Когнитивизм
История развития психологии как самостоятельной науки представляет собой поиск своего предмета исследования, то есть, того главного и основного, что определяет внутренний мир человека и его «душевную жизнь». Будучи тесно связанной с другими областями знаний: философией, естественными науками и др., психология оказалась под их влиянием в решении этой важнейшей задачи. В результате предметом психологии в разное время являлись разные стороны психологии личности.
Важнейшими из направлений развития психологии являются следующие:
· бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), — при котором базовой категорией считалось поведение, а все психические явления сводились к реакциям организма. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции, внутренние же процессы не изучались, так как они не доступны прямому наблюдению и, соответственно, научному анализу. Поведение же человека рассматривалось как пассивное, то есть являющееся «ответом» на внешние воздействия.
· психоанализ (фрейдизм), — при котором базовой категорией считалось бессознательное, а все психические явления объяснялись конфликтом между сознательным и бессознательным в психике человека. Основоположник данного направления З. Фрейд считал, что действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать неосознаваемые побуждения человека и управлять ими.
· гештальт-психология — направление, возникшее в немецкой психологии в первой половине прошлого века и выдвинувшее тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Лидерами этого направления были М. Вертгеймер, В. Келлер, К Коффка.
· гуманистическая психология — направление в зарубежной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая является активным и творческим существом, обладающим определенной степенью свободы благодаря своим внутренним смыслам и ценностям.
(Г. Олпорт, А Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).Сложившаяся на сегодняшний день ситуация создает значительные трудности в изучении, использовании и приведении в единую систему знаний, полученных различными научными школами и направлениями. Следует заметить, что это не вина психологии, а ее беда, которая обусловлена исключительной сложностью предмета ее исследования — психики человека.
Когнитивизм
В психологии когнитивизм это теоретический подход к пониманию ума, который утверждает, что функционирование ума может быть понято при помощи количественных, позитивистских и научных методов. Эти функции могут быть названы моделями обработки информации.
Когнтивизм состоит из двух крупных компонентов: один методологический, а второй – теоретический. Методологически, когнитивизм адаптирует позитивистский подход и веру в то, что психология может быть полностью объяснена при использовании эксперимента, измерения и научных методов. Существует также редукционистская цель, осознать и идентифицировать все индивидуальные компоненты мыслительного процесса (когнитивная архитектура).
Когнитивизм стал доминирующей силой в психологии в конце двадцатого века, заменив бихевиоризм, как наиболее популярная парадигма понимания ментальных процессов. Когнитивная психология это не полная противоположность бихевиоризма, но скорее его расширение, где признаются умственные состояния. Это произошло из-за увеличивающейся критики бихевиореистических моделей в конце пятидесятых годов.
Когнитивизм критиковался множеством способов. Феноменологии и философы-герменевтики критиковали позитивистский подход конгитивизма в уменьшению индивидуального значения реалий понимания. Они говорят, что представляя опыт и умственную деятельность в виде измерений, когнитивизм игнорирует контекст и, таким образом, само значение этих измерений. Они считают, что в этом значении опыта, полученного от феномена, так как его воспринимает человек (это Хайдеггер называл существованием в мире), является фундаментальным аспектом нашей психологии, который нет необходимости понимать. Они также говорят, что позитивистские методы не могут использоваться со смыслом в исследовании того, что не раскладывается на части. Губерт Дрейфус был одним из самых известных критиков когнитивизма с этой точки зрения. Гуманистическая психология сильно углубилась в эту филосовию, и среди последователей гуманизма также много критиков когнитивизма.
В девяностых годах появились новые теории, которые бросили вызов конгитивизму, и идее, что мысль нельзя лучше описать, чем при помощи расчетов. Некоторые из этих новых подходов, обычно под влиянием постмодернистской философии, оперировали терминами ситуативного познания, динамизма, воплощенного познания, общественного познания и т.д. Некоторые специалисты, работавшие в сфере искусственной жизни, например, Родни Брукс, представили свои модели познания, которые были противопоставлены когнитивизму.
Еще одним аргументом против когнитивизма является проблема регресса Райли или падения гомункулуса. Конгитивисты прикладывали массу усилий, чтобы отразить эти нападки со стороны.
Основной материей, которая интересует психологов-когнитивистов это внутренний механизм человеческой мысли и процессов познания. Эти специалисты попытались добыть ответ на вопрос как записывается и хранится информация в нашем мозгу, а также как воспроизводятся и удаляются оттуда данные. Теоретики когнитивизма «одолжили» у прогресса некоторые схемы, чтобы объяснить механизмы краткосрочной памяти, хранения и оперирования информацией.
О когнитивистике на русском / Хабр
Всем здравствуйте. Я когнитивист-теоретик. На протяжении своей недолгой научной карьеры я пытаюсь объяснить родственникам и друзьям, чем занимаюсь. Этот пост консолидирует некоторые мои ответы о том, что такое когнитивистика, что делать, если объект вашего изучения — самый чернейший ящик, почему междисциплинарные исследования с отсутствием единой методологии — это ОК, и есть ли шансы извлечь из всего этого какую-то пользу. Спойлер: да, недаром крупные западные университеты ежегодно штампуют когнитивистов в промышленном масштабе, и все они куда-то (благополучно) деваются.
В изложении я буду придерживаться пусть и упрощенного, но профессионального языка моей специальности, чтобы, кроме всего прочего, донести атмосферу. Если это станет препятствием для понимания и диалога — жалуйтесь!
Что изучаем?
Когнитивистика или когнитивная наука (или науки, но об этом ниже) — общий термин, описывающий научное направление, начавшее свое формирование в 1950-е годы и занимающееся вопросами, связанными с разумом на различных уровнях описания. Эти вопросы включают в себя, как и напрямую связанные с работой мозга (как работает мозг? какова связь между мозгом и разумом?), так и более общие, касающиеся поведения разумных агентов, их взаимодействия с друг другом и окружающей средой, а также способов обработки различного вида информации. Вышеперечисленные темы могут изучаться под разными углами и с использованием разных подходов и методологий.
Традиционно когнитивистика включает в себя шесть дисциплин:
Вот такую картинку из Википедии многие, наверно, видели (Wikimedia Commons)Предполагается, что ни одна из дисциплин в одиночку не располагает теоретическим и практическим аппаратом, достаточным для полного понимания разума. В то же время, конкретные вопросы и темы ассоциируются преимущественно с какой-то одной.
Самая древняя из перечисленных дисциплин — философия. Ещё Платон и Аристотель (IV век дo н.э.) интересовались вопросами, связанными с разумом. В современной когнитивистике философия скорее ближе к Аристотелю — не умозрительная, а активно базирующаяся на научных результатах и наблюдениях. Занимается философия в основном глобальными вопросами о природе разума, теоретическим описанием его работы на основе прикладных результатов, нормативностью и вопросами методологий других когнитивных наук.
В середине 19-ого века от философии как научное направление отпочковалась психология, в основе которой лежит эмпирический подход — наблюдение и эксперимент. Вопросы психологии в основном касаются ментальных процессов и поведения. На сегодняшний день многие исследователи-психологи сочетают поведенческие эксперименты с компьютерным моделированием или измерением каких-то параметров мозговой активности, так как считается, что ментальные процессы напрямую связаны с работой мозга. (:
Собственно, про то, как ментальные процессы воплощены в биологических — это к нейронауке, самой молодой из всей шестёрки. Первым человеком, предположившим в конце 19-го(!) века, что функциональной единицей мозга является нейронная клетка, был испанский патолог Сантьяго Рамон-и-Кахаль. Однако конкретные теории, связывающие умственную деятельность и поведение с нейронной деятельностью, начали получать распространение много позже, так как не было подходящих инструментов для изучения. Изобретение функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) в 1980-х и развитие идеи нейронных сетей можно считать точками становления современной когнитивной нейронауки.
Сантьяго Рамон-и-Кахаль еще очень красиво рисовал (Wikimedia Commons)Лингвистика имеет отношение к когнитивистике в двух контекстах. Во-первых, это, конечно, связь между языком и мышлением. Язык — как минимум наш основной способ выражения мысли. Как максимум, он тождественен самому процессу мышления (хотя я лично так не считаю). Следовательно, изучение структуры языка, его восприятия и использования способно многое прояснить и про внутренние когнитивные процессы. Второй контекст — коммуникация и социальный аспект разума, к чему имеет отношение и антропология, которая изучает социальную среду, культуру и их влияние на человека, например, в формировании его убеждений и поведения.
Ну и напоследок, компьютерные науки. Про их роль в когнитивистике я напишу как-нибудь отдельно (нужно много места), но, если коротко, значение очень, очень велико. Это и идея «мозг = компьютер», и теории разных когнитивных архитектур, и обратная инженерия, и инструменты моделирования когнитивных процессов…
Но так что же получается, когнитивистика — это не единая наука?
Ну, это как посмотреть. С одной стороны, действительно, разные подотрасли когнитивистики используют разные терминологические аппараты и исследовательские инструменты. Поэтому люди, которые используют термин «когнитивные наукИ», по-своему правы. C другой стороны, часто и вопросы, и методологии подотраслей имеют глубокую связь. Например, восприятие языка напрямую связано с работой мозга на множестве уровней, которые включают в себя и обработку аудио сигнала, и строение синтактической структуры языка, и сложные системы убеждений. Все эти уровни взаимодействуют друг с другом. Проблема — связать их в стройную систему.
Характер связи между дисциплинами и уровнями — вопрос открытый. Профессор Университета Торонто Джон Вервеке, например, выделяет три потенциальных характера связи между дисциплинами и соответствующих им подхода к когнитивистике:
Первый подход — номинализм, или когнитивистика как обобщающий термин для нескольких отдельных наук. Основная проблема с первым подходом — игнорирование наличия комплексной системы, а следовательно, ее влияния на и взаимодействия с составными частями.
Второй подход — интердисциплинарный эклектицизм. Cогласно этому подходу, дисциплины сообщаются между собой, оставаясь при этом самодостаточными. Такой подход подразумевает необходимость изучения смежных областей для более глубокого понимания причинно-следственных связей, но без цели трансформации их в единую науку. Интердисциплинарный эклектицизм — часто недостаточно сильная, нестабильная позиция, имеющая тенденцию распадаться в номинализм.
Третий подход — синоптическая интеграция. Синоптическая интеграция подразумевает создание единого теоретического поля и языка, описывающего и связывающего когнитивные процессы на разных уровнях в общую систему, взаимопроникновение и глубокое влияние дисциплин на друг друга. Потенциальная опасность этого подхода заключается в его возможной радикализации до полного редуктивизма — попытки сведения всех когнитивных процессов к одному базовому уровню, например, нейронному. Такого рода нейро-редукционизм был широко распространён среди когнитивистов второй волны и все еще встречается среди некоторых современных нейро-ученых. Подробнее об этой идее и чем она может быть проблематична — в одном из следующих постов. Пока же, я только хочу отметить, что синоптическая интеграция не обязательно подразумевает под собой полный редукционизм.
Таким образом, «наука» когнитивистика или «науки» – вопрос во многом мировоззренческий. Я сторонница синоптической интеграции, и для меня «когнитивные науки» — это скорее ситуация в настоящем времени, а «когнитивная наука» — потенциальный результат успешно проделанной работы.
Объект изучения – черный ящик
Так в чем состоит сложность интеграции субдисциплин и уровней анализа различных процессов? Во-первых, мозг — во многом до сих пор черный ящик. Что еще хуже, разум — даже не ящик. Позиции, поддерживающие полностью физический характер разума в классическом понимании проблематичны ненамного меньше, чем, например, дуалистические, различающие ментальные и физические объекты. Физикалисты часто сталкиваются с трудностями, когда речь заходит о феноменологии или субъективном опыте (хотя эти вопросы начинают все активнее разрабатываться), дуалисты (и нейтральные монисты) — в попытках объяснить возможность влияния ментального на физическое. Эта проблема, на русском языке носящая ужасное название «психофизическая» (по-английски звучит как “the mind-body problem”), в современной трактовке чаще всего приписывается Декарту, хотя истоки ее прослеживаются вплоть до 400-х годов до н.э. Если у вас есть свободные выходные для ее решения, вот куда можно себя приложить. Отличный шанс сделать что-то полезное и остаться в истории (:
Даже с точки зрения физикалистов, тем не менее, границы разума (физические или структурные) не обязательно совпадают с границами мозга или даже тела, а такие тесно связанные с разумом понятия как, например, сознание или личность (неточный перевод английского «self», предлагайте другие), еще более концептуально неоднозначны. Об этом тоже, возможно, я напишу как-нибудь позже.
Потыкав палочкой используя разные известные методы (или изобретая новые), можно заполучить информацию о структуре мозга, поведении человека и корреляции между, например, поведением и различными параметрами вроде локализации и интенсивности мозговой активности. К сожалению, как анализ, так и синтез этой информации не всегда прямолинеен. Для начала изоляция конкретных процессов в мозге — вопрос совсем не тривиальный. Во-первых, из-за обширности деятельности и многозадачности, а во-вторых, из-за того, что мы не всегда знаем, какой уровень анализа является верным (т.е. на что вообще смотреть). В глобальном плане это ведет к ошибочным или даже псевдонаучным парадигмам, как, например, уже ископаемая френология — вычисление психологических характеристик по строению черепа.
В локальном — к ошибкам экспериментального дизайна (не то измерили, не учли зависимые переменные…) и ошибкам интерпретации (измерили то, что хотели измерить, но вывод сделали неверный). К этому добавляются еще и существенные недочеты методологии использования существующих технических инструментов. Взять, к примеру, утконоса дохлого лосося, любимого студентами-нейрологами.
Эксперимент с лососем, наделавший в свое время много шума и получивший в 2012 году Шнобелевскую премию, был призван привлечь внимание научного сообщества к проблеме статистической обработки результатов фМРТ. Прочитать про него по-английски можно, например, здесь, но если коротко, то отсутствие поправки на множественную проверку гипотез влечет к наблюдению когнитивной деятельности у мертвой рыбы. Возвращаясь к проблеме интерпретации, показательно еще и то, что некоторые восприняли аргумент в пользу проведения определенного типа статистического анализа за успешную попытку полной дискредитации фМРТ как исследовательского инструмента.
Поведенческая составляющая экспериментов тоже не без проблем. Если такие внешние сигналы организма, как пульс, движение зрачков и температура тела легко (и, допустим, уместно) регистрируются, то огромная часть экспериментов связанных, например, с феноменологическими аспектами базируется на самоотчетах, которые ненадежны как минимум ввиду субъективности оценочных шкал, а часто и ввиду концептуальных неточностей в постановке вопросов. Грамотное составление опросников с учетом факторов влияния — настоящее искусство. Что еще интересно, даже если самоотчет максимально объективен, существует опасность «функциональной иллюзии» (не технический термин!). Например, попытка с помощью опросников выяснить является ли личность непрерывной на протяжении жизни не вполне корректна, если эта непрерывность является иллюзией, созданной организмом для его «осознанной части» в целях самосохранения. Такая вот конспирология.
Поскольку исследования строятся на предыдущих исследованиях, бардак часто приумножается. И хотя в целом проблемы интерпретации и методологии существуют во всех науках, когнитивные, в силу особенностей объекта изучения, этим грешат особенно часто.
Наконец, eще одна проблема интеграции когнитивных наук заключается в том, что языки дисциплин и разных подуровней не совпадают и не переносятся друг на друга напрямую. А там, где переносятся, мы часто не знаем о сходствах и трансферах между дисциплинами ввиду банального отсутствия коммуникации между специалистами. В итоге, при наличии высокой компетенции в подотраслях, синтеза знаний не происходит.
Что же делать?
Такое состояние дел заставляет некоторых скептиков сомневаться в потенциальной возможности значительного прогресса как в синоптической интеграции дисциплин, так и научном изучении разума в принципе. На мой взгляд, гораздо интереснее аргументы против когнитивистики, имеющие метафизический «априори» характер, хотя и те, и другие кажутся мне несколько пораженческими. Метафизические аргументы в большинстве своем говорят о теоретической невозможности полного познания разума разумом или мозга мозгом. Очень упрощая — сидя внутри коробочки, нельзя узнать, как она выглядит снаружи. Однако такие аргументы апеллируют к определенным интерпретациям знания, понимания, симуляции и так далее, которые не обязательно являются единственно допустимыми, потенциально универсально важными или самыми продуктивными. Даже будучи выстроенными корректно, теоретические аргументы такого рода часто без надобности «перекрывают водопровод во всем доме», в том числе для достижимых и локальных задач.
Что касается большого количества тупиковых исследовательских программ в прошлом, то они, на мой взгляд, прежде всего знак проделанной работы, который в контексте сложности и небольшого возраста решаемой задачи сигнализирует скорее о прогрессе, чем его отсутствии. В конце концов, когнитивной революции нет еще 70-ти лет, а одному из важнейших инструментов изучения мозга, ФМРТ например, и 35-ти — промежуток времени, укладывающийся в одну человеческую жизнь.
Чтобы у вас не создалось впечатления бесполезности когнитивистики, внизу несколько выборочных достижений в случайном порядке.
Прогресс в диагностике и лечении психических расстройств — прямой результат развития парадигмы разум = мозг. Осознание того, что расстройства психики имеют биологическую основу, открыло дорогу разработке медикаментозных методов лечения (и уменьшению стигматизации этих расстройств в обществе). В то же время связь между мозгом и мышлением имеет и обратное направление, позволяя достаточно успешно применять немедикаментозные способы вроде когнитивно-поведенческой терапии для лечения, например, депрессии и неврозов.
Другое достижение — открытие, что мозг нейропластичен на протяжении всей жизни, т. е. нейронные сети могут изменяться посредством роста и реорганизации, хоть и в меньшей степени, чем в детстве (долгое время читалось, что во взрослом возрасте пластичности почти нет). Нейропластичность важна для обучения, памяти или, например, реабилитации после черепно-мозговых травм, и может быть довольно радикальной, вплоть до полного изменения функций определенных частей мозга. Более того, при наличии понимания работы отдельных когнитивных систем, нейропластичность можно эксплуатировать. Например, активно разрабатываются способы сенсорного замещения для незрячих людей. Изображение с видеокамеры топографически переводится в звук, и пациенты учатся его интерпретировать. С небольшой тренировкой они могут с помощью камеры различать разные объекты в помещении и считывать эмоции с лиц. При этом процессе, со временем начинает наблюдаться активация нейронов в зрительной части мозга, несмотря на то что оптический нерв никак не задействован. Все это вряд ли похоже на зрение в классическом понимании, но идея крутая.
Сенсорное замещение (Amir Amedi/Cell Biology)Достижения в области искусственного интеллекта у многих на слуху. Здесь можно упомянуть, например, AlphaGo в качестве успешного примера машинного обучения без использования алгоритмов специфичных для игры (из чего следует, что применённый в программе подход можно использовать для других задач). Более поздняя версия AlphaGo Zero, превзошедшая предыдущую версию меньше, чем за месяц, вообще обучалась игре с нуля, тренируясь исключительно сама с собой. Значителен прогресс и в работе с языком (чат-боты, переводчики, генераторы поэзии, анализаторы тональности текста…). Помимо выполнения своих прямых прикладных функций, такие программы, основанные на искусственных нейронных сетях, демонстрируют, как некоторые свойства языка могут быть реализованы с помощью коннекционистских подходов. Это потенциально важно для развития дискуссии о человеческой когнитивной архитектуре в целом, так как многие противники коннекционизма часто приводят доводы, связанные именно с неприспособленностью коннекционистских подходов для решения языковых задач.
Нобелевская премия по медицине в 2014 году была присуждена за открытие так называемых нейронов места. Совместно с еще более «свежими» координатными нейронами и нейронами границ, они отвечают за осуществление навигации в пространстве. Нейроны места активируются при нахождении в определенном положении в физическом пространстве. Координатные — размечают пространство ровной шестиугольной сеткой, а нейроны границ активируются при нахождении, собственно, у границы доступного помещения. Вот прям так буквально. Человеческая «система GPS» сама по себе очень интересна, но есть предположение, что тот же механизм лежит и в основе мышления, т.е. мы ориентируемся в концептуальных пространствах так же, как и в физических. К последнему заявлению пока много вопросов, но некоторые косвенные подтверждения есть (как и совместимость такого способа кодировки информации с некоторыми другими теориями о мышлении).
Активация нейронов места, координатных нейронов и нейронов границ (Sanders et al. 2015)Еще мы знаем, что память реконструктивна. Мы не запоминаем события, как они есть. Формирование воспоминаний происходит интегративно, под влиянием разных факторов, например контекста и эмоций, а при попытке вспомнить конкретное событие память тоже трансформируется. Понимать это полезно, например, при допросе свидетелей и принятии решений, основанных на их показаниях. Есть и исследования по изменению памяти. Например, разрабатываются препараты, направленные на излечение наркозависимости посредством влияния на белки, участвующие в формировании памяти, и устранения ранее сформированной привязанности.
Это несколько несвязанных примеров. Конечно, все эти достижения можно классифицировать как достижения конкретных дисциплин из шестиугольника. Тем не менее, они либо базируются на исследовательском опыте из нескольких областей, либо имеют важные применения и последствия для одной и более других когнитивных наук. К вопросу о синоптической интеграции, многие исследования, помимо своей прямой цели, служат своего рода «подкормом» для философов. Например, с одной стороны, изучение детского мышления позволяет создавать более эффективные образовательные программы для людей разного возраста и в целом способствовать развитию. С другой стороны, исследования в области психологии развития помогают теоретикам уточнять классификацию метальных процессов и разбираться с нашей когнитивной архитектурой, например, делать более уверенные предложения о связи тех или иных процессов. Кросскультурные и кросс-языковые исследования тоже имеют такой «двойной эффект». С практической точки зрения, они, например, помогают оптимально выстраивать коммуникацию, а с теоретической — распознавать какие процессы и механизмы универсальны, а какие формируются под воздействием внешних факторов. Из кросс-языковых экспериментов, напимер, мы знаем, что возможность восприятия оттенков одного цвета зависит от наличия понятий (слов) для обозначения этих оттенков. Следовательно, визуальное восприятие немного «когнитивно проницаемо», т. е. в некоторой степени зависит от понятийного аппарата человека (и так далее). Конечно, для того чтобы использовать экспериментальную литературу таким образом и выстраивать связи между, казалось бы, далекими областями, нужно много читать.Поэтому есть необходимость именно в теоретиках с широким научным кругозором, способных к интеграции знаний из смежных дисциплин, созданию концептуальных систем и грамотной интерпретации экспериментальных данных. К этому, собственно, и стремимся.
На этом пока все.
Спасибо за внимание. Я подумываю превратить этот пост в полноценную серию, затрагивающую актуальные теоретические и практические вопросы, историю когнитивистики, а также вопросы из серии «куда пойти учиться» и «что почитать». Если это вам интересно, напишите в комментариях. Предложения, пожелания и вопросы приветствуются.
Теории обучения когнитивизму: руководство для учителей
Что такое теория обучения когнитивизму?
Теория обучения Когнитивизм концентрируется на том, как разум человека получает, организует, сохраняет и извлекает информацию. Когнитивная теория считает, что человеческий разум функционирует как информационный процессор или компьютер. Поэтому когнитивистский подход выходит за рамки заметного поведения, рассматривая обучение как внутренний психический процесс.
В классе когнитивизм предлагает выгодную среду обучения, которая развивается посредством интерактивной умственной деятельности, стимулирующей мыслительные способности учащихся. Например, когда учащиеся слушают наводящие на размышления вопросы, это учит их мозг двигаться дальше от текущих знаний к поиску решений.
Когнитивисты считают, что люди учатся, думая. Они считают, что мы учимся на собственном опыте и можем изменить свое поведение на основе новой информации. Знание считается внутренним процессом, а не продуктом.
Когнитивные теории обучения основаны на идее о том, что приобретение знаний происходит, когда учащиеся активно участвуют в решении задач. CLT предполагает, что учащиеся лучше учатся, когда используют свои собственные мыслительные навыки, а не учат фактам и процедурам.
Активное обучение важнее пассивного. Активное обучение предполагает участие учащихся в осмысленных задачах, которые требуют от них применения собственных мыслительных навыков. Пассивное обучение предполагает, что учащиеся просто запоминают информацию.
Если вы читали какие-либо книги по теории обучения, вы, вероятно, уже встречали такие названия, как теория социального обучения Бандуры, когнитивное развитие Пиаже и цикл обучения Кольба. Если вам интересно, почему познание занимает центральное место в обучении и чем оно может отличаться от других аспектов образования, продолжайте читать. Мы поговорим о том, почему познание важно для разработки обучения и чем оно может отличаться от других современных теорий обучения.
Каковы основные принципы когнитивизма?
Когнитивизм принципы предназначены для оптимизации того, как взрослые учащиеся могут понимать, думать, интегрировать и обрабатывать новую информацию. Новые знания дополняют знакомые знания в памяти взрослых учащихся. Ниже приведены основные принципы когнитивизма для более эффективного обучения человека в образовательных учреждениях:
- Обучение должно быть целенаправленным и целенаправленным.
- Обучение должно быть самостоятельным;
- Обучение должно идти от анализа к открытию.
- Организация информации в схемы помогает учащимся создавать концептуальные модели.
- Долговременная память улучшается за счет того, что учащиеся могут упорядочивать и кодировать учебный материал.
- Содержание учебной программы должно быть хорошо упорядочено и пониматься в контексте более широкой картины.
Что такое когнитивное обучение?
Когнитивное обучение — это активное приобретение знаний, направленное на то, чтобы помочь учащимся научиться максимизировать свои умственные способности. Когнитивные стратегии облегчают учащимся связывание новой информации с текущим пониманием, тем самым ухудшая их удержание и объем памяти.
Использование «мыслительного подхода» к обучению способствует когнитивному развитию учащихся и подготавливает их к более эффективному использованию своего мозга. Когнитивное обучение предполагает длительное, конструктивное и активное вовлечение студентов в образовательную практику. Это делает учащихся полностью вовлеченными в процесс обучения, что облегчает мышление, изучение и запоминание вещей.
Когнитивный процесс не предполагает повторения или запоминания. Это связано со значимым изучением того, как учиться и создавать истинное понимание. Ниже приведены некоторые важные особенности стратегий когнитивного обучения:
- Применение визуализаций для улучшения памяти учащихся и базового понимания концепций, преподаваемых в классе;
- Просьба к учащимся проявить активное участие в объяснении и обосновании своего мышления;
- Помощь учащимся в понимании и изучении связей между различными идеями.
- Обсуждение глубины знаний или изучаемой темы.
- Просьба к учащимся обдумать знания в памяти учащихся;
- Предлагает учащимся и студентам возможность найти новые ответы на проблемы.
Когнитивизм и коннективизм
Какова основная цель обучения когнитивизму?
Когнитивистские теории обучения объясняют, что основной целью обучения является достижение академических успехов путем приобретения знаний наиболее эффективным способом. Для достижения основной цели обучения учащимся предлагается использовать наиболее выгодные когнитивные стратегии для получения знаний.
Саморегулируемое обучение — это процесс мониторинга, контроля и управления поведением, мыслями, эмоциями и взаимодействием учащихся с окружающей средой, включая социальные взаимодействия и выполнение заданий. Из-за большого охвата саморегулируемое обучение дает учащимся возможность узнать, как могут быть организованы ответы на широкий спектр стратегий и навыков преодоления (например, самопланирование когнитивной реструктуризации, разговор с самим собой и т. д.). При такой широкой направленности саморегулируемое обучение позволяет человеку объяснить потерю контроля, которая может произойти из-за участия в широком спектре нежелательных действий, таких как чрезмерное употребление алкоголя.
В чем разница между когнитивистской и поведенческой теориями обучения?
Когнитивистская Теории и Поведенческие теории обучения — обе эти учебные теории занимают доминирующее положение в педагогической психологии. Теория когнитивного развития была предложена психологом Жаном Пиаже в ответ на бихевиоризм, предложенный Б. Ф. Скиннером и Джоном Б. Уотсоном в начале 20 века. Существует большое различие между теориями когнитивного обучения и поведенческими теориями образования. Теории когнитивного обучения сосредоточены на когнитивном развитии или когнитивных процессах, связанных с внутренними психическими процессами, а основной подход бихевиоризма сосредоточен на внешних факторах или внешнем наблюдаемом поведении. Поведенческая теория считает, что ученик — это пассивный чистый лист, сформированный внешними силами или как отрицательным, так и положительным подкреплением.
Когнитивистские и поведенческие теории обучения
Что такое двухуровневая модель когнитивизма?
Модель с двумя хранилищами или модель с двойной памятью — это ранняя модель когнитивизма. Этот специфический подход к обучению предполагает наличие связи между долговременной памятью и рабочей памятью. Двухэтажная модель когнитивной теории теперь считается неполной и упрощенной, но рассматривается как отправная точка для понимания теорий когнитивного обучения. Расширение области психологии развития привело к развитию большего количества теорий когнитивизма. Следовательно, в педагогической психологии нет общепринятой теории или когнитивной модели.
Как образовательные технологии могут помочь в обучении?
Теория когнитивной нагрузки предполагает, что когда когнитивные способности мозга перегружаются, это останавливает процесс обучения учащихся. Однако теоретики когнитивной нагрузки считают, что образовательные технологии могут помочь уменьшить перегрузку когнитивных способностей. Основная цель обучения — использовать Образовательные технологии , чтобы учащиеся сосредоточились на учебном процессе целевого урока.
С точки зрения дизайна обучения мы можем использовать технологии для разбивки сложных задач и создания каркаса обучения. Приобретение дополнительных знаний зависит от того, насколько хорошо учащийся обдумывает содержание учебной программы. Учебные методы проектирования можно улучшить, предоставив средства обучения, которые уменьшают нагрузку на рабочую память.
Когнитивистская модель обучения
Как мобильное обучение влияет на познание?
Быстрое развитие науки и техники пролило свет на важность навыков и академических способностей учащихся 21 века. При целенаправленном использовании мобильные обучающие приложения предоставляют эффективные средства обучения, которые могут улучшить обучение и улучшить когнитивное развитие учащихся. Мобильное обучение делает обучение более доступным для учащихся, учителей и родителей.
Студенты проявляют больший интерес к образованию. Исследования показывают, что мобильное обучение может вовлечь учащихся на более высоком уровне познания. Поэтому учащимся должны быть предоставлены возможности мобильного обучения, чтобы учащиеся могли развивать более высокие уровни когнитивных способностей.
Как когнитивизм используется в классе?
Теория социального обучения концентрируется на концепциях обучения и подкрепления, тогда как когнитивистские теории фокусируются на когнитивных процессах и их роли в результатах обучения учащихся. Сосредоточив наше сознательное внимание на деталях того, как мы думаем и учимся, мы начинаем рассматривать обучение как науку, которой может овладеть каждый из нас.
Стратегии когнитивного обучения полезны для детей, потому что они решают проблемы, которые позволяют учащимся достигать академических успехов за счет эффективного обучения и обеспечения того, чтобы концепции, изученные в классе, не только запоминались, но и хорошо понимались. Стратегии когнитивной обработки помогают детям следующими способами:
- Поиск наиболее полезного способа формального и неформального обучения — независимо от того, является ли учащийся аудиалом, визуалом или иным образом;
- Помощь детям в эффективном применении и сохранении навыков и новых концепций 21 века;
- Обучение детей подходу к «общей картине» в обучении, чтобы выяснить, как более мелкие когнитивные концепции вписываются в сложные учебные задачи или более масштабные мысли.
Применение когнитивного подхода в организационной среде
Ниже приведен пример использования когнитивного подхода в качестве одной из организационных стратегий для постановки целей на рабочем месте: анализ рентабельности предстоящего проекта.
В этой ситуации предполагается, что стажер не имеет опыта анализа затрат и результатов в компании.
Протоколы для этой деятельности могут не совсем соответствовать протоколам анализа затрат и результатов, но сходство между когнитивными действиями позволяет использовать незнакомую информацию в знакомой ситуации.
Когнитивная теория обучения: определение и примеры
Майкл Федер
12 июля 2022 г. • 9 минут
Краткий обзор
- Теория когнитивного обучения фокусируется на внутренних процессах, связанных с информацией и памятью.
- Жан Пиаже основал когнитивную психологию в 1930-х годах как реакцию на преобладающую бихевиористскую школу психологии.
- Согласно Пиаже, схема – это базовая единица знаний, а схемы формируются на протяжении всей жизни.
- Понимание когнитивной ориентации на обучение необходимо для обеспечения качественного образования. Вооружитесь
мощными навыками работы в классе с дипломом об образовании Университета Феникса .
Независимо от того, преподают ли они основы арифметики в начальной школе или знакомят аспирантов со сложными и продвинутыми понятиями, у всех преподавателей одинаковые потребности:
Получайте новости по телефону
Хотите получать бесплатные новости о карьере, финансовой помощи, образовательных предложениях Университета Феникса и многом другом? Мы доставляем самую свежую информацию на ваш почтовый ящик.
Зарегистрироваться Они должны понимать, как учатся учащиеся.
Чтобы ответить на этот вопрос, преподаватели часто используют концепции, полученные из теорий образовательного обучения. Сочетая учебный опыт с психологическими концепциями, преподаватели могут оптимизировать методы обучения.
Когнитивная теория обучения , которая фокусируется на внутренних процессах, связанных с информацией и памятью, является одной из пяти основных теорий обучения, которая наиболее легко адаптируется. Когнитивное обучение применимо для обучения как младенцев, так и взрослых учащихся, приобретающих новые навыки на работе.
Для преподавателей понимание когнитивного обучения может помочь им разработать эффективные планы уроков. Для всех остальных принципы теории полезны для понимания того, как работает разум и как учиться более эффективно.
Основы теории когнитивного обучения
В центре теории когнитивного обучения находится концепция познания , которую Britannica. com определяет как «все сознательные и бессознательные процессы, посредством которых накапливаются знания, такие как восприятие, распознавание , осмысление и рассуждение».
«Знание», как его понимают теоретики познания, представляет собой когнитивную обработку того, чем что-то является и чем что-то не является, от таких простых понятий, как юный студент, идентифицирующий животных по книжке с картинками, до чего-то более сложного, такого как взвешивание плюсов и минусы употребления мяса.
Психолог Жан Пиаже разработал первые теории когнитивной психологии в 1930-х годах, работая с младенцами и маленькими детьми. Бихевиоризм, который был преобладающей психологической теорией в то время, сосредоточился исключительно на поведении, которое можно было наблюдать извне. Бихевиористы утверждали, что такое поведение было результатом взаимодействия субъекта с внешними событиями и действиями.
Компания Piaget выступала за нечто иное. Вместо этого его исследования и письма были сосредоточены на психических процессах, которые происходили внутри. Он рассматривал людей как существ, которые не только реагируют на окружающие их вещи, но также обрабатывают и хранят информацию, связанную с этими вещами.
В чем разница между когнитивизмом и конструктивизмом?
Работа Пиаже также связана с конструктивистской теорией обучения , которая имеет много общего с когнитивным обучением. Оба они сосредоточены на внутренних процессах, связанных с обучением, а не на внешне наблюдаемом поведении.
читать похожие статьи
Что такое конструктивизм в образовании?
Читать далееАккомодация и ассимиляция в когнитивной психологии
Пиаже рассматривал развитие человека как0191 многоэтапный процесс накопления знаний . С первого вдоха младенцы учатся основным двигательным функциям, например, учатся брать предметы. Во взрослом возрасте эти функции становятся, по сути, второй натурой, и люди могут сталкиваться с очень сложными понятиями, такими как философия или математика.
Чтобы создать последовательную психологическую теорию, Пиаже стремился разбить знание (неважно, насколько оно простое или сложное) на единую базовую единицу. Оттуда он смог разработать теорию когнитивного обучения, которая могла бы применяться к первому шагу ребенка к глубоким философским концепциям, которые они могли бы развить в более позднем возрасте.
Компания Piaget назвала эту базовую единицу схема .
Что такое схемы?
Вот как Пиаже определяет схему: «связная, повторяемая последовательность действий, состоящая из составных действий, которые тесно взаимосвязаны и управляются основным смыслом».
Давайте разберем это на простом примере: ребенок узнает корову на ферме.
«Связное повторяющееся действие» — это узнавание ребенком коровы. Он повторяем в том, что ребенок будет продолжать узнавать его (и тождественных ему животных) как корову.
Это действие узнавания можно разбить на составляющие: Ребенок не просто видит корову. Они видят существо, которое живое, имеет четыре ноги, ест траву и издает звук мычания. Эти акты признания, конечно, можно разбить дальше. Ребенок должен иметь представление о том, что такое живое, как считать до четырех и так далее.
Для ребенка все эти различные компоненты составляют «основное значение» коровы. Даже когда ребенок покинет ферму, у него все равно будет понимание и представление о том, что такое корова, а что нет.
Конечно, это базовый пример, но Пиаже утверждает, что схемы составляют основу каждого человеческого когнитивного процесса . Возвращаясь к Britannica.com, это:
1. Восприятие
2. Распознавание
3. Представление
4. Рассуждение
Другими словами, нельзя сказать, что Пиаже не был амбициозен.
В ходе человеческого развития люди формируют новые и все более сложные схемы, которые выстраиваются из других схем. Вот как мы переходим от таких простых идей, как узнавание коровы, к таким сложным понятиям, как «Узнают ли меня коровы?»
По мнению когнитивистов, схемы составляют основу этих и всех других понятий.
Как формируются схемы?
Пиаже описывает четырехэтапный процесс формирования схем:
1. Ассимиляция
2. Неравновесие
3. Аккомодация
4. Равновесие
Шаг 1: Ассимиляция
Ассимиляция – это когнитивный процесс связывание новой информации с уже известной. Это предварительное знание может быть врожденным, например, знание того, как дышать, или что-то ранее изученное.
Возвращаясь к нашему предыдущему примеру, предположим, что ребенок видел корову только в книжках с картинками. Увидев корову лично, они получают дополнительное представление о том, как выглядит корова и как она себя ведет. Это будет «ассимилировано» в схему узнавания ребенком коровы.
Шаг 2: нарушение равновесия
Предположим, ребенок идет на ферму и узнает корову. Они отмечают, что у нее четыре ноги, она ест траву и живет на ферме — все характеристики, которые эта корова разделяет с коровой из книжки с картинками.
Однако неожиданно вместо мычания, которое у ребенка ассоциируется с коровой, животное издает звук «баа». При дальнейшем осмотре у этой коровы большая пухлая белая шерстяная шерсть, очень не похожая на корову в книжке с картинками. Детская схема узнавания коровы не включала ни этот звук, ни эту шерсть, что вызывало нарушение или «нарушение равновесия».
Конечно, мы знаем, что «корова» — это овца. Однако как ребенок придет к такому выводу и сформирует свою собственную овца схема распознавания?
Этап 3: Приспособление
Ребенок попытается устранить это нарушение равновесия с помощью процесса, называемого «приспособлением». Они будут сравнивать и противопоставлять свое представление о корове загадочному животному, которое сейчас находится перед ними.
Они заметят, что, хотя корова и это животное имеют много общего (четыре ноги, поедание травы), они заметно отличаются друг от друга (разные звуки, разная шерсть). , несмотря на некоторое сходство, этому животному , а не корова.
Это может побудить ребенка обратиться к родителю или опекуну, который скажет ему, что это овца. Подсознательно в этот момент ребенок сделает две вещи, каждая из которых является компонентом аккомодации. Во-первых, они настроят свою существующую схему распознавания коров, чтобы иметь возможность распознавать коров как 90 231, а не 90 232 овец. Затем они создадут новую схему для распознавания овец по их специфическим признакам, а не по признакам коровы.
Шаг 4: Равновесие
К концу этого процесса адаптации у ребенка появляется устойчивое понимание того, что такое корова, а что нет, а также что такое овца, а что нет. Увидев любого из этих животных, им не нужно будет корректировать свою схему.
То есть, если они не столкнутся с новой информацией, которая вызовет нарушение равновесия и весь процесс начнется заново. Таким образом, построение схемы — это постоянный, циклический и продолжающийся всю жизнь процесс. Этот же процесс позволит ребенку создавать и классифицировать свои схемы, чтобы включать более сложные понятия, такие как как работает ферма или этика употребления мяса , которая будет (частично) опираться на схему распознавания, которую они разработали, когда были молоды.
Теория когнитивного обучения в бизнесе
Легко понять, как теории Пиаже о когнитивном развитии и психологии применимы к детям, но у них есть важные приложения и во взрослом мире.
При создании программ обучения и развития для новых сотрудников руководители могут использовать концепции когнитивного обучения для достижения лучших результатов. Некоторые когнитивистские стратегии могут включать:
1. Опрос сотрудников на предмет их знаний по предмету
3. Предоставление сотрудникам возможности задавать вопросы и общаться друг с другом
4. Предоставление сотрудникам возможности поделиться своими мыслями о том, как можно улучшить программу
Будь то в форме опросов или сессий вопросов и ответов, включение вклада сотрудников может помочь персонализировать обучение. Этот вклад подчеркивает важность индивидуальных знаний каждого сотрудника, давая им возможность связать то, что они знают, с тем, что им нужно изучить.
читать похожие статьи
Как будущие лидеры могут извлечь выгоду из понимания различных стилей обучения
Читать далееКогнитивная теория обучения в образовании
Некоторые учащиеся продвигаются очень быстро. Некоторым нужно больше времени на определенные предметы. Когда преподаватели принимают во внимание существующие знания своих учеников, они могут лучше поддерживать индивидуальный учебный путь каждого ученика.
читать похожие статьи
11 качеств хорошего учителя
Читать далееКак теория обучения, когнитивизм имеет множество приложений в классе . В каждом приложении основным принципом является учет опыта, точек зрения и знаний учащихся.
Например, учитель может:
1. Спросить учащихся об их опыте урока
2. Подчеркнуть связь между прошлыми идеями и новыми
3. Включить групповые обсуждения и сеансы вопросов и ответов в учебную программу
4. Предложить различные мнения по заданному предмету
Такой подход может не только помочь учащимся учиться, но и помочь им почувствовать, что их уважают и к ним прислушиваются. Это может сделать занятия увлекательными и поощрить страсть к обучению, которая сохраняется на протяжении всей жизни учащихся.
Поддержка карьеры
Карьерный путь до профессора колледжа
27 декабря 2022 г. • 5 минут
Поддержка карьеры
Определение и модели смешанного обучения
29 сентября 2022 г. • 8 минут
Поддержка карьеры
Полное руководство по карьере в специальном образовании
03 мая 2022 г.