Комплекс эдипа комплекс электры – Комплекс Электры — Википедия

Содержание

Комплекс Электры — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 октября 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 октября 2018; проверки требуют 4 правки.

Комплекс Эле́ктры — понятие психоанализа, комплекс, проявляющийся у девочек в их отношении с отцом и матерью, аналог эдипова комплекса.

Согласно теории психоанализа, комплекс Электры заключается в неосознанном влечении девочек к собственному отцу и враждебности к матери и соперничестве с ней за внимание отца, и развивается в фаллической фазе развития. Комплекс назван по имени мифологической Электры, дочери микенского царя Агамемнона, отомстившей своей матери за убийство своего отца. Понятие было предложено Карлом Густавом Юнгом в 1913 году в работе «Опыт описания психоаналитической теории»

[1]. Фрейд считал термин «комплекс Электры» подчёркивающим сходство в отношениях сын-мать и дочь-отец, и хотя считал теорию эдипова комплекса полностью приложимой только к мальчикам, вместе с тем предпочитал говорить об эдиповом комплексе у обоих полов и объявлял «комплекс Электры» бесполезным термином, возможно, из-за конфликта с Юнгом[2]. Многие психоаналитики считают термин устаревшим и предпочитают говорить о женской версии эдипова комплекса[3].

По Фрейду, первоначально девочка привязана к отцу и матери в равной степени, однако в дальнейшем она обнаруживает отсутствие у себя пениса. Это открытие является решающим в развитии женской сексуальности. На первом этапе «зависть к пенису» вызывает у неё сексуальное влечение к отцу, а также желание забеременеть от него. В то же время она становится более враждебной по отношению к матери, обвиняя её в своей «неполноценности»[4].

По Фрейду, из-за отсутствия страха кастрации, девочки меньше страдают от невыполнимости своих желаний обладать отцом и, соответственно, меньше нуждаются в решительном преодолении своего эдипова комплекса. В результате девочки могут оставаться в эдиповой ситуации неопределённо долгое время, а женское супер-эго остаётся менее развитым

[5]. В то же время стремление женщины к обладанию пенисом остаётся навсегда неудовлетворённым, обрекая её на чувство собственного несовершенства[6].

Эти взгляды Зигмунда Фрейда на развитие женской сексуальности оспаривались многими психоаналитиками[6].

  1. ↑ Комплекс Электры — статья из Иллюстрированного словаря «Психология» (с. 167) — И. М. Кондаков, М., ОЛМА-ПРЕСС, 2003 — ISBN 5-93878-093-4
  2. Edward Erwin. Electra Complex // The Freud Encyclopedia: Theory, Therapy, and Culture. — New-York: Routledge, 2002. — С. 174.
  3. ↑ Clara Thompson; Milton Mazer; Earl Witenberg. An Outline Of Psychoanalysis Revised Edition // Modern Library, 1955. (стр. 616)
  4. ↑ Комплекс Электры Архивная копия от 19 мая 2014 на Wayback Machine // Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.
  5. ↑ Феминизм «без политики». Древнейшая профессия и экзистенциальный поиск. (рус.). Дата обращения 5 сентября 2019.
  6. 1 2 Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдиме. Личность: теории, упражнения, эксперименты. (с. 38-40) // РОЗНАК, 2004

ru.wikipedia.org

Комплекс Электры: «женский» аналог Эдипова комплекса

Комплекс Электры – это женский вариант Эдипова комплекса; впервые термин был предложен Карлом Густавом Юнгом, учеником знаменитого Зигмунда Фрейда. По легенде, дочь микенского царя Агамемнона была чрезвычайно привязана к своему отцу. Считая свою мать Клитемнестру и ее любовника Эгисфа прямыми виновниками его смерти, Электра склонила своего брата Ореста к убийству их обоих.

Электра-ребенок

Согласно фрейдовской теории психоанализа, комплекс Электры у девочки появляется в достаточно раннем возрасте – около 4–5 лет. Ранее малышка обычно в равной степени привязана к обоим родителям, но в этот период она начинает испытывать неосознанное влечение к своему отцу, не отходит от него буквально ни на шаг, демонстрируя внимание и заботу. По Фрейду, это происходит от того, что примерно в это время девочка обнаруживает разницу в строении мужских и женских половых органов. Она испытывает нечто вроде зависти, постепенно переходящей в подсознательное половое влечение к отцу. Одновременно возникает и чувство вражды по отношению к матери, так именно в ней девочка видит виновницу собственного «несовершенства». В том случае, если комплекс успешно преодолен, связь с матерью вновь налаживается, а из отношений с отцом уходит прежняя страстность, заменяющаяся доверием и дружбой.

Современные психологи относятся к этой теории с осторожностью, поскольку считают сексуальную подоплеку формирования комплекса Электры неубедительной. Девочки позже мальчиков осознают свои вторичные половые признаки и меньше обращают на них внимание. Проявления сексуальности могут скорее напугать девочку, чем вызвать у нее навязчивые положительные эмоции. Поэтому в последнее время появилась несколько другая трактовка комплекса Электры. Девочка, без сомнения, соперничает с матерью за любовь отца, но только в том случае, если она чувствует себя бесконечно одинокой, и единственный близкий ей человек – это отец.

 

Электра-женщина

 

В психологии женщины комплекс Электры считается одной из нормальных стадий психоэмоционального развития. Но если по тем или иным причинам справиться с ним в детском возрасте не удалось, он может оказать серьезное отрицательное влияние на взрослую жизнь женщины.

Девушка или женщина с комплексом Электры словно осталась в подростковом возрасте, и неважно, сколько ей лет на самом деле. Из-за нерешенных проблем с отцом она не может строить нормальные отношения с мужичинам, часто не способна найти свое место в жизни. При этом во всех проблемах Электра обвиняет свою мать и подсознательно ждет чудесного спасения. Женщины с комплексом выглядят вполне уверенными в себе, любят конкурировать с мужчинами и часто даже выбирают мужские профессии. Но за этой уверенностью скрывается маленькая девочка, которая ждет, что придет кто-то похожий на папу и за нее справится со всеми неприятностями.

Такие женщины относительно поздно выходят замуж или становятся старыми девами, объясняя это тем, что достойного мужчины для нее просто не существует. Очень часто брак заключается с партнером намного старше по возрасту. В таком муже женщина видит отца, их отношения развиваются по принципу родитель-ребенок и в какой-то степени для женщины с комплексом Электры это идеальное развитие событий.

 

Группа риска

 

Но каждая ли девочка в обязательно порядке проходит через комплекс Электры? Психологи утверждают, что нет.

Во-первых, в группу риска входят девочки с «наследственным комплексом» – если мать идеализирует своего отца, то велик шанс того, что и дочка пойдет по ее стопам.

Во-вторых, комплекс часто развивается на фоне развода родителей. Дочка остается с матерью, встречается с отцом от случая к случаю. Эти встречи, как правило, носят характер праздника, девочка получает от них только положительные эмоции. А в совместной жизни с матерью могут возникать какие-то бытовые проблемы (последняя может и поругать, и не купить какую-то понравившуюся вещь) – и в сравнении с ней отец выглядит идеально.

В-третьих, в группу входят девочки, очень похожие внешне на отца. Ребенок начинает чувствовать себя с ним практически единым целым – прекрасная база для развития комплекса.

В-четвертых, формирование комплекса происходит у тех девочек, родители которых мечтали о сыне. Дочь пытается заменить его для отца, пытается выстроить как можно близкие и теплые отношения.

В-пятых, этот происходит, если в семье жесткая и доминирующая мать, постоянно унижающая отца. Дочка старается одарить отца теплом, которое он не получает от жены, и подсознательно берет на себя ее роль.

По утверждению специалистов, в семьях, где складываются гармоничные отношения между супругами, между детьми и родителями риск формирования у ребенка комплекса Электры крайне низок.

umnaja.ru

Фаллическая стадия. Эдипов комплекс. Комплекс Электры

Оральная стадия


В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально — зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама.

Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:

Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.
Сверхзаботливость – ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.

Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия.

В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Анальная стадия


Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий.

Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Мы более подробно поговорим о первой – принуждающей, т.к. именно эта форма приносит наиболее выраженные негативные последствия.

Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально – удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.

Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета – это анально – выталкивающий тип личности. Черты данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

 

Фаллическая стадия. Эдипов комплекс. Комплекс Электры

Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на каких – то фразах родителей или на объяснениях других детей, они рисуют «первичную» сцену.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.

В норме эдипов комплекс развивается несколько по – разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков.

Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во – первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во – вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.

Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери.

Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.
У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.
Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

 

Латентная стадия


В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка посредством сублимации (переориентации на социальную активность) направляется во вне. В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго. Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

 

Генитальная стадия
После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости, начинают восстанавливаться сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза Генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти), характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.

Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт — в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, и ничего не требовалось взамен.

 

2. Классический психоанализ З. Фрейда (тревога и защитные механизмы; инстинкты как основная движущая сила поведения).

Фрейд определил три типа тревожности:

· Невротическая тревожность. Подсознательное беспокойство насчет того, что мы потеряем контроль над побуждениями Ид, и в результате будем наказаны за ненадлежащее поведение.

· Реальный страх. Причины этого вида тревожности идентифицируются, как правило, легко. Например, человек может бояться укуса, когда находится рядом с разозлённой собакой. Наиболее распространенный способ побороть эту тревогу — избгание объекта, представляющего опасность.

· Моральная тревожность. Включает в себя страх нарушить наши же собственные моральные принципы.

Термин «защитный механизм» означает тактику, разработанную Эго для защиты от тревожности. Защитные механизмы, как предполагал Зигмунд Фрейд, защищают разум от мыслей и чувств, с которыми нашему сознанию справиться слишком трудно. В некоторых случаях защитные механизмы способны даже предотвращать появление нежелательных мыслей и импульсов в сознании.

Отрицание — вероятно, один из самых известных защитных механизмов. Именно так называют состояние человека, не способного смотреть в лицо реальности или признать очевидную истину.

Отрицание есть прямой отказ признать или принять что-то, что уже произошло или в настоящее время происходит. Наркоманы или алкоголики часто отрицают, что у них есть проблемы, жертвы травматического события могут отрицать, что это событие когда-то вообще произошло.
Отрицание защищает Эго от того, с чем человек не может справиться. Оно может спасти нас от переживаний и боли, однако требует значительной энергии. Из-за этого Эго использует и другие механизмы.

Вытеснение — еще один известный защитный механизм. Он также предотвращает наличие определённой информации в нашем сознании. Тем не менее, эти мысли, желания или воспоминания не исчезают просто так; они продолжают влиять на наше поведение. Например, человек, подсознание которого вытеснило воспоминания о насилии в детстве, может впоследствии испытывать трудности в отношениях.

Иногда мы делаем это сознательно, заставляя нежелательную информацию покинуть наше сознание — эта разновидность механизма называется подавлением.

В большинстве случаев, однако, удаление вызывающих тревогу воспоминаний или мыслей, как полагают специалисты, происходит бессознательно.


Читайте также:


Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Комплекс Электры и психология женщины по Фрейду и Юингу

Комплекс Электры это психоаналитическая термин, используемый для описания конкуренции дочки с матерью за любовь отца. Комплекс Электры можно сравнить с комплексом Эдипа.

Фрейд и комплекс Электры

По Зигмунду Фрейду, во время женского психосексуального развития молодая девушка изначально привязана к своей матери. Когда она узнает, что у нее нет пениса, она привязывается к отцу и начинает быть недовольна матерью, обвиняя ее в «кастрации». В результате Фрейд считал, что девочка потом начинает идентифицировать себя с мамой и подражать ей из-за страха потерять свою любовь.

Карл Юинг и комплекс Электры

В то время как термин Комплекс Электры часто ассоциируется с Фрейдом, на самом деле его ввел в обиход не менее знаменитый ученик Фрейда Карл Юнг. При этом в 1913 году Фрейд фактически отверг термин и описал его как попытку «подчеркнуть аналогию между отношением двух полов.» Сам Фрейд использовал термин женский Эдипов комплекс, чтобы описать то, что мы теперь называем комплексом Электры.

Комплекс Электры, впервые введенный Карлом Юингом, является женский аналогом Эдипов комплекса, он связан с периодом развития, во время которого отмечается ростом любви к отцу и увеличением враждебности по отношению к своей матери, как правило, комплекс Электры проявляется в возрасте от 3 ​​до 6 лет.

Юнг разработал теорию, которая характеризовала поведение женщин-клиенток, имитировавших Эдипов комплекс во время фаллической стадии психосексуального развития. Согласно Юнгу, девочки, испытывающие комплекс страдают от зависти к пенису, и возмущаются своими матерями, которых воспринимают как источник кастрации. Они начинают больше проводить времени со своими отцами и даже могут флиртовать, практикуя взрослое сексуальное поведение — без какого-либо фактического полового контакта со своими отцами.

Почему комплекс Электры?

Комплекс назван по имени Электры, чья мать согласно греческой мифологии убила ее отца. Электра отомстила матери, организовав ее убийство.  Вот краткая история Электры:

  • В греческой мифологии Электра является принцессой Аргоса, которым правит отец Электры, Царь Агамемнон и ее мать, Королева Клитемнестра. В семье много проблем — сестра Электры, Ифигения, по приказу богов принесена в жертву Эолу ради попутного ветра во время путешествия на Троянскую войны, и Электра должна отправить своего брата-близнеца Ореста подальше от дома, чтобы спасти его от ее мстительной матери.
  • Когда король Агамемнон вернулся из Троянской войны, он обнаруживает, что его жена взяла в любовники двоюродного брата, Эгисфа. Клитемнестра и ее любовник вступают в сговор и убивают царя Агамемнона. Электра опустошена и молится о возвращении брата, чтобы отомстить отцу и претендовать на трон. Орест возвращается в Аргос, когда он достигнет совершеннолетия. С помощью Электры Орест убивает и свою мать, и ее любовника, и восстанавливает престол Аргоса.
  • Есть некоторое сходство между историями Эдипа и Электры. Каждая включает в себя как сексуальный конфликт, так и убийство. Хотя идеи Фрейда кажутся сегодняшним психотерапевтам очень экстремальными, сексуальный конфликт и убийство также очень часто обнаруживаются в центре более современных историй — почти каждый современный фильм и ТВ-шоу об этом.

Комплекс Электры в современной психологии


Подпишитесь на наш Ютуб-канал!

Сложно назвать серьезные научные доказательства теории Юнга, и современные специалисты в области психического здоровья вряд ли станут использовать комплекс Электры как окно, через которое можно рассмотреть и понять психологическое развитие взрослого человека. Тем не менее, комплекс Электры происходит во то время, когда дети все больше осознают половые различия, так что теория Юнга о комплексе может коррелировать с гендерной осведомленностью детей, а не конкретным комплексом. Существует также достаточно доказательств того, что девочки берут ранние «уроки сексуальности» от обоих родителей.

Лечение и жизнь с комплексом Электры

Многие дочери, страдающие от этих сложных отношений с отцом, не могут даже предсавить причину своей неспособности правильно относиться к жизни. При низкой уверенности в себе и чувстве вины, дочь может вырасти уже с более сильными комплексами. Стремление дочери к отцовского привязанности, защите и руководству, может привести к глубокой меланхолии и душевной боли, когда девушка вырастает. Родители должны понимать, что комплекс Электры, вопросы отношений дочери и отца вполне реальны и могут осложнить будущее девушки. Родители должны выработать план по повышению самоидентификации их дочери. Подлинно заботливый отец, который дает время и показывает привязанность к своей маленькой дочери может обеспечить тот маяк, который не позволит девочке сбиться с пути и двигаться по правильному пути к успеху на различных фронтах жизни.

Грамотный терапевтический подход и лечение комплекса Электры иногда может примирить прошлые отношения отца с дочкой, которые были не совсем удовлетворительными.

Комплекс Электры и Эдипов комплекс решаются несколькими способами: один, репрессивный, культивирует солидарность со своим полом. В методе репрессий, мальчикам и девочкам блокируют воспоминания и эмоциональные импульсы от их сознания. Когда мальчик / девочка начинают идентифицировать себя со своим полом, он / она поймет, отец/ мать не его / ее конкурент.

Литература:

Колман, М. (2006). Оксфордский словарь психологии. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Oxford University Press.
Харвуд, Р. Миллер С.А., и Vasta, Р. (2008). Детская психология: развитие в изменяющемся обществе. Хобокен, Нью-Джерси: ohn Wiley & Sons.

Автор статьи: Марина Дворкович, «Московская медицина»©

Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье про комплекс Электры, предназначена только для информирования читателя. Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником.

moskovskaya-medicina.ru

Самое важное о комплексе Эдипа: интервью с психологом


Описание Фрейдом эдипова комплекса (или комплекса Эдипа) принесло отцу психоанализа скандальную славу и прокормило не одно поколение его критиков. «Эдипов комплекс, – заявил один из приверженцев психоанализа, –  это тот локомотив, который промчал триумфальный поезд Фрейда вокруг Земного шара». Этот термин с любовью популяризировали многие писатели, кино- и театральные деятели 20 века, но по факту большая часть того, что мы знаем о самом явлении – это мифы и смутные культурные аллюзии.

О том, как современные психотерапевты относятся к понятию эдипова комплекса, чего стоит ждать родителям от детей, переживающих так называемую эдипову фазу, и чем чревато невнимание к этому этапу в жизни ребенка, рассказывает психолог Александра Шарапова.

А есть ли комплекс?

– Насколько мне известно, впервые термин “эдипов комплекс” был введен З. Фрейдом (и им же описано соответствующее явление). Сейчас многие аспекты теории Фрейда критикуются за умозрительность и недоказуемость, касается ли это комплекса Эдипа?

– Конечно, теория Фрейда как таковая во многом устарела и перешла в учебники, над самим Фрейдом шутят, выставляя его харизматичным чудаком. Однако, отдав дань истории и истеричным клиенткам доктора Фрейда, надо признать, основные его теоретические положения, несмотря на огромное количество критики и, действительно, недоказуемость, до сих пор активно используются современным психоанализом как успешно работающие. В целом сейчас концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребенка с родителями.

– Подтверждена ли реальность существования комплекса какими-либо серьезными исследованиями?

– Как и большинство психологических феноменов, эдипов комплекс практически невозможно научно исследовать, поскольку все постулаты теории Фрейда, от которых он отталкивался при описании этого комплекса, не обладают параметрами научных гипотез и скорее являются умозрительными. Тем не менее определенное отношение ребенка к родителю противоположного пола, сочетающееся с напряженностью и ревностью к родителю своего пола, отмечено во многих культурах на протяжении всего существования человечества, оно описано  в книгах и встречается даже в современных сводках новостей. И, конечно, в практике психолога проявления и наследие эдипова комплекса в виде особого типа личности встречается очень часто.

– Получается, что “фаза Эдипа” – это некий универсальный этап развития личности? Или все же его возникновение обусловлено социокультурными особенностями западной цивилизации? И возможно ли нормальное развитие ребенка без возникновения этого комплекса?

– Исследования этого феномена в культурах, отличных от западной, проводились, но и они, к сожалению, противоречивы. Они то подтверждают эдиповы переживания ребенка (чаще), то отрицают их. Сам Фрейд видел в истоках эдипова комплекса зависть вырастающих мужчин древних племен к своему отцу, желание его убить и страх наказания за убийство, возникающий как один из первых моральных человеческих законов.

Полагается, что эдиповы чувства (страх, зависть, влечение, вина) достаточно универсальны и сигнализируют об определенном этапе развития личности вне зависимости от культурной дифференциации.

Отделить, но не оттолкнуть

– Хорошо, раз этот комплекс заметно проявляется в поведении ребенка, расскажите немного о том, как именно.

– В период с 2 до 6 лет каждый ребенок сталкивается с более или менее выраженными чувствами (они могут быть не осознаны или осознаны частично, но могут и проговариваться в словах) к родителю противоположного пола. Мальчик будет проявлять большой интерес к матери, а девочка – к отцу (в противоположность эдипову комплексу это явление называется комплексом Электры), стараться завоевать их внимание, помогать им, делать комплименты, требовать особых выражений любви и ласки и даже высказывать желание «жениться на маме» или «выйти замуж за папу». Может иметь место ревность и желание занять место матери или отца в отношениях родителей и страх наказания за свои желания. Чаще всего родители принимают это за милые детские игры, однако именно так протекает важнейший  кризис в формировании личности.

После 6 лет при благоприятном исходе эти конфликтные чувства и фантазии уходят, они могут появиться вновь в подростковом возрасте, в несколько измененном виде, а могут прорабатываться и в дальнейшем.

– Как вы посоветуете вести родителям себя с ребенком, находящимся в этой фазе?

– Безусловно, необходимо прежде всего понять важность наступившего момента для ребенка. Помочь ему справиться с его чувствами, кое-что стараясь проговаривать открыто («ты сердишься на маму, потому что она лежит рядом со мной и не пускает тебя прилечь тоже; она моя жена, и нам хорошо вдвоем; а ты, когда вырастешь, найдешь себе тоже жену и вам тоже будет хорошо вдвоем»). Необходимо уметь настаивать на своем и мягко, но уверенно не пускать ребенка в супружеские отношения, касается ли это обсуждения взрослых вопросов или закрытия двери спальни родителей, указывая ребенку, что он – хоть и любимый обоими, но все же ребенок и никак не может заменить собой ни мать, ни отца. Показывать свою любовь ребенку также нужно осознанно, стараясь не допустить ни попустительства, ни чрезмерной холодности. Разумеется, не нужно идти на поводу у своих чувств вроде ревности, агрессии или желания ответить особой любовью, выделив тем самым ребенка. Это может привести к непоправимым последствиям, создавая у ребенка иллюзию его особой значимости в жизни родителей и возможности влиять на супружеские отношения или даже разрушить их, а эта иллюзия повлечет за собой страхи, огромное чувство вины, невозможность достичь успеха в жизни (из-за ощущения, что он не достоин хорошего, или из-за несформированности идеалов), проблемы с самооценкой и при взаимодействии с другими (нарушены представления о союзе взрослых).

– То есть родителям, желающим воспитывать ребенка правильно, нужно, возможно, первый раз в жизни установить дистанцию между собой и малышом? А не будет ли это травматично для его психики? Тем более что сейчас очень популярен так называемый стиль сближения в воспитании детей, который предполагает минимум психологического давления, максимальную близость (в том числе и в плане физического общения с ребенком), получается, что к 2-3 годам необходимо от него отказываться?

– Действительно, стиль сближения при всем его либерализме создает препятствия для естественного развития ребенка после достижения им 2-2,5 лет.  Если после того, как ребенок начинает транслировать эдиповы идеи, сближение с родителями продолжается, установления личных границ не происходит, растущему “Я” ребенка трудно выделить себя из этого общего симбиоза, в итоге поддерживаются отношения, нормальные для более раннего этапа развития, но мешающие его идентификации. Чувства родителей и детей перемешиваются, мать начинает отвечать на ласки сына, отец – ревновать, ребенок чувствует, что угрожает родительским отношениям и ужасается. Дистанцироваться от ребенка, безусловно, нужно, чтобы он почувствовал свои границы. Главное – не отталкивать его чувства, поскольку на этих хрупких идеализациях будет потом строиться способность любить другого человека, зрело и мудро или инфантильно и несчастливо. В некотором смысле он должен почувствовать себя проигравшим в этой борьбе за любовь родителя и понять, что отношения взрослых – это их поле, а для него оно будет доступно, когда он сам повзрослеет. Невозможность союза между разными поколениями должна уложиться в его голове как норма, а уж задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить ребенка поддержкой и родительской любовью, чтобы это открытие было для их ребенка менее болезненным.

– То есть если родители практиковали совместный сон с ребенком, в эдиповой фазе от него лучше отказаться?

– Да, на мой взгляд, совместный сон с  ребенком в это время, к сожалению, неуместен, поскольку даже при символических ритуалах (отделения лежащего ребенка от родителей игрушкой) у него появляется богатая почва для фантазий. К тому же при совместном сне для ребенка не существует “скрытой любви” в жизни родителей, которая могла бы его в дальнейшем мотивировать на взросление и серьезные отношения. Понимание того, что папа и мама могут оставаться наедине и в это время как-то по-особенному любить друг друга, и это приятно обоим, создает здоровую основу будущей сексуальности. А уж после “эдиповых” высказываний ребенка нужно среагировать сразу, четко и серьезно: мы тебя очень любим, ты наш ребенок, но мама моя жена, мы с ней спим в одной комнате, а ты – в другой. Когда ты вырастешь, ты тоже будешь спать со своей женой. Необязательно, чтобы у ребенка была отдельная комната, но кровать у него должна быть своя.

– А если у ребенка на тот момент какие-то выраженные страхи, расстройства? И как все-таки быть с современной теорией о значимости тактильного контакта мамы и малыша?

– Тут, конечно, нужно смотреть на индивидуальные потребности ребенка и на его возраст. По современным представлениям, тесный физический контакт между младенцем и мамой очень важен для того, чтобы ребенок чувствовал доверие и любовь мамы. Но этот опыт оптимально получить ребенку до начала эдиповой фазы. Опираясь на него, ребенок сам начинает постепенно отделяться, как бы насытившись, сохраняя этот позитивный опыт и возвращаясь к маме в случае какого-то неблагополучия за поддержкой – таково естественное развитие ребенка в этот период. Думаю, необходимо просто поддержать стремление ребенка к самостоятельности, стараться давать ему свободу действий и поощрять все варианты ролевого поведения соответственно полу. И, конечно, если ребенок чувствует “тыл”, уверен в любви родителей к нему, никакие переживания отвергнутости, даже в эдиповой фазе, не причинят вреда его психике.

– Насколько я понимаю, роли родителей и их поведение в эдиповой фазе должны отличаться? Расскажите об этом поподробнее.

– Да, роль родителя, на которого направлено влечение, состоит в том, чтобы в меру восхищаться ребенком, стимулировать и поощрять его взрослость и новые умения, потому что похвала из уст любимого родителя будет особо значима для ребенка. Перехвалить за дело практически невозможно. В то же время, если отец, например, будет обесценивать или высмеивать попытки девочки убираться в квартире или готовить, это может привести к невротическим нарушениям, перфекционизму или озлоблению и мужским вариантам поведения в дальнейшем.
Еще этому родителю нужно обратить особое внимание на свое личное пространство, то есть границы, и прислушиваться к своим чувствам: если вам кажется, что ребенок перегибает палку в своих ласках или требованиях к вам и вас это настораживает или напрягает, стоит выйти из игры и мягко  дать ему понять, что вы уважаете его чувства, но отношения детей и родителей – это немного не то, что он сейчас делает; отвлечь его или рассмешить. Идеализируемый родитель должен быть для ребенка и восхищающимся, и строгим.
Партнер идеализируемого родителя оказывается в щекотливой ситуации, потому что он то старается сохранить близкие отношения с ребенком, то чувствует неприязнь к ребенку, обиду и желание оттолкнуть, к сожалению, часто идущие из неосознаваемой ревности и попадания в собственные детские непроработанные переживания. Совет здесь простой: просто оставайтесь для ребенка родителем. Если вы чувствуете, что ваши эмоции в отношении этой ситуации достигли определенного градуса, просто вспоминайте и повторяйте себе: “Я родитель, а это мой ребенок. Он не может быть мне соперником, не может влиять на наши с супругом отношения, он только учится любить”.
Особо стоит ситуация, когда родитель только один: в этих случаях эдипов комплекс обычно проходит с сильными нарушениями. Если мальчик воспитывается без папы, задача матери состоит в том, чтобы не допустить, чтобы ребенок занял в доме место отца (в практике я сталкивалась со случаями, когда сын выбирал одежду для мамы, ревновал ее к мужчинам, старался быть для нее джентльменом и не давал возможности выстроить новые отношения). Также просто необходимо обеспечить ребенка реальным, достойным мужским образом для подражания, будь то учитель в школе или спортивной секции, иначе ребенок не сформирует свою мужскую идентичность.
Если девочка воспитывается без отца, особое внимание нужно обратить на формирующееся у нее представление о мужчинах и стараться, чтобы оно было как можно более реалистичным; увеличить общение с дедушками, дядями и пр. Потому что в отсутствие реального объекта для проекции влечения фантазия создает идеальный образ, который встраивается в супер-эго и в дальнейшем при попытке выстраивания отношений преподнесет девочке много неприятных сюрпризов.

О фанатах и любительницах “папочек”

– Теперь давайте поговорим о том, во что может трансформироваться комплекс Эдипа/Электры. Как я понимаю, фаза может пройти благополучно, в этом случае какие мы получаем результаты?

– Если мы говорим о психологическом аспекте, задача маленького ребенка состоит в преодолении влечения к родителю противоположного пола и в дальнейшем идентификации с родителем своего пола, то есть мальчик должен отступиться от посягательства на мать, пережить страх наказания отцом за свои влечения и в то же время перенять у него его мужские качества, взять его за образец, чтобы стать настоящим мужчиной. Девочка, наоборот, должна от чувств восхищения отцом и зависти к его пенису переориентироваться на мать, чтобы стать полноценной женщиной и принять возможность в будущем найти себе возлюбленного и родить от него ребенка. Но и мужское в девочке, и женское в мальчике никуда не исчезает, а становится интроектом, то есть внутренним присвоенным себе образом, моделью, на которую потом человек будет ориентироваться, например, при выборе супруга. Так что в каком-то роде эдипов комплекс – это первая осознанная попытка утверждения ребенком своего Я как мужчины или как женщины. В случае если этот комплекс не разрешается, верная идентификация не происходит, в дальнейшем личность формируется с различной степенью нарушений (в нашем обществе встречается довольно часто).

Комплексы Эдипа и Электры  несут в себе еще одно важное открытие для ребенка в плане семейных отношений. Почувствовав влечение к родителю, ребенок пытается встать между своими родителями, занять место родителя своего пола, и успешное разрешение этих чувств состоит в том, чтобы ребенок понял:  у родителей особые, взрослые отношения и своя, взрослая любовь. Их отношения устойчивы, и он со своими чувствами не только не может их разрушить (как ему поначалу кажется), но и может быть принят и любим на своем, детском месте. С другой стороны, он получает мощный импульс – чтобы приблизиться к отношениям взрослых, ему приходится учиться взрослеть самому.

Кроме того, комплексы Эдипа-Электры несут в себе огромное значение с точки зрения формирования у человека системы ценностей и морали (супер-эго), что необходимо для успешного развития личности. Ребенок осознает, что родители не только провозглашают определенные поведенческие стандарты, но и сами живут по некоему моральному и нравственному кодексу. Поэтому он, пройдя через эдипов конфликт и внутренне принимая родителей, приходит к необходимости идеализировать и этот кодекс и выстраивает собственную мораль, идентифицируясь с моральными стандартами родителей.

– На уровне поведения ребенка как можно понять, что фаза пройдена для него благополучно?

– Ну, если ребенок проигрывает ситуации женитьбы в садике или во дворе, значит, он уже допускает мысль о том, что его партнером в любви будет сверстник. Если ребенок прямо заявляет “я буду большим и у меня будет жена, которая будет готовить сосиску на завтрак”, значит, так или иначе он справился с эдиповым комплексом, даже если он добавит “и у нее будет юбка, как у тебя, мама”. Если все поле внимания ребенка продолжает занимать родитель противоположного пола, это будет проявляться в его играх, рассказах, навязчивом поведении, аффектах и никак не может пройти незамеченным для здоровой семьи.

– А теперь о возможных отклонениях. К чему может привести неправильное протекание эдиповой фазы?

– Отголоски непройденного эдипового комплекса мы можем видеть в гомосексуальности, проблемах в выборе партнера, непринятии своего пола в отдельных проявлениях или в целом, трудностях взаимодействия с другими людьми, в неврозах и более глубоких нарушениях, мешающих человеку взаимодействовать с окружающими. Склонность к гомосексуализму может возникнуть, к примеру, в случае идентификации мальчика с матерью – вследствие слишком сильной любви к ней (и боязни предать ее любовью к другой женщине) или из-за неправильного поведения родителей, плохих отношений с отцом, мешающих принять его за образец.
Мазохистские тенденции в связи с эдиповым комплексом часто идут от непереносимого чувства вины за инцест, а чаще фантазийное его воплощение. Вина возникает как раз тогда, когда ребенка допустили слишком близко в отношения. Ребенок подсознательно чувствует, что не должен любить свою мать, и считает себя виноватым перед отцом; неразрешение этой ситуации ведет в дальнейшем к ощущению своей никчемности и мазохизму как попыткам самонаказания за эту вину.

Всевозможное поклонение кумирам, фанатство также связано с проекциями фантазий об идеальных образах, идущих от эдиповой ситуации.

– То есть постоянная погоня за идеальным мужчиной или совершенной женщиной – тоже из этой серии?

– Да, это тоже очень распространенная ситуация. Неразрешенный эдипов конфликт, как и все конфликты личности, ждет своего завершения, и при попытке выстраивания отношений двух, казалось бы, взрослых людей на поле битвы выходят два мира детских фантазий, воспоминаний, а самое главное – детских чувств, которые когда-то не были прожиты и отпущены. Именно поэтому многие женщины ищут себе супруга-“папочку”, а мужчины “мамочку”, иногда дело доходит даже до внешнего сходства с запечатленным в памяти обликом родителя. К сожалению, любовь таких удачно, казалось бы, подходящих друг другу людей, воплотившую детскую фантазию в реальность, нельзя назвать зрелой. Построить более счастливые, партнерские отношения можно, только перешагнув в своем развитии такой этап, как эдипов комплекс.

В заключение хочется сказать, что кабинет психолога – самое подходящее место разобраться в своих детских чувствах и проработать эдипов конфликт, пусть символически и с помощью психолога. Для психики не так важна конкретизация фигур, как общий баланс внутренних процессов.

Тема следующего интервью: дети и семейные конфликты

detyvradost.ru

Эдипов комплекс — Психологос

Понятие «эдипов комплекс» было введено в психоанализ Зигмундом Фрейдом, чтобы объяснить причины некоторых неврозов. Название явления основано на греческом мифе, в котором Эдип убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте, и в психоанализе означает бессознательное влечение ребёнка к родителю противоположного пола. По мнению Фрейда, это влечение сопровождается не только ревностью к родителю того же пола, что и ребёнок, но также бессознательным желанием смерти этого родителя. Фрейд использовал термин «эдипов комплекс» применительно к людям обоих полов. Однако впоследствии исследователи, описывавшие аналогичное явление у девочек, ввели понятие комплекс Электры (в греческой мифологии Электра, дочь Агамемнона, намеревалась убить собственную мать). В дальнейшем теорию эдипова комплекса развивал Карл Юнг.

В теории Фрейда, эдипов комплекс является этапом психосексуального развития и восприятия, который называется фаллической стадией и впервые проявляется в возрасте пяти с половиной лет.

Научных данных, подтвержающих обязательность прохождения эдипова комплекса мальчиками в процессе их психосексуального развития — нет. Напротив того, есть данные, что исследования З.Фрейда в этой области содержат многочисленные фальсификации, а исследования М. Мид показали​, что во многих культурах с другими традициями воспитания у мальчиков и подростков эдипова комплекс не наблюдается. Его нет. По современным взглядам, эдипов комплекс — не естественная и обязательность данность, через которую проходит каждый ребенок, а результат проблемного воспитания мальчиков в некоторых семьях. Хочется верить, что в вашей семье дети отца любят, уважают и смерти ему не желают…

www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *