Катарсис по другому. Катарсис — что это с точки зрения психологии? Катарсис
В переводе с греческого языка катарсис означает «очищение». Первоначально данным понятием обозначали некое эмоциональное потрясение, которое субъективно переживалось как внутреннее очищение. Такое состояние возникало у зрителей античной трагедии, переживающих судьбу и смерть главного героя. Катарсис — что это такое сегодня?
Катарсис как самосовершенствование
Данное понятие обозначает острое негативное переживание, доходящее до крайней точки, где оно резко меняет полюс и превращается в позитивное. Катарсис ассоциируют со взрывом, бурей, шквалом эмоций, которые обрушиваются на человека. Он словно бы очищается от гнета негативных переживаний. Катарсис, значение которого рассматривалось в первую очередь в искусстве, способен дать человеку некий импульс к дальнейшему развитию. Переживая не настоящие события, а их символический образ в произведениях искусства, индивид переносит себя в эти события и пропускает через себя соответствующие эмоции.
Катарсис в психологии
Обычно мы не даем выхода нашим негативным переживаниям — они вытесняются и продолжают угнетать нас в сфере бессознательного, вызывая множество болезненных, психосоматичских симптомов. С точки зрения психоанализа, освобождение от болезни зависит от прохождения через Психотерапия заключается в воскрешении негативных воспоминаний, в которые клиент окунается в процессе работы и разрешает себе их пережить. Таким образом, катарсис — что это, как не подъем к раю через блуждание в преисподней? Человек прорабатывает негативное чувство до тех пор, пока не высвободит всю психическую энергию, которая в нем содержится. Такая работа связана с очень сильным напряжением, поскольку человек не всегда бывает готов пережить давно вытесненные эмоции.
Катарсис — что это в теории Фрейда
Зигмунд Фрейд исследовал случай истерии и стремился устранить симптомы этого нервного заболевания. В процессе работы он пришел к выводу, что симптомы могли сформироваться в результате вытеснения сильных негативных переживаний в бессознательное.
Вместо того чтобы проработать эмоции, психическая энергия была направлена на создание болезненных симптомов как защиты от осознания глубинных, забытых переживаний. Пациентку ввели в гипноз и «вытащили» гнетущее воспоминание в сферу сознания. Эмоциональный заряд, связанный с воспоминанием, был проработан, произошла аффективная разрядка. Негативное переживание было отпущено на волю, поэтому невротические симптомы вскоре исчезли, т. к. в них отпала необходимость.Таким образом, погружение в травмирующую ситуацию позволяет высвободить связанные с ней эмоции и пережить катарсис. Что это за состояние можно понять, вспомнив свои ощущения после напряженного трогательного фильма, вызвавшего множество разнообразных эмоций. может переживаться как чувство опустошения, легкой грусти и одновременно блаженства. Следует помнить, что для того чтобы состояние улучшилось, порой приходится преодолевать большие сложности и сильное напряжение.
Катарсис – это личностный или групповой процесс, который переживается как «очищение» или «высвобождения» таких энергий, импульсов и переживаний, которые стали причиной глубоких психологических перестроек индивида (иногда — коллективного сознания в целом).
Добивается это многими способами, но в основном, с помощью вербализации и телесных действий. Иногда, катарсисом может называться состояние «над ситуацией» в случае глубоких эмоциональных потрясений. Но, такое определение чаще встречается в художественной литературе.
Подходы к понятию в психологии
Если за основу берётся смысл определения с точки зрения «очищения», то некоторые нюансы всё равно могут разнится. Так, символдрама, психодрама, телесно-ориентированная терапия называют катарсисом сам метод, благодаря которому достигается такая разрядка. А делается это для того, чтобы накопившаяся отрицательная энергия, сильные негативные переживания по поводу чего-либо, не мешали дальнейшей работе.
Пример из жизни . Мы все знаем, что сперва должна пройти сильная эмоциональная реакция (аффект) на значимые события, прежде чем мы «возьмём себя в руки» и начнём трезво оценивать ситуацию. То же самое достигается с помощью катарсиса, самая что ни на есть разрядка в ситуации сильных переживаний. Правда, эти переживания могут быть отсрочены во времени, быть не в данный момент. С помощью этих методов психологии, они «вынимаются» в настоящие переживания. Таким образом, снимается постоянное внутреннее напряжение, беспричинное беспокойство. Поэтому, катарсис отлично зарекомендовал себя не только как начало большой коррекционной работы, но и как отдельный ситуативный метод.
В психотерапии катарсисом принято называть фазу «припоминания» тех значимых психологических событий, которые привели к возникновению невротических переживаний, повлияли на глубинные установки личности. Таким образом, клиент восстанавливает причинно-следственные связи между важным происшествием и своей проблемой, таким образом очищаясь от ненужных домыслов и иллюзий.
Психоанализ и катарсис
Зигмунд Фрейд отводил понятию катарсиса большое значение. Он говорил, что все психологические проблемы произошли из-за аффекта. Но, ряд аффектов были вытеснены нашей психикой в подсознание и теперь управляют нами «исподволь». Если нас это не устраивает, и мы хотим решить свою психологическую проблему, мы должны найти этот самый неразрешённый аффект. Но, так как находится вне зоны влияния осознанного, мы должны его каким-то образом «извлечь». Фрейд предложил метод свободных ассоциаций, когда человек вербализирует первые возникшие образы в ответ на предлагаемый стимул. И таким образом, в психоанализе катарсис – это, в том числе, и метод «отреагирования», и само очищение с помощью него.
История и современность
Несмотря на длительную историю существования понятия, сейчас катарсис, как психотерапевтический приём, применяется во многих современных методах. Человек «вспоминает» травмирующую ситуацию, переживает что-то в своих иллюзиях, телесных реакциях, или определённым образом вербализирует эмоции.
Возобновление негативных, травмирующих событий, переживаний, эмоций, которые были с ними связаны, являются центральным значением для дальнейшего очищения психики человека. Можно сравнить метод с вскрытием внутреннего нарыва. Ведь без болезненного хирургического вмешательства, полное исцеление невозможно. То же происходит и в психике человека. Восстановление травмирующих событий часто бывает крайне болезненно. И происходит крайне медленно, ведь сознание стремится оградить личность от этого. Поэтому завершение переживания зачастую ощущается понятием «как гора с плеч». Настолько мощной и значимой становится разрядка.
В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].
Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов .
Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.
). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств ещё до Аристотеля . Гераклит , по свидетельству стоиков , говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству , которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля . Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. — очищение духа от тела ), от страстей или от наслаждений.Катарсис у Аристотеля
Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».
По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων ) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.
Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς] ) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.
Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.
По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров .
Толкования нового времени
Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения . Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.
Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс — по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер — чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации. В. Шадевальдт толковал понятие катарсиса как потрясение, а А. Ничев — как освобождение от ложных мнений.
С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда . Суть метода заключается во введении пациента в гипнотическое состояние , в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.
Влияние на культуру
В 1981 году кинодраматург Владимир Карев в сценарии «Катарсис » впервые в русской и мировой литературе показал связь катарсиса в театральной драматургии русского классицизма с катарсисом в повседневной жизни просвещённых современников XVIII века .
См. также
Примечания
- Ка тарсис // Словарь иностранных слов. — 15-е изд., испр. — М. : Русский язык , 1988. — С. 220. — 608 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-200-00317-2 .
- Ка тарсис, Ката рсис // Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов . — СПб.: Норинт, 1998
- Ка та рсис // Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — 2-е изд., доп. — М. : Русский язык , 2000. — С. 312. — 856 с. — (Библиотека словарей русского языка). — 5000 экз. — ISBN 5-200-02699-7 .
- Ка та рсис // Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
- Зарва М. В . Ката рсис // Русское словесное ударение. Словарь. — М. : НЦ ЭНАС, 2001. — 600 с. — 6000 экз. — ISBN 5-93196-084-8 .
- Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. — М., 1999.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб., 1999.
- Долгов К. М. Катарсис // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- http://www.ksu.ru/uni/sank/db/filebase/files/733.doc
- Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Тамарченко
- Владимир Карев. «Катарсис» // Альманах «Киносценарии» : Москва, Госкино СССР. — 1988. — № 3 . — С. 41-64 . — ISSN 0206-8680 .
Катарсис – это групповой или индивидуальный процесс, в котором совершается высвобождение психической энергии и импульсов, что способствует уменьшению внутренних конфликтов личности, с помощью их вербализации и телесной экспрессии. С греческого языка катарсис значение — это очищение, оздоровление. Также это состояние возвышенности, вызванное глубоким эмоциональным потрясением. Если поискать в литературе то, что такое катарсис определение можно найти неоднозначное. В древнегреческой эстетике катарсис означает эстетическое влияние искусства на душу человека.
Понятие катарсис в психологии (символдраме, психодраме, телесно-ориентированной терапии) — это метод, благодаря которому происходит эмоциональная и чувственная разрядка, способствующая уменьшению уровня тревоги или полному её снятию, ослаблению , что, в конечном счёте, приводит к лучшему пониманию себя и совершает всеобщее благоприятное лечебное воздействие на личность.
В психотерапии катарсисом называют одну из фаз лечения, находясь в которой пациент восстанавливает в события, произошедшие ранее в жизни, и повлиявшие на возникновение психоневротического заболевания. Таким образом, клиент очищает свою психику.
Значение катарсис в религиозном греческом врачевании – это процесс освобождения тела от вредной материи.
В древнегреческой культуре катарсис означает определенные элементы мистерий. Катарсис является эмоциональным состоянием, возникшим у зрителя античной трагедии, вследствие сопереживания главному герою, судьба которого обычно заканчивалась смертью. Только такое состояние вызвано не реальными событиями, а символическим воспроизведением. Настолько искреннее сопереживание человека трагедии, имело воспитательные цели.
Древнегреческий философ Аристотель занимался изучением понятия «катарсиса» и использовал его в своих учениях. По Аристотелю трагедия способна вызывать в человека чувство сострадания и , принуждает зрителя сопереживать, чем и способствует очищению его души, воспитывая и возвышая его.
В философии античности катарсис – это термин, обозначающий процесс и эффект облегчения, очищения и облагораживающего влияния на человека нескольких различных факторов.
В этическом отношении катарсис – это состояние возвышенного человеческого разума, переживание возвышенных чувств и влечений к добру.
В физиологическом значении катарсисом является облегчение через сильное чувственное напряжение.
В связи с разносторонним употреблением термина, можно обобщенно сказать, что значит катарсис – это духовное очищение, которое происходит благодаря определенным переживаниям.
Катарсис, что это такое
Для понимания, что такое катарсис, определение понятия нужно искать в истории. В истории философии значение катарсиса встречается очень много раз самыми различными толкованиями. Но это понятие имеет также традиционное определение и трактуется в качестве категории в древнегреческой эстетике и философии, обозначающей сущность и воздействие эстетического переживания, имеющего связь с очищением души от аффективных состояний. Употребление этого понятия началось с древнегреческой культуры, в которой катарсис характеризует отдельные компоненты греческих религиозных праздников.
Катарсис наделяли лечебными свойствами, считали его освобождением тела от различных болезненных аффектов и «скверны».
Понятие катарсис было воспринято древнегреческой философией и использовалось в самых разных смыслах – мистериальном, магическом, медицинском, физиологическом, эстетическом, этическом, философском и в других значениях.
Представления о сущности понятия были перенесены из области религиозной и медицинской в сферу искусства, что было сделано еще до времен Аристотеля. Философ Гераклит в своем учении об огне и по свидетельству стоиков определял, что катарсис – это очищение души огнём. Традиционное понимание данного понятия походит от времен древнего пифагорейства, на то время, они рекомендовали музыку, как средство для очистки души. Такое мнение послужило основой для взглядов философов Платона и Аристотеля. Первым Платон в своем учении выдвинул идею об освобождении души и тела, вернее очищении духа от тела, телесных страстей и наслаждений.
В античной литературе можно проследить, что значит катарсис для Аристотеля. Философ надавал воспитательные и очистительные свойства музыке, с помощью которой человек способен получить облегчение для души и очиститься от аффектов, при этом переживая «безвредную радость».
По Аристотелю трагедия посредством ощущения сострадания и страха способствует очищению таких же аффектов – сострадания, страха и других подобных им. Об этом можно прочесть в произведении автора «Поэтика».
Дать точное и единое толкование этих слов не возможно, поскольку сам Аристотель не дает объяснений своего понимания понятия «очищения». Поскольку «катарсис аффектов» из греческого переводится, как в первом случае – очищение аффектов от любой скверны, во втором – очищение души человека от аффектов, предусматривающее непостоянное освобождение от них.
Но системный анализ употребления понятия катарсис у Аристотеля и остальных античных философ указывает на то, что его следует понимать не в этическом значении, как нравственное освобождение от аффектов, а в медицинском смысле.
Каждый человек подвержен ослабляющему воздействию аффекта, и согласно мнению Аристотеля, одним из заданий искусства есть безболезненное возбуждение аффектов, приводящих к разрядке, которая временно удаляет аффекты из души.
Просмотр трагедии действует возбуждающим образом на зрителя, вызывая в нем сострадание и страх, осуществляет разряжение данных аффектов, при этом направляя их безвредным течением эстетических эмоций, и создавая ощущение облегчения. Подобно, тому, как греческие религиозные врачеватели лечили энтузиастические состояния исполнением энтузиастической музыки, которая возбуждала повышение аффекта и развитие катарсиса. Связь духовного очищения с трагедией в теории Аристотеля является частью определения самой трагедии, вокруг которой существует большое количество споров.
Далее рассмотрим, что значит катарсис в определении нового времени. Идея аристотелевского «очищения» получила новый импульс в развитии эпохи Возрождения. В это же время появилось еще одно направление – гедонистическое, по которому катарсис – это восприятие эстетического переживания ради личного удовольствия.
Немного позже философ Г. Лессинг придал данному понятию этический смысл. Немецкий учёный Я. Бернайс истолковывал его, как облегчение (по медицинскому образцу). Э. Целлер придавал чисто эстетическое значение. Философ В. Шадевальдт понимал под ним потрясение. А. Ничев говорил о данном понятии, как об освобождении от ложных соображений.
В конце девятнадцатого века термин начал использоваться в психологии и психотерапии. Катарсис это в психологии И. Брейера и З. Фрейда – метод, который они активно использовали в своей психотерапевтической практике. Данный метод заключался во введении человека в гипнотическое трансовое состояние, через пребывание в котором можно получить информацию о травмирующих переживаниях и патологических воспоминаниях. От возникновения реакции пациента на всплывающие воспоминания осуществляется освобождение от патогенных аффектов и устранение симптомов .
В теории Фрейда катарсис является методом отреагирования, с помощью которого происходит очищение психики человека от внутренних глубинных конфликтов, что в результате приводит к облегчению состояния пациента. В своих исследованиях по излечению истерии методом отреагирования, Зигмунд Фрейд стал убеждаться в том, что сам не может быть исцелением, поскольку, несмотря на положительный эффект, устойчивого результата не наблюдалось и процент повторных обращений сохранялся слишком высоким.
Отказом З. Фрейда от гипноза послужило то условие, что не все пациенты одинаково хорошо поддавались воздействию гипноза, большая часть из них только частично, а остальные вовсе нет. Прекратив лечение гипнозом, он начал заниматься другой психологической техникой. З. Фрейд разработал метод, который основывался на свободных ассоциациях, (когда человек называет первые, возникающие в голове образы).
Многие современные психотерапевтические приёмы ориентируются на достижение катарсиса. Такое очищение происходит через создание в воображении иллюзий. Человек, переживающий глубокое напряжение и негативные эмоции должен освободиться от них. Иначе, они будут сидеть в нем, и все больше угнетать, вызывая психосоматические симптомы. Поэтому по психоаналитической теории, чтобы освободиться от какой-то болезни, нужно пережить определенные .
Возобновление негативных эмоций с целью освободиться от них – это суть психотерапевтического лечения методом катарсиса. Для высвобождения негативной психической энергии необходимо неоднократно оживлять в болезненные воспоминания, снова и снова переживая травмирующую ситуацию. Процесс воспоминания является очень сильным психическим напряжением, поскольку человеку приходится их доставать из самых глубин своей души.
Несмотря на длительную историю понятия «катарсис» и его широкое применение, единственного четкого сформулированного определения так и не дано. Его границы до сих пор колеблются от общекультурного понимания, как «просветления» до медицинского понимания, как «облегчения».
КАТАРСИС
Михаил Заборв
Ко многим, обычно называемым функциям искусства: познавательная, воспитательная, эстетическая, гедонистическая, прогностическая, компенсаторская, социальная, развлекательная… я добавил бы еще одну, обычно не называемую — катализирующую, или интенсифицирующую функцию искусства. Более того, я полагаю, что это первичная функция, без которой другие функции не функционируют. Дело в том, что как процесс творчества, так и процесс восприятия искусства интенсифицируют, ускоряют наши психические процессы. Мы говорим в связи с этим о творческом вдохновении, об эмоциональном восприятии искусства, но и то и другое — это сильные психические процессы, и без них ничто другое невозможно. А духовное напряжение требует своего разрешения, разрядки.
Творчество — это глубокая сосредоточенность на определенной задаче, а средоточие возможно лишь через обработку очень обширной информации, и это огромное напряжение. Напряжение же разрешается по мере обработки этой информации и решения задачи, такова схема любой мозговой деятельности.
Это уместно сравнить с музыкой: фаза напряжения — это музыкальная
субдоминанта (S) и это поиск и временная рассредоточенность.
Высшее напряжение доминанта (D) — средоточие.
Разрешение напряжения — тоника (T).
Фаза S — это замедление творческого процесса, D сильно тяготеет к Т, а тяготение связано с ускорением, как в физике. В. Вундт полагал, что восприятие искусства состоит из «тяготений и задержек» и это верная идея, музыкальный наш пример ее конкретизирует, поскольку показывает, о каких именно тяготениях и задержках идет речь. Надо сказать, что названные основные музыкальные функции вездесущи и не только в музыке — это необходимые состояния любой природной самодвижущейся системы, любого организма и его психики (прием вещества-энергии-информации, обработка, отдача) поэтому понятия Т S D должны стать категориями философии, науки и особенно эстетики. Вещество-энергия-информация — весьма различные сущности, но одно без другого и третьего невозможно и в этом их единство. Отдача принятой энергии, очищение — это катарсис.
Катарсис — очень древнее понятие, которое насчитывает более тысячи различных толкований, мы будем придерживаться толкования данного Аристотелем, которое можно назвать общепризнанным.
Катарсис — духовное очищение Аристотель связывал с переживанием трагедии в театре. Для Аристотеля катарсис — это «Сострадание и страх», которые испытывает зритель при просмотре трагедии и специфическое чувство духовного очищения, которое он испытывает в конце. И очень интересно, от чего же мы очищаемся?
Перед нами гибнет герой, тем не менее несомненно, что мы испытываем это специфическое чувство облеягчения, очищения — катарсиса. Отчего же мы очистились, от главного героя? Так может быть, мы тайно желаем его гибели? Но почему? Потому что жизнь — это конкуренция и в нас живет тайное желание смерти ближнего? Мрачный сценарий в духе фрейдизма, и я бы не стал начисто его отрицать.
Еще один сценарий: не всякая смерть на сцене трагична. Так в трагедии «Гамлет» трагична не смерть Розенкранца и Гильденштерна и даже не смерть короля-убийцы, а смерть героев, которым мы сочувствуем: Клавдия, Офелии и, главное, смерть самого Гамлета. Это противоречит первому нашему сценарию, по которому катарсис наступает потому, что мы, якобы, тайно желали смерти героя, ведь именно этим героям мы сочувствуем, им сострадаем, почему же все–таки с их смертью приходит это чувство очищения-облегчения?
Наша гипотеза состоит в том, что театральная трагедия — это отражение не всякого убийства-смерти, а убийства ритуального, то есть это некое наследие древнего и не очень древнего обряда человеческого жертвоприношения — переход от реального убийства к символическому-театральному.
Что чувствует человек присутствующий при человеческом жертвоприношении, например при инквизиции? Он испытывает именно «страх и сострадание», о которых говорил Аристотель, переболевает болью жертвы, но тут появляется и ответ относительно облегчения-очищения-катарсиса которое испытывает зритель. Дело в том, что гибнет-то не он-зритель, а другой-жертва, отсюда и облегчение. Зритель же, испытав сильные чувства боли и напряжения «просыпается» от страшной реальности очищенным, живым и невредимым. Как тут не возрадоваться!
Казалось бы, вИдение трагедии через призму жертвенного комплекса вполне катарсис объясняет, все же возникает вопрос: безопасным человек может себя чувствовать и не присутствуя при инквизиции, или не посещая театр, почему же он покупает дорогие билеты в театр и почему народ толпами валит на всяческие аутодафе? Значит есть в человеке глубокая потребность испытывать эти чувства сострадания и страха, а я полагаю, что есть тут и чувства садомазохистские, ведь наслаждение жестоким зрелищем — садизм, а сострадание — мазохизм. И только испытав эти чувства, и таким образом изжив их, человек испытывает счастливое облегчение-очищение-катарсис.
В основе всего лежит физиология. Как необходимо человеку движение, потому что он почти весь состоит из мышц, для движения предназначенных, так необходимо ему задействовать свои нервно психические механизмы, и искусство вообще, трагедия в частности дают ему такие возможности, каких нет в рутинной его жизни, не подвергая при этом никакому риску. Вот, кажется, разгадка катарсиса?! На это и указывал Аристотель: искусство, музыка направляют наши переживания по безвредному, художественному пути и тем способствуют изживанию аффектов. Это гениальная мысль, она по-существу предвосхищает фрейдизм.
Но не сводим ли мы таким образом искусство к психофизиологической гимнастике и не теряем ли при этом что-то из духовности искусства?
В поисках духовности искусства и катарсиса обратимся к фрейдизму, но необычному, деконструированному. Такую деконструкцию мы произвели в статьях «Океанический секс, боги, художники», «Визионизм» см. здесь на сайте. Дело в том, что Фрейд и фрейдизм внимательно изучали и изучают секс человеческий, но не обратили внимания на филогенез, предысторию, а ее надо начинать с первобытного океана, где и жизнь и секс зародились и развивались там миллиарды лет. Дело в том, что самые древние жизненные инстинкты сохраняются и поныне в океане нашего подсознания.
В морской стихие размножение происходит без телесного контакта особей, чисто визуальным, или визионистским путем. Рыбы собираются в одном месте на «форум», потому что им необходимо «всенародное» присутствие и лицезрение и тогда они нерестятся и зачинают новую жизнь. После нереста многие рыбы умирают, значит нерест — это предсмертный их оргазм. Тут нужно обратить внимание на то, что «форум» и зрители решают и жизнь и смерть особи, все происходит через форум. Особь же реализует свою жизнь через ее отражение в других особях, в их душах и в их семени.
У людей это отображение в других людях не только жизненно важно, но зачастую оно даже важнее жизни, вспомним, к примеру, сколько людей погибло на дуэлях, защищая свою честь, то есть свое отражение в человечьих душах. Значит мое отражение в зеркале важнее меня самого, если зеркало передо мной духовное.
Теперь вернемся на форум настоящий-человеческий, таковым можно считать аутодафе, где сегодня сжигают для нас еретика Джордано Бруно, и вернемся в театр, где ставят для нас «Гамлета». Сожжение еретика — «суд божий», но как мы понимаем он вершится не на небе, а
на земле инквизиторами, а вот инквизиторы передают это на «суд» зрителя, ведь не даром аутодафе — «веселый праздник» на который приглашены толпы, все ведь в конце концов делается для зрителя, это его надо запугать, это он должен испытать страх и сострадание и очиститься от «скверны». Зритель — главный судья, он как бы пересаживается на трон божий, оставаясь при этом рабом, дрожащим от страха, ибо завтра может оказаться на костре. И все же все деется ради него, ради того впечатления, которое он получит. «Да освятится видение твое, о человек! Во вне небытие». Человечье видение — душа, в которой отражается мир и другие души — это душа мировая — божественная сущность.
Но если в жертвоприношении зритель он и бог и раб, «Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!» Державин, то в театре зритель свободен, он бог и царь. Отобразиться в душе зрителя — духовно осуществиться, а нет — духовная гибель — это верно как в отношении актера, так и режиссера и драматурга.
Но что же несут зрителю артисты? Если это трагедия, то это, в общем, жалоба богу, роль которого, как сказано, играет демиург-зритель, жалоба на несправедливость судьбы. И вот если зритель испытает сострадание и страх, поймет несправедливость рока, переболеет болью героя, то это и будет мазохистское переживание-изживание общественной боли, победа добра и справедливости в душе зрителя, и тогда придет духовное искупление, очищение — катарсис и зрителя и артиста.
Тут очень важен перенос определенного психического состояния из одной души в другую. На явление переноса или психического трансфера впервые указал Фрейд, мы хотели бы подчеркнуть, что психический трансфер имеет важное терапоидное значение. Ребенок, когда ему плохо плачет и тем переносит свою боль на любящую мать и это уже само по себе облегчает его страдание. Театральная трагедия переносит страдания героя в души зрителей, но поскольку это страдание не настоящее-художественное, оно легко изживается и сменяется катарсисом — своеобразная духовная гомеопатия, которая действует как в отношении артиста, так и зрителя.
Смеяться тоже нельзя в одиночестве, и тут нужен перенос юмора и веселья от юмориста к восприемнику и одновременно перенос веселья между восприемниками. Недостаточно изучить структуру юмористического текста, нужно еще понять структуру коллективного восприемника. Юмор тоже возникает из какого-то невыносимого конфликта, который резко разрешается своеобразной судорогой-смехом. Хочется вспомнить для примера один гениальный советский анекдот.
Вопрос: Чем отличается капитализм от социализма?
Ответ: При капитализме человек эксплуатировал человека, а при социализме совсем наоборот.
Тут полное противопоставление превращается в полное совпадение, отрицание в утверждение, утверждение снова в отрицание — это совмещение несовместимого, отсюда раздражение называемое смехом.
Комедия — это та же трагедия, только увиденная не побежденным, а победителем в жизненной борьбе. В комедии тоже кто-то падает, если не уничтожается, то изничтожается, превращается в карикатуру к радости победителя и зрителя иже с ним. Смех прерывист ха-ха-ха — это именно потому, что тут совмещается-чередуется несовместимое: напряжение и расслабление, невыносимое и радостное, логичное и нелепое, все же преобладает радость победы, разрядка, значит смех — это катарсис.
А Ван Гог разве не переносит свое страдание на зрителя? Этот перенос в искусстве всегда сложно опосредован: сначала выразить чувство на холсте, пройти через критику и артрынок и достичь зрителя, который находится под тотальным влиянием критики и, как в случае с Ван Гогом, встречается с художником уже после смерти художника. И все же коллективное переживание осуществилось и в нем реализован художник, зритель и само искусство. Реализуется и катарсис по принципу трагедии, по общему принципу: коль скоро крик достиг неба, где сидит высший судья — человек, то крик услышан, душа отразилась в душе — в этом осуществление и в этом катарсис.
катарсис — Англо-русский словарь на WordReference.com
- См. также:
- гусеница
- Caterwaul
- Кейтсби
- кетфайт
- сом
- кошачий
- кетгут
- кат-
- Катар
- катариновое колесо
- катарсис
- катарсис
- Катай
- Катушка
- катект
- кафедра
- собор
- потолок собора
- кафедральное стекло
- корпус собора
- катепсин
- Последние поиски:
- Посмотреть все
Слушание:
Великобритания: * Великобритания и, возможно, другие произношения и, возможно, другие произношения/kəˈθː R SɪS/US: USA произношение: IPA и Restellingusa Произно sis)
ⓘ Одна или несколько тем на форуме точно совпадают с поисковым запросом
на испанском | на французском | на итальянском | английские синонимы | Английский Использование | Конъюгатор | в контексте | изображений Приложения WR: Android и iPhone Слово дня
- Перегибы ‘ катарсис ‘ (н): npl: катарсы
WordReference Random House Learner’s Dictionary of American English © 2023
ca•thar•sis /kəˈθɑrsɪs/USA pronunciation п. , пл. -ses
- /-siz/.США произношение
- снятие эмоционального напряжения, особ. через произведение искусства, как через трагедию: [неисчислимо] Катарсис возникает из жалости и страха, когда кто-то смотрит драму. [исчисляемо] Ведение дневника было для него катарсисом, когда он пытался преодолеть свою тревогу.
WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2023
ca•thar•sis (kə thär ′ sis), произношение США n., пл. -ses
- (-sēz).США произношение
- очищение от эмоций или снятие эмоционального напряжения, особенно. посредством определенных видов искусства, таких как трагедия или музыка.
- Лекарство для очищения.
- Психиатрия
- психотерапия, которая поощряет или позволяет разрядить сдерживаемые, социально неприемлемые аффекты.
- разрядка сдерживаемых эмоций с целью облегчения симптомов или постоянного облегчения состояния.
- Греческий катарсис Очищение, эквивалент. to kathar- (variant stem of kathaírein to cleanse, derivative of katharós pure) + -sis -sis
- Neo-Latin
- 1795–1805
Collins Concise English Dictionary © HarperCollins Publishers ::
катарсис /kəˈθɑːsɪs/ n (pl -ses)
- (в аристотелевской литературной критике) очищение или очищение эмоций посредством вызывания жалости и страха, как в трагедии
- привнесение подавленных идей или переживаний в сознание, что снимает напряжение
- очищение, особенно кишечника
Этимология: 19 век: новая латынь, от греческого
‘ катарсис ‘ также встречается в этих статьях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):
автокатарсис — катарсический — первичная терапия
Поищите «катарсис» в Merriam-Webster
Поищите «катарсис» по адресу Dictionary. com
На других языках: Испанский | французский | итальянский | португальский | румынский | немецкий | голландский | Шведский | Русский | польский | чешский | Греческий | турецкий | китайский | японский | Корейский | Арабский
Ссылки: ⚙️Настройки | Сокращения | Прон. Символы | Поддержка WR | Политика конфиденциальности | Условия обслуживания | Форумы | Предложения
Объявления | |
Объявления | |
Сообщить о неприемлемом объявлении. | |
Станьте сторонником WordReference, чтобы просматривать сайт без рекламы. |
Что такое катарсис? — eNotes.com
Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Спросите репетитораНачать бесплатную пробную версию
Английское слово катарсис происходит от греческого слова, означающего очищение или очищение. В искусстве катарсис относится к очищающему эффекту сильных эмоций, особенно в трагедии. В психологии катарсис относится к высвобождению сдерживаемых эмоций посредством терапии или личных действий, которые вызывают эмоциональное освобождение.
Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой ДелитьсяСсылайтесь на эту страницу следующим образом:
«Что такое катарсис?» eNotes Editorial , 15 апреля 2021 г. , https://www.enotes.com/homework-help/what-catharsis-315698. По состоянию на 26 февраля 2023 г.
На самом деле катарсис никогда не означает откровение и никогда его не подразумевал. Это означает очищение. Очищение себя от прежних заблуждений может *привести* к новым идеям/откровениям\, но это не то же самое, что катарсис, означающий откровение.
Утверждено редакцией eNotes
Основное использование катарсиса в литературных контекстах происходит от фразы в Поэтике Аристотеля , которая относится к катарсису «патемат». Точное значение этого термина широко обсуждалось в научном сообществе на протяжении нескольких столетий, потому что Аристотель четко не объяснил его.
Общепринятое греческое использование этого термина означает «очищение» в медицинском смысле слабительного. pathemata — это страдания в смысле эмоциональных реакций (у греков есть значение пассивного, т. е. страдающего). Некоторым образом трагедия очищает их посредством страха и жалости.
Означает ли это, что эмоции лучше регулируются, становятся более уместными, или же они «извергаются» и избавляются от них, не совсем ясно из синтаксиса греческой фразы.
Утверждено редакцией eNotes
Английское слово катарсис происходит от греческого слова, означающего «очищение» или «очищение». Словарь Merriam-Webster определяет катарсис следующим образом:
очищение или избавление от эмоций (таких как жалость или страх) прежде всего посредством искусства; очищение или очищение, вызывающее духовное обновление или освобождение от напряжения; или устранение комплекса путем приведения его в сознание и предоставления ему выражения.
Мы видим здесь две основные области, в которых используется катарсис: в художественном смысле и в психологическом смысле.
В своей работе под названием Поэтика , Аристотель ссылается на катарсис в отношении воздействия трагедий на аудиторию. Трагическая пьеса вызывает «ужас и жалость», вынося эти эмоции на поверхность и таким образом очищая от них зрителей. Например, в романе Уильяма Шекспира « Ромео и Джульетта » смерть двух влюбленных была бы катарсическим моментом. В фильме «Титаник » катарсическим моментом будет момент, когда Джек умрет на куске плавучего льда, чтобы спасти Роуз. Эти моменты, хотя и трагичные, дают зрителям сильную эмоциональную разрядку.
Словарь психологии говорит, что катарсис
в психоаналитической терапии относится к терапевтическому разряду всех аффектов, связанных с горем, потерей или любым травмирующим событием. Он возвращает эти события обратно в сознание, позволяя высвободить сильные, но долго сдерживаемые эмоции, которые, возможно, ранее подавлялись.
Катарсис как терапевтическая техника впервые был определен Йозефом Брейером, коллегой Зигмунда Фрейда. Он использовал гипноз, чтобы помочь пациентам вспомнить травмирующие переживания из их прошлого.
Катарсис также используется для описания эмоциональных моментов, которые помогают людям измениться к лучшему. После трагедии люди используют различные методы, чтобы вызвать катарсис, даже вне формальной психологической терапии. Например, катарсическое высвобождение эмоций может быть вызвано музыкой, рисованием, письмом, физическими упражнениями или добровольной помощью другим.
Дополнительное чтение
- https://psychologydictionary.org/catharsis/
- https://www.merriam-webster.com/dictionary/catharsis
Утверждено редакцией eNotes
Поэтика
Последний ответ опубликован 27 июля 2013 г. в 16:36:19.
Дайте определение «единству времени», как оно определено в «Поэтике» Аристотеля. Объясни и приведи пример.
1 Ответ воспитателя
Поэтика
Последний ответ опубликован 07 января 2017 г. в 10:38:43.
Каковы взгляды Аристотеля на мимесис?
3 Ответы воспитателя
Поэтика
Последний ответ опубликован 05 декабря 2012 г. в 19:53:56.
На какие шесть частей Аристотель делил трагедию?
1 Ответ воспитателя
Поэтика
Последний ответ опубликован 17 ноября 2018 г. в 12:43:40.
Каковы основные черты идеального сюжета трагедии в «Поэтике» Аристотеля?
2 Ответы воспитателя
Поэтика
Последний ответ опубликован 24 января 2019 г.