ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
Теоретико-методологические основы исследования здоровья педагога: физического, психического, социального и профессионального >
Кригер Евгения Эвальдовна В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «профессиональное здоровье». Через познание и улучшение источников профессионального здоровья мы имеем шанс не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, т.е. сохранение профессионального здоровья выступает в качестве процесса сохранения и развития психических, физических и профессиональных потенций человека. Здоровье — явление самостоятельное и междисциплинарное, требующее глубокого исследования, создания современной концепции профессионального здоровья и модели сопровождения профессионального здоровья личности. При отсутствии четких и систематизированных представлений о феномене здоровья и профессиональном здоровье не удается преодолеть поверхностные оценочные суждения в решении этой проблемы. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов». Другими словами, здоровье — это не только и не столько медицинский диагноз, а совокупность физических и социальных параметров, которые можно оценивать и на которые можно влиять. Абсолютно здоровым человеком считается тот, у которого не зарегистрированы отклонения от возрастно-половых границ нормы. К практически здоровым относят людей, у которых, несмотря на наличие некоторых отклонений, организм хорошо функционирует в данных условиях среды, включая трудовые нагрузки. Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности. «Здоровье» категория междисциплинарная, исследуемая разными научными направлениями. Современная медицина, излечивая человека от ряда болезней и спасая умирающих, ещё весьма недостаточно участвует в активном созидании здоровья, или резервов организма, в контроле за здоровьем практически здоровых людей; она пока остаётся лечебной, узкоспециализированной, госпитальной. Глубокий анализ феноменологии здоровья в культуре и психологической науке проведен О.С. Васильевой, Ф.Р.Филатовым и др. В изучаемой литературе обозначаются три идеологии в определениях здоровья и нормы: традиционно медицинскую, валеологическую и психологическую. Медицина рассматривает норму как меру вероятности возникновения болезни, валеология — как уравновешенность организма со средой, а психология — с точки зрения сформированности позитивных личностных сил, обеспечивающих здоровье. В концепции О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов сущность здоровья личности состоит в том, что в психике каждого человека, наряду с патогенно функционирующими бессознательными комплексами, имеются ресурсы, необходимые для оздоровления личности, и «…каждый человек самой природой от рождения наделен собственным потенциалом здоровья, который часто оказывается до конца невостребованным и нереализованным» [1]. Значимость психологического уровня здоровья как предпосылки физического здоровья подчеркивается и в работах Г.С. Никифорова. Автор считает, что здоровье в полном объеме может быть рассмотрено только на разных уровнях: физическом, социальном и психологическом. Все эти уровни взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т.п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически. Г.С.Никифоров пишет о том, что взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). Далее Г.С.Никифоров отмечает, что в настоящее время существует довольно разработанное направление — психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влияния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Можно наблюдать тенденцию расширения спектра психосоматических заболеваний, т. е. по мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность все большего количества заболеваний. В качестве примеров заболеваний, развившихся на основе психической предрасположенности, он приводит расстройства сердечнососудистой системы (вегето-сосудистая дистония, нарушение ритма сердца), расстройства желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), псевдоневрологические расстройства (психическая гипертензия, психогенная головная боль) и т. п. Есть исследования, в которых пишется о некоторой психической обусловленности онкологических заболеваний. А в качестве позитивного примера — влияния психического фактора не на появление болезни, а на полноценное функционирование человека — можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, который приводится многими исследователями [3]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологическое здоровье является необходимым источником и условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Исследования И.В. Дубровниной, В.Э. Пахальян, О.В. Хухлаевой, показывают, что, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Непрерывность развития является важным свойством психологического здоровья и условием адекватного выполнения профессиональной роли [2], [4], [5]. И.В. Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Можно говорить о том, что психологическое здоровье — это прижизненное образование, естественно, что в течение жизни человека оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов, причем не, только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И.В.Дубровина утверждает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зрения богатства развития личности, т. е. включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. И, как нам кажется, с этим положением можно полностью согласиться [2]. Говоря о развитии, О.В. Хухлаева подчеркивает отличие содержания понятия развития от понятия «изменение». «Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к какой-то цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований» [5]. Человеку необходимо выбрать именно свою цель и свой жизненный путь [5]. О.В. Хухлаева также ставит вопрос о взаимосвязи психологического и физического здоровья. И отмечает, что само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Вследствие чего, ею составляется обобщенный «портрет» психологически здорового человека. «Психологически здоровый человек — это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда весьма тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно — умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра» [5]. Таким образом, в качестве «ключевого» слова для описания психологического здоровья О.В. Хухлаева избирает слово «гармония», или «баланс». Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно О.В. Хухлаева говорит о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом автор рассматривает рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае — глубоко несчастным. Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека О.В. Хухлаева называет саморегулируемость, т.е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. Акцент делается на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. К ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. Таким образом, О.В. Хухлаева делает вывод о том, что основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности [5]. Далее необходимо сопоставить понятие психологического здоровья с понятием зрелости личности, поскольку ряд авторов употребляют их практически синонимично. Действительно, если понимать развитие человека как последовательное движение к зрелости, то зрелость и психологическое здоровье взрослого, по мнению О.В. Хухлаевой, могут использоваться как синонимичные понятия [5]. Анализ литературы и исследования О.В. Хухлаевой позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии» (В.И. Слободчиков). Подводя итоги рассмотрению выделенных компонентов психологического здоровья — положительных самоотношения и отношения к другим людям, личностной рефлексии и потребности в саморазвитии, О.В.Хухлаева останавливается на их взаимосвязи и на их динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь саморазвитие человека способствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообуславливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии [5]. В.Э. Пахальян рассматривает проблему психологического здоровья в контексте психологического благополучия и определяет его как динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет её сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития [4]. Пересмотр теории личности в свете новейших концепций психического здоровья есть в работах отечественных ученых Б.С. Братуся, В.Я. Дорфмана, Е.Р. Калитеевской, Ю.М. Орлова, Д.А. Леонтьева, в чьих исследованиях намечен синтез естественнонаучных и гуманитарных подходов к проблеме, исследуются ценности и смысложизненные измерения человека как детерминанты его благополучного развития. Таким образом, мы можем констатировать, что психологическое здоровье – проблема актуальная для большинства жителей современного цивилизованного общества. Психологическое здоровье – это фундаментальная способность человека и общества адекватно усваивать, перерабатывать и генерировать новую информацию, позволяющая гибко, мобильно выстраивать конструктивные жизненные сценарии и успешно реализовать их в быстроменяющейся, агрессивной среде. Психологи отмечают, что «психологическое нездоровье» наступает тогда, когда личность не способна удовлетворить свои жизненно важные потребности и не способна быть социально компетентной в плане проживания в сложном мире, сохраняя удовлетворительные отношения, и адаптивное поведение. В свою очередь, психологическое здоровье является во многом основополагающим для соматического здоровья. Именно психологическое здоровье выступает предпосылкой для развития профессионального здоровья. В комплексе наук, обеспечивающих разработку научно-практической концепции профессионального здоровья учителя, психологические науки как изучающие различные формы индивидуального опыта, внутреннего мира личности могут выступить в качестве методологических основ для определения основ сопровождения профессионального здоровья педагогов. Библиографический список: 1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. – Ростов-на-Дону, 2005. – С.110-186. 2. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003. — 464с. 3. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2002. — 256с. 4. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2006. — 240с. 5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 208с. |
Публикация не была найдена — Студопедия
Поделись
Психологическое здоровье как цель психологической службы и предмет психологического консультирования в сфере образования
Цель: способствовать более глубокому пониманию и овладению понятием «психологическое здоровье» (И.В. Дубровина), рассмотрению предмета и задач психологического консультирования в практической психологии образования через призму психологического здоровья.
Вопросы для обсуждения:
— Что интересного увидели в этом понятии?
— Психологическое здоровье и развитие человека.
— Обобщенный «портрет» психологически здорового человека. Ключевые характеристики психологического здоровья.
— Связь психологического и физического здоровья. Психологическое здоровье и психологическая зрелость. Взаимосвязь психологического здоровья с духовностью.
— Основные компоненты и уровни психологического здоровья.
— Задачи психологического консультирования, сформулированные с использованием понятия «психологическое здоровье»?
— Что дает это понятие школьному психологу? Помогает? Мешает?
— Вопросы для самоанализа и психологического консультирования (на занятиях):
1) Какими характеристиками психологического здоровья вы обладаете?
2) Как вам привычнее действовать в трудной ситуации: изменять внешнее окружение или самого себя?
3) Могли бы вы вспомнить ситуацию, на которую вы реагировали психосоматически?
4) Если вам очень не хочется что-либо делать, что с вами обычно происходит?
5) Легко ли вы адаптируетесь к быстрым изменениям условий жизни?
6) Как вы воспринимаете жизнь в ситуации неопределенности?
7) Насколько вас интересует собственное духовное развитие?
Литература:
1. Практическая психология образования / Под ред.И.В.Дубровиной, 2004, 2006, 2009.
2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции, 2001, 2008.
Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И. В.Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Что включает в себя понятие психологического здоровья?
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т.
Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к какой-то цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований. Безусловно, вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе. Возможно, этот вопрос выходит за рамки психологии и должен рассматриваться в междисциплинарном контексте. Мы полагаем, что для организации психологической поддержки в качестве цели развития можно принять выполнение человеком своих жизненных задач, т. е. полную реализацию своих возможностей, ресурсов для обеспечения прогрессивного процесса на Земле в целом. И использовать для описания целей развития метафору пути: «Каждый человек имеет свой путь, поэтому важно определить, какой путь является именно твоим».
Связь психологического и физического здоровья. …Опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. … Пример: результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, который приводится многими исследователями.
Обобщенный «портрет» психологически здорового человека. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек
Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. …Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. …Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Психологическое здоровье и зрелость личности? …Ряд авторов употребляют их практически синонимично. Действительно, если понимать развитие человека как последовательное движение к зрелости, то зрелость и психологическое здоровье взрослого, на наш взгляд, могут использоваться как синонимичные понятия. Однако если говорить о психологическом здоровье ребенка, то оно является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости, но отнюдь не зрелостью.
Взаимосвязь психологического здоровья с духовностью. И. В.Дубровина утверждает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зрения богатства развития личности, т. е. включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.
Итак, проведенное выше обсуждение подтверждает выделенный нами ранее предмет психологического консультирования
Анализ литературы и наши исследования позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.
п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе.Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.
Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека
Подводя итоги рассмотрению выделенных нами компонентов психологического здоровья – положительных самоотношения и отношения к другим людям, личностной рефлексии и потребности в саморазвитии, – необходимо остановиться на их взаимосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь саморазвитие человека способствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии.
Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции:
– обучение положительному самоотношению и принятию других;
– обучение рефлексивным умениям;
– формирование потребности в саморазвитии.
Для определения форм психологической поддержки необходимо обратиться к рассмотрению проблемы нормы, а затем критериев психологического здоровья.
Проблема нормы далека сегодня от однозначного решения. Однако именно разделение понятий психологического и психического здоровья, как нам представляется, поможет в какой-то степени определиться в понимании нормы. Мы считаем, что для психического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма – это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Следует также отметить, что альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Проблема нормы во многом смыкается с проблемой критерия в психологического здоровья. … И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации. Исходя из такого понимания нормы, можно подойти к определению уровней психологического здоровья.
К высшему уровню психологического здоровья – креативному – можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному – отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.
Низший уровень – это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.
Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.
Вывод: в психологическом консультировании необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от объективных условий (в детском саду, школе, институте и т. п.) и уровня психологического здоровья людей.
Безусловно, для эффективной организации психологического консультирования и коррекции необходимо определить факторы риска нарушения психологического здоровья и оптимальные условия его становления.
(Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции, 2001, 2008.)
3 компонента психического здоровья
Что такое психическое здоровье?
Мы можем думать о психическом здоровье как о способности адаптироваться в сложных ситуациях, эффективно управляя своими мыслями и эмоциями, чтобы продолжать преследовать достойные цели и вести себя в соответствии с нашими ценностями. Психическое здоровье — это не то, что у вас есть, это то, что вы практикуете.
Психическое здоровье можно разделить на три основных компонента: когнитивное здоровье, эмоциональное здоровье и поведенческое здоровье. Каждый из этих компонентов взаимодействует с другими и влияет на них, и все они необходимы для общего благополучия.
Давайте узнаем немного больше о каждом из этих компонентов:
1. Когнитивное здоровье
Наши мысли постоянно работают в фоновом режиме, как радио. На самом деле, недавнее исследование показало, что в среднем у нас возникает более 6000 мыслей в день! Эти мысли часто настолько автоматические, что мы не перестаем распознавать их такими, какие они есть, — просто мысли, склонные к ошибкам и предубеждениям и вовсе не отражающие объективную истину.
Мы сталкиваемся с проблемами, когда относимся к своим мыслям как к фактам, а не как к гипотезам, потому что наши мысли оказывают большое влияние на наши эмоции и поведение. Другими словами, то, как мы думаем, влияет на то, как мы себя чувствуем и действуем.
Допустим, вы получили критический отзыв от своего руководителя. Выводы, которые вы сделаете в ответ на эту обратную связь, повлияют на то, как вы себя чувствуете и как вы решите реагировать. Если у вас есть мысль: «Я неудачник», вам может быть стыдно и безнадежно. Вы можете чувствовать себя менее уверенным, менее мотивированным и менее творческим, а ваша низкая производительность на работе только заставляет вас чувствовать себя еще большим неудачником.
Распознавание мысли такой, какая она есть — просто мысли — важный первый шаг к освобождению себя из ловушки веры во все, что вы думаете. Скажем, у меня есть мысли, что я неудачник. Теперь проверим эту гипотезу. Ищите доказательства обратного. Можете ли вы придумать доказательства того, что на самом деле вы не неудачник? Спросите себя, есть ли другой способ думать об этом?
Ознакомьтесь с нашим блогом, посвященным прерыванию спирали беспокойства, чтобы узнать о стратегиях переосмысления тревожных мыслей.
2. Эмоциональное здоровье
Наши эмоции мотивируют нас действовать в соответствии с нашими целями и ценностями. Они побуждают нас искать значимый опыт, избегать опасностей и смущения и многое другое. Они могут быть полезным источником информации. Но, как и наши мысли, они могут быть предвзятыми и вводить в заблуждение. Мы можем чувствовать опасность, когда на самом деле находимся в безопасности, и наоборот.
Когда мы придаем своим эмоциям больше значения, чем они того стоят, мы рискуем попасть в водоворот. С другой стороны, если мы привычно блокируем свои эмоции, мы эффективно отходим от самой жизни. Хитрость заключается в том, чтобы принять наши эмоциональные переживания, не отрицая их и не подчиняясь им слепо.
Начните с названия эмоции, которую вы испытываете. Постарайтесь быть как можно более конкретным. Сначала вы можете чувствовать только гнев, но продолжайте копать. Можете быть более конкретными? Обращение к «колесу эмоций», подобному этому, может помочь вам в процессе определения того, что вы чувствуете.
Назвав эмоцию, вы сможете ее почувствовать. Это также контекстуализирует эмоцию, чтобы вы могли лучше понять, как именно она была спровоцирована. Это реакция на вашу мысль? Если это так, вы можете использовать свои навыки точного мышления, чтобы переформулировать эту мысль.
3. Поведенческое здоровье
Поведенческое здоровье можно определить по таким параметрам, как степень вашей вовлеченности в окружающий мир, насколько хорошо вы функционируете, качество ваших отношений и степень, в которой вы чувствуете чувство сопричастности и сообщество.
Научившись эффективно управлять своими мыслями и эмоциями, вы, в свою очередь, улучшите свое психическое здоровье. Правильно оценивая свои страхи и управляя волнами своих эмоций, вы сможете взаимодействовать с окружающим миром, а не избегать новых или сложных ситуаций.
Осведомленность о психическом здоровье
Жизнь тяжела. Мы постоянно сталкиваемся с проблемами, отвлекающими факторами и препятствиями, которые угрожают нам сойти с рельсов. Такова природа человеческого опыта. Когда мы приобретаем конкретные навыки для лучшего управления нашим внутренним миром, мы получаем возможность взять на себя ответственность за собственное благополучие.
Май — месяц осведомленности о психическом здоровье! Если вы нашли информацию здесь полезной, мы рекомендуем вам поделиться этим блогом с другими.
Психологическое здоровье: определение, примеры и способы его улучшения
Психологическое здоровье: определение, примеры и способы его улучшенияСухман Рехи, Массачусетс. Хотите узнать больше о психологическом здоровье? Узнайте, что может повлиять на ваше психологическое здоровье, и какие услуги доступны для вас.
Переживаете ли вы жизненные перемены, боретесь с зависимостью или просто пытаетесь успокоить свой разум, независимо от того, где вы находитесь в своем путешествии по психическому здоровью, спасибо, что вы здесь. Мы знаем, что говорить о своем психологическом здоровье иногда может быть так же сложно, как и о том, как справиться с эмоциями и поведением, которые могут сопровождать проблемы с психологическим здоровьем. В этой статье мы надеемся не только предоставить вам информацию о том, как лучше понять свое психологическое здоровье и услуги, которые вы можете использовать, но и подтвердить ваш путь. Давайте начнем. Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Что такое психологическое здоровье? (Определение)Область психологического здоровья фокусируется на эмоциональном, когнитивном, поведенческом и социальном благополучии. Как и физическое здоровье, психологическое здоровье является неотъемлемой частью нашего общего целостного благополучия. Здоровое психологическое благополучие — это не только отсутствие признаков проблем с психическим здоровьем или диагноза психического расстройства, но и наличие уравновешенных эмоций, мыслей и поведения. Когда наше психологическое состояние неуравновешенное, у нас могут возникнуть проблемы с нерешительностью, управлением своими эмоциями, контролем нашего поведения, взаимодействием с другими людьми и преодолением стресса и других проблем (Galderisi et al., 2015). Какие факторы наиболее важны для общего психологического здоровья?
Темы психологического здоровьяПоскольку психологическое здоровье многогранно, в этой области существует несколько тем. Вот список некоторых проблем, охватываемых общим термином «психологическое здоровье» (Всемирная организация здравоохранения, 2004 г.).
Вы прочитали все эти темы? Это большой зонт, да? Вывод здесь заключается в том, что на психологическое здоровье можно повлиять множеством способов, будь то проблемы с психическим здоровьем, проблемы с физическим здоровьем, изменения в жизни, личное развитие, проблемы сообщества и/или вопросы политической и социальной справедливости. Именно по этой причине существует множество различных специалистов, которые помогут вам справиться с различными угрозами вашему психологическому здоровью. Примеры служб психологического здоровья и специалистов Люди — сложные существа — каждый из нас со своим нишевым жизненным опытом, реалиями и борьбой. Подумайте об этом так. Когда вы входите в больницу, вы видите несколько разных крыльев и этажей. Вы увидите знаки, указывающие на отделение неотложной помощи слева и отделение интенсивной терапии справа. Возможно, вас перенаправляют к лифту, где вы должны выбрать разные номера этажей, чтобы посетить отделения кардиологии, родильного дома, неврологии, онкологии, радиологии и ортопедии. Выходя, не забудьте про аптеку внизу. Вот неполный список примеров различных услуг и типов специалистов, работающих в области психического здоровья.
Видео: Как улучшить психологическое здоровьеБольшинство из нас время от времени борются с проблемами психологического здоровья. Если вы здесь, чтобы узнать, как улучшить свое психологическое благополучие, вот отличное видео для просмотра. В этом TED Talk психолог Дэн Банос обсуждает восемь различных способов улучшить свое психологическое здоровье. Цитаты о психологическом здоровьеИзвестные слова других людей могут вдохновить нас, заставить задуматься, а иногда даже подвергнуть сомнению бесполезные мысли. Вот несколько цитат о психологическом здоровье, которые заставят вас задуматься:
Есть фанаты Гарри Поттера? Это только для вас.
Статьи, относящиеся к психологическому здоровьюКниги, связанные с психологическим здоровьем Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.
Заключительные мысли о психологическом здоровьеПодведем итоги. В этой статье мы определили, что такое психологическое здоровье, какие факторы могут повлиять на ваше психическое благополучие, различные темы, которые охватывает психологическое здоровье, а также различные услуги и специалистов, которые могут помочь вам справиться с любыми проблемами. Мы надеемся, что это было полезно, поскольку вы продолжаете учиться поддерживать себя на пути к психическому здоровью. Не забудьте взять нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивайте свой оздоровительный бизнес! Каталожные номера
|