Катарсис в литературе это: КАТАРСИС — Словарь литературоведческих терминов — Литература

Содержание

Катарсис | Понятия и категории

КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — термин, который применялся Аристотелем в «Поэтике». Трагедия, вызывая страх, гнев, сострадание и другие чувства, заставляет зрителя переживать их. Вследствие этого процесса происходит «очищение» душевного состояния.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 123.

 

КАТАРСИС — состояние внутреннего очищения, наступающее после определённых переживаний и потрясений. В психотерапии катарсис выступает как специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также как фаза лечения, в ходе крой больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, послужившие ранее толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику. В психоанализе катарсис — специальный приём терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта.

..

Tags: 

Психология

КАТАРСИС (катарзис) — первоначально — эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением — например, в произведении искусства. Вообще — состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений.

Tags: 

Психология

КАТАРСИС (от греч. katharein — очищение). Форма эмоций, представленных сильным эмоциональным потрясением, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например, в произведении искусства. Для целенаправленной проработки тех или иных конфликтных ситуаций он стал использоваться в психоанализе. Считается, что за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.

Понятие введено Аристотелем в «Поэтике» для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей. Еще до того как 3.

Tags: 

Психология

КАТАРСИС (от греч. κάθαρσις – очищение) – термин древнегреческой философии и эстетики, выражающий синкретический характер этического, эстетического и религиозно-мифологического сознания, а также существенные интенции и свойства эстетического переживания. Согласно Ямвлиху, катарсис как особый метод очищения души с помощью музыки был разработан Пифагором: «он сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается изначальная гармония душевных сил» (Iamb. De vita Pyth. 15, 64, 2–7).

Tags: 

Эстетика

КАТАРСИС (катарзис) (греч. kathatsis — очищение) — первоначально эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, завершавшуюся, как правило, смертью. Вообще — состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии — специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также фаза лечения, в ходе которой больной вспоминает и воспроизводит забытые драматические сцены из своей жизни, послужившие толчком к психоневротическому заболеванию…

Tags: 

Психология

Искусство

Литература

КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — термин античной философии и эстетики, используемый для обозначения сущности эстетического переживания. Восходит к пифагореизму, представители которого считали музыку лучшим средством очищения души. В античной культуре того времени катарсис имел медицинское и религиозное значение. С медицинской точки зрения он означал очищение тела от ненужных элементов во время болезни, ведущее к выздоровлению. В религиозном смысле катарсис — это способ освобождения души от тела. В платоновской философии катарсис — очищение души от тела, наслаждений и страстей.

Tags: 

Искусство

Литература

КАТАРСИС — духовное очищение, просветление, облагораживание чувств, освобождение от низменных помыслов и тяжелых переживаний в процессе сопереживания музыкальным, литературным, сценическим художественным образам, в процессе сострадания чужому горю, чужой трагедии. Идею о катарсисе с помощью театра впервые высказал Аристотель (384-322 гг. до н. э.).

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 150.

Tags: 

Искусство

Литература

КАТАРСИС [греч. кадарач;, букв. — очищение] — термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетического переживания. Восходит он еще к древнему пифагореизму, в котором рекомендовалась гимнастика для телесного развития и музыка для очищения души.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 158.

Tags: 

Философия

Эстетика

КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — понятие древнегреческой эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Слово «Катарсис» употреблялось греками многозначно: в религиозном, этическом, физиологическом и медицинском значении. Аристотель в «Поэтике» отмечал, что трагедия совершает путем сострадания и страха очищение страстей. В «Политике» он говорит, что благодаря музыке «люди получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием». В обширной литературе, посвященной Катарсису, нет единого мнения о его сущности.

Tags: 

Философия

Религия

Литература

КАТАРСИС (CATHARSIS). В переводе с греческого катарсис означает очищение, освобождение путем удаления всего, что мешает или загрязняет. Так, по Аристотелю, трагедия есть катарсис страстей; по Мольеру, комедия есть катарсис наших слабостей, достойных насмешки; по мнению некоторых современных психоаналитиков, психоанализ есть катарсис наших эмоций или психологических травм.

Сильно сомневаюсь, что и в первом, и во втором, и в третьем случаях подобного очищения достаточно.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 247.

Tags: 

Искусство

Литература

Страницы

  • 1
  • 2
  • следующая ›
  • последняя »

eState — Катарсис

CATHARSIS

Катарсис (от греческого κάθαρσις , катарсис, что означает «очищение») относится к очищению эмоций — особенно жалости и страха — посредством искусства или любых крайних изменений эмоций, которые приводят к обновлению и восстановлению. Катарсис, как метафора, первоначально использован Аристотелем в «Поэтике», сравнивающий влияние трагедии на сознание зрителя с эффектом катарсиса на теле.

Первоначально этот термин использовался Аристотелем как метафора в « Поэтике » для объяснения влияния трагедии на аудиторию. Он полагал, что катарсис был конечной целью трагического художественного произведения, и что он отметил его качество.
Далее он сказал в «Поэтике»: «Трагедия — это имитация действия, которое является серьезным, полным и определенного масштаба; … Из-за жалости [элеоса] и страха [фобоса], влияющих на надлежащее очищение [катарсис] этих эмоций»(ок. 350 г. до н. Э., Книга 6.2).

catharsis

Катарсис — это эмоциональный разряд, посредством которого можно достичь состояния морального или духовного обновления или состояния освобождения от беспокойства и стресса. В литературе он используется для очищения эмоций персонажей. Это также может быть любое другое радикальное изменение, которое приводит к эмоциональному омоложению человека. Катарсис — термин в драматическом искусстве, который описывает влияние трагедии (или комедии и, возможно, других художественных форм), главным образом, на аудиторию.

Катарсис — термин в драматическом искусстве, который описывает влияние трагедии (или комедии и, возможно, других художественных форм), главным образом, на аудиторию.
Нигде Аристотель не объясняет значение слова «катарсис», поскольку он использует этот термин в определении трагедии в « Поэтике» (1449b21-28). Г. Ф. Эльзе утверждает, что традиционные широко распространенные толкования катарсиса как «очищения» не имеют оснований в тексте « Поэтики», а основаны на использовании катарсиса в других аристотелевских и неаристотелевских контекстах. По этой причине возник целый ряд различных толкований значения этого термина. Термин часто обсуждается вместе с концепцией Аристотеля анагнориса .

Примеры катарсиса из литературы

Пример № 1: Макбет (Уильям Шекспир)

Уильям Шекспир написал два известных примера катарсиса. Одним из таких примеров катарсиса является его трагическая драма Макбет . Зрители и читатели из Макбета обычно жалости трагической центральной фигура пьесы , потому что он был ослеплен своей разрушительной поглощенностью честолюбия.

В первом акте король Дункан сделал его Тавром Каудором, что делает его вундеркиндом, уважаемым за его доблесть и талант.
Однако эра его гибели начинается, когда он, как и большинство людей, увлекается амбициями, а также сверхъестественным миром. Впоследствии он теряет свою жену, свою правдивость и, в конечном итоге, свою жизнь. Искушение амбиций лишает его сути его существования как человека и не оставляет ничего, кроме недовольства и бесполезной жизни. В акте V Макбет собирает эту идею в своем монологе . Говоря о своей жизни, он говорит: «… Бедный игрок, который стоит и раздражает свой час на сцене, а потом уже не слышно. Это сказка, рассказанная идиотом, полная звука и ярости, ничего не значащая ».

Catharsis: Literary Definition, Examples and Purpose

  • DESCRIPTION

    woman reading cathartic book

  • SOURCE

    gpointstudio / iStock / Getty Images Plus

In general, catharsis is an emotional release, but литературное определение катарсиса более конкретно. Этот важный литературный прием используется во многих великих произведениях. Вы увидите примеры катарсиса во всем, от греческой мифологии до Гарри Поттера.

Что такое катарсис?

Если вы когда-нибудь замечали, что плачете, выплескивая свои эмоции, возможно, вы испытали катарсис . Это означает избавление от негативных эмоций. Это может привести к снятию напряжения, а также к ощущению обновления. Прохождение через катарсис часто включает в себя отпускание прошлого, чтобы начать заново.

  • В психологии катарсис означает высвобождение часто подавляемых эмоций, благодаря которому вы чувствуете себя спокойнее.
  • В драме катарсис означает воздействие на зрителей таких форм искусства, как трагедия и комедия.
  • В общем смысле катарсис также может означать эмоциональный момент, приносящий ясность.
  • Катарсис — слово греческого происхождения. В прямом переводе оно означает очищение или очищение. Легко понять, что это метафора эмоционального очищения.

Катарсис Литературное определение

Аристотель впервые обсудил понятие катарсиса применительно к литературе в Поэтика . В частности, он говорил о греческой трагедии и ее воздействии на публику.

«Трагедия, таким образом, есть имитация действия серьезного, законченного и определенного масштаба; в языке, украшенном каждым видом художественного орнамента, несколько видов которого встречаются в отдельных частях пьесы; в форме действия, а не повествования; посредством жалости и страха добиться надлежащего очищения [катарсиса] этих эмоций».

Катарсис играет важную роль в литературе. Он предлагает эмоциональное снятие напряжения, накопившегося в ходе рассказа или пьесы. Это эмоциональное освобождение может принимать форму слез, а также может происходить без явного внешнего проявления.

Примеры катарсиса в литературе

Поскольку катарсис играет такую ​​важную роль, вы найдете катарсис во многих великих литературных произведениях.

«Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира

Уильям Шекспир — мастер катарсиса, в чем вы можете убедиться во многих его великих трагедиях. В «Ромео и Джульетте» двое несчастных влюбленных в конце концов кончают жизнь самоубийством. Зрители, часто в слезах к этому моменту, испытывают чувство катарсиса. В конце пьесы две семьи в этой истории примиряются друг с другом, создавая ощущение завершения.

«Подойди, ожесточенный проводник, подойди, неприятный проводник! Лихо качает твой усталый от морской болезни ладья! Вот моя любовь!»
— Ромео Монтегю

«Великий Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда

В «Великом Гэтсби» Джей Гэтсби так отчаянно пытается завоевать любовь Дейзи Бьюкенен, что строит всю свою жизнь, чтобы произвести на нее впечатление и стать частью ее высшего -класс, старый мир денег. Она так близко, но в то же время вне его досягаемости, и Гэтсби оказывается в такой неловкой ситуации, что не может справиться. Отчаявшись и не в силах смириться с тем, что он никогда не осуществит свою версию американской мечты, Гэтсби покончил с собой.

«Гэтсби верил в зеленый свет, в оргастическое будущее, которое из года в год отдаляется от нас. Оно ускользало от нас тогда, но это ничего — завтра мы побежим быстрее, протянем руки дальше… И в одно прекрасное утро —— Так мы и плывем, лодки против течения, непрестанно несущиеся назад, в прошлое».
— Ник Кэррауэй

«Рождественская песнь» Чарльза Диккенса

В «Рождественской песне» Чарльз Диккенс использует катарсис, чтобы придать импульс изменению характера Скруджа. Скрудж видит прошлое, настоящее и будущее и переживает эмоциональные потрясения, которые приходят от истинного изучения своей жизни. Когда он видит, что станет с персонажем Малыша Тима, он переживает настоящую скорбь и вину, и чуткий читатель переживает эти эмоции вместе с ним. Скрудж меняет свою жизнь в результате своих озарений.

«Я буду чтить Рождество в своем сердце и постараюсь сохранить его весь год. Я буду жить в Прошлом, Настоящем и Будущем. Духи всех Трех будут бороться во мне. Я не закрою уроки, которые они преподают».
— Эбенезер Скрудж

Анна Каренина Льва Толстого

Русская литература полна примеров катарсиса, но одно примечательное произведение — Анна Каренина . В знаменитом романе Льва Толстого героиня терпит пытку быть влюбленной в одного мужчину и выйти замуж за другого. Ее возможное самоубийство заставляет читателя плакать и предлагает эмоциональное освобождение от печали, пронизывающей всю историю.

«Я всегда любил тебя, а когда ты любишь кого-то, ты любишь всего человека, таким, какой он есть, а не таким, каким тебе хотелось бы его видеть.»
— Анна Каренина

«Повелитель мух» Уильяма Голдинга

Катарсис занимает центральное место в истории «Повелителя мух», в нем основное внимание уделяется тому, через что проходят мальчики, переживая реальность освобождения от ограничений цивилизации и несут ответственность за свои действия. Свобода от ограничений — слишком большое искушение, чтобы они могли сопротивляться, но их дикость приводит к потере самой их человечности по ходу книги.

«Если ты кого-то боишься, ты его ненавидишь, но не можешь перестать думать о нем. Ты обманываешь себя, с ним все в порядке, а потом, когда ты снова видишь его, это как астма, и ты не можешь дышать . ..»
— Piggy

Вещи рушатся Чинуа Ачебе

В этой катарсической работе Чинуа Ачебе деревенский лидер в Африке должен терпеть потерю всего из-за своей гордыни. Читатель сочувствует ему, когда он сталкивается с потерей большей части того, что ему небезразлично, и в конце концов убивает себя.

«Если вам не нравится моя история, напишите свою».
— Okonkwo

Артур Миллер «Смерть продавца»

его можно получить. Как главный герой, Вилли Ломан преследует эту мечту, несмотря на ее очевидную тщетность, и зрители испытывают жалость. Когда Вилли Ломан совершает самоубийство, зрители скорбят.

«Я не говорю, что он великий человек. Вилли Ломан никогда не зарабатывал много денег. Его имя никогда не было в газете. Он не самый лучший персонаж, который когда-либо жил. Но он человек, и с ним происходит ужасное. Так что нужно быть внимательным».
— Линда Ломан

Гарри Поттер и Дары смерти Дж.К.

Rowling

В книгах о Гарри Поттере много грусти, но наступает момент катарсиса, когда Гарри узнает о мотивах Северуса Снейпа. Снейп выступает в качестве предполагаемого злодея в некоторых частях сериала и является одним из самых загадочных персонажей. После смерти Снейпа Гарри узнает, что Снейп всегда был влюблен в мать Гарри. Читатель разделяет жалость, которую испытывает Гарри.

«Один человек. Все, что нужно, это один человек. Я не мог сохранить Гарри для Лили. Так что теперь я отдаю свою верность делу, в которое она верила. И возможно — что по пути я сам начал верить в это».
— Северус Снейп

Углубите свое понимание Великой трагедии

Катарсис тесно связан с концепцией пафоса или способности литературного произведения вызывать у читателя сильные эмоции. Понимание пафоса и катарсиса помогает лучше оценить великие литературные трагедии и углубить понимание того, почему определенные произведения так глубоко воздействуют на аудиторию. Теперь, когда вы понимаете эти концепции, найдите время для дальнейшего изучения определения драмы катарсиса, изучив различные типы драмы.

Значение катарсиса в литературе

Статья

Значение катарсиса в литературе

Нирбхай Канория

29 марта 2018 г.

Сегодня катарсис является важным элементом многих произведений трагической литературы. Чтобы понять его важность, сначала давайте разберемся с его этимологией. Оно происходит от греческого слова katharos , что означает чистый. Katharos превратился в kathairein , что означало очищение. Катарсис стал означать очищение или очищение души посредством самореализации. Аристотель был первым, кто упомянул катарсис; он говорил об этом в своей основополагающей работе о греческом театре 9.0039 Поэтика .

Понятие катарсиса было введено греками и, по сути, является важнейшим элементом греческой трагедии. В конце каждой пьесы у главного героя происходит катарсис — осознание того, что его «проклятие» было куплено его собственными действиями и как с этого момента стать лучше. В результате его душа очищается, и он снова здоров. Катарсис актера, в свою очередь, переносится на публику, которая испытывает те же самые сильные эмоции, что и актер, и в конечном итоге покидает театр, чувствуя себя вымытым и очищенным после окончания спектакля. Использование катарсиса как способа очищения души распространено и сегодня, и признак хорошего драматурга или автора состоит в том, чтобы успешно сделать своего персонажа привлекательным для аудитории или читателя.

(Самоубийство Аякса Великого, фотография из Британского музея, через Викимедиа)

Катарсис в греческой трагедии

«Ибо даже я — которая в последнее время была такой жестокой и твердой […]
да, моя речь стала женственной и слаб, и моя острая грань сглажена вот этой дамой.
Мне жаль оставлять […] позади […] вдову и ее осиротевшего сына».
Аякс , Софокл

Чтобы лучше понять использование катарсиса в греческой трагедии, давайте посмотрим на 9 Софокла.0039 Аякс . Аякс был воином с великой репутацией, и после Троянской войны он и Одиссей соревнуются за доспехи Ахиллеса. Одиссей коварный и хитрый, и ему удается взять верх над Аяксом, который физически сильнее и лучше борется. «Аякс» считает эту потерю оскорблением своей чести и глубоко обеспокоен этим. Богиня Афина обманом заставляет его поверить, что какой-то домашний скот на самом деле является армией его врага, и в приступе гнева он впадает в ярость и убивает животных. В конце концов, не в силах смириться с позором своего проигрыша в соревновании и своего бесчеловечного убийства невинных животных, он совершает самоубийство, но не раньше, чем испытает момент катарсиса и поймет, что его собственные действия и непоколебимая вера в свою честь привели его совершать непростительные преступления.

В Древней Греции не только честь была чрезвычайно важна для всех людей, но и солдаты часто возвращались с войны психически неуравновешенными. Учитывая это, вполне вероятно, что мужская аудитория, посмотревшая спектакль, будет относиться к бедственному положению Аякса и, в конечном счете, благодаря его катарсису, обнаружит, что их собственные поврежденные души очистились и очистились, усвоив уроки высокомерия и нереалистичной чести.

( Antigone donnant la sépulture à Polynice  от Sébastien Norblin Ancient Theatre, через Википедию)

Греческий трагический герой

Традиционный греческий герой — один из самых архетипичных персонажей, он определил способ написания многих современных «героев». Обычно он благородного происхождения, доблестный и благородный, верен государству и своей семье и имеет безупречный кодекс ценностей. Однако качество, которое делает каждого греческого героя уникальным, — это его единственный трагический недостаток, который часто приводит к его гибели. Как мы видели ранее в случае с «Аяксом», это была ошибочная концепция чести. У Эдипа это был необдуманный гнев, а у Антигоны (редкий женский герой) — догматическая верность Богам и своим убеждениям.

Этот трагический недостаток необходим для катарсиса, так как без него главный герой никогда не допустил бы ошибок, и не было бы необходимости в наказании или проклятии, тем самым не дав аудитории возможности понять неблагоприятные последствия недостатка. Концепция трагического недостатка современного героя сохраняется и по сей день, как мы увидим в следующих нескольких абзацах.

(«Плач Отелло» Уильяма Солтера, через Викимедиа)

Катарсис и Шекспир

«Если бы я был мавром, я бы не был Яго.
Следуя за ним, я следую только за собой;
Небо мне судья, не я по любви и долгу,
Но кажусь таковым по моей особой цели.
Отелло , Уильям Шекспир

Среди популярных драматургов Шекспир, вероятно, находился под наибольшим влиянием греческого театра. Взгляните на Othello — хотя на момент написания он считался одним из лучших примеров катарсиса. Однако это может быть уже не так, поскольку, учитывая важность взаимосвязи, контекст также очень важен для катарсиса.

В конце пьесы Отелло испытывает катарсис и понимает, что Яго сбил его с пути и что именно его собственная вера, наивность и ревность привели его к тому, что он лишил Дездемону жизни. Его трагическим недостатком было то, что он слепо доверял другу. Елизаветинская аудитория может сразу понять это, так как в Британии елизаветинской эпохи войны и предательства были слишком обычным явлением, и простые люди привыкли видеть, как монархи и лидеры умирают от рук людей, которых они считали друзьями. Когда они смотрели Отелло, они могли сразу понять как обстановку, так и его предательство.

Катарсис Отелло приводит к его самоубийству, и зрители чувствуют его предательство, понимая, что слепое доверие другу может иметь серьезные последствия. Таким образом, зрителям никогда не нужно испытывать чувство предательства в реальности, поскольку катарсис Отелло научил их быть более осознанными. В некотором смысле они «очищаются» от нездоровых чувств, которые могут возникнуть в результате предательства. Для современной аудитории, учитывая обстановку пьесы, Отелло может быть не таким родным, и его катарсис не обязательно может трансформироваться в их собственный катарсис.

 

Катарсис, сегодня

«Твой отец тоже был упрямым человеком. Честь, как он это называл. Что ж, честь имеет свою цену, как Лорд Эддард понял на своем горе»
Станнис Баратеон, Танец с драконами , G.R.R. Мартин

Катарсис не ограничивается пьесами, его можно увидеть и в других формах литературы. Чтобы понять важность катарсиса и его актуальность в современной литературе, давайте воспользуемся современным примером. В последнее время самым популярным трагическим героем, несомненно, был бы лорд Эддард Старк, правитель могущественного Дома Старков, чья резиденция находится в заснеженных землях Винтерфелла. Он поистине чудесный персонаж, которого мы встречаем в

Игра престолов , автор: G.R.R. Мартина и само определение трагического героя. Он добродетелен, лоялен и знаменосец благородства. Его трагический недостаток? Его ошибочная вера в свою честь и во благо людей. Из-за этой веры он отказывается «играть в игру» и расплачивается за это своей жизнью. Можно возразить, что если бы Мартин позволил ему прожить еще немного, катарсис был бы сильнее, но тем не менее читатель потрясен и тронут до слез.

Катарсис Старка заключается в том, что он осознает важность игры и ложно признается в своих предполагаемых преступлениях, хотя и слишком поздно. Благодаря своему собственному катарсису зрители понимают важность принятия и понимания современного общества, а также того, чтобы быть «уличным умом», а не чрезмерно добродетельным или благородным. Пока

Песнь Льда и Пламени может быть установлен в стране фантазий, можно сказать, что это отражает наш нынешний политический климат — враждующие политические партии, борющиеся за контроль над нашими странами, друзья, ставшие врагами, общественные активисты и мученики. Читатель может идентифицировать себя с таким персонажем, как Старк, и пройти через свой собственный катарсис, пока он проходит через свой.

(«Комедия и трагедия» Тима Грина из Брэдфорда, через Wikimedia)

Если вы когда-нибудь задавались вопросом, почему вы особенно тронуты или почему вас тянет к трагической литературе, у вас есть ответ в виде катарсиса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *