Человек, индивид, личность, индивидуальность
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))
В психологии и социологии понятие «человек» отождествляется с понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность».
Человек — родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду. | ||
Индивид — единичный представитель вида Homo sapiens. Индивидными признаками являются:
| Личность —это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении. Признаки личности:
| Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт) |
Индивид — это человек как отдельное живое существо, представитель вида Homo Sapiens («человека разумного»).
Этот термин был введен древнеримским философом Цицероном как своего рода «атом» человеческого общества. Другими словами, это и единичный представитель человечества как рода, и существо, обладающее своими уникальными, своеобразными особенностями.
Личность (от лат. «persona» — «особа») — это индивид, обладающий сознанием и совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. Другими словами, личность — это совокупность психологических и физических индивидуальных особенностей человека, его привычек и предпочтений, социального опыта, характера и темперамента, определяющих его поведение в обществе.
Важнейшие свойства личности:
- Знания о мире, обществе, себе;
- Познавательные и практические умения;
- Социальный опыт;
- Моральные ценности и идеалы;
Структура личности:
- Социальный статус (место человека в системе общественных отношений).
- Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу).
- Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения).
Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Личность формируется только в обществе, те. это социальная сущность человека.
Большинство людей ошибочно предполагают, что слабохарактерные и пассивные люди не являются личностью, а ведь это просто их особенности. Ученые и психологи исключают из этой категории лишь детей до трех лет, первобытных людей, не владеющих речью и психически неуравновешенных.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся на протяжении всей жизни. Формирование личности происходит в процессе усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и т.п. Этот процесс называют социализацией личности. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта и осуществляется через его включённость в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни.
Социализация — это процесс становления человека в обществе, усвоение им социального опыта предшествующих поколений и его последующее развитие.
В процессе социализации человек становится личностью, которая приобретает неповторимость, своеобразие, социально значимые отличия, непохожесть на других, т. е. индивидуальность.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие всех проявлений человека, подчеркивающее его исключительность, многосторонность и гармоничность (человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.) Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
2.6. Человек, индивид, личность – SOOCIETY
Самоучитель по обществознанию — Человек
Указанные в заголовке понятия часто употребляются как синонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Человек —это существо биологического вида homo sapiens. Индивид — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами. Индивидом является любой из нас. Каждый человек от рождения наделен особыми внешностью, характером, способностями и т.д. Специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных, составляют его индивидуальность. Она предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.
Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однозначного ответа. С одной точки зрения, личность — это человек, обладающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.
Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества. (Важнейшим качеством личности выступает социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности связывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно связано понятие «социальный субъект» — человек, способный к активной социальной деятельности.
В социологии выделяются такие виды личности, как нормативная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность — это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий, на заводе — рабочий и т.д.
Модальная (от слова «мода») личность — это человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени. Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.
Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная — более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического — тип, подчиняющийся руководящим указаниям.
В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своей прежней социальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.
На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большинстве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать тогда, когда человек существенно отличается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.
Другим, более важным фактором, выступает воспитание ~ процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.
Немаловажный фактор формирования личности — социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориентируется или которые ориентируются на него. Выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т. д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и общество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.
Социальные отношения — это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельности он должен учитывать интересы других людей. Так, для достижения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необходимо уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень (взаимодействие людей посредством различных социальных групп) и психологический уровень (непосредственно межличностные отношения).
Возможна ситуация, когда несмотря на благоприятные условия процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирования личности необходимо стремление человека к самосовершенствованию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.
Не последнюю роль в становлении личности играют способности человека. Способностями называют индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки. Чем шире круг интересов человека, тем проще выявить его подлинные способности. Нередки случаи, когда родители заставляют ребенка заниматься каким-либо видом деятельности (математикой, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере (например, в литературе и искусстве).
Ярко выраженная способность называется талантом. Способность и талант — врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов. Развитие же таланта во многом зависит от самого человека. Талантливого человека, постоянно развивающего свои способности и достигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называем гением. Все гениальные люди, оставившие свой след в истории, были личностями.
Но не только таланты и гении становятся личностями. Личность — это результат становления индивида, развития его способностей, накопления опыта. Личность характеризуется развитым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением принимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способностью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.
Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные границы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет начальную социализацию, период зрелости и старости — продолженную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продолженной социализации).
Не последнюю роль в социализации играет воспитание — привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспитания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во втором — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая родителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформировать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.
В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответственность и самоконтроль со стороны родителей.
Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Процесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс называется самовоспитанием.
Самовоспитание — свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение усилий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, состоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.
Вопросы и задания
1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?
2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?
3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.
4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?
5. Какую роль в развитии личности играют способности и талант?
6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?
7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем со стоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?
8. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы само воспитанием?
9. Прочитайте высказывание Г.В.Плеханова.
«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».
Какие черты великого человека он выделяет?
2.7. Духовный мир человека →
← 2.5. Общение
Индивидуальная психология – Альфред Адлер «Обзор экзамена LCDC
1. Взгляд на человеческую природу
A) Адлерианская концепция социального интереса – это ощущение человеком того, что он является частью целого в прошлом, настоящем и будущем. Адлер считал, что люди в основном мотивированы этим чувством принадлежности. Он не считал, что социальный интерес был врожденным, а скорее результатом социального воспитания.
B) Адлер сказал, что люди стремились стать успешными и преодолеть области, которые они считали низшими. Он называл этот процесс личностного роста стремлением к совершенству. У тех, кто не преодолел чувство неполноценности, развился комплекс неполноценности. У тех, кто чрезмерно компенсировал чувство неполноценности, развился комплекс превосходства.
C) Адлер считал, что сознательное поведение человека, а не его бессознательное, является основой развития личности. Из-за этой концепции теория Адлера подчеркивает личную ответственность за то, как человек решает интерпретировать и приспосабливаться к жизненным событиям или ситуациям.
D) Неадекватность определяется в теории Адлера как выбор поведения, приводящий к отсутствию социального интереса или личностного роста. Адлер считал, что плохое поведение имеет место, когда человек разочаровался или когда позитивные попытки вести себя хорошо не дали необходимых результатов. Поощрение к хорошему поведению часто было рекомендуемым противоядием от плохого поведения.
E) Другая концепция — это телеология, которая, проще говоря, означает, что на человека влияют будущие цели так же, как и прошлый опыт.
F) Адлериан придерживался мнения, что рождение каждого ребенка существенно меняет семью. Он считал, что порядок рождения детей в семье влияет на многие аспекты развития их личности. Вкратце, характеристики этих позиций при рождении таковы:
I) Старшие дети обычно добиваются высоких результатов, угождают родителям, приспосабливаются и ведут себя хорошо.
II) Второрожденные дети более общительны, менее беспокойны и менее ограничены правилами, чем первенцы. Обычно они преуспевают в том, чего нет у первенцев.
III) Дети среднего возраста чувствуют себя зажатыми и обеспокоены предполагаемым несправедливым обращением. Эти дети учатся преуспевать в семейной политике и переговорах. Однако они могут стать очень манипулятивными. Эта позиция также имеет тенденцию развивать области успеха, которые не нравятся их братьям и сестрам.
IV) Самый младший ребенок лучше всех умеет радовать или развлекать семью. Хотя они рискуют быть избалованными, они также наиболее склонны получать то, что хотят, благодаря своим социальным навыкам и способности угождать. Они часто добиваются высоких результатов из-за образцов для подражания своих старших братьев и сестер.
G) Только дети или дети, рожденные с разницей в семь и более лет от братьев и сестер, больше похожи на первенцев. Дети, у которых нет братьев и сестер, часто перенимают характеристики порядка рождения своих родителей, поскольку родители являются единственными образцами для подражания. Хотя эти дети могут рано повзрослеть и добиться высоких результатов, им может не хватать навыков социализации, они ожидают баловства и могут быть эгоистичными.
H) Адлер рассматривал семью как основную ячейку социализации ребенка. Он считал, что интерпретация детьми событий их жизни определяется взаимодействием с членами семьи до пятилетнего возраста. Семейные взаимодействия научили детей воспринимать события и ситуации через определенные субъективные оценки себя и окружающей среды, называемые фикциями. На основе этих выдумок можно было сделать основные ошибки.
Адлерианцы считают, что некоторые из этих ошибок (Мозак, 1984):
I) Чрезмерное обобщение, при котором человек считает, что все одинаково или похоже.
II) Ложные или невозможные цели безопасности, которые заставляют человека пытаться угодить всем в поисках безопасности и избегании опасности.
III) Неправильное представление о жизни и жизненных требованиях, которое заставляет человека ожидать большего приспособления, чем это разумно, и интерпретировать свою неспособность получить приспособление как отсутствие каких-либо передышек.
IV) Преуменьшение или отрицание собственной ценности приводит к тому, что человек считает, что он не может добиться успеха в жизни.
V) Неверные ценности приводят к менталитету «сначала я» с незначительным или нулевым вниманием к другим.
VI) Адлер считал, что жизнь требует мужества или готовности рисковать, не зная исхода. Он считал, что человек со здоровым образом жизни вносит свой вклад в общество, имеет значимую работу и имеет интимные отношения. Он выступал за сотрудничество между полами, а не за конкуренцию. Он считал, что хорошо приспособленные люди живут во взаимозависимых отношениях с другими в духе сотрудничества.
2. Роль консультанта
A) Консультант выступает в роли диагноста, учителя и модели. Консультант помогает клиенту исследовать сознательные мысли, убеждения и логику поведения, которое не отвечает интересам клиента или социальным интересам. Отношения между клиентом и консультантом являются равноправными, когда консультант делится своими мыслями, впечатлениями, мнениями и чувствами с клиентом, чтобы способствовать терапевтическим отношениям. Терапия очень познавательна с упором на изучение ошибочная логика и , позволяющая клиенту взять на себя ответственность за изменение посредством процесса переобучения.
B) Консультант поощряет клиента вести себя так, «как если бы» клиент был тем, кем он хочет быть, и часто дает клиенту «домашнее задание» вне сессий. Адлерианцы эклектичны в технике с упором на поощрение и ответственность.
3. Цели консультирования по Адлериану
A) Цели сосредоточены на том, чтобы помочь клиенту развить здоровый образ жизни и социальные интересы. Консультант помогает клиенту достичь четырех целей терапевтического процесса:
I) установление терапевтических отношений
II) изучение стиля жизни
III) развитие понимания клиента
IV) изменение поведения
B) Изменение поведения является результатом того, что человек берет на себя личную ответственность за свое поведение.
4. Техники
Конфронтация – Состоит в оспаривании личной логики и поведения клиента.
Задать вопрос – Состоит в том, чтобы спросить клиента, как бы изменилась его жизнь, если бы он был здоров? Родителям часто задают вопрос: , в чем была бы проблема, если бы этот ребенок не был проблемой?
Поощрение – Состоит из того, что консультант поддерживает клиента, выражая уверенность в способности клиента взять на себя ответственность и изменить свое поведение.
Действовать «как если бы» – Состоит из инструктажа клиента вести себя «как если бы» не было проблемы или как человек, которым клиент хотел бы быть.
Плевок в суп клиенту – Означает, что консультант указывает цель поведения клиента. После этого клиент может продолжить поведение, но не может сделать это, не осознавая своей мотивации для участия в таком поведении.
Поймать себя – Состоит из помощи клиенту научиться осознавать деструктивное поведение и останавливать его.
Постановка задач заключается в помощи клиенту в постановке краткосрочных целей, ведущих к достижению долгосрочных целей.
Проверьте свои знания!
Онлайн-викторины
- Арт-терапия и аутизм | Адлерская высшая школа (artofscience.wordpress.com)
Нравится:
Нравится Загрузка…
Основополагающие принципы Адлера | Адлерский университет
Дать Применять Информация
Основополагающие принципы Адлера
Основные принципы Адлера рассмотрены здесь лишь вкратце для контекста, поскольку более подробное объяснение легко доступно (Адлер, 1958; Адлер, 1969; Ансбахер и Ансбахер, 1956; Дрейкурс, 1953; Дрейкурс, 1971; Фергюсон, 2010 г.
; Мосак, 1973; и Мосак, 1977). Узнайте больше об Альфреде Адлере.Социально встроенный.
Индивид не развивается изолированно. Критическая цель состоит в том, чтобы найти значимое место или принадлежность к социальной группе. Все наши проблемы — это в основном социальные проблемы, то есть то, как мы относимся друг к другу. Способность сотрудничать и вносить свой вклад является мерилом социального интереса и психического здоровья. Хорошо приспособленный человек ориентируется и ведет себя в соответствии с потребностями ситуации. У дезадаптированного человека ошибочные представления о своем месте в группе, чувство изоляции и неполноценности, ошибочные цели, являющиеся компенсацией этих чувств. Люди вырастают, изначально испытывая чувство неполноценности, и компенсируют это, развивая уникальное чувство превосходства или стремление к значимости (переходя от ощущаемого минуса к воспринимаемому плюсу). Учитывая присущую людям социальную природу, это стремление рассматривается через призму общественного интереса, либо адекватно выполняя задачи жизни общественно полезными способами, либо переходя на социально бесполезную сторону жизни и живя в мире, более несовместимом с другими, более в собственной частной логике и личных стремлениях к превосходству.
Субъективный.
Наследственность и окружающая среда рассматриваются только как влияния. Это собственная способность человека интерпретировать информацию и делать определенные выводы, которые оказывают наибольшее влияние на развитие личности или образа жизни (Ansbacher & Ansbacher, 1956). Реальность — это то, что мы воспринимаем, и то значение, которое мы придаем этому восприятию.
Самостоятельный и творческий.
Поскольку система убеждений создается человеком, она может меняться. Эта идея и присущая людям социальная природа приводят к оптимистическому взгляду на человеческую природу, согласно которому люди являются не жертвами сил, находящихся вне их контроля, а активными участниками. И, если им будет предоставлен выбор наряду с надлежащим поощрением, они предпочтут быть социально полезными и найдут смысл и ценность в этой перспективе.
Целенаправленный или телеологический.
Любое поведение рассматривается как движение к цели. Воспринимаемое значимое место становится конечной причиной или целью для достижения. По мере того, как человек решает жизненные задачи, эта цель проецируется вперед, и человека тянет к ней во всех его или ее взаимодействиях. Таким образом, поведение имеет цель, хотя люди часто не осознают, почему они делают то, что делают. Как только люди осознают свои цели, они могут продолжать вести себя в соответствии с целями или могут измениться.
Холизм.
Человек не делится на части, а рассматривается как неделимый. Разум, тело и эмоции работают вместе на службе конечной вымышленной цели человека. Подготовленный человек может видеть темы и то, как все вписывается в одну полную картину.
Социальная справедливость и системное мышление.
Адлерианцы смотрят на вещи с системной точки зрения. Адлер был очень чувствителен к условиям угнетения и контекстуальным факторам, повышающим вероятность неблагоприятных последствий. Там, где это возможно, адлерианцы будут работать на системном уровне, чтобы изменить условия, влияющие на людей в сообществах. Рудольф Дрейкурс, основатель Института Альфреда Адлера (ныне Адлерский университет), широко выступал за социальное равенство в своей книге «Социальное равенство: вызов сегодняшнего дня». Дрейкурс уделял особое внимание просвещению населения и расширению прав и возможностей семей.
Философская направленность.
Уоттс подчеркнул философскую ориентацию Адлера. Он отметил, что это психолого-педагогическое; настоящее/будущее; время ограничено; объединяет когнитивные и системные аспекты; солидно перекликается с постмодернистскими подходами; имеет общие черты с когнитивно-поведенческими подходами; совместим с рационально-эмоциональной терапией и когнитивной терапией; ориентирована на семейные системы; а также согласуется с конструктивистскими подходами, подходами, ориентированными на решение, и нарративной терапией.
Ссылки
- Адлер, А. (1958). Что жизнь должна значить для вас. Нью-Йорк: Сыновья Г. П. Патнэма.
- Адлер, А. (1969). Наука Жизни. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books.
- Ансбахер, Х.Л., и Ансбахер, Р.Р. (1956). Индивидуальная психология Альфреда Адлера; систематическое изложение отрывков из его произведений (1-е изд.