Что такое конформизм? Какого человека называют конформистом, и в чем выражается его поведение?
26 сентября 2022
26.09
5 минут
5 мин.
30901
12
1 Обновлено: 26 сентября 2022 Обновлено 26.09Если вы не боитесь нарушать правила, отстаивать свою точку зрения, мыслить свободно, то вас можно назвать независимым и успешным человеком. Но если вы стараетесь быть «как все», соглашаться со всеми, стараетесь нравится окружающим, доверяете мнению большинства, то врядли вы сможете сказать, что вы на 100% счастливы. Вы зависимы от социума, а, значит, вы социальный конформист.
В этой статье мы разберем, что значит социальный конформизм, в чем выражается конформное поведение и какие типы этого поведения бывают.
Содержание статьи
- Что такое конформизм
- Основные виды конформизма
- Причины конформизма
- Основные недостатки «стадного» поведения
- Частые вопросы
- Заключение эксперта
Что такое конформизм
Конформизм в психологии — это принятие личностью определенных норм, мнений и правил поведения, которые существуют в отдельно взятой группе или социальном обществе. Это своего рода «стадный эффект», когда человек, чтобы «влиться» в общество и быть принятым определенной группой людей, меняет свою модель поведения, пересматривает свои ценности, стиль жизни, следует господствующей культуре и негласным правилам, действующим в этой группе.
Явление конформизма характеризуется безоговорочным принятием чужого мнения и склонностью менять свое поведение для того, чтобы значимая для человека социальная группа «приняла» его в свои ряды.
Говоря простыми словами конформист — это человек, который хочет соответствовать определенному окружению и меняет себя, подстраиваясь под это окружение.
Это понятие произошло от латинского слова «conformis», что значит «подобный» или «сообразный».
Феномен конформизма можно наблюдать как в небольших группах и объединениях людей по интересам, так и в обществе в целом. В социологии и психологии конформизм может выступать как элемент управления человеком, давления на него.
Основные виды конформизма
Рассмотрим несколько классификаций конформизма и конформистские ценности, а также приведем несколько примеров конформизма.
По степени конформности поведения различают: |
|
Рациональный конформизм |
Включает в себя осознанное мышление, при котором человек руководствуется здравыми рассуждениями и социально значимыми явлениями. |
Иррациональный конформизм |
Означает бессознательный процесс изменения поведения под влиянием чужого мнения. Эффект конформизма можно наблюдать при «стадном» поведении. |
По степени проявления конформистское поведение подразделяют на:
- внутренний конформизм, который связан с изменением личных взглядов и суждений, реальным пересмотром внутренних ценностей
- внешний конформизм. Можно наблюдать, когда человек принимает правила и нормы поведения некой группы, но внутренних изменений не происходит.
Конформистские типы поведения можно разделить на:
- Подчинение. Когда человек склоняется к принятию навязанных правил из-за страха быть отвергнутым или проблемы самоутверждения.
- Идентификация. Чаще всего конформизм личности принимает такое значение из-за желания походить на знаменитость, популярную звезду, на медийную личность.
- Интернализация. Самый конформный тип поведения, заключающийся в принятии чужих убеждений и норм, которые открыто демонстрируются человеком, если ролевая «модель» заслуживает доверия этого человека.
Пример из жизни
Павлу 14 лет, он учится в школе и чтобы быть принятым в своей социальной группе, он следит за своим стилем, просит родителей покупать одежду только определенных брендов, которые считаются «крутыми и стильными».
Варвара — уже студентка, она отличница и тихоня, ведет здоровый образ жизни, не употребляет спиртных напитков и не курит. Но на празднике она решила выпить алкоголь, потому что все ее друзья тоже выпивали. Она не хотела отличатся от всех.
Причины конформизма
С точки зрения философии, социологии и психологии склонность к конформизму наблюдается у тех людей, которые:
- Испытывают недостаток информации, опыта и знаний и хотят понять (на примере остальной группы), как совершать то и иное действие
- Попали в затруднительную ситуацию и сравнивают свое поведение с остальными
- Бояться быть отвергнутым обществом и отдельной группой
- В детстве имели очень властных родителей, которые всегда контролировали ребенка
- Бояться внимания к себе, поэтому им проще «не выделяться» и быть как все
- Ленивые. Если человек не хочет думать и анализировать сам, то, скорее всего, это для него комфортное поведение, он конформист
- Имеют сниженную самооценку, не верят в собственные достижения, принижают свои способности, не замечают ресурсов, сомневаются в том, что делают
Важно! Также подобное поведение может проявляться, если человек попал в неприятную с правовой точки зрения ситуацию, то есть, например, пережил нападение, побои, насилие, стал свидетелем преступления. Если он не «прожил» эту травму и сейчас он боится выделяться, чтобы ситуация не повторилась.
Основные недостатки «стадного» поведения
Если вы раздумываете над тем, хорошо или плохо быть конформистом, то у нас есть почти однозначный ответ. Тема конформизма не несет в себе ничего хорошего. И вот почему:
- Вы теряете способность думать и рассуждать самостоятельно. За вас уже решили другие люди, вы с ними посоветовались, получили одобрение и сделали так, как принято в этой группе или так, как вам сказали.
- Вы часто меняете свое поведение в зависимости от окружения, то есть вы сами себе не принадлежите. В одной группе — вы спокойный, равнодушный «ботаник», а в другой — вы отвязный хулиган. Но какой вы тогда на самом деле?
- Вы скрываете правду, чтобы кому-то понравится. Искусственно создаете общие интересы, чтобы найти точки соприкосновения и завести отношения.
- Вы не сможете противостоять обидчикам. Если вы «копируете» поведение группы, то вряд ли вам хватит силы духа, чтобы противостоять обидчикам, которые унижают или издеваются над кем-то. Скорее всего, вы промолчите, так и большинство.
- Вы верите всему, что вам говорят. Решение за вас принимает большинство, а вы соглашаетесь с ним.
- Вы зависимы от лидеров мнений. Вы безоговорочно соглашаетесь с мнением знаменитого эксперта, блогера, телезвезды. При этом вы доверяете им, но не себе.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если ваше поведение мешает вам принимать собственные решения, делает вас зависимым от окружения и снижает вашу самооценку. Наши психологи в любое время суток расскажут вам, как вернуть себе уверенность, взять ответственность на себя и поступать в соответствии с собственными желаниями.
Частые вопросы
Дайте определение конформизма?
+Если говорить кратко, то это изменение человеком своего поведения, правил, мнения в угоду обществу или отдельным группам с целью быть принятым в эту социальную среду.
Как проявляется подростковый конформизм?
+В младших классах подростки следуют конформности через одинаковую школьную форму, субботники, построение перед занятиями и т.д. В старших классах он проявляется в отношении любимых звезд и кумиров, близких друзей, одноклассников.
Что такое политический конформизм?
+Это распространенное явление в политических партиях, когда на голосование выносится какой-либо вопрос, депутаты голосуют как большинство однопартийцев, даже если в душе они не согласны с принятым решением.
Заключение эксперта
Конформизм может проявляться как в малых группах, так и в больших социальных «слоях». Например, человек «подстраивается» под рабочий коллектив, под существующие семейные ценности, под группу друзей. О негативных сторонах этого вопроса мы поговорили чуть выше в статье, но справедливости ради надо сказать о нескольких положительных моментах. Так он повышает сплоченность социальной группы или коллектива, уменьшает уровень тревоги и возможной преступности, способствует повышению дисциплины.
Публикуем только проверенную информацию Автор статьи Монахова Альбина Петровна клинический психологСтаж 17 летКонсультаций 1439Статей 388Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Источники
- … Андреева Г.М. Социальная психология — М, 1996.
- … Обозов Н.Н. Межличностные отношения. — Л. , ЛГУ,1989
- … Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2005
Поделиться:
Категория: Психология
Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАДПредыдущая статья
Копинг-стратегии. Как бороться со …Следующая статья
Стигматизация. Теория навешивания …Другие статьи по теме
Пружинин Марк Юльевич
01.03.22
Почему ребенок в утробе матери икаетПро детейМонахова Альбина Петровна
24.04
ФетишизмПсихологияПружинин Марк Юльевич
06.02.22
Эндоскопия носоглотки детямПро детейКонформизм и нонконформизм, лабильность психики
Конформизм: понятие и особенности
Данная статья поможет узнать о конформизме и нонконформизме, о том, что такое лабильность психики. Изучив данный материал, Вы сможете проанализировать формы конформизма, овладеть способами диагностики конформных форм сознания.
Определение 1Под конформизмом понимается социально-психологическая направленность человека, проявляющаяся, не в самостоятельном, тщательно продуманном выборе жизненных и социальных ценностей, а в пассивной, приспособительной форме к привычному порядку вещей.
Конформным поведением считается некритическое, согласное поведение. Конформисты – это люди, способные вне критического разбора присоединиться к суждениям, которые господствуют в конкретных группах.
«Не будь бараном…» – это слоган одной из центральных газет, которая несколько лет назад вышла с таким слоганов в последние дни президентских выборов. Животное, которое выбрали, не является рефлектирующим сознанием, по этой причине его поступки имеют стадный характер. Не стоит выделяться, а там что будет, то будет.
Отклики на результаты голосования могут содержать ликования из-за общественного единодушия, а также недовольства, связанные с психологией рабской направленности, бездумным следованием и зависимостью от политтехнологи. Говорит ли это о том, что мы заложники стереотипного поведения, трафарета мысли?
Конформизм подразумевает приспособленчество, безмолвное принятие обычного порядка вещей, господствующего мнения и т.д. Следует различать морально-политический конформизм и конформность в виде психологического явления. Нет психопатий, имеющих комфортный тип. Данный вид в чистом виде можно встретить исключительно в виде акцентуации, по данной причине они не включены в клинические систематики. Комфортная акцентуация обозначалась постепенно в характерологических исследованиях. Т. Рибо во второй половине XIX в. писал об аморфном виде характера, который якобы не имел никаких конкретных черт, плывущем по течению, просто подчиняющемся своей среде. Рибо считает, что такие люди не способны сами думать и действовать, а совершенствование у них ограничено подражанием. В свое время П. Б. Ганнушкин смог четко обозначить ряд черт данного типа. Речь идет о постоянной готовности подчиняться большинству, о шаблонности, банальности, склонности к ходячей морали, консерватизму. Но связь этого типа с наличием низкого интеллекта ошибочка.
Замечание 1На самом деле интеллект не связан с конформизмом. Конформист может хорошо учиться, получить высшее образование, быть успешным в работе.
Основной чертой данного типа является постоянный и чрезмерный комфорт по отношению к своему привычному окружению. Эту тему обширно изучали американские социальные психологи. Они обратили внимание на недоверие и настороженное отношение к незнакомым людям, свойственные для этих людей. Выше уже говорили, что конформность является подчинением личности, отсутствие независимости и самостоятельности. Стоит отметить, что все субъекты при определенных условиях испытывают конформность. Но если конформная акцентуация характера выводит это свойство в устойчивую черту.
Представители конформного типа – это люди своей среды. Главным их качеством, основным жизненным правилом является действовать, как все, пытаться не отличаться, иметь одежду, домашнюю обстановку, мировоззрение, суждения как у всех. Все, как правило, это непосредственное окружение конформистов. Для конформиста важно ни в чем не отставать от него. Но выделение тоже не приветствуется. Яркий пример этого – это отношение к модной одежде. При появлении новой необычной моды на что-либо, конформисты больше всех ее не одобряют. Но стоит только их среде освоить данное новшество, конформисты тоже одеваются согласно этой моде и забывают о своей прежней позиции. Для конформиста свойственно ориентироваться на сентенции и во время трудной ситуации искать в них утешение.
Так как для конформиста важно соответствовать своей среде, они не могут ей противостоять. Исходя из этого, личности такого типа являются полностью продуктом своей микросреды. Хорошее окружение делает из них неплохих людей и работников, а плохая среда формирует негативные качества личности. Важно отметить, что на первом этапе конформисты сложно адаптируются, но когда эта стадия пройдена, новая обстановка также формирует их поведение, как и прежняя. Так, конформный подросток может легко завести негативные привычки или втянут в групповые правонарушения.
Замечание 2Еще один интересный факт – конформность тесно связана с абсолютным отсутствием критичности. Все, что сказано окружением, все, что они узнали в привычных для них местах информации, все это для них истина. Даже если они получают информацию, которая явно не соответствует действительности, конформист все равно считает ее единственно верной.
Также конформисты являются консерваторами. Им чуждо все новое, по причине того, что они трудно к нему приспосабливаются, со сложностями осваивают новые ситуации. Но в современном мире люди такого типа редко об этом открыто говорят, так как сегодня подавляющее большинство микроколлективов испытывают интерес ко всему новому, а новаторы пользуются успехом. У конформиста же положительная позиция относительно нового остается исключительно на словах. В реальности же для конформиста комфортным является стабильность окружения и окончательно установленный распорядок. Неприязнь относительно всего нового проявляется в необоснованной неприязни к чужакам. Речь идет как о новичках, появившихся в их коллективе, так и представителях другой среды, иной манеры поведения или даже национальности.
Профессиональный успех конформиста обусловлен еще одним качеством. Речь идет об их не инициативности. Высокий результат в работе может быть достигнут на всех уровнях социальной лестницы только при одном условии – позиция не должна требовать постоянной личной инициативы.
Замечание 3Если же работа предполагает личную инициативу, то конформист перестает справляться даже с самой простой работой, хотя может обладать высокой квалификацией и уметь работать в напряженном режиме, но при четко регламентированных задачах.
Конформизм в подростковом возрасте
При опеке взрослыми в детстве конформист лишен чрезмерных нагрузок. Исходя из этого, можно предположить, что только в подростковом возрасте могут проявиться черты конформной акцентуации. Весь ряд особых подростковых реакций пройдет под знаком конформности.
Для конформного подростка большое значение имеет место в знакомой группе сверстников, стабильность данного коллектива, постоянство окружения. Для них совершенно не типично менять коллектив, к которому привыкли. Часто конформный подросток выбирает то учебное заведение, в которое идет большая часть его товарищей. Одна из самых сложных психических травм, которая может быть у такого типа подростков – это изгнание из привычной подростковой группы. Также тяжело переносится столкновение общепринятых суждений и обычаев их среды с их личностными мнениями и качествами. К примеру, опасные приключения не свойственны для конформиста, но часто встречаются в подростковый период. Поэтому лишенный собственной инициативы конморфный подросток, может быть втянут в совершение групповых правонарушений, состоять в алкогольных компаниях, подбит на побег из дома или драку.
Реакции эмансипации возможны только при тех обстоятельствах, когда взрослые, учителя, родители пытаются вырвать конформного подростка из привычной среды сверстников, в ситуациях, когда взрослые не позволяют ему «быть как все», следовать распространенным подростковым модам, увлечениям, манерам, намерениям. Среда и мода полностью определяют увлечения конформного подростка.
Замечание 4В большинстве случаев конформная акцентуация в подростковом возрасте встречается у мальчиков.
Конформно-гипертимный вид – это специфическая форма конформного типа. Он отличается от других видов повышенной витальной самооценкой. Для подростков такого типа свойственно быть эйфоричными, подчеркивать свое бодрое состояние, здоровье, аппетит и хороший тон. Помимо этого зачастую они чрезмерно оптимистично оценивают свое будущее, убеждены в исполнении всех желаний. Но на этом их сходство с гипертимным типом завершается. Они не обладают большой активностью, живостью, предприимчивостью, стремлением к лидерству. Для них свойственно быть дисциплинированными и соблюдать регламентированный режим, в особенности, если таким же образом поступают окружающие.
У конформных подростков редко случаются проблемы в области психиатрии, наблюдается только сочетание конформности и дебильности. Только 3% подростков на исследованном нами континенте, которые были госпитализированы, относились к этому типу. Но стоит отметить, что яркая конформная акцентуация – это крайний вариант нормы. Ганнушкин отмечал склонность конформистов к реактивным состояниям. Так, у некоторых наблюдалась ипохондрия после известия о страшном диагнозе, реактивная депрессия после утраты близких или имущества, реактивная параноида во время угрозы ареста и т.д. Их слабым звеном является излишняя податливость воздействию окружающего мира, а также большая привязанность ко всему, что привычно. При ломке стереотипов, лишении привычного для них коллектива могут наблюдаться реактивные состояния. А при дурном влиянии окружающего мира встречаются интенсивный алкоголизм и приобщение к наркотикам. Психопатическое развитие по неустойчивому типу может быть спровоцировано длительным неблагоприятным влиянием.
Замечание 5Помимо этого следует обратить внимание на то, что подростковая конформность может являться временной стадией, которая в будущем приведет к формированию акцентуации по другим типам. Речь идет о паранойяльном или эпилептоидном типе.
Для социализации индивида принципиально важно усвоить определенные нормы, привычки и ценности. На психологические механизмы отбора и усвоения индивида социальных данных влияет совокупность различных факторов:
- индивидуально-личностные факторы. Речь идет об уровне интеллекта, степени внушаемости, устойчивости самооценки и уровня самоуважения, потребности в одобрении других людей и др.;
- микросоциальные факторы. Речь идет о положении личности в коллективе, ее значимости для него, степени сплоченности и структуре группы;
- ситуационные факторы, которые подразумевают состав задачи и уровень заинтересованности в ней человека, уровень его компетентности, вопрос того, будет ли приниматься решение публично, в небольшой компании, либо в одиночестве и т.д.;
- общесоциальные и общекультурные факторы. Речь идет об условиях, существующих в обществе для развития самостоятельности и ответственности индивида.
Отношение к конформизму в разное время
На сегодняшний день так и нет окончательной точки зрения по вопросам конформизма. Шопенгауэр первым выступил против безропотного послушания. В те времена еще не было понятия «конформист», поэтому использовали понятие «филистер». Размышляя о таком социальном типе, Шопенгауэр говорил, что кульминацией его существования являются устрицы и шампанское. Основная задача в жизни филистера – это получить все, способствующее телесному счастью. Именно по этой причине, по мнению ученого, данный тип людей склонен к чинам, богатству, власти. Это и обуславливает его сговорчивость по всем темам, которые касаются обычных общественных установок.
Также Маркс и Энгельс тоже относились к данному явлению не доброжелательно. С их стороны раздавалась критика в сторону тех, кто был зависим от своей жизненной среды, не могли следовать энтузиазму ради свободы. Они говорили даже о Гете, о котором классики писали, что он был одновременно колоссально велик и безмерно мелок. Учитывая его талант, он мог быть бунтарем, но, напротив, в жизни он был мещанином.
Во время большевистской идеологии на смену филистеру пришли такие понятия, как обыватель и мещанин. Люди, выращивающие хлеб, добывающие уголь, занимающиеся торговлей, воспитанием детей, приумножением собственного достатка, сразу же изобличались, по причине того, что не имели революционного энтузиазма. Для большевиков было важно, чтобы люди шли на баррикады, в то время как мещане всеми силами пытались остаться в собственной жизненной колее.
Для советской историографии свойственно прославление бунтовщика, повстанца, мятежника, головореза и ниспровергателя. Героями были те, кто проливал кровь, а злодеями – подчиняющиеся власти, обычаям и жизненным ситуациям.
Замечание 6Но, так или иначе, в большевистской идеологии появилось неразрешимое противоречие. Так, фанатизм должен был сочетаться с верноподданичеством, идейным послушанием и вождизмом.
Конформизм в литературе претерпел большое переосмысление. До конца XX в. он имел критический и иронический характер. Фромм сопоставлял данный механизм с защитным окрасом ряд животных: когда животное меняет свой окрас, сливаясь с окружающей средой.
В середине XX в. были проведены психологические опыты, на основе различных методик. И тогда много психоаналитиков и социологов приняли мысль о том, что конформность – это имманентное свойство индивидуального сознания. Успех пропаганды связывали с податливостью сознания, а сама пропагандистская техника являлась искусством применения тайных пружин конформизма.
Для психоаналитиков были очевидны такие свойства человека, имеющего конформистскую направленность, как отсутствие индивидуальности, стандартность, высокий уровень подверженности манипуляциям, консерватизм. Под конформизмом понимали механизм «бегства от свободы». Человек утрачивает свою личность, а перенимает тип личности, который предлагают ему как общепринятый образ. Он превращается в тождественного другим человека, в такого, каким его хотят видеть. Больше нет различий между собственным Я и внешним миром. И это приводит к отсутствию страха одиночества и бессилия.
Исследованием псевдомышления занимался Э. Фромм. Данное явление изучено лучше, чем схожие явления в сфере желаний и чувств.
Пример 1Если вы спросите рядового читателя газеты его мнение насчет определенной политической проблемы, то под своим мнением он выдаст вам относительно точный пересказ напечатанного в газете. Важно отметить, что он будет воспринимать переданную вам информацию, как действительно свое собственное мнение, к которому он пришел сам. В ситуациях, когда человек находится в небольших общинах, где любая политическая точка зрения передается от отца к сыну, человек может даже не понимать насколько его якобы личное мнение определено авторитетом строгого отца, который сформировался еще в детстве. Другой же читатель может иметь мнение, которое стало продуктом кратковременного замешательства, страха оказаться не разбирающимся в данном вопросе. Таким образом, его мнение будет лишь видимостью, а не синтезом опыта, знаний и политических взглядов. Аналогичное явление применимо и к эстетическим суждениям.
Отмечается, что в большинстве случаев критическое мышление подавляют в раннем детстве. К примеру, девочка в 5 лет может увидеть то, что мать не искренна. Она часто говорит о любви, но на деле является холодной и эгоистичной. Или, например, говорит о высоких моральных устоях, а на самом деле состоит в отношениях с посторонним мужчиной. Для девочки становится очевиден данный разрыв, который оскорбляет ее чувство правды и справедливости, но она зависима от матери, не допускающей ни малейшей критики. Помимо этого девочка не может найти помощи у слабохарактерного отца, и так, она подавляет свою критическую проницательность. В скором времени девочка больше не будет обращать внимания на неискренность или неверность своей матери и потеряет, по мнению Фромма, критическое мышление, так как поймет, что это опасно и ни к чему не приводит. Помимо этого у девочки закрепится шаблон мышления, который позволит ей поверить в то, что ее мать является искренним и достойным человеком, что семейный союз ее родителей – это счастливая семья. Для нее данная мысль будет восприниматься как ее собственная.
в Главе 15: Социальная психология. Конформист
— это тот, кто пытается быть таким же, как все.В 1934 году Флойд Олпорт (брат Гордона Олпорта, теоретика личности) указал, что конформизм следует регулярной схеме. В публикации под названием «Гипотеза J-кривой конформного поведения» (1935) Олпорт предположил, что небольшие отклонения от социальных правил являются обычным явлением, тогда как большие отклонения становятся все более редкими.
Какую закономерность показала J-кривая соответствия Флойда Олпорта?
Например, рассмотрим скорость автомобилистов, проезжающих через знак остановки. Закон гласит, что все должны полностью остановиться перед знаком остановки.
На самом деле, многие люди «скользят» (что может принести им билет). Некоторые люди — сравнительно немногие — проезжают на более высоких скоростях.
J-кривая соответствия Флойда Оллпорта
Если данные нанести на график, он выглядит как J-образная кривая (логарифмическая кривая). Чем выше скорость (чем больше несоответствие), тем реже событие.
Шериф (1935): Конформизм и групповые нормы
Музафер Шериф провел классическое исследование конформизма в 1935 году. Шериф поместил испытуемых в темную комнату и велел им наблюдать за точкой света и сказать, как далеко она перемещается.
Ранее психологи обнаружили, что маленький неподвижный огонек в темной комнате может двигаться. Это было названо автокинетическим эффектом .
Автокинетический эффект — это иллюзия; свет на самом деле не движется. Однако люди обычно считают, что это так.
Как Шериф использовал автокинетический эффект для изучения соответствия?
Шериф понял, что на опыт, полностью «находящийся в головах людей», может повлиять внушение. Он решил изучить, как на аутокинетический эффект могут влиять мнения других людей.
Сначала Шериф изучал, как люди реагируют на аутокинетический эффект, когда они одни в комнате. Он обнаружил, что лица установили норму для судебного решения. Обычно они решали, что свет перемещается на расстояние от 2 до 6 дюймов, и они последовательно выносили это суждение от испытания к испытанию.
Следующие групп испытуемых помещали в темную комнату по 2 или 3 за раз и просили договориться о суждении. Сейчас Шериф отмечает склонность к компромиссам.
Люди, которые обычно оценивали, как 6 дюймов, начали делать более мелкие суждения, например, 4 дюйма. Те, кто видел меньше движения, например, 2 дюйма, вскоре увеличили свои суждения примерно до 4 дюймов. Люди изменились, чтобы походить на других в группе.
Субъекты Шерифа не знали об этом социальном влиянии. Когда Шериф спросил испытуемых: «Повлияли ли на вас суждения других людей во время экспериментов?» большинство это отрицало.
Что произошло, когда люди сами оценили аутокинетический эффект? В группах?
Однако, когда испытуемых тестировали по одному, позже большинство из них теперь соответствовало групповому суждению. Субъект, который ранее остановился на оценке в 2 дюйма или 6 дюймов, с большей вероятностью (после группового опыта) скажет, что свет перемещается примерно на 4 дюйма.
Эти субъекты были изменены групповым опытом, осознавали они это или нет. Они увеличили свое соответствие до групповые нормы или согласованные нормы поведения.
Эксперимент Шерифа показал, что групповые нормы устанавливаются через взаимодействие индивидов, с нивелированием крайних мнений. Результатом является консенсусное соглашение, которое, как правило, является компромиссом, даже если оно ошибочно.
Asch (1951): Conformity
Возможно, наиболее влиятельное исследование соответствия принадлежит Соломону Э. Ашу (1951). Аш дал группам из семи или девяти студентов колледжа то, что, по-видимому, было тестом на восприятие суждения.
Участники должны были сопоставить длину отрезка линии с линиями сравнения. Каждый испытуемый видел пару карточек, расставленных перед комнатой, подобных тем, что показаны ниже.
Стимулы, подобные тем, которые использовал Аш
Участники получили следующие инструкции:
Это задание на различение длины линий. Перед вами пара карт. Слева карта с одной линией. Карта справа имеет три линии разной длины; они пронумерованы 1,2 и 3 по порядку.
Одна из трех строк справа равна стандартной строке слева. Вы будете решать в каждом случае, что является равной линией. Вы выскажете свое суждение с точки зрения номера строки.
Всего таких сравнений будет 18… Так как сравнений немного и группа маленькая, я призову каждого из вас по очереди высказать свои суждения.
В группе из девяти человек восемь испытуемых фактически были сообщниками экспериментатора. Эксперимент был спланирован так, что настоящего (наивного) субъекта всегда вызывали предпоследним.
Сообщники экспериментатора были заранее проинструктированы выносить заведомо нелепые суждения о многих испытаниях, но единодушно соглашаться друг с другом. В 12 из 18 испытаний они громко говорили (например), что леска 4 1/2 дюйма равна стандартной леске 3 дюйма.
Давление группы имело драматические последствия. Хотя люди могли выбрать правильную линию в 99% случаев при самостоятельном вынесении суждений, когда их поместили в группу из девяти человек, 75% согласились с явно неправильным групповым суждением хотя бы один раз.
Данные Аша также можно использовать для доказательства того, что люди большую часть времени были нонконформистами. Суммируя все данные, люди, которых заставляли подчиняться, давали правильные ответы в 63% случаев.
Несмотря на то, что только треть ответов наивных испытуемых демонстрировала эффект конформизма, эксперимент Аша был истолкован как демонстрация сильного давления в сторону конформизма. Большинство людей сочли замечательным, что испытуемых можно было заставить давать заведомо неверные суждения в трети случаев.
Как испытуемые Аша рационализировали свои явно неправильные суждения?
Испытуемые не обманывали себя, думая, что неправильная линия равна стандартной строке. Они могли видеть разницу. Однако на них повлияло то, что семь человек подряд приняли «неправильное» решение.
На вопрос позже, почему они сделали такие явно неправильные суждения, испытуемые ответили: «Должно быть, они смотрели на ширину линий», или «Я предположил, что это была оптическая иллюзия», или «Если бы восемь из девяти человек сделали такой же выбор, я бы должно быть, что-то пропущено в инструкции».
Аш получил эффект соответствия, даже когда сообщник объявил одиннадцатидюймовую линию эквивалентной четырехдюймовому стандарту. Он обнаружил, что небольших групп, даже групп из трех человек с двумя сообщниками и одним наивным субъектом, было достаточно, чтобы вызвать эффект.
Сколько субъектов остались независимыми и не соответствовали требованиям?
Около четверти испытуемых оставались независимыми на протяжении всего тестирования и ни разу не изменили свои суждения, чтобы они соответствовали суждениям группы. Эксперимент Аша показал у одних людей упрямую независимость, а у других — конформизм. Субъект, который сделал , а не соответствие сообщил Ашу позже:
У меня никогда не было чувства, что есть какая-то добродетель в том, чтобы быть похожим на других. Я привык быть другим. Я часто выхожу хорошо, если отличаюсь от других. Мне не нравятся простые групповые мнения.
Позже Аш проверил эффект наличия в группе несогласного . Он обнаружил, что если хотя бы один из семи сообщников не согласен с групповым решением, этого достаточно, чтобы освободить большинство испытуемых от эффекта конформизма.
Однако, если инакомыслящий дезертировал позже, присоединившись к большинству после первых пяти испытаний, уровень конформизма снова возрастал. Публичный характер судебного решения также, по-видимому, имел значение. Если испытуемым предлагалось написать свои ответы в частном порядке, в то время как большинство отвечало устно, это разрушало эффект конформизма.
Что случилось, когда в группе появился инакомыслящий? Если бы ответы были написаны в частном порядке?
Эксперимент Аша вдохновил других экспериментаторов на дальнейшие исследования. Следующие факторы повышали конформность:
1. Привлекательность других членов группы (люди были склонны соглашаться с группой привлекательных людей)
2. Сложность или трудность задачи (люди с большей вероятностью подчинялись, если суждение было сложно).
3. Групповая сплоченность (люди больше конформировались, если заранее были установлены дружеские отношения или взаимозависимость).
Какие факторы повысили соответствие?
Как мы можем объяснить силу давления, чтобы соответствовать? Росс, Бирбауэр и Хоффман (1976) отмечают, что ситуация конформизма, возможно, была более напряженной, чем думает большинство людей.
Чтобы лучше понять природу этой дилеммы, давайте представим себе вводную лекцию по психологии. Инструктор описывает исследование Аша и только что показал изображение экспериментальных стимулов.
Внезапно его прерывает студент, который замечает: «Но строка А равно правильному ответу…» Как и ожидалось, класс громко рассмеялся и тем самым сообщил о своем удовольствии от шутки своего сверстника.
Предположим, однако, что несогласный не улыбнулся. вы все смеетесь надо мной? Я прекрасно вижу, и строка А — это правильно». этот ответ, которым рискнули диссиденты Аша, и, соответственно, неудивительно, что многие предпочли избежать его через конформизм. (Ross, Bierbauer, and Hoffman, 1976)
Был ли эффект соответствия Аша обусловлен эпохой, в которую он был осуществлен? В конце концов, начало 1950-х годов славилось упором на конформизм, например, на «корпоративного человека», который делал все возможное, чтобы устранить свою индивидуальность и вписаться в деловую обстановку.
Чтобы увидеть, будет ли тот же эксперимент работать с более поздним поколением испытуемых, NBC News попросила социального психолога Энтони Пратканиса воспроизвести эксперимент Аша перед скрытой камерой для его Линия дат шоу в 1997 году.
Эксперимент все еще работал, и процент конформистов был почти идентичен тому, что обнаружил Аш. Даже студенты, внешний вид которых предполагал творчество или бунт, соглашались с явно неправильными групповыми суждениями. Позже они объяснили, что не хотели выглядеть глупо, поэтому просто «сдались».
Что удалось выяснить NBC в 1997 году? Что показал более формальный опрос?
Более формальный опрос был проведен Бондом и Смитом (1996). Они обнаружили 133 повторения эксперимента Аша в 17 странах. «Анализ исследований, проведенных в США, показал, что с 1950-х годов конформность снизилась», — сообщили они.
Исследователи использовали результаты трех опросов, чтобы оценить каждую страну по измерению индивидуализма-коллективизма. Коллективистские страны (те, где групповые действия поощряются или навязываются сверху) «как правило, демонстрируют более высокий уровень конформизма, чем индивидуалистические страны».
Социальное обучение нечеловеческих животных
Соответствие — несколько уничижительный (оскорбительный) термин. Это подразумевает, что люди подражают друг другу по бессмысленным или неадекватным причинам. Однако подражание может быть адаптивным как в человеческой, так и в нечеловеческой популярности. В этих случаях он, вероятно, будет называться социальное обучение .
Allen, Weinrich, Hoppitt, and Rendell (2013) изучали социальное обучение у горбатых китов. Известно, что горбатые киты используют технику, называемую кормлением пузырями. Они выдувают кольца пузырей глубоко под поверхностью, окружая косяк рыбы, которую намереваются съесть, а затем бросаются через «приманку», чтобы поесть.
В 1980 году кит-одиночка у побережья штата Мэн добавила нововведение: шлепки хвостом по поверхности от одного до четырех раз перед процедурой кормления пузырьками. Возможно, это сигнализировало другим горбачам, что пора начинать процесс.
С 1981 по 1989 год нововведение в виде удара хвостом стало более распространенным. К 2007 году 37% случаев кормления пузырями предшествовали шлепки хвостом. Но поведение по-прежнему ограничивалось районом штата Мэн. Возможно, это было связано с уникальными условиями в этой области, а не с наблюдением?
Исследователи использовали статистический инструмент, называемый сетевым диффузионным анализом, чтобы определить, как распространяется поведение. Этот инструмент оценивал долю времени, в течение которого отдельные особи были связаны друг с другом, что было возможно благодаря тому, что у отдельных китов были GPS-передатчики
Если поведение передавалось в культуре, особи, которые связывались, должны были с большей вероятностью изучить новое поведение. Это было «в подавляющем большинстве случаев». Скорость обучения увеличивалась прямо пропорционально времени, которое люди проводили рядом друг с другом.
Как горбатые киты подражали друг другу?
Это всего лишь один пример культурной передачи у нечеловеческих животных, и существует множество других. Японские макаки подражали новой привычке мыть сладкий картофель, который люди приносили им в пищу. Воробьиные птицы научились открывать бутылки с молоком, и это поведение со временем распространилось на всю стаю.
Для изучения имитации (соответствия) в контролируемых условиях Ваал, Боржо и Уайтен (2013) использовали пищевой краситель на кукурузе, которой кормили зеленых мартышек. В двух группах синяя кукуруза оказалась очень неприятной, в двух других группах розовая кукуруза оказалась неприятной на вкус. Два лотка с цветной кукурузой стояли рядом друг с другом.
После трех месячных тренировок неприятный на вкус цвет редко ел. Теперь пошла экспериментальная проверка. Дождавшись новой партии младенцев, не имевших опыта употребления цветной кукурузы, два лотка снова расставили.
На этот раз вкус обоих цветов был одинаковым, и оба вкусными. Однако мамы вспомнили прошлую тренировку и ели только один цвет. В подавляющем большинстве дети копировали предпочтения своей матери и выбирали только цвет кукурузы, съеденной матерью. Исследователи написали:
Только один младенец первым выбрал пищу альтернативного цвета. Его мать была низкого ранга и брала небольшое количество непредпочтительной пищи, в то время как особи более высокого ранга монополизировали предпочтительную пищу. Соответственно, 27 из 27 младенцев сначала съели пищу, которую они видели, как ели их матери (для 26 из них та, которую они также увидят наиболее съеденной в своей группе). (Ваал, Боржо и Уитен, 2013 г.).
Эта форма обучения не ограничивалась подражанием матери младенцам. В более позднем варианте та же группа исследователей показала, что иммигрантов , зеленых мартышек из других групп, переняли пищевые предпочтения группы, к которой они присоединились.
Исследователи задокументировали множество других примеров культурного обучения у нечеловеческих животных. Это явление широко распространено и явно дает животным адаптивное преимущество. Те, кто способен приспосабливаться, с большей вероятностью преуспеют и размножатся.
Как мартышки-верветки проявили соответствие?
Короче говоря, соответствие может звучать негативно (а иногда так и есть), но социальное обучение может быть полезным. Культурная передача, распространение знаний и социальное обучение — это конформизм под другим именем, и во многих случаях они желательны.
Конформность — это конвергенция по способу поведения. Противоположное явление — расхождение . Дивергенция также имеет множество названий: несоответствие, инновация, индивидуальность или уникальность. Как и конформизм, это может быть хорошо или плохо, в зависимости от ситуации.
Hodges (2014) проанализировал четыре различных направления исследований человеческих детей. Все показали как конвергенцию, так и дивергенцию в поведении детей, взаимодействующих друг с другом и со взрослыми. Даже маленькие дети вели себя как вдумчивые исследователи, «а не как исследователи-одиночки или слепые последователи». Ходжес пришел к выводу:
Одно из глубочайших предположений социальной психологии и многих смежных дисциплин состоит в том, что люди имеют сильную склонность приспосабливаться, подражать, подражать и подчиняться. Эти тенденции провозглашаются основой для координации, коммуникации и культуры…
Однако имеющиеся данные свидетельствуют о гораздо более сложном и интересном наборе динамики: дивергенция так же распространена, как и конвергенция, но ее появление часто остается незамеченным или сведен к минимуму.
История, которую нужно рассказать, это переплетение конвергенции и дивергенции, предположил Ходжес. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на отдельных людях как на конформистах или инакомыслящих, нам нужно заняться тем, как смешиваются подражание и инновации. Оба необходимы, поскольку существа учатся ориентироваться в своих социальных мирах.
———————
Ссылки:
Аллен, Дж., Вайнрих, М., Хоппитт, В., и Ренделл, Л. (2013 г. ) Сетевой диффузионный анализ выявляет культурную передачу кормления лобохвостов у горбатых китов. Наука, 340, 485-488. doi:10.1126/
Allport, F. (1934) Гипотеза J-кривой конформного поведения. Журнал социальной психологии, 5, 141-183.
Asch, SE (1951) Влияние группового давления на изменение и искажение суждений. В H. Guetzkow (Ed). (1951). Группы, руководство и мужчины; исследования в области человеческих отношений . Оксфорд, Англия: Карнеги Пресс. (стр. 177–190)
Бонд, Р. и Смит, П. Б. (1996) Культура и соответствие: метаанализ исследований с использованием задачи оценки линии Аша. Психологический бюллетень, 119, 111-137. https://dx.doi.org/
Ходжес, Б. Х. (2014) Переосмысление соответствия и подражания: расхождение, конвергенция и социальное понимание. Frontiers in Psychology, 5, 726. doi:10.3389/
Росс Л., Бирбрауэр Г. и Хоффман С. (1976) Роль процессов атрибуции в соответствии и несогласии. Американский психолог, 31 , 148-157. https://dx.doi.org/
Шериф М. (1935) Исследование некоторых социальных факторов восприятия. Архив психологии , вып. 187.
Ваал, Э., Боржо, К., и Уайтэн, А. (2013) Мощное социальное обучение и соответствие формируют решения диких приматов о корме. Наука, 340, 483-485. doi:10.1126/
Предыдущая страница | Верх страницы | Содержание главы | Следующая страница
Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].
Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.
Copyright © 2007-2018 Russ Dewey
соответствие | СПСП
BY Мэтью Уайс и Шай Давидаи
В фильме « Общество мертвых поэтов » Робин Уильямс играет неортодоксального учителя, который превозносит достоинства несоответствия своим ученикам. Драматически стоя на парте во время урока (и умоляя своих учеников сделать то же самое), Уильямс кричит, что он так делает » …чтобы напомнить себе, что мы должны постоянно смотреть на вещи по-другому.»
По ходу фильма у зрителей не остается иного выбора, кроме как поддержать этого бунтаря, поскольку он бросает вызов скучным нормам элитной подготовительной школы и вдохновляет своих учеников «ловить момент» и прокладывать собственный путь. Тем не менее, по мере того, как студенты формируют все более сплоченную группу, они в конечном итоге приспосабливаются друг к другу (хотя и нетрадиционным образом), что приводит к кульминационному моменту, когда они заставляют друг друга встать на свои парты и прочитать прощальное стихотворение. их любимый учитель («О капитан! Мой капитан!»)!
Общество мертвых поэтов — яркий пример двойственного отношения к конформизму, который является центральной темой американской культуры. Мы ненавидим соответствие, но в конечном итоге мы подчиняемся выбранным нами группам нонконформистов. Почему это так? Почему мы благоговеем перед несоответствием в один момент и приветствуем соответствие в следующий?
Наше исследование показывает, что то, как мы относимся к конформизму, в первую очередь зависит от того, почему мы думаем, что люди конформны. В серии экспериментов мы попросили участников оценить случаи соответствия, взятые из их собственной жизни, а также представленные в гипотетических сценариях.
Мы обнаружили, что когда люди рассматривают конформизм как отражение эгоцентричных намерений (например, конформизм для получения одобрения других), они склонны рассматривать конформистов как обладающих более слабым характером, чем когда конформисты мотивированы мотивами, ориентированными на других, такими как как забота о других членах группы. Мы называем этот тип соответствия «доброжелательным соответствием», потому что он делается из искреннего уважения к другим членам группы.
Представьте, например, что вы работаете над групповым проектом. Несмотря на то, что вы можете не соглашаться с группой по поводу некоторых аспектов проекта, вы все равно можете заботиться о поддержании гармонии внутри группы и вместо того, чтобы что-то говорить, просто будете подыгрывать. Или вы можете не захотеть задеть чьи-либо чувства и решить просто плыть по течению. Те, кто подчинился из этих доброжелательных побуждений, также считались более теплыми, более компетентными и даже более аутентичными (несмотря на то, что их действия противоречили их истинным убеждениям и взглядам), чем те, кто подчинился из личных интересов.
Как насчет несоответствия? Можем ли мы также судить о нонконформистах по тому, были ли их мотивы доброжелательными? Чтобы исследовать этот вопрос, мы представили участникам несколько вариантов гипотетического сценария, связанного с голосованием студенческого сената в университете. Главный герой в этом сценарии придерживается другой точки зрения, чем остальные члены сената, и поэтому его можно рассматривать как нонконформиста.
Участники читают, что этот человек либо голосует в соответствии с группой (согласие), либо иначе, чем остальная часть группы (несогласие). Помимо различного соответствия и несоответствия, каждый из этих результатов также различался в зависимости от того, были ли мотивы главного героя эгоцентричными или доброжелательными. Он подчинялся, потому что хотел нравиться, или потому, что заботился о гармонии в группе? С другой стороны, отказывался ли он поддаваться групповому давлению, потому что заботился об утверждении своей индивидуальности или потому, что беспокоился о том, что группа примет неправильные решения?
Выводы ясны. Конформизм, потому что он заботился о группе, казалось, приносил студенту «дополнительные баллы» в глазах участников, в отличие от конформизма, потому что он заботился о том, чтобы его любили. В отличие от суждений о соответствии, мы обнаружили, что участники рассматривали несоответствие главного героя как положительное, независимо от того, было ли оно основано на эгоцентричных или доброжелательных мотивах. Эти результаты, по-видимому, отражают предубеждение, согласно которому те, кто сопротивляется влиянию других, пользуются презумпцией сомнения, а те, кто подчиняется воле других, — нет.
Как бы мы ни относились к конформизму, это вездесущий аспект социальной жизни. От нас часто требуется ниспровергать собственные потребности и идти в ногу с группой. Это особенно верно во время нынешней пандемии, с которой мы имеем дело, когда соблюдение рекомендаций по охране здоровья (несмотря на то, как человек может относиться к ним лично) становится буквально вопросом жизни и смерти.
Более пристальное внимание к роли конформизма добавляет нюансов к тому, как мы понимаем социальное поведение других. Люди могут ценить суровых индивидуалистов, которые бросают вызов статусу-кво, но при этом признают достоинства того, что они собираются вместе и выступают за свои группы. Восхваление тех, кто имеет мужество выделиться из толпы, и восхищение теми, кто жертвует собой ради блага группы, не исключают друг друга.
Подобно тому, как персонаж Уильямса побуждал своих учеников смотреть на жизнь с разных точек зрения, мы тоже можем рассматривать конформизм с разных точек зрения. Это показывает, что конформизм не является ни хорошим, ни плохим. Скорее, как и в случае со многими сложными формами социального поведения, ключевыми являются намерения. Понимание этого позволяет нам быть более проницательными в наших социальных суждениях, чтобы мы могли поощрять те акты соответствия, которые действительно доброжелательны и служат высшему благу.
Для дальнейшего чтения
Вайс, М., и Давидаи, С. (2020). Доброжелательное соответствие: влияние воспринимаемых мотивов на суждения о соответствии. Бюллетень личности и социальной психологии.
Мэтью Уайс — доцент кафедры психологии SUNY New Paltz. Его исследования исследуют социальное познание с точки зрения культуры и развития.
Шай Давидай — доцент кафедры менеджмента в бизнес-школе Колумбийского университета. Его исследование изучает психологические силы, которые формируют и искажают то, как люди видят мир, особенно когда речь идет о важных социальных проблемах, таких как неравенство и экономическая мобильность.
восприятие человека
социальное влияние
соответствие
Характер и контекст Блог
BY Йохен Гебауэр и Дженнифер Эк
Большинство людей считают, что неудачи делают людей несчастными, если не несчастными. Сказки Гадкий утенок и Красноносый северный олень Рудольф иллюстрируют, насколько глубоко эта вера укоренилась в нашей культуре. В обеих сказках главные герои страдают из-за того, что отличаются от других, из-за того, что не подходят друг другу.
Исследования в области психологии и социологии подтверждают идею о том, что люди психологически страдают, когда не вписываются в общество. Например, в классическом исследовании 1965 года социолог Моррис Розенберг обнаружил, что протестанты и католики сообщали о более низкой самооценке, когда они жили в район, в котором большинство людей исповедовали другую религию и, таким образом, не «вписывались». Аналогичным образом, в 2010 году группа культурных психологов сравнила уровни самооценки экстравертированных людей в двух типах наций: в странах с высокой степенью экстравертности, жители которых в целом были довольно экстравертными, и в странах с меньшей экстравертностью, жители которых в целом были менее экстравертными. В соответствии с ожиданиями исследователей, экстравертированные люди сообщали о более низкой самооценке, когда жили в странах, в которых большинство людей были менее экстравертными.
Тем не менее, неужели несчастье неизбежно возникает из-за того, что люди не приспособлены друг к другу? У нашей исследовательской группы были основания подозревать, что неспособность приспособиться не всегда делает людей несчастными. Наше предыдущее исследование показало, что напористых, творческих и открытых людей совершенно не волнует, вписываются ли они в общество или нет. Таким образом, такие люди могут не сильно страдать от того, что они неудачники. Наше предыдущее исследование также показало, что сердечные, милые и приятные люди имеют особенно сильное желание приспособиться. В результате эти люди могут особенно сильно страдать, когда думают, что не вписываются в общество9.0003
Наше последнее исследование, в ходе которого был изучен очень большой набор данных, включающий более 2,5 миллионов человек из 102 стран, сравнило две группы людей. Первая группа состояла из людей с личностными качествами, которые должны снижать негативные последствия неприспособленности, такими как высокий уровень напористости, творчества и открытости и низкий уровень теплоты, любезности и покладистости. Во вторую группу входили люди с личностными качествами, которые должны усиливать негативные последствия неприспособленности: низкий уровень напористости, креативности и открытости и высокий уровень теплоты, любезности и покладистости. Мы ожидали, что первая группа будет меньше страдать от несоответствия требованиям, чем вторая группа.
По большому счету, вот что мы нашли. Неприспособленность не ассоциировалась с несчастьем у первой группы людей — у тех, кто отличался высокой напористостью, креативностью и открытостью и низкой теплотой, любезностью и покладистостью. Однако люди из второй группы — те, у кого были низкие показатели напористости, креативности и открытости и высокие показатели теплоты, любезности и покладистости, — были гораздо несчастнее, когда не вписывались в эту группу.
Разнообразие способов. Например, мы измерили религиозное несоответствие — быть религиозным в нерелигиозных странах или нерелигиозным в религиозных странах. Мы также измерили политическое несоответствие — быть либеральным в консервативных штатах США или консервативным в либеральных штатах США. Мы также использовали различные меры страдания, включая низкую самооценку и депрессию.
Насколько нам известно, эти результаты впервые показывают, что негативные последствия неприспособления не одинаково сильны для всех и что некоторые люди могут не так сильно страдать, когда не приспосабливаются. С другой стороны, мы также определили черты личности, которые делают неудачников особенно несчастными. В частности, люди с низким уровнем напористости, творчества и открытости, но с высоким уровнем теплоты, любезности и приятности, по-видимому, больше всего беспокоятся, когда не вписываются в общество.
В следующий раз, когда вы увидите симпатичного, но не очень напористого человека, который, кажется, не вписывается в определенную группу людей, стоит помнить, что он или она, скорее всего, будут чувствовать себя особенно некомфортно. Чтобы помочь этому человеку почувствовать себя лучше, вы можете поговорить с ним и выяснить, что у вас общего.
Для дальнейшего чтения (в открытом доступе, по ссылке)
Гебауэр, Дж. Э., Экк, Дж., Энтринджер, Т. М., Блейдорн, В., Рентфроу, П. Дж., Поттер, Дж., & Гослинг, SD (2020). Польза для благополучия от совпадения личности и культуры зависит от основных личностных качеств. Психологическая наука, 31 , 1283-1293. https://doi.org/10.1177/0956797620951115
Йохен Гебауэр — Гейзенберг, профессор межкультурной социальной психологии и психологии личности в Мангеймском университете, Германия, и профессор социальной психологии и психологии личности в Университете C Опенхаген , Дания.
Дженнифер Экк — научный сотрудник Гейзенбергского профессора межкультурной социальной психологии и психологии личности Мангеймского университета в Германии.
соответствие
креативность
приятность
Характер и контекст Блог
BY Эндрю Мойнихан
Как часто вы чувствовали, что у вас нет другого выбора, кроме как соглашаться с мнением других людей? Вы когда-нибудь соглашались с группой только потому, что не могли задавать вопросы ее членам? Или вы хотели, чтобы вас не привлекали к себе внимание как паршивая овца в группе?
Многие психологи исследовали причины, по которым люди подчиняются групповому давлению. В некоторых случаях конформность возрастает, когда люди считают, что у них нет свободы воли. Последствия неверия в свободную волю не очень приятны. Ранние исследования показали, что оспаривание убеждений людей в свободе воли повышает вероятность того, что они сжульничают на тесте или добавляют больше острой сальсы в лепешки, когда готовят закуски для кого-то, кто недавно отверг их из группы. Другие последствия оспаривания убеждений в свободе воли включали усиление расизма и снижение просоциального отношения.
Эти результаты показывают, что, когда люди не думают, что у них есть свобода воли, они могут чувствовать себя менее контролирующими свои действия, брать на себя меньшую ответственность за свои действия и меньше хотеть думать самостоятельно. Напротив, вера в свободу воли заставляет людей больше размышлять о своих решениях. Например, если что-то усилило вашу веру в свободу воли, вы можете больше доверять своей способности делать выбор, основываясь на собственных мыслях и ценностях. В результате вы также можете стать более устойчивым к давлению со стороны других.
Недавно мы с коллегами обнаружили, что вера в свободную волю также способствует обретению смысла жизни. Однако, как и вера в свободу воли, вера людей в значимость также может быть оспорена. Действительно, многие повседневные переживания угрожают человеческому чувству смысла жизни. К таким угрозам относятся социальная изоляция, осознание людьми своей возможной смерти и даже скука. Люди справляются с такими экзистенциальными угрозами разными способами.
В начале 2000-х годов Арно Висман и Сандер Кул хотели выяснить, заставит ли напоминание людям об их смертности «прятаться в толпе» — как способ справиться с ситуацией. В их исследовании люди, которых недавно заставили задуматься о своей смертности, с большей вероятностью сидели с другими людьми среди сгруппированных стульев, а не сидели более комфортно, но в одиночестве, на противоположной от других людей стороне стола.
Позже Уисман включил эти и другие выводы в свою « гипотезу экзистенциального побега ». Согласно этой идее, люди, которые сталкиваются с угрозами смыслу жизни, такими как угрозы свободе воли, пытаются уменьшить свое самосознание, сливаясь с группами. Поступая так, люди уменьшают свою способность воспринимать и думать о бессмысленности. В результате люди, кажется, находят что-то утешительное в побеге в группу.
В наших недавних исследованиях мы с коллегами исследовали взаимосвязь между неверием в свободу воли и конформизмом, используя предсказания «гипотезы экзистенциального бегства». Более ранние исследования показали, что оспаривание убеждений людей о свободе воли заставляло их больше подчиняться предпочтениям других. для сюрреалистических картин. Участники, чьи убеждения о свободе воли оказались под угрозой, также с большей вероятностью придумывали новые названия продуктов для пасты и болеутоляющих средств, которые очень напоминали традиционные бренды. Другими словами, угрозы нашему чувству свободы воли могут уменьшить нашу креативность и наше желание идти против групповых норм. Расширяя эти результаты, мы исследовали, заставляют ли людей бросать вызов убеждениям о свободе воли испытывать меньше смысла в жизни и заставляют ли эти чувства людей больше конформироваться, чтобы избежать этого аверсивного состояния.
В нашем первом исследовании мы попросили одну группу участников прочитать эссе, написанное лауреатом Нобелевской премии ученым Фрэнсисом Криком, в котором он выступал против существования свободы воли. По сравнению с группой участников, читавших эссе о сознании, участники, читавшие эссе, выступающие против свободы воли, испытывали не только большие угрозы своим убеждениям о свободе воли, но и своему чувству смысла жизни.
В нашем следующем исследовании люди, которые испытывали большую бессмысленность жизни, также сообщали о большей склонности к конформизму. В частности, бессмысленность была тесно связана с формами конформизма, которые снижали у людей чувство самосознания, что согласуется с предсказаниями «гипотезы экзистенциального побега» 9. 0003
В нашем заключительном исследовании мы попросили участников заполнить анкеты, которые измеряли их веру в свободную волю, бессмысленность, соответствие и самосознание. Тенденция не верить в свободную волю привела к большему конформизму, особенно у людей, которые чувствовали себя очень застенчивыми, по-видимому, потому, что людей с высоким уровнем самосознания больше беспокоили угрозы их убеждениям в свободе воли и чувство бессмысленности. К сожалению, наше исследование показывает, что конформизм может быть распространенным способом избежать ощущения, что жизнь лишена смысла.
Для дальнейшего чтения
Мойнихан А.Б., Игоу Э.Р. и Ван Тилбург У.А.П. (2019). Затерянный в толпе: конформизм как побег после неверия в свободную волю. Европейский журнал социальной психологии, 43, 509-520. doi:10.1002/ejsp.2499
Висман, А. (2006). Копание в теории управления терроризмом: «использовать» или «потерять» символическое «я»? Психологическое обследование, 17 , 319-327. doi: 10.1080/10478400701369468
Wisman, A., & Koole, S.L. (2003). Прятаться в толпе: может ли заметность смертности способствовать присоединению к другим, которые выступают против вашего мировоззрения? Журнал личности и социальной психологии, 84 , 511-526. doi:10.1037/0022-3514.84.3.511
Эндрю Б. Мойнихан — преподаватель психологии в Университете Лимерика, Ирландия, и первый автор книги «Потерянный в толпе: конформизм как побег после неверия в свободу». Воля.»
свободная воля
соответствие
Характер и контекст Блог
Реплика одного из наиболее широко известных исследований послушания, эксперимента Стэнли Милгрэма, показывает, что даже сегодня люди по-прежнему готовы причинять вред другим, стремясь подчиняться авторитету.
Название прямое: «Вы бы ударили током в 2015 году?» и ответ, согласно результатам этого исследования репликации, да. Социальные психологи из Университета социальных и гуманитарных наук SWPS в Польше воспроизвели современную версию эксперимента Милгрэма и получили результаты, аналогичные исследованиям, проведенным 50 лет назад.
«Наша цель состояла в том, чтобы изучить, насколько высокий уровень послушания мы встретим среди жителей Польши», — пишут авторы. «Следует подчеркнуть, что тесты в парадигме Милгрэма никогда не проводились в Центральной Европе. Уникальная история стран региона сделала вопрос подчинения властям исключительно интересным для нас».
Для тех, кто не знаком с экспериментом Милгрэма, он проверял готовность людей наносить удары током другому человеку, когда экспериментатор поощрял их. Хотя ни в одном из экспериментов на самом деле не применялись удары током, участники считали их реальными. Эксперименты Милгрэма показали, что при определенных условиях давления со стороны власти люди готовы выполнять команды, даже если это может навредить кому-то другому.
«Подавляющее большинство людей, узнав об экспериментах Милгрэма, утверждают, что «я бы никогда не стал вести себя подобным образом», — говорит Томаш Гржиб, социальный психолог, участвовавший в исследовании. «Наше исследование еще раз продемонстрировало огромную силу ситуации, с которой сталкиваются испытуемые, и то, как легко они могут согласиться с вещами, которые им неприятны».
Хотя этические соображения не позволили полностью повторить эксперименты, исследователи создали аналогичную установку с более низким уровнем «шока», чтобы проверить уровень послушания участников.
Исследователи набрали для исследования 80 участников (40 мужчин и 40 женщин) в возрасте от 18 до 69 лет. Участникам нужно было нажать до 10 кнопок, каждая из которых имела более высокий уровень «шока». Результаты показывают, что уровень послушания участников инструкциям так же высок, как и в исходных исследованиях Милгрэма.
Они обнаружили, что 90% людей были готовы перейти на самый высокий уровень в эксперименте. Что касается различий между готовностью людей наносить удары током мужчине и женщине, «следует отметить, — пишут авторы, — что, хотя количество людей, отказывающихся выполнять команды экспериментатора, было в три раза больше, когда студентка [человек, подвергшийся «шоку»] была женщиной, небольшой размер выборки не позволяет нам делать однозначные выводы».
Говоря о том, как изменилось общество, Гржиб отмечает, что «спустя полвека после первоначального исследования Милгрэма послушания властям подавляющее большинство испытуемых по-прежнему готовы «убить электрическим током» беспомощного человека».
Долински, Дариуш; Гжиб, Томаш; Фольварчный, Михал; Гржибала, Патриция; Кшишича, Каролина; Мартыновска, Каролина; Трояновский, Якуб. Вы бы ударили током в 2015 году? Послушание в экспериментальной парадигме, разработанной Стэнли Милгрэмом через 50 лет после первых исследований. Социальная психология и наука о личности , в Интернете до печати Март 2017 г.
Социальная психология и наука о личности (SPPS) — официальный журнал Общества личности и социальной психологии (SPSP), Ассоциации исследований личности (ARP). ), Европейская ассоциация социальной психологии (EASP) и Общество экспериментальной социальной психологии (SESP). Социальная психология и наука о личности публикует новаторские и подробные краткие отчеты об эмпирических исследованиях последних достижений в области психологии личности и социальной психологии.