Концентрация внимания в психологии это: Концентрация внимания: что это, упражнения для повышения

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего вс…

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания. Концентрированность внимания — в противоположность его распыленности — означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация — это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрированным вниманием часто в психологической литературе понимают внимание интенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двух признаков — интенсивности и узости внимания. Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны друг другу. Эта предпосылка в общем правильна, лишь когда поле внимания состоит из элементов, друг с другом не связанных. Но когда в него включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, расширение поля внимания дополнительным содержанием может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее. Мы потому определяем концентрацию внимания только интенсивностью сосредоточения и не включаем в нее узости внимания. Вопрос об объеме внимания, т. е. количестве однородных предметов, которые охватывает внимание, — особый вопрос. Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время выставлялись подлежащие наблюдению экспонаты, как — то: буквы, цифры, фигуры.

Согласно ряду исследований, обнаруживших при этом существование довольно значительных индивидуальных различий в объеме внимания, объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно до 4 — 5, максимум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2 — 3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых, не связанных между собой объектов (чисел, букв и т. п. ). Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. При чтении осмысленного текста объем внимания может оказаться существенно отличным от того, который дает его измерение при концентрации на отдельных осмысленно между собой не связанных элементах. Поэтому результаты тахистоскопического изучения внимания на отдельные цифры, буквы, фигуры не могут быть перенесены на объем внимания в естественных условиях восприятия связанного осмысленного материала.

В практике, в частности педагогической, школьной, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимся объем внимания, не создавая в этом отношении непосильной перегрузки, расширять объем внимания, систематизируя предъявляемый материал, вскрывая его взаимосвязи, внутренние отношения. С объемом внимания тесно связана и распределяемостпь внимания. Говоря об объеме, можно, с одной стороны, подчеркивать ограничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, поскольку оно не абсолютно, является распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности не одного, а много — , по крайней мере двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.
Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение внимания очень важно и для педагога, которому нужно держать в поле своего зрения всех учеников в классе. Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания весьма упражняема. При определении концентрированности и объема внимания необходимо учитывать не только количественные условия. Из качественных моментов, в частности, один играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания. Внимание — как и память — подчиняется различным законам, в зависимости от того, на каком материале оно осуществляется.
Очень рельефно это сказывается на устойчивости внимания. Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т. е. его временной экстенсивностью. Экспериментальное исследование показало, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды и «фон» колебаний внимания по данным ряда прежних исследований, в частности Н. Ланге, равны обычно 2 — 3 сек. , доходя максимум до 12 сек. К колебаниям внимания относились, во — первых, колебания сенсорной ясности. Так, часы, которые держат неподвижно на одном и том же расстоянии от испытуемого, кажутся ему, если он их не видит, то приближающимися, то удаляющимися, в силу того, что он то более, то менее явственно слышит их биение.

Эти и подобные им случаи колебания сенсорной ясности, очевидно, непосредственно связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Иной характер носят колебания внимания, сказывающиеся при наблюдении многозначных фигур; в них попеременно то одна, то другая часть выступает как фигура: глаз соскальзывает с одного поля на другое.

В этом можно убедиться если посмотреть на рисунок, в котором мы поочередно видим то вазу, то два профиля. Такой же эффект дает изображение усеченной пирамиды, стоит более длительное время на нее посмотреть, чтобы убедиться в том, что усеченное основание то выступает вперед, то отступает назад. Однако традиционная трактовка проблемы устойчивости внимания, связанная с установлением периодических его колебаний, требует некоторой ревизии.

Положение с этой проблемой аналогично тому, какое создалось в психологии памяти в связи с установленной Эббингаузом и его последователями кривой забывания. Учебная работа была бы бесплодным, сизифовым трудом, если бы кривая Эббингауза отражала общие закономерности забывания всякого материала. Учебная и производственная работа была бы вообще невозможна, если бы пределы устойчивости внимания определялись периодами, установленными в опытах с элементарными сенсорными раздражителями. Но в действительности такие малые периоды колебания внимания, очевидно, ни в коем случае не составляют всеобщую закономерность.

Об этом свидетельствуют наблюдения на каждом шагу. Очевидно, проблема устойчивости внимания должна быть поставлена и разработана заново. При этом существенно не столько экспериментально установить собственно очевидный факт значительно большей устойчивости внимания, сколько вскрыть конкретные условия, которыми объясняются частые периодические колебания в одних случаях, значительная устойчивость — в других.

Наша гипотеза заключается в следующем: наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Там, где в связи с поставленной перед собой задачей мы, сосредоточиваясь на каком — нибудь предмете, можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное содержание, не открывающее возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим его сторонам, углубления в него, там создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания.

Борьба двух полей зрения Подтверждение этого положения имеется еще в одном наблюдении Гельмгольца. Изучая борьбу двух полей зрения, Гельмгольц отметил замечательный факт, в котором заключается ключ для объяснения устойчивости внимания, несмотря на периодические колебания сенсорных установок. «Я чувствую, — пишет Гельмгольц, — что могу направлять внимание произвольно то на одну, то на другую систему линий и что в таком случае некоторое время только одна эта система сознается мною, между тем как другая совершенно ускользает от моего внимания. Это бывает, например, в том случае, если я попытаюсь сосчитать число линий в той или другой системе. Крайне трудно бывает надолго приковать внимание к одной какой — нибудь системе линий, если только мы не связываем предмета нашего внимания с какими — нибудь особенными целями, которые постоянно обновляли бы активность нашего внимания. Так поступаем мы, задаваясь целью сосчитать линии, сравнить их размеры и т. п. Внимание, предоставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного нового впечатления к другому; как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит на что — нибудь другое.
Если мы хотим сосредоточить наше внимание на определенном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны, в особенности когда какой — нибудь посторонний импульс отвлекает нас в сторону» (см. рис. выше, на этой стр. ). Эти наблюдения Гельмгольца вскрывают самые существенные условия устойчивости внимания. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в интеллектуальных операциях раскрываем новое содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Сосредоточение внимания — это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к какому — нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами все новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать внимание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает его.

На вопрос о том, благодаря чему ему удалось прийти к открытию законов тяготения, Ньютон ответил: «Благодаря тому, что я непрестанно думал об этом вопросе». Ссылаясь на эти слова Ньютона, Кювье определяет гений как неустанное внимание. Основание гениальности Ньютона он видит в устойчивости его внимания. Но обратная зависимость более существенна. Богатство и содержательность его ума, открывавшего в предмете его мысли все новые стороны и зависимости, было, очевидно, существенным условием устойчивости его внимания. Если бы мысль Ньютона при размышлении о тяготении уперлась в одну неподвижную точку, будучи не в силах развернуть этот вопрос, раскрывая в нем новые перспективы, его внимание быстро иссякло бы. Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы скорее говорить о рассеянности, чем о сосредоточенности внимания. Для наличия устойчивого внимания необходимо, очевидно, чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношений в одно единство. Тогда, переходя от одного содержания к другому, оно остается сосредоточенным на одном предмете. Единство предметной отнесенности соединяется с многообразием предметного содержания. Устойчивое внимание — это форма предметного сознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания. Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.

Если бы внимание при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие имеют место, когда нам даны разрозненные и скудные по содержанию чувственные данные, никакая эффективная умственная работа не была бы возможна. Но оказывается, что самое включение умственной деятельности, раскрывающей в предметах новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и ее следствием. Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством анализа и синтеза систематизацию материала и т. д. , внутренние связи четко расчлененного содержания, существенно содействует высшим проявлениям внимания.

Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта — степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна прежде всего способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями.

Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Способность к переключению означает гибкость внимания — весьма важное и часто очень нужное качество. Переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не является какой — то самодовлеющей функцией. Она — сторона сложной и многообразно обусловленной сознательной деятельности, в отличие от рассеяния или блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту неспособного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случае очевидно, что Переключаемость внимания в сколько — нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов. Легкость переключения у разных людей различна: одни — с легкой переключаемостью — легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий. Легкая или затруднительная переключаемость зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженное обратное соотношение между ними. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих значительное развитие в результате упражнения. Рассеянность в житейском смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью. Имеется бесчисленное множество более или менее достоверных анекдотов о рассеянности ученых. Тип рассеянного профессора не сходит со страниц юмористических журналов. Однако, вопреки прочно укоренившемуся в обывательском понимании представлению, «рассеянность» ученых является, наоборот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но только сосредоточены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении с рядом житейских мелочей они могут оказаться в том смешном положении, которое живописуют анекдоты. Для того чтобы уяснить себе наличие сосредоточенности у «рассеянного» ученого, достаточно сравнить его внимание с вниманием ребенка, который выпускает из рук только что привлекшую его игрушку, когда ему показывают другую; каждое новое впечатление отвлекает его внимание от предыдущего; удержать в поле своего сознания оба он не в состоянии. Здесь отсутствуют и концентрированность, и распределяемость внимания. В поведении рассеянного ученого также обнаруживается дефект внимания, но он заключается, очевидно, не в легкой отвлекаемости, так как его внимание, наоборот, очень сосредоточено, а в слабой переключаемости. Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами — сильной отвлекаемостью и слабой переключаемостью.

Различные свойства вниманья — его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость — в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью. Мы охарактеризовали внимание как проявление избирательной направленности психической деятельности, как выражение избирательного характера процессов сознания. Можно было бы к этому прибавить, что внимание выражает не только как бы объем сознания, поскольку в нем проявляется избирательный характер сознания, но и его уровень — в смысле степени интенсивности, яркости.

Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно, поэтому, естественно, связано со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов, особенно в отношении объема внимания, а также его устойчивости, была уже отмечена. Роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания. Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно: 1) широкое и узкое внимание — в зависимости от их объема; 2) хорошо и плохо распределяемое; 3) быстро и медленно переключаемое; 4) концентрированное и флюктуирующее; 5) устойчивое и неустойчивое. Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. «Оставляя в стороне напряжение тех органов, которыми выполняется труд, целесообразная воля, выражающаяся во внимании, — пишет Маркс, — необходима во все время труда, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил»1. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызывать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие формы произвольного внимания. В психологической литературе Рибо подчеркнул эту мысль о связи произвольного внимания с трудом. Он пишет: «Как только возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало в свою очередь фактором первостепенной важности в этой новой форме борьбы за жизнь. Как только у человека явилась способность отдаваться труду, по существу своему не привлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и произвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение, как мимолетное сверкание молнии. Труд составляет наиболее резкую конкретную форму внимания». Рибо заключает: «Произвольное внимание — явление социологическое. Рассматривая его как таковое, мы лучше поймем его генезис и непрочность. . . Произвольное внимание есть приспособление к условиям высшей социальной жизни».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В развитии внимания у ребенка можно отметить прежде всего диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что ребенок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с вышеотмеченным фактом нужно учесть и другой, который подчеркивается некоторыми педагогами2: бывает, что какой — нибудь предмет привлечет внимание ребенка или, скорее, манипулирование с этим предметом так увлечет его, что, начав манипулировать им (открывать и закрывать двери и т. п. ), ребенок будет повторять это действие раз за разом — 20, 40 раз и больше. Этот факт не следует недооценивать, и его нужно использовать для дальнейшего развития внимания у ребенка. Но, тем не менее, конечно, правильным остается то положение, что на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребенок еще в очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств. В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка. Развитие устойчивости детского внимания вслед за Гетцер изучал Бейрль, определяя, какова в среднем максимальная длительность детских игр в различные возрасты. Результаты этого исследования дает таблица 1. В этой таблице особенно показателен быстрый рост устойчивости внимания после 3 — х лет и, в частности, относительно высокий уровень его к 6 годам на грани школьного возраста. Это существенное условие «готовности к обучению».

Рост концентрации внимания Бейрль определял по количеству отвлечении, которым поддавался ребенок в течение 10 минут игры. В среднем они выразились в цифрах, отображенных в таблице 2. Отвлеченность 2 — 4 — летнего ребенка в 2 — 3 раза больше отвлекаемости 4 — 6 — летнего. Вторая половина дошкольного возраста — годы, непосредственно предшествующие началу школьного обучения, дают такой значительный рост и концентрации внимания. В школьном возрасте, по мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так особенно произвольное — продолжает развиваться. Однако сначала и в школе приходится еще сталкиваться со значительной отвлекаемостью детей.

Более значительные сдвиги наступают тогда, когда успеют сказаться результаты обучения; размер этих сдвигов, естественно, зависит от его эффективности. К 10 — 12 годам, т. е. к тому периоду, когда по большей части наблюдается заметный, часто скачкообразный рост в умственном развитии детей, развитие отвлеченного мышления, логической памяти и т. д. , обычно наблюдается также заметный рост объема внимания, его концентрации и устойчивости. Иногда в литературе утверждается, будто у подростка (в 14 — 15 лет) приходится наблюдать новую волну отвлекаемости. Однако никак нельзя принять это утверждение, будто внимание у подростка вообще хуже, чем в предшествующие годы. Правильно, пожалуй, то, что в эти годы иногда труднее бывает привлечь внимание ребенка; в частности, от педагога для этого требуется большая работа и искусство. Но если суметь интересным материалом и хорошей постановкой работы привлечь внимание подростка, то его внимание окажется не менее, а более эффективным, чем внимание младших детей. Основываясь на слабости произвольного внимания у детей, ряд педагогов, начиная с интеллектуалиста Гербарта и до современных романтиков активной школы, рекомендовали целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием учащихся и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учебы. Безусловно, весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать учащихся и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью. Постоянно требовать напряженного произвольного внимания у детей, не давая никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее, дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание и 2) содействовать развитию произвольного. Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом, однако, существенно, чтобы эта эмоциональность и интересность были не внешними. Внешняя занимательность лекции или урока, достигаемая сообщением очень слабо связанных с предметом анекдотов, ведет скорее к рассеиванию, чем к сосредоточению внимания. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья. Она должна быть связана с осознанием значения того дела, которое делается.

Существенным условием поддержания внимания, как это вытекает из экспериментального изучения устойчивости внимания, является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Для того чтобы поддерживать внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным, существенным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается. Логически стройное изложение, которому, однако, даются каждый раз возможно более осязательные опорные точки в области конкретного, составляет также существенную предпосылку для привлечения и поддержания внимания. Необходимо при этом, чтобы у учащихся созрели те вопросы, на которые последующее изложение дает ответы. В этих целях эффективным является построение, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед учащимися и лишь затем дает их разрешение.

Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленные интересы.

Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


 


   RSS     [email protected] 

Плохая концентрация внимания приводит к депрессии, тревоге и несбывшимся планам.

Вот как это работает

Психология

Умение фокусировать внимание — одна из важнейших жизненных способностей, считают нейробиологи. А человек, не способный переключаться с одного фокуса на другие, может столкнуться с кучей проблем и даже ментальными расстройствами. Американский психолог и научный журналист Дэниел Гоулман в книге «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе» объясняет, как устроена концентрация внимания и что отвлекает нас больше всего. 

Отрывок предоставлен для публикации издательством Corpus. 

Еще будучи подростком, я выработал привычку делать уроки под струнные квартеты Белы Бартока, хотя и находил их немного неблагозвучными. Удивительно, но отключение восприятия этих дисгармоничных тонов помогало мне сфокусироваться, например, на химической формуле гидроксида аммония.

Спустя годы, когда я писал статьи для «Нью-Йорк таймс», а время сдачи уже поджимало, я вспомнил свои упражнения в абстрагировании от Бартока. В «Таймс» я корпел над статьями в самом центре научного отдела, который в те времена представлял собой помещеньице размером с классную комнату, заставленное письменными столами для дюжины научных журналистов и полудюжины редакторов.

Там всегда царил какофоничный шум а-ля Барток. Три-четыре человека могли болтать прямо у меня над ухом, из какого-нибудь угла доносились обрывки телефонного разговора или даже нескольких, если репортеры кого-то интервьюировали, редакторы громко, через всю комнату спрашивали, когда будет готова статья. Если здесь и воцарялась тишина, то крайне редко. И все же братия научных журналистов, включая вашего покорного слугу, день за днем бесперебойно сдавала статьи на редактуру. 

Никто никогда не просил присутствующих замолчать. Мы просто фокусировали внимание с удвоенной силой и абстрагировались от посторонних звуков.

Умением сфокусироваться среди гвалта проявляется избирательное внимание, способность нервной системы ухватиться за одну-единственную цель и не замечать бушующее море всевозможных стимулов, каждый из которых таит в себе потенциальный фокус. Именно это имел в виду Уильям Джеймс, основатель современной психологии, определивший внимание как «пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельности обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных объектов или рядов мысли».

Выделяют две главные разновидности отвлекающих факторов: сенсорные влияния и эмоциональные. С сенсорными отвлекающими факторами все ясно: читая эти строки, вы не обращаете внимания на белые поля, окаймляющие текст. Можете также осознать на секунду, что ваш язык касается верхнего нёба — это лишь один из бессчетного количества стимулов, поступающих в мозг, которые он выбирает из непрерывного потока фоновых звуков, форм, цветов, вкусов, запахов, ощущений и прочего.

Более сложной является вторая разновидность соблазнов — эмоционально окрашенные сигналы. Написать электронное письмо под гул местной кофейни не составит никакого труда, однако если кто-нибудь произнесет вслух ваше имя (сильная эмоциональная приманка, я вам скажу), проигнорировать этот голос будет практически невозможно — ваше внимание рефлекторно переключится, ведь вы захотите узнать, что именно о вас говорят. О почте можно забыть.

Однако наиболее серьезным испытанием даже для самых сосредоточенных являются эмоциональные потрясения вроде недавней ссоры с очень близким человеком, которая не выходит у нас из головы. Подобные мысли тревожат нас не случайно: мы вынуждены думать, каким образом справиться с этой неурядицей. Разница между тщетным пережевыванием и продуктивным обдумыванием заключается в том, найдем ли мы какое-нибудь конструктивное решение или идею, чтобы распрощаться с депрессивными мыслями, либо будем бесконечно бродить по замкнутому кругу переживаний.

Чем сильнее расстраивается наш фокус, тем хуже у нас идут дела. Например, предрасположенность университетских спортсменов к потере концентрации вследствие тревоги прямо коррелирует с их результатами в предстоящем сезоне. 

За способность сфокусироваться на одной цели и не обращать внимания ни на что другое отвечают префронтальные участки мозга. Специализированная сеть нейронов в этой области усиливает входящие сигналы, на которых мы хотим сконцентрироваться (электронное письмо, над которым я сейчас работаю), и приглушает все, что мы хотим игнорировать (болтающих за соседним столиком).

Поскольку фокус требует отрешения от эмоциональных отвлекающих факторов, нейронная «проводка», отвечающая за избирательное внимание, включает в себя и сети подавления эмоций. Это означает, что люди, фокусирующиеся лучше прочих, относительно невосприимчивы к эмоциональным встряскам, лучше умеют сохранять хладнокровие в период кризиса и отличаются большей стабильностью, несмотря на волны эмоций, которыми их накрывает жизнь.

Неспособность переключиться с одного фокуса на другие может, например, поймать человека в замкнутый круг хронической тревожности. В тяжелых клинических случаях речь идет о поглощенности ощущениями беспомощности, отчаяния и жалости к себе (при депрессии), о панике и постоянной катастрофизации происходящего (при тревожных расстройствах), а также о бесконечном повторении ритуальных мыслей или действий (проверить 50 раз дверь перед уходом) при обсессивно-компульсивном расстройстве.

Способность переместить свое внимание с одного предмета на другой просто необходима для сохранения душевного благополучия.

Чем сильнее развито избирательное внимание, тем глубже мы можем погрузиться в то или иное занятие, прочувствовать трогательную сцену из фильма или многогранность проникновенного четверостишия. Сильный фокус позволяет людям раствориться в Youtube или в домашних заданиях до такой степени, что они не обращают внимания на суету вокруг и даже на своих родителей, которые зовут их ужинать.

Легко выделить сосредоточенных людей на вечеринке: они с головой погружены в беседу, неотрывно смотрят на собеседника и очень внимательно слушают его слова, даже если из стоящей рядом колонки голосят Beastie Boys. Наоборот, рассредоточенные люди постоянно в движении, их взгляд останавливается на всем, за что только может зацепиться, а внимание постоянно скользит с одного на другое.

Ричард Дэвидсон, нейробиолог из Университета Висконсина, включает фокусирование внимания в набор самых важных жизненных способностей, каждая из которых основана на работе специфической нейронной системы и помогает нам пройти через все потрясения, обусловленные внутренними переживаниями, межличностными отношениями и жизненными передрягами.

Дэвидсон выяснил, что в момент так называемого острого фокуса ключевая сеть нейронов в префронтальной коре синхронизируется с объектом, на который направлен луч внимания, и назвал это состояние “фазовой привязкой”. Если фокусироваться на нажатии кнопки, когда раздается звук определенного тона, то электрическая активность префронтальной коры будет полностью синхронизована с целевым звуком.

Чем лучше ваш фокус, тем сильнее фазовая привязка нейронной активности к стимулу. Однако если вместо концентрации у вас в голове творится неразбериха, о синхронизации и речи быть не может. Подобным нарушением синхронизации отличаются люди с синдромом дефицита внимания.

Лучше всего мы учимся при наличии сфокусированного внимания. Когда мы сосредотачиваемся на том, что изучаем, наш мозг накладывает эту информацию на уже известную нам, формируя новые нейронные связи. Если вы одновременно с малышкой ясельного возраста обращаете на что-то внимание и называете предмет, она усваивает это слово, если же ее внимание рассредоточено, то слово она не запомнит.

Если наш ум блуждает, то мозг активирует массу сетей, сумбурно сообщающих нам о множестве вещей, далеких от того, что мы пытаемся выучить. Если мы не сфокусированы, то не сохраним четких воспоминаний о том, что учим.

Следите за нашими новостями в Telegram

Автор:

Катерина Резникова,

Четыре основных шага для усиления внимания

Вы сидите за клавиатурой, сосредоточившись на какой-то неотложной задаче, скажем, на отчете, который нужно закончить сегодня, как вдруг появляется всплывающее окно или мелодичный звон! Вам пришло сообщение.

Чем ты занимаешься? Остаться с этой срочной задачей? Или проверить это сообщение?

Ответ на эту дилемму определит полоска нейронов в префронтальной коре, сразу за лбом — в исполнительном центре вашего мозга. Одной из его задач является урегулирование таких конфликтов и управление вашими приоритетами в целом.

Способность концентрироваться на том, что вы делаете, и игнорировать отвлекающие факторы считается одним из самых основных навыков в арсенале любого человека.

Назовите это фокусом.

Чем больше мы сосредоточены, тем успешнее мы можем быть во всем, что делаем. И, наоборот, чем больше мы отвлекаемся, тем меньше у нас получается. Это касается всего: спорта, школы, карьеры.

Фокус — это скрытый компонент совершенства — «скрытый», потому что обычно мы его не замечаем. Но из-за недостатка внимания мы, скорее всего, будем колебаться во всем, что делаем. Например, тест на то, насколько сосредоточены спортсмены колледжа, позволяет предсказать их спортивные результаты в следующем семестре. Блуждающий ум, как показывают исследования, пробивает дыры в понимании студентами того, что они изучают. И руководитель сказал мне, что всякий раз, когда он обнаруживает, что его мысли блуждают во время встречи, он задается вопросом, какие возможности он только что упустил.

Способность к концентрации подобна умственной мышце. Чем больше мы его тренируем, тем сильнее он становится, подобно использованию Cybex в тренажерном зале для моделирования грудных мышц.

В исследовании Венди Хазенкамп, проведенном в Университете Эмори, она визуализировала мозг добровольцев, когда они обращали внимание на свое дыхание. Они никоим образом не пытались контролировать свое дыхание, а просто концентрировались на его естественном течении.

Она обнаружила, что в тренировке ума для сосредоточенного внимания есть четыре основных движения:

1) Сосредоточьтесь на дыхании.

2) Обратите внимание, что ваш разум отвлекся.

3) Откажитесь от этого хода мыслей.

4) Снова сосредоточьтесь на дыхании и задержите его там.

И в следующий раз, когда ваш разум отвлечется и вы заметите, что думаете, скажем, о своем обеде, а не о дыхании, повторите это базовое мысленное повторение еще раз. И снова.

Это способ укрепить схемы мозга, сосредоточенные в префронтальной коре сразу за лбом, которые направляют ваше внимание туда, куда вы хотите, и возвращают его, когда вы отвлекаетесь.

Но эта кажущаяся простой мыслительная рутина обманчива — выглядит проще, чем есть на самом деле. Попробуйте это в течение одной минуты, и если вы похожи на большинство из нас, вы неизбежно обнаружите, что ваш разум отвлекается на какую-то другую мысль. И эти мысли соблазнительны.

Требуется осознанность — активное внимание, чтобы заметить, что ваш ум отклонился в сторону, и умственное усилие, чтобы прекратить эту задумчивость и вернуться к дыханию.

Но если регулярно и настойчиво выполнять эту умственную тренировку, вам будет легче удерживать внимание там, где это необходимо.

И это поможет вам отложить проверку этого сообщения на потом, чтобы вы могли сделать этот отчет сейчас.

Наука оставаться сосредоточенным: психология, медленные привычки и жевательная резинка

Может потребоваться до 25 минут, чтобы восстановить концентрацию после того, как вас отвлекли. Shahzin Shajid/Unsplash

Сколько вещей сейчас соперничает за ваше внимание? Твой телефон? Эл.

адрес? Слабый? Твиттер? Этот надоедливый список дел, который, кажется, продолжает расти?

Современные технологии дали нам так много удивительных вещей, но одним из неуклюжих побочных эффектов всегда была их способность бросаться нам в глаза, хотим мы этого или нет.

Уведомления вдобавок к уведомлениям постоянно угрожают отвлечь нас от важных дел и погрузить в рутинную работу.

Подумайте об этом: средний офисный работник отвлекается каждые 3 минуты. А согласно исследованиям Института взаимодействия человека и компьютера в Университете Карнеги-Меллона , может потребоваться до 25 минут только для того, чтобы восстановить концентрацию после того, как человек отвлекся.

Потерять фокус легко, очень легко, а вернуть его обратно — вот что сложно.

Тем не менее, несмотря на то, что мы знаем об опасности отвлечения внимания, мы делаем очень мало вещей, чтобы защитить себя от него. Давайте изменим это.

Как ваш мозг выбирает, на чем сосредоточиться (и как это контролировать)

Ваш мозг всегда включен и принимает информацию, а это значит, что ему постоянно приходится выбирать, на что обращать внимание, а что отфильтровывать. Нейробиологи называют это «избирательным вниманием», и оно бывает двух разных форм:

1. Сверху вниз (или «Добровольный фокус»)

Это святой Грааль концентрации. Фокус «сверху вниз» ориентирован на достижение цели. Он отвечает за то, чтобы видеть более широкую картину, и использует ваш прошлый опыт, чтобы разобраться во всем.

Происходит, когда: Вы готовитесь к экзамену или пытаетесь решить сложную задачу.

2. Восхождение снизу вверх (или «фокус, управляемый стимулом»)

Когда к вам подкрадывается мысль или что-то вокруг вас привлекает ваше внимание (например, пинг, звон или уведомление), вы страдаете от синдрома снизу вверх фокус. Вы не можете не обращать внимания на то, что происходит.

Происходит, когда: Вы слышите громкий шум, кто-то выскакивает из кустов или ваш телефон гудит.

Так в чем проблема?

Мы не можем контролировать, какой фокус использует наш мозг. Несмотря на наше желание оставаться в режиме «сверху вниз», фокус «снизу вверх» способен игнорировать фильтры нашего мозга.

Во всем виновата наша реакция «бей или беги»: громкие звуки и внезапные движения ассоциируются с опасностью. И, по мнению вашего первобытного разума, опасность важнее книги, которую вы читаете, или важного электронного письма, которое вы пишете.

Исследования показали, что сила воли и сосредоточенность — это ограниченные ресурсы. Это означает, что чем больше вы отвлекаетесь, тем труднее вернуться на правильный путь.

Но наука также показала нам, что есть способы вернуть наше внимание как можно быстрее и эффективнее.

Давайте посмотрим на некоторые из них:

7 методов, которые помогут вам снова сосредоточиться

Если вы когда-либо попадали в петлю бесконечности без фокусировки, вы знаете, как трудно выбраться из нее. Вот несколько полезных советов, о которых следует помнить в следующий раз, когда вам будет трудно упорядочить свои мысли:

1.

Работайте в соответствии с естественным графиком вашего мозга

Вы, наверное, замечали, что можете оставаться более сосредоточенным в разное время суток.

У большинства людей пик отвлекающих факторов приходится на период с 12 до 16 часов. и мы чувствуем особенно сильный «крах» около 14:00.

Ваш мозг лучше всего справляется с тяжелыми когнитивными нагрузками в поздние утренние часы (после 10 часов утра). В этот момент дня ваш мозг полностью проснулся, он (надеюсь) накормлен и довольно хорошо напевает.

Сосредоточьтесь на интенсивных задачах поздним утром и сделайте перерыв или прогуляйтесь днем.

2. Вознаграждайте свой разум за сосредоточенность

Ваш мозг учится на практике. Это означает, что чем больше вы ведете себя разрушительно (например, проверяете электронную почту или Twitter 20 000 раз в день), тем легче вам продолжать это делать. Вы приучили свой разум чувствовать какое-то вознаграждение за то, что отвлекаетесь, и это нужно прекратить.

Вместо этого тренируйте свой мозг, чтобы оставаться сосредоточенным, ловя себя, прежде чем вы впадете в плохие привычки. Каждый раз, когда вы чувствуете, что отвлекаетесь, остановитесь, как только сможете.

Чем сильнее вы отвлекаетесь, тем лучше ваш ум будет оставаться сосредоточенным.

Чем сильнее вы будете отвлекаться, тем больше ваш разум будет сфокусирован. Unsplash

3. Делайте перерывы (

настоящие перерыва)

В то время как большая часть нашей жизни вращалась вокруг получения как можно большего количества информации — 15 открытых вкладок одновременно, непрерывные электронные письма, телефонные звонки и сообщения от коллег — работайте так быстро, как только можете. возможное не делает нас лучше на работе. На самом деле все происходит совсем наоборот.

Чтобы усилить концентрацию, найдите место, где ничто вас не отвлекает. Будь то другая часть дома или кафе без Wi-Fi, смысл здесь в том, чтобы дать вашему вниманию возможность перезарядиться.

Если вам некуда постоянно ходить, есть даже приложения, которые вы можете скачать, чтобы не отвлекаться на Интернет.

4. Забудьте о многозадачности

На самом деле многозадачность — это неправильное название, оно не означает того, что мы думаем.

Наш разум не может сосредоточиться более чем на одной вещи одновременно, и на самом деле «многозадачность» просто означает очень, очень быстрое переключение с одной вещи на другую. И чем больше мы переключаемся, тем больше энергии мы используем (и чем больше энергии мы используем, тем меньше нам приходится сосредотачиваться на том, что важно).

Составьте список задач, которые необходимо выполнить в порядке важности, и придерживайтесь его как можно дольше. Чем меньше вы пытаетесь сделать за один раз, тем лучше вы будете работать в целом.

5. Найдите работу, которая вас по-настоящему увлечет

Вы когда-нибудь собирались приступить к другому заданию, а через 10 минут оказывались в мечтах?

Когда вы не верите, что стоящая перед вами задача достаточно важна, чтобы требовать от вас полного внимания, ваш мозг начинает обрабатывать другие стимулы. Это ваш мозг активирует свою сеть по умолчанию, которую вы используете, когда ваш мозг больше не сосредоточен на внешнем мире.

Когда вы теряете концентрацию, спросите, это вы или задача. Если это менее увлекательно, возможно, оно лучше подходит, когда у вас больше естественной энергии (например, поздним утром!)

6. Практикуйте осознанность

Стресс — эпический убийца фокуса. Что действительно отстой, учитывая, что мы, скорее всего, будем испытывать стресс, когда нам нужно больше всего сосредоточиться.

Вместо этого тренировка осознанности, как и медитация, учит нас не поддаваться стрессу или сильным эмоциям, лучше осознавая, что мы делаем и о чем думаем.

Попробуйте уделить себе пять минут, выберите одно из своих чувств и сконцентрируйтесь только на нем. Определите, что чувствует ваше тело и разум, к чему вы прикасаетесь, обоняете, видите, слышите, пробуете на вкус?

Если вы хотите пойти дальше, попробуйте выполнить это упражнение, чтобы повысить внимательность на работе.

7. Жевательная резинка

Да, это звучит странно, но исследования показывают, что жевательная резинка увеличивает приток кислорода к частям мозга, отвечающим за внимание. Это также улучшает вашу долговременную память и вводит в кровь немного инсулина, который может помочь дать вашему мозгу дополнительный заряд энергии.

Если жевательная резинка вам не по вкусу, перекусите. Ваш мозг получает энергию из глюкозы, и вам нужно около 420 ккал, чтобы поддерживать нормальную работу. Это примерно 100 фисташек или 4 банана.

Если вы чувствуете, что ваше внимание ослабевает, перекусите и подзарядите свой разум. Я возьму, пожалуйста, 19 пачек трезубца…

***

К тому времени, когда вы закончите читать эту статью, вы отвлечетесь как минимум 2 раза.

Сосредоточиться на самом деле так же просто, как немного облегчить работу мозга. Уменьшите количество раздражителей, с которыми ваш мозг должен мириться, работайте над расписанием своего мозга и будьте внимательны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *