Коммуникативное общение в психологии: Коммуникативная функция общения

Содержание

📖 Особенности коммуникативной стороны общения, Коммуникативная сторона общения, Глава 2. Психология общения. Диагностика способности к общению. Батаршев А. В. Страница 5. Читать онлайн


Особенности коммуникативной стороны общения

Когда говорят об общении как об обмене информацией, имеют в виду коммуникативную сторону общения. Передача любой информации производится посредством знаковых систем, т. е. знаков. Коммуникатор (передающий информацию) сознательно ориентирует свои действия на смысловое восприятие кодированной информации другими людьми (реципиентами). Передается информация коммуникатором средствами вербальной или невербальной информации. Реципиент (принимающий информацию) для осмысленного восприятия информации декодирует ее.

Для того чтобы обеспечить возможность партнерам по переговорам понимать друг друга, должна быть выработана единая система значений знаковых систем, разработан тезаурус понятий, позволяющий индивидам по общению правильно ориентироваться в определенной области знаний. В процессе общения коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами: коммуникатор становится реципиентом, реципиент — коммуникатором. Так организуется диалоговое общение. Казалось бы — заманчиво весь процесс человеческой коммуникации описать в терминах теории информации. Однако, как отмечает Г. М. Андреева [7, с. 84–86], такой подход нельзя назвать корректным, так как в нем опускаются некоторые важные характеристики человеческой коммуникации. Эти характеристики сводятся к следующему.

1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. А это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых выступает в диалоговом общении как активный субъект, предполагает налаживание совместной деятельности.

2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. В чисто информационных целях, основанных на теории информации, ничего этого не происходит.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой или схожей системой кодирования и декодирования. В обыденной речи «все должны изъясняться на одном языке». Но даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся.

4. В условиях человеческой коммуникации периодически возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами этого являются различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприятии общающихся, их психологические особенности (например, чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непримиримость третьих и т. д.).

Ранее говорилось о том, что любая информация передается посредством знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную информацию. Последняя делится еще на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему.

Следует еще раз подчеркнуть — речь становится универсальным средством общения при условии включения ее в систему деятельности, которая, в свою очередь, предполагает употребление одновременно других, неречевых знаковых систем.

Вербальная коммуникация

В качестве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает человеческая речь, т. е. естественный звуковой язык.

Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика — это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка. Синтаксис — это характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации смысл сообщения теряется в наименьшей степени по сравнению с другими средствами передачи информации. Речь, таким образом, – это язык в действии, форма обобщенного отражения действительности, форма существования мышления. Действительно, в мышлении речь проявляется в форме внутреннего прогова-ривания слов про себя. Мышление и речь не отделимы друг от друга. Передача информации с помощью речи происходит по такой схеме: коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли; связывает их по правилам грамматики, используя принципы лексики и синтаксиса; произносит эти слова благодаря артикуляции органов речи. Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые единицы для правильного понимания выраженной в ней мысли. Но это происходит тогда, когда общающиеся используют понятный обоим национальный язык, выработанный в процессе речевого общения на протяжении многих поколений людей.

Речь выполняет две основные функции — сигнификативную и коммуникативную.

Благодаря сигнификативной функции для человека (в отличие от животного) становится возможным произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации.

Слово дает возможность анализировать предметы, вещи, выделять существенные и второстепенные признаки их. Овладевая словом, человек автоматически осваивает сложные системы связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира. Способность анализировать предметы и явления объективного мира, выделять в них существенное, главное и второстепенное, относить эти предметы и явления к определенным категориям (т. е. классифицировать их) является непременным условием при определении значения слова. Составленный на этой основе словарь, охватывающий термины-понятия какой-либо специальной сферы деятельности, называется тезаурусом.

Коммуникативная функция речи проявляется в средствах выражения и средствах воздействия. Речь не сводится лишь к совокупности передаваемых сообщений, она выражает одновременно и отношение человека к тому, о чем он говорит, и отношение к тому, с кем он общается. Таким образом, в речи каждого индивида в той или иной степени проявляются эмоционально-выразительные компоненты (ритм, пауза, интонация, модуляция голоса и т. п.). Выразительные компоненты имеются и в письменной речи (в тексте письма это проявляется в размашистости почерка и силе нажима, угле его наклона, направлении строк, форме заглавных букв и т. п.). Слово как средство воздействия и его эмоционально-выразительные компоненты неразрывны, действуют одновременно, в определенной степени влияя на поведение реципиента.

Виды вербальной коммуникации. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, – на диалогическую и монологическую. При подготовке к устной речи и особенно — к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами).

К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дак-тильная речь. Это — ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).

Точность понимания слушающим смысла высказывания говорящего зависит от обратной связи. Такая обратная связь устанавливается, когда коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами. Реципиент своим высказыванием дает понять, как он понял смысл принятой информации. Таким образом, диалоговая речь представляет своего рода последовательную смену коммуникативных ролей общающихся, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Монологическая же речь продолжается достаточно долго, не прерывается репликами других. Для нее требуется предварительная подготовка. Это обычно развернутая, подготовительная речь (например, доклад, лекция и т. п.).

Постоянный и эффективный обмен информацией является залогом достижения любой организацией или фирмой поставленных перед собой задач. Важность коммуникации, например в управлении, переоценить невозможно. Однако здесь, как было показано выше, надо преследовать и цель обеспечения правильного понимания передаваемой информации или смысловых сообщений. Умение точно выражать свои мысли, умение слушать — составляющие коммуникативной стороны общения. Неумелое выражение мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Ниже приводится методика двух основных способов слушания: нерефлексивного и рефлексивного.

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальном сосредоточении на ней. Следовательно, чтобы овладеть нерефлексивным слушанием, надо научиться внимательно молчать, демонстрируя понимание, доброжелательность и поддержку. Такой прием облегчает для говорящего процесс самовыражения и помогает слушателям лучше понимать смысл высказываний, уловить, что стоит за словами.

Авторы учебного пособия «Советы психолога менеджеру» [65, с.  80–81] определили пять ситуаций, при которых целесообразно применять нерефлексивное слушание. Эти ситуации приведены ниже.

1. Собеседник горит желанием выразить свое отношение к чему-то, хочет высказать свою точку зрения.

2. Собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы. Если человек обеспокоен, обижен чем-то или испытывает другие отрицательные эмоции, стоит предоставить ему возможность высказаться и выразить свои чувства, почти не вмешиваясь в его речь. Это снимает напряжение и способствует установлению нормального двухстороннего контакта. Простая возможность высказать накопившееся приносит говорящему эмоциональное облегчение, а слушающему помогает понять причины его поступков и переживаний.

3. Собеседнику трудно выразить, облечь в слова то, что его волнует, о чем он хочет рассказать. Минимальное вмешательство в разговор облегчает самовыражение говорящего. Ненужное же вмешательство в речь собеседника и субъективные замечания часто препятствуют установлению взаимопонимания.

4. Приемы нерефлексивного слушания оказываются полезными при беседах с застенчивыми, неуверенными в себе людьми, которым легче «общаться с вещами, чем с себе подобными».

5. Эффективно нерефлексивное слушание во время собеседования при приеме на работу, когда о претенденте хотят узнать как можно больше. Можно задать вопрос: «Что в этой работе привлекает вас больше всего?» или «Почему вы желаете работать именно у нас?» и дать человеку свободно высказаться, не направляя ход его мыслей вопросами и комментариями. Это также полезно при деловых и коммерческих переговорах, когда краткий диалог должен обеспечить точное взаимопонимание. Минимальное вмешательство в речь собеседника помогает опытному слушателю лучше понять говорящего — его истинные чувства, цели и намерения. А собеседнику эти приемы показывают, что им действительно интересуются.

Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи с говорящим. Оно позволяет устранить преграды, искажение информации в процессе общения, точнее понять смысл, содержание высказываний. Следует иметь в виду, что многие слова многозначны и могут пониматься разными людьми по-разному. Значение слова зависит от ситуации, от контекста, в котором оно используется. Иногда говорящий вкладывает один смысл в высказывание, а слушающий истолковывает его по-другому. Людям нередко трудно прямо и открыто высказать свое мнение. Боязнь быть неправильно понятым, казаться глупым или смешным, столкнуться с неодобрением, осуждением заставляет предпринимать обходной маневр, нагромождать слова, скрывая истинные мотивы. В упомянутом выше учебном пособии [65, с. 83–85] приводятся четыре основных приема рефлексивного слушания. Эти приемы обычно применяются комплексно.

Выяснение. Это прямое обращение к говорящему за уточнениями. Чтобы получить дополнительные сведения или прояснить смысл отдельных высказываний, можно попросить, например: «Пожалуйста, уточните это». Если необходимо понять суть того, о чем говорит собеседник, можно спросить: «В этом ли заключается проблема, как вы ее понимаете?» Подобные вопросы способствуют лучшему пониманию.

Отражение чувств. Здесь основное внимание уделяется не содержанию сообщений, а чувствам, выраженным говорящим, эмоциональной составляющей его высказываний. Конечно, как правило, чувства соответствуют содержанию, но иногда не соответствуют ему. Это важно понять. Отражение чувств говорящего помогает и ему самому точнее осознать свое эмоциональное состояние.

Ответ или эмоциональная реакция на чувства других очень важны для взаимопонимания. Эффективность общения зависит не только от его содержательной, но и от эмоциональной стороны. Возникновение же и проявление эмоций всегда связаны с тем, что особенно значимо для человека. Отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за выражением его лица, позой, жестами, интонацией, устанавливаемой дистанцией с партнером по общению, т. е. необходимо пользоваться невербальными средствами общения. Необходимо попытаться представить себя на месте говорящего, т.  е. использовать такой механизм межличностного восприятия, как эм-патия.

Резюмирование высказывания подытоживает мысли и чувства говорящего. Этот прием целесообразно применять при продолжительных беседах. Обобщающие фразы дают слушающему уверенность в точном восприятии сообщения и одновременно помогают говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. Резюме следует формулировать своими словами, используя вступительные фразы, например такие: «Вашими основными идеями, как я понял, являются… Если подвести итог сказанному, то… Итак, вы считаете, что…»

Резюмирование особенно полезно в ситуациях, где необходимо принимать решения (при урегулировании конфликтов, обсуждении разногласий, рассмотрении претензий и т. п., а также при групповых беседах).

Перефразировать — значит сформулировать ту же мысль иначе. Цель перефразирования — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания.

Перефразирование полезно именно тогда, когда речь собеседника кажется нам понятной. Перефразирование можно начать словами: «Если я вас правильно понял…», «Другими словами, вы считаете…», «Вы думаете…» Перефразировать целесообразно только существенные, главные мысли сообщения. При перефразировании нас интересуют именно смысл и идеи, а не установки и чувства собеседника. Слушающий обязательно должен выразить чужую мысль своими собственными словами. Буквальное повторение слов собеседника может поставить его в тупик. Перефразирование показывает говорящему, что его слушают и понимают, а если понимают неправильно, то помогает своевременно исправить это.

Ниже приводится тест для самопроверки навыков слушания.

УМЕЕМ ЛИ МЫ СЛУШАТЬ[1]

Инструкция

Отметьте крестиками номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.

1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушают ли меня.

4. Разговор с таким партнером, который не смотрит в лицо во время беседы, часто вызывает чувство пустой траты времени, так как создается впечатление, что он не слушает меня.

5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями.

8. Что бы я ни высказывал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9. Собеседник постоянно пытается отвергнуть меня.

10. Собеседник «передергивает» смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.

11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.

12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14.  Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет ручкой, протирает стекла очков и т. п., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

15. Собеседник делает выводы за меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

18. Собеседник смотрит на меня как бы оценивая. Это беспокоит.

19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет различные истории, шуточки и анекдоты.

22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

23. Когда я обращаюсь к нему при встрече, он бросает все дела и смотрит внимательно на меня.

24. Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то очень важное.

25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Обработка результатов тестирования

Подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от общего числа.

Если она колеблется в пределах от 70 до 100 % (18 и более утверждений) – вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

Если она колеблется в пределах 40–70 % (10–17 утверждений) – вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, и вам еще не хватает некоторых достоинств хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

Если отмеченные ситуации колеблются в пределах 10–40 % (49 утверждений) – вас можно считать хорошим собеседником, но иногда вы отказываете партнеру в полном понимании. Постарайтесь вежливо его высказывания повторить, дайте ему раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

Если вы набрали 0-10 % (до трех высказываний) – вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Невербальная коммуникация

Невербальную коммуникацию по признаку средств предъявления информации можно разделить на кинестетику, пара– и экстралингвистику, проксемику и «контакт глаз» (визуальное общение).

Кинестетика — это один из видов невербальной коммуникации, основанный на восприятии общей моторики различных частей тела человеческого организма. Если мы имеем в виду в основном руки, то это — жестикуляция (язык жестов). Если мы имеем в виду мускулы лица, то это — мимика. Если же позы человека, то это — пантомимика (язык тела).

Некоторые авторы данный вид невербальной информации называют оптико-кинетической системой знаков (В. А. Лабунская, 1986; Г. М. Андреева, 1996 и др.). На наш взгляд, такое название одного из главных видов невербальной коммуникации не корректно. Ведь слово «кинетика» относится к разделам механики и физики. Кинетический значит относящийся к движению механических частей (механика), к энергии механического движения (физика). Считаем, что более правильным данный вид невербальной коммуникации следует называть именно кинестетикой, так как в основу этого слова заложено понятие, «кинестезическое ощущение» — ощущение движений, положений частей собственного тела индивида и прилагаемых мышечных усилий. Кинестезическая чувствительность легко вступает в связь с другими видами чувствительности — кожной, вестибулярной, слуховой и зрительной.

Общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека. Однако следует иметь в виду, что употребление одних и тех же кинестетических приемов (жестов, поз, выражений лица и т. п.) в разных народных культурах может иметь различное толкование. К примеру, V-образ-ный знак пальцами рук во многих странах означает цифру 2. В большинстве стран Европы этот знак означает «Победа!» — неважно, повернута ли ладонь к себе или к зрителю. Но вот в Англии и Австралии этот знак приобретает различную интерпретацию в зависимости от того, какой стороной кисть руки говорящего повернута к себе. Если кисть руки (ладонь) повернута тыльной стороной к говорящему, то это означает «Победа!», если же кисть руки повернута ладонью к говорящему (тыльной стороной ладони к зрителю), то этот жест приобретает оскорбительное выражение «заткнись». Таких примеров различного толкования определенных жестов в разных национальных культурах можно привести множество. Правомерна русская пословица: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят».

Паралингвистика — это система вокализации (тембр голоса, его диапазон, тональность и др.).

Экстралингвистика — это система, определяющая темп речи и включающая «добавки» к вербальной информации (темп речи, паузы, покашливание, плач, смех и т. п.).

Проксемика — это область пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики Э. Холл предложил методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, размеры личной пространственной территории человека (имеются в виду нормы сближения человека с партнером по общению, свойственные для американской культуры) составляют: интимная зона — 15–46 см; личная зона — 46-120 см; социальная зона — 1,2–3,6 м; общественная зона — более 3,6 м.

Визуальное общение (контакт глаз) представляет собой систему невербальной информации на основе движений глаз. Изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, его избегание и т. п. Данный вид общения является дополнением к вербальной коммуникации (сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или необходимость прекратить ее, поощряет партнера на продолжение диалога и т. д.). Изучение этого вида коммуникации представляет несомненный интерес для медицинского персонала, педагогов, практических психологов, предпринимателей, имеющих отношение к проблемам руководства.

Уже краткое знакомство с системами невербальной коммуникации показывает, что эти системы обладают способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, но и выявлять такой существенный параметр коммуникативного процесса как намерения его участников.

К особому виду невербальной коммуникации следует отнести ми-мико-жестовую речь. Это форма общения глухих людей. Представляет собой сочетание естественных и условных жестов и мимики. Впрочем, отнесение этого вида коммуникации к невербальной чисто условно. Он с таким же успехом может быть отнесен и к вербальной коммуникации. Ведь фактически это — речь. Мимико-жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение, и на своеобразном синтаксисе (в предложениях сначала обозначается предмет, потом — его качества; действие обозначается после объекта, на которое оно направлено; отрицание следует за глаголом и т. д.).

Описанные выше приемы и способы вербальной и невербальной коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимой людям для организации совместной деятельности.

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Экскурс в мир терминологии

ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (1902-1977) — выдающийся сов. психолог, широко известный своими работами в различных областях психологии. Как соратник и последователь Л . С . Выготского он разрабатывал проблемы социальной, общественно-исторической детерминации психики человека (в рамках культурно-исторической концепции развития высших психических функций ), ее биологической (генетической) детерминации, опосредствования высших психических функций знаками (прежде всего языком — как основной знаковой системой), системной организации психических функций и сознания в целом, соотношения теории и практики в психологии и др.

Л. наиболее известен как основоположник отечественной нейропсихологии . Им разработаны теоретические основы этой науки (вытекающие из его общепсихологических представлений), предложены и апробированы различные методы исследования психических функций (и прежде всего метод синдромного анализа), собран огромный фактический материал по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий. Л. создал новые классификации нарушений речи ( афазий ), движений ( апраксий ),

памяти (амнезий), разработал нейропсихологическую синдромологию — описание различных синдромов, возникающих при локальных поражениях головного мозга (см. Синдромы нейропсихологические , Памяти расстройства ). Им сформулированы общие положения о соотношении мозга и психики, известные как «теория системной динамической локализации высших психических функций ». Помимо клинической и экспериментальной нейропсихологии Л. создал особое нейропсихологическое направление, посвященное теории и методам восстановления высших психических функций , нарушенных вследствие локальных поражений мозга. Заслугой Л. является создание отечественной нейропсихологической школы, имеющей последователей в разных странах. Труды Л. переведены на многие языки.

Л. сделал серьезный вклад в культурно-историческую психологию . Используя материалы экспедиций в Среднюю Азию, он экспериментально доказал справедливость основного положения «культурно-исторической теории» об общественно-исторической детерминации познавательных процессов и положил начало новому направлению, изучающему межкультурные различия в высших психических функциях с помощью экспериментального метода.

Еще в 1920-1930 гг. Л. С. Выготский и Л. с группой сотрудников ( А . В . Запорожцем , Л . И . Божович ,

Р . Е . Левиной , Н . Г . Морозовой и др.) изучали знаковое опосредствование как основной способ формирования высших психических функций у ребенка. При этом анализировался переход от внешних способов опосредствования к внутренним. Позднее процесс интериоризации (превращения внешней предметной деятельности во внутреннюю) становится одной из центральных тем исследований в детской психологии . Значительное место в творчестве Л. занимают работы, посвященные изучению роли
речи
в психическом развитии ребенка, анализу формирования регулирующей функции речи и ее нарушений в патологии.

Хорошо известны его работы в области дефектологии. В 1950-е гг. Л. с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности. Исследовались физиологические механизмы нарушений психических функций (особенности ориентировочных реакций и др.) и было положено начало «физиологическому» направлению в отечественной дефектологии. С успехом проводились диагностические исследования детей.

Безусловен вклад Л. в «психологически ориентированную» физиологию. Он автор оригинальной психофизиологической методики «сопряженных моторных реакций», направленной на выявление аффективных

комплексов (эта методика успешно использовалась в функции детектора лжи ). Им и коллективом сотрудников проводились психофизиологические исследования речи, внимания, зрительного восприятия, памяти. В результате на стыке нейропсихологии и психофизиологии возникло новое направление — психофизиология локальных поражений головного мозга .

Заслуги Л. перед отечественной и мировой наукой состоят не только в создании нейропсихологии, но и в существенном продвижении др. отраслей психологии: общей, культурно-исторической, детской, специальной, криминальной психологии, психофизиологии, психосемантики, нейро- и психолингвистики. Л. — автор более 500 научных работ, заслужил огромный межд. научный авторитет. См.

Метод семантического радикала , Харьковская школа . (Е. Д. Хомская.)

Коммуникативная сторона общения. — Социальная психология. Шпаргалки на экзамен.

Обще́ние— процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Составные элементы общения:

  • Сообщение
  • Разговор
  • Раппорт
  • Точка зрения
  • Комплименты
  • Интересы

Средства общения:

  • Вербальное общениеречь значение и смысл слов
  • Невербальное общение

1.                  Мимика

2.                  Жестикуляция

3.                  Визуальный контакт

4.                  Проксемика

5.                  Параи экстралингвистика

Формы коммуникационного действия:

Возможны три формы коммуникационного действия:

  • подражание;
  • диалог;
  • управление.

Стороны общения

  • Коммуникативная. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
  • Интерактивная. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  • Перцептивная. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации.

Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде».

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Коммуникативная сторона общения.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Коммуникативная сторона общения.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Коммуникативная сторона общения.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Стороны коммуникации — перцептивные, интерактивные, коммуникативные

Стороны связи тесно взаимосвязаны. Всего выделяют три аспектных аспекта коммуникативного взаимодействия индивидов, а именно: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Границы между такими сторонами общения достаточно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиций совместной деятельности и как особой деятельности. Коммуникативное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательный и формальный. Содержательная сторона взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальная – в поведенческой стороне общения, которая реализуется в процессе взаимодействия.

Перцептивная сторона общения

Стороны общения в психологии делятся на перцептивные, так как общение невозможно без взаимопонимания; интерактивный, заключающийся в потребности индивидов в совместной деятельности, и коммуникативный, заключающийся в обмене информацией.

Перцептивная сторона общения — процесс, выступающий существенной частью общения и основанный на познании (восприятии) друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. По внешнему аспекту поведения субъект как бы «читает» собеседника, расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Важную роль в общении играют впечатления, возникающие при взаимодействии. Имеют регулирующую функцию. В процессе познания одним субъектом другого одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка осмыслить ход своих действий и понять стратегию трансформации поведения, в результате чего он выстраивает стратегию собственного поведения. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит восприятие физических особенностей и поведенческих реакций субъекта, т.е. вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, эмоциях, мыслях, способностях, установках и т. д. Кроме того, вырабатывается и представление об отношениях, связывающих объекты и субъекты восприятия. Иными словами, восприятие другого индивида предполагает восприятие его внешних данных, сопоставление их с личностными характеристиками объекта восприятия, в результате чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.

В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены не менее двух личностей, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами самих себя происходит с двух и более сторон, поскольку каждый из собеседников соотносит себя с другим. Поэтому при разработке плана взаимодействия каждому интервьюеру приходится учитывать как потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, так и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы. Каждый из партнеров при оценке другого стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно его причин. В повседневной жизни индивидуумы не понимают истинных причин поведения других людей или понимают, но недостаточно. Из-за недостатка информации люди приписывают причины поведения другим индивидам, чтобы дать «разумное» объяснение своим действиям. Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост личности и его успешность в деятельности в целом.

Стороны делового общения тесно взаимосвязаны. Умение правильно воспринимать партнера по общению и правильно интерпретировать воспринятую информацию способствует эффективной аргументации, нахождению нужных аргументов, что приводит к разговору.

Основные аспекты коммуникативного процесса используются для определения структуры коммуникативного взаимодействия с целью дальнейшего анализа каждого его элемента. Современная социальная психология утверждает, что следует уделять больше внимания аспектным аспектам коммуникативного взаимодействия, связанным с характеристикой! Об отражении и отношениях, складывающихся в процессе взаимодействия и влияния субъектов общения друг на друга.

Интерактивная сторона общения

Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любого общения зависят от потребности индивидов в совместной деятельности. Коммуникация всегда должна подразумевать определенный результат — модификацию поведения других акторов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, на основе социальных норм, принятых в обществе моделей поведения, регулирующих отношения субъектов и образующих определенную систему. О существовании и принятии регулирующих норм поведения в обществе свидетельствует одинаковая реакция общества на определенное действие, отличающееся от действий других. Сфера применения социальных норм достаточно широка — начиная от модели поведения, отвечающей требованиям трудовой дисциплины, гражданского и воинского долга, и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости.

Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, способствует одновременной регламентации действий, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и не соответствующие нормам. Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется по репертуару ролей, сыгранных общающимися субъектами. Под ролью понимается нормативно утвержденная модель поведения, ожидаемая обществом от каждого, занимающего определенное социальное положение. К таким позициям относятся возраст, положение и т. д. Каждая роль, которую играет субъект, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивидуум может играть разные роли (множество позиций), что часто приводит к ролевому конфликту. Взаимодействие актеров, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Отсюда следует, что исходным условием эффективности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.

Причины конфликтов в коллективной деятельности могут определяться содержательными и деловыми разногласиями, а также разницей личных и прагматических интересов. В то же время отличительной особенностью конфликтных ситуаций второго рода является эскалация эмоционального напряжения. Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию успешного взаимодействия беседы. Смысловым барьером в коммуникативном взаимодействии считается несовпадение смыслов просьб, требований, распоряжений для участников общения, что создает барьер для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Смысловые барьеры приобретают все более значимую роль в педагогическом и деловом общении. Это объясняется разницей в возрасте участников, разным жизненным опытом, разницей интересов и т. д. Именно поэтому стороны делового общения делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.

Особое значение для субъекта, как правило, имеет связующее звено, соединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее осуществления. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести разный смысл. Поэтому в коммуникативном взаимодействии первостепенное значение имеет умение поставить себя на место другого участника общения.

Коммуникативная сторона общения

В тех случаях, когда под общением понимается обмен информацией, обычно имеется в виду его коммуникативный аспект. То есть в узком смысле это означает, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными идеями, мыслями, интересами, идеями, настроениями и т. д. Все это вместе можно назвать информацией.

Коммуникацию не следует рассматривать только в контексте отправки и получения информации, так как в ходе коммуникации осуществляется взаимодействие активных субъектов, а не простое перемещение сообщений. Взаимное информирование лиц предполагает установление коллективной деятельности и активный обмен информацией. Важность информации играет существенную роль для всех, кто участвует в общении, при условии, что такая информация принята и понята.

Характер обмена информацией между всеми участниками общения определяется возможностью влиять друг на друга через знаковые системы. То есть обмен информацией требует обязательного воздействия на партнера по общению. Коммуникативное воздействие, возникающее при общении, есть не что иное, как психологическое воздействие одного субъекта на другой.

Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией проявляется только при наличии у всех участников взаимодействия общей системы кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, люди нередко понимают их по-разному. Причинами этого могут быть возрастные особенности социальных, политических детерминант.

В контексте коммуникативного взаимодействия часто могут возникать специфические барьеры из-за непонимания самой ситуации взаимодействия. Непонимание может быть вызвано не только использованием разных языковых систем, но и более серьезными различиями, существующими между участниками общения. К таким различиям относятся социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие разнообразие восприятий, мировоззрений, мировоззрений. В этом аспекте коммуникативное взаимодействие указывает на то, что оно представляет собой только сторону общения.

При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно будет использовать определение «направленность сигналов». Эта концепция позволяет различать аксиальные и рециальные коммуникативные процессы. Осевой процесс – это направление сигналов одним приемником информации, иначе говоря, отдельным людям. Реальный процесс — это направленность сигналов во многие возможные пункты назначения.

Информация, распространяемая коммуникатором, носит побудительный и констатирующий характер. Побудительный тип сообщений выражается в репликах запрашивающего, командного, рекомендательного характера. Он предназначен для стимулирования определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть разными. В основном побуждением может быть активация, то есть призыв к действию в нужном направлении и, наоборот, интердиция, то есть призыв, не допускающий определенных действий, запрет на определенные действия, а также дестабилизация, то есть , несоответствие или расстройство какого-либо независимого вида деятельности или команды.

Распознающие сообщения выражаются в виде уведомления или любой информации. Они используются в различных образовательных системах и не предполагают прямого преобразования поведения и деятельности, а косвенно способствуют этому. Характер информации может быть разным. Например, критерий объективности варьируется от безразличного тона изложения до включения в формулировку сообщения достаточно очевидных элементов убеждения. Вариация сообщения предопределена коммуникатором — лицом, передающим информацию.

Стили межличностного общения — IResearchNet

Стиль межличностного общения — это способ общения. Он включает в себя то, как человек взаимодействует, чтобы создать ожидания относительно будущего поведения со стороны обоих участников. Коммуникация – это передача информации и смысла от одного человека к другому. В процессе коммуникации, вербальной или невербальной, участвуют отправитель и получатель. Осознаем мы это или нет, но люди постоянно формируют наше поведение в соответствии с тем стилем, который они используют, когда разговаривают с нами.

Исследование стилей межличностного общения

Ученые активно изучают стили общения в межличностных отношениях. Исследования в этой области в первую очередь были сосредоточены на влиянии пола на стиль общения, отношениях между коммуникаторами и их эффекте (т. е. типе отношений и продолжительности, начальнике и подчиненном), культуре, ситуации и ожиданиях коммуникаторов. Кроме того, в последнее время представляет интерес исследование влияния опосредованного общения на стили общения в том, что касается межличностного общения.

Описание стилей межличностного общения

Роберт Нортон разработал девять конкретных стилей общения, обычно используемых в процессе общения, которые информируют о характере отношений между коммуникаторами. Эти стили были тщательно изучены в нескольких организациях для оценки удовлетворенности и приверженности общению.

  • Доминирующий стиль общения . Доминирующий стиль общения характеризуется частой, решительной, доминирующей и властной речью. Коммуникаторы, использующие доминирующий стиль, часто воспринимаются окружающими как люди, обладающие высоким уровнем уверенности в себе. Это восприятие подкрепляется их готовностью часто говорить в разговоре сильным и устойчивым голосом, а также их способностью контролировать среду, в которой происходит общение. Коммуникаторы, которые предпочитают этот стиль, также полагаются на использование языка тела, включая повторяющийся зрительный контакт и обсуждение личного пространства других, чтобы подчеркнуть коммуникативное доминирование.
  • Драматический стиль общения . Этот стиль общения требует от коммуникатора объединения как физических, так и вербальных приемов для создания представления сообщения. Общение с использованием этого стиля часто осуществляется посредством рассказывания историй, применения шуток и использования гипербол. Фактическое значение сообщения драматического коммуникатора может быть скрыто, и для его раскрытия могут потребоваться фоновые знания коммуникатора. Коммуникаторы могут использовать этот стиль, чтобы иметь дело с негативной информацией, которую они не могут передать кому-либо за чистую монету. Другими причинами выбора драматического стиля общения являются укрепление статуса коммуникатора в группе или снижение стресса среди членов группы.
  • Спорный стиль общения . Этот стиль общения похож на доминирующий стиль общения. Коммуникаторов, использующих спорный стиль общения, часто описывают как склонных к спорам. Люди, использующие этот стиль, не боятся бросить вызов другим, особенно если у них есть доказательства, подтверждающие их позицию. Следовательно, они ожидают, что их партнеры по общению представят аналогичное обоснование при предъявлении претензии. Спорные коммуникаторы очень точны в отношении слов, которые они используют, и рассматривают общение как прямолинейное, без каких-либо границ. Люди, взаимодействующие с кем-то, кто использует этот стиль, могут чувствовать необходимость защищать себя, что может привести к тому, что они будут меньше фокусироваться на сообщении.
  • Анимированный стиль общения . Анимированные коммуникаторы обычно больше раскрывают свои мысли и эмоции через язык тела, чем через вербальное общение. При взаимодействии с партнерами по общению люди, использующие этот стиль, в значительной степени полагаются на выражение лица для передачи смысла. Некоторые из этих выражений включают зрительный контакт, чтобы показать интерес к партнеру по общению или показать эмоции, улыбку, чтобы показать удовольствие, и кивание, чтобы показать поддержку или согласие. Коммуникаторы, использующие анимированный стиль общения, также часто жестикулируют, используя руки в дополнение к позе и положению тела для обозначения мыслей.
  • Стиль общения, оставляющий впечатление . Этот стиль общения несколько трудно отличить от других, потому что он в значительной степени зависит от впечатления, которое получатель формирует об отправителе. Люди, использующие этот стиль, доставляют сообщения уникальным способом, который позволяет получателям легко отличить их от других партнеров по общению. Благодаря этому качеству люди, использующие производящий впечатление стиль, легко запоминаются. Вполне возможно, что люди, использующие производящий впечатление стиль, могли бы использовать и другой стиль, но общаться таким образом, чтобы отличать их от других людей, использующих этот стиль.
  • Расслабленный стиль общения . Коммуникаторы, которые подходят к общению в непринужденной манере, кажутся спокойными при общении со своими партнерами по общению даже в стрессовых ситуациях. Такое поведение часто успокаивает их партнеров, потому что они не выглядят встревоженными и могут заставить других чувствовать себя комфортно. Расслабленные коммуникаторы говорят естественно, но уверенно и, кажется, не нервничают, когда их наблюдают партнеры по общению.
  • Внимательный стиль общения . Этот стиль общения характеризуется действиями отправителя, а не словесным общением этого человека. Человек с внимательным стилем общения умеет слушать и дает партнерам по общению понять, что их слышат. Язык тела, такой как зрительный контакт и кивание, позволяет партнерам по общению понять, что внимательный собеседник слушает. Люди, которые используют этот стиль общения, часто считаются чуткими и способны усвоить сообщение своего партнера, что является одной из причин, по которой партнеры по общению склонны открываться им.
  • Открытый стиль общения . Люди, использующие открытый стиль общения, не боятся выражать свои мысли и эмоции и, как правило, сообщают другим о своих чувствах. Открытые коммуникаторы довольно быстро раскрывают личную информацию при взаимодействии с партнерами по общению, мало заботясь о потенциальном результате. Прилагательные, используемые для описания этого типа коммуникатора, являются разговорчивыми, доступными и разговорчивыми. Открытый стиль общения можно рассматривать как положительный или отрицательный признак, и он будет во многом зависеть от восприятия партнера по общению.
  • Дружелюбный стиль общения . Коммуникаторы, использующие дружеский стиль общения, положительно влияют на своих партнеров по общению. Этот эффект приводит к тому, что люди ищут взаимодействия с ними. Дружелюбные коммуникаторы используют как язык тела, так и словесное общение, чтобы укрепить самооценку других, показывая им, что они привлекают дружелюбных людей. Для этого стиля общения также характерно признание заслуг и ценности партнеров по общению.

Резюме

Стили общения являются важным фактором в изучении межличностного общения. Коммуникаторы могут использовать разные стили общения в разных ситуациях, но обычно полагаются на определенный стиль, потому что им удобно его использовать. Факторы, влияющие на стиль общения, включают отношения партнеров по общению, социальные нормы и конкретную организационную ситуацию.

Ссылки:

  1. Coeling, HV, & Cukr, PL (2000). Стили общения, которые способствуют восприятию сотрудничества, качества и удовлетворенности медсестер. Журнал качества сестринского ухода, 14 (2), 63-74.
  2. Нортон, Р. (1983). Стиль коммуникатора: теория, приложения и меры. Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.
  3. Релинг, Л. (2004). Улучшение командной работы за счет понимания стилей разговора. Business Communication Quarterly, 67 (4), 475-482.

См. также:

    1.4 Компетентность в общении – общение в реальном мире

    Цели обучения

    1. Дать определение коммуникативной компетенции.
    2. Объясните каждую часть определения коммуникативной компетенции.
    3. Обсудите стратегии развития коммуникативной компетенции.
    4. Обсудите боязнь общения и боязнь публичных выступлений и используйте стратегии для их преодоления.

    Коммуникативная компетентность стала центром внимания в высшем образовании за последние пару десятилетий, поскольку лица, определяющие политику в области образования, и сторонники подчеркивали необходимость «назад к основам» (McCroskey, 1984). Способность эффективно общаться часто включается в качестве основной цели обучения на бакалавриате наряду с другими ключевыми навыками, такими как письмо, критическое мышление и решение проблем. Вероятно, вы не слышали, чтобы профессора или администраторы университетов использовали термин 9.0137 коммуникативная компетенция , но по мере того, как мы узнаем об этом больше в этом разделе, я уверен, вы увидите, как коммуникативная компетентность может принести вам пользу во многих аспектах вашей жизни. Поскольку эта книга посвящена общению в реальном мире, стратегии развития коммуникативной компетенции не ограничиваются только этим разделом. В каждую главу включен раздел «Повышение компетентности», специально предназначенный для того, чтобы помочь вам развить коммуникативные навыки.

    Определение компетенции

    Мы уже определили связь , и вы, вероятно, знаете, что быть компетентным в чем-то означает, что вы знаете, что делаете. Когда мы объединяем эти термины, мы получаем следующее определение: коммуникативная компетентность относится к знанию эффективных и подходящих моделей общения и способности использовать и адаптировать это знание в различных контекстах (Cooley & Roach, 1984). Чтобы лучше понять это определение, давайте разберем его компоненты.

    Первая часть определения, которую мы распаковываем, касается знание . Когнитивные элементы компетентности включают в себя знание того, как что-то делать, и понимание того, почему все делается именно так, а не иначе (Hargie, 2011). Люди могут развивать познавательную компетентность, наблюдая и оценивая действия других. Когнитивная компетентность также может быть развита посредством обучения. Поскольку в настоящее время вы посещаете занятия по общению, я призываю вас понаблюдать за изучаемыми вами коммуникативными концепциями в практике общения других и себя. Это поможет воплотить концепции в жизнь, а также поможет вам оценить, как общение в реальном мире соответствует концепциям общения. По мере того, как вы создаете репертуар коммуникативных знаний, основанных на вашем опыте и знаниях в классе, вы также будете развивать поведенческую компетентность.

    Вторая часть определения коммуникативной компетенции, которую мы раскроем, — это способность использовать . Индивидуальные факторы влияют на нашу способность делать что-либо. Не у всех одинаковые спортивные, музыкальные или интеллектуальные способности. На индивидуальном уровне на компетентность влияют физиологические и психологические особенности человека. С точки зрения физиологии, возраст, зрелость и способность к общению влияют на компетентность. С точки зрения психологии, настроение человека, уровень стресса, личность и уровень опасений общения (уровень беспокойства по поводу общения) влияют на компетентность (Cooley & Roach, 19).84). Все эти факторы либо помогут, либо помешают вам, когда вы попытаетесь применить полученные знания в реальном поведении при общении. Например, вы можете знать стратегии эффективного оратора, но боязнь публичных выступлений, которая возникает, когда вы выступаете перед аудиторией, может помешать вам в полной мере применить эти знания на практике.

    Третья часть определения, которую мы раскроем, — это способность адаптировать к различным контекстам . Что является компетентным, а что нет, зависит от социального и культурного контекста, что делает невозможным наличие только одного стандарта того, что считается коммуникативной компетентностью (Cooley & Roach, 19).84). Социальные переменные, такие как статус и власть, влияют на компетентность. В социальной ситуации, когда один человек — скажем, руководитель — имеет больше власти, чем другой — например, его или ее сотрудник, — тогда руководитель обычно является тем, кто устанавливает стандарт компетентности. Культурные переменные, такие как раса и национальность, также влияют на компетентность. Тайваньскую женщину, которая говорит на английском как на втором языке, можно похвалить за ее знание английского языка в ее родной стране, но считать менее компетентной в Соединенных Штатах из-за ее акцента. Таким образом, хотя у нас есть четкое определение коммуникативной компетенции, нет определений того, как быть компетентным в той или иной ситуации, поскольку компетентность варьируется на индивидуальном, социальном и культурном уровне.

    Несмотря на то, что никакие руководящие принципы или определения компетентности не применимы во всех ситуациях, Национальная коммуникационная ассоциация (NCA) определила многие аспекты компетентности, связанные с коммуникацией. Основное внимание уделялось компетенциям, связанным с говорением и аудированием, и NCA отмечает, что развитие коммуникативной компетенции в этих областях поможет людям в академическом, профессиональном и гражданском контексте (Morreale, Rubin, & Jones, 1998). Чтобы помочь колледжам и университетам разработать учебный план и стратегии обучения для подготовки студентов, NCA определило, что студенты должны уметь говорить и аудировать к моменту окончания колледжа:

    1. Четко излагайте мысли.
    2. Общайтесь этично.
    3. Распознайте, когда уместно общаться.
    4. Определите их коммуникативные цели.
    5. Выберите наиболее подходящее и эффективное средство связи.
    6. Продемонстрируйте доверие.
    7. Выявление и устранение недоразумений.
    8. Управление конфликтом.
    9. Непредвзято относитесь к чужой точке зрения.
    10. Слушай внимательно.

    Это лишь некоторые из компетенций, которые NCA считает важными для выпускников колледжей. Хотя они ориентированы на навыки, а не на межличностные или культурные аспекты, они предоставляют конкретный способ оценить свои собственные разговорные навыки и подготовить себя к профессиональной речи и аудированию, что часто зависит от навыков. Поскольку мы общаемся во многих различных контекстах, таких как межличностный, групповой, межкультурный и опосредованный, мы обсудим более конкретные определения компетентности в последующих разделах книги.

    Развитие компетентности

    Знание аспектов компетентности является важным первым шагом к развитию компетентности. Каждый, кто читает эту книгу, уже имеет некоторый опыт и знания в области коммуникации. В конце концов, вы потратили много лет на явное и неявное обучение общению. Например, нас явно учат вербальным кодам, которые мы используем для общения. С другой стороны, хотя существует множество правил и норм, связанных с невербальной коммуникацией, мы редко получаем подробные инструкции о том, как это делать. Вместо этого мы учимся, наблюдая за другими и путем проб и ошибок в нашей собственной невербальной коммуникации. Очевидно, что компетентность включает в себя вербальные и невербальные элементы, но она также применима ко многим ситуациям и контекстам. Коммуникационная компетентность необходима для того, чтобы понимать этику общения, развивать культурную осведомленность, использовать компьютерное общение и критически мыслить. Компетентность включает в себя знания, мотивацию и навыки. Недостаточно знать, из чего состоит хорошее общение; у вас также должна быть мотивация для размышлений и улучшения вашего общения, а также навыки, необходимые для этого.

    Что касается компетентности, у всех нас есть области, в которых мы обладаем навыками, и области, в которых у нас есть недостатки. В большинстве случаев мы можем сознательно принять решение поработать над своими недостатками, что может потребовать значительных усилий. Есть несколько стадий компетентности, которые я призываю вас оценить, когда вы общаетесь в повседневной жизни: бессознательная некомпетентность, сознательная некомпетентность, сознательная компетентность и бессознательная компетентность (Hargie, 2011). Прежде чем вы накопите богатую когнитивную базу знаний о коммуникативных концепциях, отработаете и поразмышляете над навыками в определенной области, вы можете проявить бессознательную некомпетентность, что означает, что вы даже не осознаете, что общаетесь некомпетентным образом. Как только вы узнаете больше об общении и овладеете словарным запасом для определения понятий, вы можете обнаружить, что проявляете сознательную некомпетентность. Здесь вы знаете, что должны делать, и понимаете, что делаете это не так хорошо, как могли бы. Однако по мере развития ваших навыков вы можете перейти к сознательной компетентности, что означает, что вы знаете, что хорошо общаетесь в данный момент, что пополнит ваш банк опыта, который вы сможете использовать в будущих взаимодействиях. Когда вы достигаете стадии бессознательной компетентности, вы просто успешно общаетесь, не напрягаясь, чтобы быть компетентным. Тот факт, что вы достигли стадии бессознательной компетентности в одной области или с одним человеком, не означает, что вы навсегда останетесь на ней. Мы регулярно сталкиваемся с новыми коммуникативными контактами, и хотя мы можем использовать навыки общения, о которых мы узнали и развили, может потребоваться несколько случаев сознательной некомпетентности, прежде чем вы сможете перейти к более поздним стадиям.

    На многих вводных занятиях по общению, которые я провожу, ученики обычно говорят что-то вроде: «Вы, должно быть, очень хорошо разбираетесь в этом, раз вы его изучаете и преподаете какое-то время». В то же время студенты предполагают, что у меня высокий уровень коммуникативной компетенции, они ругают себя за то, что находятся на стадии осознанной некомпетентности, когда ловят себя на том, что плохо общаются в отношении недавно изученного нами понятия. В ответ на оба этих комментария я говорю: «То, что я знаю концепции и определения, не означает, что я всегда использую их с пользой. Мы все несовершенны и подвержены ошибкам, и если мы ожидаем, что после изучения этого станем идеальными коммуникаторами, то мы обрекаем себя на неудачу. Однако, когда я ошибаюсь, я почти всегда делаю мысленную пометку и размышляю над этим. И теперь вы начинаете делать то же самое, то есть больше замечать и размышлять над своим общением. И это уже ставит вас впереди большинства людей!»

    Один из способов развить коммуникативные способности — стать более внимательным коммуникатором. Внимательный коммуникатор активно и плавно обрабатывает информацию, чувствителен к коммуникативным контекстам и различным точкам зрения и способен адаптироваться к новым коммуникативным ситуациям (Burgoon, Berger, & Waldron, 2000). Становление более осознанным коммуникатором имеет много преимуществ, в том числе достижение целей общения, обнаружение лжи, избежание стереотипов и уменьшение конфликтов. Достигаем ли мы наших повседневных коммуникативных целей или нет, зависит от нашей коммуникативной компетентности. Различные способы общения могут сигнализировать о том, что мы общаемся осознанно. Например, если вы попросите сотрудника перефразировать свое понимание инструкций, которые вы только что ему дали, это покажет, что вы знаете, что словесные сообщения не всегда ясны, что люди не всегда активно слушают и что люди часто не высказываются, когда не уверены. инструкций из страха показаться некомпетентными или поставить себя в неловкое положение. Некоторые виды коммуникативного поведения указывают на то, что мы общаемся невнимательно, например, уход от романтического партнера или пассивно-агрессивное поведение в период межличностного конфликта. Большинство из нас знает, что такое поведение приводит к предсказуемым и предотвратимым циклам конфликтов, но мы все виновны в них. Наша склонность предполагать, что люди говорят нам правду, также может привести к негативным результатам. Следовательно, определенная осторожность и внимательное наблюдение за невербальной и вербальной коммуникацией человека могут помочь нам обнаружить обман. Однако это не то же самое, что хроническая подозрительность, которая не указывала бы на коммуникативную компетентность. Это только начало нашего разговора о коммуникативной компетенции. Что касается предыдущих примеров, мы узнаем больше о перефразировании в главе 5 «Слушание», управлении конфликтами в главе 6 «Процессы межличностного общения» и обмане в главе 4 «Невербальное общение».

    «Получение компетентности»

    Начало пути к коммуникативной компетенции

    Вставки «Повышение компетентности» в этой книге предназначены для того, чтобы помочь вам стать более уверенным и опытным коммуникатором. В то время как каждая вставка посвящена определенному аспекту коммуникативной компетенции, эта вставка рассматривает коммуникативную компетентность в более общем плане. Распространенной коммуникативной ловушкой, которая является препятствием на пути многих студентов к коммуникативным навыкам, является отношение к общению как к «здравому смыслу».

    Многие ученики отмечают, что часть того, что мы изучаем на уроках общения, является «здравым смыслом». Я согласен с этим наблюдением в некоторых случаях, но не согласен с ним в других. Как я уже отмечал ранее, этот класс основан на знаниях, которые вы уже получили благодаря опыту и наблюдению как человека с многолетним общением за плечами. Например, учащийся может сказать, что «здравый смысл» заключается в том, что избегание конфликтов может привести к нарастанию напряженности, которая в конечном итоге повредит межличностным отношениям. Но многие из нас избегают сталкиваться с тем, что вызывает конфликт в наших отношениях, хотя мы знаем, что лучше говорить о своих проблемах, чем позволять им накапливаться. Чтобы компетентно использовать это «здравое знание», мы должны иметь более тонкое понимание того, как связаны конфликт и межличностное общение, и знать некоторые стратегии управления конфликтами.

    Общение распространено в том смысле, что на это мы тратим большую часть своего времени, но способность понимать и улучшать наше общение требует компетентности, которая приобретается путем целенаправленного изучения и личных размышлений. Итак, чтобы начать свой путь к компетентности, я предлагаю вам сделать две вещи. Во-первых, бросьте себе вызов, чтобы увидеть ценность изучения коммуникации. Примените концепции, которые мы изучаем, в своей жизни и найдите способы, чтобы этот класс помог вам достичь ваших целей. Во-вторых, обязуйтесь использовать знания, полученные на этом занятии, для улучшения своего общения и общения с окружающими. Станьте более высоким самоконтролем, а значит, начните больше замечать свое общение. Мы все знаем области, в которых мы могли бы улучшить наше общение, и посещение этого класса, вероятно, раскроет еще больше. Но вы должны быть готовы потратить время на улучшение; например, нужно приложить усилия, чтобы научиться лучше слушать или давать лучшую обратную связь. Если вы приступите к этим вещам сейчас, вы будете подготовлены к решению других коммуникативных задач, которые будут представлены в этой книге.

    1. Какие аспекты общения вы считаете «здравым смыслом»? Как вы думаете, какие аспекты общения требуют более формального обучения и/или изучения?
    2. Какая концепция коммуникации вам больше всего понравилась? Как вы можете применить эту концепцию к своей жизни?
    3. Проведите самооценку общения. Каковы ваши сильные стороны как коммуникатора? Каковы ваши слабые стороны? Что вы можете сделать, чтобы начать улучшать свою коммуникативную компетенцию?

    Преодоление беспокойства

    Будете ли вы делать свою первую презентацию в этом классе на следующей неделе или через два месяца, вы можете быть одним из многих студентов курса «Введение в коммуникацию», которые столкнутся с беспокойством по поводу общения в целом или публичных выступлений в частности.

    Десятилетия исследований, проведенных учеными в области коммуникации, показывают, что среди студентов колледжей распространено опасение общения (Priem & Solomon, 2009). Боязнь общения (CA) — это страх или тревога, испытываемые человеком из-за фактического или воображаемого общения с другим человеком или людьми. CA включает в себя несколько форм общения, а не только публичные выступления. От 15 до 20 процентов студентов колледжей имеют высокий уровень CA, что означает, что они, как правило, обеспокоены общением. Кроме того, 70 процентов студентов колледжей испытывают некоторую черту СА, а это означает, что преодоление коммуникативной тревожности в классе, подобном тому, который вы посещаете, теперь принесет пользу большинству студентов (Priem & Solomon, 2009).). Тревога публичных выступлений — это тип СА, который вызывает у людей физиологические, когнитивные и поведенческие реакции, когда они сталкиваются с реальной или воображаемой презентацией (Bodie, 2010). Исследования тревожности перед публичными выступлениями были сосредоточены на трех ключевых способах решения этой распространенной проблемы: систематической десенсибилизации, когнитивной реструктуризации и обучении навыкам (Bodie, 2010). Коммуникационные отделы, как правило, единственные отделы, которые явно решают проблему опасений общения, что важно, поскольку СА «связана с негативными академическими последствиями, такими как негативное отношение к школе, более низкая общая успеваемость в классе, более низкие итоговые оценки за курс и более высокие показатели отсева из колледжа». (Аллен, Хантер и Донохью, 2009 г.). Кроме того, CA может привести к тому, что другие сделают предположения о вашей коммуникативной компетентности, которые могут быть неблагоприятными. Даже если вы умны, подготовлены и мотивированы, КА и страх публичных выступлений могут отвлечь от вашего общения и привести к тому, что другие будут воспринимать вас не так, как вы предполагали. CA — это распространенная проблема, с которой сталкиваются многие люди, поэтому вы не одиноки. Мы узнаем больше о речевой тревоге в главе 12 «Публичное выступление в различных контекстах». Хотя вы можете свободно читать эту главу, вы также можете справиться со своим беспокойством, следуя некоторым из следующих советов.

    Десять лучших способов уменьшить тревогу при разговоре

    1. Помните, что вы не одиноки. Страх перед публичными выступлениями — обычное дело, поэтому не игнорируйте его — боритесь с ним.
    2. Вы не можете буквально «умереть от смущения». Зрители прощают и понимают.
    3. На ощупь всегда хуже, чем кажется.
    4. Сделайте глубокий вдох. Он высвобождает эндорфины, которые естественным образом борются с адреналином, вызывающим тревогу.
    5. Смотри со стороны. Оденьтесь профессионально, чтобы повысить уверенность в себе.
    6. Направьте свою нервозность в положительную энергию и мотивацию.
    7. Начните планировать и исследуйте заранее. Более подробная информация = более высокая достоверность.
    8. Практикуйтесь и получайте отзывы из надежного источника. (Не просто тренируйтесь для своей кошки.)
    9. Визуализируйте успех через позитивное мышление.
    10. Готовься, готовься, готовься! Практика — лучший друг оратора.

    Ключевые выводы

    • Коммуникационная компетентность относится к знанию эффективных и подходящих моделей общения и способности использовать и адаптировать эти знания в различных контекстах.
    • Чтобы быть компетентным коммуникатором, вы должны обладать когнитивными знаниями об общении, основанными на наблюдениях и инструкциях; понимать, что индивидуальные, социальные и культурные контексты влияют на компетентность; и быть в состоянии адаптироваться к этим различным контекстам.
    • Интеграция: NCA отмечает, что развитие коммуникативных навыков в говорении и слушании поможет студентам колледжей в академической, профессиональной и общественной жизни.
    • Уровни коммуникативной компетенции включают бессознательную некомпетентность, сознательную некомпетентность, сознательную компетентность и бессознательную компетентность.
    • Чтобы развить коммуникативные способности, вы должны стать более внимательным к общению и лучше контролировать себя.
    • Боязнь общения (CA) относится к страху или беспокойству, испытываемому человеком из-за реального или воображаемого общения с другим человеком или людьми. Тревога публичных выступлений — это форма СА, которая более конкретно фокусируется на тревоге по поводу публичной презентации. И то, и другое обычно встречается у большинства людей, и ими можно управлять с помощью различных стратегий.

    Каталожные номера

    Аллен М., Джон Э. Хантер и Уильям А. Донохью, «Метаанализ данных самоотчетов об эффективности методов лечения тревожности при публичных выступлениях», Communication Education 38, no. 1 (2009): 54–76.

    Боди, Г. Д., «Учащенное сердцебиение, трясущиеся колени и навязчивые мысли: определение, объяснение и лечение беспокойства при публичных выступлениях», Communication Education 59, no. 1 (2010): 72.

    Бургун, Дж. К., Чарльз Р. Бергер и Винсент Р. Уолдрон, «Осознанность и межличностное общение», стр. 9.0137 Журнал социальных вопросов 56, вып. 1 (2000): 105.

    Кули, Р. Э., и Дебора А. Роуч, «Концептуальная основа», в Компетентность в общении: междисциплинарный подход , изд. Роберт Н. Бостром (Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage, 1984), 25.

    Hargie, O., Квалифицированное межличностное взаимодействие: исследования, теория и практика (Лондон: Routledge, 2011), 9.

    Маккроски, Дж. К., «Коммуникативная компетентность: неуловимая конструкция», в Компетентность в общении: междисциплинарный подход , изд. Роберт Н. Бостром (Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage, 1984), 259.

    Морреале, С., Ребекка Б.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *