Когниция это в психологии: Когниция это

Когниция и когнитивный диссонанс — Блог Викиум

    • Илья Павлов

      Автор Викиум

Когниция представляет собой комплекс ментальных процессов, которые позволяют не просто обрабатывать, но ещё и трансформировать информацию. С её помощью удаётся включить постижение, а также оценку своей собственной персоны, её существования в окружающей действительности. Дополнительно когниция предоставляет возможность строить определённую картину реальности, которая будет полностью индивидуальной.

Что такое когниция

Если учитывать то, какую именно нейронную структуру имеет человеческий мозг, можно сказать, что он лучше любого современного компьютера. До сегодняшнего дня специалистам не удалось полностью изучить, каким именно потенциалом он обладает. Несмотря на это, они утверждают, что вычислительные возможности будут безграничными. В то же время даже самый слабый калькулятор считается более эффективным, когда дело доходит до вычислительных процессов. Почему же всё происходит именно так?

Мыслительная активность и психические процессы в человеческом организме протекают раздельно. Именно поэтому достаточно часто люди допускают логические ошибки или делают в корне неправильные выводы. На перцепцию человека будут влиять многочисленными факторы, например:

  • Мотивация.
  • Наличие определённых социальных установок.
  • Эмоциональные впечатления.
  • Ментальный шум или же сознательные потоки мыслей.
  • Наличие ограниченного потенциала мозга, который имеет прямое отношение к трансформации информации.

Когниция выступает результатом формирования знаний об определённом объекте или предмете. Именно она позволяет воедино связать разнообразные компоненты психики, основными из которых считаются интеллект, представление, эмоции и память. Если говорить более простым языком, то когниция представляет собой некую единицу смысла, которая находится за пределами не только разума, но ещё и психики.

Когнитивный диссонанс

Когда индивид сталкивается одновременно с несколькими когнициями, которые противоречат друг другу, происходит возникновение когнитивного диссонанса. В большинстве случаев данное явление становится следствием таких причин:

  • Наличие логической неадекватности, которая возникает между определённым процессом и знаниями о нём или же феноменом с суждениями.
  • Мнение и разумение индивида полностью отличается от того, что думает большая часть людей, которые находятся вокруг.
  • Противоречие может возникать между полученным человеком опытом и ситуацией, которая регулярно появляется в дальнейшем.
  • Человек учитывает определённый шаблон поведения, который у него сложился достаточно давно или же подвергается культурному влиянию, хотя при этом имеет совершенно другое представление о них.

Если говорить максимально простым и понятным языком, то для обычного человека когнитивный диссонанс представляет собой противоречие, которое будет длиться на протяжении долгого времени внутри самого индивида. Из-за него начинают возникать многочисленные негативные эмоции. Для того чтобы можно было ликвидировать эти неприятные ощущения, человек делает всё возможное, чтобы загладить свой внутренний конфликт. Для этого может использоваться несколько стратегий:

  • Индивид начинает менять поведение.
  • Отрицает наличие ответственности.
  • Меняет когницию или переоценивает ее.
  • Ищет единомышленников.
  • Происходит формирование новой когниции путём добавления дополнительного компонента.

В большинстве случаев люди стараются сделать всё для того, чтобы когнитивного диссонанса и вовсе не возникло. В этом плане полезно развивать логическое мышление. Курс «Мышление Шерлока» развивает логику и учит применять её в жизни.

Поведенческая и когнитивная психотерапия (когнитивно-поведенческая психотерапия)

Это статья об определенном методе, достаточно популярном в психологической практике, и поэтому нередко использующемся в психологическом консультировании. Мы расскажем подробнее о том, что такое поведенческая и когнитивная психотерапия.

Данная школа психологической помощи и метод работы возникли в результате синтеза психоаналитической и бихевиористской (от англ. behavior – поведение) теорий и интеграции когнитивных (от англ. cognition – познание, узнавание, распознавание, познавательная способность) и поведенческих подходов в психотерапии.

Когниция – общее понятие, охватывающее все формы знания, включая воспринимаемые образы, логические доказательства и оценочные суждения; процесс, с помощью которого происходит обработка информации (например, ощущение, восприятие, внимание, память), процесс познания человеком мира и себя самого; включает уровень ощущений, уровень восприятий, уровень представлений и уровень мыслей; основан на убеждениях клиента, его установках, ожиданиях, идеях, представлениях, мнениях и образе мыслей. Когниции традиционно противопоставляются воле (желаниям) и эмоциям (чувствам). Когнитивный диссонанс, по сути, возникает из-за столкновения несовместимых когниций в сознании человека.

Так сложился познавательно-обучающий подход – как синтез когнитивного и поведенческого направлений в психотерапии. Этот подход, с одной стороны, признает важность внутриличностных факторов в адаптации, а с другой – акцентирует роль переменных окружения, влияющих на феноменологию и функционирование личности.

Сущность этой новой, интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках:

1) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые, сколько на когнитивные представления о них;

2) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения;

3) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы;

4) мысли, чувства и формы поведения причинно обусловлены и взаимосвязаны.

Эти положения определяют и главные цели психотерапии: навыки восприятия окружающей действительности, моторные (исполнительные) навыки, ассоциативные навыки. Человека обучают тонкому восприятию и различению воздействий окружающей среды и внутренней стимуляции (мысли, чувства, образы, биохимические изменения и другие). Усвоение этих сложных знаний дополняется тренингом развития и критической оценки ассоциаций (в частности, убеждений и ожиданий). Клиенту дают возможность убедиться в том, что мысли и образы могут играть важную роль в адаптации и феноменологии личности. В заключение обычно предлагается тренинг исполнительных навыков, расширяющих выбор поведения в регулировании внешних или внутренних воздействий.

Поведенческая терапия основана на принципах теории обучения, предполагающей, что различные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия. Другими словами, определенным образом реагируя на внешние условия (определенный стресс), человек вырабатывает в себе определенную модель поведения – привычную реакцию, не всегда правильную. И эта выработанная модель поведения уже сама по себе способна вызывать симптомы какого-либо нарушения. Но привычку можно не только выработать – от нее можно и отучиться. И обучиться новой, более правильной и полезной: как справляться с трудностями, не навлекая на себя болезней, новых стрессов и трудностей адаптации.

Таким образом, когнитивная поведенческая терапия обучает тех, кто страдает разного рода проблемами, как себя вести в сложных ситуациях или как совладать с тревожностью или страхами, в этих ситуациях возникающими. В обучении важны также и наши внутренние мыслительные процессы, или механизмы познания (когнитивные).

Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы и разработаны А. Т. Беком в 60-х годах прошлого века. Метод основан на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально – депрессивных состояний) объяснялось, прежде всего, за счет неправильно построенного самопознания. Ответы на вопросы: “Каким я вижу себя?”, “Какое будущее меня ожидает?” и “Каков окружающий мир?” человеком даются неадекватно.

В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им автоматически суждения (“автоматические мысли”) определяют его дискомфортное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике.

Процедура данного метода включает в себя три этапа. На этапе логического анализа человек получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях; на этапе эмпирического анализа – отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации; на этапе прагматического анализа – строит оптимальное осознание собственных действий.

Когнитивная психотерапия представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, то есть, в качестве промежуточной переменной выступает мысль (когниция).

Когнитивная психотерапия исходит из того, что восприятие объекта или события опосредуется мышлением и, только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию конкретного человека, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты.

Психологические нарушения – это нарушения на когнитивной стадии переработки информации: обозначение, селекция, интеграция, интерпретация, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому целью когнитивной психотерапии является коррекция неадекватных когниций. При этом считается весьма желательным максимальное использование опыта пациента в позитивном решении жизненных задач и генерализации правил их решения на проблемные сферы.

Осознание правил неадекватной обработки информации и замена их адекватными – таковы главные задачи когнитивной психотерапии. Она наиболее показана людям со способностью к самонаблюдению и анализу своих мыслей и предполагает взаимное сотрудничество психотерапевта и клиента при отношениях между ними, близких к партнерским. Клиент и психотерапевт должны в самом начале достичь согласия в отношении цели психотерапии (центральной проблемы, подлежащей коррекции), средств ее достижения, возможной продолжительности лечения. Чтобы терапия была успешной, человек должен разделять базисное положение когнитивной психотерапии о зависимости эмоций от мышления.

Этап логического анализа. Особое внимание обращается на необходимость проведения различий между объективной реальностью (сенсорный уровень обработки информации) и воспринятой реальностью. Уровень субъективного восприятия зависит от когнитивных процессов и связан с интерпретацией – обработкой сигналов первого уровня. На этом уровне могут быть значительные искажения из-за сбоев, ошибок и протекания когнитивных процессов, из-за автоматически включающихся в этот процесс оценочных когниций и категорий.

Экспериментальный метод предполагает погружение клиента в значимые ситуации, в том числе по принципу “здесь и теперь”, в присутствии психолога. Обращение внимания человека на параллельно текущий поток мыслей в такой ситуации, вербализация этих мыслей, обучают его методике последовательного анализа своего восприятия объекта или события. Внимание направлено на распознавание неадаптивных когниций.

Этап эмпирического анализа. После этапа обучения умению идентифицировать свои неадаптивные когниции, нужно научить клиента рассматривать их объективно. Следующий этап условно получил название этапа изменения правил регуляции поведения. Согласно когнитивной психотерапии, люди для регуляции своей жизни и поведения других используют правила (предписания, формулы). Эта система правил в значительной степени предопределяет обозначение, истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для индивида. Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо модифицировать их, сделать их менее генерализованными, менее персонифицированными, более гибкими, больше учитывающими реальность.

Этап самонаблюдения имеет своей целью обнаружение искажений, самозапретов, самопорицаний, установление всего диапазона правил, объясняющих появление соответствующей проблематики, вызвавшей обращение клиента.

Этап прагматического анализа. Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение видеть в мыслях гипотезы, а не факты, проверка их истинности, замена их новыми, более гибкими правилами – следующие этапы когнитивной психотерапии. Вначале желательно использовать навыки продуктивного решения проблем человеком в других сферах, а затем уже генерализовать эти навыки в проблемную сферу. Когнитивная психотерапия допускает применение нескольких приемов, в том числе из других систем психотерапии, если они направлены на достижение той же цели.

Когнитивная психотерапия относится к инсайт-ориентированным видам психотерапии. В рамках когнитивной психотерапии инсайт рассматривается как процесс установления связи между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он направлен на раскрытие значения, которое конкретный человек придает внешнему окружению и внутренним ощущениям.

Когнитивная психотерапия, как и другие виды реконструктивной психотерапии, стремится достичь структурных изменений в личности, в ее регулятивной системе, чтобы человек находился в большей гармонии с собственными потребностями и потребностями своего окружения. Основное переструктурирование осуществляется за счет замены неадаптивных когниций с использованием выводов из сознательного жизненного опыта. Скрытое символическое значение в высказываниях человека не отыскивается.

Посмотреть все статьи специалистов нашего Центра

Наш канал на YouTube

Психолог, семейный психолог, бизнес-консультант

Стаж: Более 14 лет
Образование: МГУ им. М.В.Ломоносова

Другие статьи автора

Цена консультации психолога Мнимый друг А я люблю женатого… “Мамочка с кошельком” Психология в привычках…

Записаться к этому специалисту

Что такое социальное познание в социальной психологии? Это определения, природа и ошибки

Home »Социальная психология»Что такое социальное познание в социальной психологии? Это определения, природа и ошибки

Опубликовано АвторBalaji Niwlikar2 Комментарии

Содержание

  • 1 Введение в социальное познание
    • 1.1 Что такое познание?
  • 2 Определение социального познания
  • 3 Природа социального познания 
    • 3.1 1. Автоматическое мышление/обработка в социальном познании
    • 3.2 2. Контролируемое мышление/обработка в социальном познании
  • 4 Ошибки в социальном познании. Полная рациональность встречается редко.
  • 5. Эмоции и социальное познание0044 Введение в социальное познание 

    Мы всегда пытаемся найти смысл в социальном мире , Как мы думаем о мире, и этот основной факт заставляет нас заниматься социальным познанием – долго и напряженно думать о нем. другие люди (Шах, 2003). —

    • Какие они,
    • Почему они делают то, что делают,
    • Как они могут отреагировать на наше поведение

    Изучение социального познания включает аспекты как когнитивной психологии, так и социальной психологии.

    Основные области интересов включают теорию атрибуции, восприятие человека, социальное влияние и когнитивные процессы, связанные с моральными суждениями.
    Щелкните здесь для практического теста MCQ

    Что такое познание?

    Познание — это термин, относящийся к психическим процессам, связанным с получением знаний и пониманием. Эти когнитивные процессы включают мышление, знание, запоминание, суждение и решение проблем. Это функции мозга более высокого уровня, которые охватывают язык, воображение, восприятие и планирование.

    Определение социального познания

    По данным Американской психологической ассоциации (АПА) Социальное познание — это то, как люди воспринимают, думают, интерпретируют, классифицируют и оценивают свое социальное поведение и поведение других людей.

    Согласно Барону, « Социальное познание относится к тому, как мы интерпретируем, анализируем, запоминаем и используем информацию о социальном мире». его, а также нас самих и наше место в нем (Fiske & Taylor, 2008; Higgins & Kruglanski, 19).96)?

    В поведении животных — знание индивидуума о других членах своей социальной группы и способность рассуждать о действиях других на основе этих знаний. У мартышек, например, после того, как особь по материнской линии (матрилинейная линия происхождения) A нападает на особь по материнской линии B, другие представители B с большей вероятностью нападут на представителей A.

    Природа социального познания Есть два основных способа понять социальный мир вокруг нас.

    1. Автоматическое мышление/обработка
    2. Контролируемые мысли / Обработка

    1. Автоматическое мышление/процессинг в социальном познании

    Мы часто думаем о социальном мире «автоматически» — быстро, без усилий и без тщательного рассуждения.

    Основные преимущества Автоматического Процессинга в Социальном Познании –

    • Требует очень мало усилий или вообще не требует усилий.
    • Это может быть очень эффективно.
    • Это может привести к удовлетворительным суждениям (Dijksterhuis & Olden, 2006)

    Но это также может привести к серьезным ошибкам в выводах.

    Встречается преимущественно в миндалевидном теле (Cunningham, Johnson, Gatenby, Gore & Banaji, 2003).

    Например —

    Эвристика означает простое эмпирическое правило 👍 , которое быстро и легко.

    Схемы — это мысленные рамки, которые помогают нам организовывать социальную информацию и направляют наши действия и обработку информации, относящейся к этим контекстам.

    2. Контролируемая мысль/обработка в социальном познании

    Возникает, когда происходит что-то неожиданное.

    Неожиданные события часто вызывают такое тщательное, систематическое, логическое, напряженное мышление.

    В нем участвуют части префронтальной коры , особенно медиальная и вентролатеральная префронтальная кора (Cunningham, Johnson, Gatenby, Gore, & Banaji, 2003).

    Недавние данные свидетельствуют о том, что автоматическая и контролируемая обработка может часто встречаются вместе с , особенно в ситуациях, связанных с некоторой неопределенностью (Sherman et al., 2008). Различие между автоматической и контролируемой обработкой действительно реально и очень важно.

    Ошибки в социальном познании — всего рациональность встречается редко.
    1. Наклоны или тенденции- мы подвержены широкому спектру тенденций, которые могут привести к ошибкам . Например, склонность к оптимизму. Карьерный путь; на ком жениться; выбор акций для инвестирования – наши действия часто отражают самоуверенность и оптимизм (Gärling, Kirchler, Lewis, & van Raaij, 2009).
    2. Оптимистическая предвзятость – сильная предрасположенность игнорировать риски и ожидать, что все обернется хорошо.
    3. Барьер самоуверенности – Чтобы иметь большую уверенность в наших убеждениях или суждениях, чем это оправдано. не хватает критической информации, то есть мы не знаем достаточно, чтобы понять, что мы упустили.
    4. Ошибка планирования — наша склонность полагать, что мы можем сделать больше за определенный период времени, чем на самом деле, или что данная работа займет меньше времени, чем на самом деле (Buehler et al., 1994). Например, графики общественных работ, таких как новые дороги, аэропорты, мосты и т. д.
    5. Контрфактическое мышление — В зависимости от ситуации. Тенденция воображать другие результаты в ситуации, чем те, которые произошли на самом деле («Что могло бы быть»). Это может повлиять на нашу симпатию к людям, пережившим негативные последствия. Но восходящие контрфактуалы также могут мотивировать нас работать лучше в будущем в надежде избежать результата, который действительно произошел.

    Эмоции и социальное познание 

    Эффекты соответствия настроению

    Это означает, что текущее настроение во многом определяет, какая информация в данной ситуации замечается и запоминается. Текущие настроения служат своего рода фильтром, пропуская в долговременное хранилище прежде всего информацию, соответствующую этим настроениям.

    Память, зависящая от настроения

    Испытывая определенное настроение, люди с большей вероятностью запоминают информацию, которую они получили в прошлом, находясь в похожем настроении, чем информацию, которую они получили, находясь в другом настроении (Баддели, 19 лет).90; Эйх, 1995). Текущее настроение служит своего рода подсказкой для поиска.

    Эмоциональные прогнозы

    Прогнозы того, как мы относимся к событиям, которых на самом деле не испытали.
    Щелкните здесь, чтобы перейти к практическому тесту MCQ

    Справочные материалы по социальному познанию 

    Барон, Р. А., Бранскомб, Н. Р., и Бирн, Д. Бхардвадж, Гопа. (2008). Социальная психология. (12-е изд.). Нью-Дели: Pearson Education, адаптация на Индийском субконтиненте

     

     

     

     

     

    КатегорииСоциальная психология, Психология SYBAТегиаффективные прогнозы, Автоматическая обработка в социальном познании, Автоматическое мышление в социальном познании, Контролируемая обработка социальных и ошибок в социальном познании, Контрфактическое мышление, Определение мышления Социальное познание, эвристика, магическое мышление, эффекты конгруэнтности настроения, память, зависящая от настроения, предвзятость оптимизма, барьер самоуверенности, ошибка планирования, ссылки для социального познания, схемы, социальное познание

    Когнитивная психология

    Когнитивная психология

    Региональный координатор: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Заявки на поступление в сентябре принимаются до 15 декабря предыдущего года. См. раздел «Как подать заявку» в обзоре программы для выпускников.

    Обзор программы 

    Когнитивная психология — это научное исследование психических функций, включая восприятие, внимание, обучение, память, рассуждение, язык и принятие решений. Современное изучение познания проистекает из открытия, что разум/мозг можно изучать и понимать как сложную вычислительную систему. Докторская программа в области когнитивной психологии предлагает студентам возможность проводить оригинальные исследования в современных лабораториях с ультрасовременным оборудованием. Обучение делает упор на теоретические, экспериментальные и технические основы и включает использование передовых методов искусственного интеллекта, а также методов математического и вычислительного моделирования. Когнитивный факультет — это всемирно известные и отмеченные наградами исследователи, преподаватели и наставники с выдающимися достижениями в области инноваций, внешнего финансирования и работы с общественностью. Высшее образование усиливается тесными связями с Центром когнитивных наук и сотрудничеством с преподавателями нескольких смежных отделов, а также с учеными из отраслей, занимающихся фундаментальными и прикладными исследованиями. Мы ищем творческих и целеустремленных студентов, увлеченных созданием и распространением новых знаний. Когнитивная область привержена стратегиям, которые увеличивают участие и удержание недостаточно представленных групп в STEM. Выпускники нашей программы продолжили работу в научных кругах, высокотехнологичных и исследовательских консалтинговых компаниях, финансовых и технологических лабораториях.

    См. также информацию о Центре когнитивных наук Университета Рутгерса

    .

     

    Эта информация верна по состоянию на  01.03.2022. Однако эта информация периодически обновляется. Возможно, существует задержка между изменением требований и обновлением этой страницы. Таким образом, это представлено только для информационных целей и не обязательно является официальной политикой программы для выпускников психологии 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *