ОБЛИГАТНОЕ НАУЧЕНИЕ
ОБЛИГАТНОЕ НАУЧЕНИЕ
К облигатному научению относятся все формы научения, необходимые для выполнения основных жизненных функций. Оно видоспецифично, сближается с врожденным поведением (его результаты критически важны для выживания) и тесно с ним связано.
Особенности
Способности к облигатному научению и формы их проявления генетически фиксированы.
Осуществляется только на протяжении «критических» (= чувствительных=сенсибильных) периодов. Чаще всего они начинаются в раннем возрасте, их продолжительность варьирует, (чаще непродолжительны), начало и конец могут быть «смазаны».
Во многих случаях последствия облигатного научения необратимы (невозможно переучить или забыть).
Облигатное научение, прежде всего, важно для установления связей с родительскими особями (см.
Например, самцы певчих птиц запоминают песню своего отца, которую воспроизводят во всех подробностях значительно позже, в период размножения.
Другая важнейшая функция облигатного научения – формирование пищевого поведения в следующих аспектах:
А. Распознавание типичных признаков пищевых объектов.
Примеры: детеныши морской свинки с первого по девятый день жизни должны иметь возможность контакта, как со съедобными, так и с несъедобными объектами. Если такого опыта у них не было, не смогут сформировать предпочтение съедобных объектов, и до конца жизни без разбора будут пробовать все «на зуб». Кстати, и наши дети сначала «тащат в рот», все подряд, потом – только съестное.
У щенков, незнакомых с мясной пищей ее первое предъявление вызывает только ориентировочную реакцию, но даже однократное сочетание вкуса и запаха мяса с едой вызывает стойкий условный пищевой рефлекс, который И.
П. Павлов назвал натуральным условным рефлексом. Натуральными называют те условные рефлексы, которые формируются в естественных условиях на стимулы, действующие одновременно с безусловным раздражителем (например, пища и ее вкус и запах).Имаго насекомых ориентируются на запахи, которые они ощущали на определенных стадиях жизненного цикла. Так, самки дрозофил откладывают яйца на субстрат с запахом мяты, если они ощущали его на личиночной стадии.
Б. Формирование пищедобывательных приемов, обеспечивающих захват и само потребление пищевых объектов. В основе своей эти движения являются врожденными и созревают независимо от индивидуального опыта. Но их достройка, совершенствование и модификация происходят в результате облигатного научения.
Примеры: белка должна научиться наиболее эффективным способом вскрывать орехи, хотя необходимые для этого движения являются врожденными.
Детеныши хищников (кошачьих, мангустов, хорьков и т. д.) способны к выполнению движений для ловли и умерщвления добычи, но их координация и последовательность требуют контакта с добычей, которую приносит мать. Если котенок в критический период (6-я – 10-я недели) будет лишен контакта с добычей, то реакция «смертельного укуса» не проявится должным образом.
Облигатное научение. Основы зоопсихологии
Облигатное научение
Приведенные выше примеры постнатального научения относятся к упомянутому ранее облигатному научению. Сюда относятся все формы научения, которые в естественных условиях совершенно необходимы для выполнения важнейших жизненных функций, т. е. относящихся к видоспецифическому, инстинктивному поведению. Результаты облигатного научения в одинаковой мере необходимы для выживания всем представителям данного вида, и эта видоспецифичность сближает облигатное научение с врожденными формами поведения. Облигатное научение и врожденное поведение, в частности врожденное узнавание, теснейшим образом связаны друг с другом в единый комплекс.
В этом единстве и находит свое воплощение модификация врожденного поведения ранним опытом. Не только сама способность к облигатному научению, но и конкретные ее проявления генетически фиксированы в такой же степени, как и форма инстинктивного поведения.Характерным признаком облигатного научения является также то, что оно может осуществляться только на протяжении определенных, так называемых сенсибильных (или чувствительных), периодов онтогенеза. Ни до, ни после этого облигатное научение невозможно. Как еще будет показано, эти периоды начинаются чаще всего очень скоро после появления животного на свет и являются непродолжительными. В отдельных случаях, правда, они приходятся на более поздние сроки и могут обнаруживаться даже у взрослых животных, равно как могут быть и относительно длительными.
В отличие от облигатного научения факультативное научение представляет собой, как нам также уже известно, приобретение индивидуального опыта, который зависит от частных условий жизни особи и не является необходимым для всех представителей данного вида в качестве компонента их инстинктивного поведения. Факультативное научение модифицирует, совершенствует и приспособляет видотипичное, врожденное поведение в соответствии с особыми, частными, преходящими, а зачастую и случайными элементами среды обитания особи, поэтому факультативное научение носит сугубо индивидуальный характер, оно не приурочено к определенным сенсибильным периодам и отличается большой лабильностью и обратимостью. Видоспецифичными являются здесь лишь сама способность к научению и пределы этой способности.
Между облигатным и факультативным научением не всегда возможно провести резкую грань, и в реальном поведении животных, особенно молодых, зачастую обнаруживаются сочетания этих двух категорий приобретения индивидуального опыта (см. ниже). Наиболее четко и часто факультативное научение проявляется в виде разного рода навыков, которые уже рассматривались раньше. Что же касается привыкания, то оно, как было показано, может встречаться и в сфере облигатного научения.
Помимо уже отмеченных сфер поведения облигатное научение важно и для формирования пищевого поведения.
Это проявляется прежде всего в том, что путем облигатного научения детеныши во многих случаях узнают отличительные признаки пищевых объектов. Например, экспериментально доказано, что первоначальный прием пищи служит у змеенышей источником накопления опыта, определяющим последующее распознавание пищевых объектов по их химическим признакам. Детенышам морских свинок предъявляли в течение первых девяти дней после рождения различные съедобные и несъедобные объекты, в результате чего и формировалось предпочтение съедобных объектов. Распознавание несъедобных объектов без такого предварительного контакта оказалось невозможным. Это соответствует тому, что в школе Павлова изучалось на щенках (распознавание вкуса и запаха мяса) и получило название «натуральный условный рефлекс».
Отметим в этой связи, что Г. И. Поляков считает такие рефлексы низшей и наиболее древней категорией условнорефлекторной деятельности, функцией старой коры головного мозга и поэтому особенно характерными для пресмыкающихся, у которых условные рефлексы на неестественные, искусственные стимулы вырабатываются лишь с трудом.
У млекопитающих же, по Полякову, натуральные условные рефлексы встречаются, как правило, только в раннем постнатальном онтогенезе, когда новая кора еще не созрела. Именно таким путем, например, котенок научается распознавать писк мыши.Не только типичные признаки пищевого объекта усваиваются детенышами путем облигатного научения. Важное значение это научение имеет и для формирования пищедобывательных приемов, т. е. двигательных актов, обеспечивающих захват и само потребление пищевых объектов, у хищников — овладевание и поедание добычи. Правда, в своей основе эти движения являются врожденными двигательными координациями и созревают независимо от индивидуального опыта, как и другие инстинктивные движения. Однако их достройка, совершенствование и модификация происходят в конкретных условиях постнатального онтогенеза в результате облигатного научения. Так, белка должна научиться наиболее эффективным образом вскрывать орехи, хотя необходимые для этого движения являются врожденными и уже присущи бельчонку в «готовом виде».
Необходимо, однако, отметить, что подобная «отработка» инстинктивных компонентов поведения происходит у высших животных главным образом на следующем, игровом этапе постнатального развития поведения. Как будет еще показано, игра имеет в этом отношении исключительно большое значение для окончательного формирования поведенческих актов. У низших животных, у которых нет игровой активности и соответственно отсутствует второй этап постнатального развития поведения, облигатное научение выступает как единственный фактор постнатальной достройки инстинктивного поведения. Особенно это относится, очевидно, к беспозвоночным, хотя у этих животных облигатное научение, как и весь онтогенез поведения, еще совершенно недостаточно изучено. По имеющимся отрывочным данным можно, однако, заключить, что во всяком случае у насекомых облигатное научение может играть существенную роль в формировании поведения. Так, английский этолог В. Г. Торп и его сотрудники установили, что имагинальные, половозрелые формы насекомых ориентируются по запахам, влиянию которых они подвергались на определенных стадиях (сенсибильных периодах) их личиночного развития. Если, например, воздействовать на личинок плодовых мушек (дрозофил) запахом мяты, то они будут впоследствии, превратившись во взрослых насекомых, отыскивать для откладывания яиц субстрат с этим запахом.
Однако запаховая ориентация насекомых определяется не единственно облигатным научением. Так, в указанном эксперименте у наездников сохранилось избирательное отношение к запаху естественного хозяина (Ephestia) наряду с благоприобретенной повышенной чувствительностью по отношению к запаху нового хозяина. Напрашивается вывод, что положительная хемотаксисная реакция в первом случае определяется врожденным узнаванием, во втором — облигатным научением, которое, как всегда, сочетается с этим инстинктивным компонентом поведения и в нормальных условиях подкрепляет и модифицирует его в соответствии с конкретными условиями развития особи.
Глава 5. Научение
Глава 5. Научение Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказать, что он одарен от природы. М. Монтень (1533–1592), французский философ Индивидуальная приспособительная деятельность животных реализуется в ходе онтогенеза в процессах научения. Эта область
5.2. Неассоциативное научение
5.2. Неассоциативное научение Если научение обусловлено действием средовых факторов и не требует совпадения (ассоциации) внешних сигналов с определенной деятельностью организма, его можно назвать неассоциативным. Считается, что это наиболее примитивная форма научения,
5.3. Ассоциативное научение
5.3. Ассоциативное научение Ассоциативное научение (обусловливание) – это процесс образования условных рефлексов. Для некоторых авторов оно стало синонимом научения вообще, являясь основой всего многообразия этого явления. Лежит ли процесс образования условных
5.7. Когнитивное научение
5.7. Когнитивное научение Когнитивное научение представляет собой, пожалуй, самый неопределенный раздел с самыми размытыми границами. В общем виде оно может быть определено как способность экстренного создания поведенческих программ путем определения закономерностей
Научение и инсайт
Научение и инсайт Релизеры Релизеры — это сигналы, которые вызывают инстинктивные реакции у животных. Релизеров великое множество. Рассмотрим некоторые из них.Классический объект лабораторных исследований этологов — колюшка.Когда приходит пора размножения, самец
6.3. Научение – селекция или инструкция?
6. 3. Научение – селекция или инструкция? Системно-селекционной концепции созвучны современные идеи о «функциональной специализации», пришедшие на смену идеям «функциональной локализации», и о селективном (отбор из множества клеток мозга нейронов с определёнными
НЕГАТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ
НЕГАТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ Негативным научением или привыканием называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент
ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ
ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ Впервые феномен латентного (скрытого, неявного) научения был обнаружен в лабораторных условиях на крысах, которые обследовали лабиринт без всякого подкрепления. Оказалось, что в дальнейшем крыса с таким опытом обучается проходить лабиринт быстрее и с
НАУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ (ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ)
НАУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ (ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ) Отцом инструментальной формы научения считается Э. Торндайк, который еще в конце прошлого века назвал такую форму научения обучением «методом проб, ошибок и случайного успеха».
ИМИТАЦИОННОЕ НАУЧЕНИЕ
ИМИТАЦИОННОЕ НАУЧЕНИЕ Имитационным научением или подражанием называют особую форму научения у животных в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого.Различают инстинктивное подражание у животных (взаимную стимуляцию), например, присоединение
КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ
КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ Когнитивное научение объединяет высшие формы обучения, свойственные в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой и основанные на ее свойстве формировать целостный образ окружающей среды. При когнитивных формах научения
Эмбриональное научение и созревание
Эмбриональное научение и созревание В указанной связи приобретает особый вопрос об «эмбриональном научении», считавшемся некоторыми исследователями преимущественным, если не единственным фактором всего сложного процесса первоначального формирования
Облигатное научение и ориентация
Облигатное научение и ориентация Рассмотрим сначала некоторые процессы, связанные с начальной ориентацией у детеныша. У всех животных здесь первостепенное значение имеют таксисы, которые, как уже было показано, у высших животных дополняются и обогащаются элементами
Эмоции и научение
Эмоции и научение Если мы больше говорили об отрицательных эмоциях, чем о положительных, то только потому, что последние были меньше изучены как на физиологическом, так и на психологическом уровне. К тому же представления о «вознаграждении» и о механизмах его достижения
7. Научение и память
7. Научение и память Мы воспринимаем окружающее начиная с самого момента рождения, а может быть, даже и несколько раньше. Мы видим очертания и цвета, слышим разнообразные звуки, осязаем фактуру предметов, улавливаем запахи, распространяющиеся в воздухе, чувствуем
Обязательное определение и значение | Dictionary.
com- Лучшие определения
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
- Научный
Показывает уровень сложности слова.
[ глагол об-ли-гейт; прилагательное ob-li-git, -geyt]
/ глагол ˈɒb lɪˌgeɪt; прилагательное ˈɒb lɪ gɪt, -ˌgeɪt /
Сохранить это слово!
См. синонимы для: obligate / obligated на Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
глагол (используется с дополнением), ob·li·gat·ed, ob·li·gat·ing.
связать или обязать морально или юридически: взять на себя обязательство купить здание.
закладывать, брать на себя обязательства или связывать (средства, имущество и т. д.) для выполнения обязательства.
прилагательное
морально или юридически связаны; обязан; ограниченный.
необходимо; существенный.
Биология. ограничены определенными условиями жизни, как некоторые организмы, которые могут выжить только в отсутствие кислорода (в отличие от факультативных): облигатные анаэробы.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ВОПРОСЫ ПО ГРАММАТИКЕ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение обязательного
Впервые записано в 1400–1450 гг.; позднесреднеанглийское obligat, от латинского obligātus (причастие прошедшего времени от obligāre «связывать»), эквивалентно ob- + ligātus; см. ob-, перевязка
ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ обязательного
ob·li·ga·ble [ob-li-guh-buhl], /ˈɒb lɪ gə bəl/, прилагательноеob·li·ga·tor, существительноеpre·ob·li·gate, глагол ( используется с объектом), pre·ob·li·gat·ed, pre·ob·li·gat·ing. re·ob·li·gate, глагол (используется с объектом), re·ob·li·gat·ed, повторное·обязательство.СЛОВА, КОТОРЫЕ МОГУТ СПУТАТЬСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ , ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙСоседние слова ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
обл., обл., обл.0017
Dictionary.com Полный текст Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022
Слова, относящиеся к слову obligate
contrain, oblige, bind, force,Ограничение, ограничение, astrict
Как использовать obligate в предложении
Alvarez сказал Голосу Сан-Диего, что он не может обсуждать характер своей работы в Управлении водного хозяйства, потому что его контракт обязывает его сохранять конфиденциальность.
Конфиденциальный консультант Управления водного хозяйства заключает контракт с удивленным советом|Маккензи Элмер|4 августа 2021 г.|Голос Сан-Диего
Она обязана предоставить информацию о местоположении местным городам, чтобы помочь им в их усилиях по сдерживанию, но пообещала публично указать конкретное место только в том случае, если, по ее мнению, оно представляет постоянную угрозу.
Апелляционный суд заявил, что округ Сан-Диего может хранить в секрете данные о вспышке COVID-19|Джесси Маркс|3 августа 2021 г.|Голос Сан-Диего сообщают об угрозах безопасности.
Почтовый работник умоляет об усилении защиты от COVID-19. В итоге она провела шесть недель в больнице.|Марьям Джамиль|16 июля 2021 г.|ProPublica
В 19-м и начале 20-го веков президенты часто были креатурами своих партий, их выдвижение зависело от государственных и местных партийных лидеров. их и, как таковые, часто обязаны вознаграждать их назначениями в федеральном правительстве.
Президенты были лицами своих политических партий. Это уже не так?|Юлия Азари|13 июля 2021 г.|FiveThirtyEight
Каждый человек должен был произнести тост во время марафона.
Внутри неудавшегося расследования киберпреступлений ФБР, России и Украины|Патрик Хауэлл О’Нил|8 июля 2021 г.|MIT Technology Review
выплата половины оставшейся суммы.
Внутри выплаты Мэдоффа Мец | Аллан Доддс Фрэнк | 20 марта 2012 г. | DAILY BEAST
Те же причины, которые обязывают человека принять обрезание, также обязывают человека принять весь Закон.
Комментарий к Посланию к галатам|Мартин Лютер
Точно так же тот, кто ни перед кем не обязан, должен быть обязан всем во всех отношениях.
Послание Проповеди, Том. II|Мартин Лютер
Таким образом, лучший способ никому не быть обязанным — через любовь обязывать себя во всех отношениях всем людям.
Послание Проповеди, Том. II|Мартин Лютер
«Я и Сай Клегг поведем их туда и возьмем на себя обязательство не терять из них ни одного петуха», — сказал Коротышка.
Си Клегг, Книга 5 (из 6)|Джон МакЭлрой
Тот факт, что мне довелось спасти вам жизнь, не обязывает меня жениться на вас, мисс Уортон.
The Trail Horde|Charles Alden Seltzer
Определения слова obligate в Британском словаре
obligate
/ (ˈɒblɪˌɡeɪt) /
глагол
принуждать, ограничивать или обязывать морально или юридически
(в США) связывать (имущество, средства и т. д.) в качестве обеспечения или ограниченный
биология, способная существовать только при одном наборе условий окружающей средыоблигатный паразит не может жить независимо от своего хозяина Сравните факультативное (по умолч. 4)
Производные формы облигатного
облигатный, прилагательноеоблигатный, прилагательноеоблигатор, существительноеПроисхождение слова obligate
C16: от латинского obligāre to oblige
Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Научные определения обязательного
обязательного
взяв на себя определенную роль. Облигатные аэробы, например некоторые бактерии, могут жить только в присутствии кислорода. Облигатный паразит не может существовать независимо от хозяина. Сравните факультативные.
Научный словарь American Heritage® Авторские права © 2011. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены. Определение
в кембриджском словаре английского языка
Примеры обязательных
обязательных
Даже предположить, что кто-то обязан это сделать, отвратительно.
От CNN
Однако вы не обязаны есть в столовой.
От NOLA.com
Предлагайте стимулы или предлагайте помощь, даже если вы не обязаны это делать.
От TechCrunch
Также она не обязана ни перед кем отчитываться по вопросам национальной политики и политики.
Из ВРЕМЕНИ
Федеральный судья отклонил ее заявление об «обратной дискриминации», постановив, что школьный округ не обязан распространять льготы на гетеросексуальные пары, не состоящие в браке.
Из Чикаго Трибьюн
Означает ли это, что команды будут обязаны защищать этих игроков или что они могут быть каким-то образом освобождены от этого процесса?
Из Нью-Йорк Пост
Позвольте себе экспериментировать с получением, не чувствуя себя обязанным.
От Хаффингтон Пост
Законопроект не имел обязательной силы, что означает, что округ не обязан выполнять мандат.
Из ПРОВОДНОЙ
Это не любовь к конфетам и открыткам, а любовь, где души обязывают и облагораживают.
От Хаффингтон Пост
Первоначально сообщалось, что некоторые танцоры по контракту были обязаны выступить на церемонии, несмотря на то, что они заявили, что не хотят этого.
От Huffington Post
Таким образом, движущей силой здесь является то, что эта третья сторона по контракту обязана решить вашу проблему как можно скорее.
Из Арс Техника
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Как произносится облигатный ?
Обзор
ланцетный БЕТА
область БЕТА
сплющенный БЕТА
жертвоприношение
обязательный
обязан
обязательство
обязательный
обязывать
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook.