Обществознание социальное поведение и социализация личности – Социальное поведение и социализация личности. — КиберПедия

Социальное поведение и социализация личности. — КиберПедия

Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность, связано с понятием социализация.Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, становление его как полноценного «общественного существа». Социализация включает в себя:

  • обучение и воспитание индивида;
  • взаимодействие с другими людьми;
  • освоение культурных ценностей и норм общества;
  • приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
  • освоение видов совместной общественной деятельности;
  • нахождение своего места в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация . Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация . Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утерей трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из полноценного трудового процесса.Процесс социализации осуществляется через «помощников». Это — люди и учреждения, которые оказывают значимое влияние на социализацию. Данных «помощников» называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.В период первичной социализации главным агентом выступает семья. В период от 3 до 8 лет круг агентов социализации значительно расширяется. Это образовательные и дошкольные учреждения, друзья, другие люди, окружающие ребенка. Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывать навыки нахождения в общественной структуре управления (подчинение учителям, завучу, директору и т.д.).Наряду с «официальными» организациями, агентами социализации для детей и подростков являются группы сверстников, чье влияние часто перевешивает влияние семьи. Так, отдельные лица в окружении ребенка могут обладать большим авторитетом, чем родители. Огромное значение в качестве агента социализации в современном обществе имеют средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания (герои кино, звезды «шоу-бизнеса», персонажи рекламы и т.д.). Телевидение навязывает определенные стандарты поведения, стили жизни и жизненные цели. Часто такое воздействие деформирует сознание ребенка, оказывает отрицательное влияние на его жизненные приоритеты, приводит к конфликтам со старшим поколением.



.2. Политическая элита.

 
 

БИЛЕТ 9.

ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ

В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).



cyberpedia.su

Социальное поведение и социализация личности – понятие и его виды \ Книга Разума

Помните сказку про Маугли? Человеческий детёныш был воспитан природой и жил по законам стаи. А теперь посмотрите на детскую площадку за окном: дети, играя в песочнице, строят замки, общаются, делят культурно игрушки – вот это и есть социальное поведение. Когда человек уже с детства учится культурно себя вести.

Как понять, что такое социальное поведение человека?

Социальное поведение одной фразой объясняется как поступки человека в пределах норм всего общества. Человек адаптируется к окружающему миру методом следования принятым в этой среде обычаям и правилам.

Вообще поведение людей – это сложная штука. Психологи знают, что разобраться во внутреннем мире человека невозможно, если изучать его не ссылаясь на других людей. Именно так же невозможно понять одной пчелы, если поблизости отсутствует её улий.

Социальное поведение во многом зависит от семьи, в которой человек родился. Так как поведение во многом зависит от воспитания ребёнка. Читать также: мотивация к учебе.

А теперь рассмотрим разновидности поведения. Но в первую очередь поведение бывает либо адекватное, либо нет.

Адекватное поведение в свою очередь бывает:

•        Конформным поведением – соответствует общепринятым нормам;

•        Ответственным поведением – исполнение обязательств;

•        Помогающим поведением;

•        Правильным поведением;

•        Синтонным поведением – гармоничное поведение.

К разновидностям неадекватного поведения относятся:

•        Виктименое – провоцирующее своими действиями других;

•        Девиантное – аморальное поведение; поведение, которое противоречит менталитету общества;

•        Делинквентное – преступное, требующее наказания;

•        Демонстративное – поведение, привлекающее внимание;

•        Конфликтное -поведение

•        Ошибочное поведение, это поведение противоположно комформному поведению. 

Когда происходит процесс социализации личности?

Социализация личности – это индивидуальный процесс вхождения человека в общество, происходящий под бдительным взглядом коллектива. Главной задачей социального контроля является сохранение социальной стабильности и движение к прогрессу.

Социализация личности происходит по двум взаимно-переплетающимся линиям:

1.       Усвоение культурных ценностей и норм общества.

2.       Нахождение своего места в обществе.

Социализация каждого из нас начинается в самом раннем детстве и не прекращается до глубокой старости. Другими словами, этапы процесса социализации совпадают с жизненными циклами.

С раннего возраста мы учимся вместе играть. Учимся определять что хорошо, а что плохо; что можно делать, а что нельзя, в дальнейшем этот навык нам пригодится уже в трудовом коллективе.

Достигая 6 лет мы идём в школу, потом кто-то из нас поступает в ВУЗ, а кто-то в колледж, одним словом мы обучаемся.Читать еще: закон возвышения потребностей.

После школьного выпускного мы пересматриваем свой жизненный путь, выстраивая перед собой приоритет желаний и перспектив. Мы осваиваем понравившуюся профессию, заводим семью и детей. Далее уже во взрослой жизни мы уверенно общаемся, зарабатываем уважение и авторитет в обществе. Наша жизнь – это и есть составные части социализации.

Социализация личности интересна ещё тем, что взгляды человека на протяжении всей жизни меняются. В детстве и юности люди более подвижны, активны и энергичны; их взгляды более гибкие. В зрелости и старости люди становятся более консервативными, они уже не так любят перемены, становятся капризными.

В конечном итоге, важно отметить, что социализация личности зависит от мировой и национальной культур места проживания и менталитета окружающих людей.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

knigarazuma.ru

Социальное поведение и социализация личности – понятие и его виды

Помните сказку про Маугли? Человеческий детёныш был воспитан природой и жил по законам стаи. А теперь посмотрите на детскую площадку за окном: дети, играя в песочнице, строят замки, общаются, делят культурно игрушки – вот это и есть социальное поведение. Когда человек уже с детства учится культурно себя вести.

 

Как понять, что такое социальное поведение человека?

Социальное поведение одной фразой объясняется как поступки человека в пределах норм всего общества. Человек адаптируется к окружающему миру методом следования принятым в этой среде обычаям и правилам.

 

Вообще поведение людей – это сложная штука. Психологи знают, что разобраться во внутреннем мире человека невозможно, если изучать его не ссылаясь на других людей. Именно так же невозможно понять одной пчелы, если поблизости отсутствует её улий.

 

Социальное поведение во многом зависит от семьи, в которой человек родился. Так как поведение во многом зависит от воспитания ребёнка. Читать также: мотивация к учебе.

 

А теперь рассмотрим разновидности поведения. Но в первую очередь поведение бывает либо адекватное, либо нет.

 

Адекватное поведение в свою очередь бывает:

•        Конформным поведением – соответствует общепринятым нормам;

•        Ответственным поведением – исполнение обязательств;

•        Помогающим поведением;

•        Правильным поведением;

•        Синтонным поведением – гармоничное поведение.

 

К разновидностям неадекватного поведения относятся:

•        Виктименое – провоцирующее своими действиями других;

•        Девиантное – аморальное поведение; поведение, которое противоречит менталитету общества;

•        Делинквентное – преступное, требующее наказания;

•        Демонстративное – поведение, привлекающее внимание;

•        Конфликтное -поведение

•        Ошибочное поведение, это поведение противоположно комформному поведению. 

 

Когда происходит процесс социализации личности?

Социализация личности – это индивидуальный процесс вхождения человека в общество, происходящий под бдительным взглядом коллектива. Главной задачей социального контроля является сохранение социальной стабильности и движение к прогрессу.

 

Социализация личности происходит по двум взаимно-переплетающимся линиям:

 

1.       Усвоение культурных ценностей и норм общества.

2.       Нахождение своего места в обществе.

 

Социализация каждого из нас начинается в самом раннем детстве и не прекращается до глубокой старости. Другими словами, этапы процесса социализации совпадают с жизненными циклами.

 

С раннего возраста мы учимся вместе играть. Учимся определять что хорошо, а что плохо; что можно делать, а что нельзя, в дальнейшем этот навык нам пригодится уже в трудовом коллективе.

 

Достигая 6 лет мы идём в школу, потом кто-то из нас поступает в ВУЗ, а кто-то в колледж, одним словом мы обучаемся.Читать еще: закон возвышения потребностей.

 

После школьного выпускного мы пересматриваем свой жизненный путь, выстраивая перед собой приоритет желаний и перспектив. Мы осваиваем понравившуюся профессию, заводим семью и детей. Далее уже во взрослой жизни мы уверенно общаемся, зарабатываем уважение и авторитет в обществе. Наша жизнь – это и есть составные части социализации.

 

Социализация личности интересна ещё тем, что взгляды человека на протяжении всей жизни меняются. В детстве и юности люди более подвижны, активны и энергичны; их взгляды более гибкие. В зрелости и старости люди становятся более консервативными, они уже не так любят перемены, становятся капризными.

 

В конечном итоге, важно отметить, что социализация личности зависит от мировой и национальной культур места проживания и менталитета окружающих людей.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyh-olog.ru

psyh-olog.ru

§ 7.2. Социальное поведение и социализация личности - 10 КЛАСС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ - Каталог статей

Для обозначения поведения человека в обществе одним из основоположников научной социологии — М. Вебером (1864—1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения — последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта — является уже «социальным действием». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.

Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

Нравы — такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек. Это своего рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «так поступают все». Как правило, нравы — особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.

Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как средство социализации человека, передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению, выполняя функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности.

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, называют социализацией. Она охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например средства массовой информации, другие — на отдельных стадиях жизни.

В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. При этом человек развивает качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Многие социальные психологи выделяют две основные стадии социализации. Первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение круга общения человека, углубление его содержания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.

xn----ptbfbdrp4d3cf.xn--p1ai

Лекция 5 Социализация личности и социальная идентичность

Сущность и содержание социализации. Основные институты социализации. Типы социализации. Оценка результативности социализации. Понятие социализационной нормы. Отклоняющаяся социализация. Социальная идентификация, ее формы и результаты. Уровни социальной идентичности. Кризисы идентичности.

Сущность и содержание социализации.Проблема социализации личности является одной из основных в социологии. Социологи изучают прежде всего установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению, соотношение процессов и институтов социализации, а также социально типическое, характеризующее включенность индивида в общество.

Как уже отмечалось, социальное в человеке не противостоит биологическому и не проистекает из него. С рождения человек получает такую телесную организацию, в которой запрограммирована возможность ее универсального социально-деятельностного развития. Социальное поведение человека осуществляется на базе взаимодействия его генетической программы и социокультурной программы, которую каждый человек приобретает заново.

Само по себе восприятие социально-культурной программы — это лишь одна из сторон, определяющих поведение человека в обществе. Другая сторона связана с особенностями индивида (темперамент, склонности и т. д.).

Социализация представляет собой процесс освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей, стереотипов поведения, социально-психологических свойств для успешного функционирования в обществе.

Социализация является процессом становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых черт сознания и поведения, что позволяет ей интегрироваться в общество, в различные типы социальных общностей.

Важнейшими сферами социализации являются деятельность, общение и самосознание.

Выделяются две фазы социализации — социальная адаптация и интериоризация. Социальная адаптация — это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, нормам и социальным ожиданиям, к среде его жизнедеятельности. Интериоризация — это процесс включения социальных норм и культурных ценностей в сознание человека.

Установлено, что нормы и ценности первоначально используются людьми в процессе совместной деятельности и общения друг с другом, а лишь затем при определенных условиях интериоризируются, трансформируются в эффективные способы внутренней психической деятельности человека. По утверждению известного российского ученого Л. С. Выготского, глубоко изучавшего процессы развития детского мышления, движение совершается не от индивидуального к социальному, а от социального к индивидуальному. Причем, социальное, по мнению Выготского, не есть нечто стоящее вне ребенка как чуждая и далекая от него сила, оказывающая на него давление и вытесняющая свойственные ему приемы мышления. В развитии ребенка важнейшая роль отводится его жизненному опыту, в особенности тому, который связан с обучением. Выготский считал, что процесс социализации в раннем возрасте есть процесс преодоления детского эгоцентризма. Ребенок начинает думать не для себя, а приспосабливает свое мышление к мышлению других.

Процесс социализации обычно разделяют на этапы (стадии). Чаще всего выделяются два основных, но качественно различных периода. Первый — это «первичная социализация» — от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности. Второй этап — «вторичная социализация», или ресоциализация, понимается как своеобразная перестройка личности (не столь, правда, существенная) уже в период зрелости.

Основные институты социализации. Институтами или агентами социализации называют те социальные общности, социальные институты и организации, которые выступают трансляторами социального опыта новым поколениям. Многие институты социализации используют для этого материально-техническую базу, высококвалифицированные кадры, отработанное содержание, технологии, способы и процедуры. В современном обществе сложилась множественность институтов социализации, развивающихся по своим собственным законам.

Во всех обществах ведущим институтом социализации индивида являлась и является семьи, которая в особенности на ранних этапах личностного развития играет определяющую роль.

Важнейшие институты социализации — система образования, средства массовой информации и коммуникации, производственный коллектив, культурные учреждения, религия и т. д. Важнейшими агентами социализации выступают группы сверстников, а также конкретные люди — отец, мать, учитель.

Институты и агенты социализации не выстраиваются в единую иерархическую систему. Кроме того, социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы. Все это усиливает вероятностный характер социализации, расширяет автономию формирующейся личности, что необходимо для ее гибкости, способности самостоятельно принимать решения, противостоять внешнему давлению. Вместе с тем, такая автономия может приводить к социальной патологии, отклоняющемуся поведению.

Типы социализации. Социализация, являясь сложным многосторонним процессом, может быть классифицирована по различным критериям. Прежде всего критериален характер самой социальности общества, обуславливающий механизм регуляции социальной жизни.

По характеру социальности общества могут быть выделены следующие типы социализации: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, либеральный, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный. В каждом обществе обнаруживается широкий спектр типов социализации с преобладанием того или иного типа.

В качестве другого классификационного критерия рассматривается содержание социализационного процесса, позволяющее различать такие типы социализации, как познавательная, профессиональная, правовая, политическая, трудовая, экономическая и др.

Третий критерий, связанный с результативностью социализации, позволяет выделить успешную, нормативную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию.

Успех социализации зависит от того, как общество, социальные общности, социальные институты и организации целенаправленно, преднамеренно и непреднамеренно влияют на личность. Установлено, что баланс институциональных и внеинституциональных влияний на личность является условием успешной социализации. Нарушение этого баланса в пользу стихийных каналов социализации, а также дисбаланс внутри институтов социализации в пользу нецеленаправленных, не выверенных средств воздействия снижает интенсивность усвоения нормативных элементов культуры, научения социально одобряемому ролевому поведению.

Оценка результативности социализации. В качестве критериев социализированности личности выделяются: 1) содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, «картин мира» человека; 2) адаптированность личности, ее нормотипическое поведение; 3) социальная идентичность. Однако главным критерием социализированности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности1.

Специфика социологического анализа социализации состоит в выделении социально типического как совокупности доминирующих параметров и характеристик процессов интеграции индивидов в общество, в изучении того, что является определяющим в достижении нормы социализации, каковы основные причины отклоняющейся социализации.

Особенность социологического изучения социализации личности связана и с двойственностью объекта исследования «личность-общест­во». Одно из компромиссных решений заключается в избежании полюсных (только объективистских или только субъективистских) подходов.

Понятие социализационной нормы. Для взвешенной оценки этого процесса, его диагностики, возможного определения «уровня заболеваемости» нами предложена концепция социализационной нормы. Социализационная норма определяется:

во-первых, как результат успешной социализации, позволяющей индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитие;

во-вторых, как многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик;

в-третьих, как устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.

Социализационная норма рассматривается как фактическая граница социализации, обусловленная параметрами социальности данного общества. Такая норма представляется проекцией социальности на человека, которая осуществляется агентами социализации и самим индивидом. Мера освоения общественных качеств индивидом материализуется в социальных проектах, которые варьируются в широких рамках социальной жизни конкретного общества. В результате человек артикулирует и актуализирует свою социальную природу, осуществляя в предложенных обществом границах собственный выбор. Баланс и глубина объективных и субъективных сторон социализации детерминированы и обществом, и индивидом.

Социализационная норма тесно связана с социальной нормой, но не сводима к ней. Суть различия состоит в назначении той и другой нормы. Для социальной нормы таким назначением является регуляция поведения индивида и группы, для социализационной — регуляция вместе с освоением нормы (адаптация к ней и ее интериоризация индивидом, как основного свойства). Цель регуляции — передача социальной нормы. Субъектно-объектная сторона регулирования определяется отношением «передающий-усваивающий» («учитель-ученик»).

Социализационная норма обусловлена параметрами социальности данного общества. Ее регуляторами выступает культура, социальные нормы и ценности. В ее изменениях не просматривается тенденция к тотальной упорядоченности и всестороннему контролю процессов социализации индивидов. Социализационная норма коррелирует с социальными типами личности, доминирующими в обществе, с возрастной характеристикой индивида, его статусными притязаниями.

Формализация такой нормы осуществляется в законодательных и иных нормативных правовых актах, имеющих прямое или косвенное отношение к социальному воспроизводству человеческого потенциала общества, фиксируется в различных Уставах, программах, положениях, инструкциях и других документах, регулирующих жизнедеятельность людей в социальных институтах и организациях, выступающих агентами социализации индивидов. Социализационная норма представлена в ценностном сознании членов общества, а также является важнейшим компонентом общественного мнения, выступающего в данном случае важнейшим неформальным регулятором поведения людей.

Социализационная норма специально проектируется и культивируется в качестве возрастно-нормативной на основе определенных ценностных оснований и других ориентиров развития. Например, в таком институте социализации, как система образования, эта норма закладывается в концепциях и программах различных его ступеней.

В условиях общественных перемен социализационные нормы трансформируются. Во-первых, утрачивается или претерпевает коренные изменения общественный идеал, что ведет к обновлению идеального типа личности как ориентира для всеобщего подражания или размыванию такого образца. Во-вторых, пересматриваются нормативы жизнедеятельности людей, что определяет новые условиях и механизмы социализации, становление новых социальных типов личности. В-третьих, изменяется реальное поведение людей.

Отклоняющаяся социализация. Социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост. Но это не значит, что она происходит как поступательное движение вверх. Это сложный, противоречивый, динамичный процесс, который особенно в молодые годы сопровождается кризисами. Одни кризисы удается преодолеть, другие нет. Человек не всегда может справиться с кризисом социализации, и дальнейшее развитие его личности может пойти не по восходящей. Как отмечает Нейл Смелзер, социализация никогда не может быть эффективной на сто процентов. В частности, дети оказывают сопротивление усилиям взрослых и изменяют процесс социализации на многих этапах своего развития1.

Как уже отмечалось, социализация не всегда бывает успешной. Более того, ее результат практически никогда не достигает идеала как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции. Всегда остается некоторый неиспользованный резерв возможностей. Может происходить и определенный перекос в «наложении» социальности на личность, в результате в личности преобладают нежелательные для общества черты. Кроме того, сам человек, представляя собой сложнейшее социальное, психологическое и биологическое образование, даже при позитивных внешних условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.

Социализация индивида почти всегда имеет отклонение. Отклоняющаяся социализация может быть рассмотрена шире, чем такое ее проявление, как девиантность.

Социальная идентификация, ее формы и результаты.В процессе социализации, неизбежной для каждого человека, живущего в обществе и рождающегося с предрасположенностью осваивать социальность, происходит непрерывная идентификация, которая осуществляется между людьми, живущими в одно время, в одном и том же мире.

В социологии сложилось понимание социальной идентификации как процесса отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом, происходящего в ходе социализации, посредством которого приобретаются или усваиваются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид1.

Социальная идентификация осуществляется в различных формах.

Во-первых, происходит прямое эмоциональное отождествление индивидом себя с реальным или вымышленным лицом (например, подросток отождествляет себя с одним из родителей или известным киногероем, спортсменом, музыкантом).

Во-вторых, причисление себя к определенной номинальной социальной группе (например, отождествление себя с молодежной группой) позволяет индивиду освоить значимые черты, стереотипы поведения и тем самым определить социальные рамки своего поведения, внутри которых нормы, ценности, информация, язык, вещный мир и т. д. получаются свою конкретизацию и многообразие.

В-третьих, — причисление себя к реальным социальным группам, доминирующая роль среди которых в данном случае принадлежит группам, основанным на совместной реальной деятельности (например, для молодежи — это своя семья, студенческая или производственная группа и т. д.).

Можно образно сказать, что общество производит тех людей, которые ему нужны для воспроизведения социального опыта. Оно обуславливает типическое, тождественное, идентичное в личностях. Например, школа как важнейший институт социализации, имеющий свои образовательные стандарты, обучает и воспитывает детей в рамках фиксированного набора предметов, как правило, по установленным программам, в специфических условиях (классно-урочная система, расписание, дисциплина, пунктуальность и т. д.). Поскольку школьное образование является не только доступным, но и обязательным для всех детей, у школы есть огромные возможности оказать существенное влияние на то, чтобы новые поколения по уровню знаний, освоению норм, ценностей, стереотипов поведения были не только продвинуты, но и сходны, и в определенной мере идентичны. Получается, что общество с помощью школы загоняет людей в шаблоны. Но это принципиально неверно. Школа, как и другие институты социализации, способствует личностному развитию индивида, открывает новые источники его индивидуальности.

Общество задает отработанные и проверенные социокультурные символы и образцы (язык, информация, картины мира, обычаи, традиции, стереотипы поведения и т. д.) и достигает это в процессе социализации путем передачи социального опыта новым поколениям, осуществляемой по установленным правилам. Обществу нужна такая степень социальной идентичности индивидов, которая позволяет самовоспроизводиться на уровне групповой, институциональной, организационной и ценностно-нормативной структур. Вместе с тем, сложность и динамичность общества делает невозможным и ненужным достижение очень высокой степени социальной идентичности. Существует определенный порог идентичности как меры схожести и подобия личностных черт членов общества, который может быть достаточным для его социального воспроизводства. Характер социальности общества предопределяет эту меру, а также широту вариативности выбора, каким быть индивиду.

Идентификация обеспечивается действием механизма типизации (отнесения к типам личности, утвердившимся в данном обществе, общности, группе) и механизма индивидуализации (придание личности собственно индивидуального, неповторимого и уникального облика). Эти взаимосвязанные механизмы воздействуют на процесс распознавания человеком социальных черт, присущих ему как социальному субъекту и как неповторимой индивидуальности. Человек перенимает типическую жизненную конструкцию, начинает сам собой воплощать социальный тип.

Формирующиеся в процессе социализации идентификации, как правило, институционализированы, т. е. связаны с основными социальными институтами (семья, образование, экономика и др.) и проявляются через соответствие поведения институциональным требованиям и соответствующую реакцию институтов. Поэтому разрушение или резкое изменение институтов приводит к массовой утрате идентификации.

Так, трансформация экономических институтов, разрушение экономических структур в России в первой половине 90-х годов привели к утрате идентификации представителями многих профессиональных групп, а ликвидация КПСС привела к утрате идентификации миллионов людей, для значительной части которых эта партия играла важнейшую роль в осознании своей идентичности. Бесспорно, что распад СССР повлек за собой массовую дезориентацию, утрату идентификации на индивидуальном и групповом уровне, а также на уровне общества в целом.

Соотношение тождественности и различия в личностях предопределяется типом социальности общества. Доля социально-типического и индивидуального в конкретной личности во многом зависит от самого человека, хотя и детерминируется обществом. Но индивидуальность тем более развита, чем больше человеком освоена социальность.

По Э. Эриксону, идентичность может быть рассмотрена в двух аспектах:

1. Я-идентичность («эго-идентичность», если использовать терминологию Эриксона), которая, в свою очередь, состоит из двух компонентов: «органического», или «индивидуального», т. е. физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности человеческого индивидуального бытия. «Личностный» компонент понимается как организованный в самотождественное и целостное «Я» жизненный опыт, дающий чувство своей неповторимости.

2. «Социальная идентичность», которая подразделяется на «групповую» и «психосоциальную». «Групповая» идентичность рассматривается как включенность индивида в различные общности, субъективное ощущение некоторой коллективной целостности, из которой индивид черпает свой статус. «Психосоциальная идентичность» дает человеку ощущение значимости своего бытия с точки зрения общества.

Кризисы идентичности. Формирование идентичности является динамическим процессом кристаллизации представлений о себе. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности вызывает замешательство, осознание необходимости поиска новой идентичности. Ломка, которая при этом происходит, и есть, по Эриксону, кризис идентичности. Кризис употребляется им в смысле развития. Кризисы идентичности, возникающие при переходе от одной стадии становления индивида к другой, не болезнь, не проявление невроза или даже психического расстройства, а поворотные пункты, необходимые скачки в развитии личности. Эриксон вводит понятие «нормативный кризис», причины которого в самом развитии индивида, в появлении новообразований в личности, которые приводят к усилению «потенциала» индивида и «уязвимости» старой формы его идентичности1.

Вместе с тем, ни один человек не может избежать оппозиции идеальных и порочных образов среди доступных стереотипов. Психоанализ доказывает, что бессознательная порочная идентичность, включающая все то, что вызывает негативную идентификацию, состоит из образов, на которые не желает походить человек.

Установлено, что в ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе, а также того, как связать роли и навыки, развитые и ценимые ранее, с профессиональными прототипами дня сегодняшнего. В поисках нового чувства тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, а также реальных значимых других. Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетаются с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других. Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека.

Интенсивность процессов социализации и идентификации на разных этапах функционирования общества различна. Актуализация идентификационных процессов в исторической ретроспективе связывается с модернизацией общества, с его переходом от традиционного к индустриальному, когда расширяются масштабы общественного разделения труда и возможности личностного выбора в процессе социализации.

Процессы идентификации получают высокую интенсивность в обществе, переживающим кардинальные социальные изменения.

В российском обществе в начале 90-х произошла ломка старых идентификационных структур. Высокая значимость потребности в новой или подтверждений прежней идентичности вызвала так называемый «идентификационный синдром», который поддерживается нарастающей имущественной дифференциацией, размежеванием по образу мысли и жизни, убеждениям. Эти процессы сказываются на идентификации молодежи, для которой значимо обретение идентичности с учетом неустойчивости, переходности ее социального положения.

Исследователями обнаружено, что перестройка социальной идентичности выше у молодых людей, чем у людей в возрасте, выше у жителей больших городов, чем в малых поселках, у более образованных людей, чем у людей с низким кругозором.

Обеспечивая успешность социализационных процессов, общество сохраняет свою идентичность как конкретный общественно-истори­ческий организм, как самоидентичный народ, которому не представляют угрозы чужие ценности и культурные суррогаты из-за рубежа.

Идентификация и идентичность близкие, но не взаимозаменяемые понятия. Идентификация отражает процесс, а идентичность некое качество и состояние. Идентификация — механизм становления идентичности, акт ее распознавания. Оба эти понятия связаны с тождеством и различием, объективным и субъективным.

Успешная социализация сопровождается успешной идентификацией. Социальная идентичность развивается нормально, если срабатывает механизм закрепления положительных ее сторон, т. е. реально воплощаются в человеке требования к нему со стороны социального окружения. Но может взять верх и отрицательный полюс идентичности, когда индивид все же становится таким, каким не должен быть.

* * *

Социализация представляет собой процесс освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм и культурных ценностей для успешного функционирования в обществе, к которому он принадлежит. Важнейшими сферами социализации является деятельность, общение и самосознание. Процесс социализации осуществляется в двух фазах — социальной адаптации и интериоризации. Основными институтами социализации, которые выступают трансляторами социального опыта новым поколениям, являются семья, система образования, средства массовой информации и коммуникации, производственный коллектив, культурные учреждения, религия. Результативность социализации личности обусловлена объективными и субъективными факторами — во-первых, тем как индивид осваивает социальные нормы и культурные ценности, во-вторых, тем как общество передает их индивиду. Социализация не всегда бывает успешной. Она почти всегда имеет отклонения.

Социальная идентификация есть процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом. Общество обуславливает типичное, идентичное в личностях, открывая широкие возможности для выбора, каким быть индивиду. Соотношение тождественности и различия в личностях предопределяет типом социальности общества.

studfiles.net

Социализация личности

Под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др. В ходе социализации реализуются следующие цели:

  • взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;

  • сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения.

Процесс формирования личности проходит разные фазы. Вначале происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам - это фаза социальной адаптации. На фазе интериоризации формируются внутренние структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека.

Жизненный путь личности - это непрекращающийся процесс социализации, успешность которого зависит от его взаимодействия с индивидуализацией. Под индивидуализацией понимается персонифицированная форма осуществления социальных требований.

Девиантное поведение и социальный контроль

Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным стандартам. Отклонение от них называется девиацией. Таким образом, девиантное поведение определяется соответствием социальным нормам. Под нормами понимается: 1) образец, эталон необходимого поведения; 2) рамки, границы допустимого поведения. В обществе существует множество разнообразных норм - от уголовного законодательства до требований моды или профессиональной этики. Кроме того, главной особенностью норм является их изменчивость: они различны в различных регионах, в различных социальных общностях и т.д. Эта их относительность (релятивизм) порождает трудности в определении девиации. Более того, девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к новому, прогрессивному. Поэтому социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство. Под девиациейпонимается отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или иное наказание нарушителя. К ней традиционно относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и прочее.

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов описываются понятием «социальный контроль». Оно включает в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления.

Выделяют две формы социального контроля: 1) формальный, включающий в себя уголовное и гражданское право, органы внутренних дел, суды и т.д.; 2) неформальный, предусматривающий социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценку норм.

studfiles.net

Социализация личности как взаимосвязь личности и общества

2.1 Понятие и сущность социализации

Социализация — это сложный процесс включения индивида в общест­венные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, со­циальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирова­ния в данном обществе.

Первичная социализация — это социализация, в которую индивид включается в детстве. Вторичная социализация (ресоциализация) — это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализа­ция личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации — родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все ос­тальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тре­неры и т.д. — все люди, связанные с индивидом тесными личными от­ношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями и поэтому агентами вторичной со­циализации являются, например, представители администрации шко­лы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информа­ции, партий, суда и т.д.

Каждая личность предстает одновременно как продукт современной ей эпохи и как результат всемирно-исторического развития человечества, опыт которого, вопло­щенный в содержании накопленных знаний, существующих видов деятельности и произведений искусства, она усваивает, живя в той или иной стране в составе определенного народа. Это становится возможным лишь при постоянном умножении той или иной личностью своих знаний и всестороннем развитии своих способностей, навыков и умений к различным видам деятельности. Решающую роль в этом играет по­лученное хорошее образование в средней школе и вузе и после­дующая профессиональная и иная деятельность. 

Социальные связи той или иной личности и ее общественные отношения с другими субъектами следует вклю­чать в ее систему, потому что личность существует только в системе этих связей и отношений. Вне их нет и личности. Социальные связи и отношения, в которые вступает личность, — это не просто внешние условия ее жизнедеятельности, а ее неотъ­емлемые атрибуты. Личность выступает как носитель этих связей и от­ношений и потому она личность. Распад этих ее связей и отноше­ний означает распад самой личности, ее социальную деградацию.

Общественные отношения не только являются социальной почвой деятельности личности и определяют содержа­ние ее социальной активности, но и определяющим образом влия­ют на развитие ее духовного мира. Это значит, что формирование личностей надо начинать с совершенствования общества, то есть всей системы присущих ему общественных отношений.

2.2 Теории социализации

Теории социализации имеют довольно длительную историю ста­новления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Г. Мида, Д. Марсиа, Т. Парсонс. 

По мнению Кули, каждый человек строит свое Я, основываясь на ре­акциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень лич­ности — это результат социального взаимодействия, в ходе которого ин­дивид обучился смотреть на себя как на объект глазами других людей.

Человек имеет столько социальных Я, сколько существует лиц и групп, мнением которых о себе он озабочен. Решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам — семье, друзьям, соседям, в которых складываются неформальные и доверительные отношения.

Дополняющей и развивающей теорию Я стала концеп­ция обобщенного другого, разработанная Мидом. «Обобщенный дру­гой» обозначает у Мида анонимных «людей», «народ», «общество» как абстрактное лицо — сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщенного другого» — ре­шающая фаза социализации.

По мнению Мида, сознательное Я вырастает в социальном про­цессе. Маленький ребенок обнаруживает свое Я как существо, об­ладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребенок общается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолиней­ным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, кото­рые по-разному реагируют на мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребенка другие сами контактировали с «обобщенным другим».

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принад­лежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и спо­собности ребенка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (один—три года) ребенок примеряет на себя всевоз­можные роли. На второй стадии (три—четыре года), называемой ста­дией коллективной игры, ребенок вместе с другими начинает осуще­ствлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого Я служит способность принять на себя роль «обобщенного другого» — с наступ­лением третьей стадии (от четырех—пяти лет и далее).

Мид подчеркивал значение отношений со сверстниками для фор­мирования самостоятельной и ответственной личности.

В своем исследовании процесса формирования идентичности аме­риканский социальный ученый Д. Марсиа выделяет четыре позиции, которые могут иметь индивиды в ходе этого процесса. Позицию до­стигнутой идентичности человек приобретает, если он устанавливает свою идентичность после поиска и изучения себя. Такие индивиды функционируют на высоком психологическом уровне, будучи спо­собны к независимому мышлению, к близости в межличностных от­ношениях, к сложным моральным рассуждениям, они с их чувством самоуважения обладают устойчивостью к групповому давлению и к групповым манипуляциям. Позицию идентификационного моратория индивид имеет, если он находится в разгаре кризиса идентичности. Такие люди способны к деятельности высокого психологического уровня, что выражается в сложных умозаключениях и моральных рас­суждениях: они также ценят близость в отношениях с другими людь­ми. Однако они все еще продолжают решать проблему, кто же они та­кие и что о них думают другие, и менее готовы к тому, чтобы сделать ответственный выбор в разных сферах жизни, чем достигшие иден­тичности. В случае неоплаченной идентичности индивид принимает определенную идентичность, минуя процесс исследования себя. Та­кие индивиды склонны к ригидности, сильно подвержены группово­му давлению и чувствительны к манипуляциям. Они склонны к со­блюдению условностей и отказываются отступать от принятых ими стандартов добра и зла. И, наконец, индивид, достигший диффузной идентичности, лишен какого-либо сильного чувства идентичности или обязательств перед кем-либо. Подобные индивиды легко уязвимы в случае ударов по их самоуважению, их мышление часто дезорга­низовано, у них есть проблемы с установлением близких отношений с людьми. Таким образом, считает Марсиа, индивиды различаются по тому, как они справляются с процессом формирования идентичности, причем данные различия проявляются в их ощущении себя, в мысли­тельных процессах и межличностных отношениях. Хотя то, как про­текает процесс формирования идентичности, и не предопределяет жестко структуру будущей жизни, этот процесс имеет, согласно взгля­дам Марсиа, большое значение для дальнейшего развития личности. 

Т. Парсонс применил понятие имитации и идентификации, вве­денные еще Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Он определял имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. Идентификация для Парсонса означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Согласно его взглядам, индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Основным органом пер­вичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные установки личности.

С момента рождения и на протяжении всей жизни человек контак­тирует с окружающими, включаясь в различные виды деятельности. В отечественной социологии процесс социализации принято разде­лять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Многие авторы подчеркивают, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается.

Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек, напри­мер, мигрирует в другую страну, переходит на новую работу, вступает в религиозную секту, уходит из дома, разводится и т.д. На каждой ста­дии социализации в действие вступают определенные социальные институты: семья, группы сверстников, школа, средства массовой коммуникации, трудовые коллективы, различные ассоциации и т.д.

Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация производна от первичной. Каждый индивид рождается в объективной со­циальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т.е. интернализирует (усваивает) их и делает своими собственными. Усваивая социальные значения, учась пони­мать других людей, человек обретает способность жить в обществе.

На каждом этапе социализации личность обретает новую для себя социальную определенность. Особенно важны изменения, происхо­дящие в сознании личности. Усвоение новых норм поведения — это не просто внешнее изменение, происходящее с индивидом, но и вну­тренняя трансформация сознания, новый взгляд на свою идентич­ность. Объективно личность входит в новое социальное поле, субъек­тивно же она усваивает новый взгляд на мир.

С другой стороны, процесс социализации личности, каким бы он ни был индивидуализированным, происходит в широком контексте социальной структуры. Индивид всегда встречает определенную про­грамму поведения, принятую в обществе, некий социально-структур­ный порядок. Сможет человек вписаться в существующий порядок — значит социализация прошла успешно. Бывают и такие ситуации, когда личность не только соответствует социальному порядку, но и са­ма существенно влияет на него.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *