35. Гуманистическая ориентация в современной психологии личности
Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами. Эта мрачная концепция человеческой природы вытекает из изучения Фрейдом людей, имеющих психические расстройства, и подчеркивает бессознательные и иррациональные силы в качестве управляющих факторов поведения. Второе направление в психологии личности, бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды. Как мы убедились на примере Скиннера, бихевиористы рассматривают научение и опыт в качестве основных строительных блоков того, что мы определяем как личность. Гуманистическая психология — третье и самое новое направление персонологии — предлагает радикально противоположную трактовку человеческой природы. Ученые, причисляющие себя к этому течению (также рассматриваемому как «третья сила» или «развитие потенциала человека»), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию.
Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.
Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления «наверх») сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию.
Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие потенциала саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество. Его вклад в изучение и понимание личности находится в центре внимания этой главы.
Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом.
Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек — нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных в разработке объяснения поведения человека.
Внутренняя природа человечества. Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Более того, Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные импульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна.
Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.
Творческий потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения.
Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации.
Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу (Maslow, 1968, 1987) полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.
Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Потребности в порядке их очередности:
— физиологические потребности;
— потребности безопасности и защиты;— потребности принадлежности и любви;— потребности самоуважения;— потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.
Концепт «Гуманистическая направленность личности»
%PDF-1.7 % 1 0 obj > >> /Metadata 2 0 R /Outlines 3 0 R /Pages 4 0 R /Type /Catalog /ViewerPreferences > >> endobj 5 0 obj /CreationDate (D:20160112025748+05’00’) /ModDate (D:20160112025751+05’00’) /Producer (Adobe PDF Library 10.0.1) /Title >> endobj 2 0 obj > stream
Гуманизм эпохи Возрождения — Энциклопедия всемирной истории
Гуманизм эпохи Возрождения был интеллектуальным движением, типичным примером которого было возрождение интереса к классическому миру и исследованиям, сосредоточенным не на религии, а на том, что значит быть человеком. Его истоки восходят к Италии 14-го века и таким авторам, как Петрарка (1304-1374), которые занимались поиском «потерянных» древних рукописей. К 15 веку гуманизм распространился по Европе.
Гуманисты верили в важность образования в области классической литературы и поощрения гражданской добродетели, то есть реализации полного потенциала человека как для собственного блага, так и для блага общества, в котором он живет. Сложность определения гуманизма и его постоянно развивающийся характер не помешали ему широко рассматриваться как определяющая черта Европы 1400–1600 годов и как раз по той причине, по которой этот период можно определить как Ренессанс или «возрождение» идей.
Определение гуманизма
Гуманизм — термин, изобретенный в 19 веке для описания идеи эпохи Возрождения, согласно которой непосредственное изучение произведений античности было важной частью всестороннего образования (но не единственной частью). С этой позиции возникла идея о том, что изучение человечества должно быть приоритетом, а не религиозными вопросами (которыми не нужно пренебрегать или противоречить гуманистическим исследованиям). Важные классические идеалы, которые интересовали гуманистов, включали важность общественной и личной добродетели, латинскую грамматику, приемы риторики, историю, условности в литературе и поэзии и моральную философию. Это образование не создавало в своих приверженцах всеобъемлющей философии или мировоззрения. Кто-то, кто имел гуманистическое образование, мог быть, например, католиком или протестантом, и многие студенты продолжали изучать самые разные области мысли, такие как теология, право или медицина.
YouTube Следите за нами на YouTube!Идея действительно взлетела, что древний мир может научить людей 15-го века чему-то очень ценному.
В наше время термин «гуманизм» приобрел другое значение (рациональный и нерелигиозный образ жизни) и поэтому для сохранения своей первоначальной цели применительно к 1400–1600 годам его часто уточняют как «гуманизм эпохи Возрождения». . Однако важно помнить, что сами мыслители эпохи Возрождения не использовали термин «гуманизм» и не соглашались по всем вопросам. Из-за этих проблем с определением некоторые историки предпочитают использовать термин studia humanitatis , придуманный римским государственным деятелем Цицероном (106–43 гг. до н. э.) и возрожденный флорентийским ученым Колуччо Салютати (1331–1406 гг.). Studia humanitatis относится к исследованиям, которые вместо того, чтобы концентрироваться на религиозных вопросах, вместо этого сосредотачиваются на том, что значит быть человеком, и, точнее, рассматривают, что такое добродетельный человек в его самом широком смысле и как этот человек может полноценно участвовать в общественной жизни. .
К основным элементам гуманизма эпохи Возрождения относятся:
- интерес к изучению литературы и искусства древности
- интерес к красноречивому использованию латыни и филологии
- вера в важность и силу образования для создания полезных граждан
- поощрение личной и гражданской добродетели
- отказ от схоластики
- поощрение нерелигиозных занятий
- акцент на личности и ее моральной автономии
- вера в важность наблюдения, критического анализа и творчества
- вера в то, что поэты, писатели и художники могут привести человечество к лучшему образу жизни
- интерес к вопросу «что значит быть человеком»?
Шесть тосканских поэтов Вазари
Институт искусств Миннеаполиса (общественное достояние)
Истоки классического возрождения
Гуманистическое движение восходит к троице итальянских авторов, живших еще до начала эпохи Возрождения: Данте Алигьери (1265–1321 гг. н. э.), Петрарке и Джованни Боккаччо (1313–1375 гг.). Все трое получили новый интерес к своей работе в эпоху Возрождения, когда они были признаны его отцами-основателями. Данте был первым, и его «Божественная комедия » (ок. 1319 г.), хотя книга с центральным посланием о том, как достичь спасения, представляла собой тонкий переход от полностью религиозных произведений к тем, которые рассматривают роль человечества во вселенной Бога. В «Божественной комедии » было много откровенно классических элементов, от римского поэта Вергилия (70–19 гг. до н.э.), выступавшего в качестве проводника, до многих упомянутых древних исторических личностей.
Затем пришел Петрарка, который был таким же религиозным человеком, но в своей работе критиковал некоторые элементы католической церкви, такие как ее коррумпированность и чрезмерная любовь к показухе. Петрарка отвергал схоластику, которая упорно держалась за церковные догмы и вызывала бесконечные круги бесплодных споров среди ученых. Он внес, пожалуй, самый большой вклад в изучение древности, найдя рукописи, которые «затерялись» в малоизвестных монастырских библиотеках. Среди его знаменитых открытий были несколько работ и писем Цицерона.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Греческие ученые бежали из рушащейся Византийской империи и привезли с собой классические тексты в Европу.
Петрарка считал, что новый золотой век мысли и политики может быть достигнут, если вернуться к идеалам древности и позволить поэтам и ученым совершить революцию в образовании. Его идея о том, что период, в котором он жил, был промежуточным периодом между древностью и этим новым рассветом, то, что он пренебрежительно называл «дремотой», была подхвачена мыслителями более позднего Возрождения и во многом укрепила идею о том, что Средневековье было каким-то периодом. культурной тьмы. Кроме того, работа Петрарки с древними рукописями поощряла изучение нерелигиозных предметов, в центре которых стояло человечество, и это стало законной деятельностью для интеллектуалов. Следовательно, Петрарку часто называют отцом гуманизма.
Джованни Боккаччо также искал «потерянные» рукописи, относящиеся к древности. Кроме того, его Декамерон ( Десять дней ), сборник сказок, составленный между ок. 1348 и 1353 гг. понравились более поздним гуманистам, потому что в них очень подробно описывались повседневные человеческие переживания. Бокаччо также создал работы, которые были очень полезны для ученых-гуманистов, таких как его «Наследие языческих богов ».
Цицерон
Мэри Харрш (снято в Капитолийском музее) (CC BY-NC-SA)
Все трое этих писателей способствовали использованию тосканского народного языка (по крайней мере, в поэтических произведениях), и это в конечном итоге привело к тому, что господство латыни было поставлено под сомнение. Однако гуманисты продолжали отдавать предпочтение латыни в научных целях и строили свою латынь по образцу латыни Цицерона для прозы и Вергилия для поэзии. Появление печатного станка в Европе в 1450 году стало еще одним толчком для упомянутой выше троицы авторов и демократизации знаний. Гуманизм эпохи Возрождения придавал большое значение изобретательству, и здесь снова Данте с его созданием terza rima (стихи, состоящие из строф из трех рифмованных строк) и новаторское продвижение Боккаччо в письменной форме ottava rima (где строфы состоят из восьми 11-сложных строк) идеально соответствуют этому настроению.
Классический идеал
После падения Константинополя в 1453 году многие греческие ученые бежали из рушащейся Византийской империи и привезли с собой классические тексты в Европу, особенно в Италию. Это было очень желанным дополнением к латинским текстам, которые такие ученые, как Петрарка, нашли в монастырских библиотеках. Следовательно, к 1515 году произведения всех основных классических авторов были доступны в печати. Глядя на эти работы в целом, мыслителей эпохи Возрождения особенно интересовала одна идея.0015 virtus (добродетель или превосходство) и гражданский долг. Петрарка изучал это за полвека до этого, но теперь действительно возникла идея, что древний мир может научить людей 15 века чему-то очень ценному. Гуманисты эпохи Возрождения теперь хотели использовать, анализировать и критиковать древние источники, чтобы улучшить свою общественную жизнь на службе государства. Теоретических знаний было недостаточно, то, что было получено в результате учебы, нужно было применять на практике на благо государства и всех, кто в нем жил. Следовательно, великий вопрос, что значит быть человеком, который занимал ученых эпохи Возрождения, вызвал ответы, которые включали религиозные, философские, научные и художественные соображения.
Сегодня кажется довольно странным, что ученые проявляли такой интерес к древним источникам, которые можно было бы считать устаревшими и неактуальными для современного общества. Однако для мыслителей-гуманистов древность, как она видна во многих вновь обнаруженных манускриптах, представляла собой свежую и яркую альтернативу застойному омуту мысли, который так ревностно охраняла средневековая церковь. Новые горизонты, открываемые этими текстами, и кажущийся беспристрастным подход древних ученых к обсуждению и объяснению мира без каких-либо предвзятых идей сделали весь процесс Ренессанса, как указывает само его название, интеллектуальным возрождением. Ученые-гуманисты не были некритичными по отношению к древним источникам, напротив, как и многие античные мыслители, они подходили к любому предмету с критическим анализом. Кроме того, чтобы подходить к данному предмету объективно, нужно быть интеллектуально свободным, и с этой идеей пришла идея свободомыслящего человека, не сдерживаемого религиозными или политическими пристрастиями. Были даже те, кто думал, что Бог дал человечеству мир в качестве испытания, чтобы сделать из него то, что они хотят, и применить свою добродетель, чтобы сделать его лучше. Таким образом, гуманизм не противопоставлялся религии для многих мыслителей, но приводил к идее морально-автономного индивида, что, в свою очередь, приводило к индивидуализму.
Фламандский книжный принтер XVI века
Британский музей (CC BY-NC-SA)
Была еще одна причина восхищаться древними: их красноречие аргументов. Цицерон был взят за образец превосходного письма на латыни. Риторика — еще один термин, который современность исказила до неузнаваемости из его первоначального значения, — была тогда искусством представлять красноречивые аргументы. Кроме того, это был не просто трюк, который ученые использовали в своих трудах, это был инструмент, который можно было использовать в повседневной жизни. Другими словами, риторика — это убеждение, а с убеждением приходит сила. Риторика могла бы стать средством, с помощью которого гуманисты распространяли свои идеи, убеждая всех, от грамотного купца до правителя герцогства, в том, что это лучший способ получать образование, жить, работать и править.
Распространение гуманизма
Печатный станок способствовал распространению гуманистических идей, зародившихся в Италии, на север Европы. Действительно, самым знаменитым ученым-гуманистом своего времени был Дезидериус Эразм Роттердамский (ок. 1469–1536). Эразм считал, что образование было решением проблем католической церкви (а не радикальной Реформацией). С этой целью он собрал издания классических авторов и предоставил новый латинский и греческий перевод Нового Завета. Тщательное и критическое изучение Эразмом оригинальных текстов для получения этого, его текстологический анализ текущих версий и его интерес к филологии оказали влияние на других ученых эпохи Возрождения.
Хотя ранние гуманисты часто были христианами, упор движения на критическое исследование действительно привел к неизбежному столкновению с церковными властями, которые зависели от массового и некритического принятия второстепенных интерпретаций доктрины. То, что некоторые ученые-гуманисты стали поборниками языческих текстов, было еще одним яблоком раздора.
Desiderius Erasmus от Matsys
Quentin Matsys (общественное достояние)
На севере Европы ученые-гуманисты больше интересовались религиозными реформами, чем где-либо еще, поэтому их разновидность гуманизма часто называют религиозным гуманизмом. Сэр Томас Мор (1478–1535), английский ученый и государственный деятель, был одной из фигур в этом движении. Защитник католической церкви от реформистов, он, как известно, написал Utopia в 1516 году об идеальном обществе на воображаемом острове. Скорее всего, эта работа задумывалась как тонко завуалированная критика правления Генриха VIII в Англии (годы правления 1509–1547), но ее радикальное представление общества, в котором все работают на общее благо и в равной степени разделяют его успех, вызвало интерес. признания в умах ученых-гуманистов в других странах. Очевидная связь с «Республикой » Платона была еще одним преимуществом гуманистов, любящих классику.
Гуманистическое образование
Эразмус был важен еще в одной области: образование для всех. Для ученых было очень хорошо обсуждать идеалы образования в теории, но для достижения гуманистической цели расширения образования требовались более практические предложения. Поэтому Эразм написал много учебников, таких как его чрезвычайно популярный On Copia (1512), который учил студентов спорить, пересматривать тексты и создавать новые. Его 1521 О написании писем учили, как лучше всего писать письма, ориентироваться на определенную аудиторию и использовать красноречивые выражения. Эразм даже подготовил руководства для желающих основать школу и составил рекомендуемые программы.
Гуманисты подчеркивали важность образования, охватывающего такие гуманитарные науки, как риторика, моральная философия, грамматика, история и поэзия. Физические упражнения, как и в Древней Греции, также считались неотъемлемой частью всестороннего образования, в результате которого молодые люди могли реализовать свой потенциал и стать хорошими гражданами. Кроме того, гуманистическое образование продолжалось всю жизнь, и никогда не поздно было узнать о его пользе, особенно для правителей.
Гуманизм в науке
Наблюдение, анализ и классификация окружающего мира были важной частью гуманистической мысли, как и в древности. По этой причине наука сделала большой скачок вперед в эпоху Возрождения, сначала благодаря достижениям в области математики. Польский астроном Николай Коперник (1473-1543) предположил, что Солнечная система была гелиоцентрической, среди других новаторских идей, в своем труде «Об обращениях небесных сфер », опубликованном в 1543 году. Коперник был классиком эпохи Возрождения, когда изучал работы древности, лично наблюдал все, что мог в мире, сопоставлял все, что до сих пор было изучено в его области, а затем пришел к новому взгляду на рассматриваемый предмет. Возможно, самым большим вкладом гуманизма в науку была его жажда ответов и уверенность в том, что их можно найти благодаря человеческим усилиям.
Афинская школа Рафаэля
Рафаэль (общественное достояние)
Гуманизм в искусстве
Правители, такие как Федерико да Монтефельтро (1422–1482 гг. в Урбино) и Козимо I Медичи (1519–1574 гг.) во Флоренции, были большими поклонниками древности и создали впечатляющие гуманистические библиотеки. Они также были коллекционерами древнего искусства, такого как скульптура, саркофаги, рельефные панели и монеты. Оба мужчины также стали большими меценатами, поощряя художников-гуманистов. Этому образцу подражали правители по всей Европе.0005
Художники и скульпторы эпохи Возрождения очень интересовались классической мифологией, иногда даже сочетая ее с христианскими темами, например, тонко изображая Венеру как Деву Марию. Древние мыслители были непосредственно представлены в искусстве, возможно, наиболее известным из них является фреска Афинской школы в Ватикане Рафаэля (1483-1520).
Также ценилось мастерство древних художников, особенно скульпторов, и их способность запечатлевать реальность в бронзе или мраморе. Художники эпохи Возрождения сами стремились запечатлеть эту реальность, процесс, восходящий еще к Джотто (р. 1267 или 1277 — ум. 1337) и достигший кульминации в гиперреалистичных портретах нидерландских художников позднего Возрождения. Как и писатели эпохи Возрождения, художники хотели не только подражать классической традиции, но и улучшать ее. Следовательно, правильное использование перспективы стало еще более точным стремлением художников эпохи Возрождения. Художники также были убеждены, что их древние коллеги каким-то образом открыли математические секреты пропорций, особенно связанные с человеческим телом.
Художники теперь уделяли особое внимание человеческому опыту в своем искусстве. Например, портреты могут включать классическую книгу рядом с натурщиком, чтобы подчеркнуть его гуманистические наклонности. Даже религиозные произведения того периода сосредоточены на человеческих фигурах и их истории в сцене. Точно так же, как писатели-гуманисты прекрасно знали о мощном воздействии своих слов, так и художники знали о той силе, которую они имели, чтобы произвести на зрителя неизгладимое эстетическое впечатление. Возможно, нет лучшего примера этого вау-фактора, чем потолок Сикстинской капеллы Микеланджело. Наконец, акцент на личности в рамках гуманизма нашел выражение в том, как художники теперь относились к себе — превосходным ремесленникам, которые использовали свой интеллект для изучения искусства и создания шедевров, которые будут нести свою славу грядущим поколениям.
Лоджия Ospedale degli Innocenti by Brunelleschi
Sailko (CC BY-SA)
Гуманизм пронизывал архитектуру эпохи Возрождения, где здания были спроектированы элегантными, симметричными, функциональными и гармонирующими с окружающей средой, как это было в Древнем Риме. Прежде всего, здания отображали классические соотношения длины и высоты.
Гуманизм с его благоговением перед классическими авторами и тем, чему именно может научить нас знание античности, нашел выражение в исполнительских искусствах, особенно в пьесах Уильяма Шекспира (1564-1616), который интересовался персонажами, способными раскрыть широту и глубину человеческого опыта. Шекспир, возможно, не занимает какую-либо определенную сторону в гуманистических дебатах, представленных в его произведениях, но он, по крайней мере, в полной мере мастерски использует этот гуманистический мощный инструмент — язык — для достижения своих результатов.
Наследие гуманизма эпохи Возрождения
Гуманизм преобразовал образование и омолодил мир идей и искусства своим открытием, продвижением и адаптацией классических произведений. Это привело к созданию международной сети ученых, связанных письмами и книгами, разделению церкви и политики, критическому изучению текстов, ведущему к обнаружению неточностей и даже подделок, и созданию публичных библиотек.
Однако, возможно, неизбежно, что гуманистические ученые и мыслители начали делиться на группы, поскольку они специализировались на разных областях того, что уже было безнадежно обширной областью человеческих усилий. Были реалисты против моралистов, тех, кто хотел забыть о религии, и тех, кто этого не делал, и тех, кто был республиканцами, и тех, кто был роялистами. Были гуманисты, которые считали изучение языка самоцелью, в то время как другие считали его только средством понимания идей. Некоторые предпочитали созерцательную жизнь в отличие от тех, кто все еще придерживался идеи воплощения гуманизма в политическую практику. Как наука, искусство, история, философия и богословие отделились друг от друга, так и гуманизм эпохи Возрождения пришел к концу, распавшись на части, когда научная специализация выиграла битву против получения всеобъемлющего обзора человеческого состояния.
Несмотря на распад гуманистического движения на составные части, основная идея о том, что люди достойны серьезного изучения, конечно, никогда не исчезала. Во всяком случае, эта идея только расширилась и углубилась. Предметы, которые считались важными для изучения в классических источниках, таких как философия, история и литература, стали известны как гуманитарные науки, и сегодня, конечно, они составляют основные факультеты в колледжах и университетах по всему миру.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Гуманизм | Определение, принципы, история и влияние
Цицерон
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джон Кальвин Эразмус Томас Мор Франсуа Рабле Петрарка
- Похожие темы:
- рог изобилия антропоцентризм гуманитарные науки философия Человек эпохи Возрождения
Просмотреть весь связанный контент →
гуманизм , система образования и способ исследования, зародившиеся в северной Италии в 13 и 14 веках и позже распространившиеся по континентальной Европе и Англии. Этот термин альтернативно применяется к множеству западных верований, методов и философий, в которых основное внимание уделяется человеческому царству. Эта историческая программа, также известная как ренессансный гуманизм, оказала настолько широкое и глубокое влияние, что является одной из главных причин, по которой Ренессанс рассматривается как отдельный исторический период. Действительно, хотя слово Ренессанс — более поздняя чеканка, фундаментальная идея того периода как идеи обновления и пробуждения имеет гуманистическое происхождение. Но гуманизм искал свои собственные философские основы в гораздо более ранние времена и, более того, продолжал проявлять часть своей силы еще долго после окончания эпохи Возрождения.
Происхождение и значение термина гуманизм
Идеал гуманизма
История термина гуманизм сложна, но поучительна. Он был впервые использован (как humanismus ) немецкими учеными 19-го века для обозначения акцента эпохи Возрождения на классические исследования в образовании. Эти исследования проводились и поддерживались педагогами, известными еще в конце 15 века как umanisti , то есть профессорами или изучающими классическую литературу. Слово umanisti происходит от studia humanitatis , курса классических исследований, который в начале 15 века состоял из грамматики, поэзии, риторики, истории и моральной философии. studia humanitatis считались эквивалентом греческого payeia . Само их название было основано на концепции римского государственного деятеля Марка Туллия Цицерона о humanitas , образовательном и политическом идеале, который был интеллектуальной основой всего движения. Гуманизм эпохи Возрождения во всех его формах определял себя в своем стремлении к этому идеалу. Следовательно, никакое обсуждение гуманизма не может иметь силы без понимания humanitas .
Humanitas означало развитие человеческой добродетели во всех ее формах и в полной мере. Таким образом, этот термин подразумевал не только такие качества, которые ассоциируются с современным словом гуманность — понимание, доброжелательность, сострадание, милосердие, — но и такие более настойчивые характеристики, как сила духа, рассудительность, благоразумие, красноречие и даже любовь к чести. Следовательно, обладатель humanitas не мог быть просто оседлым и обособленным философом или литератором, но по необходимости был участником активной жизни. Точно так же, как действие без понимания считалось бесцельным и варварским, понимание без действия отвергалось как бесплодное и несовершенное. Humanitas призывал к прекрасному балансу действия и созерцания, балансу, рожденному не компромиссом, а взаимодополняемостью.
Цель такой исполненной и уравновешенной добродетели была политической в самом широком смысле этого слова. В сферу компетенции гуманизма эпохи Возрождения входило не только образование молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) посредством философской поэзии и стратегической риторики. Она включала в себя не только реалистическую социальную критику, но и утопические гипотезы, не только кропотливую переоценку истории, но и смелое перекраивание будущего. Короче говоря, гуманизм призывал к всеобъемлющей реформе культуры, преобразованию того, что гуманисты называли пассивным и невежественным обществом «темных» веков, в новый порядок, который отражал бы и поощрял величайшие человеческие возможности. Гуманизм имел евангельское измерение: он стремился проецировать humanitas от человека к государству в целом.
Источником humanitas была классическая литература. Греческая и римская мысль, доступная в потоке вновь открытых или недавно переведенных рукописей, дала гуманизму большую часть его базовой структуры и метода. Для гуманистов эпохи Возрождения в трудах Аристотеля, Цицерона или Ливия не было ничего устаревшего или устаревшего. По сравнению с типичными произведениями средневекового христианства эти языческие произведения имели свежую, радикальную, почти авангардную тональность. Действительно, восстановление классики было для гуманизма равносильно восстановлению реальности. Классическая философия, риторика и история рассматривались как модели правильного метода — попытки систематически и без каких-либо предубеждений прийти к соглашению с воспринимаемым опытом. Более того, классическая мысль рассматривала этику как этику, а политику как политику: ей не хватало тормозящего дуализма, порожденного в средневековой мысли часто противоречащими друг другу требованиями секуляризма и христианской духовности. Классическая добродетель, примерами которой изобиловала литература, была не абстрактной сущностью, а качеством, которое можно было проверить на форуме или на поле боя. Наконец, классическая литература была богата красноречием. В частности, гуманисты считали Цицерона образцом утонченной и обильной речи, а также образцом красноречия в сочетании с мудрой государственной мудростью. В красноречии гуманисты находили гораздо больше, чем исключительно эстетическое качество. Как эффективное средство побуждения лидеров или сограждан к тому или иному политическому курсу красноречие было сродни чистой силе. Следовательно, гуманисты культивировали риторику как средство, с помощью которого можно было сообщить и реализовать все другие добродетели.
Гуманизм, таким образом, может быть точно определен как движение эпохи Возрождения, центральным фокусом которого был идеал humanitas . Несмотря на более узкое определение итальянского термина umanisti , все писатели эпохи Возрождения, культивировавшие humanitas , и все их прямые «потомки» могут быть правильно названы гуманистами.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчасДругое использование
Неудивительно, что термин, столь широко аллюзивный, как гуманизм , должен быть предметом самых разных применений. Из них (за исключением исторического движения, описанного выше) есть три основных типа: гуманизм как классицизм, гуманизм как относящийся к современной концепции гуманитарных наук и гуманизм как человекоцентризм.
Принимая представление о том, что гуманизм эпохи Возрождения был просто возвращением к классике, некоторые историки и филологи пришли к выводу, что классические возрождения, происходящие где-либо в истории, следует называть гуманистическими. Таким образом, святой Августин, Алкуин и ученые Шартра XII века назывались гуманистами. В этом смысле этот термин также может использоваться сознательно, как в движении «Новый гуманизм» в литературной критике, возглавляемом Ирвингом Бэббитом и Полом Элмером Мором в начале 20 века.
Слово гуманитарных наук , которое подобно слову umanisti происходит от латинского studia humanitatis , часто используется для обозначения ненаучных научных дисциплин: языка, литературы, риторики, философии, истории искусств и т. д. Таким образом, ученых в этих областях принято называть гуманистами, а их деятельность — гуманистами.
Гуманизм и родственные термины часто применяются к современным доктринам и методам, основанным на центральном значении человеческого опыта. В 20-м веке прагматический гуманизм Фердинанда К. С. Шиллера, христианский гуманизм Жака Маритена и движение, известное как светский гуманизм, хотя и значительно отличались друг от друга по содержанию, все они демонстрировали этот антропоцентрический акцент.
Такой большой набор определений не только сбивает с толку, но и сами определения часто избыточны или неуместны. Нет оснований называть все классические возрождения «гуманистическими», когда достаточно слова Классическое .