Коммуникативное общение в психологии: стороны, функции, сходства и различия

4. Коммуникативная сторона общения

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее.

Представить общение без коммуникации просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения имеет очень важное значение для его участников. Следует отметить, что характер обмена любой информацией при помощи системы знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Другими словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные знаки значительно влияют на  соучастников коммуникативного общения. Знаки в общение играют такую же роль, как орудия в труде.

В свою очередь коммуникативная сторона общения бывает вербальной (передача информации при помощи речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий). Вербальные средства коммуникации – это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.

Бытует мнение, что темп речи, интонация голоса и другие сопутствующие проявления также относят к вербальной категории. Однако если учесть, что подобные факторы могут не только дополнять, но и полностью уничтожать прямой смысл сказанного, то можно с уверенностью утверждать, что невербальные средства – это те, которые не являются «словами». Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации:

— околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее; — зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения; — кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.

; — место и время общения; — запахи: индивидуальные или окружающей среды; — почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.

Таким образом, психология коммуникации заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Основываясь на мнении психологов, можно утверждать, что человек постигает приблизительно 10% информации, которой владеет мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном. Отметим, что коммуникативная сторона общения может включать в себя и специфические барьеры. Такие барьеры носят психологический или социальный характер. Коммуникативный

барьер может возникнуть из-за отсутствия понимания ситуации. Причины для этого самые разнообразные. Это могут быть профессиональные, социальные и политические различия. Они порождают различное истолкование понятий, которые употребляются в коммуникативном процессе, а также разное мировоззрение, миропонимание и мироощущение.

Можно сделать вывод, что коммуникативная сторона общения — психологическая категория. Так как общение — довольно важное условие человеческой жизни и одна из основных потребностей каждого из нас. Коммуникация формирует систему отношений человека ко всему окружающему миру. От умения общаться зачастую зависит уровень нашей популярности в обществе, наша успешность в жизни и так далее. Каждый должен уметь общаться правильно.

Коммуникативная психология

Несмотря на то, что все больше людей вовлекается в виртуальное общение, ценность межличностных коммуникаций возрастает. Высокоразвитая коммуникабельность помогает решить личностные проблемы, обеспечивает успешное обучение, карьерный рост. Умение общаться с окружающими, способность донести до них свои мысли и намерения, привлечь на свою сторону, сделать их соратниками и последователями обеспечивает успешное взаимодействие с миром.

В рыночных отношениях — это умение вести переговоры, заниматься рекламой, обучением (а для этого еще понадобятся знания о том, как развить память и внимание), успешно торговать, пользоваться опытом и достижениями окружающих.

Содержание

  1. Значение коммуникабельности
  2. Развитие навыков общения
  3. Задачи тренинга коммуникабельности
  4. Заключение

Значение коммуникабельности

Развитые коммуникативные навыки плюс личный опыт и знания помогают справиться со многими проблемами, часто возникающими неожиданно и в необычных для нас ситуациях. Здесь важны не только врожденные способности к общению, но и наработанные в течение всей жизни навыки.

Более того, эти навыки можно и нужно специально тренировать, чтобы расширить коммуникативный опыт, более эффективно использовать уже имеющийся, в определенных ситуациях.

Имея в запасе, наработанные варианты и стереотипы общения, творчески используя их в различных условиях, можно чувствовать себя уверенно и спокойно (вам интересно также будет узнать о тренинге повышения уверенности в себе).

Развитие навыков общения

Психологи предлагают свою помощь в развитии коммуникативных навыков, организуя специальные групповые тренинги коммуникативной компетентности.

Тренеры на занятиях ставят обучающимся задачи, которые могут быть решены в результате переговоров, и предлагают условия, осложняющие общение.

В игровой форме применяются, нарабатываются новые варианты и опыт коммуникативного общения.

Обычно предлагается диалог с собеседником, задача которого не помогать решению поставленной проблемы, а стимулировать творческий подход. «Ученик» должен манипулировать собеседником, попытаться превратить его в партнера, заставить принять предлагаемый вариант, используя различные аргументы. Другие участники группы, становясь критиками и помощниками, также вовлекаются в процесс общения, делятся своим коммуникативным опытом.

Задачи тренинга коммуникабельности

Одна из задач тренинга — разрушить неправильные, неэффективные стереотипы общения, приобрести умение сменить позицию, продолжать диалог, постоянно оценивая свои действия и реакцию собеседника. Психологи должны научить своих слушателей умению видеть слабые места в аргументации партнера, использовать это, опираясь не только на логику, но и на личностные качества, эмоциональность.

Другая задача — совершенствовать и довести до автоматизма новые схемы поведения.

Имеется в виду не только умение говорить, но и невербальные приемы общения. В итоге, тренинг коммуникативных навыков должен вывести вас на более высокий уровень коммуникабельности. Вы должны овладеть новыми навыками взаимодействия:

  • психотехникой общения с аудиторией;
  • умением создавать комфортную атмосферу психологического существования в рабочем коллективе и дома, преодолевать конфликты;
  • легко вступать в беседу, быстро завоевывать доверие собеседника, понимать его психологическое состояние;
  • активно вести диалог, выделяя манипуляции партнера и нейтрализуя их;
  • оставаясь на своей позиции, отстаивая свои интересы, реагировать на реакцию окружающих, корректируя свои мотивировки и аргументацию;
  • использовать невербальные приемы эффективной коммуникации для убеждения окружающих;
  • умением работать с возражениями

Заключение

Важно помнить, что с окончанием курсов, не заканчиваются тренинг коммуникативных навыков.

Сознательное, постоянное совершенствование техники общения позволит выстроить доверительные отношения с друзьями и коллегами, уважительные с партнерами, расширит круг общения, сделает вашу жизнь интересней. Вскоре вы оцените силу и власть слова.

Коммуникативная агрессия | Psychology Today

Источник: Vera Arsic/Pexels

Коммуникативная агрессия  – это альтернативный способ рассказать о психологическом насилии, в котором основное внимание уделяется общению и агрессору, а не когнитивному состоянию жертвы (психологическое насилие). Ниже я отвечаю на ряд вопросов, которые проливают свет на эту концепцию, на то, как она выглядит в отношениях, чем она отличается от других форм обидного общения и на последствиях коммуникативной агрессии для отношений.

Что такое коммуникативная агрессия?

Это модель вербальных сообщений или невербального поведения, которые задевают самоощущение другого человека (Дейли, Ли и Спитцберг).

Коммуникативная агрессия принимает различные формы, включая словесное, психологическое или эмоциональное насилие. Это имеет негативные последствия для цели, агрессора и их отношений.

Чем обидное общение отличается от коммуникативной агрессии?

Всякий раз, когда люди общаются, они рискуют навредить друг другу. На самом деле, людям, с которыми мы близки, часто гораздо легче причинить нам боль, чем людям, которых мы не знаем, потому что мы ценим отношения с близкими людьми, и они много знают о нас, в том числе о том, что делать и говорить, чтобы причинить нам глубокую боль. Оскорбительное общение различается по:

  • Интенсивность – крики и резкие выражения против спокойного языка.
  • Частота — единичные случаи или систематические обидные сообщения.
  • Воспринимаемое намерение — оскорбительное сообщение, как утверждается, причинило вред, а не было несчастным случаем или недоразумением.

(Подробнее об обидном общении в семейных отношениях читайте здесь). и Бернетт). Почти каждый в какой-то момент испытал психологическую или словесную агрессию со стороны партнера по отношениям, но один агрессивный акт не является насилием. Чтобы коммуникативная агрессия считалась насилием, она должна быть повторяющейся.

Как проявляется коммуникативная агрессия в отношениях?

Одной из наиболее очевидных форм является словесное оскорбление, такое как быстрое выход из себя, крик на партнера без причины, использование оскорбительного тона и публичное оскорбление. Кто-то, кто агрессивен в общении, может также ограничить свободу своего партнера, проверяя его, наблюдая за ним в Интернете и вторгаясь в его частную жизнь, просматривая его телефон, банковский счет или интернет-историю. Агрессор может заявить о своем доминировании унизительным образом, заставляя своего партнера делать что-то для него, игнорируя или пренебрегая им, или угрожая романом. Они также могут отрезать доступ к важным ресурсам, таким как деньги, или изолировать своего партнера от друзей или семьи, запретив ему видеться или разговаривать с членами своей сети поддержки.

Унижение — еще одна форма коммуникативной агрессии: агрессоры иногда распространяют слухи или истории о своих партнерах или публично говорят о них унижающие достоинство вещи. Если вы регулярно испытываете какую-либо из этих форм коммуникативной агрессии, вам следует обратиться за помощью.

Что происходит в отношениях, где проявляется коммуникативная агрессия?

Отношения, отмеченные коммуникативной агрессией, как правило, имеют низкое качество отношений и меньше общения, чем другие отношения. Со временем жертва жестокого обращения имеет тенденцию к снижению самооценки и усилению депрессии, беспокойства, одиночества и стресса и в конечном итоге начинает меньше любить своего партнера. Некоторые жертвы испытывают симптомы посттравматического стрессового расстройства или суицидальные мысли. В идеале отношения, в которых неоднократно проявляется коммуникативная агрессия, заканчиваются, но это не всегда так. Если кто-то, кто вам небезразличен, испытывает коммуникативную агрессию в ваших отношениях, предложите ему обратиться за помощью.

Изображение Facebook: fizkes/Shutterstock

Ссылки

Vangelisti, A.L. & Hampel, A.D. (2010). Вредное общение: текущие исследования и будущие направления. В SW Smith & SR Wilson (Eds.), Новые направления в межличностных исследованиях (стр. 221-241). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.

Дейли, Р. М., Ли, К. М., и Спицберг, Б. Х. (2007). Коммуникативная агрессия: к более интерактивному взгляду на психологическое насилие. Темная сторона межличностного общения, 297-326.

Энн Платт, К., Рейл, А. Н., и Бернетт, А. (2016). Стратегически означает: расширение изучения реляционной агрессии в общении. Анналы Международной коммуникационной ассоциации, 40(1), 151-172.

Стороны коммуникации — перцептивные, интерактивные, коммуникативные

Стороны связи тесно взаимосвязаны. Всего выделяют три аспектных аспекта коммуникативного взаимодействия индивидов, а именно: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Границы между такими сторонами общения достаточно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиций совместной деятельности и как особой деятельности. Коммуникативное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательный и формальный. Содержательная сторона взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальная – в поведенческой стороне общения, которая реализуется в процессе взаимодействия.

Перцептивная сторона общения

Стороны общения в психологии делятся на перцептивные, так как общение невозможно без взаимопонимания; интерактивный, заключающийся в потребности индивидов в совместной деятельности, и коммуникативный, заключающийся в обмене информацией.

Перцептивная сторона общения — процесс, выступающий существенной частью общения и основанный на познании (восприятии) друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. По внешнему аспекту поведения субъект как бы «читает» собеседника, расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Важную роль в общении играют впечатления, возникающие при взаимодействии. Имеют регулирующую функцию. В процессе познания одним субъектом другого одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка осмыслить ход своих действий и понять стратегию трансформации поведения, в результате чего он выстраивает стратегию собственного поведения. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит восприятие физических особенностей и поведенческих реакций субъекта, т.е. вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, эмоциях, мыслях, способностях, установках и т. д. Кроме того, вырабатывается и представление об отношениях, связывающих объекты и субъекты восприятия. Иными словами, восприятие другого индивида предполагает восприятие его внешних данных, сопоставление их с личностными характеристиками объекта восприятия, в результате чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.

В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены не менее двух личностей, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами самих себя происходит с двух и более сторон, поскольку каждый из собеседников соотносит себя с другим. Поэтому при разработке плана взаимодействия каждому интервьюеру приходится учитывать как потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, так и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы. Каждый из партнеров при оценке другого стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно его причин. В повседневной жизни индивидуумы не понимают истинных причин поведения других людей или понимают, но недостаточно. Из-за недостатка информации люди приписывают причины поведения другим индивидам, чтобы дать «разумное» объяснение своим действиям. Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост личности и его успешность в деятельности в целом.

Стороны делового общения тесно взаимосвязаны. Умение правильно воспринимать партнера по общению и правильно интерпретировать воспринятую информацию способствует эффективной аргументации, нахождению нужных аргументов, что приводит к разговору.

Основные аспекты коммуникативного процесса используются для определения структуры коммуникативного взаимодействия с целью дальнейшего анализа каждого его элемента. Современная социальная психология утверждает, что следует уделять больше внимания аспектным аспектам коммуникативного взаимодействия, связанным с характеристикой! Об отражении и отношениях, складывающихся в процессе взаимодействия и влияния субъектов общения друг на друга.

Интерактивная сторона общения

Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любого общения зависят от потребности индивидов в совместной деятельности. Коммуникация всегда должна подразумевать определенный результат — модификацию поведения других акторов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, на основе социальных норм, принятых в обществе моделей поведения, регулирующих отношения субъектов и образующих определенную систему. О существовании и принятии регулирующих норм поведения в обществе свидетельствует одинаковая реакция общества на определенное действие, отличающееся от действий других. Сфера применения социальных норм достаточно широка — начиная от модели поведения, отвечающей требованиям трудовой дисциплины, гражданского и воинского долга, и заканчивая правилами начального воспитания и вежливости.

Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, способствует одновременной регламентации действий, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и не соответствующие нормам. Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется по репертуару ролей, сыгранных общающимися субъектами. Под ролью понимается нормативно утвержденная модель поведения, ожидаемая обществом от каждого, занимающего определенное социальное положение. К таким позициям относятся возраст, положение и т. д. Каждая роль, которую играет субъект, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивидуум может играть разные роли (множество позиций), что часто приводит к ролевому конфликту. Взаимодействие актеров, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Отсюда следует, что исходным условием эффективности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.

Причины конфликтов в коллективной деятельности могут определяться содержательными и деловыми разногласиями, а также разницей личных и прагматических интересов. В то же время отличительной особенностью конфликтных ситуаций второго рода является эскалация эмоционального напряжения. Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию успешного взаимодействия беседы. Смысловым барьером в коммуникативном взаимодействии считается несовпадение смыслов просьб, требований, распоряжений для участников общения, что создает барьер для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Смысловые барьеры приобретают все более значимую роль в педагогическом и деловом общении. Это объясняется разницей в возрасте участников, разным жизненным опытом, разницей интересов и т. д. Именно поэтому стороны делового общения делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.

Особое значение для субъекта, как правило, имеет связующее звено, соединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее осуществления. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести разный смысл. Поэтому в коммуникативном взаимодействии первостепенное значение имеет умение поставить себя на место другого участника общения.

Коммуникативная сторона общения

В тех случаях, когда под общением понимается обмен информацией, обычно имеется в виду его коммуникативный аспект. То есть в узком смысле это означает, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными идеями, мыслями, интересами, идеями, настроениями и т. д. Все это вместе можно назвать информацией.

Коммуникацию не следует рассматривать только в контексте отправки и получения информации, так как в процессе коммуникации осуществляется взаимодействие активных субъектов, а не простое перемещение сообщений. Взаимное информирование лиц предполагает установление коллективной деятельности и активный обмен информацией. Важность информации играет существенную роль для всех, кто участвует в общении, при условии, что такая информация принята и понята.

Характер обмена информацией между всеми участниками общения определяется возможностью влиять друг на друга через знаковые системы. То есть обмен информацией требует обязательного воздействия на партнера по общению. Коммуникативное воздействие, возникающее при общении, есть не что иное, как психологическое воздействие одного субъекта на другой.

Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией проявляется только при наличии у всех участников взаимодействия общей системы кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, люди нередко понимают их по-разному. Причинами этого могут быть возрастные особенности социальных, политических детерминант.

В контексте коммуникативного взаимодействия часто могут возникать специфические барьеры из-за непонимания самой ситуации взаимодействия. Непонимание может быть вызвано не только использованием разных языковых систем, но и более серьезными различиями, существующими между участниками общения. К таким различиям относятся социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие разнообразие восприятий, мировоззрений, мировоззрений. В этом аспекте коммуникативное взаимодействие указывает на то, что оно представляет собой только сторону общения.

При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно будет использовать определение «направленность сигналов». Эта концепция позволяет различать аксиальные и рециальные коммуникативные процессы. Осевой процесс – это направление сигналов одним приемником информации, иначе говоря, отдельным людям. Реальный процесс — это направленность сигналов во многие возможные пункты назначения.

Информация, распространяемая коммуникатором, носит побудительный и констатирующий характер. Побудительный тип сообщений выражается в репликах запрашивающего, командного, рекомендательного характера. Он предназначен для стимулирования определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть разными. В основном побуждением может быть активация, то есть призыв к действию в нужном направлении и, наоборот, интердиция, то есть призыв, не допускающий определенных действий, запрет на определенные действия, а также дестабилизация, то есть , несоответствие или расстройство какого-либо независимого вида деятельности или команды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *