Когнитивной психологии представители: Представители когнитивной психологии

Содержание

Ведущие представители когнитивной психологии

Джордж Миллер (р. 1920) совместно с Джеромом Брунером создал при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления – Центр когнитивных исследований в 1960 году. «Ни один человек в центре не мог внятно объяснить, что же означает слово «когнитивная» и что из всего этого следует. Центр не создавался для чего-то конкретного, скорее против». Создавая центр, его основатели стремились выразить только одно – насколько далеки они от бихевиоризма. Новое направление – это возврат к психологии здравого смысла, для которого совершенно очевидно, что психология должна заниматься не только поведением, но и проблемами психической жизни.

В Центре изучали разнообразные познавательные процессы: восприятие, память, мышление, речь — и проводили анализ их генезиса. Параллельно начались работы по изучению искусственного интеллекта.

В 1969 году Миллер был избран президентом Американской психологической ассоциации.

Ульрик Найссер (р. 1928) прослушал курс лекций по психологии Дж.Миллера, а также учился под руководством В.Келера. В 1967 году он опубликовал книгу «Когнитивная психология». Книга пользовалась большой популярностью, и Найссера многие начали называть «отцом» когнитивной психологии. Книга в значительной степени способствовала отходу психологии от бихевиоризма и обращению ее к проблемам познания.

Найссер доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей. Познание он определил как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования.

В 1976 году вышла вторая его книга «Познание и реальность», где он выражает неудовлетворенность явным сужением границ когнитивной психологии, которая слишком полагается на исследование искусственных лабораторных ситуаций в ущерб изучению реальных жизненных случаев.

В основе этих работ – метафора компьютера.

В XVII веке часы и автоматы были всеобщей метафорой для понимания Вселенной и, по аналогии, человеческого ума. В ХХ веке на эту роль стала претендовать новая машина – компьютер.

Во всей предшествующей истории человечества машины являлись устройствами, которые перерабатывают либо материал (вещество), либо энергию. Компьютеры же являются носителями и преобразователями информации.

В ХХ веке сложилась наука (Н.Винер), которая стала рассматривать все формы сигнальной регуляции с единой точки зрения – как средства связи и управления в любых системах – технических, органических, психологических, социальных. Она была названа

кибернетикой (от греч. «кибернетике» — искусство управления). Ею разработаны специальные методы, позволившие создать для компьютеров множество программ по восприятию, запоминанию и переработке информации.

Появление информационных машин, способных с огромной быстротой и точностью выполнять операции, считавшиеся уникальным преимуществом человеческого мозга, оказало существенное влияние на психологию. Психологи все чаще используют компьютерные операции как пояснительную схему для понимания процесса познания. И наоборот, сами компьютеры все чаще описывают в терминах человеческой деятельности. Например, способность компьютера накапливать информацию называют памятью, коды программирования – языками, а о появлении новых поколений компьютеров говорят, что они эволюционируют.

Возникли дискуссии относительно того, не является ли работа компьютера подобием работы человеческого мозга, а тем самым и его умственной организации. В результате произошли коренные изменения в психологии (особенно в американской), где господствовал бихевиоризм. То, в чем классический бихевиоризм отказывал человеку (восприятие, запоминание, внутреннее преобразование информации), оказалось делом объективно, независимо от человека, работающего компьютера. В свете этого рухнуло представление о том, что извне незримые познавательные (когнитивные) процессы недоступны объективному, строго научному исследованию.

Джордж Александр Келли (1905 – 1967). Теория личностных конструктов. Келли сформулировал свои идеи в конце 50-х годов (за 10 лет до появления работ Миллера и Найссера). Келли – практикующий медицинский психолог – был одним из первых персонологов, кто придал особое значение

когнитивным процессам как основной черте функционирования человека.

Келли показывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, т.к. каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). На основании этого Келли утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Разница во мнениях объясняется разными схемами (конструктами), которыми оперирует человек. Таким образом, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

Человек трактовался Келли как исследователь, постоянно строящий свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов. На основании этого образа строятся

гипотезы о будущих событиях. Если гипотеза не подтверждается, человек перестраивает свою систему конструктов, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов. Иными словами, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее (а не прошлое – как в психоанализе, инее настоящее – как в гуманистической психологии).

Келли сделал 11 выводов, которые объясняют, каким образом функционирует система конструктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию вокруг человека. На основании этих положений Келли разработал методический принцип репертуарных решеток, с помощью которого были созданы методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности.

Леон Фестингер (род. 1919) – американский психолог, профессор Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, автор теории когнитивного диссонанса.

Фестингер изучал различные группы, предсказывающие конец света. Он обнаружил, что неудачные пророчества только укрепляют веру большинства их членов. Его исследования показывают, что членам групп приходится искать какой-нибудь путь, чтобы психологически справиться с провалом. Им необходимо сохранять смысл и порядок в собственной жизни. Описание противоречия, которое стоит перед ними, известно теперь как «Теория когнитивного диссонанса». В ней разбираются 3 основных компонента:

История зарождения и развития когнитивной психологии

Кто решился на проведение первых исследований в области человеческого познания, и какие результаты принесли смелые опыты новаторов? Бихевиоризм и психоанализ не были способны дать объяснение человеческого поведения без трактовки процессов в сознании. Постепенно интерес привел человечество к появлению нового направления, которое затронуло не только кибернетику, биологию, нейрофизиологию, но и лингвистику.

Путь становления новой науки

Когнитивная психология зародилась в середине 20-го века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Ученые столкнулись с необходимостью обоснования взаимодействия человека и современных технологий в психологическом ракурсе. Основным интересом новой области было исследование когнитивных, то есть, познавательных способностей человека. Восприятие рассматривалось как фундаментальный акт, на котором строится основа психики человека. Проводились всяческие эксперименты и исследования с целью изучения возможных границ человеческих способностей в отношении обработки и хранения информации в своей памяти.

Стоит отметить, что к числу основоположников науки относят психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса). Но заметному продвижению способствовала встреча в 1956 году в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии, специалисты в области информационных теорий. Эта встреча до сих пор считается настоящей революцией когнитивной психологии, там были подняты вопросы формирования языка и памяти в условиях влияния компьютерных технологий.

Когнитивная психология получила такое название благодаря исследователям Джерому Брунеру («Изучение когнитивного развития», 1967 г.) и Ульрику Найссеру («Познание и реальность», 1976 г.), которые опубликовали свои труды, поведав обществу о предмете своих исследований. Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития и т.д.

Выбрав термин «когнитивная..», мы противопоставили себя бихевиоризму. Изначально мы размышляли над использованием понятия «ментальность». Но «ментальная психология» звучало уж слишком нелепо, а «психология здравого смысла» отправляла бы нас к области антропологических исследований, «народная психология» похожа на вундтовскую социальную психологию. В итоге, мы остановились на термине «когнитивная психология».

Джордж Миллер, один из основателей Центра когнитивной психологии

Одним из известных психологов, работающих в этой области, был швейцарец Жан Пиаже.

Доктор философии Университета Невшателя долгое время посвятил себя увлечению модным на тот момент психоанализом. Работая с детьми, Пиаже провел ряд интересных экспериментов. Посредством тестов он устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.

Пиаже говорил об изменениях человеческого интеллекта и его возможной адаптации к окружающей среде с каждым отрезком развития. Им были выведены четыре когнитивных стадии:

  • Сенсомоторная – внешняя манипуляция и зарождение работы с внутренними символами (0-2 года).
  • Дооперационная – построение ассоциативных связей и трансдуктивное рассуждение (переходная обработка информации от одного образа к другому), централизация сознания на броских предметах, внимание к внешнему состоянию (2-7 лет).
  • Стадия конкретных операций – образуется система интегрированных действий, устанавливаются логические операции с классами, строится их иерархия, операции происходят только с конкретными объектами изучения (7-11 лет).
  • Стадия формальных операций – преобразование сознания в гипотетично-дедуктивное, построение мысленных предложений и рассуждений, систематическое выделение переменных, их комбинирование (11-15 лет).

В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма. Его теория утверждает, что дети до определенного возраста сосредоточены только на себе и своих внутренних переживаниях. Часто можно увидеть картину, как маленький ребенок или подросток, находясь рядом с родителем, другим ребенком или даже в одиночестве, ведет рассказ о своих переживаниях или просто озвучивает мысли, совершенно не нуждаясь в обратной связи.

Необычный эксперимент

С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы). Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные. В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.

Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.

Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие. «Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п. У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.

Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом. Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида.

Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.

Дальнейшее развитие интереса

В последующие годы конца 20-го и начала 21-го веков исследователи все больше углублялись в сферу взаимодействия человека и компьютера. Широкую популярность приобрела теория, отображающая психику в качестве некоего центра, который может воспринимать конечное число сигналов, исходящих из окружающей среды, и затем переработанных человеческим мозгом. Когнитивная система человека рассматривалась наподобие системы компьютера, с устройствами ввода, вывода и местами хранения информации.

Психолог Джордж Миллер провел ряд интересных тестов по определению человеческих способностей к запоминанию. Так, в результате эксперимента Миллер выяснил, что мы можем единовременно запомнить не более 7-9 символов. Это могут быть девять цифр, восемь букв или пять-шесть простых слов.

Новый этап исследования

Американский нейрофизиолог, врач и психолог Карл Прибрам, сотрудничая с известным исследователем в поведенческой психологии Карлом Лешли, разработал голографическую модель функционирования психики человека, которая привела к уникальному открытию. Память не сосредоточена в отдельных участках мозга, а распределена по всем отделам. Это открытие произвело переворот в когнитивной психологии, так как раньше считалось, что именно серединные доли мозга отвечают за восприятие и хранение информации. Теория и результаты опытов Прибрама не признаны полностью, но косвенно подтверждаются большинством последующих экспериментов.

Взаимодействие с другими науками

В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.

Заключение

Со времен Стэнфордского тюремного эксперимента прошло почти пятьдесят лет, но сообщество психологов до сих пор обсуждает его результаты и приводит в качестве примера решительный поступок исследователя. В ходе опыта вскрылись действительно пугающие свойства человеческой психики. Люди, выбранные случайно и не проявлявшие никаких признаков насилия, всего за сутки смогли стать изощренными садистами. Руководствуясь оправданностью собственных действий и поддаваясь своей внутренней природе, человек допускал крайнюю степень злости. И это явно не защитные механизмы, которые описывал Зигмунд Фрейд.

Когнитивная психология привнесла свой вклад в науку и, несмотря на пугающие выводы, все еще продолжает вызывать интерес исследователей. Возможно, совсем скоро эта сравнительно новая область психологии подарит человечеству возможность глубже заглянуть в истоки человеческого поведения и познать его фундаментальные законы.

Источники литературы:
  • 1. Дружинин В.Н. Онтология психической реальности// Серия-14. Общая психология. – 1995. — №13. – С. 67-485.
  • 2. Когнитивная психология. Джон Андерсон. – СПб. Серия-2. – 2014. — С. 24-45.
  • 3. Когнитивная психология. Р. Солсо. – СПб. – Серия №4- 2014. – С. 234-342.
  • 4. Жан Пиаже. «Избранное». Под ред. Обухова С.В. // Издательство Московского университета.
  • 5. Введение в общую психологию. Абдурахманов Р.А. – Москва-Воронеж. С. 345-454.

Автор: Зонира Дженнифер, писатель, лингвист

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

30 самых влиятельных когнитивных психологов, живущих сегодня

До 1950-х годов доминирующей школой психологии был бихевиоризм и изучение наблюдаемого поведения. Однако к концу 1960-х годов для описания новых исследований внутренних психических состояний был введен термин когнитивная психология. Область когнитивной психологии исследует эти психические процессы, такие как то, как люди получают, обрабатывают и хранят информацию. Когнитивные психологи исследуют предметы, которые включают внимание, овладение языком, стили обучения и другие связанные темы. На самом деле специалисты в области неврологии и лингвистики часто изучают когнитивную психологию, потому что эти предметы во многом пересекаются.

Когнитивные психологи выдвинули теории, ответственные за большой прогресс в психологии и образовании с тех пор, как эта область получила широкое признание. От работы Ульрика Нейссера о восприятии и распознавании образов до «Этапов когнитивного развития» Жана Пиаже вклад когнитивной психологии повлиял на многие области. Вот наш выбор для 30 самых влиятельных когнитивных психологов — людей, которые продолжают вносить свой вклад в профессию, основываясь на своем положении в академических кругах, полученных ими наградах и опубликованных работах.

1. Джон Р. Андерсон

Психолог Джон Андерсон — профессор психологии и информатики в Карнеги-Меллон. Его текущие исследования связаны с теорией познания ACT-R. Андерсон опубликовал несколько книг о мышлении, памяти и познании. Его ранние исследования были сосредоточены на интеллектуальных системах обучения, и многие из его бывших учеников стали лидерами в этой области. Бывший преподаватель Йельского университета, Андерсон был президентом Общества когнитивных наук и был избран членом как Национальной академии наук, так и Американской академии искусств и наук.

2. Альберт Бандура

Альберт Бандура — почетный профессор социальных наук в области психологии Дэвида Старра Джордана в Стэнфордском университете, где он работает с тех пор, как получил степень доктора философии. в 1951 году. Результаты знаменитого исследования Бандуры куклы Бобо в 1961 году заложили основу его теории самоэффективности и социального обучения, объединяющей связь между поведением, познанием и окружающей средой. Помимо того, что он является одним из самых молодых президентов Американской психологической ассоциации, Бандура входил в состав редакционной коллегии девяти журналов по психологии и является членом Совета по научным вопросам АПА.

3. Аарон Т. Бек

Пионер когнитивной терапии Аарон Т. Бек — почетный профессор психиатрии Пенсильванского университета. Его теории клинической депрессии служат основой для лечения и вмешательств по сей день. Бек создал множество шкал и опросников для выявления тревоги и депрессии, в том числе опросник депрессии Бека и опросник беспокойства Бека. Кроме того, Бек сотрудничал с психологом Марией Ковач, доктором философии. разработать Опросник детской депрессии. Бек является почетным президентом Института когнитивно-поведенческой терапии Бека и почетным президентом Академии когнитивной терапии.

4. Джером Брунер

Пионер когнитивной психологии Джером Брунер — старший научный сотрудник юридического факультета Нью-Йоркского университета. Брунер отвечает за многие исследования, включая классические эксперименты по восприятию, в которых рассматривалась внутренняя интерпретация стимула организмом. Он является автором книги «Исследование мышления», положившей начало когнитивному психологическому движению. Помимо помощи в создании Гарвардского центра когнитивных исследований, Брунер опубликовал 15 книг и множество статей по когнитивной психологии, психологии развития и педагогики.

5. Susan Carey

Susan Carey — профессор психологии Гарвардского университета, где она получила степень доктора философии. в 1971 году. Исследование Кэри в области овладения языком привело к введению концепции быстрого картографического обучения. Она является членом Американской академии искусств и наук и Национальной академии наук. Кэри написала книгу «Концептуальные изменения в детстве», в которой исследования Пиаже по анимизму сочетаются с ее собственными исследованиями детей и их знанием биологических концепций.

6. Фергус И.

М. Крейк

Когнитивный психолог Фергус И. М. Крейк — почетный профессор психологии Университета Торонто, где он работает с 1971 года. Он также является старшим научным сотрудником Исследовательского института Ротмана-Бейкреста в Торонто. Ранние исследования Крейка были сосредоточены на улучшении памяти в процессе старения. Он сотрудничал с доктором Бобом Локхартом в 1970-х годах над теорией уровней обработки. В настоящее время Крейк изучает нормальные процессы старения, а также исследования повреждений мозга и когнитивных процессов.

7. Филип Джонсон-Лэрд

Эксперт в области человеческого познания Филип Джонсон-Лэрд — профессор психологии Стюарта на факультете психологии Принстонского университета. Он опубликовал несколько книг, основанных на его исследованиях психологии рассуждений. Джонсон-Лэрд получил множество наград за свою многолетнюю работу. Он является членом нескольких обществ, включая Американское философское общество и Ассоциацию психологических наук. В 2007 году Лэрд-Джонсон был назначен членом Национальной академии наук США.

8. Майкл Газзанига

Майкл Газзанига — профессор психологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Он является ведущим когнитивным нейробиологом, известным своими исследованиями расщепленного мозга и церебральной латерализации в головном мозге. За много лет работы в этой области Газзанига основал несколько институтов неврологии в различных американских университетах. Его опубликованные книги включают «Разум природы» и «Этический мозг». Газзанига — бывший президент Американского психологического общества. Кроме того, он был избран в Национальную академию наук в 2011 году и является членом Института медицины и Американской академии искусств и наук.

9. Рошель Гельман

Рошель Гельман — профессор психологии в Университете Рутгерса. Как исследователь в области когнитивных наук о развитии, она изучает интуитивное понимание и восприятие маленьких детей в связи с математикой. Она получила похвалу за разработку выставки для дошкольников в музее «Пожалуйста, прикоснись» в Филадельфии. Гельман является членом нескольких академий, в том числе Национальной академии наук и Американской академии искусств и наук. Она также является содиректором Центра когнитивных наук.

10. Элизабет Лофтус

Психолог и эксперт по памяти Элизабет Ф. Лофтус провела обширное исследование человеческой памяти и ее применения в судебно-медицинской экспертизе, включая эффект дезинформации и восстановление воспоминаний о сексуальном насилии в детстве. В настоящее время она является заслуженным профессором психологии и социального поведения и профессором права Калифорнийского университета в Ирвине. Лофтус был удостоен множества наград, в том числе награды за выдающийся вклад в психологию и право Американского общества психологов и юристов. Лофтус опубликовал более 500 журнальных статей и 24 книги.

11. Кен Накаяма

Психолог Кен Накаяма известен своими исследованиями прозопагнозии, то есть неспособности узнавать лица. Он является профессором психологии Эдгара Пирса в Гарвардском университете, где он работает с тех пор, как в 1990 году покинул Глазной научно-исследовательский институт Смита Кеттлуэлла в Сан-Франциско. ее первый президент. За свою выдающуюся карьеру Накаяма опубликовал 179статьи в психологических журналах.

12. Аллан Пайвио

Аллан Пайвио является почетным профессором психологии на пенсии в Университете Западного Онтарио, где он начал преподавать в 1963 году и продолжает занимать эту должность. Его теория двойного кодирования (DCT) предполагает хранение невербальной и вербальной информации в долговременной памяти. Он проводил исследования языка, образов, памяти и познания более 40 лет, опубликовав почти 200 глав и статей в книгах и пять книг. Пайвио до сих пор консультирует частную коррекционную образовательную компанию в Калифорнии.

13. Брайан МакВинни

Брайан МакВинни — профессор психологии, компьютерной лингвистики и современных языков в Университете Карнеги-Меллона. Он высоко ценится за разработку обработки и усвоения первого и второго языков, а также за Систему обмена данными о детских языках (CHILDES), которую он основал вместе с Кэтрин Сноу. Текущее исследование MacWhinney сосредоточено на расширении системы еще на шесть областей исследований. Он также хорошо известен разработкой нескольких новаторских программных систем, используемых для проведения психологических экспериментов.

14. Стивен Пинкер

Стивен Пинкер — эксперт по языку и познанию, профессор семьи Джонстон кафедры психологии Гарвардского колледжа. Один из 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time в 2004 году, Пинкер написал семь книг по вопросам эволюционной психологии и вычислительной теории разума. До поступления в Гарвард Пинкер работал в Массачусетском технологическом институте и Стэнфорде. Он часто публикуется в The New York Times и The New Republic, а также в нескольких языковых журналах. Пинкер был удостоен многочисленных наград в области психологии за свои исследования языка и разума, в том числе премии Бойда МакКэндлесса от Американской психологической ассоциации.

15. Майкл Познер

Майкл И. Познер — почетный профессор психологии Орегонского университета и адъюнкт-профессор Нью-Йоркского медицинского колледжа Уилла. Исследования Познера в области внимания включали исследования развития сетей внимания в отношении обработки чисел, визуального поиска и чтения у детей. Он получил признание за свой вклад в эту область, получив стипендию Американской психологической ассоциации и Американской ассоциации искусств и наук, среди многих других. Познер также является редактором многих психологических работ.

16. Генри Л. Редигер III

Помимо того, что Генри Л. Редигер III является заслуженным профессором психологии Университета Джеймса С. Макдоннелла в Вашингтонском университете, Генри Л. Редигер III преподавал в Университете Пердью, Университете Райса и Вашингтонском университете. Его исследованиям обучения и памяти посвящено более 200 опубликованных статей. Редигер получил ряд наград за свою долгую карьеру, в том числе президент Ассоциации психологических наук и медаль Говарда К. Уоррена. Он был избран членом многих организаций, в том числе Американской психологической ассоциации.

17. Дэниел Шактер

Дэниел Шактер — профессор психологии Гарвардского университета, где он использует когнитивное тестирование и методы визуализации мозга для исследования биологии памяти и амнезии, включая влияние старения на память. Помимо написания трех книг и редактирования семи томов, Шактер опубликовал более 200 журнальных статей на такие темы, как болезнь Альцгеймера и ложные воспоминания. Шактер является членом Американской академии искусств и наук и получил премию NAS за научное рецензирование от Национальной академии наук.

18. Ричард Шиффрин

Ричард Шиффрин — Лютер Дана Уотерман, профессор когнитивных наук на факультете психологии и наук о мозге Университета Индианы. За свою карьеру когнитивного психолога Шиффрин разработал множество теорий памяти и внимания. Его исследования сосредоточены на поиске и забывании, кратковременной и долговременной памяти, моделях нейронных сетей и математическом компьютерном моделировании. Помимо того, что Шиффрин является членом Американской ассоциации содействия развитию науки, многочисленные награды и признания Шиффрин включают, среди прочего, премию Уильяма Джеймса и медаль Говарда Кросби Уоррена.

19. Элизабет Спелке

Помимо своей должности профессора психологии в Гарвардском университете, Элизабет Спелке является директором Лаборатории исследований развития. Ее исследования были сосредоточены на оценке поведения и функций мозга младенцев и детей младшего возраста при изучении происхождения и природы знаний. Она получила несколько наград, в том числе премию Жана Никода. Спелке также является членом Американской академии искусств и наук и Национальной академии наук.

20. Джордж Сперлинг

Когнитивный психолог Джордж Сперлинг — почетный профессор когнитивных наук, неврологии и поведения Калифорнийского университета в Ирвине. Его исследование существования сенсорной памяти включало в себя классический эксперимент 1960 года, в котором проверялись ее емкость и продолжительность. Он продолжает исследовать зрение и внимание в Гарвардской лаборатории обработки информации человека. Сперлинг имеет многочисленные профессиональные членства и был избран на многие должности. Он является основателем и организатором Ежегодной междисциплинарной конференции.

21. Ларри Сквайр

Ларри Р. Сквайр занимает должность профессора психиатрии, неврологии и психологии на факультете психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Диего. Он поступил в университет сразу после получения докторской степени в Медицинском колледже Альберта Эйнштейна. Он использует модели животных и людей для своих экспериментов по изучению неврологических основ нарушения памяти. Сквайр опубликовал две книги и более 480 научных статей. Бывший президент Общества неврологии, Сквайр является избранным членом нескольких организаций, в том числе Института медицины и Американского философского общества.

22. Anne Treisman

Психолог и исследователь Энн Мари Трейсман изучала внимание, восприятие и память с тех пор, как в 1962 году получила докторскую степень в Оксфордском университете. В настоящее время она является профессором психологии в Принстонском университете. выбирать и интегрировать значимые объекты в мысли и действия. Она получила множество наград и наград за свои исследования внимания, в том числе Национальную медаль науки от президента Обамы. Она преподавала в нескольких учебных заведениях, включая Оксфорд, Калифорнийский университет, Беркли и Университет Британской Колумбии. Муж Трейсман — коллега-исследователь Дэниел Канеман.

23. Даниэль Канеман

Израильско-американский психолог Дэниел Канеман — почетный профессор психологии и связей с общественностью Школы Вудро Вильсона в Принстонском университете. Его исследование поведенческой экономики с Амосом Тверски и другими установило когнитивную основу для человеческих ошибок, проистекающих из предубеждений. Кроме того, Тверски разработал теорию перспектив, за которую в 2002 году был удостоен Нобелевской премии по экономическим наукам. В 2011 году он опубликовал бестселлер «Думай быстро и медленно», в котором резюмировал свое исследование. Канеман женат на когнитивном психологе Энн Трейсман.

24. Нэнси Канвишер

Нэнси Канвишер изучает нервные и когнитивные механизмы в качестве профессора в Институте исследований мозга Макговерна Массачусетского технологического института. Она определила несколько областей мозга, играющих роль в восприятии визуальных стимулов, в том числе Веретенообразную область лица (FFA), которая отвечает за обработку лица. Прежде чем поступить на факультет Массачусетского технологического института, Канвишер преподавал в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и Гарвардском университете. Среди ее наград — награда Troland Research Award 1999 года от Национальной академии наук, куда она была избрана в 2005 году.0003

25. Роберт Штернберг

Психолог и специалист по психометрии Роберт Штернберг является автором нескольких теорий, связанных с творчеством и стилями мышления, включая триархическую теорию интеллекта. Помимо того, что он является профессором человеческого развития в Корнельском университете, он также является почетным сотрудником Центра психометрии Кембриджского университета. Бывший президент Американской психологической ассоциации в прошлом был президентом Университета Вайоминга и деканом факультета искусств и наук Университета Тафтса. Штернберг также преподавал в Университете штата Оклахома и Йельском университете и написал более 1500 книг и статей.

26. Кит Холиоак

Кит Х. Холиоак — почетный профессор психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, где он изучает роль аналогии в обучении и передаче знаний у детей и взрослых. Родившийся в Канаде исследователь сначала преподавал в Мичиганском университете и является соредактором издания 2012 года Оксфордского справочника по мышлению и рассуждениям. Холиок опубликовал более 170 научных статей и книг, в том числе два сборника своих стихов.

27. Howard Gardner

Психолог Ховард Гарднер — профессор познания и образования Джона Х. и Элизабет А. Хоббс в Высшей школе образования Гарвардского университета. Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, согласно которой люди обрабатывают информацию несколькими совершенно разными способами. Он написал более 20 книг, переведенных на 30 языков. В 2005 и 2008 годах журналы Foreign Policy и Prospect назвали Гарднера одним из 100 самых влиятельных общественных интеллектуалов мира. Гарднер в настоящее время является старшим директором Harvard Project Zero.

28. Пол Экман

Психолог Пол Экман десятилетиями изучал взаимосвязь между эмоциями и выражением лица, за что получил прозвище «человек-детектор лжи». Он был профессором психологии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско до 2004 года. Экман опубликовал Американскую психологическую ассоциацию, в 2001 году назвал Гарднера одним из 100 самых выдающихся психологов 20-го века, а он был назван одним из 100 самых выдающихся психологов журнала Time. Влиятельные люди в 2009 году. Телесериал «Обмани меня» основан на произведении Экмана.

29. Steven Kosslyn

Нейробиолог и психолог Стивен Kosslyn является деканом-основателем Minerva Schools в KGI, глобальном университете с уникальной учебной программой, в которой основное внимание уделяется основополагающим концепциям, а не распространению знаний. Исследования Косслина сосредоточены на мысленных образах и обработке информации. Его предыдущие должности включают директора Центра перспективных исследований в области наук о поведении в Стэнфорде и профессора Гарвардского университета. Он получил множество наград и премий, в том числе стипендию Гуггенхайма.

30. Дэвид М. Басс

Дэвид М. Басс — профессор психологии Техасского университета в Остине. Он также преподавал в Гарвардском и Мичиганском университетах. Басс наиболее известен своими исследованиями в области эволюционной психологии, в которых рассматриваются половые различия в выборе партнера для человека. Он написал несколько книг, в том числе «Эволюционная психология: новая наука о разуме». Многие награды Басса включают выдающуюся научную премию за ранний вклад в психологию Американской психологической ассоциации в 1919 году.88.

Источники

  • Записи в Википедии для каждого психолога
  • http://psychology.about.com/od/profilesofmajorthinkers/p/bio_bandura. htm
  • http://visionlab.harvard.edu/members/ken/nakayama.html
  • http://www.lifecircles-inc.com/Learningtheories/IP/paivio.html
  • http://uscbp.usc.edu/mediawiki/index.php/Brian_MacWhinney
  • http://pinker.wjh.harvard.edu/about/longbio.html
  • http://psych.wustl.edu/memory/Roediger/BiographyRoediger.pdf
  • https://www.psych.ucla.edu/faculty/page/kholyoak
  • https://s3.amazonaws.com/s3.minervaproject.com/press-releases/Minerva_Commences_Classes.pdf
  • http://psychology.about.com/od/profilesofmajorthinkers/p/bio_bandura.htm
  • http://visionlab.harvard.edu/members/ken/nakayama.html
  • http://uscbp.usc.edu/mediawiki/index.php/Brian_MacWhinney
  • http://pinker.wjh.harvard.edu/about/longbio.html
  • http://psych.wustl.edu/memory/Roediger/BiographyRoediger.pdf
  • https://www.psych.ucla.edu/faculty/page/kholyoak
  • https://s3.amazonaws.com/s3.minervaproject.com/press-releases/Minerva_Commences_Classes. pdf

Об авторе

Дженнифер Коебеле, MS Ed. более 10 лет писал о сфере образования. Как педагог со степенью магистра в области образования, Дженнифер специализируется на оказании помощи студентам колледжей и молодым специалистам в полной мере раскрыть свой потенциал с помощью возможностей получения высшего образования.

Когнитивная психология — Scholarpedia

Чжун-Лин Лу и Барбара Энн Дошер (2007), Scholarpedia, 2(8):2769. doi:10.4249/scholarpedia.2769 редакция #88969 [ссылка/цитировать эту статью]

Постпубликационная деятельность

Куратор: Барбара Энн Дошер

Авторы:

 

0,42 —

Чжун-Лин Лу

0,25 —

Евгений Михайлович Ижикевич

0,25 —

Роберт П. О’Ши

0,08 —

Бенджамин Броннер

Тобиас Деннингер

Макс Колтхарт

  • Д-р Чжун-Лин Лу, программа магистратуры по неврологии, Университет Южной Калифорнии, Лос-Анджелес, Калифорния

  • Д-р Барбара Энн Дошер, факультет когнитивных наук, Калифорнийский университет, Ирвин

Когнитивная психология — это научное исследование человеческого познания, то есть всех наших умственных способностей — восприятия, обучения, запоминания, мышления, рассуждения и понимания. Термин «познание» происходит от латинского слова «cognoscere» или «знать». По сути, когнитивная психология изучает, как люди приобретают и применяют знания или информацию. Он тесно связан с междисциплинарной когнитивной наукой и находится под влиянием искусственного интеллекта, информатики, философии, антропологии, лингвистики, биологии, физики и нейронауки.

Содержимое

  • 1 История
  • 2 предположения
  • 3 подхода
  • 4 подобласти когнитивной психологии
  • 5 приложений
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 См. также

История

Когнитивная психология в ее современной форме включает в себя замечательный набор новых технологий в области психологии. Хотя опубликованные исследования человеческого познания можно проследить до «De Memoria» Аристотеля (Hothersall, 1984), интеллектуальное происхождение когнитивной психологии началось с когнитивных подходов к психологическим проблемам в конце 1800-х и начале 1900-х годов в работах Вундта, Кеттелла и Уильяма Джеймса (Boring, 1950).

Когнитивная психология пришла в упадок в первой половине 20-го века с появлением «бихевиоризма» — изучения законов, связывающих наблюдаемое поведение с объективными, наблюдаемыми стимулирующими условиями без какого-либо обращения к внутренним психическим процессам (Watson, 1913; Boring, 19).50; Скиннер, 1950). Именно это последнее требование, фундаментальное для когнитивной психологии, было одним из недостатков бихевиоризма. Например, отсутствие понимания внутренних психических процессов привело к тому, что не было различий между памятью и производительностью, и не удалось объяснить сложное обучение (Tinklepaugh, 1928; Chomsky, 1959). Эти проблемы привели к упадку бихевиоризма как доминирующей ветви научной психологии и к «когнитивной революции».

Когнитивная революция началась в середине 1950-е годы, когда исследователи в нескольких областях начали разрабатывать теории сознания, основанные на сложных представлениях и вычислительных процедурах (Miller, 1956; Broadbent, 1958; Chomsky, 1959; Newell, Shaw & Simon, 1958). Когнитивная психология стала преобладающей в 1960-х годах (Tulving, 1962; Sperling, 1960). Его возрождение, пожалуй, лучше всего отмечено публикацией книги Ульрика Нейссера «Когнитивная психология» в 1967 году. С 1970 года более шестидесяти университетов в Северной Америке и Европе разработали программы по когнитивной психологии.

Предположения

Когнитивная психология основана на двух предположениях: (1) человеческое познание может быть, по крайней мере в принципе, полностью раскрыто научным методом, т. е. отдельные компоненты психических процессов могут быть идентифицированы и поняты, и (2) внутреннее психические процессы могут быть описаны в терминах правил или алгоритмов в моделях обработки информации. В последнее время было много споров по поводу этих предположений (Costall and Still, 1987; Dreyfus, 1979; Searle, 1990).

Подходы

Как и в физике, эксперименты и симуляции/моделирование являются основными исследовательскими инструментами в когнитивной психологии. Часто предсказания моделей напрямую сравнивают с человеческим поведением. Благодаря простоте доступа и широкому использованию методов визуализации мозга когнитивная психология за последнее десятилетие стала свидетелем растущего влияния когнитивной нейробиологии. В настоящее время в когнитивной психологии существует три основных подхода: экспериментальная когнитивная психология, вычислительная когнитивная психология и нейронная когнитивная психология.
Экспериментальная когнитивная психология рассматривает когнитивную психологию как одну из естественных наук и применяет экспериментальные методы для исследования человеческого познания. Психофизические реакции, время отклика и отслеживание взгляда часто измеряются в экспериментальной когнитивной психологии. Вычислительная когнитивная психология разрабатывает формальные математические и вычислительные модели человеческого познания на основе символических и субсимволических представлений и динамических систем. Нейронная когнитивная психология использует визуализацию мозга (например, ЭЭГ, МЭГ, фМРТ, ПЭТ, ОФЭКТ, оптическую визуализацию) и нейробиологические методы (например, пациентов с поражениями) для понимания нейронной основы человеческого познания. Эти три подхода часто взаимосвязаны и обеспечивают как независимые, так и взаимодополняющие идеи во всех подобластях когнитивной психологии.

Подобласти когнитивной психологии

Традиционно когнитивная психология включает человеческое восприятие, внимание, обучение, память, формирование понятий, рассуждения, суждения и принятие решений, решение проблем и обработку речи. Для некоторых социальные и культурные факторы, эмоции, сознание, познание животных, эволюционные подходы также стали частью когнитивной психологии.

  • Восприятие: Те, кто изучает восприятие, стремятся понять, как мы конструируем субъективные интерпретации ближайшей информации из окружающей среды. Системы восприятия состоят из отдельных органов чувств (например, зрительных, слуховых, соматосенсорных) и модулей обработки (например, формы, движения; Livingston & Hubel, 19).88; Унгерлейдер и Мишкин, 1982; Julesz, 1971) и подмодули (например, Lu & Sperling, 1995), которые представляют различные аспекты информации о стимуле. Текущие исследования также сосредоточены на том, как эти отдельные представления и модули взаимодействуют и интегрируются в связное восприятие. Когнитивные психологи изучили эти свойства эмпирически с помощью психофизических методов и визуализации мозга. Вычислительные модели, основанные на физиологических принципах, были разработаны для многих систем восприятия (Grossberg & Mingolla, 19).85; Марр, 1982; Ванделл, 1995).
  • Внимание: Внимание решает проблему информационной перегрузки в системах когнитивной обработки путем выбора некоторой информации для дальнейшей обработки или путем управления ресурсами, применяемыми к нескольким источникам информации одновременно (Broadbent, 1957; Posner, 1980; Treisman, 1969). Эмпирическое исследование внимания было сосредоточено на том, как и почему внимание улучшает производительность или как недостаток внимания снижает производительность (Posner, 1980; Weichselgartner & Sperling, 19).87; Чун и Поттер, 1995; Пашлер, 1999). Теоретический анализ внимания использует несколько основных подходов для определения механизмов внимания: подход обнаружения сигналов (Lu & Dosher, 1998) и подход выбора сходства (Bundesen, 1990; Logan, 2004). Связанные эффекты предвзятой конкуренции были изучены при регистрации отдельных клеток у животных (Reynolds, Chelazzi, & Desimone, 1999). Исследования с использованием изображений мозга задокументировали влияние внимания на активацию в ранней зрительной коре и исследовали сети для контроля внимания (Kanwisher & Wojciulik, 2000).
  • Обучение: Обучение улучшает реакцию организма на окружающую среду. Когнитивные психологи изучают, какая новая информация приобретается и в каких условиях она приобретается. Изучение обучения начинается с анализа явлений обучения у животных (т. е. привыкания, обусловливания, инструментального, случайного и ассоциативного обучения) и распространяется на изучение когнитивной или концептуальной информации людьми (Kandel, 1976; Estes, 1969; Thompson). , 1986). Когнитивные исследования имплицитного обучения подчеркивают в основном автоматическое влияние предшествующего опыта на производительность и природу процедурных знаний (Roediger, 19).90). Исследования концептуального обучения подчеркивают характер обработки поступающей информации, роль обработки и характер закодированного представления (Craik, 2002). Те, кто использует вычислительные подходы, исследовали природу понятий, которые легче усвоить, а также правила и алгоритмы для систем обучения (Holland, Holyoak, Nisbett, & Thagard, 1986). Те, кто использует исследования повреждений и изображений, исследуют роль определенных систем мозга (например, систем височных долей) для определенных классов эпизодического обучения и роль систем восприятия в имплицитном обучении (Tulving, Gordon Hayman, & MacDonald, 19). 91; Габриэли, Флейшман, Кин, Ремингер и Морелл, 1995; Графтон, Хазелтин и Иври, 1995).
  • Память: Изучение емкости и хрупкости памяти человека является одним из наиболее разработанных аспектов когнитивной психологии. Изучение памяти фокусируется на том, как воспоминания приобретаются, сохраняются и извлекаются. Области памяти были функционально разделены на память для фактов, для процедур или навыков, а также для рабочей и кратковременной памяти. Экспериментальные подходы выявили типы диссоциируемой памяти (например, процедурную и эпизодическую; Squire & Zola, 19).96) или системы обработки с ограниченной емкостью, такие как кратковременная или рабочая память (Cowan, 1995; Dosher, 1999). Вычислительные подходы описывают память как пропозициональные сети или как голографические или составные представления и процессы поиска (Anderson, 1996, Shiffrin & Steyvers, 1997). Визуализация головного мозга и исследования повреждений определяют отдельные области мозга, активные во время хранения или извлечения из различных систем обработки (Gabrieli, 1998).
  • Формирование понятий: Формирование понятий или категорий относится к способности организовывать восприятие и классификацию переживаний путем построения функционально релевантных категорий. Реакция на конкретный стимул (например, на кошку) определяется не конкретным экземпляром, а классификацией в категорию и ассоциацией знания с этой категорией (Medin & Ross, 19).92). Было показано, что способность изучать концепции зависит от сложности категории в репрезентативном пространстве и от отношения вариаций среди образцов концепций к фундаментальным и доступным измерениям репрезентации (Ashby, 2000). Некоторые понятия в значительной степени отражают структуры подобия, но другие могут отражать функции или концептуальные теории использования (Медин, 1989). Вычислительные модели были разработаны на основе агрегирования представлений экземпляров, структур сходства и общих моделей распознавания, а также концептуальных теорий (Barsalou, 2003). Когнитивная нейронаука определила важные структуры мозга для аспектов или различных форм формирования категорий (Ashby, Alfonso-Reese, Turken, and Waldron, 19). 98).
  • Суждение и решение: Человеческое суждение и принятие решений повсеместны – добровольное поведение прямо или косвенно требует суждения и выбора. Исторические основы выбора основаны на нормативных или рациональных моделях и правилах оптимальности, начиная с теории ожидаемой полезности (von Neumann & Morgenstern, 1944; Luce, 1959). Обширный анализ выявил широко распространенные недостатки рациональных моделей из-за неодинаковой оценки рисков и выгод (Люс и Райффа, 19).89), искаженная оценка вероятностей (Kahneman & Tversky, 1979) и ограничения в обработке информации человеком (например, Russo & Dosher, 1983). Новые вычислительные подходы основаны на динамическом системном анализе суждений и выбора (Busemeyer & Johnson, 2004) и байесовских сетях убеждений, которые делают выбор на основе множества критериев (Fenton & Neil, 2001) для более сложных ситуаций. Изучение процесса принятия решений стало активной темой когнитивной нейронауки (Bechara, Damasio and Damasio, 2000).
  • ‘’’Рассуждение:’’’ Рассуждение – это процесс, посредством которого оцениваются или строятся логические аргументы. Первоначальные исследования рассуждений были сосредоточены на том, насколько правильно люди применяли философски выведенные правила вывода в дедукции (т. Е. А подразумевает Б; если А, то В), и на множестве способов, которыми люди не могут оценить одни выводы и ложно заключают другие. . Они были расширены до ограничений в рассуждениях с помощью силлогизмов или кванторов (Johnson-Laird, Byne and Schaeken, 19).92; Рипс и Маркус, 1977). Индуктивное рассуждение, напротив, развивает гипотезу, согласующуюся с набором наблюдений или причин по аналогии (Holyoak and Thagard, 1995). Часто на рассуждения влияют эвристические суждения, заблуждения, репрезентативность доказательств и другие обрамляющие явления (Kahneman, Slovic, Tversky, 1982). Были разработаны вычислительные модели для вывода и аналогии (Holyoak and Thagard, 1995), логических рассуждений (Rips и Marcus, 1977) и байесовских рассуждений (Sanjana and Tenenbaum, 2003).
  • Решение проблем: Когнитивная психология решения проблем — это изучение того, как люди осуществляют целенаправленное поведение. Вычислительный анализ пространства состояний и компьютерное моделирование решения проблем Ньюэлла и Саймона (1972) и эмпирический и эвристический анализ Викельгрена (1974) вместе заложили когнитивно-психологический подход к решению проблем. Решение проблемы понимается как поиск операций для перехода от начального состояния к целевому состоянию в проблемном пространстве с использованием либо алгоритмических, либо эвристических решений. Представление проблемы имеет решающее значение для поиска решений (Чжан, 19 лет).97). Опыт в областях, богатых знаниями (например, в шахматах), также зависит от распознавания сложных образов (Gobet & Simon, 1996). Решение проблем может задействовать восприятие, память, внимание и исполнительную функцию, поэтому многие области мозга могут быть задействованы в решении задач с упором на префронтальные исполнительные функции.
  • Language Processing: В то время как лингвистические подходы сосредоточены на формальных структурах языков и использовании языка (Chomsky, 1965), когнитивная психология сосредоточена на овладении языком, понимании языка, воспроизведении языка и психологии чтения (Kintsch 1974; Пинкер, 1994; Леве, 1989). Психолингвистика изучала кодирование и лексический доступ к словам, процессы разбора и представления на уровне предложений, а также общие представления понятий, сути, вывода и семантических предположений. Для всех этих уровней были разработаны вычислительные модели, включая лексические системы, системы синтаксического анализа, системы семантической репрезентации и чтение вслух (Seidenberg, 1997; Coltheart, Rastle, Perry, Langdon, & Ziegler, 2001; Just, Carpenter, and Woolley, 1982; Торн, Братли и Дьюар, 1968 г .; Шанк и Абельсон, 1977 г .; Массаро, 1998). Неврология языка имеет долгую историю анализа поражений (Wernicke, 1874; Broca, 1861), а также широко изучалась с помощью когнитивной визуализации (Posner et al, 1988).

Приложения

Исследования в области когнитивной психологии позволили разработать обширный набор принципов, представлений и алгоритмов. Успешные приложения варьируются от специализированных экспертных систем до массового программного обеспечения и бытовой электроники: (1) разработка компьютерных интерфейсов, которые взаимодействуют с пользователями для удовлетворения их информационных потребностей и работают как интеллектуальные агенты, (2) разработка гибкой информационной инфраструктуры на основе по представлению знаний и методам рассуждения, (3) разработка интеллектуальных инструментов в финансовой индустрии, (4) разработка мобильных интеллектуальных роботов, которые могут выполнять задачи, обычно предназначенные для людей, (5) разработка бионических компонентов перцептивной и когнитивной нервной системы. таких как кохлеарные и ретинальные имплантаты.

Ссылки

  • Андерсон, Дж. Р. (1996) Архитектура познания. Махва, Нью-Джерси: L. Erlbaum Associates.
  • Эшби, Ф. Г. (2000) Стохастическая версия общей теории распознавания. Журнал математической психологии 44: 310-329.
  • Эшби, Ф. Г., Альфонсо-Риз, Л.А., Туркен, А.У., и Уолдрон, Э.М. (1998) Нейропсихологическая теория множественных систем в категориальном обучении. Психологический обзор 105: 442-481.
  • Барсалу, Л.В. (2003) Абстракция в системах перцептивных символов. Философские труды Лондонского королевского общества: биологические науки 358:.
  • Бечара А., Дамасио Х. и Дамасио А. (2000) Эмоции, принятие решений и орбитофронтальная кора. Кора головного мозга 10: 295-307.
  • Скучно, Э. Г. (1950). История экспериментальной психологии (2-е изд.). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
  • Broadbent, DE (1957) Механическая модель человеческого внимания и непосредственной памяти. Психологический обзор 64: 205-215.
  • Бундесен, К. (1990) Теория зрительного внимания. Психологический обзор 97: 523-547.
  • Буземейер, Дж. Р., и Джонсон, Дж. Г. (2004). Вычислительные модели принятия решений. В Д. Келер и Н. Харви (ред.), Справочник по суждениям и принятию решений (стр. 133–154). Оксфорд, Англия: Блэквелл.
  • Хомский, Н. (1959) Обзор вербального поведения Б. Ф. Скиннера. Язык 35: 26-57.
  • Хомский, Н. (1965) Аспекты теории синтаксиса. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. |
  • Chun, M.M. and Potter, M.C. (1995) Двухэтапная модель обнаружения множественных целей при быстром серийном визуальном представлении. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и производительность 21: 109-127.
  • Колтхарт, М., Растл, К., Перри, К., Лэнгдон, Р., и Зиглер, Дж. (2001) DRC: каскадная модель двойного маршрута визуального распознавания слов и чтения вслух. Психологический обзор, 108, 204–256.
  • Костолл, А. и Стилл, А. (редакторы) (1987) Когнитивная психология под вопросом. Брайтон: Harvester Press Ltd.
  • Коуэн, Н. (1995) Внимание и память: интегрированная структура, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Craik, FIM (2002) Уровни обработки: прошлое, настоящее… и будущее? Память 10: 305-318.
  • Дошер, Б.А. (1999) Вмешательство предметов и временные задержки в рабочей памяти: немедленный серийный отзыв. Специальный выпуск Международного журнала психологии: Кратковременная/рабочая память, 34: 276-284.
  • Дрейфус, Х.Л. (1979) Чего не могут компьютеры: пределы искусственного интеллекта, Нью-Йорк: Harper and Row.
  • Эстес, В.К. (1969) Подкрепление в человеческом обучении. В Дж. Тапп (ред.), Подкрепление и поведение. Нью-Йорк: Академическая пресса.
  • Фентон, Н. и Нил, М. (2001) Принятие решений: использование байесовских сетей и MCDA, Системы, основанные на знаниях, 14: 307-325.
  • Габриэли, JDE (1998) Когнитивная нейронаука человеческой памяти. Ежегодный обзор психологии 49: 87-115.
  • Габриэли, Дж.Д.Э., Флейшман, Д.А., Кин, М.М., Ремингер, С.Л. и Моррелл, Ф. (1995) Двойная диссоциация между системами памяти, лежащими в основе явной и неявной памяти в человеческом мозгу. Психологическая наука 6: 76-82.
  • Гобет, Ф. и Саймон, Х.А. (1996) Припоминание случайных и искаженных шахматных позиций: последствия для теории экспертизы. Память и познание 24: 493-503.
  • Графтон С.Т., Хазелтайн Э. и Иври Р. (1995) Функциональное картирование обучения последовательностям у нормальных людей. Журнал когнитивной неврологии, 7: 497–510.
  • Гроссберг, С. и Минголла, Э. (1985) Нейронная динамика восприятия формы: завершение границ, иллюзорные фигуры и распространение неонового цвета. Психологический обзор, 92: 173-211.
  • Холланд, Дж. Х., Холиок, К. Дж., Нисбетт, Р. Э., и Тагард, П. Р. (1986) Индукция. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • Холиок, К. Дж. и Тагард, П. (1995) Аналогия умственных скачков в творческом мышлении, Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • Хозерсолл, Дэвид (1984) История психологии, Нью-Йорк: Random House.
  • Джонсон-Лэрд, П. Н., Бирн, Р. М. Дж. и Шекен, В. (1992) Пропозициональные рассуждения по модели, Psychology Review 99: 418-439.
  • Юлес, Б. (1971) Основы циклопического восприятия. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Джаст, Массачусетс, Карпентер, П.А., и Вулли, Дж.Д. (1982) Парадигмы и процессы и понимание прочитанного. Журнал экспериментальной психологии: Общие 3: 228-238.
  • Канеман Д. и Тверски А. (1979) Теория перспектив: анализ решений в условиях риска. Эконометрика 47: 263-292.
  • Канеман Д., Слович П. и Тверски А. (1982) Суждение в условиях неопределенности: эвристика и предубеждения, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Кандел, Э. Р. (1976) Клеточная основа поведения: введение в поведенческую нейробиологию. Сан-Франциско: WH Freeman.
  • Канвишер Н. и Войчулик Э. (2000) Зрительное внимание: данные визуализации мозга. Обзор природы Нейронаука 1: 91-100.
  • Кинч, В. (1974) Представление значения в памяти, Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Ливингстон, М.С. и Хьюбел, Д.Х. (1988) Разделение формы, цвета, движения и глубины: анатомия, физиология и восприятие. Наука 240: 740–749.
  • Levelt, WJM (1989) Speaking: From Intention to Articulation, Cambridge, MA: The MIT Press.
  • Логан, Г. Д. (2004) Кумулятивный прогресс в формальных теориях внимания. Ежегодный обзор психологии 55: 207-234.
  • Лу, З.-Л., и Дошер, Б.А. (1998) Внешний шум отличает механизмы внимания. Исследования зрения 38:.
  • Лу, З.-Л., и Сперлинг, Г. (1995) Функциональная архитектура человеческого зрительного восприятия движения, Vision Research 35:.
  • Люс, Д. Р. (1959) Поведение индивидуального выбора; теоретический анализ, Нью-Йорк: Wiley.
  • Люс, Р. Д. и Райффа, Х. (1989) Игры и решения : введение и критический обзор. Нью-Йорк: Dover Publications
  • Марр, Д. (1982) Видение. Сан-Франциско: WH Freeman.
  • Массаро, Д. В. (1998) Восприятие говорящих лиц: от восприятия речи к поведенческому принципу, Кембридж, Массачусетс: The MIT Press.
  • Макклелланд, Дж. Л. и Румелхарт, Д. Е. (1981) Интерактивная модель активации контекстных эффектов при восприятии письма: Часть 1, Психологический обзор 88: 375-407.
  • Медлин Д.Л. и Росс Б.Х. (1992) Когнитивная психология. Форт-Уэрт: Харкорт Брейс Йоханович.
  • Медлин Д.Л. (1989) Понятия и концептуальная структура. Американский психолог 44: 1469–1481.
  • Миллер Г.А. (1956) Волшебное число семь плюс-минус два. Психологический обзор 63: 81–97.
  • Neisser, U (1967) Когнитивная психология. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
  • Ньюэлл, А., и Саймон, Х.А. (1972) Решение человеческих проблем, Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  • Ньюэлл А., Шоу Дж. К. и Саймон Х. А. (1958) Элементы теории решения проблем человеком. Психологический обзор 23: 342-343.
  • Пашлер, Х. Е. (1999) Психология внимания, Кембридж, Массачусетс: MIT Press,
  • Пинкер, С. (1994) Языковой инстинкт, Нью-Йорк: У. Морроу и Ко.
  • Познер М.И. (1980). Ориентация внимания. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии 32: 3-25.
  • Познер, М.И., Петерсен, С.Е., Фокс, П.Т. и Райхл, Р.Е. (1988) Локализация когнитивных операций в человеческом мозгу, Наука 240:.
  • Рейнольдс, Дж. Х., Челацци, Л., и Десимоне, Р. (1999). Конкурентные механизмы привлекают внимание в районах макак V2 и V4. Журнал неврологии 19:.
  • Рипс, Л.Дж., и Маркус, С.Л. (1977). Предположения и анализ условных предложений. В MA Just & PA Carpenter (Eds.), Когнитивные процессы в понимании. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  • Roediger III, HL (2002) Подходы обработки к познанию: импульс от структуры уровней обработки. Память 10: 319-332.
  • Руссо, Дж. Э. и Дошер, Б. А. (1983) Стратегии многоатрибутного бинарного выбора. J Exp Психология обучения, памяти и познания 9: 676-696.
  • Санджана, Н. Э. и Тененбаум, Дж. Б. (2003) Байесовские модели индуктивного обобщения. Достижения в области нейронных систем обработки информации 15: 59-66.
  • Шанк, Р. К. и Абельсон, Р. П. (1977) Сценарии, планы, цели и понимание: исследование структур человеческого знания, Хиллсдейл, Нью-Джерси: L. Erlbaum Associates.
  • Сирл, Дж. Р. (1990) Является ли мозг цифровым компьютером Президентское обращение APA.
  • Зайденберг, М.С. (1997) Изучение и использование языка: изучение и применение вероятностных ограничений. Наука 275:.
  • Шиффрин, Р. М., и Стейверс, М. (1997). Модель памяти узнавания: БДГ – эффективное извлечение из памяти. Psychonomic Bulletin & Review 4: 145-166.
  • Скиннер, Б.Ф. (1950) Нужны ли теории обучения? Психологический обзор 57: 193-216.
  • Сперлинг, Г. (1960). Информация доступна в кратких визуальных презентациях. Психологические монографии, 74 1-29.
  • Сквайр, Л. Р., Зола, С. М. (1996) Структура и функции декларативных и недекларативных систем памяти. Труды Национальной академии наук 93:.
  • Томпсон, Р. Ф. (1986) Нейробиология обучения и памяти. Наука 29: 941 – 947.
  • Торн, Дж., Братли, П. и Дьюар, Х. (1968) Синтаксический анализ английского языка с помощью машины. In Michie, D. (Ed), Machine Intelligence, New York: American Elsevier.
  • Tinklepaugh, OL (1928) Экспериментальное исследование репрезентативных факторов у обезьян, Journal of Comparative Psychology 8: 197–236.
  • Treisman, AM (1969) Стратегии и модели избирательного внимания. Психологический обзор 76: 282-299.
  • Тульвинг, Э. (1962). Субъективная организация в свободном воспроизведении «неродственных» слов. Психологический обзор 69: 344-354.
  • Талвинг, Э., Гордон Хейман, К.А. и Макдональд, К.А. (1991) Длительное перцептивное прайминг и семантическое обучение при амнезии, Случайный эксперимент. Журнал экспериментальной психологии 17: 595-617.
  • Унгерлейдер, Л.Г. и Мишкин М. (1982) В Д.Дж. Ингл, М.А. Гудейл и Р.Дж.В. Мэнсфилд (ред.), Анализ визуального поведения. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • фон Нейман, Дж. и Моргенштерн, О. (1944) Теория игр и экономического поведения, Принстон, Нью-Джерси: Принстонский унив. Нажимать.
  • Ванделл, Б. (1995) Основы видения, Сандерленд, Массачусетс: Sinauer Associates.
  • Уотсон, Дж. Б. (1913) Психология с точки зрения бихевиористов, Psychological Review 20: 158-177.
  • Weichselgartner, E. and G.L.U.S. Sperling (1987) Динамика автоматического и контролируемого зрительного внимания. Наука 238: 778-780.
  • Викельгрен, В. А. (1974) Как решать проблемы. Нью-Йорк: WH Freeman.
  • Чжан, Дж. (1997) Природа внешнего: Представления в решении проблем. Когнитивная наука 21: 179-217.

Внутренние ссылки

  • Валентино Брайтенберг (2007) Мозг. Scholarpedia, 2(11):2918.
  • Олаф Спорнс (2007) Сложность. Scholarpedia, 2 (10): 1623.
  • Джеймс Мейсс (2007) Динамические системы. Scholarpedia, 2 (2): 1629.
  • Пол Л. Нуньес и Рамеш Шринивасан (2007) Электроэнцефалограмма. Scholarpedia, 2(2):1348.
  • Роберт Курцбан (2007) Эволюционная психология. Scholarpedia, 2(8):3161.
  • Уильям Д. Пенни и Карл Дж. Фристон (2007 г.) Функциональная визуализация. Scholarpedia, 2(5):1478.
  • Сейджи Огава и Юл-Ван Сунг (2007) Функциональная магнитно-резонансная томография. Scholarpedia, 2(10):3105.
  • Марк Аронофф (2007) Язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *