Когнитивная психология. Предмет, методы, принципы и области изучения, основные представители, теории и эксперименты. Понимание личности в когнитивной психологии.
Представители: Жан Пиаже.
Предмет изучения. Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.
Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.
Основные теоретические положения.
Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.
Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.
Практика. Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний. Работа, анализ, создание прикладной теории.
Вклад. Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.
Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).
Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Здесь главная роль отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания.
Это направление возникло под влиянием информационного подхода.Представим действия, которые выполняет компьютер: получение, манипуляции с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д. Не побуждает ли это предположить, что познавательные процессы реальны, «что их можно исследовать и даже, может быть, понять» (У. Найсер). В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.
Задачи когнитивной психологии
Таким образом, когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение. Эти исследования привели к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.
Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Анализируется весь учебный процесс по Д.П. Озбелу, Дж. Брунеру, когнитивная психология показывает, что эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.
Упрощенные модели
Важное условие обучения — интерес учащихся к изучаемому предмету. Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Интересна в этом отношении точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г.Саймона, согласно которой «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей.
Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды».Согласно Р. Солсо, современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятия, распознавания образов, внимания, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого интеллекта и искусственного интеллекта.
Одна из моделей, которой обычно пользуются когнитивные психологи, называется моделью переработки информации. Нужно понять ограничения когнитивных моделей. Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации, используют для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными. (Р. Солсо).
Обработка информации — это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Неудивительно, что эта модель очень напоминает хорошо известную «машину» — компьютер.
Значение когнитивного подхода
Когнитивная психология рассматривает восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект. Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации.
Для того чтобы познать механизмы сбора информации нужно понять систему интерпретации сенсорных сигналов, научиться распознавать паттерны. Распознавание паттернов — это сопоставление стимулов с тем, что находится в долговременном хранилище (памяти). Например, человек не знает многие марки машин, но, увидев машину, у него в мозгу бессознательно идентифицируется, что это машина. Пусть ему и неизвестна марка, но он с уверенностью скажет, что это машина.
Существует несколько моделей достижения и отбора информации в когнитивной системе. Когда же информация достигла когнитивной системы, она начинает преобразовываться в другие формы. Здесь уже подключается память, обработка и хранение информации, процессы запоминания и забывания, а также преобразование информации в знание, организация и репрезентация знаний, управление знаниями, результативность. Но все эти вопросы будут освещены позже.
Описание этапов процесса обучения
Сейчас мы должны понять, что в когнитивной системе как нельзя лучше описываются все этапы процесса обучения человека. Очевидно, что когнитивная психология более точно, научным языком описывает процессы, происходящие в мозгу человека во время его обучения, нежели психоанализ, который более описателен и субъективен.
Для объективности можно сказать, что когнитивная психология, создававшаяся как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений, находится на пути объединения разрозненных линий исследований на единой концептуальной основе. Дальнейшее развитие поможет ей преодолеть методологические трудности.
Когнитивная психология это подход, подчеркивающий значение когнитивных процессов. Многим кажется неправомерным сравнение человека с машиной, но ведь это просто удобный способ описания системы.
Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения. Понимание личности в когнитивной психологии. Представители социально-когнитивного направления (А.Бандура, Дж. Роттер) полага-ли, что личность – это результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды и то, что центральную роль в формировании личности играют когнитивные компоненты. Так
Дж. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.
Когнитивная психология Дж. Келли – это теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации по Дж. Келли не нужны ни-
какие специальные концепции, главное – это то, как человек объясняет любое событие.
Предмет и методы исследования когнитивной психологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей и педагогической психологии
Специальность: Психолог
По предмету: Общая психология
Тема: Предмет и методы исследования когнитивной психологии.
Глушкова А.В.
Проверил: кандидат психологических наук,
Содержание:
Введение
1. Когнитивная психология: предмет и методы исследования.
2. Основные научные теории когнитивной психологии
Заключение
Список литературы
Введение
В последние годы неуклонно растет интерес к изучению познавательных процессов. До начала 50-х годов вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике. В начале 50-х исследованием механизмов познания стали интенсивно заниматься специалисты в области психологии. Первые исследования были посвящены изучению механизмов восприятия.
В настоящее время изучаются более сложные когнитивные механизмы, такие как: механизм принятия решений, обучения, память и т.д.
Термин
«познание» стал употребляться
не только для обозначения процесса
формирования научного знания, но и
для обозначения
Естественный подход к исследованию феномена познания, базирующийся на данных психологических и нейрофизиологических исследований механизмов познания, получил название когнитология.
В настоящее время когнитология становится важным объектом исследования, необходимым для решения одной из стратегических задач цивилизации, целью которой является разработка методов сознательного управления личностью и создания роботов гуманоидов.
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
1. Когнитивная психология: предмет и методы исследования.
В 1967 г. появилась книга У. Найссера, давшая название новому направлению психологической науки. Когнитивная психология рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как поэтапную переработку информации в поведении субъекта по аналогии с переработкой информации в ЭВМ. Эта аналогия, получившая в литературе специальное название – компьютерная метафора, – и легла в основу представлений о психической деятельности в когнитивной психологии.
Попытки описать
работу мозга и ее психические
проявления с помощью различных
технических или физических аналогий
были характерны практически для
всех психологических концепций, пытавшихся
найти механизмы психической
деятельности. При этом в каждый
исторический период исследователи
искали наиболее сложный аналог. Так,
взгляды Павлова были непосредственно
связаны с представлением о работе
мозга как коммутаторной
У истоков возникновения
компьютерной метафоры, которую приняли
специалисты в области
В соответствии с компьютерной метафорой гипотезы о непосредственно не наблюдаемых, внутренних процессах должны быть таковы, чтобы их можно было конструктивно интерпретировать в терминах организации вычислительных систем. Компьютерная метафора не заменяет психологическую теорию, она лишь призвана помочь сформулировать теорию в конструктивных понятиях. М. Н. Раговин рассматривает когнитивную психологию как психологию познания, в той или иной степени использующую компьютерную метафору. Познание, по У. Найссеру, – это обобщенное название для всех процессов, посредством которых сенсорная информация трансформируется, редуцируется, усиливается, сохраняется, извлекается и используется. Оно имеет отношение к этим процессам даже тогда, когда они разворачиваются в отсутствие релевантной стимуляции, как это имеет место при воображении или галлюцинациях. Такие термины, как «ощущение», «восприятие», «воображение», «запоминание», «припоминание», «решение задач» и «мышление», относятся к гипотетическим стадиям или аспектам процесса познания.
Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение.
Результаты исследований
в области когнитивной
Когнитивный подход
имеет в своей основе ряд аксиоматических
предпосылок. Во-первых, это представление
о поэтапной переработке
Наиболее плодотворной компьютерная метафора оказалась в области исследований структурной организации памяти. Область психологии памяти стала центральной для когнитивного подхода. В когнитивной психологии память сравнивалась с библиотекой, мастерской, хранилищем и т. д. Главной аналогией при этом всегда оставались блоки оперативной и внешней памяти вычислительного устройства. У. Найссер следующим образом представляет процесс переработки информации в памяти. Первыми этапами на пути преобразования сенсорной информации являются периферические виды памяти: «иконическая» для зрения и «эхоическая» для слуха. Затем информация попадает в вербальную кратковременную память, где сохраняется с помощью процессов скрытого или явного проговаривания, после чего становится возможным ее долговременное запоминание. Различают две фазы познавательных процессов. Первая фаза – фаза предвнимания – связана с относительно грубой и параллельной обработкой информации. Вторая – фаза фокального внимания – имеет характер осознанной внимательной детальной и последовательной обработки. Здесь становится возможным вербальное кодирование информации, служащее предпосылкой для ее сохранения в памяти и последующей реконструкции.
Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.
Благодаря когнитивной психологии был сделан значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими периодами развития общей психологии. Вклад когнитивной психологии в развитие психологической науки определяется тем, что она расширила сферу исследований, открыла много новых аспектов анализа традиционных психологических проблем, дала полный анализ микроструктуры познавательных действий. Кроме того, она чрезвычайно расширила диапазон применяемых методических средств.
С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. В качестве важного условия обучения рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету.
Методы исследования в
когнитивной науке:
1.бихевиоральные эксперименты
2. картирование головного мозга
3. компьютерное моделирование
4 нейробиологические методы
и другие научные методы.
2. Основные научные теории когнитивной психологии.
Теория структурного баланса Ф. Хайдера. Основное положение: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Основная схема теории: Р – О – Х, где Р – воспринимающий субъект, О – другой (воспринимающий субъект), Х – объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет когнитивное поле, и задача психолога в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию. Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома распространяет теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений. Ньюком полагал, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Основное положение: если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение. П.Линдсей и Д.Норман рассматривали человека как преобразователь информации, всегда стремящийся к обобщению и истолкованию поступающих сенсорных данных и к интерпретации и восстановлению информации, хранящейся в его памяти, с помощью разного рода алгоритмов и стратегий. Основная задача – описать, как происходит процесс решения задач. Идея о «состоянии осведомлённости» => решение задач – это уменьшение разрыва м/у предыдущим и последующим «состоянием осведомлённости». Этот переход осуществляется через операторы (алгоритмы решения и с другой стороны – эвристические приёмы). Саймон считал, что человек – решатель задач. Идеи: человек, как поведенческая система, прост как муравей; кажущаяся сложность лишь отражает сложность окр.среды. В последнее время когнитивная психология, как и другие школы, все больше ориентируется на достижения смежных направлений. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии полурярны символический и коннекциональный подходы. Символический подход рассматривает способы оперирования символами как единицами информации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе. Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности. В социальной психологии всё большее распространение получает изучение социальных когниций и их роли в межгрупповом взаимодействии. Работы Найссера и других ученых способствовали появлению большого числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать, что эти труды привели к тому, что экологический подход является в настоящее время одним из наиболее распространенных направлений в современной психологии, реальной альтернативой информационному подходу во многих сферах когнитивной психологии.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение — Владос, 1994.
- Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Что такое когнитивная психология и общие подходы к изучению познания человека в COMP6044
Область применения когнитивной психологии
когнитивная психология обычно понимается как часть психологии, но специализируется на изучении внутреннего психического процесса восприятия, память, принятие решений. В книге «Принципы когнитивной психологии» это описано как:
«исследование основных внутренних психологических процессов, которые участвуют в осмыслении окружающей среды и принятии решения о том, какие действия могут быть уместными».
Проблемы изучения когнитивной психологии
Когнитивная психология является сложным предметом для изучения не потому, что она требует интеллектуальных усилий, а потому, что предмет изучения невидим для человеческого глаза. Кроме того, процессы, происходящие в нашем мозгу, не всегда ясны.
Например, когда-то считалось, что мыслительный процесс работает последовательно. Другими словами, считалось, что мы обрабатываем информацию по одному и эти процессы никогда не происходят параллельно. Эта идея, однако, не может объяснить, как человек может работать в режиме многозадачности. Теперь это заменено теорией параллельной обработки.
Точно так же считалось, что стимул всегда вызывает реакцию. Согласно этой теории, кусок материала для чтения может быть формой стимула, который, в свою очередь, вызывает некоторую реакцию или действие, которые можно измерить. Эта концептуальная структура называется обработкой сверху вниз. Тем не менее, было разработано и показано множество экспериментов, и люди пропускают прочитанные утверждения из-за того, что мозг не реагирует чисто и просто на стимул. Наоборот, у нас есть собственное восприятие и ожидания, которые могут мешать тому, как мы обрабатываем информацию о стимулах. Нам дали пример утверждения, в котором говорится: «Париж весной». С помощью подобных экспериментов с повторяемыми результатами и наблюдениями было показано, что многие люди читают это высказывание как «Париж весной». Тот факт, что слово «the» повторяется, часто упускается из виду. Это пример восходящей обработки мозга. Другими словами, мозг не только реагирует на стимул как на независимый триггер реакции, но и восприятие и ожидание также играют свою роль.
В целом, в этих вводных главах содержится сильный посыл о том, что основная проблема когнитивной психологии состоит в том, чтобы определить точный процесс, используемый мозгом. В инженерных терминах можно описать ситуацию как исследование черного ящика, где входы и выходы можно контролировать, измеряя, но открывать черный ящик запрещено. Или, возможно, в математических терминах можно описать ситуацию как исследование функционального ящика, где снова можно измерить входы и выходы, но точная математическая функция ящика неизвестна. В обеих аналогиях мы видим несколько возможностей, и теории могут быть разработаны для любого заданного набора входов и выходов. Поэтому мы никогда не можем быть уверены, что предлагаемый процесс представляет собой то, как функционирует мозг. В лучшем случае мы приходим к концептуальной модели, которая помогает нашему пониманию.
Четыре основных метода исследования в когнитивной психологии
Учитывая, что мы изучаем черный ящик, который мы не можем открыть, возникает следующий логический вопрос: как его изучать? Казалось бы, в области когнитивной психологии существует четыре основных способа изучения познания: А) экспериментально, Б) путем сравнения пациентов с повреждением мозга, В) путем разработки вычислительных моделей и Г) путем сканирования мозга.
Эксперимент
Из всех методов экспериментальные методы легче всего понять. Они обычно проводятся в контролируемой среде, которая поддается научным исследованиям данных. Однако этот тип подходов обычно подвергается сомнению по двум причинам: а) как объяснялось ранее, они могут предоставить только косвенные данные о вовлеченных внутренних процессах, и б) учитывая контекст контролируемой среды, которая является в высшей степени искусственной, часто трудно чтобы оправдать или поверить, что испытуемые будут вести себя точно так же в реальной жизни.
Сравнение
Интересен метод сравнения. По сути, когнитивные психологи ищут пациентов с поврежденным мозгом и сравнивают, что они могут или не могут делать с другими пациентами. Например, если у них есть пациенты, которые очень хорошо говорят, но не слышат, они могут сделать вывод, что процессы, связанные с речью, не зависят от процессов, связанных со слухом. Этот метод наиболее убедителен, когда встречаются пациенты с противоположной матрицей навыков. Например, если группа пациентов может очень хорошо справиться с задачей А, но не с задачей В, а другая группа пациентов может очень хорошо справиться с задачей В, но не с задачей А, мы можем с уверенностью заключить, что процессы, вовлеченные в задачу А или В, полностью независимы друг от друга.
Однако этот метод имеет свои ограничения. Например, там, где пациенты могут выполнить часть задания, мы можем все же сделать вывод? Кроме того, эта проблема заключается в том, что есть только один или два мозга, которые способствуют определенной функции. Однако чаще всего, если задача не является исключительно простой, будут задействованы различные функции мозга. Возьмите совпадающие фигуры в качестве примера. Маленьким детям часто дают игрушки, которые требуют от них распознавания различных форм. Это очень простая задача сама по себе. Однако он включает в себя долговременную память (запоминание данной инструкции), кратковременную память (то, что их глаза только что видели), принятие решений и двигательные навыки. Часто очень трудно выделить эти процессы как полностью независимые друг от друга.
вычислительные модели
вычислительные модели тесно связаны с отраслью компьютерных наук, называемой искусственным интеллектом. Используя информацию, собранную с помощью предыдущих методов, программисты строят вычислительные модели для представления когнитивных процессов. Хотя он не может гарантировать точное представление вовлеченного когнитивного процесса, он позволяет систематически исследовать процессы. Обычно задействованные программисты используют так называемые сети соединений, в которых есть входные каналы, блоки обработки и выходные каналы. В отличие от компьютерных сетей, в которых память находится в определенном месте, в сетях связи в психологии воспоминания распределены по сети.
сканирование мозга
Наконец, последний подход использует современные технологии сканирования мозга, чтобы установить, где и когда происходят когнитивные процессы в мозгу. Этот метод исследования оказался очень полезным в тех областях, где процессоры функционируют незаметным образом. Однако он был менее успешным в когнитивных функциях более высокого порядка, таких как рассуждение и принятие решений, или там, где когнитивные функции и процессы действительно перекрываются.
Отражение
Было очень интересно прочитать вводные главы моей первой книги по когнитивной психологии. Я нашел определение и область применения когнитивной психологии очень полезными, а главы, в которых обсуждаются четыре основных подхода, информативными. Я был очень удивлен, увидев, как пациенты с поврежденным мозгом могут помочь в исследованиях. И, конечно же, технический прогресс позволил исследовать сам черный ящик.
Двигаясь дальше
В этой книге продолжается обсуждение когнитивной психологии в четырех основных областях исследования: A) три главы, посвященные распознаванию и восприятию, B) две главы, посвященные управлению памятью, C) две главы, посвященные пониманию и воспроизведению речи, и D) три главы о решении проблем и принятии решений. Я буду обновлять свой блог по мере того, как буду читать и размышлять над материалом, рассматривая эти области по очереди.
Методы исследования когнитивной психологии
Главная »Заметки MA Psychology»Когнитивные процессы»Методы исследования когнитивной психологии
Опубликовано АвторBalaji Niwlikar2 Комментарии
Ниже приведены лучшие методы изучения когнитивной психологии.
- Натуралистическое наблюдение
- Самоанализ или самоотчет
- Эксперименты или лабораторные/контролируемые наблюдения
- Квазиэксперименты
- Нейропсихологические инструменты
Давайте посмотрим Методы детального изучения когнитивной психологии,
Содержание
- 1 Натуралистическое наблюдение–
- 2 2. Самоанализ или самоотчет
- 3 3. Эксперименты или лабораторное/контролируемое наблюдение
- 4 4. Квазиэксперименты
- 5 5. Нейропсихологические методы
- 6 Литература
Наблюдение означает наблюдение, контроль, тщательное изучение, обследование или осмотр. Лучший способ что-то изучить — это понаблюдать за тем, как они ведут себя (есть, спать, ходить, думать и т. д.) в их обычной среде.
- Подробное исследование когнитивных функций в повседневных ситуациях, а не в лабораторных условиях.
- Наблюдатель, наблюдающий за людьми в знакомых повседневных ситуациях, занимающихся своими познавательными делами.
- Пример. Как снять деньги с банкомата (банкомата).
- Наиболее уместно использовать для выявления проблем, вопросов или явлений, представляющих интерес для изучения с помощью других методов исследования. ◦
- Положительный аспект-
- Экологичность .
- Относительно легко,
- Не требует много ресурсов для выполнения,
- Не требует, чтобы другие люди официально добровольно участвовали в исследовании.
- Отрицательный Аспект- –
- Отсутствие экспериментального контроля.
- Предвзятость наблюдателя .- чтобы устранить ее, мы можем использовать – Слепые наблюдатели : Люди, которые не знают, в чем заключается исследовательский вопрос: Таким образом, у них не будет предвзятых представлений о том, что они «должны» видеть.
Эффект наблюдателя – люди, которые знают, что за ними наблюдают, не будут вести себя нормально. Таким образом, Observer должен быть скрыт.
2. Самоанализ или Самоотчет- Вильгельм Вундт.
- Наблюдатель наблюдает за своими собственными психическими процессами.
- Самоотчеты — Собственный отчет человека о когнитивных процессах.
- Например, участников могут попросить решить сложные арифметические задачи без бумаги и карандаша и при этом «думать вслух».
- Положительные аспекты самоанализа-
- лучшее понимание опыта и факторов, повлиявших на него,
- , что дает более богатую и полную картину, чем может увидеть посторонний.
- Негат Пять аспектов самоанализа-
- Необъективность в отношении собственного познания.
- Социальная желательность хорошо выглядеть.
3.
Эксперименты или лаборатория/контролируемое наблюдение- Несколько раз наблюдать за поведением человека/животного в естественной среде нецелесообразно.
- Когда исследователям нужен больший контроль над переменными.
- Полностью контролируемая Независимая переменная.
- Случайные задания выборки.
- Например, Реакция младенцев на зеркало.
- Положительные аспекты экспериментов/лабораторных наблюдений
- Небольшое влияние на сеттинг.
- Чтобы стандартизировать настройку для всех участников,
- Исследователь пытается направить поведение определенным образом.
- Отрицательный Аспекты экспериментов/лабораторных наблюдений
- Субъект или образец может иметь эффект наблюдателя.
4.
Квазиэксперименты- Когда исследователь не может контролировать Независимая переменная.
- Когда Исследователь не может назначить образец случайным образом.
- , но исследователь каким-то образом будет контролировать большинство переменных, играющих роль в эксперименте.
- Например, экспериментаторы не могут назначить участникам другой пол, этническую принадлежность, возраст или уровень образования.
Они полезны для изучения повреждений головного мозга, заболеваний головного мозга и тяжелых психических заболеваний.
- Электроэнцефалография (ЭЭГ) – показывает активность мозга
- Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) — показывает, где возбуждаются нейроны.
- Магнитно-резонансная томография (МРТ) — показывает серое вещество, белое вещество и спинномозговую жидкость.
- Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ)
- Батарея нейропсихологических тестов ® (NAB ® ) Роберта А.