Конфликты между родителями. Три сценария, что делать классному руководителю
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Начало учебного года — время особой активности в родительских чатах, где столкновение интересов, увы, не редкость. Педсовет узнал у педагогов, психологов, юриста и конфликтолога, как предотвратить разногласия и что делать, если учителю приходится разрешать ссору между родителями учеников.
Сценарий первый. Расследовательский
Автор учебника по конфликтологии Анатолий Анцупов составил алгоритм, который поможет разрешить любое столкновение.
- Выслушать обе стороны конфликта: что произошло на самом деле и чего хочет каждый участник ссоры.
- Побеседовать с самым непредвзятым и рациональным свидетелем конфликта, чтобы понять скрытые причины.
- Предложить сторонам решение-компромисс, которое удовлетворит их скрытые потребности. Если не сработает, обратиться к другим родителям или директору.
Эта методика действительно помогает помирить родителей. Своим опытом поделилась Татьяна Петровец, учительница начальных классов из Тюмени. Мама одной ученицы увидела, как одноклассница ее ребенка в интернете выразилась неприличным словом. На родительском собрании женщина прилюдно обвинила маму девочки, что та плохо ее воспитывает. Она провела с дочкой беседу и забыла о произошедшем. А первая родительница никак не могла успокоиться, настаивала, чтобы девочку исключили из школы, ходила к завучам.
«Тут я не могла не вмешаться. Очевидно, что конфликт односторонний, но последствия могут быть страшные. Мне захотелось восстановить справедливость», — рассказывает педагог.
Татьяна поговорила с учениками и родителями, которые были ближе знакомы с зачинщицей ссоры. Оказалось, причина конфликта была глубже: родительница обиделась, что главную роль в спектакле для новогоднего утренника дали не ее дочке, а другой ученице, которая потом написала что-то не совсем приличное в интернете.
«Когда я поняла, что к чему, ко мне пришла идея компромисса. Мы разделили спектакль на две части, где обе девочки по очереди играют главную роль», — делится Татьяна.
Сценарий второй. Юридический
Педагог вправе отказаться решать конфликт, если родители или ученики не нарушили закон. «По статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации, учитель не обязан решать личные конфликты между родителями, если не было нарушено никаких законов страны, — рассказывает юрист Юлия Симакова. — Также по этому закону педагог имеет право поставить в известность директора, который обязан разобраться с ситуацией».
Юлия считает, что если учитель не хочет привлекать директора, то стоит спокойно поговорить с самым конфликтным родителем.
«Советую пригласить его в школу и при завуче или других учителях мягким тоном попросить его больше так не делать. Важно объяснить, что этика школы не допускает такого поведения», — говорит юрист.
В противозаконной ситуации педагог обязан вмешаться. Например, когда родители так настойчиво просят учителя решить конфликт школьников, что присылают скриншоты из личной переписки детей. В практике Юлии Симаковой был такой случай. Родители нарушили ч. 3 ст. 137 УК РФ — «Незаконное распространение в информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста». Такое правонарушение наказывают штрафом. По статье 48 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «о соблюдении педагогическим работником нравственных, правовых и этических норм», учитель обязан передать информацию о правонарушении в ОВД или в Следственный комитет.
Сценарий третий. Профилактический
Преподаватель педагогики Надежда Проняева считает, что конфликты между родителями часто начинаются из-за разных представлений о средствах воспитания и личной неприязни. А еще — из-за несправедливого отношения других детей и учителей к ребенку. Чтобы эти факторы меньше влияли на взаимоотношения, классному руководителю важно проводить профилактику конфликтов.
Учитель начальных классов Брянского городского лицея им. Ломоносова Ирина Захарова рассказала, как она создает комфортную среду на родительских собраниях.
«В начале учебного года я равномерно распределяю роли родителей в делах класса. При этом учитываю индивидуальные особенности школьников и родителей, особенно активистов», — делится педагог.
Чтобы сократить конфликты, Ирина рекомендует придерживаться четырех принципов:
- Всегда относиться к родителям вежливо и терпимо.
- Принимать и уважать мнение родителя, даже если оно не совпадает с мнением педагога.
- Не ставить человека в неловкое положение перед другими.
- Не перебивать собеседника, искренне вникать в его проблемы.
Чтобы избежать недопониманий, Ирина советует своевременно информировать родителей обо всех изменениях в жизни класса.
«Важно четко и логично выстроить обучение. Тогда у родителей будет меньше противоречий. Творческие мероприятия помогут создать теплую атмосферу в классе. Полезно также спрашивать родителей на собрании, все ли устраивает в учебном процессе».
Материалы по теме:
- Как всем участникам образовательного процесса договариваться друг с другом
- 5 типов родителей, которых боятся педагоги
- «Трудные» родители: как с ними общаться педагогу
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписатьсякак вести себя родителю — Блог Тетрики
Автор: Команда Тетрики
3 528
Конфликтные ситуации – часть жизни. Рассказываем, как быть, если у ребёнка конфликт в школе: как правильно повести себя родителям, чтобы поддержать ребёнка и не усугубить ситуацию.
Понять природу конфликта
Прежде чем переходить к действиям, очень важно понять, в чём заключается конфликт, насколько он серьёзен, кто участники и каковы их мотивы. Одно дело, если ребёнка обижает один конкретный одноклассник, и другое – старшеклассник или весь класс. Отдельная проблема – конфликт с учителем.
В школьной жизни случается соперничество за лидерство в классе, внимание одноклассника или одноклассницы, ссора из-за учебника или места за партой. В таких ситуациях подростку важно разрешить проблему самостоятельно. Если конфликт не несёт опасности для жизни и здоровья ребёнка, сразу вмешиваться не стоит. Но если же речь идет о травле, вмешаться, напротив, необходимо.
Собрать информацию
Чтобы лучше понять, что именно происходит, соберите как можно больше информации. Подробно расспросите ребёнка о том, что произошло, узнайте его точку зрения. При необходимости поговорите с учителем, одноклассниками, другими участниками конфликтной ситуации. Постарайтесь посмотреть на происходящее объективно, не спешите кого-либо обвинять или оправдывать. Чем больше информации вам удастся собрать, тем больше вероятность найти компромисc.
Поддержать ребёнка
Будьте готовы к тому, что результаты вашего расследования могут оказаться не в пользу ребёнка. Это совершенно нормально: не умея мирно разрешать сложные ситуации, подростки часто становятся инициаторами конфликтов. Если у вас именно такая ситуация – не спешите обвинять и наказывать ребёнка. Напротив, дайте понять, что вы в любом случае останетесь на его стороне. Подростку очень важно ощущать вашу безусловную любовь, и если вы встанете на сторону оппонента, ему это покажется предательством. Это не значит, что вы должны одобрять агрессию и другие негативные проявления. Но о них вы поговорите с ребёнком дома, наедине, чтобы найти причину такого поведения, а не просто отругать.
Действовать сообща
Если школьный конфликт зашёл далеко, необходимо привлечь к его разрешению классного руководителя, других родителей, школьного психолога, а при необходимости и директора.
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок
Как вам статья?
Читайте также
Онлайн-школа Тетрика
Преподаватели ‒ эксперты
Подбираем репетитора под любые цели. Уроки ведут действующие эксперты ЕГЭ, кандидаты наук с опытом работы от 5 лет. Преподаватели английского языка имеют международные сертификаты: CAE, IELTS, TKT, CELTA, TESOL
Занимайтесь, где
угодно и когда удобно
Составим индивидуальный план подготовки и гибкое расписание — можно учиться из любого места и совмещать со школой или работой
Контроль качества занятий
Методисты Тетрики следят за всеми занятиями, фиксируют прогресс учеников и оценивают качество онлайн-уроков. А репетиторы отправляют обратную связь родителям после каждого урока
Интерактивная платформа
Удобный инструмент для онлайн-занятий по всем школьным предметам
подробнее о школе
Наши преподаватели
Попробуйте первое бесплатное занятие с одним из наших преподавателей
Попробуйте бесплатно занятие в онлайн-школе Тетрика
Пробное занятие по любому школьному предмету, подготовке к ЕГЭ и ОГЭ или поступлению в первый класс
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и даёте согласие на обработку ваших персональных данных
Произошла ошибка, попробуйте позднее.
Дарим бесплатный урок с репетиторомОставьте контакты
Оставьте заявку, и мы перезвоним вам в течение 15 минут
Получайте еженедельную полезную рассылку с подарками 💜
Причины конфликтов в школе и как их избежать
Причины конфликтов в школе и как их избежать
Конфликт – нормальная часть жизни. Но когда это происходит в школе, это может быть разрушительным и создавать проблемы для всех участников. Вот почему так важно знать причины конфликтов и способы их предотвращения. В противном случае ваш класс будет загружен предотвратимыми спорами между учениками.
Итак, мы составили список самых частых причин конфликтов в школе. А также несколько советов, как их избежать. Взглянем.
Причины конфликтов в школе и как их избежать
Личные разногласия между учащимися
Личные разногласия – одна из самых распространенных проблем в школе. И они вызваны разными вещами, такими как различия во мнениях, ценностях или интересах.
Например, два студента могут конфликтовать из-за того, какой музыкальный исполнитель лучше. Или они могут не согласиться с конкретным школьным правилом. И вы обнаружите, что даже мелкие разногласия могут перерасти в конфликт, если с ними не справиться должным образом.
Избегайте этого, побуждая учащихся уважительно разрешать свои разногласия. Например, вы можете научить их вести продуктивную дискуссию или дебаты. Таким образом, они могут поделиться своим мнением, не прибегая к обзываниям или другим негативным действиям. Как и во многих других проблемах, профилактика является ключом к успеху.
Соревнование за оценки или популярность
Другой распространенной причиной конфликтов в школе является соревнование. Это может проявляться по-разному, например, в борьбе за лучшие оценки или в стремлении быть самым популярным учеником в классе.
Этот вид соперничества может быть полезным, если его контролировать. Но когда это выходит из-под контроля, это может привести к конфликту. Например, студенты могут начать списывать на тестах или распространять слухи друг о друге.
Один из способов предотвратить подобные конфликты — не поощрять конкуренцию в классе. Вместо этого сосредоточьтесь на сотрудничестве и совместной работе. Вы также можете подчеркнуть важность усилий, а не оценок. Эти две идеи будут способствовать более здоровому мышлению в классе.
Кроме того, хвалите учеников одинаково, чтобы никто не чувствовал себя обделенным. Они с меньшей вероятностью будут конкурировать друг с другом, если будут чувствовать, что находятся на одном уровне.
Запугивание или домогательство
К сожалению, запугивание и домогательство также являются распространенными причинами конфликтов в школе. Это может включать физическое запугивание, например, удары или толкание. Но это также может включать в себя словесные оскорбления, такие как оскорбления или угрозы.
Такое поведение может сделать школу трудным и неприятным местом для учеников. И это может привести к серьезному конфликту, если с ним не справиться должным образом.
Вы можете предотвратить издевательства и домогательства с помощью политики нулевой терпимости. Это означает, что издевательства в вашем классе недопустимы. Только выступив против издевательств, вы сможете предотвратить конфликты в школе. А если дать понять, что травля недопустима, можно заранее сильно уменьшить любые проблемы и конфликты.
Различия в культурных ценностях или убеждениях
Конфликт также может возникнуть, когда у учащихся другие ценности или убеждения, чем у их одноклассников. Например, они могут принадлежать к разным религиям (например, католикам и мусульманам) или иметь разные политические взгляды.
Эти различия могут привести к конфликту, если их не соблюдать. Например, учащиеся могут высмеивать убеждения или ценности друг друга. Или они могут попытаться навязать свои взгляды другим.
Чтобы избежать подобных конфликтов, создайте уважительную и инклюзивную атмосферу в классе. Не забывайте отмечать разнообразие ваших учеников. И научите их важности терпимости и уважения. Делая это, вы можете помочь предотвратить конфликт из-за культурных различий.
Разочарование школьной работой или социальными требованиями
Многие учащиеся чувствуют себя подавленными школьными требованиями. Это может включать в себя рабочую нагрузку, тесты и домашнее задание. Или это также может быть из-за социального давления, например, из-за того, что они приспосабливаются к своим сверстникам.
Когда учащиеся чувствуют себя подавленными, это может привести к разочарованию и даже гневу. И это может в конечном итоге привести к конфликту, если с ним не справиться должным образом.
Как вы можете предотвратить это? Очень важно понимать и поддерживать своих учеников. Убедитесь, что они знают, что вы рядом, чтобы помочь им, если они будут бороться. Вы также можете облегчить их рабочую нагрузку или дать им больше времени для выполнения своих заданий. Уменьшение их стресса может помочь предотвратить конфликт из-за разочарования и социальных требований.
Заключение О причинах конфликтов в школе и о том, как их избежать
Существует множество различных причин конфликтов в школе. Некоторые из наиболее распространенных включают конкуренцию, запугивание и различия в культурных ценностях или убеждениях. Но если вы знаете об этих проблемах и выполняете надлежащие шаги, описанные в этом сообщении в блоге, вы можете помочь предотвратить конфликты в своем классе.
Кстати, вы можете еще больше снизить конфликтность, улучшив способности своего ученика. Как? С лучшими навыками набора текста! Компетентность в школе отлично подходит для улучшения настроения и поведения учащихся. И вы можете сделать это, используя наши программы для набора текста KeyboardingOnline. Они просты в использовании, доступны по цене и эффективны. Так что проверьте их сегодня!
Как разрешать конфликты в школе
Нам, учителям, конфликты не чужды. Иногда кажется, что мы больше судья, чем учитель. Помочь детям разобраться в их конфликтах может быть сложной задачей, но это также может быть одним из самых полезных аспектов работы.
Но мы имеем дело не только с детскими конфликтами. Мы уверены, что сами находимся в центре большого конфликта, не так ли? Кто из нас не подвергался критике со стороны родителей, не подвергался критике со стороны ученика или не бодался лбами с администратором? И эти личные конфликты часто еще более трудны и разочаровывают, потому что они именно личные.
Независимо от того, откуда исходит конфликт, один из важнейших ключей к его успешному разрешению — думать обоюдно.
В концепции мышления «выиграл/выиграл» нет ничего нового, но она определенно может быть революционной в классе. Стивен Кови много говорит об этом в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей», но я начал понимать эту концепцию на собрании преподавателей. (Да, из собраний преподавателей можно извлечь кое-что хорошее 🙂
Потребовалось некоторое время, чтобы действительно понять, как думать обоюдно-выигрышно и как конкретизировать это мышление в классе, и это определенно все еще продолжается. Слишком много раз Я вообще забываю думать о взаимовыгодном выигрыше, но, вау, когда я это делаю, это действительно имеет значение!0005
Итак, как именно вы думаете о беспроигрышной ситуации в вашем классе? Что ж, я рад, что вы спросили. (Если подумать, эти идеи работают почти везде.)
Как разрешать конфликты, думая обоюдно-выигрышно
1. Осознайте, что вы все в одной команде.
Учителя, родители, ученики и администраторы — все мы в одной команде. Иногда может показаться, что это не так (хорошо, иногда это определенно не так), но мы есть.
У нас общая цель: мы хотим, чтобы ученики учились, росли и добивались успеха. Прежде чем мы сможем разрешить наши конфликты, мы должны осознать эту концепцию для себя. Это не мы против администратора, или мы против родителя, или мы против ученика. Мы все хотим одного и того же в глубине души. Мы в одной команде.
2. Относитесь к другим так, как будто вы все в одной команде.
Недостаточно знать, что вы в одной команде. Вы должны воплотить это в своих действиях и на самом деле относиться к тому родителю, который критикует вас, как к члену одной команды (теперь самое сложное), даже когда — особенно когда — они не ведут себя так.
Когда кто-то другой разыгрывает ситуацию «они против вас», найдите минутку, чтобы представить себе перспективу. Напомните им, что вы в одной команде, что у вас одни цели и что вы хотите работать вместе, чтобы найти решение. Этот обезоруживающий подход может открыть дверь для действительно продуктивного, а не деструктивного разговора.
3. Не занимайте оборонительную позицию.
Я знаю, что в первую очередь мы хотим защитить себя, но это не лучший подход. Вместо этого начните с попытки искренне понять озабоченность другого человека .
Чтобы добиться взаимовыгодного результата, вы должны сначала понять, чего на самом деле хочет администратор/родитель/учитель/ученик. Тогда и только тогда вы сможете объяснить свои рассуждения и найти решение, которое принесет пользу всем.
(Это также единственный способ выяснить, является ли все это большим недоразумением.)4. Найдите реальную проблему под поверхностной проблемой.
Часто реальная проблема оказывается не той, на которую обращают внимание. Настоящая проблема кроется в чем-то более глубоком, в чем-то, из-за чего эта проблема кажется гораздо более серьезной, чем она есть на самом деле.
Помню один студенческий выпуск, где одна девушка рассердилась на подругу за то, что она взяла у нее карандаш. Это казалось невероятно глупым, но когда мы говорили об этом, возникла более глубокая проблема. Я не могу вспомнить все подробности этой конкретной драмы в 7-м классе, но друг сказал или сделал что-то довольно обидное в начале недели, и это было истинной причиной спора. Это как раз проявилось в краже карандаша.
Чтобы разрешить конфликт, мы должны найти проблему под проблемой. В противном случае мы просто заклеим зияющую рану пластырем.
Нажмите, чтобы твитнуть
5. Ищите креативные решения.
Если вы выполнили описанные выше шаги, часто кажется, что конфликт разрешается сам собой. Но иногда решение все еще кажется неуловимым.
В этом случае пришло время проявить творческий подход. Думайте нестандартно, чтобы найти решение, которое будет лучшим для всех участников. Предложите другому человеку предложить свои идеи, обратитесь за советом к мудрому человеку и проведите время в молитве, ища Божьей мудрости.
6. Говорите правду в любви.
Во время разговора говорите правду с любовью. Обе части одинаково важны. Говорите правду – будьте открытыми и честными, и говорите тяжелые вещи, которые необходимо сказать. Но произноси их с любовью. Доброта и понимание будут иметь большое значение.
Когда мы разговариваем со студентами, мы часто возвращаемся к выговору. Но гораздо эффективнее поговорить с ними по ситуации. Помогите им увидеть почему за вашим решением, выслушайте и ответьте на их вопросы.
[Или, конечно, это не означает, что вы должны терпеть возражения.