Коммуникативное общение это в психологии – стороны, функции, сходства и различия

Коммуникативная сторона общения

Структура общения между людьми состоит из интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон. Каждая из этих сторон имеет свои особенности. Например, интерактивная сторона характеризуется обменом действий, то есть организацией взаимодействия между общающимися людьми. Перцептивная заключается в процессе восприятия, познания друг друга посредством общения, а также в установлении взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее.

Каждая из сторон общения требует детального и тщательного рассмотрения.

Представить общение без коммуникации просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения имеет очень важное значение для его участников. Следует отметить, что характер обмена любой информацией при помощи системы знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Другими словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные знаки значительно влияют на  соучастников коммуникативного общения. Знаки в общение играют такую же роль, как орудия в труде.

В свою очередь коммуникативная сторона общения бывает вербальной (передача информации при помощи речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий).

Вербальные средства коммуникации – это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.

Бытует мнение, что темп речи, интонация голоса и другие сопутствующие проявления также относят к вербальной категории. Однако если учесть, что подобные факторы могут не только дополнять, но и полностью уничтожать прямой смысл сказанного, то можно с уверенностью утверждать, что невербальные средства – это те, которые не являются «словами». Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации:

— околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее;

— зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения;

— кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.;

— место и время общения;

— запахи: индивидуальные или окружающей среды;

— почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.

Таким образом, психология коммуникации заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Основываясь на мнении психологов, можно утверждать, что человек постигает приблизительно 10% информации, которой владеет мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном.

Отметим, что коммуникативная сторона общения может включать в себя и специфические барьеры. Такие барьеры носят психологический или социальный характер. Коммуникативный барьер может возникнуть из-за отсутствия понимания ситуации. Причины для этого самые разнообразные. Это могут быть профессиональные, социальные и политические различия. Они порождают различное истолкование понятий, которые употребляются в коммуникативном процессе, а также разное мировоззрение, миропонимание и мироощущение.

Можно сделать вывод, что коммуникативная сторона общения — психологическая категория. Так как общение — довольно важное условие человеческой жизни и одна из основных потребностей каждого из нас. Коммуникация формирует систему отношений человека ко всему окружающему миру. От умения общаться зачастую зависит уровень нашей популярности в обществе, наша успешность в жизни и так далее. Каждый должен уметь общаться правильно.

fb.ru

Шпаргалка — Коммуникативная сторона общения

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………………………………..3

2.Коммуникативная сторона общения………………………………………4

3.Заключение………………………………………………………………………….

4.Список используемой литературы……………………………………..

1.Введение

В своей контрольной работе я поставила задачу рассмотреть следующие вопросы:

1.В чем заключается психологическая сущность коммуникативных барьеров?

2.Что означает понятие коммуникация в узком и широком смысле слова?

3.В чем заключается психологический смысл обратной связи?

4.Почему семантический барьер является одним из наиболее

распространенным препятствием в понимании субъектами друг друга?

5.Как барьеры социально- культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

6.В чем заключается значение визуального контакта в коммуникационном процессе?

7.Каковы условия и средства различия коммуникационной компетенции?

Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми».

Процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию.

Коммуникативная сторона общения, состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникационного процесса.

Коммуникационный процесс- обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информацией.

Основные функции коммуникации:

1.информативная- передача сведений

2.интерактивная- организация взаимодействия между людьми

3.перцептивная- восприятие друг друга партнерами по общению

4.экспресивная-возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента:

1.отправитель информации

2.сообщение- собственно информация

3.канал-средство передачи информации

4.получатель информации.

Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов:

IЭТАП — начало обмена информацией, когда отравитель должен ясно представить, что он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

II этап- воплощение идеи в слова, символы, в сообщение.

Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи.

IIIэтап- передача информации через использование выбранных

каналов связи.

IVэтап- получатель информации переводит символы в свои мысли.

Vэтап- обратная связь- отклик получателя на полученную информацию,

на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации.

Информация в общении не просто передается от одного партнера

к другому (при этом лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию- реципиентом).

Коммуникация

Коммуникатор Реципиент

Обратная связь

Обратная связь- это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Цель обратной связи- помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь- информацию о том, как люди вас поняли.

Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации.

Под обратной связью понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседником для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствие с этим собственного поведения.

Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне.

Вербальная коммуникация, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, а также осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка.

Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.

Сюда же можно отнести такую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз, имеющая место в визуальном общении.

Значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части «коммуникативного айсберга» — в области невербального общения.

Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения.

К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогает определить искренность другого.

Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.

В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, «длительность» их, смена статики и динамика взгляда, избегание его и т.д.

Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая, тем самым, процесс коммуникации более открытым.

В процессе коммуникации человек может играть каждую из трех ролей: быть передатчиком, принимающим и передающим средством связи.

В то же время он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и тем не менее, информация очень часто передается именно через людей, что обусловливает определенные искажения в процессе.

Человек как элемент коммуникации – сложный и чувствительный «получатель» информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда ее искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение. При этом передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию. Это говорит о замещающе — искажающем барьере.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации – это так называемое фонетическое непонимание.

Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи.

Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь – скороговорка и речь с большим количеством звуков – паразитов.

Существует также семантический барьер непонимания, связанный прежде всего, с различиями в системах значений участников общения. Это проблема жаргонов и слэнгов.

Даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создает свое «поле значений», характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, или выражений. В различных микрокультурах не одинаково понимается смысл некоторых ценностей. Кроме того, каждая среда создает свой мини- язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи.

Все это вместе может значительно затруднить процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.

Причиной психологического барьера могут служить социально- культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпритации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению, как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

Огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преграда на пути усвоения предлагаемой информации.

Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспринимает ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтет ее не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.

Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения ( достижение большей определенности в понимании ситуации, способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, есть коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность рассматривается, как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Заключение.

Выполнив контрольную работу я решила поставленные задачи, рассмотрев коммуникативную сторону общения.

Список используемой литературы.

1.Социальная психология; Морозов А.В.; М.; Академический проспект;2005.

2. Психология и этика деловых отношений; Столяренко Л.Д,; Ростов н/Д: «Феникс»; 2003.

ronl.org

Как развить коммуникабельность. Коммуникативное общение

Я всегда считал, что далеко не самый коммуникабельный человек. В школе я общался, в основном, только с одним другом. С большинством одноклассников у меня было нейтральное и не особо интенсивное общение. Да и мне как-то не было интересно с ними общаться.

То, что я на самом деле коммуникабельный человек я узнал на первом курсе университета, когда попал в совсем другую среду, другое окружение. Оказалось, что я не только могу много и качественно общаться, но мне это даже стало доставлять удовольствие. Я был старостой группы (меня выбрали почти насильно) и решал все проблемы 30 человек и как мог — организовывал их. Плюс ко всему я устроился сразу на две работы и находил еще какие-то дополнительные заказы и подработки. Таким образом из не самой общительной серой мыши я быстро превратился в общительного человека. Уверенность в себе настолько зашкаливала, что я не знал для себя закрытых дверей и легко находил контакт даже с высокопоставленными людьми.

Разумеется, чтобы стать более коммуникабельным человеком, приходилось пересматривать свои привычки в плане общения. И если раньше я был скорее слегка замкнутым, то теперь мне приходилось каждую субботу вечер на сутки отключать мобильный телефон, чтобы дать себе хотя бы немного уединения.

Как развить коммуникабельность?

Развивай свою речь

Во многом умение общаться складывается из того, как ты умеешь говорить. Многие люди страдают от того, что не могут связать даже двух слов. Это можно поправить если этим целенаправленно заниматься. Например, можно попробовать записать свою речь на диктофон, а потом послушать. Особенно это хорошо работает, когда ты готовишь публичное выступление.

Умей слушать собеседника

Умение говорить важно, но не менее важно умение слушать. У многих людей большая проблема — они не умеют слушать своего собесеника. Если сможешь быть благодарным слушателем, ты будешь интересным собеседником для многих людей.

Изучай специализированную литературу

Теорию психологии эффективного общения разработал Дейл Карнеги — автор многочисленных книг на эту тема. Мы буквально пару дней назад делали об этом публикацию. Изучение подобной литературы безусловно поможет в построении эффективных коммуникации.

Основы коммуникативного общения

Коммуникативное общение — это когда два человека обмениваются информацией на интересную для них обоих тему и извлекают пользу от этого общения. При этом предполагается, что коммуникативное общение — это не просто обмен информацией, а установление тесного контакта — когда оба человека понимают друг друга достаточно глубоко и могут прийти к некому единому мнению по тому или иному вопросу. Проще говоря коммуникативное общение — это близкое общение, приносящее пользу обоим людям участникам процесса и помогающее выработать единую позицию или стратегию совместных действий. Коммуникативнео общение направлено на обмен знаниями и, возможно, координацию действий с одной стороны, а также на получение удовольствия от самого общения — с другой стороны.

Короче говоря, если ты встретился со старым занкомым и не хочешь настальгировать про школьные годы, предложи какую-нибудь тему, которая будет интересна вам обоим.

Нужно больше общения

В первую очередь в обычной жизни не стоит избегать общения. Чтобы стать в чем-то экспертом, нужно этим постоянно заниматься. Рассматривай случайные встречи со старыми знакомыми, а также новых людей на своем пути как возможность немного прокачать свой навык общения. Чем больше общаешься, тем лучше это получается.

Получай удовольствие от обещнеия

Не стоит бояться общаться с людьми. На самом деле это самая настоящая роскошь — пообщаться с новым человеком. Каждый человек — это яркая индивидуальность со своими особенностями и уникальным миром. Общаясь с разными людьми — ты узнаешь очень много интересного. К примеру, когда я выбирал первую машину, то  очень много говорил с таксистами относительно их машин и вообще про рынок авто. Узнал очень много нового для себя. То же самое происходит когда я обращаюсь, к примеру, на шиномонтаж или говорю с каким-нибудь специалистом.

Бери инициативу на себя

Бывает полезно просто поздороваться со старым знакомым, спросить как у него дела. Иногда такие старые связи могут быть вам взаимополезными. Психологи не советуют отводить взгляд от своих знакомых, если вы их встретили в городе, т.к. это приведет скорее к негативу. А общение даже не с самым приятным собеседником все равно будет приятнее, чем избегание его. Не стоит избегать общения.

Не стоит быть сликшом формальным

Например, иногда полезно сказать «привет!» вместо «здравствуйте», а встретив старого знакомого было бы полезно хоть на минуту оторваться от своего смартфона иначе это будет выглядеть как неуважение к собеседнику.

Работай над своей риторикой

Риторика — это искусство быть интересным рассказчиком. Мне повезло и у нас в гимназии был курс по риторике. Там мне объяснили, как сделать мой доклад более интересным публике. Но эти знания могут быть полезны и в обыной жизни. Обладание навыком коммуникаций — это в том числе и умение ярко что-нибудь донести.

Никто не любит угрюмых бук

Если ты — депрессивная личность, то это во-первых само по себе не сликшом полезно для психики с одной стороны. С другой стороны это может отбить желание окружающих с тобой общаться. Поэтому советую подумать о том как стать оптимистом. Для этого возможно понадобится повысить самооценку.

Коммуникабельному общению можно обучиться

Нужно понимать, что навыкам коммуникативного общения можно научиться. Для начала нужно отказаться от негативных мыслей. Сила мыслей имеет значение — рассказывает Наполеон Хилл. Но для этого нужно перестать думать что ты не общительный. Напротив нужно начать о себе думать как о коммуникабельной личности. Сила мыслей действительно может материализоваться. Причем как в одну, так и в другую сторону. Как думаете, совпадение, что миллиардер и будущий президент США Дональд Трамп обычно старается не думать о плохом?

Коммуникабельность — секрет успеха

Одним из секретов успеха может быть коммуникабельность. Дело в том, что один человек сам по себе мало что может. Но если он в состоянии эффективно взаимодействовать с другими людьми, то он может и для себя добиться много и принести не меньше ползы обществу. Вне сомнения, иногда коммуникабельность может стать мощным средством достижения любых целей. Не зря говорят: «Язык до Киева доведет».

qobiz.ru

Коммуникативная сторона общения

Психологические основы доверительного общения.

Общение

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Краткий психологический словарь. М., 1985

Общение бывает двух видов: вербальное общение — использование речи, т.е. значение и смысл слов, и невербальное общение — использование мимики, пантомимики, жестикуляции, визуального контакта, проксемики, пара- и экстралингвистика.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

1) Коммуникативная сторона общения — обмен информацией между людьми. 2) Интерактивная сторона — организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

3) Перцептивная сторона общения — процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Границы между этими сторонами условны и могут сливаться и дополнять друг друга.

К средствам общения относятся:

1) Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.

2) Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3) Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4) Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5) Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения принято выделять этапы:

1) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3) Ориентировка в личности собеседника.

4) Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6) Установление контакта.

7) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

8) Обмен мнениями, идеями, фактами.

9) Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящим не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным.

Коммуникативная сторона общения

В коммуникативном процессе принято выделять вербальнуюи невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа — лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

1) Кто? (передает сообщение) — коммуникатор.

2) Что? (передается) — сообщение (текст).

3) Как? (осуществляется передача) — канал.

4) Кому? (направлено сообщение) — аудитория.

5) С каким эффектом? — эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения) , отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация включает в себя:

1) Визуальные виды общения — жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.

2) Акустическая система — включающая в себя такие аспекты как паралингвистическая система (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическая система (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).

3) Тактильная система (такесика) — прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

4) Ольфакторная система — приятные и неприятные запахи окружающей среды, искусственные и естественные запахи человека.

При этом межличностная коммуникация имеет свою принципиальную специфику по сравнению с информационным процессом, например, в кибернетике:

1) Оба партнера коммуникативного акта выступают в роли активных его субъектов, в той или иной мере сориентированных друг на друга.

2) Подобный коммуникативный акт не сводится к простому процессу передачи или обмена информацией, что, с одной стороны, задает познавательную ориентацию активности, а с другой — практически закономерно порождает возникновение психологических барьеров различного типа.

3) Коммуникативная активность может быть реализована лишь с помощью специфических средств межличностного контакта (основные виды — вербальный и невербальный; при этом более 70% объема информации в условиях межличностного контакта человек получает за счет невербального способа общения).

Следует отметить, что в условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Такие барьеры возникают в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения. Самым простым примером фонетического барьера является непонимание двух человек, говорящих на разных языках.


Похожие статьи:

poznayka.org

Коммуникативное поведение и общение в организации

Коммуникативное поведение и общение в организации


Введение

В центре любого гуманитарного знания находится человек и все, что связано с его деятельностью. Одной из центральных составляющих человеческой деятельности является общение. Частью человеческого общения является речевая коммуникация. Ее образуют речевые акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью.

Помимо собственно речевых качеств, речь может быть соотнесена с такими неречевыми структурами, как мышление, сознание, язык, действительность, адресат речи, условия общения, и в зависимости от характера этого соотношения можно говорить о таких коммуникативных качествах речи, как правильность, выразительность, точность, логичность, уместность.

Соотношение речь/мышление позволяет осмысливать такие качества речи, как точность и логичность, помогает понять, что стоит за словами выразительность, образность, уместность, действенность, позволяет осмыслить такие качества речи, как точность и логичность. Коммуникативные качества речи важны для раскрытия механизмов ее восприятия и в особенности воздействия. Подобным образом и человек, участвующий в процессе коммуникации, соотносится не только со словами, но и с делами.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что сотрудники организаций испытывают острую потребность в информации о происходящих в компании и вокруг нее событиях. В зависимости от того, как происходит процесс обмена информацией, зависит и социально-психологический климат в организации, а это влияет на психологический климат в организации, на результат деятельности самой компании.

Целью работы является определение сущности психологического климата в организации, способность показать природу и сложность коммуникаций, рассмотреть их значение в организации.

Объектом являются психологические процессы происходящие в организации.
Задачи: раскрыть понятие коммуникаций, их значение в организации, рассмотреть различные виды коммуникаций.

Коммуникативное поведение, и его характеристики

Коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной группы людей.

Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное.

Можно выделить основные нормы коммуникативного поведения:
1. Общекультурные нормы коммуникативного поведения отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование. Это – стандартные ситуации.
2. Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный). Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться.
3. Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, гуманитариев, технарей и т.д.
4. Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности. Подлежат описанию также нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида.
Коммуникации занимают важнейшее место в жизни организации и оказывают огромное влияние на индивидов и групп. Обмен информацией между сотрудниками в организации приводит к достижению намеченных целей.

Коммуникации – это передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей. Цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. В коммуникациях всегда участвуют, по крайней мере, два лица – отправитель и получатель Отправитель – это любой индивид (сотрудник), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации. Получатель – индивид, воспринимающий сообщение получателя. Сам коммуникационный процесс сложен и представляет собой способ, посредством которого сообщение отправителя достигает получателя. Чтобы обеспечить четкие и эффективные коммуникации в организации, необходимо знать и предотвращать возможные помехи в процессе их осуществления. Процесс коммуникации состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы:

1. Рождение идеи, которую хотел бы передать получателю отправитель.
2. Кодирование, то есть, идея зашифровывается с помощью подходящих слов, диаграмм, других символов, используемых для передачи информации. На этом этапе отправитель определяет способ передачи, наиболее адекватный порядок слов и символов.
3. Передача. После того как определена форма сообщения, осуществляется его передача, например, в виде служебной записки, телефонного звонка или беседы, т.е. отправитель, ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме.
4. Получение. На четвертом шаге инициатива переходит к получателю, который должен настроиться на восприятие сообщения, т.е. при устном общении быть хорошим слушателем.
5. Декодирование сообщения. Отправитель стремится к тому, чтобы получатель адекватно воспринял сообщение, точно так, как оно было отправлено. Чем ближе декодированное сообщение к намерению, выраженному отправителем, тем более эффективна коммуникация.
6. Принятие сообщения. После того как получатель получил и расшифровал сообщение, он может принять его или отвергнуть. Именно получатель определяет принять ему сообщение в целом или частично. Факторы, влияющие на решение, зависят от восприятия адресатом степени достоверности сообщения, авторитета коммуникатора, а также от предполагаемого использования послания.
7. Использование информации. Использование информации получателем, который может никак не реагировать на сообщение; выполнить задачу в соответствии с указаниями; сохранить информацию на будущее или сделать что-нибудь еще. Данный шаг является решающим и зависит, прежде всего, от адресата.
8. Обеспечение обратной связи – присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию на полученное сообщение. Это может быть любой сигнал получателя отправителю – кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д.
Двусторонние коммуникации, возникающие при наличии обратной связи, предполагают диалог получателя и отправителя. В результате получается развертывающаяся игровая ситуация, в которой отправитель может корректировать свое следующее послание в соответствии с полученным ответом. Отправитель всегда нуждается в обратной связи и должен прилагать все силы к ее установлению.

Виды коммуникации

Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам:

1.По субъектам и средствам коммуникаций:

1. межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения;
2. коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий. Такие коммуникации в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий и др.

2.По форме общения:

1. вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени;
2. невербальные – сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.

3.По каналам общения:

1. формальные коммуникации – позволяют упорядочивать и ограничивать инф

mirznanii.com

Коммуникативная сторона общения

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………………………………..3

2.Коммуникативная сторона общения………………………………………4

3.Заключение………………………………………………………………………….

4.Список используемой литературы……………………………………..

1.Введение

В своей контрольной работе я поставила задачу рассмотреть следующие вопросы:

1.В чем заключается психологическая сущность коммуникативных барьеров?

2.Что означает понятие коммуникация в узком и широком смысле слова?

3.В чем заключается психологический смысл обратной связи?

4.Почему семантический барьер является одним из наиболее

распространенным препятствием в понимании субъектами друг друга?

5.Как барьеры социально- культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

6.В чем заключается значение визуального контакта в коммуникационном процессе?

7.Каковы условия и средства различия коммуникационной компетенции?

Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми».

Процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию.

Коммуникативная сторона общения, состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть напротив , люди , включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникационного процесса.

Коммуникационный процесс- обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информацией.

Основные функции коммуникации:

1.информативная- передача сведений

2.интерактивная- организация взаимодействия между людьми

3.перцептивная- восприятие друг друга партнерами по общению

4.экспресивная-возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента:

1.отправитель информации

2.сообщение- собственно информация

3.канал-средство передачи информации

4.получатель информации.

Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов:

IЭТАП — начало обмена информацией, когда отравитель должен ясно представить, что он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

II этап- воплощение идеи в слова, символы, в сообщение.

Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи.

IIIэтап- передача информации через использование выбранных

каналов связи.

IVэтап- получатель информации переводит символы в свои мысли.

Vэтап- обратная связь- отклик получателя на полученную информацию,

на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации.

Информация в общении не просто передается от одного партнера

к другому (при этом лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию- реципиентом).

Коммуникация

Коммуникатор Реципиент

Обратная связь

Обратная связь- это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Цель обратной связи- помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь- информацию о том, как люди вас поняли.

Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации.

Под обратной связью понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседником для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствие с этим собственного поведения.

Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне.

Вербальная коммуникация, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, а также осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка.

Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.

Сюда же можно отнести такую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз, имеющая место в визуальном общении.

Значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части «коммуникативного айсберга» — в области невербального общения.

Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения.

К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогает определить искренность другого.

Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец , способствует тому , чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.

В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, «длительность» их, смена статики и динамика взгляда, избегание его и т.д.

Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том , что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая, тем самым, процесс коммуникации более открытым.

В процессе коммуникации человек может играть каждую из трех ролей: быть передатчиком, принимающим и передающим средством связи.

В то же время он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и тем не менее, информация очень часто передается именно через людей, что обусловливает определенные искажения в процессе.

Человек как элемент коммуникации – сложный и чувствительный «получатель» информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда ее искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение. При этом передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию. Это говорит о замещающе — искажающем барьере.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, че

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *