Пирамида Маслоу в дизайне, или Эмоциональный дизайн для бизнеса — Дизайн на vc.ru
Тимур Мухамедов
Вы знаете, что такое дизайн. Это достаточно субъективное понятие, и особенно в том случае, когда заказчик оценивает работу. Очень важно, чтобы дизайнер четко понимал конечную цель заказчика. Я коммерсант, поэтому дизайн для меня — способ повысить доходность компании.
Дизайну нужно уделять внимание. Вы не приходите на собеседование или переговоры в пижаме. У каждого есть свой стиль, благодаря которому складывается общее впечатление — в том числе, стиль должен быть у компании.
Дизайн в бизнесе — это не творчество, это способ зарабатывать. Поэтому дизайн — это работа: математиков-аналитиков, концептуалов, дизайнеров и специалистов по коммуникациям. Поясню: концептуалы — это все те же креативщики, только с более расширенными функциями. В первую очередь, имеется в виду их аналитическая деятельность. Аналитики-математики и концептуалы работают в тесной взаимосвязи. Одни занимаются сбором данных и выводами, другие сопоставляют факты и делают прогноз, третьи перерабатывают и формируют идею бренда компании, а дальше создается гениальный дизайн.
Многие этот процесс называют креативом. Я не вижу смысла употребления этого термина, он уже давно перестал нам говорить об уникальности и непохожести. Поэтому формулировку можно заменить на «создание стиля». Так как цель — подчеркнуть именно неповторимость компании, а значит создать уникальность, создать стиль.
Сегодня мы говорим не просто о дизайне, мы говорим об эмоциональном дизайне. Все сегодня связано с эмоциями. Сегодня мы покупаем не товар, мы покупаем эмоции, которые он отражает. Эмоции — это способ отличаться от конкурентов, это способ общаться с аудиторией.
Всем известны уровни потребностей человека, старая добрая пирамида Маслоу:
- Физиологические потребности;
- Потребность в безопасности;
- Социальные потребности;
- Потребности в уважении и признании;
- Потребность в самореализации.
Мы не можем удовлетворить потребности высшего уровня, если потребности низшего уровня не удовлетворены. Пирамида в том числе актуальна и при создании дизайна. Мы все так же должны удовлетворить потребности, только инструменты специфические — визуальные (логотип, фирменный стиль, интерфейс и т. д.)
А теперь переложим идею Маслоу на дизайн. Какой он должен быть?
- Функциональный;
- Надежный;
- Удобный;
- Доставляющий удовольствие.
1. Функциональность
Дизайн должен удовлетворять потребность пользователя, должен быть наделен определенными функциями. Особенно это касается дизайна интерфейсов. Помните, как Apple выпустила Ping? Компания пыталась построить социальную сеть вокруг музыкальной библиотеки iTunes. Попытка завершилась провалом, во многом потому что пользователи не могли обмениваться композициями с друзьями в Twitter и Facebook.
Это должно учитываться не только во время разработок сайтов и приложений. Но и в дизайне логотипа, в дизайне баннеров и т. д. Например, если мы создаем дизайн рекламного баннера, который будет размещен на дорожной развязке, он должен нести именно ту информацию и использовать тот визуальный ряд, которые требуются потребителю в данный момент.
2. Надежность
Во всем. Это касается не только дизайна, но и продукта, и информационного носителя, и компании в целом. Помните, как пользователи Twitter ненавидели кита, появление которого означало, что сервер перегружен или недоступен? Если сервер время от времени «зависает», то пользователи покинут его.
3. Удобство
Естественно, дизайн должен быть удобным. Это и удобная упаковка, и удобный интерфейс, и многое другое. Все знают пластыри «Компид», пластыри самые обыкновенные, но упаковка! Дизайн упаковки выполнен с учетом особенностей русского человека, коробочка удобна для дальнейшего использования. Здесь можно хранить разные мелочи: гаечки, болтики, пуговицы. Ну или что душе угодно. И «Компид» покупают! Переплачивая только за упаковку.
4. И, наконец, эмоции
В чем же заключается эмоциональная составляющая дизайна, которая влияет на прибыль компании? Вот три правила эмоционального дизайна:
- Дизайн бренда — отражение потребителя;
- Дизайн — практическая эстетика;
- Индивидуальность — решение проблемы.
Эти правила работают не только в дизайне, в общении с коллегами, в переговорах, в рекламе или в PR. Все зависит от вашей находчивости — где и как вы будете это использовать, решать вам.
1. Дизайн бренда — это отражение потребителя
Есть такое замечательное выражение: «Мир — наше зеркало». Все, что окружает человека, — это отражение его самого. Мы покупаем только то, что подходит нам, не только по размеру или по функциям, но и эмоционально.
Поэтому бренды сегодня становятся людьми. Сегодня каждый бренд можно описать как человека: по поведению, самопрезентации, характеру. Например:
Квас «Никола»
- Характер: простой русский парень, славный малый;
- Самопрезентация: говорю правду в лицо, не буду ничего скрывать от вас, дорогие россияне;
- Поведение: борец за правду и за натуральное в продуктах.
Carlo Pazolini
- Характер: денди, представитель высших сословий;
- Самопрезентация: эффектный выход, настоящий стиль рождается здесь;
- Поведение: яркое появление, четкая презентация, всегда знает, чего хочет.
Почему бренд и его дизайн должны отражать индивидуальность покупателя и в то же время быть универсальным для всей аудитории? За неповторимыми характерами и взглядами на жизнь скрываются универсальные психологические принципы. При создании эмоционального дизайна эти принципы превращаются в бесценные инструменты.
Еще Дарвин считал, что мы идем по жизни с одним и тем же эмоциональным лексиконом. Об этом говорит в своих книгах Пол Экман (его книги очень известны благодаря сериалу «Обмани меня»). Есть универсальные эмоции: страх, радость, ненависть, печаль, удивление. И их проявление тоже универсально.
Эти универсальные эмоции и есть универсальное решение для дизайна и для бизнеса. Они должны закладываться в основу взаимодействия компании с клиентами и партнерами. Чем сильнее эмоции, тем лучше происходит запоминание.
2. Дизайн сегодня — это практичная эстетика
Практичная эстетика. Apple постоянно придерживается принципов практичной эстетики, и клиенты возвращаются к ней снова и снова. Основная идея — дизайн должен упрощать процесс взаимодействия. Как говорит в своей книге Emotional Design («Эмоциональный дизайн») первопроходец в области юзабилити Дональд Норман, «красивый дизайн вызывает в мозгу позитивный эмоциональный отклик, который улучшает наши когнитивные способности».
Привлекательные вещи заставляют людей хорошо себя чувствовать, что, в свою очередь, заставляет их мыслить творчески. А творческое восприятие позволяет проще решать задачи.
3. Индивидуальность — решение проблемы
Дизайн вашей компании должен быть индивидуальным. Банально, но факт. Благодаря индивидуальности рождаются дружеские отношения и возникают эмоциональные связи. Создавая дизайн, я думаю о том, чтобы с конечным потребителем общался не бренд или компания, а живой человек. Так мы дарим аудитории что-то новое. Мы дарим человеку новый опыт. А значит, привлекаем его. Это и влияет на благосостояние компании.
Игорь Тишкин. Социальные кнопки и пирамида Маслоу. — Блог Ющука Евгения Леонидовича. Конкурентная разведка.
Как показывает мой опыт, понимание «Пирамиды Маслоу» — сродни тесту на абстрактное мышление и на умение видеть стратегические модели за нагромождением частностей. Причем не только видеть, но и использовать их на практике — поскольку понимание «Пирамиды Маслоу» дает ключ к разрешению многих ситуаций в свою пользу.
Специалистам конкурентной разведки, несомненно, будет полезен материал Игоря Тишкина, в котором «Пирамида Маслоу» подана так, как она и должна подаваться практикам — в качестве инструмента планирования действий, в которые вовлечены люди.
Игорь Тишкин. «Социальные кнопки и пирамида Маслоу: какие потребности удовлетворяют пользователи социальных сетей»
Источник: сайт Игоря Тишкина
Инфографика — отсюда.
Мы можем легко предположить, что причины, по которым пользователи лайкают и репостят материалы в социальных сетях, лежат в области психологии. Маркетологам всегда хотелось понять пользователей, раскрыть «крепкий орешек» мозга потребителей и заглянуть в их нейроны, чтобы составить формулы, по которым можно безошибочно написать успешное рекламное объявление или статью, которую прочитают миллионы людей.
За основу потребительского поведения маркетологи одно время брали пирамиду Абрахама Маслоу (которую, кстати, ему ошибочно приписывают), затем отвергали как ничего не объясняющую в покупательских предпочтениях. Сегодня, я думаю, самое время вспомнить учение выдающегося американского психолога, поскольку его набор потребностей человека может объяснить именно поведение пользователей в Сети с точки зрения интереса к контенту и предпочтений для передачи на показ своим друзьям, френдам и подписчикам.
Физиологический
Это самый базовый и большой уровень в пирамиде, он лежит в основе всего и является самым широким в модели, предложенной известным психологом. В неё входят потребности: в еде, воде, в сне, приюте и тепле. Этот и следующий уровень представляют собой наиболее «приближенные к земле», физические потребности. Поэтому на него надо ориентироваться тем маркетологам, чьи продукты удовлетворяют потребительские потребности в еде и других базовых вещах.
Например, если вы владелец ресторана или маркетолог в продуктовом производстве, вам помогут, вероятно, картинки с красивыми тортами, пирожными и сырами. А также поваров и изображение методов приготовления пищи, инфографика рецептов.
Разумеется, лучше всего для размещения картинок и статей на тематических порталах, формулах и в блогах для максимального охвата целевой аудитории.
Безопасность
Уровень безопасности включает в себя: защиту, исправность вещей и техники, закон, работу, здоровье. Сюда же входит и заработок, средства для жизни и пропитания. Поэтому тема заработка, работы, всё что связано с поддержанием жизни на определенном уровне, выход из-за черты бедности и достижение материального достатка – всё здесь.
Конечно же, к этим ценностям могут свободно апеллировать страховщики и производители систем безопасности. А также производители любой техники, как бытовой, так и сложной инженерной продукции, если они заботятся о безопасности клиентов.
Любовь, принадлежность, социализация
Сейчас поднимаемся на уровень выше, с физических потребностей переходим на уровень коммуникации. Сюда входят дружба, любовь и интимные отношения. По Маслоу, люди нуждаются в принадлежности к какой-либо социальной группе, они хотят быть понятыми и принятыми в определенных кругах общества, человек остро нуждается в общении, друзьях и коллегах.
Обычный человек, принимая решение, прислушивается к чьему-либо мнению, будь это эксперт в какой-то области, доктор или близкий друг. Это как раз та самая черта, которая толкает пользователей вступать в группы и подписываться на страницы в социальных сетях. Если ваши друзья поделились интересной ссылкой, то велика вероятность, что она вам тоже понравится, и вы сделаете репост интересного материала.
Эта концепция, пожалуй, и легла в основу бизнеса Groupon, ставшего пионером целого направления купонных порталов. Чем больше народу приобрело товар, особенно если они ваши друзья или знакомые, тем выше они в вашем списке предложений и, соответственно, тем больше у вас доверия к предложению.
Уважение, почтение
На этом уровне, после того как человек удовлетворил свои физиологические потребности, обеспечил безопасность и вступил в приемлемое сообщество, у него возникает необходимость добиться чего-то в этом самом сообществе. Достичь каких-то высот и завоевать уважение, получить почёт со стороны общества, «уважуху» от членов рабочего коллектива. Поднять свой статус.
Профессиональный рост, учёба и курсы повышения квалификации, абонемент в фитнес-клубе и участие в делах Церкви, — всё это на уровне получения одобрения со стороны общества и противоположного пола.
Эта потребность оказывается наиболее частым мотиватором для продвижения в каких-то сообществах, завоевания «кармы», получения статуса «эксперта» на форумах, написания обзоров для тематических изданий и вовлечения в голосования. Каждому хочется, чтобы его голос был услышан, к его мнению прислушались.
Грамотно работая с «лидерами мнений», экспертами, привлекая евангелистов на свою сторону, заигрывая с фанатами и собирая фанов продукции, вы сможете заметно увеличить количество участников группы и запустить «вирусную кампанию».
Можно также мотивировать пользователей получить сертификат, принять участие в профессиональном конкурсе и завоевать медаль.
Вы можете пойти дальше и предложить специалисту выступить экспертом по какому-то вопросу и выразить мнение, которым можно будет поделиться в сообществе и которое процитируют многочисленные блогеры.
Самоактуализация
Призвание, духовность, творчество, личностный рост – все здесь, на этом уровне.
Нажимая кнопку «самоактуализация» в психике человека, вы можете мотивировать его на прохождение тренинга, запись на курсы интернет-маркетинга и т.д.
Этот уровень хорошо действует в паре с предыдущим уровнем. Если вы правильно подберете в психологический коктейль оба уровня, то отлично сработает мотивация «стань лучшим» как «высший волшебный пинок» в сфере развития пользователя и его личностного роста!
Метки: Евгений Ющук, Игорь Тишкин, Конкурентная разведка, Манипулирование людьми, Манипулятивные техники, Маркетинг, Пирамида Маслоу
Posted on 2 июн, 2013 at 23:49 | Ссылка | Комментарий в блог «Конкурентная разведка» | Поделиться | Пожаловаться
Maslow’s Pyramid of Needs Premium Luster Photo Paper
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
44 продажа
от €67,83
Загрузка
Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки
Размер
Выберите вариант 12×18 (67,83 евро) 24×36 (152,32 евро)
Выберите опцию
Исследуйте другие похожие поисковые запросы
Внесен в список 7 ноября 2022 г.
6 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…не ручной работы
не винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещены или используют запрещенные материалы
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.