Классический бихевиоризм: Классический бихевиоризм — Психологос

Перечень вопросов по «Истории психологии» Предмет, объект, задачи и функции истории психологии


Скачать 260,46 Kb.

страница1/19
Дата23.10.2019
Размер260,46 Kb.
#103360

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   19

Связанные:
История психологии билеты (2)
Психология Немов Р.С Кн 3 Психодиагностика 2001 4-е изд -640с, Психология Немов Р.С Кн 3 Психодиагностика 2001 4-е изд -640с, varga stolin, ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ


ПЕРЕЧЕНЬ

вопросов по «Истории психологии»

1. Предмет, объект, задачи и функции истории психологии.

2. Античная психология.

3. Средневековая психология.

4. Арабская психология.

5. Психология Возрождения.

6. Психология Нового времени.

7. Психология Просвещения.

8. Естественнонаучные предпосылки для зарождения научной психологии в ХIХ веке.

9. Открытый кризис в зарубежной психологии.

10. Открытый кризис в отечественной психологии.

11. Гештальтпсихология. Гештальттерапия.

12. Классический психоанализ и неофрейдизм. Психотерапия в психоанализе.

13. Классический бихевиоризм и необихевиоризм. Бихевиористическая психотерапия.

14. Интеракционизм и трансактный анализ.

15. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

16. Когнитивная психология. Психотерапия в рамках когнитивной психологии.

17. Гуманистическая психология. Психотерапия в гуманистическом направлении психологии.

18. Трансперсональная психология. Психотерапия в трансперсональной психологии.

19. Концепция деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

20. Концепция профессионального становления личности Ю.П. Поварёнкова.

1. Предмет, объект, задачи и функции истории психологии.

В истории психологии изучается не сама психическая реальность, а представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.

История психологии изучает формирование и развитие взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.

Развитие психологического знания как результата творческой познавательной деятельности человека в его целостности и в его реальной диалектике на разных этапах культурной эволюции человечества составляет объект истории психологии.

Попытки осмыслить процесс психологического познания, описать его содержание и структуру (совокупность взглядов, идей, подходов, направлений и течений, категорий и понятий), его институциональные и персонально-личностные аспекты, а также закономерности и этапы развития составляют предмет истории психологии

Задачей истории психологии является воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, что должно дать полную и связную картину их развития и роста. Научное знание – это систематическое знание, внутренне связанное некоторыми принципами, общими предпосылками; полученное научными методами; опирающееся на доказательство и допускающее логическую и опытную проверку правильности своих утверждений и их использование в различных формах и применительно к различным областям жизни общества. Научное знание вырабатывается в процессе научной деятельности; оно имеет автора и дату своего установления. Знания, полученные в ходе обыденной практической деятельности, религиозные представления о психике, результаты других ненаучных способов умственной деятельности при этом специально не рассматриваются. Это, конечно, не означает их недооценки, и в последующем изложении в ряде случаев привлекаются данные вне научного опыта о психической реальности.

Опираясь на основные методологические положения М.Г. Ярошевского, можно выделить и конкретизировать основные функции истории психологии в развитии психологического познания.

• Познавательная функция истории психологии, состоящая в вооружении ученого необходимой ему информацией о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях; в обеспечении осмысления системы идей и категорий, образующих современный уровень психологической науки; в расширении её ресурсов за счёт обращения к историческим корням, учёта и использования того богатейшего опыта, который накоплен в ходе многовековой истории познания психической реальности.

• Организационно-научная функция истории психологии, проявляющаяся в её роли как основы планирования и проведения актуальных научных исследований – с учётом как успехов и достижений, так и просчётов, и неудач, имевших место в истории развития психологической мысли.

• Функция стимулирования поступательного развития психологического знания, направленная на предохранение учёного от «тавтологии в науке», бессмысленных повторов и топтания на месте, воспроизведения уже пройденных путей в науке, попыток вновь и вновь «изобретать велосипед», выдавать исторически сложившиеся идеи и представления за новые открытия.

• Рефлексирующая функция истории психологии, состоящая в формировании правильного понимания и адекватной оценки возможностей, познавательных и преобразовательных ресурсов психологии, её места в научном познании и общественной практике.

• Интегративная функция истории психологии – «она раскрывает связь психологии с другими науками…, а также связь между различными отраслями психологии».

• Воспитательная функция истории психологии –знакомство с прошлым научной мысли «исполнено…глубинного личностного, духовного смысла. Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой… Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души…».

• Прогностическая функция, состоящая в выделении перспективных линий развития психологии, осуществлении «вероятностного прогноза ее дальнейшей эволюции».

Скачать 260,46 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   19


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Бихевиоризм

Бихевиоризм

 

Выполнила:

Медведева Евгения

группа 9-1-37

БИХЕВИОРИЗМ  
(от англ. behavior — поведение)

 

     направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям.

 

    Возник  в США и явился реакцией  на структурализм В. Вундта  и Э.Титченера и на американский функционализм.

 

   Дж. Уотсон, статья  которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению.

   В ней автор  критиковал психологию за субъективизм, а также за практическую бесполезность.

 

 «… сознание  с его структурными единицами,  элементарными ощущениями, чувственными  тонами, вниманием, восприятием,  представлением одними лишь неопределенными  выражениями»

Дж. Уотсон.

 

Классический  бихевиоризм

 

     

В рамках классического бихевиоризма исследовались  только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных.

      Для классического 

бихевиоризма  все психические явления сводятся  к реакциям организма, преимущественно  двигательным:

    • мышление отождествляется с речедвигательными актами;
    • эмоции — с изменениями внутри организма;
    • сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей.

      Основным механизмом поведения  принимается связь стимула и  реакции.

 

S — R

 

Основоположником  бихевиоризма является американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958).

  

 

 

 

 

  

 

Философская основа Бихевиоризма

 

Позитивизм

 

Прагматизм

 

Предмет бихевиоризма — изучение поведения  объективным путем и с целью  служить практике.

 

 В  качестве научных предпосылок  Дж. Уотсон называл исследования  по психологии животных, особенно  Э. Торндайка (1874-

1949), а  также школу объективной 

психологии.

     Поведение — это всякая реакция  (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид  приспосабливается. С точки зрения  бихевиоризма подлинным предметом  психологии является поведение  человека от рождения и до  смерти.

 

«Основная задача бихевиоризма заключается в  накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы  в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана»

Дж. Уотсон.

 

Классификация реакций  по основаниям

 

внутренними (скрытыми) или внешними (наружными)

 

приобретенными  или наследственными

РЕАКЦИИ В ПОВЕДЕНИИ

наружные или видимые приобретенные

(например, игра в теннис, открывание двери и т. п.

двигательные навыки)

внутренние или скрытые приобретенные

(мышление, под которым в бихевиоризме

разумеется внешняя» речь)

наружные (видимые) наследственные

(хватание, чихание, мигание, а также реакции

при страхе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции)

внутренние (скрытые)

наследственные реакции

желез внутренней секреции,

изменения в кровообращении и др.

Наблюдение за новорожденным привело  к выводу:

 

 

    •  Число сложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, было относительно невелико.

 

    • Не было найдено данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т.д.).

 

Это привело ученого к необходимости  совершенно отвергнуть теорию инстинкта.

 

 

Формирование  поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных  навыков и речевых реакций  взрослого, Уотсон объяснял «павловскими» условными рефлексами.

 

При наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при  условии овладения внешней и  внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути.

 

Принцип «обусловливания» (условно-рефлекторной детерминации) Уотсон распространил также и на мышление, предложив «периферическую теорию», согласно которой мышление идентично субвокальному (неслышному) проговариванию звуков громкой речи, а если эти звуки являются условными сигналами обозначаемых ими объектов.

Согласно Уотсону, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада, с любыми константами поведения.

 

Из своих экспериментов  Уотсон сделал вывод о том, что  страх, отвращение и прочие эмоции взрослых людей возникают в детском  возрасте на основе условнорефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами.

 

«Поведение: Введение в сравнительную психологию» («Behavior: An Introduction to Comparative Psychology», 1914)

 

«Психология с точки зрения бихевиориста» («Psychology from the Standpoint of a Behaviorist», 1919)

Э. Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул – реакция» и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он назвал «промежуточными переменными».

 

S

 

R

 

Промежуточные переменные

 

Раньше считалось, что  эти факторы являются чисто внутренними, открытыми только для индивидуального  субъекта, способного наблюдать за своим сознанием. Толмен доказывал, что и внутренние процессы можно «вывести наружу» и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических вещей. Для этого поведение следует рассматривать не как цепочку отдельных реакций, а с точки зрения его целостной организации.

Э. Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную («когнитивную») карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи.

Научение – когнитивное действие

Латентное научение — формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочно-исследовательской деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней.

 

Э. Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно способно изменять поведение.

Теория  Э. Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде. Среди этих факторов особо следует выделить целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков.

Теория 
≪оперантного бихевиоризма≫ Б. Скиннера

 

Берхауз Фредерик Скиннер (1904-1990) является представителем необихевиоризма.

Стремясь переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Он считал необходимым исключить из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения вещей, причин которых они не знают. К таким фикциям Скиннер относил многие понятия психологии личности (автономии, свободы, творчества).

От констатации Скиннер  переходит к разработке методов  целенаправленного обучения и управления поведением. А потому в психологию он вошел в первую очередь как  теоретик обучения, разработавший различные  программы обучения и коррекции  поведения.

 

 

стремление понять причины  поведения и научиться им управлять.

 

разделяя разработанные  Торндайком и Уотсоном взгляды на социогенетическую природу психического развития, т. е. исходил из того, что  развитие есть научение, которое обусловливается  внешними стимулами.

 

Предметом исследования является поведение организма в его двигательной составляющей.

Человек не свободен, так как сам никогда не управляет  своим поведением, которое детерминировано  внешней средой.

Личность понимается как набор поведенческих шаблонов ≪ситуация — реакция≫, причем последняя  зависит от предыдущего опыта  и генетической истории.

 

Поведение

 

Внешняя среда

 

S — R

 

Опыт

 

Генетическая  история

ПОВЕДЕНИЕ

безусловно-

рефлекторное

условно-

рефлекторное

оперантное

 

ответ на стимул

 

Возникает спонтанно и  определяется как обусловливание;

играет решающую роль в  адаптации

организма к внешним условиям.

Главной характеристикой  оперантного поведения является его зависимость от прошлого опыта, или последнего стимула, получившего название подкрепления. Поведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления, которое может быть отрицательным или положительным.

 

Оперантное

поведение

 

Прошлый опыт

 

Последний стимул (подкрепление)

 

Отрицательное

 

Положительное

 

Усиливает или  ослабевает

Обучение при оперантном обусловливании идет быстрее и проще. Это связано с тем, что экспериментатор имеет возможность наблюдать не только за конечным результатом (продуктом), но и за процессом выполнения действия (ведь оно разложено на составляющие, реализуемые в заданной последовательности). Фактически происходит экстериоризация, «вынесение вовне» не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Такой подход возможен при обучении не только определенным навыкам, но и знаниям.

Историческое  значение бихевиоризма

 

    • Бихевиоризм как течение в психологии явился протестом против психологии сознания, против структурализма Титчинера и в то же время против функционализма В. Джеймса;

 

    • Оставаясь до середины 60-х гг. ведущим психологическим направлением в Америке, бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик;

 

    • Оказал сильнейшее влияние как на американские психологические и психотерапевтические школы, так и на всю науку психологию в целом;

 

    • Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии.

Бихевиоризм.  
Достоинства и недостатки

 

1. Обозначил историческую  потребность в расширении понимания  предмета изучения в психологии  и ввел в круг изучаемых  явлений поведение человека, сделав  его предметом своих исследований

 

1. Но потребность  в расширении предмета изучения  была отражена однобоко и неадекватно,  так как игнорировалось сознание  как

объективная сущность

 

 

2. Исследование  поведения и острая постановка  проблемы объективного подхода  в психологии

 

2. Понимание поведения  сводится лишь к внешним проявлениям,  и игнорируются ненаблюдаемые  физиологические и психические  процессы

 

 

3. Обозначение задачи  управления поведением человека, нацеленности научного исследования  на связь с практическими задачами

 

3. Из-за механистической  трактовки поведения человек  лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо

 

Спасибо за внимание!


Классический бихевиоризм — Мир психологии

  1. Поведенческая психология

Обзор и углубленный обзор классического бихевиоризма в психологии.


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Каталожные номера
  1. Торндайк. «Интеллект животных: экспериментальные исследования». Нью-Йорк: Макмиллан, 1911.
  2. .
  3. Боулдинг, Кеннет. «Б.Ф. Скиннер: диссидентский взгляд». Науки о поведении и мозге 7:4, 483. 1984.
  4. Толман, Э.К. «Целенаправленное поведение животных и людей», 1932 г.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!

Окна в душу

Что глаза человека могут рассказать вам о том, о чем он думает?

У вас стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!

У вас стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Ты зациклился?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.

Подписаться Мир Психолога

Бихевиоризм: классическое и оперантное состояние

1786 Слов8 Страниц

Это второе задание психологии развития. В этом задании на основе двух основных теорий бихевиоризма. В этом задании я дам краткое объяснение бихевиоризма и двух его основных теорий, классической и оперантной теории и их подтеорий, а также того, как эти теории используют образовательную область и выводы.
Влияние бихевиоризма было сильнее в начале 20-го века, как и сегодня. Вместо этого бихевиоризм стремился сделать психологию более сосредоточенной на научной дисциплине и исключительно на наблюдаемом поведении. Бихевиоризм начался с раннего русского физиолога Ивана Павлова. . Он подтвердил, что его процесс обучения можно использовать для установления связи стимулов окружающей среды и стимулов естественного происхождения. …показать больше содержания…
Классическое обусловливание и оперантное обусловливание.
Принципы Классическая кондиция
В классической кондиции Павлов провел эксперимент со своей собакой. В своем эксперименте он сначала предлагает пищу. У собаки, естественно, выделялась слюна. Затем он стал давать еду своим собакам только после звонка в колокольчик. Такое сочетание колокольчика с едой продолжалось некоторое время, пока Павлов не обнаружил, что колокольчик, поднесенный без еды, также вызывает слюноотделение у его собак.
В опыте Ивана Павлова пища названа безусловным раздражителем. Естественная реакция собаки, выделение слюны, называется безусловной реакцией. Поэтому «безусловное» означает «естественно возникающее до эксперимента». Затем Павлов звонит в колокольчик к своему эксперименту. Сам по себе колокольчик — всего лишь раздражитель, и для собак Павлова звук колокольчика не имел особого значения. Как только колокольчик звонил снова и снова с едой, звонок становился стимулом для слюноотделения. Звонок стал условным раздражителем. Это был сигнал собаке, что еда приближается. Слюноотделение на звук колокольчика было реакцией, которая должна была произойти. Следовательно, это слюноотделение было условной реакцией. …показать больше содержания…
Если учащиеся получают награды за написание коротких рассказов, учащиеся с большей вероятностью будут чаще писать короткие рассказы.
Учитель преподает в классе. Ученик громко шумит, ударяя по столу линейкой. Тогда учитель решит иногда взять линейку. Использование линейки помогает избежать негативных действий по борьбе с шумом. Когда-нибудь откройте окно в нашем доме. Однако нас не устраивает шум от уличного движения. Потом решаем включить радио и послушать музыку. Это делает транспортный шум менее заметным. Частота, с которой мы включаем радио при открытом окне, увеличилась. Это будет примером отрицательного подкрепления. (Боркар, 2014)
Наказание — неприятное событие, вызывающее снижение поведения. Есть два вида наказания. Это положительное и отрицательное наказание. Позитивное наказание иногда называют наказанием по применению, предполагает предъявление неблагоприятного события с целью ослабления реакции на него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *