Когнитивность | это… Что такое Когнитивность?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Содержание
|
Когнитивность в господствующих направлениях психологии
Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивных процессов), находится под серьёзным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».
Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см.
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).
Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.
- Философия сознания
- Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
- Экономика (особенно экспериментальная экономика)
- Теория обучения
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
- Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (то есть к когнитивным процессам)
- Философия, эпистемология и онтология
- Биология и неврология
- Математика и теория вероятности
- Физика, где принцип наблюдателя изучается математически
Нерешённые проблемы когнитивной теории
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
- Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
- Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
- Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
- Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?
Когнитивная онтология
На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.
На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.
Ссылки
- Портал когнитивных исследований
См. также
- Познание
- Когнитивный стиль
- Когнитивный диссонанс
- Когнитивная графика
- Когнитивная психотерапия
- Когнитивные процессы
Когнитивность | это… Что такое Когнитивность?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Содержание
|
Когнитивность в господствующих направлениях психологии
Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивных процессов), находится под серьёзным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».
Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).
Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.
- Философия сознания
- Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
- Экономика (особенно экспериментальная экономика)
- Теория обучения
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
- Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (то есть к когнитивным процессам)
- Философия, эпистемология и онтология
- Биология и неврология
- Математика и теория вероятности
- Физика, где принцип наблюдателя изучается математически
Нерешённые проблемы когнитивной теории
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
- Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
- Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
- Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
- Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?
Когнитивная онтология
На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.
На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.
Ссылки
- Портал когнитивных исследований
См. также
- Познание
- Когнитивный стиль
- Когнитивный диссонанс
- Когнитивная графика
- Когнитивная психотерапия
- Когнитивные процессы
Познание | Психология сегодня
Метапознание, социальное познание, телесное познание, язык, сенсорное восприятие, мышление
Отзыв от Psychology Today Staff
Познание относится просто к мышлению. Есть очевидные применения сознательного мышления — уплата налогов, игра в шахматы, деконструкция «Макбета», — но мышление принимает множество более тонких форм, таких как интерпретация сенсорной информации, руководство физическими действиями и сочувствие другим.
Старой метафорой человеческого познания был компьютер — логическая машина для обработки информации. Вы не можете произнести познание без «винтика». Тем не менее, хотя некоторые из наших мыслей могут быть бинарными, в нашем «программном обеспечении» есть гораздо больше, чем 0 и 1. Психологические исследования познания сосредоточены не только на мышлении, но и на внимании, создании и хранении воспоминаний, приобретении и сохранении знаний, изучении языка и логических рассуждениях. По мере того, как люди получают новый опыт, их познание может меняться неуловимыми, но мощными способами.
Содержимое
- Рассуждение и принятие решений
- Как мы узнаем новую информацию
- Что такое метапознание?
Рассуждение и принятие решений
Самая большая разница между людьми и всеми другими животными заключается в наших ментальных процессах высшего порядка. Большая часть исследований, связанных с познанием, была сосредоточена на широких областях рассуждений и принятия решений, в том числе на том, как люди применяют логику, обдумывают проблемы и делают большие и маленькие выборы.
Одна известная область исследований, например, была популяризирована известными психологами Дэниелом Канеманом и Амосом Тверски и фокусируется на различии между «быстрым» и «медленным» мышлением. Быстрое мышление является интуитивным, автоматическим, и его почти невозможно отключить, полагаясь на эвристические процессы, чтобы прийти к «достаточно хорошему» решению. Напротив, медленное мышление требует много времени и энергии для анализа всех доступных данных, прежде чем прийти к выводу.
Другие области интереса включают когнитивные предубеждения, такие как склонность людей к созданию стереотипов и корыстных предубеждений (вера в то, что человек выше среднего по многим характеристикам). Считается, что выделение и понимание этих предубеждений, большинство из которых возникают бессознательно, помогает людям мыслить более объективно.
Как думает мозг?
Мозг обрабатывает информацию, используя обширную сеть мозговых клеток, называемых нейронами. Информация обнаруживается и кодируется различными нейронами, которые общаются друг с другом с помощью электрических сигналов и химических веществ, называемых нейротрансмиттерами. Эта связь между нейронами формирует основу того, что мы воспринимаем как мысли.
Каковы некоторые примеры когнитивных искажений?
Распространенные примеры когнитивных искажений включают предвзятость подтверждения или склонность к поиску информации, подтверждающей то, во что человек уже верит, и предвзятость привязки, когда кто-то придает чрезмерное значение первой полученной информации, даже если она неверна или неполна. .
Более распространенные когнитивные искажения см. в разделе Предубеждения .
Различаются ли стили мышления в разных культурах?
Исследования показывают, что образ мышления человека зависит от культуры, в которой он живет. Люди в западных культурах, например, склонны сосредотачиваться на свойствах отдельных объектов или идей и рассматривать части проблемы отдельно от целого; люди в восточных культурах, напротив, могут быть более склонны сосредотачиваться на более широком контексте и отношениях между объектами или идеями.
Почему принятие решений может быть таким трудным?
Принятие решений может быть затруднено из-за внешних факторов, таких как неполная информация или срочные сроки. Этому также могут мешать внутренние процессы, такие как беспокойство по поводу принятия «неправильного» решения или чувство перегруженности чрезмерным количеством вариантов. Имеющиеся данные также свидетельствуют о том, что, когда два варианта обещают относительно схожие результаты, требуется больше времени, чтобы определить, какой из них является «лучшим», чем для того, чтобы отличить совершенно разные варианты.
Подробнее см. Принятие решений.
Как я могу принимать лучшие решения?
Психологические исследования показывают, что несколько простых стратегий могут привести к лучшему принятию решений. К ним относятся принятие решения в состоянии покоя и минимального стресса; уделять время обдумыванию сложных решений, а не действовать импульсивно; сбор необходимых фактов; и создание «правил», помогающих принимать часто принимаемые решения.
Как мы узнаем новую информацию
Обучение — или процесс усвоения новой информации и приобретения новых моделей поведения и навыков — является ключевым компонентом познания. Люди — далеко не единственный вид, который учится, но наши развитые когнитивные способности означают, что мы способны изучать более сложные задачи и сталкиваться с более сложными идеями, чем большинство других известных форм жизни. В то время как некоторое обучение происходит автоматически и без сознательного обдумывания — например, обучение не прикасаться к горячей плите после того, как она прогорела, — другие виды обучения требуют преднамеренной практики, чтобы информация закрепилась.
Как обучается мозг?
Когда мозг обрабатывает новую информацию, между нейронами образуются новые связи. Если эта информация подкрепляется многократной практикой, эти связи укрепляются и могут передаваться более эффективно; если это не так, связи ослабевают и могут быть обрезаны. Таким образом, обучение буквально перестраивает мозг, создавая новые связи в обширной сети нейронов.
Какими способами мы учимся?
Обучение происходит по нескольким путям, таким как ассоциация — если два стимула неоднократно соединяются вместе, человек или животное узнают, что они действуют вместе, и соответствующим образом меняют свое поведение или ожидания. Обучение также происходит через социализацию; дети, например, узнают, какое поведение уместно, наблюдая и моделируя поведение взрослых и других детей. Человеческие дети, как и многие другие животные, также учатся через игру, которая учит их сотрудничать, делиться, следовать правилам и мыслить творчески.
Как обучение меняет мозг?
Мозг пластичен, что означает, что он растет и изменяется со временем; обучение является ключевым фактором этих изменений. В ответ на новую информацию и стимулирующие переживания мозг генерирует новые дендритные отростки, в которых хранятся воспоминания и улучшаются связи между нервными клетками. Когда стимуляция отсутствует или информация больше не нужна, те же шипы могут увядать, а связи между синапсами ослабевать.
Как я могу учиться более эффективно?
Исследования показывают, что разбивка обучения на краткие разрозненные фрагменты обычно более эффективна, чем попытка втиснуть тот же объем в один более длинный сеанс. Приоритизация сна также важна для эффективного обучения, поскольку сон помогает мозгу объединять краткосрочные воспоминания в долгосрочные и удалять ненужную информацию.
Зависит ли обучение от памяти?
Память и обучение тесно взаимосвязаны. После того, как факт, концепция или физический навык изучены, они должны быть сохранены в памяти, чтобы их можно было вызвать или применить позже. Рабочая память — или краткосрочное хранение информации, которая обрабатывается в уме, — особенно важна для изучения новых концепций и решения проблем.
Что такое метапознание?
Метапознание — это акт размышления о собственных психических процессах. Метакогнитивное осознание позволяет людям выявлять, отслеживать и искоренять негативные разговоры с самим собой и ограничивающие убеждения, а также быть эффективными в постановке целей и выполнении задач. Размышление о собственном мышлении и его оспаривание лежат в основе многих видов терапии, включая когнитивно-поведенческую терапию.
Как метапознание помогает нам мыслить более эффективно?
Оценка своего стиля мышления или процессов решения проблем может помочь выявить когнитивные искажения, мешающие принятию решений. Метапознание также может помочь им определить области, в которых им не хватает знаний или понимания.
Могут ли мысли вслух улучшить концентрацию?
Считается, что мышление вслух связано с метапознанием, поскольку оно вербализует и, таким образом, привлекает внимание к мыслительному процессу человека. Некоторые данные свидетельствуют о том, что изложение мыслей вслух может улучшить концентрацию в определенных стрессовых ситуациях, например, во время соревнований.
Что такое метакогнитивная терапия?
Метакогнитивная терапия — это форма когнитивно-поведенческой терапии, которая исследует метакогнитивные убеждения пациентов о том, как работает их разум, и направлена на изменение тех, которые способствуют развитию контрпродуктивных мыслительных привычек. Как правило, это ограниченный по времени подход. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что это может быть наиболее полезным для лечения тревоги и депрессии.
Основные материалы для чтения
Последние сообщения
Что такое познание? — DPUK
Познание — это термин, обозначающий психические процессы, происходящие в мозгу, включая мышление, внимание, язык, обучение, память и восприятие. Эти процессы не являются отдельными способностями – это набор различных взаимодействующих навыков, которые вместе позволяют нам функционировать как здоровым взрослым.
«Язык» умственного процесса относится к навыкам, задействованным во всех формах общения, от понимания других до формулирования мыслей. «Восприятие» переводит информацию, полученную от наших органов чувств, в мультисенсорное представление о нашем окружении.
«Обучение» — это процесс получения новой информации и объединения ее с имеющимися знаниями. Как только что-то изучено, это должно быть закодировано и сохранено, чтобы к нему можно было получить доступ позже — этот процесс называется «памятью». «Внимание» — это способность концентрироваться на чем-то одном. Но этот фокус может привести к так называемому «когнитивному искажению», когда мозг настолько занят одним делом, что упускает из виду другие вещи в окружающей среде.
И последнее, но не менее важное: «мышление» участвует во всех других формах познания. Он также охватывает более сложные психические процессы, такие как принятие решений, решение проблем и рассуждение. Когнитивный — это прилагательное, описывающее эти психические процессы — например, когнитивные тесты оценивают эти мыслительные способности, а когнитивная психология изучает познание.
Частью естественного старения является ограниченное снижение когнитивных способностей, но некоторые состояния, такие как слабоумие, включают более резкое ухудшение. Люди с когнитивными нарушениями испытывают трудности с одним или несколькими из этих психических процессов. Когнитивные тесты используются для оценки сложности человека и определения конкретных аспектов познания, с которыми он может бороться.
Разработано множество различных когнитивных тестов. Традиционно это были длительные тесты в виде вопросников, но теперь они превращаются в более быстрые и точные оценки.
Некоторые когнитивные тесты включают:
- Оценка познавательной способности врача общей практики (GPCOG) — ряд вопросов, задаваемых врачом общей практики, таких как дата, последние новости и запоминание адресов. Также требуется, чтобы пациенты рисовали циферблат, поскольку это проверяет их зрительно-пространственное функционирование.
- Мини-тест психического состояния (MMSE) – тест, содержащий 30 вопросов, которые проверяют «ориентацию» человека (понимание того, где он находится и когда это происходит), внимание, счет (умение считать), память и язык.
- Integrated Cognitive Assessment (ICA) — онлайн-инструмент, в котором пациенты должны быстро сортировать изображения по определенным категориям. Всего за пять минут он дает точную воспроизводимую оценку общей когнитивной функции.
- Когнитивный экзамен Адденбрука (ACE) — анкета, проверяющая те же вещи, что и MMSE, но также включающая визуальные тесты. Он был разработан для дифференциации между различными типами деменции.
Помимо диагностики, когнитивные тесты используются исследователями деменции, чтобы выяснить, улучшило ли то, что они исследуют, когнитивные функции участников. Они также даются участникам лонгитюдных когорт — групп людей с общими характеристиками, изучаемых в течение длительного периода времени, — чтобы оценить, как изменилось их психическое функционирование за всю их жизнь, и понять, почему это может быть.
У каждого есть множество простых и практичных способов улучшить свои познавательные способности – например, заниматься спортом, смотреть образовательные программы по телевизору, играть в пазлы, карточные и настольные игры, а также посещать музеи. Активная забота о своем психическом здоровье, понимание того, что вызывает у вас стресс, и попытка ограничить их воздействие, также могут иметь большое значение.
Ознакомьтесь с нашим блогом о том, как сохранить здоровье мозга, чтобы узнать больше о способах улучшить свои познавательные способности и поддерживать работу мозга в лучшем виде.