Структура личности по Фрейду
Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.
Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах.
Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя”. Сложность поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом. Например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети понимают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.
Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.
Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).
Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэгоявляется следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).
Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.
Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.
Зигмунд Фрейд — Статьи о кокаине
Пять статей о кокаине и кокаинизме великого австрийского психолога и психиатра, основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда….
Зигмунд Фрейд — О психоанализе. Леонардо да Винчи
Работы выдающегося австрийского ученого Зигмунда Фрейда «О психоанализе» и «Леонардо да Винчи. Этюд по теории психосексуальности» прекрасно дополняют друг друга. В первой из них излагаются основные принципы психоанализа, а вторая…
Зигмунд Фрейд — Болезнь культуры
Почему войны неизбежны? Отчего возник кризис культуры в современной Европе? Возможно ли реконструировать личность Моисея – реального человека, а не библейского героя? Юмор – каков механизм возникновения этого чувства? В сборник. ..
Биологическое и социальноев структуре личности
Биологическое и социальное — два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Цель, задачи, предмет и объект исследования. Индивид как биосоциальный феномен. Представления о…
Основные положения психоанализа
Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии, 2) метод терапии личностных расстройств и 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и с оценкой…
Структура личности по Фрейду
Что представляет собой личность человека? Ответы на этот вопрос не одно десятилетние искали многие ведущие психологи мира. В течение долгого времени все предположения и гипотезы о механизмах и природе развития личности сформировались в несколько основных теорий. Самые популярные среди них: аналитическая теория К. Г. Юнга, гуманистическая теория, авторами которой являются К. Роджерс и А. Маслоу, когнитивная теория личности Дж. Келли, деятельностная теория С. Л. Рубенштейна и ряда прочих исследователей, поведенческая и диспозитивная теории, и наконец, психодинамическая теория, известная как классический психоанализ, автором которого является австрийский психолог Зигмунд Фрейд. О последнем пункте в этом списке и наиболее ярком среди прочих примере исследования структуры личности мы и поговорим более подробно.
Зигмунд Фрейд – структура личности
До появления фрейдовской теории, изучение структуры личности сводилось к самому феномену сознания человека. Скрытые мотивы поведения и его особенности не рассматривались в глубинном разрезе. Фрейд же считал что психика это не только «сознательное». Она многомерна и состоит из нескольких уровней и компонентов, которые отражают не только осознанные, но и подсознательные процессы. Таким образом, психическая структура личности по Фрейду представляет собой три взаимосвязанных элемента – бессознательное, предсознание и сознание. Понятие предсознательных процессов сводится к тому, что они не всегда находятся в сознании, но иногда могут быть им вызваны.
В тот период, когда Фрейд активно развивал свою гипотезу, достаточно распространенным было применение в психологической практике метода гипноза. Однако, по мнению отца психоанализа введение человека в состояние гипноза делает невозможной попытку вывести бессознательный опыт в осознанное состояние. Именно поэтому психолог создал свои методы работы с пациентами. Ими стали знаменитая и сегодня интерпретация сновидений и метод свободных ассоциаций.
Таким образом, структура личности и ее психики по Фрейду имеет три составляющих: Оно, Эго и СуперЭго.
- «Оно». Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека.
- «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабаывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде.
- «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей.
Отдельное место в психологической структуре личности по Фрейду занимают стадии развития, которые прежде чем повзрослеть проходит ребенок.
- оральная – характеризуется с получением удовольствия через ротовую полость. Любое ощущение дефицита этих удовольствий в детстве может во взрослой жизни привести к проявлению алкоголизма, курения или обжорства;
- анальная – связана с контролем над испражнениями. Возможно возникновение специальной задержки вывода кала из организма ради получения удовольствия от последующего облегчения. В старшем возрасте это может иметь последствия в виде жадности или частых запоров;
- генитальная – стадия, которая проявляется в личной половой идентификации. Особенностью здесь является то, что ребенок, осознавая свой пол, рассматривает родителя как потенциального полового партнера.
Согласно психоанализу Фрейда структура гармоничной личности подразумевает равное сочетание «Оно» и «СуперЭго». Любой перевес в одну из этих субстанций может привести к отклонениям в психических процессах и даже возникновению патологий.
Также не стоит забывать и о защитных механизмах, которые вырабатываются благодаря взаимодействию всех трех составляющих личности. Они позволяют человеку адаптироваться в окружающем мире и адекватно с ним взаимодействовать. Основные защитные механизмы человека следующие:
- отрицание – подавление внутренних импульсов, исходящих от «СуперЭго»;
- рационализация – возможность разумного оправдания поступков, которые противоречат внутренним нормам морали;
- формирование реакций – неприятный мотив выражается в мотиве противоположного типа;
- проекция – приписывание другим людям собственных недостатков;
- замещение – частичное удовлетворение неприемлемого мотива способом, допустимым личными нормами морали и нравственности.
Структура личности по Фрейду имеет множество граней. Недаром психоанализ до сих пор является одним из ведущих направлений в психологии. Хотя многие десятилетия труды Фрейда не издавались и всячески подвергались критике, они дошли до наших дней, и служат прекрасным примером того, как развить в себе гармоничную личность, работая не только над своим сознанием, но и над неизведанными уголками подсознания.
Похожие статьи
Влияние цвета на психику человека |
Типы мужчин Существует множество классификаций типов мужчин, к примеру, по конституционному типу, по отношениям с женщинами. Мы сегодня остановимся именно на втором варианте. |
Инстинкт самосохранения Инстинкт самосохранения – основной инстинкт человека, которому тот обязан своим существованием. В этой статье мы расскажем о том, что из себя представляет такой инстинкт и чем грозит его отсутствие. | Материнский инстинкт Материнский инстинкт, как правило, дается женщине с самого рождения, но его проявление или угасание зависит от многих факторов, поэтому отсутствие такого инстинкта не всегда вина самой женщины. В этой статье мы расскажем подробно об этом инстинкте и о факторах, его формирующих. |
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии?
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии, признаки завышенного или заниженного этого качества у человека, где встречается данная аббревиатура – это знают все подростки, а взрослые, к сожалению, не всегда успевают за развитием современного сленга.
Что такое кринж – старое значение нового понятия и примеры употребления
Что такое кринж, происхождение этого слова, его значение, синонимы и примеры в молодежном сленге, анимациях, рекламе – это часто известно подросткам, но непонятно взрослым людям. Между тем, это явление понятно всем, только привычные названия у него другие.
Финансовый менеджмент – основные концепции и функции управления финансами
Финансовый менеджмент, его функции, цели, методы, задачи, виды, оценка качества – это важные понятия не только для успешно зарабатывающих предпринимателей, но и для грамотных людей, которые хотят без проблем ориентироваться в сфере финансов.
[Решено] Вернитесь к четырем компонентам структуры личности в…
Вопрос от CorporalCamel1433 на сайте coursehero.com
Вернитесь к четырем компонентам структуры личности в социально-когнитивной теории. Опишите каждый компонент и обсудите пример из своей жизни, демонстрирующий эту концепцию. В заключение обсудите, о каком аспекте или аспектах социально-когнитивной теории вы хотели бы узнать больше и почему. Не забудьте цитировать и ссылаться на свой учебник для академических понятий и терминологии.
Социальные наукиПсихология
Ответил ChiefTeam9743 на сайте coursehero.com
- sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem i
Разблокировать доступ к этому и более
10 000 пошаговых объяснений
Есть учетная запись? Войти
- sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur
- sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Дон
- sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, d
- sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequ
- sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lo
- sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices
sectetur
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, co
Ид, Эго и Суперэго • Репетитор-консультант
Перейти к содержимомуИд, эго и суперэго — это «фрейдистская тройственная структура личности» (Feltham and Dryden, 1993: 87).
Фелтам и Драйден следующим образом описывают эти три части:
- id : «самая глубокая часть бессознательного, колодец либидинозной, хаотической, аморальной, нецивилизованной энергии» (1993: 87)
- эго : «сознательный и рассуждающий аспект разума» (1993: 57)
- суперэго : «та часть… связанная с самокритикой, самонаблюдением и идеализмом» (1993: 186).
Происхождение термина
Эта теория личности была разработана Зигмундом Фрейдом (1856–1939), который основал психоаналитическую (также известную как «психодинамическая») терапия.
Фрейд полагал, что умственная деятельность имеет место на трех уровнях сознания (Сандерс, 2002: 20):
- бессознательное («за пределами нашего осознания и недоступное»)
- предсознательное («действия, которые… хотя и бессознательны, но могут быть привлечены к осознанию через память», например, номера телефонов) и
- в сознании («полное осознание»)
Сандерс и др. (2009: 271–272) примечание:
«Современная психотерапия, кажется, возникла из работ Фрейда, либо непосредственно, либо потому, что его работа сделала возможным обсуждение и изучение разума и поведения, потому что она заставила людей думать, что поведение может быть изменено. логически связаны с теоретическими состояниями ума».
Ид — единственный компонент личности, присутствующий с рождения. Это полностью бессознательное, включающее в себя инстинктивное и примитивное поведение.
Фрейд считал Ид основным компонентом личности .
Руководствуясь принципом удовольствия, Ид — если дать ему полную свободу действий — может привести к поведению, которое будет рассматриваться как социально неприемлемое и разрушительное.
Идентификатор важен для маленьких детей, потому что он позволяет им убедиться, что их потребности (например, в еде/питье) удовлетворены.
Фрейд утверждал, что Эго опосредует требования Ид и Супер-Эго
, находя реалистичный срединный путь в обществе.Эго действует на всех трех уровнях сознания. Развивается в течение первых трех лет жизни.
Суперэго
Этот аспект личности развивается последним и появляется, когда ребенку около пяти лет; это содержит стандарты и идеалы, которые мы берем от наших опекунов .
Он пытается подавить побуждения Ид и заставить эго действовать идеалистически, а не реалистично.
Суперэго также действует на всех трех уровнях сознания.
Скачать бесплатный раздаточный материал
Психоаналитическая теория. Цитаты из основных заданий для учащихся
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Соединение трех частей вместе
Фрейд считал, что здоровая личность сбалансирована между тремя составными частями, и ни один из элементов не превалирует над другими.
Seligman (2006: 50) примечания:
«Концепция Фрейда ид (биологический компонент), эго (психологический компонент) и суперэго (социальный компонент) — это просто своего рода карта, предназначенная для прояснения характер личности».
Далее она комментирует, что «на самом деле они действуют вместе как внутренние силы, формирующие нашу личность».
Ид, Эго и Суперэго: «фрейдистская трехчастная структура личности»
Как может помочь терапия
Различные методы психоанализа поддерживают исследование этих частей личности и взаимоотношений между ними.
Примерами являются свободные ассоциации («просьба клиента выразить без цензуры все мысли, чувства и образы, которые входят в его поток сознания» — Feltham and Dryden, 1993: 70) и анализ сновидений .
Arlow (2005: 21) пишет:
«Мысль о том, что сны можно понять, пришла в голову Фрейду, когда он наблюдал, как регулярно они появляются в ассоциациях его невротических пациентов. Сны и симптомы… имели сходную структуру. были конечным продуктом компромисса между двумя наборами конфликтующих сил в уме — между бессознательными детскими сексуальными желаниями, ищущими разрядки [id], и репрессивной активностью остального разума [эго и суперэго]».
Психоанализ направлен на повышение самосознания клиента и понимания влияния прошлого на поведение в настоящем.
Трансактный анализ (ТА) был разработан на основе этого подхода, и существуют параллели между Ид/Эго/Супер-Эго в психоанализе и состояниями эго родителя/взрослого/ребенка в ТА.