Кен уилбер ум соединяется с телом: Уилбер о роли контакта с телом

Уилбер о роли контакта с телом

Студент: Значит осознание тела бесполезно?

Кен Уилбер: О, я не хочу, чтобы у вас создавалось такое впечатление. Установление контакта с телом играет очень важную роль, которую, пожалуй, можно объяснить так. В ходе человеческого роста и развития сознание начинается с отождествления главным образом с телом — с витальной и сенсомоторной сферой. Примерно в 2 или 3 года начинает возникать ум, и к 6 или 7 годам сознание начинает отождествляться с расширенной перспективой, которую он предлагает. Вспомните, что чувственное тело доконвенционально и эгоцентрично, поскольку оно не может принимать на себя роль другого. Но с появлением ума сознание может переключаться с эгоцентрических на социоцентрические модусы осознания, то есть эволюционировать от объективного «я» до «мы». Ум превосходит и включает в себя тело, и потому ум может осознавать и «я», и «мы». Но если имеет место патология — и здесь решающее значение имеют работы Фрейда, — то ум не просто превосходит и включает в себя тело, он подавляет тело, отрицает тело, отчуждает и отделяет от себя тело. Говоря конкретнее, некоторое умственное понятие, или идея, или суперэго подавляет или отрицает некоторое телесное чувство, побуждение или инстинкт, нередко секс или агрессию либо иногда жизненность тела в целом. И такое подавление тела умом порождает разнообразные виды неврозов, эмоциональных расстройств, телесного отчуждения и бесчувственности к жизни.

Поэтому одна из первых вещей, которые делаются в терапии — в «раскрывающих терапиях», — состоит в том, чтобы ослабить барьер подавления/вытеснения, позволить себе почувствовать свое тело, свои чувства, свои эмоции и попытаться понять, почему вы их подавляли. Затем вы должны подружиться с этими потерянными чувствами и воссоединить их с умом-эго, сформировав более здоровый и точный образ себя.

Кен Уилбер

Но тот факт, что вы восстановили контакт с телом и его чувствами и это заставило вас чувствовать себя живым, энергичным, сияющим — это прекрасно, это то, что и должно было случиться. Вы восстанавливаете связь со своими органическими корнями, своей жизненной силой. Но многие затем ошибочно заключают, что сами телесные чувства каким-то образом принадлежат к более высокой реальности, чем ум-эго, что совершенно неправильно. Они так считают потому, что чувствуют себя намного лучше после восстановления связи с телом. Но нам необходимо восстанавливать связь с телом не потому, что это более высокая реальность, а потому, что это низшая реальность, ставшая жертвой ужасного обращения со стороны высшей. Поэтому мы временно регрессируем к телесным ощущениям, которые подверглись отчуждению, — «регрессия» означает просто переход на более низкий уровень в иерархии сознания — и воссоединяемся с этими потерянными чувствами. Это регрессия на службе более высокого развития.

Таким образом, результатом этого более высокого развития становится интеграция ума и тела — то, что я называю кентавром, в котором человеческий ум и животное тело едины. Но многие телесные терапевты полностью путают этот интегрированный союз ума и тела с одним лишь телом. Эту путаницу можно найти у таких авторов, как Александр Лоуэн, Ида Рольф и Стэнли Келеман. Они часто возвеличивают тело до статуса кентавра (или объединенного ума-тела), и можно догадаться, что они это делают, по тому, что они практически ничего не говорят об уме, как таковом, уме как уме — о рациональной этике, перспективизме, постконвенциональной морали, взаимопонимании и так далее. То, что они называют союзом ума и тела, в действительности представляет собой всего лишь набор глубинных телесных ощущений. Это до/над заблуждение в миниатюре — оно путает постконвенционального кентавра с доконвенциональным телом, и эта путаница характерна для большинства школ телесной терапии.

В любом случае и терапия, и медитация часто начинаются с тела и телесного осознания, поскольку большинство людей действительно утратили связь со своими корнями. Но ни эффективная терапия, ни настоящая медитация не остаются на уровне осознания тела. В эффективной терапии вы, со временем, должны переходить к когнитивному и умственному опыту и начинать понимать, почему вы вообще подавляли тело и некоторые из его ощущений. Прогресс в терапии происходит, только когда вы перестаете отреагировать свои отчужденные побуждения на телесном уровне и превращаете их в психологический инсайт.

Так же и с настоящей медитацией. Хотя она нередко начинается с осознания тела — сосредоточения на дыхании, на телесных ощущениях и так далее, она скоро переходит к исследованию умственного опыта и самого потока ума. Она переходит от грубого тела и сенсомоторного мира к ментальному и тонкому миру. Только путем исследования тонких ограничений в потоке ума — и особенно тонкого ограничения, известного как чувство своей отдельности, — самоотождествление человека может распространяться с тела-ума на сам Дух. Его личная тождественность с организмом включается в тождественность со Всем.

Таким образом, тело никогда не бывает забыто. Его превосходит и включает в себя ум, который превосходит и включает в себя Дух. Тело — это фундамент и исходная позиция. Но если вы просто остаетесь в нем, то полностью блокируете ум и Дух. Вы достигаете Нирманакайи (тела формы), но не Самхогакайи (тонкой сферы), Дхармакайи (каузальной Пустоты) и Свабхавикайи (недвойственной Таковости). Но коль скоро вы включаете тело в эти более высокие стадии и сферы, они, как правило, распространяются вниз и буквально преображают само физическое тело. Кто знает, возможно, вы даже начнете светиться в темноте. Тело приобретет необычную и запоминающуюся красоту и в любом случае станет прозрачным сосудом для изначального Духа, каковым вы вечно являетесь.

— «Один вкус», Кен Уилбер
Книги Кена Уилбера на ipraktik.ru →

Все кончается — все начинается. Интегральная духовность от Кена Уилбера


Елена Исупова

В последние 20 лет получил известность новый подход к организации мира и нашему существованию в нем. Интегральный. Он показывает, как части жизни — работа, отношения, творчество, вечеринки, дети — связаны друг с другом.

Но что если мы применим его к духовности? Автор интегральной теории Кен Уилбер так и сделал. Он написал книгу о том, как взять главное от разных культур и собрать жемчужины знания воедино. Как великие религии могут выступать проводниками человеческого развития. Как духовность может совмещать пути традиционного Востока и передового Запада.

Уилбер дает ответы на самые острые вопросы духовности. О ее месте в повседневной жизни, стадиях духовного развития, роли медитации и созерцательных практик… Чтение не будет легким — как и всегда с книгами Уилбера. Но результат вас ошеломит.

Где находится дух?

Многое ли современный человек знает о духовности? Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте себе следующих мужчин (или женщин).


Интегральная духовность

1. В костюме от «Армани». 2. За рулем красного «Феррари». 3. Нападающего футбольной команды. 4. Профессионального юмориста. 5. Математика. 6. В майке без рукавов, качающегося в спортзале. 7. Олимпийского чемпиона по плаванию. 8. Университетского профессора. 9. Фотомодель. 10. Любовника.

А теперь скажите, кто из них, по вашему мнению, самый духовный? Произойдет кое-что забавное. Почему-то мы воспринимаем большинство этих людей не очень духовными. Но на самом деле физическое совершенство, красота, ум, рассказывание анекдотов и другие категории духовны по своей природе.

У нас сложилось много предубеждений относительно того, где стоит искать дух. Интегральный подход поможет это исправить.


Это новый мир, новая духовность, новое время, новый мужчина и новая женщина. — Источник

Добро пожаловать в мир

В прошлые времена, если вы, скажем, рождались китайцем, вам суждено было просуществовать всю жизнь в одной культуре, нередко живя в одной провинции, иногда в одном доме — любя и умирая на нескольких пядях земли. Но сегодня мы имеем не просто свободу передвижения — мы можем погрузиться в любую культуру.

Наша задача — не отвергать ни одну из религий, взять лучшие идеи каждой, соединить мудрость Востока с традициями Запада.


Звучит сложно? С одной стороны, да. Но результаты могут удивить простотой и изяществом. — Источник

Вот на что нацелен интегральный подход. Он вбирает в себя весь мировой опыт и в итоге дает нам 5 ключей к эволюции человека: квадранты, уровни, линии, состояния и типы.

Множество линий

Вы замечали, насколько неравномерно мы развиты? У кого-то все хорошо с логикой, но плохо с эмоциональной чувствительностью. Другие сообразительны, но отстали в моральном плане. А человек с выдающимися эмоциональными способностями порой не может сложить два и два.

У каждого из нас множество способностей, или линий развития. Самые важные из них — когнитивная, эмоциональная, моральная, сексуальная, эмоциональная. Каждая может развиваться. Вы не должны быть мастером во всех, но знать их — значит иметь доступ к своему потенциалу.

Интегральная мудрость отчасти состоит в том, чтобы понять, в чем мы преуспеваем и как можем предложить миру ценнейшие из своих талантов.

Психограмма человека, у которого развиты когнитивные способности и неплохо — межличностные, но почти не развиты моральные и эмоциональные

Определите, где находятся ваши величайшие возможности, с помощью психограммы. Нарисуйте 5 главных линий развития (как в примере) и обозначитьте стадии, на которых находитесь.

Бой с тенью

Наряду со своими сильными сторонами важно видеть темные. Мы часто отвергаем части своего «я»: влечения, чувства, качества.

Например, вы начинаете злиться на руководителя, но эти чувства угрожают вашему самоощущению («я добрый человек, а добрые не злятся»). Тогда вы можете вытеснить эту злость. Но простое отрицание не избавит от нее, — она проявится как отчужденная. И неожиданно весь мир наводнится людьми, которые, как вам кажется, очень злы.

Тень, которую вы ненавидите, принадлежит вам, и против нее вы идете в крестовый поход.


То, что вас больше всего раздражает в других, на самом деле — ваши теневые качества. — Источник

Все это рождает страх, тревогу, тоску, непонимание самого себя, а иногда депрессию. Выход — подмечать то, что вас больше раздражает в других. И возвращать себе отчужденные качества.

От стадии к стадии

Наше сознание развивается, последовательно проходя через несколько стадий. Их можно назвать архаической, магической, мифической, рациональной, плюралистической и интегральной. Или собрать в линию ценностей: от борьбы за выживание — к единству. Или обозначить цветами — от красного к фиолетовому.

Это устойчивые этапы роста и развития. Своего рода фотоснимки, которые мы делаем в определенные моменты жизни.

У каждой из них есть свой вариант науки, искусства, духовности и морали и других линий. Существуют красная наука и красная духовность, янтарная наука и янтарная духовность, оранжевая наука и оранжевая духовность. Проблемы возникают, когда мы путаем стадии и уровни: например, мифический уровень духовного интеллекта с самим духовным интеллектом. Тогда развитие тормозится.

Что еще в книге

Важнейшая роль религии в современном мире — функция конвейерной ленты развития человечества. С ее помощью мы не проходим все стадии с нуля. Например, не начинаем обучаться в медицинском с прикладывания пиявок к телу больных, а сразу получаем последние знания.


В новой книге Кена Уилбера вы услышите отголоски других его книг, например, «Краткой истории всего». И сможете еще больше погрузиться в интегральный подход. — Источник

В книге вы найдете:

  • Значения слова «духовный»
  • Матрицу практик интегральной жизни
  • 3 естественных источника мудрости
  • AQAL-матрицу и решетку Уилбера-Комбса
  • Медитацию Духа
  • Бога как совокупность «мы»
  • Лекарство от «крышки на кипящей кастрюле»

Состояния, стадии, линии, квадранты, типы — постепенно кусочки пазла сложатся в общую картину. Вы почувствуете себя в цельном, бесшовном, обжигающем Сейчас. Там, где все кончается. И начинается снова.

По материалам книги «Интегральная духовность»

Обложка поста — freepik.com
P.S. Хотите стать лучшей версией себя, прожить жизнь, полную смысла и получать хорошие скидки на лучшие книги МИФа? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем самые полезные отрывки из книг, советы и лайфхаки — и отправляем вам. В первом письме — подарок.

Взлет и падение Кена Уилбера

Автор: Марк Мэнсон

Рубрика: Счастье Мотивация Личные ценности самый умный человек, о котором вы никогда не слышали. Он философ и мистик, чья работа пытается объединить все области исследования в единую модель или структуру понимания.

Когда я говорю «все области обучения», я имею в виду буквально. Уилбер считает, что каждая область знаний содержит по крайней мере один аспект истины, каким бы малым он ни был, и что примирение разрозненных дисциплин — это вопрос интеграции того, что в них правильно, а не обесценивания их за то, что они частично ошибочны. Как часто говорит Уилбер: «Никто не настолько умен, чтобы ошибаться в 100% случаев», и поэтому мы должны сосредоточиться на том, что правильно, и опустить остальное.

Нейробиология, юнгианские архетипы, садоводческие общества, герменевтика, гегелевская диалектика, теория систем, дзен-коаны, постструктурализм, ведантанский индуизм, капиталистические экономические системы, трансперсональные состояния сознания, неоплатонические формы — список можно продолжать и продолжать — все объяснены и аккуратно объединены в одну карту реальности, которую он полуиронически называет «Теорией всего». Прежде всего, ему удается объяснить все это в ясной и блестящей прозе. Вы буквально чувствуете, что становитесь умнее, когда читаете его.

Интеллектуальный вундеркинд в детстве, Уилбер был докторантом Университета Дьюка по биологии, когда он бросил свою программу, чтобы, как он выразился, «сидеть в комнате один и пялиться в стену в течение пяти лет». Затем он увлекся изучением восточной духовности, религии и психологии.

Вот видео, на котором он останавливает и запускает свои мозговые волны, используя различные формы медитации:

Я открыл для себя Уилбера, когда мне было 19. В том же году я прочитал его книги, всего 15 книг. Они были плотными, но это был переломный момент в моем интеллектуальном и личностном росте. Открытие его было поистине сознательным расширением. После понимания его модели остальной мир почувствовал себя проще. Кроме того, когда я был подростком, у меня был очень мощный духовный опыт, но я никогда не мог примирить какую-либо духовную практику или веру с научным знанием и строгостью. Уилбер сделал это за меня. Он был одним из самых влиятельных мыслителей, если не самый влиятельный мыслитель в моей жизни.

В этом блоге недостаточно места, чтобы отдать должное теории Уилбера. Но если у вас есть время и вы готовы к интеллектуальным упражнениям, вы можете найти краткое изложение его интегрированной психологической модели здесь, краткий обзор его модели AQAL здесь и развернутую критику его работы здесь.

Конечно, лучший способ узнать о его материале — это пойти к нему самому. Я рекомендую всем начать с Краткая история всего , затем Интегральная психология и его шедевр Секс, Экология, Духовность .

Вместо того, чтобы пытаться объяснить его работу, я опишу несколько наиболее важных способов, которыми он повлиял на мое собственное мышление:

  1. Ничто не является правильным или неправильным на 100%, они просто различаются по степени неполноты и дисфункции. . Никто или ничто не является на 100% добрым или злым, они просто различаются по степени невежества и оторванности. Любое знание — это работа.
  2. Скачки в эволюции обычно происходят по принципу «преодоления и включения», а не путем стирания того, что было раньше. Например, эволюция до уровня развития одноклеточного организма не уничтожила молекулы, а включила их в более высокий порядок сложности. Уилбер утверждает, что этот образец эволюции происходит со всеми явлениями. Рациональное мышление не устраняло эмоции, а включало их в более высокий уровень развития сознания. Индустриальные общества не уничтожили сельское хозяйство, но подняли сельское хозяйство на более высокий уровень эффективности и процветания. Если мы собираемся действительно развиваться, мы делаем это, включая и интегрируя то, что было раньше, в нечто большее, а не уничтожая это.
  3. В связи с пунктом № 2: цель духовности состоит в том, чтобы превзойти эго, а не разрушить или подавить его. Многие духовные лидеры, утверждавшие, что избавились от эго, как оказалось, просто подавляли его. Результаты ужасны, а иногда и трагичны.
  4. У Уилбера есть концепция, называемая «до/транс-заблуждение», согласно которой люди часто ошибочно принимают доконвенциональное (более ранняя фаза развития) за постконвенциональное (более поздняя стадия развития), потому что ни то, ни другое не является конвенциональным. Одним из примеров, который он использует, являются духовные движения Нью Эйдж, которые прославляют возвращение к инфантильному состоянию действия исключительно на основе эмоций и желаний. Они ошибочно принимают эти более ранние нарциссические эмоциональные прихоти за духовные переживания, поскольку и эмоциональное веселье, и духовные переживания являются нерациональными переживаниями. Поскольку их эмоциональное веселье нерационально, а духовные переживания нерациональны, они путают их. Эта концепция может применяться во многих областях личного и социального развития.
  5. Восприятие содержит внутренние и внешние модальности, или решение Уилбера проблемы разума и тела в философии. Вы можете вскрыть чей-то мозг, проследить возбуждение нейронов, когда он думает о кошке, но что реально: возбуждение нейронов или мысль о кошке? Это зависит от того, кого вы спросите. Проблема возникает, когда кто-то предполагает, что наши мысли и поведение контролируются физическим набором возбужденных нейронов. Это означает, что наш разум не автономен и что нам не хватает свободы воли. Уилбер утверждает, что и внутренний, и внешний режимы сознания не только в равной степени реальны, но и являются отражением друг друга. Действительно, исследования нейропластичности (способности изменять физическую конфигурацию вашего мозга посредством изменения моделей мышления и поведения) начинают подтверждать этот вывод.
  6. Иерархии существуют, но они не обязательно равны моральному превосходству. Есть более высокие уровни развития и сложности, люди с более высокими навыками и талантами, но это не означает, что они морально выше или являются более полными выражениями реальности, или что более низкие уровни в иерархии не должны почитаться. Например, ядерная наука является более высокой формой человеческого понимания, чем магия вуду или религиозная догма, но Уилбер утверждает, что это не означает, что одно следует навязывать другому. Каждый из них имеет свое применение в зависимости от уровня сознания человека.

Преимущество объединения ВСЕХ областей знаний в единую модель заключается в том, что эта модель имеет широкое применение в КАЖДОЙ области исследования. Как только вы поймете выводы Уилбера, станет очевидным, как его модель и идеи могут принести пользу всему, от политики до науки, от психологии до духовности.

В 1999 году, благодаря успеху своего монструозного 1000-страничного опуса « Секс, экология, духовность » и представленной в нем модели сознания и развития, Уилбер основал Интегральный институт, аналитический центр и академическое учреждение, фонд для распространения идей Уилбера в мире.

Всемирно известные лидеры и мыслители, такие как Эл Гор, Тони Роббинс, Натаниэль Бранден, Алекс Грей, Дэвид Дейда и Тони Шварц, дали громкую поддержку. Были созданы семинары и сайты, созваны конференции. Казалось, формировалось законное духовно наполненное интеллектуальное движение, которое вскоре должно было искоренить общепринятые «нецелостные» формы мышления в науке, академических кругах, политике и обществе в целом.

Среди сторонников Уилбера был взрыв энтузиазма. На протяжении всей своей карьеры Уилбер был интеллектуальным отшельником, отказывался от каждого интервью и отказывался предписывать какие-либо действия или применение своей модели к окружающему миру. Более 20 лет он провел в радиомолчании. Но это должно было измениться. В то время Уилбер говорил о рождении нового интегрального духа времени, который, как он считал, пронесется через традиционное мышление и изменит самовосприятие мира. И мы ему поверили. Работа Уилбера изменила нашу жизнь, поэтому, естественно, нам не терпелось увидеть, что на самом деле произошло.0024 приложение его модели может сделать для общества в целом.

В начале 2005 года я взволнованно посетил Integral Intensive Weekend в Бостоне. Я не только хотел взаимодействовать с другими мыслителями «второго уровня», но я хотел каким-то образом участвовать и способствовать продвижению идей Уилбера. Будучи скромным студентом университета, я собрал почти все деньги, которые у меня были, чтобы поехать (по сей день это единственный семинар по самопомощи, который я когда-либо посещал).

Но по прибытии мой идеализм получил удар под дых. И хотя выходные были приятным опытом и в некотором смысле мощным, к тому времени, когда я ушел, что-то пошло не так.

136 человек совершили прорыв на прошлой неделе. На этой неделе одним из них будете вы?

Присоединяйтесь к миллионам читателей и подпишитесь на информационный бюллетень The Breakthrough. Введите свой адрес электронной почты ниже, чтобы получать новые идеи и упражнения, которые могут изменить вашу жизнь каждую неделю.

Ваша информация защищена, и я никогда не спамлю. Вы можете ознакомиться с моей политикой конфиденциальности здесь.

На семинаре выходного дня я не мог избавиться от ощущения, что мы участвуем в тонко завуалированном баловстве и не более того. Оглядываясь назад, я думаю, что это была как проблема брендинга (с точки зрения бизнеса), так и организационная проблема (с социальной точки зрения). Интегральный институт создал свое движение, чтобы влиять на академические круги, государственную политику, публиковать книги и журналы и распространять эти идеи в мире в целом. Тем не менее, здесь мы тратили деньги, чтобы сидеть в комнате, занимаясь различными формами медитации и йоги, проводя сеансы групповой терапии, художественные перформансы и в целом продолжая говорить о том, насколько мы «интегральны» и насколько мы важны для мира. без вида делает что-то более крупное по этому поводу.

Если вы хотите быть семинаром по саморазвитию и мотивировать людей, тогда будьте семинаром по саморазвитию и мотивируйте людей. Если вы хотите быть официальным институтом и оказывать серьезное влияние на политику и академические круги, сделайте это. Не притворяйтесь обоими и не загрязняйте их беспочвенными разговорами и выступлениями. Ирония всего этого заключалась в том, что интегральная структура Уилбера применялась к организациям и бизнесу, и должны были учитывать эти проблемы брендинга 9.0025 , но нет. Ирония скоро продолжит расти.

Следуя за Уилбером онлайн, разговор, казалось, становился все более и более замкнутым. В условиях натиска проблем в мире, требующих интегральной перспективы и решения — терроризм, война в Ираке, изменение климата, мировой голод, финансовые кризисы — молчание, исходившее от интегральной толпы, было оглушительным. Основные глобальные и социальные проблемы часто упоминались лишь вскользь, как описания определенного уровня развития сознания, имея в виду, что «они» не так высокоразвиты, как «мы».

Мы мыслители «второго уровня». Мы собираемся изменить мир… как только закончим говорить о том, какие мы классные и «второстепенные».

Вместо этого большинство разговоров касалось эзотерических духовных тем, импульсивного самовыражения и повторного объяснения интегральной модели 4102 различными способами. Философия, основанная на том, чтобы включать и интегрировать как можно больше, ее последователи, безусловно, выразили ее, образовав вокруг себя хорошо запечатанный пузырь.

Доказательства этого появились, когда появились критики Уилбера. Эксперты во многих областях, которые, как утверждал Уилбер, «интегрировали», подвергли сомнению или разобрали некоторые из его предположений. В модели Уилбера он использует то, что он называет «ориентирующими обобщениями», способы обобщения целых областей исследования, чтобы совместить их с другими формами знания. Уилбер признает в своей работе, что он обобщает большие темы и что во многих областях нет единого мнения, но что он построил эти обобщения, чтобы отразить основные и согласованные принципы каждой области исследования.

Что ж, ряд экспертов начали сомневаться в выборе Уилбером источников. А что касается заявлений о том, что то, что он изображал как консенсус в некоторых областях, таких как психология развития или социология, оказалось, что вокруг некоторых «базовых» выводов Уилбера все еще было немало споров и неопределенности. Часто то, что Уилбер изображал как «консенсус» в определенной области, на самом деле сводилось к неясной позиции или позиции меньшинства.

Критики разобрали и саму модель Уилбера, выявив в ней небольшие противоречия. И ряд людей уловили его поразительно кроткое понимание эволюционной биологии и его загадочные намеки на разумный замысел.

Окончательный ответ Уилбера многим из этих критиков был не чем иным, как ребячеством — около дюжины страниц (хотя и очень хорошо написанного) словесного дерьма, которое ничего не прояснило, ничего не оправдало, лично напало на всех и разложило дерьмо. из претензий его критиков.

Для многих это был день, когда интеллектуальный гигант пал, эволюция остановилась, так называемый «Эйнштейн сознания» взял свой мяч и отправился домой.

Оттуда интегральное движение начало трещать. Раввин Марк Гафни, духовный лидер, к которому присоединился Уилбер и даже спонсировал семинары, позже был обвинен в Израиле в растлении малолетних. Несмотря на это, Уилбер и его движение отказались дистанцироваться или отвергнуть его. На самом деле вся интегральная сцена удвоилась, утверждая, что ее критики были «мыслителями первого уровня» и придумывали ложь, чтобы атаковать более высокий, более высокий уровень сознания, которого она не понимала.

Семинары замедлились до минимума. Здоровье Уилбера сильно ухудшилось (у него диагностировали редкое заболевание, из-за которого он прикован к постели). Он перестал писать. Десять лет спустя, несмотря на то, что у Уилбера появилось несколько поклонников в академических кругах (некоторые на высоких постах), работа Уилбера еще не была проверена или рецензирована в серьезном журнале. Большая часть его публикаций в Интернете сводилась к причудливым духовным заявлениям (например, о «просвещенном учителе», который может заставить урожай расти вдвое быстрее, «благословляя его»).

Блестящий ученый, ставший монахом, ставший отшельником, ставший знаменитостью Нью-Эйдж, чьи идеи изменили все для многих людей (включая меня), превратился в мишень для очередной нью-эйджовской шутки. Как пали сильные.

Несмотря на недостатки, интегральная перспектива Уилбера продолжает вдохновлять меня. Я верю, что о нем будут писать десятилетия или столетия спустя, и его будут считать одним из самых блестящих умов нашего поколения. Но, как и в случае с большинством блестящих мыслителей, его влияние и идеи будут распространяться другими способами, которых он не ожидал и не намеревался.

История Уилбера — поучительная история. Его интеллектуальное понимание было огромным, я никогда не встречал его в одном человеке. Он также задействовал некоторые из самых дальних уголков сознания, духовных или нет, о которых люди сообщали сами. Я верю в это. Но, в конце концов, его погубила его гордость, его потребность в контроле и, ну, по иронии судьбы, его эго.

Дело в том, что если Уилбер может поддаться этому, любой из нас может. Никто не застрахован. Какими бы блестящими и «просвещенными» мы ни были, все мы животные.

Уилбер был бэби-бумером в США в 60-х и 70-х годах. Он прошел через многие восточные духовные движения того поколения. Эти движения были начаты восточными учителями и основывались на догме о том, что просветленное сознание может превратить кого-то в безупречную личность, непреложный авторитет. Несмотря на глубокое понимание Уилбером человеческой психологии и сознания, казалось, что он никогда не поколебал эту догму. Это сопровождало Уилбера на протяжении всей его карьеры и в конечном итоге проявилось в нем самом. Когда он был моложе, он, как известно, следовал за Ади Да, духовным лидером, который, как позже выяснилось, изнасиловал последователей женского пола. И все же он стоял рядом с ним. Позже в своей карьере он также присоединился к Эндрю Коэну, духовному лидеру, который, как выяснилось, физически и эмоционально оскорблял своих последователей. И снова он стоял рядом с ним. Почему? Потому что Уилбер утверждал, что они действительно достигли самых дальних пределов человеческого сознания и понимания.

Уилбер научил меня тому, что никакая глубина духовного опыта не может свести на нет наши физические и первобытные побуждения к власти, похоти и самоутверждению. Как приматы, мы запрограммированы искать кого-то, на кого можно равняться, а также чтобы другие смотрели на нас. И это верно независимо от того, переживаем ли мы Бога или бодхисаттву или нет. Это неизбежно.

Уилбер также показал мне, что блестящий ум не обязательно делает блестящего лидера. Уилбер хвастался в интервью, что он никогда ничего не планировал в Интегральном институте, потому что планирование не представляло бы лидерство «второго уровня». Несмотря на огромное финансирование, энтузиазм, умственные способности и спрос, Интегральный институт нашел способ потерпеть неудачу.

Большая ирония здесь в том, что сама модель Уилбера, Интегральная структура, учитывает и описывает все, что я сказал в предыдущих абзацах . Уилбер потерпел неудачу именно так, как предсказывала его собственная модель. Его модель отстаивает идею преодоления эго, а не его отрицания. Это требует краудсорсинговой интеллектуальной строгости и экспертной оценки. В нем подробно рассказывается о теневом «я» и о том, как наши бессознательные желания саботируют наши великие цели. Он охватывает нашу изначальную и биологическую природу и то, как наши низшие импульсы следует принимать и держать под контролем.

Тем не менее, он поддастся тем же недостаткам, о которых предупреждал нас.

Дэвид Фостер Уоллес заявляет в своей речи «Это вода», что все мы выбираем что-то для поклонения, осознаем мы это или нет. Уилбер сказал бы, что то, чему мы поклоняемся, зависит от стадии или уровня сознания, до которого мы развились. И он был бы прав.

Но он, похоже, упустил из виду, что преклонение перед развитием сознания как таковым, так называемое мышление Уилбера «второго порядка», приводит к тем же катастрофическим последствиям, о которых предупреждал Уоллес: тщеславию, власти, вине, одержимости.

Никто не застрахован.

Мы, люди, склонны цепляться за идеологию. Любой положительный набор убеждений может быстро стать злонамеренным, если его рассматривать как идеологию, а не как честное интеллектуальное или основанное на опыте стремление к большей истине. Идеология влияет на целые экономические системы и страны, заставляет религии убивать тысячи людей, превращает движения за права человека в авторитарные секты и делает дураками самые блестящие умы человечества. Известно, что Эйнштейн потратил вторую половину своей карьеры впустую, пытаясь вычислить космологическую постоянную, которой не существовало, потому что «Бог не играет в кости».

Гениальность Уилбера всегда будет частью меня. Но на самом деле он научил меня следующему: идеологии нет. Гуру нет. Есть только мы, и это, и тишина.

Четыре дуализма сознания Кена Уилбера

Доктор А.Дж. Дрент

В возрасте 23 лет выдающийся писатель и теоретик Кен Уилбер опубликовал свою первую книгу Спектр сознания . Первоначально опубликованная в 1977 году, она, наряду с некоторыми последующими книгами Уилбера, остается одной из моих любимых работ по психологии и философии.

Как следует из названия, центральной метафорой книги Уилбера является метафора спектра. Все мы знаем, что луч света, проходящий через призму или каплю воды, распадается на оптический спектр различных цветов. Радуга — классический пример. Уилбер предполагает, что человеческое сознание функционирует аналогичным образом. Он предлагает, чтобы люди, подобно лучу невидимого света, начинались как единство. Мы начинаем свою жизнь с единым сознанием, без какого-либо реального чувства дифференциации между собой и миром или разумом и телом. Однако со временем Уилбер предполагает, что человеческое сознание претерпевает ряд разделений или «дуализмов». Дуализм возникает, когда наш различающий ум делит наш опыт на две отдельные части; то, что раньше было одним, теперь стало двумя.

Прежде чем углубиться в детали дуализмов Уилбера, я хочу дать вам краткое представление о том, почему они важны. Они важны, потому что личностный рост и исцеление требуют понимания и примирения двойственности, разделения и фрагментации в нашем сознании. Вот почему термин «целостность» часто ассоциируется со спасением или просветлением. Чтобы стать более цельными, мы должны осознать, как мы стали и продолжаем быть фрагментированными.

Структура Уилбера также помогает нам понять, как различные школы мысли, а также различные методы лечения вписываются в общую картину человеческой психологии и человеческого развития. Например, соматическую терапию, которая стремится интегрировать разум и тело, можно рассматривать как обращение к третичному дуализму Уилбера. Точно так же типологии личности, такие как у Юнга и Майерс-Бриггс, относятся в основном к четверичному дуализму. С учетом сказанного, теперь мы совершим краткий обзор четырех дуализмов Уилбера.

Обзор четырех дуализмов Уилбера

Первичный дуализм: Я против Другого . Первое разделение в психологическом развитии человека — первичный дуализм — возникает, когда младенец начинает различать себя и «другого», субъект и объект. Герберт Бенуа удачно описывает этот дуализм: «Внезапно мы осознаем, что наш принцип не является принципом вселенной, что есть вещи, которые существуют независимо от нас».

Вторичный дуализм: жизнь против смерти . Вторичный дуализм Уилбера, тесно связанный с первым, — это дуализм жизни и смерти, бытия и небытия. Как только у младенца/ребенка возникает представление о том, что он является отдельным «я», у него развивается последующая забота о продолжении этого «я», а также о потенциальных угрозах, исходящих от внешнего мира. Бенуа описывает это как «страх смерти, перед опасностью, которую Не-Я представляет для Я».

Третичный дуализм: разум против тела . Третичный дуализм предполагает раскол между разумом и телом. В ходе развития мы все больше идентифицируем себя со своим разумом/эго, одновременно дистанцируясь от своего тела. Само понятие «моего тела» иллюстрирует это различие между разумом (т. е. «я») и телом (т. е. «моим телом» как объектом моего ума).

Четвертичный дуализм: сознательная личность против тени/бессознательного . Последний дуализм Уилбера можно истолковать как «разделенный разум». Он включает сознательную идентификацию с определенными личностными характеристиками (например, «я серьезный, дисциплинированный и трудолюбивый») и разотождествление с другими (например, «я не ленив и не безответственен»). Типологически это включает идентификацию с доминирующей функцией и одновременное отрицание менее сознательных функций.

Следующий рисунок иллюстрирует эти дуализмы по мере того, как сознание становится все более разделенным в ходе психологического развития:

Дуализмы/разделения сознания дальше объективация. Сначала мы объективируем мир (первичный дуализм), затем наши тела (третичный), затем определенные элементы нашего разума (четвертичный). С этой усиливающейся объективацией мы видим соразмерное уменьшение того, с чем мы готовы субъективно отождествлять себя. В недифференцированном сознании нет настоящего чувства идентичности. Есть только опыт с минимальной дискриминацией; луч света цельный и неповрежденный. Однако с каждым новым дуализмом мы начинаем отождествлять себя со все более узкой полосой опыта. Вместо того, чтобы ощущать весь луч света, весь спектр, мы сознательно отождествляем себя только с одним или двумя цветами. К тому времени, когда мы достигаем совершеннолетия, то, что начиналось как недифференцированное сознание, становится очень специфическим и четко определенным «я».

Хотя эта специализация сознания, безусловно, имеет свои преимущества, проявляющиеся в наборе навыков и способностей каждого человека, она также имеет и обратную сторону в отношении человеческой жизнеспособности и благополучия. А именно, по мере того, как наша идентичность становится все более узкой, мы чувствуем себя более беспокойными, изолированными и фрагментированными. Когда мы отрезаем себя от мира, своего тела и своего подсознания, мы фактически заглушаем жизненные потоки, поддерживающие нас. Мы устаем и впадаем в депрессию, не зная точно, почему.

Что касается типа личности, эта специализация сознания включает в себя идентификацию и использование доминирующей функции нашего типа. И хотя доминирующая функция может принести нам долгие и приятные периоды «потока», мы в конце концов становимся беспокойными и чувствуем необходимость искать более разнообразный опыт. Когда это происходит, мы обращаемся к чему-то другому, в том числе к нашим недоминирующим функциям, для разнообразия и новых форм стимуляции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *