Конфликт (психология) | это… Что такое Конфликт (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Конфликт (значения).
Конфли́кт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами[1].
Содержание
|
История понятия
Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Классификация конфликтов
По действию на функционирование группы
- Конструктивные
- Деструктивные
По содержанию
- Реалистические
- Нереалистические
По характеру участников
- Внутриличностные
- Межличностные
- Между личностью и группой
- Межгрупповые
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений. Выделяют следующие основные
- Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.
- Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
- Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
- Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
- Улучшаются отношения между людьми.
- Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:- Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
- Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
- Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
- Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
- Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
- Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.
Реалистические конфликтывызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ. Нереалистические конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группойвозникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.
Причины конфликтов
Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.
- Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
- Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. Например, руководитель подразделения объясняет низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Ремонтники же, в свою очередь, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров, который не может принять на работу новых работников.
- Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.
- Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов.
При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта. - Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.
- Различие в психологических особенностях являются еще одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.
Некоторые специалисты-психологи считают, что существуют конфликтные типы личности.
Конфликтогенез
Конфликтогенез — это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро – конфликт[2].
Управление конфликтами
Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, но совсем не обязательно приводит к конфликтному взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Однако, вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все для того, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Поэтому в таких случаях необходимо управление конфликтами, чтобы сделать их последствия функциональными (конструктивными) и уменьшить количество дисфункциональных (деструктивных) последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.
К структурным методам относят:
- Четкую формулировку требований, то есть разъяснение требований к результатам работы как каждого конкретного работника, так и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил и выполнения работы.
- Использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи требования он должен выполнять, а также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой цели различных подразделений.
- Установление общих целей и формирование общих ценностей, то есть информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях.
- Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников.
Стратегии управления конфликтами
Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
Стратегии поведения участников конфликта
- Настойчивость (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
- Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.
- Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.
- Компромисс. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.
Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.
- Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
См. также
- Конфликтология
- Межнациональный конфликт
- Война
- Спор
- Конструктивное общение
- Психологическая совместимость
- Конфликтоген
- Разрешение конфликта
- Виктимность
- Антагонизм
- Теория игр
- Коллизия
- Единоборство
- Борьба
- Обида
Примечания
- ↑ Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск : БГУИР, 2008.
- ↑ Коростылева Н.Н. Мужчина и женщина. От конфликта к согласию: Исследование гендерного конфликтогенеза. М., 2005.
Ссылки
- Вдовина М. В. Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 3 — Социология.
- Зубок Ю. А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 179—182.
- Конфликт и его разновидности
- Луков Вал. А., Кириллина В. Н. Гендерный конфликт: система понятий // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 86—101.
- Книга «Искусство интеллектуального боя» – примеры разрешения конфликтов
- Типология конфликтов и эдипов конфликт
- Видеоурок «Алгоритм действий в ситуации конфликта» (лекция «Психология разрешения конфликта»)
- Новиков С. В. Психология конфликта
Конфликт (психология) | это… Что такое Конфликт (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Конфликт (значения).
Конфли́кт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами[1].
Содержание
|
История понятия
Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Классификация конфликтов
По действию на функционирование группы
- Конструктивные
- Деструктивные
По содержанию
- Реалистические
- Нереалистические
По характеру участников
- Внутриличностные
- Межличностные
- Между личностью и группой
- Межгрупповые
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений. Выделяют следующие основные функциональныепоследствия конфликтов для организации:
- Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.
- Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
- Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
- Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
- Улучшаются отношения между людьми.
- Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:
- Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
- Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
- Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
- Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
- Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
- Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.
Реалистические конфликтывызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ. Нереалистические конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Внутриличностный конфликтимеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства.
Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группойвозникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Причины конфликтов
Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.
- Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
- Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. Например, руководитель подразделения объясняет низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Ремонтники же, в свою очередь, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров, который не может принять на работу новых работников.
- Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.
- Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.
- Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.
- Различие в психологических особенностях являются еще одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.
Некоторые специалисты-психологи считают, что существуют конфликтные типы личности.
Конфликтогенез
Конфликтогенез — это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро – конфликт[2].
Управление конфликтами
Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, но совсем не обязательно приводит к конфликтному взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Однако, вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все для того, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Поэтому в таких случаях необходимо управление конфликтами, чтобы сделать их последствия функциональными (конструктивными) и уменьшить количество дисфункциональных (деструктивных) последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.
К структурным методам относят:
- Четкую формулировку требований, то есть разъяснение требований к результатам работы как каждого конкретного работника, так и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил и выполнения работы.
- Использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи требования он должен выполнять, а также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой цели различных подразделений.
- Установление общих целей и формирование общих ценностей, то есть информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях.
- Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников.
Стратегии управления конфликтами
Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
Стратегии поведения участников конфликта
- Настойчивость (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
- Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.
- Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.
- Компромисс. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.
Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.
- Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
См.
также- Конфликтология
- Межнациональный конфликт
- Война
- Спор
- Конструктивное общение
- Психологическая совместимость
- Конфликтоген
- Разрешение конфликта
- Виктимность
- Антагонизм
- Теория игр
- Коллизия
- Единоборство
- Борьба
- Обида
Примечания
- ↑ Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск : БГУИР, 2008.
- ↑ Коростылева Н.Н. Мужчина и женщина. От конфликта к согласию: Исследование гендерного конфликтогенеза. М., 2005.
Ссылки
- Вдовина М. В. Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 3 — Социология.
- Зубок Ю. А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 179—182.
- Конфликт и его разновидности
- Луков Вал. А., Кириллина В. Н. Гендерный конфликт: система понятий // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 86—101.
- Книга «Искусство интеллектуального боя» – примеры разрешения конфликтов
- Типология конфликтов и эдипов конфликт
- Видеоурок «Алгоритм действий в ситуации конфликта» (лекция «Психология разрешения конфликта»)
- Новиков С. В. Психология конфликта
Конфликт (психология) | это… Что такое Конфликт (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Конфликт (значения).
Конфли́кт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами[1].
Содержание
|
История понятия
Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Классификация конфликтов
По действию на функционирование группы
- Конструктивные
- Деструктивные
По содержанию
- Реалистические
- Нереалистические
По характеру участников
- Внутриличностные
- Межличностные
- Между личностью и группой
- Межгрупповые
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений. Выделяют следующие основные функциональныепоследствия конфликтов для организации:
- Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.
- Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
- Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
- Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
- Улучшаются отношения между людьми.
- Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:
- Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
- Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
- Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
- Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
- Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
- Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.
Реалистические конфликтывызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ. Нереалистические конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Внутриличностный конфликтимеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства.
Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группойвозникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Причины конфликтов
Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.
- Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
- Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. Например, руководитель подразделения объясняет низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Ремонтники же, в свою очередь, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров, который не может принять на работу новых работников.
- Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.
- Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.
- Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.
- Различие в психологических особенностях являются еще одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.
Некоторые специалисты-психологи считают, что существуют конфликтные типы личности.
Конфликтогенез
Конфликтогенез — это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро – конфликт[2].
Управление конфликтами
Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, но совсем не обязательно приводит к конфликтному взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Однако, вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все для того, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Поэтому в таких случаях необходимо управление конфликтами, чтобы сделать их последствия функциональными (конструктивными) и уменьшить количество дисфункциональных (деструктивных) последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.
К структурным методам относят:
- Четкую формулировку требований, то есть разъяснение требований к результатам работы как каждого конкретного работника, так и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил и выполнения работы.
- Использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи требования он должен выполнять, а также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой цели различных подразделений.
- Установление общих целей и формирование общих ценностей, то есть информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях.
- Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников.
Стратегии управления конфликтами
Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
Стратегии поведения участников конфликта
- Настойчивость (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
- Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.
- Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.
- Компромисс. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.
Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.
- Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
См. также
- Конфликтология
- Межнациональный конфликт
- Война
- Спор
- Конструктивное общение
- Психологическая совместимость
- Конфликтоген
- Разрешение конфликта
- Виктимность
- Антагонизм
- Теория игр
- Коллизия
- Единоборство
- Борьба
- Обида
Примечания
- ↑ Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск : БГУИР, 2008.
- ↑ Коростылева Н.Н. Мужчина и женщина. От конфликта к согласию: Исследование гендерного конфликтогенеза. М., 2005.
Ссылки
- Вдовина М. В. Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 3 — Социология.
- Зубок Ю. А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 179—182.
- Конфликт и его разновидности
- Луков Вал. А., Кириллина В. Н. Гендерный конфликт: система понятий // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 86—101.
- Книга «Искусство интеллектуального боя» – примеры разрешения конфликтов
- Типология конфликтов и эдипов конфликт
- Видеоурок «Алгоритм действий в ситуации конфликта» (лекция «Психология разрешения конфликта»)
- Новиков С. В. Психология конфликта
Что такое конфликт? | Типы и примеры конфликтов
Что такое конфликт?
Чтобы разобраться в значении конфликта, важно взглянуть на различные синонимы конфликта, предлагаемые некоторыми словарями и текстами по управлению. Согласно этим источникам, конфликт означает,
- √ конфликтовать, не соглашаться,
- √ битва или борьба,
- √ антагонизм или противостояние,
- √ несовместимость или помехи и
- √ умственная борьба.
В попытке определить конфликт социальные психологи отваживаются на более детальное исследование и предлагают следующие описания:
- Конфликт возникает всякий раз, когда возникают несовместимые действия.
- Конфликт – это ситуация, при которой взаимозависимые люди выражают (явные или латентные) различия в удовлетворении своих индивидуальных потребностей и интересов и испытывают помехи друг другу в достижении этих целей.
- Конфликт — это соперничество между взаимозависимыми сторонами, которые считают, что у них несовместимые потребности, цели, желания или идеи.
- Конфликт — это выраженная борьба между не менее чем двумя взаимозависимыми сторонами , которые воспринимают несовместимые цели, скудные ресурсы и вмешательство других в достижение своих целей.
Для целей этой статьи мы изложим последнее определение, предложенное профессором Уильямом Уилмотом и профессиональным посредником Джойс Хокер, чтобы объяснить следующие заголовки как детерминанты конфликта.
1. Конфликт включает в себя выраженную борьбу или несогласие
В их определение включено положение о том, что борьба между сторонами должна быть выражена для того, чтобы считаться конфликтом. Важно отметить, что борьба или несогласие не всегда могут быть выражены вербально. Иногда это может быть выражено невербально довольно тонким способом.
Кроме того, выражение может быть направлено не на другого участника конфликта. Чаще конфликтующие стороны «вымещаются» перед третьей стороной. Не каждый конфликт требует прямого устного признания между сторонами.
2. Конфликт существует в ситуации взаимозависимости
Определение Уилмота и Хокера также требует, чтобы конфликтующие стороны были взаимозависимы. Взаимозависимость означает, что конфликтующие личности каким-то важным образом зависят друг от друга. Это влечет за собой связь между сторонами в конфликте, когда потребности одной стороны могут быть удовлетворены за счет ресурсов другой стороны, и эта передача ресурсов работает в обоих направлениях (т. Е. Обе стороны нуждаются в ресурсах друг друга для удовлетворения своих потребностей). Такое совместное использование ресурсов создает ощущение взаимозависимости.
3. Противоречивые цели
Другим детерминантом конфликта, заслуживающим объяснения, является термин «цели». По сути, цель — это то, к чему вы стремитесь. Интенсивность конфликта связана с тем, насколько цели, лежащие в основе конфликта, значат для вовлеченных сторон. Цели бывают разных типов, включая цели контента, цели процесса, реляционные цели, цели идентичности и цели ценности.
Порог конфликта
Происхождение конфликта проистекает из несовместимости, но конфликт не обязательно возникает просто потому, что существуют несовместимости, разногласия или различия внутри или между социальными образованиями. Чтобы конфликт возник, он должен превысить пороговый уровень интенсивности до того, как стороны испытают (или узнают) о каком-либо конфликте.
Другими словами, несовместимости, разногласия или разногласия должны быть достаточно серьезными, прежде чем стороны столкнутся с конфликтом. Существуют различия в пороге осознания конфликта или терпимости среди людей. Таким образом, в аналогичных ситуациях одни люди могут оказаться вовлеченными в конфликт раньше, чем другие.
Типы конфликтов
Конфликты — будь то в коллективе, на работе или в личной жизни — возникают как минимум в двух основных формах: предметной и эмоциональной. Оба типа распространены, всегда присутствуют и сложны. Таким образом, нам нужно узнать о них и, что более важно, как успешно с ними справляться.
1. Конфликт по существу
Конфликт по существу — это фундаментальное разногласие по поводу преследуемых целей и средств их достижения. Спор с начальником или другими членами команды по поводу плана действий, которому необходимо следовать, например маркетинговой стратегии для нового продукта, является примером существенного конфликта.
Когда люди работают вместе каждый день, вполне нормально, что возникают разные точки зрения на различные существенные рабочие вопросы. Иногда люди расходятся во мнениях по таким вещам, как командные и организационные цели, распределение ресурсов, распределение вознаграждений, политики и процедуры, а также распределение задач.
2. Эмоциональный конфликт
Эмоциональный конфликт включает в себя межличностные трудности, возникающие из-за чувств гнева, недоверия, неприязни, страха, обиды и тому подобного. Этот конфликт широко известен как «столкновение личностей». Сколько раз, например, вы слышали такие комментарии, как «Я терпеть не могу работать с ним» или «Она всегда меня неправильно гладит» или «Я бы не стал делать то, что он просил, если бы вы меня умоляли»?
Когда эмоциональные конфликты закрадываются в рабочие ситуации, они могут истощать энергию и отвлекать людей от приоритетов задач и целей. Тем не менее, они возникают в самых разных условиях и распространены в командах, среди коллег и в отношениях между начальником и подчиненным.
Функциональный и дисфункциональный конфликт
Конфликт всегда возникает в любой интерактивной ситуации. Это может привести к пагубным побочным эффектам для вовлеченных сторон и других лиц, затронутых его возникновением. Например, может быть довольно неудобно работать в среде, в которой два сотрудника постоянно враждебны друг другу или две команды постоянно борются за внимание высшего руководства.
В нашем наблюдении мы признаем, что конфликт может иметь как функциональную или конструктивную сторону, так и дисфункциональную или деструктивную сторону.
Функциональный конфликт
Функциональный конфликт, также называемый конструктивным конфликтом, приносит пользу отдельным лицам, команде или организации. С положительной стороны,
Конфликт- может вывести важные проблемы на поверхность, чтобы их можно было решить.
- Это может привести к тому, что решения будут тщательно рассмотрены и, возможно, пересмотрены, чтобы убедиться, что выбран правильный путь действий.
- Может увеличить количество информации, используемой для принятия решений.
- И он может предложить возможности для творчества, которые могут повысить производительность.
Действительно, эффективный менеджер или руководитель группы способен стимулировать конструктивный конфликт в ситуациях, когда удовлетворение существующим положением дел сдерживает необходимые изменения и развитие.
Дисфункциональный конфликт
Дисфункциональный конфликт или деструктивный конфликт работает во вред человеку или команде. Это отвлекает энергию, подрывает групповую сплоченность, способствует межличностной враждебности и в целом создает негативную среду для работников.
Этот тип конфликта возникает, например, когда два члена команды не могут работать вместе из-за межличностных разногласий — деструктивный эмоциональный конфликт — или когда члены рабочей группы бездействуют, потому что они не могут договориться о целях задачи — деструктивный конфликт. предметный конфликт.
Деструктивные конфликты такого типа могут снижать производительность и удовлетворенность работой, а также способствовать прогулам Открывается в новом окне и текучести кадров. Менеджеры и руководители групп должны быть готовы к деструктивным конфликтам и быстро принимать меры для их предотвращения или устранения или, по крайней мере, сведения к минимуму причиняемого вреда.
Уровни конфликта
Конфликт — это интерактивный процесс. Таким образом, мы можем думать о конфликте как о чем-то, что происходит между двумя людьми, что является хорошим примером того, что мы называем межличностным конфликтом. Но ученые отмечают, что конфликты в командах и организациях необходимо распознавать и понимать и в других формах.
Полный спектр конфликтов, с которыми мы сталкивались на работе, включает конфликты, возникающие на межличностном, внутриличностном, межгрупповом, внутригрупповом и межорганизационном уровнях. Управление конфликтом на этих различных социальных уровнях включает поддержание умеренного уровня конфликта на любом из этих уровней, как описано ниже.
Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликтOpens in new window возникает внутри индивидуума и характеризуется когнитивными и/или аффективными аспектами. Обычно это включает в себя два конкурирующих желания или цели, но в этом случае желания или цели конкурируют внутри одного и того же человека.
Например, решение о том, следует ли сообщать о ненадлежащем финансовом поведении коллеги, может вызвать внутриличностный конфликт между ценностью справедливости и подотчетности и ценностью лояльности и дружбы по отношению к коллеге.
Внутриличностный конфликт может принимать одну из нескольких форм: приближение-приближение, приближение-избегание и избегание-избегание. Смотрим на центральные особенности каждого по порядку здесь .
Межличностный конфликт
Межличностный конфликтОткрывается в новом окне относится к проявлению несовместимости, непоследовательности или несогласия в социальном контексте между индивидуумами — например, конфликты между сверстниками или между начальниками и подчиненными на рабочем месте.
Контексты межличностных конфликтов могут включать изучение конфликтов при знакомстве, дружбе, свиданиях, супружеских отношениях, семейной социализации, медицинском обслуживании, на рабочем месте, продолжительности жизни и/или межкультурном контексте. Подробнее здесьОткрывается в новом окне
Внутригрупповой конфликт
Внутригрупповой конфликтOpens in new window по определению Рахима (2001) «относится к несовместимости, несоответствию или разногласиям между членами группы или ее подгрупп относительно целей, функций или деятельности группы» (стр. 143).
Некоторые примеры включают конфликты между тренерами на отделении легкой атлетики, конфликты между преподавателями кардиологии в университетской больнице и конфликты между студентами, которые являются членами студенческого сената бакалавриата. Конфликт сосредоточен внутри группы и может иметь незначительные последствия для тех, кто не является членом этой группы, хотя такие конфликты могут иметь пагубное влияние на общую организационную эффективность, если они не регулируются должным образом.
Внутригрупповой конфликт часто связан с тем, как следует решать проблемы и распределять скудные ресурсы. Подробнее здесьОткрывается в новом окне
Межгрупповой конфликт
Межгрупповой конфликтОткрывается в новом окне рассматривает совокупность людей внутри организации (например, рабочие группы, отделы) как стороны конфликта. Например, два подразделения, борющиеся за скудные финансовые ресурсы, вовлечены в межгрупповой конфликт.
Неудивительно, что межгрупповой конфликтOpens in new window может усложниться, если члены одной группы придерживаются разных взглядов на конфликт. Например, в ходе трудовых переговоров между членами профсоюза или членами руководящего состава часто возникают разногласия по поводу того, как следует разрешать конфликт.
Внутриорганизационный конфликт
Внутриорганизационный конфликт связан с разногласиями между организационными подсистемами (а не внутри них). Факультет кардиологии может не согласиться с факультетом педиатрии в отношении приоритетов при заказе нового медицинского оборудования. В этом случае конфликт затрагивает несколько отделов или подразделений организации.
Колледжи и университеты часто имеют формальные площадки для разрешения внутриорганизационных конфликтов. Бюджетные комитеты, например, могут выносить решения по противоречивым требованиям о ресурсах. Однако в других случаях внутриорганизационный конфликт остается неурегулированным, иногда с разрушительными последствиями.
Межорганизационный конфликт
Межорганизационный конфликт включает споры между двумя или более организациями. Межорганизационные конфликты часто возникают в результате конкуренции и соперничества, которое характеризует две или более фирм, работающих на одном рынке или соперничающих за один и тот же консалтинговый контракт. Например, разные поставщики энергии могут вступать в межорганизационные конфликты, когда они конкурируют за большую долю рынка.
- Цитаты
Управление конфликтами | Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии
Альпер, С., Тьосволд, Д., и Лоу, К.С. (2000). Управление конфликтами, эффективность и производительность в организационных командах. Психология персонала , 53 , 625–642.
Амасон, А.С., и Швайгер, Д.М. (1994). Разрешение парадокса конфликта: принятие стратегических решений и организационная деятельность. Международный журнал управления конфликтами , 5 , 239–253.
Бэкон, Н., и Блайтон, П. (2007). Конфликт ради взаимной выгоды. Journal of Management Studies , 44 (5), 814–834.
Байлин, Э., Боллен, К., Ювема, М., и Де Витте, Х. (2014). Конфликты и стили управления конфликтами как предшественники издевательств на рабочем месте: двухволновое лонгитюдное исследование. Европейский журнал трудовой и организационной психологии , 23 (4), 511–524.
Барбуто, Дж. Э., Фиппс, К. А., и Сюй, Ю. (2010). Тестирование отношений между личностью, конфликтными стилями и эффективностью. Международный журнал управления конфликтами , 21 (4), 434–447.
Бичи, Дж. (2000) Международный коммерческий арбитраж: процесс пересматривается и меняется. Журнал разрешения споров , 55 (3), 32–36.
Бийлсма, К., и Купман, П. (2003) Введение: Доверие внутри организаций. Проверка персонала , 32 (5), 543–555.
Блейк, Р. Р., и Мутон, Дж. С. (1964). Управленческая СЕТКА . Хьюстон: Залив.
Блау, Э. М. (1964). Обмен и власть в общественной жизни . Нью-Йорк: Уайли.
Боллен, К., Ювема, М., и Мюллер, П. (2010). Почему подчиненные менее удовлетворены посредничеством? Роль неопределенности. Журнал переговоров , 26 (4), 417–433.
Боллен, К., и Ювема, М. (2013). Посредничество на рабочем месте: недостаточно развитая область исследований. Журнал переговоров , 29 , 329–353.
Боллен К., Мундуате Л. и Ювема М. (2016). Развитие посредничества на рабочем месте: объединение теории и практики . Спрингер Интернэшнл.
Бретт, Дж. М., Шапиро, Д. Л., и Литл, А. Л. (1998). Разрыв уз взаимности в переговорах. Журнал Академии Менеджмента , 41 (4), 410–424.
Бринкерт, Р. (2016). Благодарный подход к конфликту: посредничество и конфликтный коучинг. В К. Боллен, М. Эувема и Л. Мундуэйт (ред.), Продвижение посредничества на рабочем месте: интеграция теории и практики . Спрингер Интернэшнл.
Браун, Л. Д. (1983). Управление конфликтами на организационных интерфейсах. Чтение, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
Буддходев, С.А. (2011). Управление конфликтами: облегчение жизни. The IUP Journal of Soft Skills , 5 (4), 31–43.
Берк, Р. Дж. (1970). Методы разрешения конфликта между начальником и подчиненным: конструктивное использование разногласий и разногласий между подчиненными. Организационное поведение и деятельность человека , 5 , 393–411.
Карневале, П.Дж., и Прюитт, Д.Г. (1992). Переговоры и посредничество. Ежегодный обзор психологии , 43 , 531–582.
Коулман П., Дойч М. и Маркус Э. (2014). Справочник по разрешению конфликтов. Теория и практика . Сан-Франциско: Джон Уайли и сыновья.
Де Дреу, CK (2005). Конфликт и управление конфликтами. Энциклопедия менеджмента Wiley , 11 , 1–4.
Де Дреу, С.К., и Гельфанд, М.Дж. (2008). Конфликт на рабочем месте: источники, функции и динамика на нескольких уровнях анализа . Нью-Йорк: Lawrence Erlbaum Associates
De Dreu, CKW, Evers, A., Beersma, B., Kluwer, E., & Nauta, A. (2001). Теоретическая мера стратегий управления конфликтами на рабочем месте. Журнал организационного поведения , 22 (6), 645–668.
Де Дреу, С.К.В., и Вайнгарт, Л.Р. (2003). Конфликт задач и отношений, производительность команды и удовлетворенность членов команды: метаанализ. Журнал прикладной психологии , 88 (4), 741–749.
Де Ревер, Р., и Ван Вурком, М. (2010). Может ли управление конфликтами быть противоядием от невыхода на работу? Журнал управленческой психологии , 25 (5), 479–494.
Де Вит, Ф. Р., Грир, Л. Л., и Джен, К. А. (2012). Парадокс внутригруппового конфликта: метаанализ. Журнал прикладной психологии , 97 (2), 360–390.
Дойч, М. (1949). Теория сотрудничества и конкуренции. Человеческие отношения , 2 , 129–151.
Дойч, М. (1973). Разрешение конфликта . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
Дойч, М. (1983). Разрешение конфликтов: теория и практика. Политическая психология , 4 , 43–453.
Дойч, М. (2002). Вклад социальной психологии в изучение разрешения конфликтов. Журнал переговоров , 18 (4), 307–320.
Дойч, М. (2006). Сотрудничество и конкуренция. В M. Deutsch, P. Coleman, & E. Marcus (Eds.), Справочник по разрешению конфликтов . Сан-Франциско: Джон Уайли и сыновья.
Дойч, М. (2014), Сотрудничество, конкуренция и конфликт. В P. Coleman, M. Deutsch, & E. Marcus (Eds.), Справочник по разрешению конфликтов: теория и практика . Сан-Франциско: Джосси Басс.
Дойч, М., и Маркус, Э. (ред.). (2014). Справочник по разрешению конфликтов: теория и практика (3-е изд., стр. 817–848). Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Эльгойбар, П. (2013). Конфликтное поведение представителей рабочих в Европе с акцентом на Испанию (докторская диссертация, Университет Левена, Бельгия, и Университет Севильи, Испания).
Эльгойбар, П., Ювема, М., и Мундуате, Л. (2016). Укрепление доверия и конструктивное урегулирование конфликтов в трудовых отношениях . Спрингер Интернэшнл.
Элькури, Ф., и Элькури, Э. А. (1995). Как работает арбитраж . ABA: Раздел трудового и трудового права.
Ювема, М., и Гибельс, Э. (2017). Управление конфликтами и посредничество . Нордхофф Уитгеверс.
Ювема, М. , Мундуате, Л., Эльгойбар, П., Гарсия, А., и Пендер, Э. (2015). Содействие социальному диалогу в европейских организациях: управление персоналом и конструктивное конфликтное поведение . Дордрехт, Нидерланды: Springer Verlag.
Euwema, MC, & Van Emmerik, IJH (2007). Межкультурные компетенции и конгломератное конфликтное поведение в межкультурных конфликтах. Международный журнал межкультурных отношений , 31 , 427–441.
Euwema, M.C., Van de Vliert, E., & Bakker, A.B. (2003). Существенная и реляционная эффективность организационного конфликтного поведения. Международный журнал управления конфликтами , 14 (2), 119–139.
Феррин, Д.Л., Блай, М.К., и Кохлес, Дж.К. (2008). Для танго нужны двое: анализ взаимозависимости спирали воспринимаемой надежности и сотрудничества в межличностных и межгрупповых отношениях. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком , 107 , 161–178.
Фишер, Р., и Юри, В.Л. (1981). Приступая к да: Переговоры о соглашениях без уступок . Нью-Йорк: Книги пингвинов.
Фоллетт, член парламента (1941). Конструктивный конфликт. В HC Metcalf & L. Urwick (Eds.), Dynamic Administration: The collection of papers of Mary Parker Follett (стр. 30–49). Нью-Йорк: Harper & Row (первоначально опубликовано в 1926 г.)
Фулмер, Калифорния, и Гельфанд, М.Дж. (2012). На каком уровне (и кому) мы доверяем? Доверие на нескольких организационных уровнях. Журнал управления , 38 (4), 1167–1230.
Гельфанд, М.Дж. и Бретт (2004). Справочник по переговорам и культуре . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Гибельс, Э., и Янссен, О. (2005). Конфликтный стресс и ухудшение самочувствия на работе: буферный эффект сторонней помощи. Европейский журнал трудовой и организационной психологии , 14 (2), 137–155.
Голдман, Б. М., Кропанцано, Р., Штейн, Дж. Х., Шапиро, Д. Л., Тэтчер, С., и Ко, Дж. (2008). Роль идеологии в опосредованных спорах на работе: точка зрения справедливости. Международный журнал управления конфликтами , 19 (3), 210–233.
Гуния, Б., Бретт, Дж., и Нандкеоляр, А.К. (2012). В глобальных переговорах все дело в доверии. Harvard Business Review , декабрь.
Гуния, Б., Бретт, Дж., и Нандкеоляр, А.К. (2014). Поверьте мне, я переговорщик. Диагностика доверия для эффективных переговоров в глобальном масштабе. Организационная динамика , 43 (1), 27–36.
Хэкман, Дж. Р., и Моррис, К. Г. (1975). Групповые задачи, процесс группового взаимодействия и эффективность групповой работы: обзор и предлагаемая интеграция. В Л. Берковице (ред.), Успехи экспериментальной социальной психологии (Том 8). Нью-Йорк: Академическая пресса.
Хемпель П. , Чжан З. и Тьосволд Д. (2009). Управление конфликтами между и внутри команд для доверительных отношений и производительности в Китае. Журнал организационного поведения , 30 , 41–65.
Herrmann, MS (2006). Справочник Блэквелла по посредничеству: объединение теории, исследований и практики . Молден, Массачусетс: Издательство Блэквелл.
Холмс, Дж. Г., и Ремпель, Дж. К. (1989). Доверяйте близким отношениям. В К. Хендрике (ред.), Обзор личности и социальной психологии (том 10, стр. 187–220). Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.
Джен, К. (1995). Мультиметодическое исследование преимуществ и недостатков внутригруппового конфликта. Административная наука Ежеквартально , 40 (2), 256–282.
Джен, К. (1997). Качественный анализ типов и размеров конфликтов в организационных группах. Ежеквартальный журнал по административным наукам , 42 , 530–557.
Джен, К., и Чатман, Дж. А. (2000). Влияние пропорционального и перцептивного состава конфликта на эффективность команды. Международный журнал управления конфликтами , 11 (1), 56–73.
Джен, К. А., Грир, Л., Левин, С., и Шулански, Г. (2008). Влияние типов конфликтов, размеров и возникающих состояний на групповые результаты. Групповое решение и переговоры , 17 , 465–495.
Джен, К.А., и Мэнникс, Э.А. (2001). Динамическая природа конфликта: продольное исследование внутригруппового конфликта и групповой деятельности. Журнал Академии управления , 44 (2), 238–251.
Джонсон, Д. В., Джонсон, Р. Т., и Тьосволд, Д. (2014). Конструктивная полемика: ценность интеллектуальной оппозиции. В P. Coleman, M. Deutsch, & E. Marcus, Справочник по разрешению конфликтов . Сан-Франциско: Джон Уайли и сыновья.
Джонсон, Д. В., и Джонсон, Р. (2005). Новые разработки в теории социальной взаимозависимости. Монографии по генетической, социальной и общей психологии , 131 (4), 285–358.
Джонсон, Д. В., и Джонсон, Р. Т. (1989). Сотрудничество и конкуренция: теория и исследования . Эдина, Миннесота: Interaction Book Company.
Джонс, Т. С. (2016). Посредничество и конфликтный коучинг в системах организационных споров. В К. Боллен, М. Эувема и Л. Мундуэйт (ред.), Продвижение посредничества на рабочем месте: интеграция теории и практики . Спрингер Интернэшнл.
Джонс Т.С. и Бринкерт Р. (2008). Конфликт-коучинг: Индивидуальные стратегии и навыки управления конфликтами . Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Кауфман С., Эльгойбар П. и Борбели А. (2016). Контекст имеет значение: взаимозависимость участников переговоров в общественных, трудовых и деловых спорах . Конференция Международной ассоциации управления конфликтами, Нью-Йорк, 26–29 июня 2016 г.
Килманн, Р. Х., и Томас, К. В. (1977). Разработка метода принудительного выбора поведения при разрешении конфликтов: инструмент «режим». Образовательные и психологические измерения , 37 (2), 309–325.
Коморита, С.С., и Паркс, К.Д. (1995). Межличностные отношения: смешанно-мотивное взаимодействие. Ежегодный обзор психологии , 46 (1), 183–207.
Крамер, Р. М., и Тайлер, Т. Р. (1996). Доверие к организациям: границы теории и исследований . Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.
Крамер, Р. М. (1999). Доверие и недоверие к организациям: новые перспективы, непреходящие вопросы. Ежегодный обзор психологии , 50 , 569–598.
Крессель, К. (2006). Посредничество пересмотрено. В M. Deutsch, PT Coleman, & EC Marcus (Eds.), Справочник по разрешению конфликтов: теория и практика . Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Крессель, К. (2014). Посредничество в конфликте: контекст, познание и практика. В P. Coleman, M. Deutsch, & EC Marcus (Eds.), The Handbook of Conflict Resolution: Theory and Practice . Сан-Франциско: Джосси Басс.
Лакс Д. и Себениус Дж. (1987). Менеджер как переговорщик: переговоры для совместной и конкурентной выгоды . Нью-Йорк: Свободная пресса.
Левицки Р., Эльгойбар П. и Ювема М. (2016). Дерево доверия: построение и восстановление доверия к организациям. In P. Elgoibar, M. Euwema, & L. Munduate (Eds.), Создание доверия и конструктивное управление конфликтами в трудовых отношениях . Нидерланды: Springer Verlag.
Левицки, Р. Дж., Макаллистер, Д. Дж., и Бис, Р. Дж. (1998). Доверие и недоверие: новые отношения и реалии. Academy of Management Review , 23 , 438–458.
Левицки, Р. Дж., Сондерс, Д. М., и Барри, Б. (2014). Основы переговоров . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.
Левицки, Р. Дж., и Томлинсон, Э. (2014). Доверие, развитие доверия и восстановление доверия. В М. Дойч, П. Коулман и Э. Маркус (ред.), Справочник по разрешению конфликтов (3-е изд.) Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Левицки, Р. Дж., Томлинсон, Э. К., и Гиллеспи, Н. (2006). Модели развития межличностного доверия: теоретические подходы, эмпирические данные и будущие направления. Журнал управления , 32 (6), 991–1022.
Левин, К. (1935). Динамическая теория личности . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.
Линднер, Э.Г. (2014). Эмоции и конфликт: почему важно понимать, как эмоции влияют на конфликт и как конфликт влияет на эмоции. В П. Коулман, М. Дойч и Э. Маркус (ред.), Справочник по разрешению конфликтов: теория и практика (3-е изд., стр. 817–848). Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Литл, А.Л., Бретт, Дж.М., и Шапиро, Д.Л. (1999). Стратегическое использование интересов, прав и власти для разрешения споров. Журнал переговоров , 15 , 31–51.
Мартинес-Печино, Р., Мундуате, Л., Медина, Ф., и Ювема, М. (2008). Эффективность стратегий посредничества в коллективных переговорах: данные из Испании. Производственные отношения , 47(3) , 480–495.
Медина, Ф.Дж., и Бенитес, М. (2011). Эффективное поведение для деэскалации организационных конфликтов. Испанский журнал психологии , 14 (2), 789–797.
Мейерсон, Д., Вейк, К.Е., и Крамер, Р.М. (1996). Быстрое доверие и временные группы. В R. Kramer & T. Tyler (Eds.), Доверие к организациям . Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.
Мор, Дж., и Спекман, Р. (1994). Характеристики успеха партнерства: атрибуты партнерства, коммуникативное поведение и методы разрешения конфликтов. Журнал стратегического управления , 15 (2), 135–152.
Мур, К.В. (2014). Процесс посредничества: практические стратегии разрешения конфликтов . Сан-Франциско: Джосси Басс.
Мундуате Л., Ганаза Дж., Пейро Дж. М. и Ювема М. (1999). Паттерны стилей управления конфликтами и эффективность. International Journal of Conflict Management , 10 (1), 5–24.
Нахапиет, Дж., и Гошал, С. (1998). Социальный капитал, интеллектуальный капитал и организационное преимущество. The Academy of Management Review , 23 (2), 242–266.
Наир, Н. (2007). К пониманию роли эмоций в конфликте: обзор и будущие направления. Международный журнал управления конфликтами , 19 (4), 359–381.
Эцель Дж., Тинг-Туми С., Масумото Т., Йокочи Ю., Пан Х., Такай Дж. и Уилкокс Р. (2001). Лицо и облицовка в конфликте: межкультурное сравнение Китая, Германии, Японии и США. Коммуникационные монографии , 68 (3), 235–258.
Петерсон, Р. С., и Харви, С. (2009). Лидерство и конфликт: использование власти для управления группами скорее к лучшему, чем к худшему. В Д. Тьосволд и Б. Виссе (ред.), Власть и взаимозависимость в организациях (стр. 281–298). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
Понди, Л. Р. (1967). Организационный конфликт: концепции и модели. Ежеквартальный журнал по административным наукам , 12 , 296–320.
Постхума, Р. А., и Дворкин, Дж. Б. (2000). Поведенческая теория приемлемости арбитра. Международный журнал управления конфликтами , 11 (3), 249–266.
Прюитт, Д. Г. (1981). Поведение при согласовании . Нью-Йорк: Академическая пресса.
Прюитт, Д.Г., и Рубин, Дж.З. (1986). Социальный конфликт: эскалация, патовая ситуация и урегулирование . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.
Рахим, Массачусетс (1983). Инвентаризация организационных конфликтов Рахима . Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.
Рахим, Массачусетс (2002). К теории управления организационным конфликтом. Международный журнал управления конфликтами , 13 (3), 206–235.
Рахим, Массачусетс (2010). Управление конфликтами в организациях . 4-е изд. Нью-Джерси: Издатели транзакций.
Роббинс, С. П. (1978). Термины «управление конфликтами» и «разрешение конфликтов» не являются синонимами. California Management Review , 21 (2), 67–75.
Рёмер, М., Риспенс, С., Гибельс, Э., и Ювема, М. (2012). Рука помощи? Сдерживающая роль поведения лидеров по управлению конфликтами в конфликтно-стрессовых отношениях сотрудников. Журнал переговоров , 28 (3), 253–277.
Росс, В., и Лакруа, Дж. (1996). Несколько значений доверия в теории и исследованиях переговоров: обзор литературы и интегративная модель. Международный журнал управления конфликтами , 7 (4), 314–360.
Руссо, Д.М. , Ситкин, С.Б., Берт, Р.С., и Камерер, К. (1998). В конце концов, не такие уж и разные: междисциплинарный взгляд на доверие. Обзор академии менеджмента , 23 (3), 393–404.
Рубин, Дж. З., Прюитт и Ким (1994). Модели управления конфликтами. Журнал социальных вопросов , 50 , 33–45.
Шелленберг, Дж. А. (1996). Разрешение конфликтов: теория, исследования и практика . Государственный университет Нью-Йорка Press.
Серва, Массачусетс, Фуллер, Массачусетс, и Майер, Р.К. (2005). Взаимный характер доверия: лонгитюдное исследование взаимодействующих команд. Журнал организационного поведения , 26 , 625–648.
Шелдон, О. Дж., и Фишбах, А. (2011). Сопротивление искушению конкурировать: Самоконтроль способствует сотрудничеству в смешанно-мотивных взаимодействиях. Журнал экспериментальной социальной психологии , 47 , 403–410.
Синасер, М. , Адам, Х., Ван Клиф, Г.А., и Галинский, А.Д. (2013). Преимущества непредсказуемости: как эмоциональная непоследовательность приводит к уступкам в переговорах. Журнал экспериментальной социальной психологии , 49 , 498–508.
Слович, П. (1993). Воспринимаемый риск, доверие и демократия. Анализ рисков , 13 , 675–682.
Спахо, К. (2013). Организационные коммуникации и управление конфликтами. Journal of Contemporary Management Issues , 18 (1), 103–118.
Томас, К.В. (1992). Конфликты и управление конфликтами: размышления и обновления. Журнал организационного поведения , 13 (3), 265–274.
Томас, К.В., и Килманн, Р.Х. (1974). Прибор конфликтного режима Томаса-Килмана . Маунтин-Вью, Калифорния: Xicom
Тьосволд, Д. (1997). Конфликт во взаимозависимости: его значение для производительности и индивидуальности. В C. K.W. De Dreu & E. Van de Vliert (Eds.), Использование конфликтов в организациях (стр. 23–37). Лондон: SAGE.
Тьосволд, Д. (1998). Совместный и конкурентный подход к конфликту: достижения и проблемы. Прикладная психология: международный обзор , 47 (3), 285–342.
Тьосволд, Д., Моришима, М., и Бельшейм, Дж. А. (1999). Обработка жалоб в цехе: отношения сотрудничества и непредубежденные стратегии. Международный журнал управления конфликтами , 10 , 45–68.
Тьосволд, Д. (2008). Конфликтно-позитивная организация: это зависит от нас. Журнал организационного поведения , 29 (1), 19–28.
Тьосволд Д., Вонг А.Ш. и Чен Н.Ю. Ф. (2014). Конструктивное управление конфликтами в организациях. Ежегодный обзор организационной психологии и организационного поведения , 1 , 545–568.
Тьосволд, Д., Ван, П., и Танг, М.Л. (2016). Доверие и управление конфликтами: партнеры в развивающихся организациях. В P. Elgoibar, M. Euwema и L. Munduate (Eds.), Укрепление доверия и управление конфликтами в организациях . Нидерланды: Springer Verlag.
Ван де Влиерт, Э. (1997). Комплексное межличностное конфликтное поведение: теоретические границы . Хов, Великобритания: Psychology Press.
Ван де Влиерт, Э., и Ювема, М.К. (1994). Доброжелательность и активность как компоненты конфликтного поведения. Журнал личности и социальной психологии , 66 (4), 674–687.
Van de Vliert, E., Euwema, M.C., & Huismans, S.E. (1995). Управление конфликтом с подчиненным или начальником: эффективность конгломерата поведения. Журнал прикладной психологии , 80 (2), 271–281.
Ван де Влиерт, Э., Наута, А., Ювема, М.С., и Янссен, О. (1997). Эффективность сочетания решения проблем и форсирования. В C. De Dreu & E. Van de Vliert (Eds. ), Использование конфликтов в организациях (стр. 38–52). Лондон: SAGE.
Ван де Влиерт, Э., Наута, А., Гибельс, Э., и Янссен, О. (1999). Конструктивный конфликт на работе. Журнал организационного поведения , 20 , 475–491.
Ван Эрп, К. Дж., Гибельс, Э., ван дер Зее, К. И., и ван Дуйн, М. А. (2011). Пусть это будет: приспособление пар экспатриантов и возможность избежать конфликтов. Беспокойство, стресс и преодоление стресса , 24 (5), 539–560.
Ван Клиф, Г. А., и Кот, С. (2007). Выражение гнева в конфликте: когда это помогает и когда вредит. Журнал прикладной психологии , 92 (6), 1557–1569.
Вайринен, Р. (1991). Новые направления в теории конфликтов . Лондон: SAGE.
Волкема, Р. Дж., и Бергманн, Т. Дж. (2001). Конфликтные стили как индикаторы моделей поведения в межличностных конфликтах. Журнал социальной психологии , 135 (1), 5–15.
Уолл, Дж. А., и Каллистер, Р. Р. (1995). Конфликт и его управление. Журнал управления , 21 , 515–558.
Уолтон, Р. Э., и Маккерси, Р. Б. (1965). Поведенческая теория трудовых переговоров: анализ системы социального взаимодействия . Издательство Корнельского университета.
Уилсон, Т. Д. (2004). Незнакомцы для себя. Открытие адаптивного бессознательного . Кембридж, Массачусетс: Белкнап.
Захир С. и Захир А. (2006). Доверие через границы. Журнал международных бизнес-исследований , 37 (1), 21–29.
Конфликт в отношениях | Thriving Center of Psychology
Какой самый неприятный конфликт возникает у большинства пар? . . . Вообще никакого конфликта. Так говорит американский психолог доктор Джон Готтман, и он знает, о чем говорит. Он и его коллеги могут предсказать развод с точностью 94 %. Но что он подразумевает под «отсутствием конфликта»? И действительно ли это то, в чем не согласны партнеры ? Или больше как они это делают?
Может показаться интуитивным рассматривать конфликт как угрозу вашим отношениям. Конечно, эти разговоры могут быть грязными и неудобными. Но это также может быть здоровым и даже укреплять ваши отношения, если вы относитесь к этому с вниманием и сочувствием.
Что такое конфликт?
В своей книге Межличностный конфликт исследователи Джойс Хокер, Кит Берри и Уильям Уилмот определяют конфликт как «выраженную борьбу между по крайней мере двумя взаимозависимыми сторонами, которые видят несовместимые цели, ограниченные ресурсы и вмешательство других в достижение целей». их цели».
Конфликт может возникнуть, когда два человека хотят разного или один из них не получает того, что ему нужно. Они также могут полагать, что другой человек мешает удовлетворению этих потребностей.
Что вызывает реляционный конфликт?
Причины конфликтов в отношениях бывают разными, и они не всегда связаны со спорными темами, такими как финансы, секс или воспитание детей. Хейли Селарник, лицензированный брачный и семейный терапевт из Нью-Йорка, ссылается на отсутствие эмоциональной незащищенности, что означает «чувство эмоциональной безопасности с нашими партнерами. То, что вредит эмоциональной безопасности, может быть разным для каждой пары, но чувство непонятости очень часто лежит в основе этого конфликта».
Доктор Тиррел ДеГаннес, лицензированный клинический психолог из Нью-Йорка, говорит, что «пары чаще конфликтуют, потому что предполагают, что их партнеры согласятся без обсуждения, и в результате принимают неверные решения». Когда люди скрывают свои истинные чувства, они в конечном итоге взорвутся, особенно если речь идет о паре, которая не может жить в пределах своих финансовых возможностей. В этих случаях невыраженные чувства могут добавить излишнего стресса.
К сожалению, большинство проблем в отношениях никогда не исчезают сами по себе. У пар, которые могут столкнуться с этими проблемами и продуктивно поговорить о них, больше шансов решить свои основные проблемы. Обычно они могут двигаться вперед без эскалации конфликта.
Что, если у нас никогда не будет конфликтов?
По словам доктора Александра Альварадо, лицензированного клинического психолога из Нью-Йорка, пары, которые не испытывают конфликтов, вероятно, недостаточно общаются. «Конфликт позволяет парам узнать о том, что им нравится и не нравится, и неспособность должным образом сообщить об этом может привести к глубоко укоренившейся обиде». Селарник замечает: «Когда я вижу пары, которые не спорят, обычно это происходит не потому, что им не о чем спорить, а потому, что они боятся поднимать этот вопрос».
Частое избегание конфликтов может навредить отношениям. Готтман называет это 90 030 камнем преткновения 90 031 или отказом от разговора о проблеме. Если один из партнеров хочет поговорить, отгораживающий партнер может отключиться, отключиться или полностью проигнорировать другого человека. Повторяющиеся возражения могут в конечном итоге вызвать обиду и неудовлетворенность отношениями.
Почему конфликт может быть благом
По словам доктора Альварадо, «успех отношений во многом не зависит от того, имеет конфликт, а скорее то, как они к нему подходят. Когда конфликт продолжает возникать, партнеры должны его решать, потому что основная проблема, даже незначительная, не исчезнет сама по себе.
Лучший подход к конфликту — рассматривать его как возможность для развития отношений. В большинстве случаев спор может представлять проблему, требующую вашего внимания. Конфликт может дать вам и вашему партнеру шанс решить его и, как следствие, стать ближе.
Советы по управлению и разрешению конфликтов
Разберитесь с этим как можно скорее. Нерешенный вопрос будет всплывать снова, если вы не позаботитесь о нем сразу. Чем больше раз он появляется, тем менее управляемым он становится.
Будьте хорошим слушателем. Ключ в том, чтобы слушать, чтобы понять, а не создавать опровержение. Когда оба партнера искренне слушают друг друга, они показывают, что внимательно смотрят друг другу в глаза, кивают и утвердительно говорят, не перебивая. Когда вы занимаетесь эмпатическим, активным слушанием, вы начинаете видеть конфликт с точки зрения вашего партнера.
Доктор ДеГаннес предлагает три совета, которые дополнят умение слушать: размышляйте, раскрывайте и отвечайте:
- Выслушивайте опасения другого человека и размышляйте над тем, что вы слышите, чтобы показать, что вы слушаете. Вы также сможете услышать и решить их проблемы.
- Расскажите о своих чувствах и мыслях как можно яснее, чтобы ваш партнер знал, как конфликт влияет на вас.
- Отвечайте своевременно, чтобы оставаться рациональным и избегать реакции. Без умения придерживаться темы акцент конфликта вместо этого становится реакцией.
Не переходите на личности. Сосредоточьтесь на конкретном поведении, а не на недостатках характера. Заявление типа «Мне не нравится, как ты тратишь эти деньги, не посоветовавшись со мной» гораздо более конструктивно, чем «Ты так небрежен с деньгами!» Не забывайте держать разговор при себе. Используйте фразы «Я», например: «Я разозлился, когда . . ». или «Надеюсь. . ». чтобы донести свою точку зрения.
Используйте плавный запуск. Этот подход от доктора Готтмана включает в себя жалобы или обратную связь без обвинений. Селарник объясняет: «Когда мы желаем чего-то другого от наших партнеров, нам нужно передать им это словами, которые они могут услышать и воспринять». Напротив, чем больше мы обвиняем других, тем меньше они нас слышат и понимают.
Делайте акцент на интересах, а не на должностях. Часто случается так, что когда партнеры сталкиваются друг с другом, они аргументируют свою позицию вместо своих интересов . Когда вы занимаете позицию, она становится чем-то, что вы должны защищать, несмотря ни на что. С другой стороны, вы можете изменить свой интерес, потому что вы не привязаны к нему. Сосредоточение внимания на интересах означает признание того, что вы оба хотите одного и того же, даже если вы не согласны с тем, как этого добиться.
Установите условия участия. Можно сказать, что определенные действия запрещены во время конфликта; это позволяет вам установить границы допустимого поведения. Например, такие правила, как «Не кричать» или «Не использовать нецензурную лексику», позволяют партнерам бороться честно .
Подождите, пока не соберетесь поговорить. Начало разговора с сильными чувствами часто затуманивает ваши суждения и искажает ваше восприятие. Обе стороны заслуживают эмоционально безопасной атмосферы для выражения своих чувств и потребностей. Это не значит, что вы должны отрицать свои чувства. Вместо этого эмоции должны служить сохранению, а не подрыву взаимного уважения, даже когда один или оба из вас злятся.