чтобы защитить себя от чувства беспокойства или вины, которые возникают, потому что мы чувствуем угрозу, или потому что наше Ид или Суперэго становится слишком требовательным.

Защитные механизмы действуют на бессознательном уровне и помогают предотвратить неприятные чувства (т. е. тревогу) или сделать приятные вещи более приятными для человека.

Механизмы защиты эго естественны и нормальны. Когда они становятся непропорциональными (то есть используются с частотой), развиваются неврозы, такие как тревожные состояния, фобии, навязчивые идеи или истерия.

Вот несколько распространенных защитных механизмов: Существует большое количество защитных механизмов; основные из них приведены ниже.

Отрицание

Отрицание — это защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, который включает отказ принять реальность, тем самым блокируя внешние события от осознания.

Если ситуация слишком сложна, чтобы справиться с ней, человек может отреагировать отказом воспринимать ее или отрицанием ее существования.

Как вы понимаете, это примитивная и опасная защита – никто не игнорирует реальность и не уходит от нее надолго! Он может работать сам по себе или, чаще, в сочетании с другими, более тонкими поддерживающими его механизмами.

Что является примером отрицания?

Многие люди используют отрицание в своей повседневной жизни, чтобы избежать болезненных чувств или областей своей жизни, в которых они не хотят признаваться.

Например, муж может отказаться признавать явные признаки неверности жены. Студент может отказаться признавать свою явную неподготовленность к экзамену!

Подавление

Подавление — это бессознательный защитный механизм, используемый эго для предотвращения осознания беспокоящих или угрожающих мыслей.

Вытеснение, которое Анна Фрейд также называла «мотивированным забыванием», — это именно то, что не может вспомнить угрожающую ситуацию, человека или событие. Мысли, которые часто подавляются, — это мысли, которые могут привести к чувству вины со стороны Супер-Эго.

Это не очень эффективная защита в долгосрочной перспективе, поскольку она включает в себя вытеснение тревожных желаний, идей или воспоминаний в бессознательное, где они, хотя и скрытые, вызывают тревогу.

Подавленные воспоминания могут проявляться подсознательно и в измененных формах, таких как сны или оговорки («оговорки по Фрейду»).

Что является примером репрессий?

Например, при эдиповом комплексе агрессивные мысли об однополых родителях подавляются и вытесняются в бессознательное.

Проекция

Проекция — психологический защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, при котором человек приписывает нежелательные мысли, чувства и мотивы другому человеку.

Проекция, которую Анна Фрейд также называла смещением вовне, почти полная противоположность обращению против себя. Это связано с тенденцией видеть собственные неприемлемые желания в других людях.

Другими словами, желания остались, но они больше не ваши желания.

Что является примером проекции?

Мысли, которые чаще всего проецируются на других, вызывают чувство вины, такие как агрессивные и сексуальные фантазии или мысли.

Например, вы можете кого-то ненавидеть, но ваше суперэго говорит вам, что такая ненависть неприемлема. Вы можете «решить» проблему, поверив, что они вас ненавидят.

Рабочий объем

Смещение — это перенаправление импульса (обычно агрессии) на бессильную замещающую цель. Целью может быть человек или объект, который может служить символической заменой.

Смещение происходит, когда Ид хочет сделать что-то, чего Суперэго не разрешает. Таким образом, Эго находит другой способ высвобождения психической энергии Оно. Таким образом, происходит передача энергии от вытесненного объекта-катексиса к более приемлемому объекту.

Обращение против самого себя — это особая форма смещения, когда человек становится собственной замещающей целью. Обычно оно используется в отношении ненависти, гнева и агрессии, а не более позитивных импульсов, и это фрейдистское объяснение многих наших чувств неполноценности, вины и депрессии.

Идея о том, что депрессия часто является результатом гнева, который мы отказываемся признавать, принимается многими людьми, как фрейдистами, так и нефрейдистами.

Что является примером смещения?

Тот, кто чувствует себя некомфортно из-за своего сексуального влечения к реальному человеку, может заменить его фетишем.

Тот, кто разочарован своим начальством, может пойти домой и пнуть собаку, избить члена семьи или сжечь кресты.

Регрессия

Регрессия — это защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, посредством которого эго возвращается к более ранней стадии развития, обычно в ответ на стрессовые ситуации.

Регрессия функционирует как форма отступления, позволяя человеку психологически вернуться в прошлое, к периоду, когда он чувствовал себя в большей безопасности.

Что является примером регрессии?

Когда мы обеспокоены или напуганы, наше поведение часто становится более детским или примитивным.

Ребенок может снова начать сосать палец или мочиться в постель, когда ему нужно провести некоторое время в больнице. Подростки могут безудержно хихикать, когда их вводят в социальную ситуацию с участием противоположного пола.

Сублимация

Сублимация похожа на замещение, но происходит, когда нам удается заменить наши неприемлемые эмоции поведением, которое является конструктивным и социально приемлемым, а не деструктивной деятельностью. Сублимация — один из оригинальных защитных механизмов Анны Фрейд.

Сублимация для Фрейда была краеугольным камнем цивилизованной жизни, так как искусство и наука — это сублимированная сексуальность. (Примечание: это ценностная концепция, основанная на устремлениях европейского общества конца 1800-х годов).

Что является примером сублимации?

Многие великие артисты и музыканты прожили несчастливую жизнь и использовали искусство музыки для самовыражения. Спорт — еще один пример превращения наших эмоций (например, агрессии) во что-то конструктивное.

Например, фиксация на оральной стадии развития может позже привести к поиску орального удовольствия во взрослом возрасте посредством сосания большого пальца, ручки или сигареты. Кроме того, фиксация во время анальной стадии может привести к тому, что человек сублимирует свое желание обращаться с фекалиями с удовольствием от гончарного дела.

Рационализация

Рационализация — это защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, включающий когнитивное искажение «фактов», чтобы сделать событие или импульс менее угрожающим. Мы делаем это достаточно часто на достаточно сознательном уровне, когда находим себе оправдания.

Но многим людям с чувствительным эго придумывать оправдания дается так легко, что они даже не осознают этого. Другими словами, многие из нас вполне готовы поверить в свою ложь.

Что является примером рационализации?

Когда человеку трудно принять ситуацию, он придумает логическую причину, почему это произошло. Например, человек может объяснить стихийное бедствие как «божью волю».

Формирование реакции

Формирование реакции, которую Анна Фрейд назвала «верой в обратное», представляет собой психологический защитный механизм, при котором человек выходит за рамки отрицания и ведет себя противоположно тому, как он или она думает или чувствует.

Сознательное поведение используется для сверхкомпенсации беспокойства, которое человек испытывает по поводу своих социально неприемлемых бессознательных мыслей или эмоций.

Обычно реактивное образование характеризуется преувеличенным поведением, таким как эффектность и навязчивость.

Используя формирование реакции, Ид удовлетворяется, сохраняя эго в неведении об истинных мотивах.

Терапевты часто наблюдают формирование реакции у пациентов, которые утверждают, что твердо во что-то верят и злятся на всех, кто не согласен.

Что является примером формирования реакции?

Фрейд утверждал, что мужчины, имеющие предубеждения против гомосексуалистов, защищаются от собственных гомосексуальных чувств, занимая жесткую антигомосексуальную позицию, которая помогает им убедить себя в своей гетеросексуальности.

Другой пример формирования реакции включает послушную дочери, которая любит свою мать, реагируя на свою Эдипову ненависть к матери.

Интроекция

Интроекция, иногда называемая идентификацией, включает принятие собственных личностных характеристик другого человека, потому что это решает некоторые эмоциональные трудности.

Интроекция очень важна для теории Фрейда как механизм, с помощью которого мы развиваем наши супер-эго.

Что является примером интроекции?

Ребенок, которого часто оставляют одного, может каким-то образом попытаться стать «мамой», чтобы уменьшить свои страхи. Иногда вы можете поймать их на том, что они говорят своим куклам или животным не бояться. И мы видим, что ребенок постарше или подросток подражает своей любимой звезде, музыканту или спортивному герою, пытаясь установить свою идентичность.

Идентификация с агрессором

Идентификация с агрессором — это защитный механизм, предложенный Шандором Ференци и позднее разработанный Анной Фрейд.

Жертва перенимает поведение более могущественного и враждебного по отношению к ней человека.

Интернализируя поведение агрессора, «жертва» надеется избежать жестокого обращения, поскольку агрессор может начать чувствовать эмоциональную связь с жертвой, что приводит к чувству сопереживания.

Что является примером идентификации с агрессором?

Идентификация с агрессором — это разновидность интроекции, которая фокусируется на усвоении не общих или положительных черт, а отрицательных или пугающих черт. Если вы кого-то боитесь, вы можете частично победить этот страх, став более похожим на него.

Крайним примером этого является Стокгольмский синдром, когда заложники устанавливают эмоциональную связь со своим захватчиком (ами) и перенимают его поведение.

Пэтти Херст подверглась жестокому обращению со стороны похитителей, однако присоединилась к их Симбионистской Освободительной Армии и даже приняла участие в одном из ограблений банка. На суде ее оправдали, поскольку она была жертвой стокгольмского синдрома.

Ссылки

Ferenczi, S. (1933). Смешение языков у взрослых и детей (стр. 156-67) .

Фрейд, А. (1937). Эго и механизмы защиты , Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа.

Фрейд, С. (1894). Защитные нейропсихозы . СЭ, 3: 41-61.

Фрейд, С. (1896). Дальнейшие замечания о нейропсихозах защиты . СЭ, 3: 157-185.

Фрейд, С. (1933). Новые вводные лекции по психоанализу . Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа. Стр. xi + 240.

Paulhus, D.L., Fridhandler, B., & Hayes, S. (1997). Психологическая защита: современная теория и исследования. В Р. Хоган, Дж. А. Джонсон и С. Р. Бриггс (ред.), Справочник по психологии личности (стр. 543-579). http://dx.doi.org/10.1016/B978-012134645-4/50023-8

Дополнительная литература

  • Название действия механизма защиты
  • Статья БПС о репрессиях
  • Изучение концепции идентификации Ференци с агрессором: ее роль в травмах, повседневной жизни и терапевтических отношениях
  • Крамер, П. (2015). Понимание защитных механизмов. Психодинамическая психиатрия, 43(4), 523-552.
  • Механизмы защиты Фрейда и эмпирические данные современной социальной психологии: формирование реакции, проекция, смещение, уничтожение,
    Изоляция, сублимация и отрицание
  • Сводная таблица защитных механизмов
    Психологическая защита: современная теория и исследования

Обзор психоаналитической терапии Фрейда

Психоанализ определяется как набор психологических теорий и терапевтических методов, берущих свое начало в работах и ​​теориях Зигмунда Фрейда.

Основным допущением психоанализа является вера в то, что все люди обладают бессознательными мыслями, чувствами, желаниями и воспоминаниями.

Согласно Фрейду, невротические проблемы в более позднем возрасте являются продуктом конфликтов, возникающих на эдипальной фазе развития. Эти конфликты могут быть подавлены, потому что незрелое эго не в состоянии справиться с ними в данный момент.

Основные предположения

  • Психоаналитические психологи считают, что психологические проблемы коренятся в бессознательном.
  • Манифестные симптомы обусловлены латентными (скрытыми) нарушениями.
  • Типичные причины включают нерешенные проблемы во время развития или подавленную травму.
  • Фрейд считал, что людей можно вылечить, если они осознают свои бессознательные мысли и мотивы, достигая таким образом понимания.
  • Лечение направлено на осознание подавленного конфликта, чтобы клиент мог с ним справиться.

Целью психоаналитической терапии является создание правильных условий, чтобы пациент мог перенести эти конфликты в сознание, где их можно было бы рассмотреть и разрешить. Только катарсический (т. е. исцеляющий) опыт может помочь человеку и «исцелить его».

Содержание

Как мы можем понять бессознательное?

Помните, что психоанализ — это не только теория, но и терапия. Психоанализ обычно используется для лечения депрессии и тревожных расстройств.

В психоанализе (терапии) Фрейд укладывал пациента лежать на кушетке, чтобы расслабиться, а сам сидел позади него и делал заметки, пока они рассказывали ему о своих снах и детских воспоминаниях. Психоанализ был бы длительным процессом, включающим множество сеансов с психоаналитиком.

Во время анализа аналитик предлагает интерпретации мыслей, действий и снов пациента и указывает на их защиты. Тщательно ожидая, пока сам пациент не придет к такому же пониманию, аналитик может максимизировать воздействие интерпретации.

С этими интерпретациями связана проблема отрицания пациентом. У аналитика вполне могут быть основания полагать, что отрицание пациентом интерпретации, предложенной аналитиком, является еще одним примером защитного процесса.

Анализу защит придают особое значение современные психоаналитики (известные как эго-аналитики), которые оспаривают относительно слабую роль, которую Фрейд отводил эго (Davison & Neale, 1994). Они утверждают, что защитные механизмы — это бессознательные инструменты эго для отражения конфронтации с тревогой.

Из-за природы защитных механизмов и недоступности детерминированных сил, действующих в бессознательном, психоанализ в его классической форме представляет собой длительный процесс, часто включающий от 2 до 5 сеансов в неделю в течение нескольких лет.

Особое значение во время психоанализа имеют попытки пациента сопротивляться. Они могут попытаться заблокировать обсуждение, быстро сменив тему, например, или даже пренебрегая явкой на терапию. Фрейд считал эти сопротивления ценным способом выявления чувствительных зон в бессознательном пациента.

Этот подход предполагает, что уменьшение симптомов само по себе относительно несущественно, поскольку, если основной конфликт не разрешен, просто замещаются более невротические симптомы.

Аналитик обычно представляет собой «пустой экран», раскрывая очень мало о себе, чтобы клиент мог использовать пространство в отношениях для работы над своим бессознательным без вмешательства извне.

Психоаналитик использует различные техники для поощрения клиента к пониманию своего поведения и значений симптомов, включая чернильные пятна, парапраксии, свободные ассоциации, интерпретацию (включая анализ сновидений), анализ сопротивления и анализ переноса.

1) Кляксы Роршаха

Из-за природы защитных механизмов и недоступности детерминированных сил, действующих в бессознательном,

Клякса Роршаха сама по себе ничего не значит, она неоднозначна (т.е. неясна). Важно то, что вы прочтете в нем. Разные люди будут видеть разные вещи в зависимости от того, какие бессознательные связи они устанавливают.

Чернильное пятно известно как проективный тест, поскольку пациент «проецирует» информацию из своего подсознания, чтобы интерпретировать чернильное пятно.

Однако поведенческие психологи, такие как Б. Ф. Скиннер, критиковали этот метод как субъективный и ненаучный.

Щелкните здесь, чтобы проанализировать свое бессознательное с помощью чернильных пятен.

2) Оговорка по Фрейду

Бессознательные мысли и чувства могут переходить в сознание в форме парапраксов, широко известных как оговорки по Фрейду или оговорки. Мы раскрываем то, что на самом деле у нас на уме, говоря то, что мы не хотели.

Фрейд считал, что это не случайность, а полностью результат работы бессознательного. Как таковые, они были ценным источником понимания этой части человеческого разума. Они более технически известны как парапраксы.

Например, диетолог, читавший лекцию, хотел сказать, что мы всегда должны требовать от хлеба самого лучшего, но вместо этого сказал «постель». Другой пример, когда человек может назвать нового партнера друга по имени предыдущего, который нам больше нравился.

Фрейд считал, что оговорки обеспечивают проникновение в бессознательное и что случайностей не бывает, каждое поведение (включая оговорки) значимо (т. е. все поведение детерминировано).

3) Свободные ассоциации

Свободные ассоциации — это психоаналитический термин, используемый для описания свободных ассоциаций идей, которые могут дать представление о бессознательном уме пациента.

При свободных ассоциациях пациенту предлагается свободно говорить и озвучивать все, что приходит на ум. Таким образом, пациент может вывести на поверхность содержание, ранее подвергавшееся цензуре со стороны эго.

В этой технике терапевт дает слово или идею, а пациент сразу же непринужденно отвечает первым словом, которое приходит на ум. Затем аналитик предлагает интерпретацию наблюдаемой взаимосвязи.

Есть надежда, что в ходе свободных ассоциаций всплывут фрагменты подавленных воспоминаний, что даст возможность заглянуть в бессознательное.

Свободные ассоциации могут оказаться бесполезными, если клиент сопротивляется и не хочет говорить, что он думает.

С другой стороны, наличие сопротивления (например, чрезмерно длинная пауза) часто дает убедительный признак того, что клиент приближается к какой-то важной вытесненной идее в своем мышлении, и что дальнейшее исследование со стороны терапевта называется для.

Фрейд сообщал, что его пациенты со свободными ассоциациями время от времени испытывали такие эмоционально интенсивные и яркие воспоминания, что они почти заново переживали этот опыт. Это как «воспоминание» о войне или пережитом изнасиловании.

Такое стрессовое воспоминание, настолько реальное, что кажется, что оно происходит снова, называется абреакцией. Если такое тревожное воспоминание произошло во время терапии или с поддерживающим другом, и человек почувствовал себя лучше — облегчением или очищением — позже, это можно было бы назвать катарсисом.

Часто эти сильные эмоциональные переживания давали Фрейду ценную информацию о проблемах пациента.

4) Анализ сновидений

Согласно Фрейду, анализ сновидений — это «королевская дорога в бессознательное». Он утверждал, что сознательный разум подобен цензору, но он менее бдителен, когда мы спим.

При анализе сновидений аналитик пытается разгадать и интерпретировать символическую природу сновидений пациента. Истинные заботы пациента часто маскируются в их снах и могут переживаться символически, т. е. им снится нечто, представляющее их заботу, а не непосредственно сама забота. Истинные опасения пациента часто маскируются в этой символической форме, чтобы защитить сознание от развития полного осознания лежащего в их основе беспокойства.

В результате подавленные идеи выходят на поверхность, хотя то, что мы помним, вполне могло быть изменено во время сна.

В результате нам необходимо различать явное содержание и скрытое содержание сновидения. Первое — это то, что мы на самом деле помним.

На самом деле это означает последнее. Фрейд считал, что очень часто реальное значение сна имеет сексуальное значение, и в своей теории сексуального символизма он размышляет о скрытом значении общих тем сновидений.

5) Анализ переноса

Ключевое значение в психоаналитической терапии имеет перенос. Первоначально Фрейд заметил, что его пациенты иногда чувствовали и вели себя по отношению к нему так, как если бы он был важной персоной из прошлого пациента.

Иногда эти чувства были положительными, а иногда отрицательными и враждебными. Фрейд предположил, что это были пережитки отношения пациента к этим важным лицам в прошлом.

Фрейд чувствовал, что этот перенос был неизбежным аспектом психоанализа, и использовал его, чтобы объяснить пациентам детское происхождение многих беспокойств и страхов.

В психоанализе перенос считается необходимым для полного излечения. Аналитики используют тот факт, что перенос развивается, как признак того, что важный подавленный конфликт приближается к поверхности.

Клиническое применение

Психоанализ (наряду с роджерианским гуманистическим консультированием) является примером глобальной терапии (Comer, 1995, p. 143), целью которой является помощь клиентам в осуществлении серьезного изменения всего их взгляда на жизнь.

Это основано на предположении, что текущая неадекватная точка зрения связана с глубоко укоренившимися личностными факторами. Глобальная терапия отличается от подходов, которые сосредоточены в основном на уменьшении симптомов, таких как когнитивный и поведенческий подходы, так называемая терапия, основанная на проблеме.

Психоаналитическая терапия считается подходящей в основном для лечения невротических расстройств (например, тревоги и расстройств пищевого поведения), а не психотических расстройств, таких как шизофрения. Он также используется при депрессии, хотя его эффективность в этой области более сомнительна из-за апатичной натуры депрессивных пациентов.

Связанная с этим проблема заключается в большей вероятности переноса у пациентов с депрессией, проходящих психоанализ. Они, вероятно, демонстрируют крайнюю зависимость от важных людей в своей жизни (включая своего терапевта) и, следовательно, более склонны к развитию переноса (Комер, 19 лет).95).

Тревожные расстройства, такие как фобии, панические атаки, обсессивно-компульсивные расстройства и посттравматическое стрессовое расстройство, являются очевидными областями, в которых можно предположить, что психоанализ работает.

Цель состоит в том, чтобы помочь клиенту смириться со своими собственными импульсами Ид или распознать источник своей текущей тревоги в детских отношениях, которые вновь переживаются во взрослой жизни. Свартберг и Стайлз (1991) и Прочаска и ДиКлементе (1984) отмечают, что доказательства его эффективности неоднозначны.

Salzman (1980) предполагает, что психодинамическая терапия обычно мало помогает клиентам с определенными тревожными расстройствами, такими как фобии или ОКР, но может быть более полезной при общих тревожных расстройствах.

Salzman (1980) на самом деле выражает обеспокоенность тем, что психоанализ может усилить симптомы ОКР из-за склонности таких клиентов чрезмерно беспокоиться о своих действиях и размышлять о своем тяжелом положении (Noonan, 1971).

Комер также предполагает, что психоанализ может не подходить для пациентов, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством, поскольку он может непреднамеренно усилить их склонность к чрезмерной интерпретации событий в их жизни.

Депрессию можно лечить с помощью психоаналитического подхода. Психоаналитики связывают депрессию с потерей, которую испытывает каждый ребенок, осознавая свою отделенность от родителей в раннем детстве. Неспособность смириться с этим может сделать человека склонным к депрессии или депрессивным эпизодам в более позднем возрасте.

Затем лечение включает в себя поощрение клиента к тому, чтобы он вспомнил этот ранний опыт и распутал фиксацию, которая возникла вокруг него. Особое внимание уделяется переносу при работе с депрессивными клиентами из-за их непреодолимой потребности зависеть от других.

Цель состоит в том, чтобы клиенты стали менее зависимыми и выработали более функциональный способ понимания и принятия потери/отвержения/изменения в своей жизни.

Шапиро и Эмде (1991) сообщают, что психодинамическая терапия была успешной лишь изредка. Одной из причин может быть то, что люди в депрессии могут быть слишком неактивными или немотивированными для участия в сеансе. В таких случаях может быть полезен более директивный, сложный подход.

Другая причина может заключаться в том, что депрессивные люди могут рассчитывать на быстрое излечение, а поскольку психоанализ этого не предлагает, клиент может уйти или чрезмерно вовлечься в разработку стратегий для поддержания зависимых переносных отношений с аналитиком.

Критическая оценка

  • Терапия требует очень много времени и вряд ли даст быстрые ответы.
  • Люди должны быть готовы вкладывать много времени и денег в терапию; они должны быть мотивированы.
  • Они могут обнаружить некоторые болезненные и неприятные воспоминания, которые были подавлены, что причиняет им больше беспокойства.
  • Этот вид терапии подходит не для всех людей и не для всех типов расстройств.
  • Природа психоанализа создает дисбаланс сил между терапевтом и клиентом, что может привести к возникновению этических проблем.

В последние годы высказывалась критика, что если психоанализ приносит пользу людям, то только тем, кто обладает определенными качествами. Аббревиатура YAVIS использовалась для обозначения того, что пациенты, которые молоды, привлекательны, разговорчивы, умны и успешны, скорее всего, получат пользу от психоанализа.

Немногие исследования подтверждают первые три из этих предположений, хотя наряду с последними двумя предположениями есть свидетельства того, что психоанализ также лучше всего работает с теми клиентами, которые высоко мотивированы и позитивно относятся к терапии.

Айзенк (1952) выдвинул самое разрушительное обвинение в адрес психоанализа, когда сделал обзор исследований терапевтических результатов невротических пациентов. Он обнаружил, что примерно половина выздоровела в течение двух лет. Для психоанализа было так убийственно то, что для подобных пациентов, которые вообще не получали лечения (контрольный лист ожидания), эта цифра составляла около двух третей.

Критики открытий Айзенка обнаружили, что он сделал ряд произвольных суждений о «выздоровлениях», которые были неблагоприятны для групп, получавших психоаналитическое лечение.

Бергин (1971) обнаружил, что при выборе различных критериев результата улучшение в группе психоаналитического лечения возросло до 83%, в то время как процент пациентов контрольной группы, показавших значительное улучшение, снизился до 30%.

Фишер и Гринберг (1977) в обзоре литературы заключают, что психоаналитическая теория не может быть принята или отвергнута как пакет, «это законченная структура, состоящая из многих частей, некоторые из которых следует принять, другие отвергнуть и остальные, по крайней мере, частично изменены».

Утверждения Айзенка об эффективности психоанализа показали трудности оценки в этой области. Индивидуальные различия пациентов и терапевтов, а также отношения между ними могут запутать попытки измерить эффективность определенного типа лечения. Измерение результатов лечения также может вызвать проблемы при определении того, что подразумевается под «излечением».

Корсини и Веддинг (1995, 2013) утверждают, что, в зависимости от задействованных критериев, оценки «излечения» в результате психоанализа колеблются от 30% до 60%.

Хотя изменения в проявлении симптомов могут быть подходящим способом измерения эффективности бихевиористских техник, эффективность психоаналитической терапии, которая обычно длится несколько лет, является более субъективной и измеряется только степенью, в которой сами клиенты чувствуют, что их состояние улучшилось.

Fonagy (1981) задается вопросом, имеют ли сами по себе обоснованность попытки подтвердить подход Фрейда с помощью лабораторных тестов.

Теория Фрейда ставит под сомнение саму основу рационалистического, научного подхода и вполне может рассматриваться как критика науки, а не наука, отвергающая психоанализ, потому что он не поддается опровержению.

Метод тематического исследования подвергается критике, так как сомнительно, что обобщения могут быть действительными, поскольку метод открыт для многих видов предубеждений (например, Маленький Ганс).

Тем не менее, психоанализ связан с предложением интерпретаций текущему клиенту, а не с разработкой абстрактных дегуманизированных принципов.

Энтони Сторр (1987), известный психоаналитик, выступавший в программе «Все в уме» на телевидении и радио 4, придерживается мнения, что, хотя многие психоаналитики имеют под рукой огромное количество «данных» по случаям, эти наблюдения должны быть загрязнены субъективным личным мнением и не должны считаться научными.

Проверка обучения: вы терапевт

Прочитайте примечания ниже. Определите методы, которые использует терапевт. Как вы думаете, в чем проблема Альберта?

Молодой человек, 18 лет, направлен к психоаналитику своим семейным врачом. Похоже, что в течение последнего года молодой человек (Альберт) испытывал различные симптомы, такие как головные боли, головокружение, учащенное сердцебиение, нарушения сна — все это связано с крайней тревогой.

Симптомы сопровождаются постоянным, но периодически подавляющим страхом смерти. Он считает, что у него опухоль головного мозга и поэтому он умрет.

Однако, несмотря на исчерпывающие медицинские тесты, невозможно определить физическую причину симптомов. В конце концов врач приходит к выводу, что симптомы Альберта, вероятно, имеют психологическую основу.

Альберт приходит в кабинет аналитика в сопровождении родителей. Он описывает свои проблемы и описывает свои отношения с родителями как «радужные», хотя и признает, что его отец может быть «немного строгим».

Выясняется, что отец не разрешает Альберту выходить на улицу в будние дни, а в выходные он должен быть дома к 23:00.

Кроме того, он успешно разорвал отношения между Альбертом и девушкой, потому что считал, что они «слишком сблизились». Описывая это, Альберт не проявляет сознательного негодования, рассказывая о событиях в эмоциональной, фактической манере.

Во время одного сеанса, на котором Альберта поощряли к свободному общению, он продемонстрировал степень сопротивления в следующем примере:

«Я помню один день, когда я был маленьким, и мы с мамой ходить по магазинам вместе. Мой отец пришел домой рано, и вместо того, чтобы моя мать повела меня гулять, они ушли вдвоем, оставив меня с соседкой. Я чувствовал… по какой-то причине мой разум стал совершенно пустым».

Этот отрывок довольно типичен для воспоминаний Альберта.

Иногда Альберт опаздывает на прием к терапевту, реже пропускает прием, утверждая, что забыл.

СОН АЛЬБЕРА

Во время одного сеанса Альберт рассказывает о сне, в котором его отец уезжает в поезде, а Альберт остается на платформе, держась за руки с матерью и девушкой. Он чувствует себя и счастливым, и виноватым одновременно.

Через некоторое время, после того как сеансы терапии продолжались несколько месяцев, аналитик берет двухнедельный отпуск. Вскоре после этого во время сеанса Альберт сердито говорит терапевту.

«Какого черта ты решил взять отпуск со своей чертовой женой, как раз в тот момент, когда мы начали что-то делать с моим анализом».

Ссылки

Comer, R. J. (1995). Аномальная психология (2-е изд.) . Нью-Йорк: WH Freeman.

Дэвисон Г.К. и Нил Дж.М. (1994). Аномальная психология . Нью-Йорк: Джон Уилли и сыновья.

Айзенк, Х. Дж. (1952). Эффекты психотерапии: оценка. Journal of Consulting Psychology , 16 (5), 319.

Fisher, S., & Greenberg, R. P. (1977). Научная достоверность теорий и терапии Фрейда . Издательство Колумбийского университета.

Фонаги, П. (1981). Несколько статей в области психоанализа и клинической психологии .

Фрейд, С. (1916-1917). Вводные лекции по психоанализу . СЭ, 22: 1-182.

Фрейд, А. (1937). Эго и механизмы защиты. Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа.

Гарфилд С.Л., Прагер Р.А. и Бергин А.Е. (1971). Оценка результатов психотерапии: выносливый многолетник .

Нунан, Дж. Р. (1971). Обсессивно-компульсивная реакция, которую лечат индуцированной тревогой. Американский журнал психотерапии , 25(2), 293.

Prochaska, J., & C. DiClemente (1984). Транстеоретический подход: преодоление традиционных границ терапии . Хоумвуд, Иллинойс, Доу-Джонс-Ирвин.

Зальцман, Л. (1980). Лечение навязчивой личности . Издательство Джейсон Аронсон Инк.

Шапиро, Т., и Эмде, Р. Н. (1991). Введение: некоторые эмпирические подходы к психоанализу. Журнал Американской психоаналитической ассоциации , 39, 1-3.

Сторр, А. (1987). Почему психоанализ не наука. Волны разума .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *