Коллективные эмоции вины и стыда: обзор современных исследований // Современная зарубежная психология — 2014. Том 3. № 4
Аннотация
В статье представлен обзор исследований коллективных эмоций вины и стыда. Обзор охватывает исследования с начала 1990-х годов (Steele, Smith, Doosje, Branscombe), сквозь 2000-ые (Leach, Lickel, Iyer, Allpress, Brown, De Hooge), до последних дней (Shepherd, Rees, Goldenberg). Описаны различия между коллективными эмоциями и эмоциями, основывающимися на групповой принадлежности, а также механизмы их взаимосвязи. Представлены исследования коллективного чувства вины, разведены понятия «коллективная вина» и «коллективная ответственность», описаны механизмы формирования коллективного чувства вины и последствия возникновения этого чувства. Также описаны исследования коллективного чувства стыда, разведены два вида чувства стыда: моральный и имиджевый стыд. Проанализированы противоречия в области изучения коллективных эмоций как предикторов межгрупповых установок и отношений.
Рубрика издания: Общая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Ефремова М.В., Григорян Л.К. Коллективные эмоции вины и стыда: обзор современных исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 4. С. 71–88. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n4/75378 (дата обращения: 26.05.2023)
Литература
- Приходько А. И., Гулевич О.А. Межгрупповые эмоции в условиях политической конкуренции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: Электрон. науч. журн. 2010. № 1 (9). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n1-9/280-prikhidko9.html#e_Lit (дата обращения: 15.12.2014).
- Приходько А.И. Межгрупповые эмоции: основные направления исследований [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2009. Т. 6. № 4. – С. 103–116. URL: http://psy-journal.hse.ru/2009-6-4/26699449.html (дата обращения: 15.12.2014).
- Тихомирова С.В. Эмоции коллективного субъекта // Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова, С.В. Тихомирова; под редакцией К.А. Абульхановой. Москва: Институт психологии РАН, 2011. С. 308–319.
- Atoning for colonial injustices: Group-based shame and guilt motivate support for reparation / J. Allpress, F. Barlow, R.Brown, W. Louis // International Journal of Conflict and Violence. 2010. Vol. 4. P. 75-88
- Attitudes toward Indigenous Australians [Electronic resource]: The role of empathy and guilt / A. Pedersen, J. Beven, B. Griffiths, I. Walker // Journal of Community and Applied Social Psychology. 2004. Vol. 14, № 4. P. 233–249. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/casp.771/abstract (дата обращения: 15.12.2014).
- Bandura A. Social cognitive theory [Electronic resource]: An agentic perspective // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 1–26. URL: http://www.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev.psych.52.1.1 (дата обращения: 15.12.2014).
- Barkan E. The Guilt of Nations: Restitution and Negotiating Historical Injustices. London: The Johns Horkins University Press. 2001. 414 с.
- Barrett K.C. A functionalist approach to shame and guilt // Self-conscious emotions: Shame, guilt, embarrassment, and pride / Eds. J.P. Tangney, K.W. Fischer, New York: Guilford. 1995. P. 25–63.
- Baumeister R., Hastings S. Distortions of collective memory: How groups flatter and deceive themselves // Collective memory and political events: Social psychological perspectives / Eds. James W. Pennebaker, Dario Paez, Bernard Rimé. Mahwah, NJ: Erlbaum. 1997. P. 277–293.
- Branscombe N., Doosje B., McGarty C. Antecedents and consequences of collective guilt // From prejudice to intergroup emotions: Differeniated reactions to social groups. Philadelphia, PA: Psychology Press. 2002. С. 49–66.
- Brown R., Cehajic S. Dealing with the past and facing the future Electronic resource]: Mediators of the effects of collective guilt and shame in Bosnia and Herzegovina // European Journal of Social Psychology. 2008. Vol. 36. P. 669–684. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ejsp.466/abstract (дата обращения: 15.12.2014).
- Damasio A. Descartes’ Error: Emotion, reason and the human brain. New York: Putnam, 1994. 312 p.
- De Hooge I., Breugelmans S., Zeelenberg M. Not so ugly after all [Electronic resource]: When shame acts as a commitment device // Journal of Personality and Social Psychology. 2008. Vol. 95, № 4. P. 933–943. URL: http://psycnet.apa.org/journals/psp/95/4/933/ (дата обращения: 15.12.2014).
- De Hooge I., Zeelenberg M., Breugelmans S. Restore and protect motivations following shame [Electronic resource] // Cognition and Emotion. 2010. Vol. 24. P. 111–127. URL: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02699930802584466#.VQBOZI4W71s (дата обращения: 15.12.2014).
- Deonna, J.A., Teroni, F., Rodogno, R. In defense of shame. New York: Oxford University Press. 2011. 288 p.
- Doosje B., Ellemers N., Spears R. Perceived intragroup variability as a function of group status and identification [Electronic resource] // Journal of Experimental Social Psychology. 1995. Vol. 31. P. 410–436. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022103185710189 (дата обращения: 15.12.2014).
- Ellemers N., Spears R., Doosje B. Sticking together or falling apart
[Electronic resource]: In-group identification as a psychological determinant
of group commitment versus individual mobility // Journal of Personality and
Social Psychology.
1997. Vol. 72, № 3. P. 617–626. URL: http://psycnet.apa.org/journals/psp/72/3/617/ (дата обращения: 15.12.2014). - Esses V., Haddock G., Zanna M. Chapter 7. Values, stereotypes and emotions as denerminants of intergroup attitudes // Affect, cognition and stereotyping: Interactive processes in group perception / Eds. D.M. Mackie, D.L. Hamilton. San Diego, CA: Academic Press. 2014. P. 137–166.
- Ferguson T. Mapping shame and its functions in relationships [Electronic resource] // Child Maltreatment. 2005. Vol. 10, № 4. P. 377–386. URL: http://cmx.sagepub.com/content/10/4/377.short (дата обращения: 15.12.2014).
- Gausel N., Leach C. Concern for self-image and social image in the management of moral failure: rethinking shame [Electronic resource] // European Journal of Social Psychology. 2011. Vol. 41, № 4. P. 468–478. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ejsp.803/full (дата обращения: 15.12.2014).
- Goldenberg A., Saguy T., Halperin E. How group-based emotions are shaped by collective emotions: evidence for emotional transfer and emotional burden [Electronic resource] // Journal of Personality and Social Psychology. 2014. Vol. 107, № 4. P. 581–596. URL: http://psycnet.apa.org/journals/psp/107/4/581/ (дата обращения: 15.12.2014).
- Guilt by Association: When One’s Group has a negative history [Electronic resource] / B. Doosje, N. Branscombe, R. Spears, A. Manstead // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 75, № 4. P. 872–886. URL: http://psycnet.apa.org/journals/psp/75/4/872/ (дата обращения: 15.12.2014).
- Haidt J. The emotional dog and its rational tail [Electronic resource]: A social intuitionist approach to moral judgment // Psychological Review. 2001. Vol. 108, № 4. P. 814–834. URL: http://psycnet.apa.org/journals/rev/108/4/814/ (дата обращения: 15.12.2014).
- How emotion shapes behavior [Electronic resource]: Feedback, anticipation and reflection, rather than direct causation. R. Baumeister, K. Vohs, C. DeWall, L. Zhang.Personality and Social Psychology Review, 2007. Vol. 11, no. 2, pp. 167–203. URL: http://psr.sagepub.com/content/11/2/167.short (дата обращения: 15.12.2014).
- Iyer A., Schmader T., Lickel B. Why individuals protest the perceived transgressions of their country [Electronic resource]: The role of anger, shame and guilt // Personality and Social Psychology Bulletin. 2007. Vol. 33. P. 572–587. URL: http://psp.sagepub.com/content/early/2007/04/17/0146167206297402.short (дата обращения: 15.12.2014).
- Leach C., Iyer A., Pedersen A. Anger and guilt about intergroup advantage explain the willingness for political action [Electronic resource] // Personality and Social Psychology Bulletin. 2006. Vol. 32. P. 1232–1245. URL: http://psp.sagepub.com/content/32/9/1232.short (дата обращения: 15.12.2014).
- Leach C., Snider N., Iyer A. The experience of relative advantage and support for social equality. New York: Cambridge University Press. 2002. 379 p.
- Leidner B., Castano E. Morality Shifting in the context of intergroup violence [Electronic resource] // European Journal of Social Psychology. 2012. Vol. 42. P. 82–91. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ejsp.846/abstract (дата обращения: 15.12.2014).
- Lewis M. Self-conscious emotions and the development of self // Journal of the American Psychoanalytic Association. 1991. Vol. 39. P 45–73.
- Lewis M. Self-conscious emotions: Embarrassment, pride, shame, and guilt // Handbook of emotions / Eds. M. Lewis, J.M. Haviland,. New York: Guilford Press. 1993. P. 563–573.
- Manstead A. The role of moral norm in the attitude-behavior relation // Attitudes, behavior and social context: The role of norms and group membership. Mahwah, NJ: Erlbaum. 2000. P. 11–30.
- May L., Hoffman S. Collective Responsibility: Five Decades of Debate in Theoretical and Applied Ethics. New York: Rowman & Littlefield. 1992. 244 p.
- Niedenthal P., Tangney J., Gavanski I. Distinguishing shame and guilt in counterfactual thinking // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 67. P. 585–595
- Perceived antecedents of emotional reactions in inter-ethnic relations [Electronic resource] / J.D. Dijker, W. Koomen, H. van Den Heuvel, N.H. Frijda // British Journal of Social Psychology. 1996. Vol. 35, № 2. P. 313–329. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.2044-8309.1996.tb01100.x/abstract;jsessionid=7C6E62480754F57809F7D1A039749344.f03t03 (дата обращения: 15.12.2014).
- Prejudice and guilt: The interpretational struggle to overcome prejudice / P. Devine, M. Monteith, J. Zuwerink, A. Elliot // Psychology and culture / Eds. Walter J. Lonner, Roy S. Malpass. Boston: Allyn, Bacon. 1994. P. 203–207.
- Rees, J.H., Allpress, J.A., Brown, R. Nie wieder [Electronic resource]: Group-based emotions for ingroup wrongdoing affect attitudes toward unrelated minorities // Political Psychology, 2013. Vol. 34. P. 387–407. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/pops.12003/abstract (дата обращения: 15.12.2014).
- Schmader T., Lickel B. Stigma and shame: Emotional Responses to the stereotypic actions of one’s ethnic group. Mahwah, NJ: Erlbaum. 2006. 376 p.
- Shamed into anger?: The relation of shame and guilt to anger and self-reported aggression [Electronic resource] / J. Tangney, P. Wagner, C. Fletcher, R. Gramzow // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 62, № 4. P. 669–675. URL: http://psycnet.apa.org/journals/psp/62/4/669/ (дата обращения: 15.12.2014).
- Shaming, blaming and maiming [Electronic resource]: Functional Links among the moral emotions, externalization of blame and aggression / J. Stuewig, J. Tangney, C. Heigel, L. Harty, L. McCloskey // Journal of Research in Personality. 2010. Vol. 44, № 1. P. 91–102. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0092656609002311 (дата обращения: 15.12.2014).
- Shepherd L. , Spears R., Manstead A. This will bring the shame on our nation [Electronic resource]: The role of anticipated group-based emotions on collective action // Journal of Experimental and Social Psychology. 2013. Vol. 49, № 1. P. 42–57. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022103112001461 (дата обращения: 15.12.2014).
- Smith E. Chapter 13. Social identity and social emotions: Toward new conceptualizations of prejudice // Affect, cognition and stereotyping: Interactive processes in group perception / Eds. Diane M. Mackie, David L. Hamilton. San Diego, CA: Academic Press. 1993. P. 297–316.
- Steele S. The content of our character: A new vision of race in America. New York: Harper Collins. 1990. 192 p.
- Stuewig J., Tangney J.P. Shame and Guilt in Antisocial and Risky Behaviors. // Group-conscious emotions: The implications of other’s wrongdoing for identity and relationships / B. Lickel, T. Schmader, M. Spanovic. New York: Guilford Press. 2007. P. 351–370.
- Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup conflict // Psychology of intergroup relations / Eds. W.G. Austin, S. Worchel. Chicago: Nelson-Hall. 1986. P. 7–24
- Tangney J. Moral affect: The good, the bad, and the ugly [Electronic resource] // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 61, № 4. P. 598-607. URL: https://doi.org/10.1037/0022-3514.61.4.598 (дата обращения: 15.12.2014).
- Tangney J. Situational determinants of shame and guilt in young adulthood // Personality and Social Psychology Bulletin. 1992. Vol. 18. P. 199–206.
- Tangney J., Dearing R. Shame and guilt. New York: Guilford Press. 2002. 272 p.
- Teroni F., Deonna J.A. Differentiating Shame from Guilt [Electronic resource] // Consciousness and Cognition, 2008. Vol. 17, № 3. P. 725–740. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1053810008000263 (дата обращения: 15.12.2014).
- Tracy J. , Robins R. Appraisal antecedents of shame and guilt [Electronic resource]: Support for theoretical model // Personality and Social Psychology Bulletin. 2006. Vol. 32, № 10, P. 1339–1351. URL: http://psp.sagepub.com/content/32/10/1339.short (дата обращения: 15.12.2014).
- Vicarious shame and guilt [Electronic resource] / B. Lickel, T. Schmader, M. Curtis, M. Scarnier, D. Ames // Group Processes and Intergroup Relations. 2005. Vol. 8, № 2. P. 145–157. URL: http://gpi.sagepub.com/content/8/2/145.short (дата обращения: 15.12.2014).
- Zylicz P., Poleszak L. Naturalistic conception of collective guilt[Electronic resource] // Humboldt Journal of Social Relations. 2005. Vol. 29, № 2. P. 185–206. URL: http://www.jstor.org/discover/10.2307/23262801 (дата обращения: 15.12.2014).
Ефремова Мария Викторовна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГБОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid. org/0000-0001-5327-1451, e-mail: [email protected]
Григорян Лусине Корюновна, магистр психологии, научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», аспирант, Бременская Международной Школы Социальных Наук (БМШСН), Бремен, Германия, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 4022
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 3508
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9
Что такое коллективная вина и должны ли мы ее испытывать. Обьясняет социальный психолог
Последние недели наши соотечественники регулярно спорят о том, должны ли они чувствовать коллективную вину и ответственность за происходящее в Украине. «Афиша Daily» попросила социального психолога Лусине Григорян объяснить, что это за эмоции, насколько они естественны и как помогают странам становиться лучше.
— Какой у вас опыт работы с темой коллективной вины и ответственности?
— Я социальный психолог, уже 10 лет занимаюсь межгрупповыми отношениями, социальной идентичностью, предубеждениями, национализмом и патриотизмом — в общем, всем, что касается идентификации с группой и взаимодействием с другими группами.
Темой стыда и вины я заинтересовалась в 2014 году после крымских событий. Я заметила, что в России не принято испытывать эти эмоции, у людей есть сопротивление. Я не нашла никаких отечественных исследований на эту тему и решила провести свое. Так как вопрос Крыма был очень нагруженным политически, я взяла другую тему — депортацию народов Кавказа во время Второй мировой. Реакция на мою работу была крайне негативной, я так много плохого услышала про себя и в целом про идею изучать групповую вину, что после не занималась этой темой. Хотя сейчас понимаю, что это стоило продолжить. Люди отрицали сам факт депортации, заявляли, что я обвиняю русских и оскорбляю их патриотические чувства. Похожие доводы можно увидеть в социальных сетях и сейчас.
— Что вообще такое коллективная вина и как давно ее начали изучать?
— Как и многое в социальных науках, это обсуждение запустилось после Второй мировой. Правильнее тут использовать термин «групповые эмоции» — они связаны с групповой идентичностью, но могут испытываться отдельным человеком. Когда группа, к которой мы принадлежим, делает что‑то неприемлемое, у нас могут возникать вина и стыд, не связанные с нашим индивидуальным поведением. Эти чувства абсолютно естественны. В психологических феноменах вообще нет ничего случайного, у них есть функции.
Эмоции вины и стыда появились для регуляции социального поведения — чтобы люди могли кооперироваться.
Мы плохо выживаем в одиночестве, поэтому нам важно, чтобы группы хорошо функционировали. Для этого появляются правила и нормы. А чтобы люди им следовали, есть негативные реакции. Я проехала бесплатно в транспорте и чувствую себя после этого нехорошо. Эта эмоция заставляет меня в следующий раз купить билет. С групповыми эмоциями то же самое — они мотивируют нас быть лучше.
— Есть ли какие‑то исследования групповой вины?
— Да, было проведено много исследований о нацизме в Германии, о колонизации, о рабстве в Америке. В их центре — последствия негативных ощущений из‑за этих событий. Людей спрашивали, как они относятся к произошедшему, а также делают ли они что‑то, чтобы исправить ситуацию, или что должно сделать для этого их государство.
Вину и стыд тут важно разделять. Вину мы испытываем за конкретные поступки, а стыд — за всего себя.
То есть в первом случае будет «я или моя группа сделали что‑то плохое», а во втором — «я или моя группа — плохие». Старые исследования говорили о том, что лучше испытывать вину, так как она непосредственно ведет к желанию восстановить справедливость: поменять поведение, выплатить компенсации, помочь пострадавшим. А стыд побуждает желание убежать и дистанцироваться от событий.
Более поздние работы показывают, что моральный стыд также мотивирует людей извиняться и компенсировать. Похоже, что он даже шире в своем воздействии: вина приводит к желанию помочь только пострадавшей группе, а моральный стыд мотивирует восстанавливать ценности и образ своей группы в целом.
— Есть ли разница в результатах в зависимости от страны?
— И да, и нет. Если смотреть на связи, то результаты более-менее одинаковые везде: если люди чувствуют ответственность за поступки группы, они испытывают вину и стыд, что ведет к желанию исправить ситуацию.
Но если говорить о распространенности таких эмоций, то тут, конечно, есть различия. Больше ответственности, вины и стыда чувствуют в демократических странах, где со временем появился общественный консенсус по поводу травматичного прошлого. Меньше — в странах, где такого консенсуса нет, например, в Польше, России, Сербии.
В России мы получили огромное количество негатива, обвинение исследователей и нежелание признавать даже сам факт травматичных событий. Есть два фактора, которые приводят к таким реакциям. Первый — ощущение себя жертвой исторической несправедливости. Людям сложно перевернуть свое представление о том, что это вообще-то они тут самые несчастные, и осознать, что их группа также совершала ужасные поступки. Второй момент — чувство величия собственной страны и гордости за нее, оно обычно не дружит со стыдом и виной.
Людям очень важно сохранять позитивный образ своей группы, поэтому чувства вины и стыда воспринимаются как угроза. Этого в России очень много.
— Как формируется ощущение величия собственной страны?
— Недавно я рецензировала исследование о том, где люди считают свою страну лучше других. Учитывались ответы граждан, а также реальные достижения страны, ее экономическое и социальное благополучие. График получился U-образным: жители объективно успешных стран говорят: «Да, мы лучше всех». Но также это говорят жители худшим по всем параметрам стран. Критически относятся к своей стране только те, кто находится в серединке. Ощущение величия компенсирует страх и неуверенность в том, насколько все действительно хорошо, так жить легче. Россия как раз находится в части «Все плохо, но зато мы великие».
— Это ощущение навязывается людям или они сами склонны так думать?
— Национализм — феномен довольно естественный. Люди склонны формировать сообщества и думать, что именно их группа лучше остальных, это базовый психологический механизм. Есть исследования, в которых людей делят на группы по совершенно бессмысленному критерию. Например, в классической работе социального психолога Анри Тэшфела испытуемые выбирали, кто им нравится больше — [Василий] Кандинский или [Пауль] Клее. Потом их распределили на группы — они думали, что по принципу любимого художника, но на самом деле рандомно. И даже в этом случае участники при распределении денегЗадача заключалась в том, чтобы решить, как распределить денежно вознаграждаемые баллы между двумя другими испытуемыми. Групповая принадлежность участников была известна. предпочитали членов своей группы, хотя никакой выгоды по дизайну исследования им от этого не было. Такой фаворитизм легко появляется, а чтобы он не принял опасные формы, нужны надстройки — образование, нормы, государственное регулирование. У нас государство, наоборот, форсирует эту тему, и это очень опасно.
От свойственного всем желания помогать своей группе больше, чем другим, можно очень быстро дойти до откровенного национализма и фашизма. Для людей это крайне соблазнительная идея, которая рано или поздно приводит к войнам и геноциду.
— Как происходит процесс признания групповой вины?
— Как я говорила, признание групповой ответственности и вины — угроза идентичности, поэтому люди противятся этому до конца. Германия, например, смогла проработать свое прошлое, и сейчас каждый немецкий школьник хотя бы раз был на экскурсии в концлагере. Но это не потому, что немцы такие необыкновенные, а потому, что был Нюрнбергский процесс и последующие десятилетия обсуждений этих вопросов в обществе. В Америке говорили о рабстве многократно, и даже там республиканцы периодически заявляют, что никакого расизма не было и нет.
Это бесконечный процесс, нам все время надо быть начеку и не забывать о преступлениях. Иначе базовые нехорошие тенденции человеческой природы будут побеждать.
— Как говорить о коллективной вине? Сейчас регулярно некоторые люди из России выступают с заявлением «Мы тоже виноваты». В ответ им говорят, что об этом нужно говорить как‑то иначе, или не нужно говорить вовсе, или этим должны заниматься другие люди и в другое время.
— По моему опыту, как бы мы об этом ни говорили и кто бы это ни делал, мы получим такую реакцию. Люди будут сопротивляться до последнего, они не хотят ощущать эти эмоции, это неприятно и тяжело. А еще это значит, что тебе надо что‑то с этим делать, ведь функция эмоций — направлять поведение.
Поможет тут в первую очередь правда. Чтобы каждый человек видел страшные фотографии, видео, читал истории. Информация о преступлениях государства, в том числе Советского Союза, должна быть общедоступной, о ней должны сниматься документальные и художественные фильмы. Это должно доходить до каждого человека в стране, чтобы никто не мог сказать: «А я не знаю, была депортация кавказцев или нет». Чтобы этот общественный диалог произошел, нужна свобода слова.
— У вас есть личный опыт признания своей вины?
— Я решила уехать из России в 2014 году и в 2015-м эмигрировала. Сняла с себя ответственность за происходящее в стране и думала, что все это больше не моя проблема. Но на этом все не заканчивается, ситуация продолжает развиваться, цикл насилия воспроизводится и направляется на одну страну, на другую, на собственное население. Мой отъезд — один из миллиона факторов, которые привели к тому, что сейчас происходит. Мне, конечно, тяжело это признавать.
Иногда говорят: заявления в духе «все виноваты» — это диффузия ответственности. Но, по-моему, диффузия ответственности — это когда мы перекидываем ее постоянно на кого‑то другого. Когда мы говорим: «А это не я, это власти». В таком случае мы все придумываем виноватого, и ответственным не оказывается никто.
Каждому из нас нужно сказать «Это и моя ответственность тоже, я играю роль в происходящем, мое действие или бездействие влияет на ситуацию».
Это не значит, что ты кому‑то что‑то должен. Ты отвечаешь исключительно перед собой. Но пока хотя бы половина страны не будет готова на себя эту ответственность взять, ничего не изменится. С этим жить тяжелее, но иначе насилие не остановится.
— Людей, которые долгие годы были в оппозиции, часто оскорбляют обсуждения их вины за происходящее. Они говорят: «Я сделал все что мог, чего вы от меня еще хотите».
— Немецкий политик Вилли Брандт был в антифашистском сопротивлении. Незадолго до начала Второй мировой войны нацистское правительство лишило его гражданства, и он бежал в Норвегию. Когда война закончилась, он вернулся, стал мэром Берлина, а потом канцлером ФРГ. В 1970 году он приехал к памятнику героям и жертвам Варшавского гетто и упал перед ним на колени. И это человек, который годами боролся с фашистским режимом. Судя по всему, это был спонтанный поступок — просто человека пришибло чувством вины. И это, мне кажется, важный момент. Мы должны признать, что, если мы сделали все что могли, и это закончилось вот так, — значит, мы сделали не то, не так или недостаточно. Это повод подумать, что мы могли сделать по-другому и как нам вести себя дальше, чтобы не допустить худшего.
— Как тут не свалиться в самобичевание и обвинение, а найти силы для действия?
— Если вина приводит к самобичеванию и параличу, значит, слишком много жалости к себе. Если ты занят только собственной болью, можно залезть под одеялко и не вылезти из‑под него никогда. На эту тему были исследования, в которых исследовались вина, направленная на себя, и сочувствие, направленное на другого. Они показали, что симпатия к другой группе больше мотивирует. В этом ключ. Первая стадия — осознать, что ответственность лежит на всех, потому что любая группа состоит из индивидуальностей. Потом нужно осмыслить все решения, которые тебя привели в нынешнюю точку.
Третий шаг — направить взор вовне и подумать, что ты можешь сделать, чтобы это исправить. Это тяжелая внутренняя работа, но она необходима, если мы хотим жить в свободной стране.
Коллективные эмоции: Введение | Коллективные эмоции
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicCollective EmotionsПсихология развитияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicCollective EmotionsПсихология развитияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
«Коллективные эмоции: введение», Кристиан фон Шеве и Микко Салмела (редакторы), Collective Emotions ( Oxford , 2014; онлайн-издание, Oxford Academic, 16 апреля 2014 г. ), https://doi.org /10.1093/acprof:oso/9780199659180.002.0007, по состоянию на 26 мая 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicCollective EmotionsПсихология развитияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicCollective EmotionsПсихология развитияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Извлечение
Тема
Психология развитияСоциальная психологияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеПубликации — Факультет и исследования
- …→
- Гарвардская школа бизнеса→
- Факультет и исследования→
- Исследования →
- Публикации→
Показать результаты для
- Весь веб-сайт HBS
(110 223)
- Публикации факультета (36 318)
Показать результаты для
- Весь веб-сайт HBS
(110 223)
- Публикации факультета (36 318)
- Май–июнь 2023 г.
- Артикул
Аналитика для маркетологов: когда полагаться на алгоритмы, а когда доверять своей интуиции
Авторы: Фабрицио Фантини и Дас Нараяндас
Расширенная аналитика может помочь компаниям решить множество управленческих проблем, в том числе связанных с маркетингом, продажами и операциями в цепочке поставок, что может привести к устойчивому конкурентному преимуществу. Но по мере того, как становится доступным больше данных и расширенная аналитика… Посмотреть подробности
Ключевые слова: аналитика и наука о данных; Принятие решений
- Май–июнь 2023 г.
- Артикул
Должен ли ваш стартап быть коммерческим или некоммерческим?: Руководство для социальных предпринимателей
Авторы: Кейт Брамм и Брайан Трелстад
Много лет назад грань между некоммерческими и коммерческими предприятиями была четкой, но теперь она изменилась. Некоммерческие организации теперь предлагают продукты, которые конкурируют с лучшими коммерческими организациями, а коммерческие организации могут приносить такую же социальную пользу, как и благотворительные организации. Несмотря на размытость… Посмотреть подробности
Ключевые слова: Бизнес-стартапы; Социальное предпринимательство; Миссия и цель; Некоммерческая организация; коммерческие фирмы; Варианты решения и условия
- Май–июнь 2023 г.
- Артикул
Высокая цена пренебрежения низкооплачиваемыми работниками: шесть ошибок, которые совершают компании, и как они могут добиться большего успеха
Авторы: Джозеф Фуллер и Манджари Раман
Многие компании обвиняют внешние факторы в проблемах, с которыми они столкнулись при поиске и удержании передовых работников: пандемию, правительственные проверки стимулов, внутреннюю природу низкооплачиваемой работы. Авторы утверждают, что на самом деле настоящая проблема кроется в шести больших… Посмотреть подробности
Ключевые слова: Удержание; Набор персонала; Человеческий капитал; Личное развитие и карьера; Компенсации и льготы; Производительность Производительность
- Июнь 2023 г.
- Статья
Почему долларовый долг дешевле? Свидетельства из Перу
Авторы: Брайан Гутьеррес, Виктория Ивашина и Джулиана Саломао
На развивающихся рынках значительная часть корпоративных кредитов номинирована в долларах. Используя новые данные, которые позволяют нам видеть валюту и стоимость кредита, в дополнение к некоторым другим характеристикам на уровне транзакций, мы заново изучаем причины, по которым доллар… Посмотреть подробности
Ключевые слова: корпоративный долг развивающихся рынков; Несоответствие валюты; Долларизация ответственности; Кэрри Трейд; Валюта; Развивающиеся рынки; займы и долги; процентные ставки; Перу
- Май 2023
- Учебная записка
Лаборатории Ava: Навигация по следующему блокчейну
Авторы: Марко Ди Маджио и Веньяо Ша
Ключевые слова: Блокчейн; Децентрализованные финансы; Альтернативные активы; Финансовые инструменты; Ресурсы; Решения; Финансы и кредиты; Технологическая промышленность; Индустрия финансовых услуг
- Май 2023
- Дополнение
Alicia Keys и Swizz Beats, дополнительный видео-плейлист
Автор: Борис Гройсберг
Ключевые слова: Развлечение; Музыкальные развлечения; Личное развитие и карьера; предпринимательство; Цели и задачи; Власть и влияние; Музыкальная индустрия; индустрия развлечений и отдыха; Индустрия изящных искусств
- 17 мая 2023 г.
- Артикул
Не позволяйте страсти привести к выгоранию в вашей команде
Авторы: Джой Бредехорст, Кай Крауттер, Йирс Меурис и Джон М. Яхимович о работе может привести к истощению и даже выгоранию. Благодаря исследованиям с более чем 700 сотрудниками… Посмотреть подробности
Ключевые слова: Выгореть; Эмоции; баланс между работой и личной жизнью; Сотрудники
- май 2023 г.
- Учебная записка
В гостях: масштабирование туристического бренда DTC
Автор: Джозеф Б. Фуллер и Джилл Эйвери
Учебная записка для HBS, дело № 520-051. Away, продавец дорожного багажа, работающий напрямую с потребителем, обсуждает, как инвестировать свой последний раунд венчурного финансирования. Как быстро можно и нужно было масштабировать Away и каковы были наиболее перспективные направления роста… Посмотреть подробности
- Май 2023
- Дополнение
Sian Flowers: Fresher by Sea — видео-дополнение
Автор: Willy C. Shih
Местом действия этого дела является Sian Flowers, компания со штаб-квартирой в Китенгеле, Кения, которая экспортирует розы преимущественно в Европу. Поскольку срезанные цветы имеют ограниченный срок хранения, и потребители хотят, чтобы они сохраняли свой внешний вид как можно дольше, Sian или ее… Подробнее
Ключевые слова: Цепочка поставок; Каналы поставок; устойчивость; Устойчивое сельское хозяйство; Отчетность об устойчивом развитии; Выбросы углерода; Управление цепочками поставок; Качество; Судовые перевозки; Управление затратами; Сельское хозяйство и агропромышленность; Африка; Кения; Нидерланды; Европа
- Май 2023
- Чемодан
Kensington Partners: Сара Рейнольдс
Авторы: Дэвид Г. Фубини, Амр Сейфелдин и Патрик Сангинети
Сара Рейнольдс, партнер глобальной консалтинговой фирмы Kensington Partners, несколько лет возглавляла телекоммуникационную группу фирмы. Благодаря своему звездному послужному списку с клиентами, она принесла группе и себе ряд похвал и… Посмотреть подробности
Ключевые слова: Консалтинг; Консалтинговые фирмы; Обслуживание клиентов; Управление карьерой
- 2023
- Рабочий документ
Политика благотворительности в Китае
Авторы: Джеффри Джонс и Юхай Ву
В этом рабочем документе рассматривается история деловой филантропии в Китае. На Западе в литературе различают предпринимательскую и обычную филантропию, в то время как феномен духовной филантропии был выявлен на многих развивающихся рынках. Этот… Посмотреть подробности
Ключевые слова: Китай; благотворительность; Этика; благотворительность и благотворительность; моральная чувствительность; Корпоративная социальная ответственность и влияние; Экономические системы; секторы экономики; Китай
- Май 2023
- Чемодан
Бюджетный тупик Америки, 2009-2023
Автор: Ричард Виетор
В мае 2023 года президент Байден столкнулся с долговым кризисом.