Классический бихевиоризм как наука о поведении: § 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении

[ihtika.ru] Мельник С.Н. — Психология личности. Страница 57.

59 Модуль 4. Бихевиоральное направление в теории личности. Глава 4.1. Классический бихевиоризм Уотсона. 4.1.1. Джон Уотсон как основоположник бихевиорального направления в теории личности. Бихевиоризм идет от школы философии 16 века, известной как Британский эмпиризм. Эмпиристы полагали, что все идеи и знание получаются эмпирически – то есть через опыт от органов чувств. Согласно Джону Локку (1632-1704), одному из первых эмпиристов, человеческий разум – первоначально tabula rasa, «чистая доска», на которой наш опыт оставляет отпечаток. Люди, таким образом, ведут себя согласно давлению окружающей среды. Эмпиризм также придерживался, что наблюдение более прочная основа знания, чем мышление. Для эмпиристов видимое очевидно, в то время как рассуждение чревато потенциальными ошибками. Эта идея сильно повлияла на развитие бихевиоризма как науки, чьи методы основываются на эмпирическом наблюдении. Бихевиоризм – это наука о поведении. Бихевиоризм как направление в изучении личности возник в США. Бихевиоризм относится к так называемым стимул-реактивным теориям, основной формулой которых является S – R. Эти теории в определенной степени напоминают друг друга, но каждая обладает определенными характерными свойствами. Основоположником бихевиорального направления в психологии считается Джон Уотсон (1978-1958). К одним из основоположникам бихевиоризма относят также Ивана Павлова, который открыл тип научения обозначенный как классическое обусловливание. Дж. Уотсон подверг критике представления о психологии как науке, изучающей и раскрывающей структуры сознания на основе самонаблюдения. Он считал, что психология должна изучать поведение и назвал это направление бихевиоризмом. В 1913 г. написал статью «Психология с точки зрения бихевиориста», где указывал на поведение как на предмет психологии. Эта статья положила начало этому бихевиристскому направлению в психологии и изучении личности. Уотсон полагал, что с подлинным предметом психологии является поведение человека «от рождения и до смерти», а не ненаблюдаемое внутреннее сознание. И поведение должно изучаться, так же как и объекты других естественных наук, с помощью объективных методов (внешнее наблюдение и эксперимент). Сознание – «черный ящик», в который мы не можем заглянуть с помощью объективных методов, поэтому психологи не должны заниматься этими феноменами. С точки зрения Уотсона люди – это продукт их опыта и их поведение может полностью управляться, при помощи управления их окружающей среды. Такая позиция отразилась в амбициозном высказывании Уотсона: “Дайте мне дюжину здоровых младенцев и мой собственный специализированный мир, в котором они будут, и я гарантирую вам, что я возьму любого из них наугад и обучу его так, что он станет любым специалистом – врачом, адвокатом, художником, продавцом и даже нищим и вором, независимо от его способностей, склонностей, тенденций, профессий и расы его родителей”. 4.1.2.Основные положения классического бихевиоризма. Предмет бихевиоризма – это поведение человека – это все поступки, слова, действия, как приобретенные, так и врожденные. Поведение с точки зрения бихевиористов – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Это любая реакция, в том числе и сосудистая и выделение секрета железой. С точки зрения бихевиоризма личность – это опыт, который человек приобретает в течение жизни, — это набор изучаемых моделей поведения. Сторонники бихивеоризма рассматривают человеческое поведение с позиции формирования его под влиянием внешнего окружения. Они считают, что поведение человека формирует его окружение (социальная среда), а не внутренние структуры и процессы, происходящие внутри человека. На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Павловым было описано то, что в

История исследования поведенческой психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»



Статья посвящена вопросам поведенческой психологии. В рамках статьи рассматриваются основные направления, изучающие поведенческую психологию человека. Рассказывается об особенностях изучения работы человеческой психики как в группе, так и индивидуально. Также дается обзор истории изучения бихевиоризма как в России, так и в западных странах.

Ключевые слова: бихевиоризм, поведение, стимул, обучение.

The article is devoted to the questions of behavioral psychology. Inside the article the main directions of researching behavioral psychology are analyzed. The article describes the features of studying human psychic and how it works among the groups and individually. The article also provides an overview of the history of studying behaviorism in Russia as well as in western countries.

Keywords: behaviorism, behavior, stimuli, studying.

В России сами идеи бихевиоризма и в целом поведенческой психологии не получили должного распространения. В наши дни эти идеи можно применить в области педагогической практики, то есть имеется необходимость в постоянном совершенствовании технологий обучения и обновления педагогических методов. XXI век требует постоянного развития образования, и методы, разрабатываемые психологами, должны им помочь.

Поведение является внешним проявлением психической деятельности человека. Бихевиоризм как наука о поведении возник в ХХ веке и являлся новым направлением в психологии. Поведение стало предметом психологической науки. Э. Торндайк, который являлся одним из выдающихся американских психологов, а также предвестником бихевиоризма, исследовал динамику и условия научения, проводя эксперименты с «проблемным ящиком». В нём кошка заперта внутри, где она передвигается, а выбраться может лишь, нажав на рычаг. С течением времени и количеством проб кошка всё быстрее покидает замкнутое пространство. Данный метод решения задач животными Э. Торндайк назвал «Методом проб и ошибок». [11]

Само понятие бихевиоризм (behaviorism) появилось в 20 гг. ХХ века. Д. Уотсон в статье «Психология с точки зрения бихевиоризма», выпущенной в 1913 году, обозначил поведение (behavior) как новый предмет в психологии. Оно противопоставлено сознанию, являющемуся совокупностью внутренних, незаметных глазу, субъективно переживаемых процессов. Внешние проявления также являются неотъемлемой частью внутреннего мира.

Бихевиоризм описывает различные типы реакций, исследует процесс возникновения поведения и объясняет его, изучает возможность управления и контроля над поведением. Главные проблемы и задачи бихевиоризма заключаются в процессе научения и формирования навыков, образующихся вследствие слепых проб и ошибок. Мышление и речь также являются навыками, т. е. заученными или индивидуально приобретёнными действиями.

Поведение — это реакция R, возникшая в ответ на стимул S. Таким образом происходит приспособление индивида к окружающей среде. Под реакцией понимается любое объективно регистрируемое изменение организма, к примеру, моргание или движение. Есть несколько видов реакций: внешняя, внутренняя, безусловная, условная, врождённая или приобретённая. Основу поведения составляют врождённые элементарные движения. Д. Уотсона считал, что ответную реакцию (врожденную), или комплекс безусловных реакций вызывают в человеке определённые внешние воздействия. Условные реакции формируются на основе безусловных. В основе образования новых реакций лежит обуславливание. Классическое обуславливание происходит в ситуации, когда условный стимул предшествует безусловному, причём между этими двумя стимулами имеется короткий промежуток времени, и это происходит неоднократно. Условная связь исчезнет при систематической десенсибелизации, когда условный стимул будет предъявляться без безусловного.

Проводя исследования на животных и перенося их результаты на человека, обнаружилась ограниченность простой схемы стимул — реакция для объяснения поведения человека, ведь они находятся в достаточно сложных взаимоотношениях и определённую однозначную связь проследить между ними не всегда представляется возможным. Преодолеть эту ограниченность пытался необихевиоризм, сохранив главную установку бихевиоризма на биологизацию человеческой психики. Феноменами поля сознания являются понятия необихевиоризма: потребность, цель, ожидание, образ, успех или неуспех, интеллект. Э. Толмен, Б. Скиннер, К Холл — представители необехивеоризма.

Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен в 30–60гг ХХ века, предложив внести в схему стимул — реакция (S-R) промежуточные переменные, которые опосредуют действие стимула. Он назвал их V. Ими являются цели, намерения, познавательные карты, гипотезы. В результате схема приобрела вид S-V-R. Э. Толмен противопоставил две трактовки поведения: молярную, где реакциями являются более обширные единицы поведения — поведенческие акты, и молекулярную, в которой поведение составляют мельчайшие поведенческие реакции, такие как мимика или жесты.

Сам же Э. Толмен являлся сторонником молярной трактовки. Человек, как и каждое животное, обладает целью — неким теоретическим конструктом, позволяющим объяснить окружающую его реальность более адекватно, придать ей смысл.

Понять, что у человека или животного есть цель можно по наличию у них 1) поисковой активности, 2) прекращению этой активности после достижения результата, 3) а также при повторном поиске происходит более быстрое достижение желаемого результата

Э. Толмен экспериментально смог это подтвердить путём создания Y образного лабиринта, в одной части которого была вода, а в другой — еда. Он считал, что животные способны к активному формированию когнитивной карты и последующему применению её в действительности. Сперва крысы бегали по этому лабиринту сытые и не испытывавшие чувства жажды. Затем в контрольном эксперименте крыс запустили либо с чувством голода, либо с чувством жажды, и они смогли быстро определить нужное ответвление в Y образном лабиринте. Из этого Э. Толмен заключил, что ещё до непосредственного удовлетворения потребностей крыс, у них уже имелась некая схема данного Y образного лабиринта, сформировавшаяся ещё на начальном этапе, когда все потребности ещё были удовлетворены и не было нужды ни в пище, ни в воде.

В отличие от Д. Уотсона, который объяснил принцип научения при помощи схемы стимул — реакция (S-R), Б. Ф. Скиннер предложил другой путь научения — оперантное, в контексте обуславливания является основой научения, при котором происходит автоматическое подкрепление и закрепление связей в нервной системе вне зависимости от желания и воли. Схема состоит из Действия (операнты) — и подкрепления (которое является изменением в окружающей среде в ответ на действие). Подкрепление бывает положительным и отрицательным. При положительном подкреплении увеличивается вероятность повторения действия (операнты). При отрицательном, соответственно, эффект обратный. Временами оперантная связь возникает практически мгновенно, и её бывает весьма сложно разорвать. Б. Ф. Скиннер считал, что практически любое человеческое поведение можно объяснить при помощи оперантного научения. [9] Он полагал, что человек в своём взаимодействии с окружающей средой нацелен на то, чтобы достигнуть желаемого (получить поощрение).

Основываясь на том, что механизмы поведения человека и животных идентичны, Б. Ф. Скиннер распространил свою концепцию на психотерапию, усвоение речи и обучение в школе, став инициатором обучения, названного программированным. [10]

Также Б. Ф. Скиннера принято считать основоположником ABA. Прикладной анализ поведение (ПАП), более известный как ABA (Applied behavior analisys) — это научная дисциплина, целью которой является изучение поведения как объекта исследования.

Широкое распространение метод ABA получил в начале 90-х годов после вызода в свет книги К. Моррис «Услышать голос твой». Исследования И. Ловааса о применении АВА метода в раннем возрасте показали, что до 40 % детей с аутизмом преодолевают задержки развития и включаются в коллектив сверстников в школьном возрасте. [6]

Прикладной анализ поведения применяется не только для реабилитации детей с аутизмом и другими расстройствами развития, но и для разработки обучающих технологий в целом, для организационного менеджмента, коррекции поведенческих и психических расстройств и даже для пропаганды здорового образа жизни.

Говоря про поведенческую психологию, существуют три вида научения:

1) Импринтинг (от англ. Imprint — запечатлевать) — это то, что объединяет человека и прочих живых существ. Импринтинг — быстрое, автоматическое приспособление организма к окружающим конкретным условиям при помощи врождённых форм поведения. С его помощью формируются многочисленные двигательные, сенсорные и другие инстинкты.

2) Условнорефлекторное научение — возникновение новых, специфических форм поведения как условных реакций на изначально нейтральный стимул. Работы И. П. Павлова во многом поспособствовали становлению данного типа научения.

3) Оперантное научение — подкрепление положительного результата, избегание неудачных попыток. Методом проб и ошибок приобретаются новые навыки.

Если мы говорим об истории бихевиоризма в России, то так получилось, что на начальном этапе достижениями российских ученых активно интересовались основоположники поведенческого подхода на западе. Так отец бихевиоризма Уотсон активно интересовался опытами Павлова по теме рефлексов у собак. Результаты, полученные у знаменитого российского ученого, легли в основу экспериментов, проводимых уже на людях.

История бихевиоризма в России связана с развитием позитивизма и неопозитивизма начале XX в что привело к отделению от него науки о поведении. Исследованиями жизни общества и различными сценариями его поведения занимались И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, А. С. Звоницкая, И. П. Павлов, и многие другие. Именно эти люди заложили основы бихевиоризма в России.

Первые шаги в исследованиях поведения сделал И. П. Павлов (1849 –1936). Физиолог ещё в 1876–1878 гг. активно изучал работу нервной системы. А в начале XX в. посредством опытов открыл такое явление как условный и безусловный рефлекс.

Так называемое «павловское научение» продвигало идею о том, что в мозгу устанавливаются связи между разными стимулами и порождаются различные реакции. Одни из них могут быть приобретённые, а другие быть уже с рождения. Например звонок, который является нейтральными стимулом, сигнализирует о наличии безусловного стимула — отделение слюны. В добавок к этому их можно сочетать. Так мы имеет стимул — еду, которая вызывает слюноотделение. И комбинируя этот стимул со звонком и лампочкой, которые либо запускают выделение слюны, либо его останавливают, то можно вырабатывать рефлексы.

Так же как и И. П. Павлов стал интересоваться вопросами рефлекторной природы человеческой психики В. М. Бехтерев. Результаты своих исследований он отразил в книге «Основы общей рефлексологии» (1923 г.), где говорится, что не существует врожденного рефлекса, например рабства или свободы. Также утверждается, что общество само порождает нравственность, делая социальную селекцию. И только тип реакций может быть наследуемым.

В качестве доказательства того, что нервная система обладает такой пластичностью, В. М. Бехтерев приводит результаты исследования рефлексов детей разного возраста, где было выявлено решающее значение среды, в которой живет и развивается личность. [7]

Помимо этого, В. М. Бехтерев утверждал, все процессы, протекающие в мозге человека рано или поздно будут иметь объективные внешние проявления. Применяя теорию рефлексов, в дальнейшем исследователь пришел к выводу, что необходимо принимать во внимание все объективные проявления, которые способны зафиксировать. Следует отметить и то, что Бехтерев много внимания уделял изучению человеческой памяти. Так, он со своими студентами, проводил опыт с показом картинок с различным временным интервалом. При этом испытуемые не только должны были вспомнить их детали, но и выражать своё отношение к происходящему на них.

Исследования И. М. Сеченова также внесли вклад в основу поведенческой психологии. Слово «рефлекс» воспринималось как своеобразная метафора в духе эпохи индустриализации 20-х годов прошлого века, когда человеческую жизнь пытались автоматизировать. «Машины — тела». И логика здесь была простая: рефлекс — это сокращение мышцы, т. е. её работа, и тем самым создаётся обратная связь, из-за этого меняется картина среды.

В. А. Вагнер (1849–1934) профессор Петербургского университета и биолог также проявил интерес к актуальному в 20-е годы вопросу об инстинктах. Ведь именно инстинкты тоже выступают факторами для определения типа поведения у людей. Вагнер выделяет несколько видов: питания, размножения, самосохранения, страха. Согласно теории петербургского социобиолога, человек при подражании, проявляет способности присущие существам с высокой степенью организации нервной ситемы, и оно при этом сопровождается проявлением творческих качеств. Подражание становится фактором эволюции человека.

Выводы В. А. Вагнера пересекаются с выводами Тарда. Он пишет: толпа всегда глупее и обладает низкими моральными качествами, нежели отдельные её члены. И в результате исследований выводит и классификацию разных типов толпы: предсоциальная, уличная инстинктивная толпа и социальная толпа. В заключении, Вагнер делает вывод о том, что толпа подавляет отдельную личность.

В 1910-е К. М. Тахтарев был одним из первых, кто в своих исследованиях обратились к использованию эмпирических методов – наблюдения, эксперимента и данных статистики. Его главным инструментом он считал математику, так как она позволяет добиться точных и объективных результатов. А задачу социологии видел как: понимание общественной жизни, взятой в целом, во всем многообразии ее явлений; разложение общественной жизни на ее различные составные основные явления – элементы общественной жизни.

По мнению Тахтарева, основной считается соединение всех естественных наук, не только биология и психология. Недостаточно строить социологию на основе биологии или психологии — иначе она превратится в психологию или же в биологию.

Такой же заметный след оставили в поведенческой психологии и труды П. А. Сорокина, который вывел пять принципов социологического подхода: 1) строится по типу естественных наук; 2) изучать мир таким, каков он есть; 3) изучать реальные взаимодействия людей, доступные эмпирическому измерению; 4) отказ от создания умозрительных схем; 5) несовместимость с идеей монизма, т. е. сведения любого явления к какому-нибудь одному. [8]

Основным понятием помогающим объяснить мотивы людей в исследованиях П. А. Сорокина является «ценность». Можно заметить, что общечеловеческие ценности он рассматривал как основу для сотрудничества народов.

В наши дни, П. Б. Торопов отмечает, что идеи о том, что человеку присуще относительно небольшое число врождённых поведенческих феноменов Дж. Б. Уотсона, Б. Ф. Скинера и Э. Торндайка устарели и ими также бихевиоризм не оперирует. Идею Б. Ф. Скиннера «Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда» [1] П. Б. Торопов также считает актуальной.

Не следует забывать и о таких исследователях как: П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя и др., которые работали уже во второй половине в 20-го века. Они выработали три основных направления: Павловское учение, необихевиоризм, классический бихевиоризм. Основой теории научения является «закон эффекта» Э. Торндайка. Т. е. научение состоит из приобретения индивидуального широкого класса психических процессов, обеспечивающих формирование новых, приспособительных реакций. [2]

Течение бихевиоризма отделилось от классического в 60-е годы ХХ века. Таким образом возникло направление в социологии — социальный бихевиоризм, которое отличается от классического бихевиоризма. Причина появления социального бихевиоризма предельно проста: схема «стимул-реакция» давала возможность просто описать количественные показатели того или иного явления, но при этом полностью исключалась внутренняя характеристика явления и причины оной. Это привело социологию к дальнейшему развитию взглядов на организацию социального взаимодействия в малой группе.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить достоинства и недостатки бихевиоризма.

Достоинства:

  1. естественнонаучное направление развитию психологии,
  2. объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов.

Недостатки:

  1. не учитывается психическая деятельность человека,
  2. сближение психики человека и животного,
  3. игнорирование процессов сознания.
Бихевиоризм нельзя назвать однородным, нельзя говорить о нём как о чем-то отрицательном, так и характеризовать его положительность. Его главные представители, приведенные выше, нуждаются в специфической характеристике, т.к. нельзя при изучении истории отказываться от принципа историзма. Любое явление, в том числе и идеи бихевиоризма, должны рассматриваться через призму конкретных исторических условий, которые имели место в период, когда зарождалось это течение. Эти идеи вполне соответствовали духу времени, который диктовал механизацию всего и вся, и не удивительно, что они рассматривали и человека как набор механизмов.

Литература:

  1. Барановская, Т. А. Обзор зарубежных теорий обучения. Исторический очерк / Т. А. Барановская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 11, с. 216–220, 222–225
  2. Головачева, И. В. Свобода, стимул, реакция (бихевиоризм в утопиях О. Хаксли и Б. Ф. Скиннера) / И. В. Головачёва // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 57, С. 115
  3. Голосенко, И. А. История русской социологии XIX — XX вв. / И. А. Голосенко., В. В. Козловский. – М. – Онега, 1995.
  4. Джеффрис В. Интегрализм П. А. Сорокина: новая общественная наука и реконструкция человечества // Социологические исследования. 1999. № 11.
  5. Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902–1988). Слово об Учителе, Вопросы психологии, 1993, N 1.
  6. Мелешкевич О., Ю. Эрц. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. Бахрах-М, 2018 г, С. 35
  7. Менделевич, Д. М. О новом психотерапевтическом методе, разработанном В. М. Бехтеревым в Казани / Д. М. Менделевич // Журнал им. В. М. Бехтерева. – 2007. – Т. XXXIX. – № 4, c.112 –113
  8. Сорокин. П. А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992, с.11–17
  9. Скиннер Б. Ф. Бихевиоризм 50-х, 1963, С.56–57.
  10. Скиннер Б.Ф, Роджерс К. Вопросы о контроле поведения человека, 1956, С. 66–68
  11. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930, С.28.
  12. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ веков. – М. – Инфра-М, 1996.

Основные термины (генерируются автоматически): ABA, поведенческая психология, Россия, S-R, поведение, реакция, нервная система, образной лабиринт, общественная жизнь, человеческая психика.

Бихевиоризм: психологический подход

5 минут

Кажется, золотой век бихевиоризма прошел. Тем не менее, его наиболее важные идеи остаются и во многих случаях являются основой наиболее эффективных планов вмешательства.

Последнее обновление: 03 июня 2022 г.

Психология опирается на разные школы и подходы. У каждого из них есть особые способы понимания человеческого разума и поведения. Множественность сходящихся точек зрения обогащает видение объекта исследования как в его индивидуальной, так и в социальной частях. Одним из таких подходов является бихевиоризм.

Согласно бихевиоризму, жизнь каждого человека протекает в среде, которая подкрепляет определенные модели реакций и поведения, а также определенные способы поведения в различных ситуациях.

Бихевиоризм был ведущим подходом в психологии с 1920 по 1950 год. Фактически, за эти три десятилетия этот подход превратился в одну из самых сильных и доминирующих школ в психологии.

Бихевиоризм

Бихевиоризм фокусируется на обучении. Его основа в том, что мы приобретают наше поведение через обусловливание. Другими словами, мы учимся через ассоциации, возникающие при взаимодействии с окружающей средой. Следовательно, любое поведение определяется его историей подкреплений и ассоциаций.

Бихевиоризм утверждает, что мы можем систематически анализировать и изучать поведение независимо от наших психических процессов . Эта теория утверждает, что наблюдаемое поведение является единственным объектом изучения в психологии. Другими словами, он утверждает, что мысли, убеждения, эмоции и настроения нельзя наблюдать или измерить.

Бихевиоризм рассматривает человека как «чистую доску», на которой нужно писать. Он утверждает, что мы приходим в мир «пустым» и «пустым» и учимся благодаря нашему взаимодействию с окружающей средой. Фактически этот подход утверждает, что мы создаем и поддерживаем определенные модели поведения. Они помогают нам адаптироваться к различным ситуациям, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Бихевиоризм утверждает, что любое поведение приобретается посредством обусловливания.

Основные характеристики

Основные характеристики бихевиоризма следующие:

  • Мы учимся поведению по отношению к окружающей среде. Бихевиоризм подчеркивает факторы окружающей среды, которые формируют наше поведение. Мы учимся новому поведению посредством обусловливания. Он может быть классическим или оперантным.
  • Психология — это наука о поведении, а не о разуме. Бихевиоризм утверждает, что теории должны поддерживаться эмпирическими данными, собранными посредством наблюдений и измерений.
  • Бихевиоризм фокусируется на наблюдаемом и измеримом поведении, а не на внутренних процессах. Оно категорически отвергает всякую интроспекцию как объект изучения для понимания наших действий.
  • Поведение можно объяснить без обращения к когнитивным процессам. Причины нашего поведения внешние, а не ментальные. На самом деле их можно свести к простой ассоциации стимула и реакции.
  • Этот подход является детерминированным, поскольку поведение предопределено обусловливанием. Мы такие, какие мы есть, благодаря нашей обусловленности.
  • Поведение, которому мы учимся, определяется практикой разведения, а не генетикой . Мы не рождаемся с накоплением знаний. Мы приобретаем его во взаимодействии с окружающей средой.
  • Бихевиоризм характеризуется редукционизмом. Он изолирует поведение на части, подлежащие изучению. Он утверждает, что все поведение можно разбить на более простые части.
  • Бихевиоризм номотетичен. Это означает, что оно рассматривает поведение как управляемое одними и теми же законами , кондиционирования.

Типы бихевиоризма

Существуют различные типы бихевиоризма. Среди наиболее выдающихся:

  • Классический бихевиоризм Уотсона. Он сосредоточен на изучении связи между стимулом и реакцией. На Уотсона повлияла работа Ивана Павлова по кондиционированию.
  • Радикальный бихевиоризм Скиннера. Он предполагает, что наше поведение связано с последствиями, положительными (подкрепление) или отрицательными (наказания), которые оно имеет для нас. Поэтому мы корректируем или изменяем частоту определенного поведения в зависимости от его последствий (Рейнольд, 19 лет).73).
  • Интербихевиоризм Кантора. Поведение интерпретируется как взаимодействие, а не как простая реакция на окружающую среду. Поведение и окружающая среда взаимозависимы. Поэтому объектом изучения в психологии должно быть взаимодействие и интерповедение (результат стимула и реакции).
  • Интенциональный бихевиоризм Толмена. Поведение понимается как преднамеренное. Другими словами, действие направляет нас к цели. Для достижения этих целей мы создаем ментальные карты. Следовательно, наше поведение зависит не только от нашего взаимодействия с окружающей средой. Это также зависит от наших внутренних процессов, убеждений, чувств и отношений.
  • Дедуктивный бихевиоризм Кларка. Поведение — это механизм выживания. Мы учимся как средство адаптации к окружающей среде, чтобы выжить. Он принимает во внимание опосредующие процессы, такие как познание, воля и мышление, среди прочих.

Обусловливание в бихевиоризме

Обусловливание является продуктом ассоциации стимулов и реакций. По сути, это тип обучения, в котором события или явления связаны. В бихевиоризме есть два типа обусловленности. Это классические и оперантные.

Классическое обусловливание

В этом виде обусловливания реакция организма на определенный стимул передается на новый стимул посредством ассоциации между двумя (Сарасон и Сарасон, 2006). Основные понятия классического обусловливания:

  • Безусловный раздражитель (УЗИ). Любой раздражитель достаточной интенсивности, чтобы вызвать реакцию.
  • Безусловная реакция (UR). Реакция, вызванная безусловным раздражителем.
  • Нейтральный раздражитель (NS). Стимул, который не оказывает никакого влияния или реакции на поведение.
  • Условный раздражитель (УС). Возникает из-за повторной ассоциации между США и NS. Он приобретает свойства США, чтобы произвести ответ, аналогичный UR. Это известно как условный ответ.
  • Условная реакция (CR). Аспект UR, который запускается CS, когда они связаны.
Классическое обусловливание — это процесс обучения, который происходит посредством ассоциаций между стимулом окружающей среды и естественным стимулом.

Оперантное обусловливание

Оперантное или инструментальное обусловливание было предложено Скиннером. Это относится к процессу, посредством которого внешний вид поведения модифицируется или изменяется в соответствии с последствиями, которые оно вызывает. Вот его основные понятия:

  • Подкрепление: Событие, повышающее вероятность возникновения поведения.
  • Наказание: Процедура, используемая для устранения поведения. Оно может быть положительным или отрицательным.
  • Угасание: Снижение частоты реакции, когда она перестает подкрепляться.
  • Приобретение: Увеличение частоты, с которой происходит ответ.

Бихевиористский подход — это теоретическое и практическое обязательство, которое привело к революции, как в отношении его идей, так и в отношении того, как он позволил ученым изучать их. Сегодня вес по-прежнему придается познавательной части. Кроме того, наличие или отсутствие подкрепления продолжает оставаться действительно важным моментом при планировании любого вмешательства.

Это может вас заинтересовать…

Все цитируемые источники были тщательно проверены нашей командой, чтобы гарантировать их качество, надежность, актуальность и достоверность. Библиография этой статьи считалась надежной и имеющей академическую или научную точность.


  • Рейнольдс, Г. С. (1973). Compendio de condicionamiento operante . Редакция Ciencia de la Conducta.
  • Сарасон, И. Г. и Сарасон, Б. Р. (2006). Психопатология: ненормальная психология: проблема неадаптированности поведения (10ª Ред.). Пирсон Образование.
  •  

Бихевиоризм: теории, приложения и критика

Введение:

Бихевиоризм это психологический подход, который подчеркивает важность наблюдаемого поведения и факторов окружающей среды в формировании поведения. Теория предполагает, что поведение является результатом стимулов окружающей среды и что последствия поведения определяют, будет ли оно повторяться или нет (Cherry, 2021). В этом сообщении блога мы рассмотрим основные принципы, теории, приложения, критику и современную актуальность бихевиоризма.

Теории бихевиоризма:

Бихевиоризм — это широкий термин, охватывающий несколько теорий, каждая из которых имеет свой уникальный взгляд на человеческое поведение. Две самые известные теории бихевиоризма — это классическое обусловливание и оперантное обусловливание.

Классическое обусловливание, разработанное Иваном Павловым, представляет собой процесс обучения, в котором нейтральный стимул неоднократно сочетается со стимулом, который естественным образом вызывает реакцию. Со временем нейтральный стимул вызывает ту же реакцию, что и естественный стимул (McLeod, 2018). Например, собака может научиться выделять слюну при звуке колокольчика, который сочетается с подачей еды.

Оперантное обусловливание, разработанное Б. Ф. Скиннером, представляет собой процесс обучения, в котором поведение формируется его последствиями. Подкрепляемое поведение с большей вероятностью будет повторяться, в то время как наказуемое поведение повторится с меньшей вероятностью (McLeod, 2018). Скиннер считал, что в ходе этого процесса обучается всему поведению и что сложное поведение можно разбить на более мелкие оперантные компоненты.

Применение бихевиоризма:

Бихевиоризм оказал значительное влияние на несколько областей, включая психологию, образование, экономику и дрессировку животных.

Поведенческая терапия, тип психотерапии, основанный на бихевиоризме, показала свою эффективность при лечении широкого спектра психологических расстройств, включая тревогу и депрессию (Cherry, 2021). Подход фокусируется на изменении поведения с помощью положительного подкрепления, отрицательного подкрепления и наказания.

В сфере образования бихевиоризм использовался для разработки эффективных методов управления классом, таких как положительное подкрепление и экономия жетонов (McLeod, 2018). Эти методы направлены на повышение желаемого поведения при одновременном снижении нежелательного поведения.

В экономике бихевиоризм используется для изучения процесса принятия решений и поведения потребителей. Например, экономисты-бихевиористы показали, что люди чаще принимают решения, основанные на эмоциях и социальных нормах, чем на рациональных расчетах (Cherry, 2021).

Наконец, бихевиоризм широко использовался при обучении животных, особенно при использовании положительного подкрепления для формирования поведения (McLeod, 2018).

Критика и ограничения бихевиоризма:

Бихевиоризм подвергался критике за его механистический взгляд на человеческое поведение, который сводит сложное поведение к простым наблюдаемым стимулам и реакциям (Cherry, 2021). Критики также высказывали этические опасения по поводу использования методов модификации поведения, таких как наказание, при лечении психологических расстройств (McLeod, 2018). Кроме того, бихевиоризм подвергался критике за отсутствие внимания к внутренним психическим процессам, таким как мысли и эмоции, которые играют важную роль в человеческом поведении.

Бихевиоризм в контексте современной психологии:

Несмотря на эту критику, бихевиоризм оказал значительное влияние на современные подходы к психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *