Конформность . Психологос [Энциклопедия практической психологии]
Конформизм – следование тому, что принято окружающими или властью, установка (желание и привычка) быть как все.
Как все – думать, говорить, одеваться, жить… Все носят джинсы – и я буду, у всех дома плакаты с любимыми музыкальными группами – и у меня такие должны быть.
Конформность – склонность к конформизму, к изменению своих взглядов и позиций вслед за теми, которые преобладают в данном обществе, группе или просто у значимых окружающих. Конформное поведение – соглашательское, бездумное поведение по принципу «Я согласен. Я как все!». Конформист – человек, для которого характерны конформизм или конформность. Если конформизм становится определяющей чертой, говорят о конформном типе личности.
Конформизм бывает внешним и внутренним, пассивным и активным, осознанным и бездумным.
Внешний конформизм – когда человек подчиняется для виду, чтобы не конфликтовать с окружающими или властью, при этом внутренне остается при своих взглядах и мнении.
Преподаватель политологии читал лекцию, придерживаясь некоторой точки зрения. Следующим утром вышло постановление правительства, и тот же самый лектор теперь искренне стоит на позиции, полностью противоположной той, которую он озвучивал вчера.
С другой стороны, можно выделить пассивный и активный конформизм. Пассивный конформизм порождается внешним давлением: на человека надавили – он подчинился. Активный конформизм идет от самого человека: даже если преобладающая позиция не объявляется и не спускается сверху, он старается почувствовать, какой она может быть, и реагирует на атмосферу и знаки. Вариант активного конформизма – воинственный конформизм, который активно борется со всеми отличающимся от «как все», со всеми инакомыслящими.
Что касается осознанности и бездумности данной черты, то осознанный конформизм – явление достаточно редкое. Иногда он является рационализацией предыдущего негативного опыта противостояния внешнему давлению, иногда – жизненной философией (например, философией ловчилы или нестандартной, чаще восточного толка, индивидуальной философией жизни).
Обычно же конформизм – это бездумность, некритичное приспособленчество, основанное скорее на страхе и отсутствии веры в себя, собственных убеждений и ценностей.В одном из детских садов провели эксперимент и сняли его на кинокамеру. Детям примерно пятилетнего возраста предлагали попробовать кашу из одной большой тарелки. Никто из них не знал, что часть каши вместо сахара была сдобрена солью, и когда им предлагали нормальную кашу, все дети с удовольствием отвечали, что она очень вкусная. После того как большинство детей сказали, что каша сладкая, экспериментатор дала девочке попробовать пересоленную, практически горькую кашу. От первой же ложечки лицо ребенка скривилось, из глаз потекли слезы, но на вопрос: «Каша сладкая?» девочка ответила: «Сладкая». Раз все говорили, что каша сладкая, то и она скажет, как все.
Какова природа конформизма? В основе конформного поведения обычно лежит страх «Высунешься – хуже будет!»: как правило, группа негативно реагирует на того, кто ей противостоит. Люди, активно выходящие за рамки шаблонов, обычно подвергаются давлению и агрессии со стороны конформистов – «молчаливого большинства». Конформное поведение и соглашательство иногда может быть проявлением осознанной лояльности к внешним требованиям: «Как мне скажут, так я и буду думать, так и правильно. Тем, кто сверху, виднее». Такая осознанная лояльность – иногда мудрость, но чаще это трусость и нежелание думать самому, превращающиеся в привычный стандарт поведения в группах, в которых ответственность распылена. Страх и нежелание думать самостоятельно – две главные причины конформного поведения.
Конформизм – качество врожденное или приобретенное? Бывает и так, и так. Некоторые появляются на свет с установкой на конформизм, есть бунтари от рождения, есть не конформисты и не бунтари, а просто здраво смотрящие на всё.
Конформность – склонность к изменению своих взглядов и позиций вслед за теми, которые преобладают в данном обществе, группе или просто у значимых окружающих. Конформное поведение – соглашательское, бездумное поведение по принципу «Я согласен. Я как все!».
Уровень конформности личности зависит от многих моментов. Чем больше группа и чем выше в ней единодушие, тем труднее ей противостоять. Если группа склонна к агрессии к тем, кто ей противостоит, конформизм также повышается: никто не хочет неприятностей для себя. При этом большую роль играют личностные особенности: обычно более конформны женщины, дети и подростки, лица с низким социальным статусом и невысоким интеллектом, люди тревожные и внушаемые. Чем больше у человека привязанность к группе или зависимость от нее, тем выше у него уровень конформности. С другой стороны, практически у любого человека конформность проявляется в ситуациях, когда он мало что понимает и ему неважно то, что обсуждается. В этом случае большинство людей предпочитают согласиться с большинством.
Наиболее известны следующие экспериментальные исследования конформизма: 1935 год – эксперимент Музафера Шерифа, 1951 год – «Эксперимент Аша», 1963 год – «Эксперимент Милгрэма», он же «Тест Эйхмана».
Если быть не конформистом, то кем? «Я не ругаюсь матом, всегда уступаю место женщинам в метро, не опаздываю, люблю слова „пожалуйста“, „будьте добры“, „спасибо“, я не прерываю собеседника и тактично делаю замечания начальникам, если при общении со мной они повышают на меня голос. Большинство вокруг меня, признаюсь, люди хамоватые. Я не борюсь с ними, но и принять их стиль поведения не могу. Коллеги за спиной надо мной подшучивают, и все называют меня белой вороной. Как мне быть? Неужели стать таким, как все?» Не надо плыть по течению, не надо плыть против него, а надо плыть туда, куда надо. Глупо быть «как все», так же как и нет необходимости быть «не как все». Надо думать, прислушиваться к умным людям и вырабатывать собственные ценности, жить так, как вам представляется достойным.
На уровне здравого смысла конформизму часто противопоставляется нонконформизм, протестная реакция на жизнь «как у всех», однако между конформистом и нонкомформистом есть то, что их объединяет: оба мыслят несамостоятельно.
И конформизм, и нонконформизм являются элементами незрелого, детского (подросткового) поведения. Более взрослое, зрелое поведение – это поведение свободно самоопределяющейся личности. А еще более взрослое – любовь и забота, когда человек свою свободу использует не для того, чтобы что-то не делать, а для того, чтобы делать то, что считает достойным, во имя того, что ему дорого.
«Конформность» и «внушаемость». Конформное и негативное поведение. Феномен группового давления.
К конформному поведению в той или иной степени склонно большинство людей. Еще Э. Фромм говорил о том, что конформизм является устойчивой характеристикой современного общества. Индивид порой готов утратить собственное «Я», лишь бы не чувствовать себя одиноким. Быть «белой вороной» и при этом не испытывать дискомфорта, на это способен, увы, далеко не каждый. По большому счету, то, что человек живет в обществе, уже является признаком конформности.
В социальной психологии терминомконформность обозначают склонность человека под влиянием других людей изменять свое мнение, восприятие и поведение для того, чтобы соответствовать определенному обществу или группе, приспособится к их требованиям. При этом совсем не обязательно, что эти требования существуют в реальности.
Традиционно различают внешнюю и внутреннюю конформность. Внешняя конформность или уступчивость – это принятие мнения окружающих с целью заслужить их поощрение или избежать порицания. Притом что индивид может быть не согласен с этим мнением. Внутренняя конформность, напротив, предполагает искреннее принятие позиции окружающих и изменение своей точки зрения на основании самостоятельных размышлений. Эта личная конформность называется одобрением и нередко возникает после уступки.
Ничто не способно так наглядно продемонстрировать положительное и отрицательное проявление конформности, как реальная жизнь. В своем учебнике по социальной психологии профессор Дэвид Дж. Майерс описал несколько показательных случаев, которые ярко отображают плюсы и минусы конформного поведения.
Так, после самоубийства Мерилин Монро 6 августа 1962 г. количество суицидов в США за этот месяц превысило обычную цифру на 200. Хотя некоторые исследователи оспаривают способность самоубийц влиять на других людей, тем не менее в Лондоне, в одной из психиатрических клиник всего за один год произошло 14 самоубийств. А в одной из школ в течение 18 дней два подростка покончили с собой, семеро предприняли попытку суицида и 23 школьника признались, что размышляют о самоубийстве.
Но также есть примеры, когда конформность оказывалась полезной и помогала людям достигать благих целей. Так, в 1986 г. миллионы граждан Филиппин выступили против правления президента и диктатора Фердинанда Маркоса. В результате общая ненависть и презрение к репрессивному правительству сыграли важную роль в перевороте, благодаря которому Маркос был свержен со своего поста. Конечно, конформизм был лишь частью всего механизма восстания, но именно конформность побудила людей, предпочитающих придерживаться нейтралитета, присоединиться к делу, пренебрегая страхом перед расправой.
Кроме того, благодаря конформности из поколения в поколение передается социально-культурный багаж человечества: представления о культурных устоях и ценностях, а также социальных установках.
Таким образом, можно сказать, что конформное поведение способно как навредить, так и принести пользу не только отдельной личности, но и обществу в целом. Недаром проблема конформного поведения имеет высокое значение в социальной психологии. Конформность объединяет людей, помогает им жить в соответствии с определенными принятыми в обществе нормами и правилами.
Групповая сплоченностьРассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.
Феномен совместной трудовой деятельности исследуется в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. В результате исследований была разработана модель группы как субъекта совместной деятельности. Основными параметрами, характеризующими уровень целостности (интегрированности) группы выступают плотность функциональных связей между ее членами, уровень функциональной взаимосвязанности и тип целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами группы. В рамках системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива (А Л.Журавлев и др., 1988) сформулировано положение о множественности (или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъект совместной деятельности, общения и межличностных отношений.
Феномен группового давления
Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле (Кон, 1967). Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие «конформизм» приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.
Иследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М.Дойчем и Г.Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).Таким образом, проблема влияния большинства и меньшинства, проанализированная С.Московичи, имеет большое значение и в контексте малой группы.
Главной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность. Она есть, таким образом, не только внешне заданное условие существования данной группы, но и внутреннее основание ее существования.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
«Конформность» и «внушаемость». Конформное и негативное поведение. Феномен группового давления.
От 250 руб
Контрольная работа
«Конформность» и «внушаемость». Конформное и негативное поведение. Феномен группового давления.
От 250 руб
Курсовая работа
«Конформность» и «внушаемость». Конформное и негативное поведение. Феномен группового давления.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
7.1 Многообразие конформизма – Принципы социальной психологии
Аллен, В.Л. (1975). Социальная поддержка нонконформизма. В Л. Берковице (ред.), Достижения в области экспериментальной социальной психологии (Том 8). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Academic Press.
Аллен, В.Л., и Левин, Дж.М. (1968). Социальная поддержка, инакомыслие и соответствие. Социометрия, 31 (2), 138–149.
Андерсон, К., Кельтнер, Д., и Джон, О.П. (2003). Эмоциональная конвергенция между людьми во времени. Журнал личности и социальной психологии, 84 (5), 1054–1068.
Аш, SE (1952). Социальная психология . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Аш, SE (1955). Мнения и социальное давление. Scientific American, 11 , 32.
Барон, Р.С., Ванделло, Дж.А., и Брунсман, Б. (1996). Забытая переменная в исследовании соответствия: влияние важности задачи на социальное влияние. Журнал личности и социальной психологии, 71, 915–927.
Бояновский, Э.О., и Аллен, В.Л. (1973). Внутригрупповые нормы и самоидентификация как детерминанты дискриминационного поведения. Журнал личности и социальной психологии, 25 , 408–418.
Чартранд, Т.Л., и Барг, Дж.А. (1999). Эффект хамелеона: связь восприятия-поведения и социальное взаимодействие. Журнал личности и социальной психологии, 76 (6), 893–910.
Чартранд, Т.Л., и Далтон, А.Н. (2009). Мимикрия: ее повсеместность, важность и функциональность. В Э. Морселла, Дж. А. Барг и П. М. Голлвитцер (ред.), Оксфордский справочник по действиям человека (стр. 458–483). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Чалдини, Р. Б. (1993). Влияние: наука и практика (3-е изд. ). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер Коллинз.
Чалдини, Р. Б., Рено, Р. Р., и Каллгрен, К. А. (1990). Фокусная теория нормативного поведения: переработка концепции норм для уменьшения количества мусора в общественных местах. Журнал личности и социальной психологии, 58 , 1015–1026.
Крано, В. Д., и Чен, X. (1998). Договор о снисхождении и постоянство влияния большинства и меньшинства. Журнал личности и социальной психологии, 74 , 1437–1450.
Далтон, А. Н., Чартран, Т. Л., и Финкель, Э. Дж. (2010). Хамелеон, управляемый схемой: как мимикрия влияет на исполнительные и саморегулируемые ресурсы. Журнал личности и социальной психологии, 98 (4), 605–617.
Дойч, М., и Джерард, Х. Б. (1955). Изучение нормативного и информационного социального влияния на индивидуальное суждение. Journal of Abnormal and Social Psychology, 51 , 629–636.
Фестингер Л., Шахтер С. и Бэк К. (1950). Социальное давление в неформальных группах . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер.
Хардин, К., и Хиггинс, Т. (1996). Общая реальность: как социальная проверка делает субъективное объективным. В RM Sorrentino & ET Higgins (Eds.), Справочник по мотивации и познанию: основы социального поведения (том 3, стр. 28–84). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд.
Хогг, Массачусетс (2010). Влияние и лидерство. В С. Ф. Фиске, Д. Т. Гилберте и Г. Линдзи (редакторы), Справочник по социальной психологии (Том 2, стр. 1166–1207). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли.
Джейкобс, Р. К. и Кэмпбелл, Д. Т. (1961). Увековечивание произвольной традиции через несколько поколений лабораторной микрокультуры. Journal of Abnormal and Social Psychology, 62 , 649–658.
Латане, Б. (1981). Психология социального воздействия. Американский психолог, 36 , 343–356.
Макнейл, М.К., и Шериф, М. (1976). Изменение нормы на протяжении поколений субъектов как функция произвольности предписанных норм. Журнал личности и социальной психологии, 34 , 762–773.
Мартин, Р., и Хьюстон, М. (2003). Влияние большинства против влияния меньшинства: когда, а не в том случае, статус источника вызывает эвристическую или систематическую обработку. Европейский журнал социальной психологии, 33 (3), 313–330.
Мартин, Р., Мартин, П.Ю., Смит, Дж.Р., и Хьюстон, М. (2007). Влияние большинства и меньшинства и предсказание поведенческих намерений и поведения. Журнал экспериментальной социальной психологии, 43 (5), 763–771.
Милгрэм С., Бикман Л. и Берковиц Л. (1969). Обратите внимание на силу притяжения толпы разного размера. Журнал личности и социальной психологии, 13 , 79–82.
Московичи, С., Лаге, Э., и Нафрешу, М. (1969). Влияние последовательного меньшинства на ответы большинства в задаче на восприятие цвета. Социометрия, 32 , 365–379.
Мугни, Г., и Папастаму, С. (1981). Когда жесткость не подводит: индивидуализация и психологизация как сопротивление распространению инноваций меньшинства. Европейский журнал социальной психологии, 10 , 43–62.
Маллен, Б. (1983). Оперативное влияние группы на человека: перспектива само-внимания. Журнал экспериментальной социальной психологии, 19 , 295–322.
Немет, С.Дж., и Кван, Дж.Л. (1987). Влияние меньшинства, дивергентное мышление и обнаружение правильных решений. Журнал прикладной социальной психологии, 17 , 788–799.
Рорер, Дж. Х., Барон, С. Х., Хоффман, Э. Л., и Свандер, Д. В. (1954). Устойчивость автокинетических суждений. Американский журнал психологии, 67 , 143–146.
Шериф, М. (1936). Психология социальных норм . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper & Row.
Самнер, WG (1906). Народные обычаи . Бостон, Массачусетс: Джинн.
Тикл-Дегнен, Л., и Розенталь, Р. (1990). Природа раппорта и его невербальные корреляты. Психологическое исследование, 1 (4), 285–293.
Тикл-Дегнен, Л., и Розенталь, Р. (ред.). (1992). Невербальные аспекты терапевтического раппорта . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Тернер, Дж. К. (1991). Социальное влияние . Пасифик-Гроув, Калифорния: Брукс Коул.
Уайлдер, Д. А. (1977). Восприятие групп, размер оппозиции и социальное влияние. Журнал экспериментальной социальной психологии, 13 (3), 253–268.
6. Влияние и соответствие – Принципы социальной психологии – 1-е международное издание
Глава Цели обучения
1. Множество разновидностей конформизма
- Описать некоторые активные и пассивные способы конформизма в нашей повседневной жизни.
- Сравните и противопоставьте информационное социальное влияние и нормативное социальное влияние.
- Обобщите переменные, которые позволяют представителям большинства по сравнению с меньшинством оказывать социальное влияние.
- Опишите ситуационные переменные, влияющие на степень нашего соответствия.
2. Послушание и власть
- Опишите и проинтерпретируйте результаты исследования Стэнли Милгрэма о подчинении авторитету.
3. Личные, гендерные и культурные различия в соответствии
- Обобщите социально-психологическую литературу о различиях в соответствии между мужчинами и женщинами.
- Обзор исследований, касающихся взаимосвязи между культурой и конформизмом.
- Объясните понятие психологического реактивного сопротивления и опишите, как и когда оно может возникнуть.
Геноцид через конформизм?
Термин «Холокост» обычно используется для описания убийства примерно 6 миллионов евреев нацистскими немцами и их пособниками в течение 12 лет между выборами нацистской партии в 19 году.33, а затем окончание Второй мировой войны в 1945 году. Хотя нацисты также преследовали множество других групп, в том числе гомосексуалистов, коммунистов, свидетелей Иеговы и рома, Холокост остается беспрецедентным системным и промышленным способом, в котором те, кого считали еврейского происхождения были предназначены для уничтожения во всем мире.
Хотя психопатология и личностные черты, такие как авторитаризм, могут использоваться для объяснения мотивов или действий Гитлера и других ведущих нацистов, один из постоянных вопросов, заданных социальными психологами в последующие годы, касается того, какие ситуационные силы могли заставить так много обычных людей а женщины выполнять приказы нацистского руководства. Этот вопрос дал много интересных ответов, включая личную выгоду и материальную выгоду, возрождение национальной гордости после унижения поражения в Первой мировой войне, стремление к сильному лидерству после политической нестабильности и высокого уровня безработицы, а также историю антисемитизма. , дегуманизация и поиск козлов отпущения. Но, пожалуй, самое удивительное объяснение — это соответствие.
Есть ли какие-либо доказательства того, что простые немцы, возможно, согласились с так называемым окончательным решением еврейской проблемы нацистами из-за желания согласиться с группой? Как оказалось, есть много. Важное исследование допросов 210 членов резервного полицейского батальона 101 (ответственного за убийство 38 000 евреев и депортацию 45 000 других) показало, что, хотя отдельные члены группы не имели приказа убивать, почти 90 процентов совершили убийств к концу Холокоста. Кроме того, их действия нельзя было объяснить психопатологией или предыдущим насилием. Фактически, записи показывают, что от 80 процентов до 90 процентов мужчин изначально были в ужасе и отвращении от того, что они делали. Однако желание не столкнуться с изоляцией и остракизмом или не выглядеть «слабыми» мотивировало многих из них на совершение поистине ужасающих актов насилия и убийств. Обычное желание ладить со своими товарищами, не выделяться и избегать социального отторжения, по-видимому, было главной движущей силой для многих из них.
Рисунок 6.1 Источник: Krakau, Razzia von deutscher Ordnungspolizei by Kintscher (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bundesarchiv_Bild_101I-030-0780-28,_Krakau,_Razzia_von_deutscher_Ordnungspolizei. jpg), используемый в рамках CC BY SA 3.0 (http ://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/de/deed.en)Источники:
Browning, C. R. (1998). Обычные мужики: 101-й резервный полицейский батальон и окончательное решение в Польше. Нью-Йорк: HarperCollins.
Уоллер, Дж. (2007). Стать злым: как обычные люди совершают геноцид и массовые убийства. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Вы когда-нибудь решали, какие курсы выбрать, спрашивая совета у друзей или наблюдая за тем, какие курсы они выбирали? Выбирали ли вы одежду, которую хотите надеть (или не наденете) на вечеринку, исходя из того, во что были одеты ваши друзья? Можете ли вы вспомнить время, когда вы изменили свои убеждения или поведение, потому что авторитетное лицо, такое как учитель, религиозный или политический лидер, дало вам идеи о новых способах мышления или новых действиях? Или, возможно, вы начали курить сигареты или употреблять алкоголь, хотя на самом деле не хотели этого, потому что кто-то из ваших друзей делал это.
По крайней мере, на некоторые из этих вопросов вы ответите утвердительно, потому что вы, как и все люди, находитесь под влиянием окружающих. Когда вы оказываетесь в подобных ситуациях, вы испытываете, пожалуй, самый основной из всех социально-психологических процессов — социальное влияние , определяемое как влияние других людей на наши повседневные мысли, чувства и поведение (Хогг, 2010).
В этой главе основное внимание уделяется социальному влиянию, которое заставляет людей, иногда против их воли, принимать и придерживаться мнений и поведения других. Результат этого социального влияния, известный как соответствие относится к изменению убеждений, мнений и поведения в результате нашего восприятия того, во что верят или что делают другие люди . Мы приспосабливаемся к социальному влиянию отчасти для достижения когнитивных целей формирования точных знаний об окружающем нас мире, например, используя мнения и рекомендации других, чтобы помочь нам принимать лучшие решения. Но конформность также включает в себя аффективные процессы. Поскольку мы хотим, чтобы другие нас любили и принимали, мы иногда можем вести себя так, как, возможно, не хотели бы, если бы думали о них более внимательно. Например, мы можем заниматься нездоровым поведением, таким как курение или злоупотребление алкоголем, просто потому, что это делают наши друзья.
Существует множество типов конформизма, начиная от простого и бессознательного подражания другим людям вокруг нас до послушания, созданного влиятельными людьми, которые имеют прямой контроль над нами. В этой главе мы рассмотрим как конформизм, так и лидерство. Мы рассмотрим потенциальные выгоды подчинения другим, но также рассмотрим затраты на это. И мы также рассмотрим, какие люди, скорее всего, будут соответствовать.
Хотя конформизм может показаться чем-то негативным (а в некоторых случаях так оно и есть), в целом склонность поддаваться влиянию действий других является важной человеческой адаптацией. Точно так же, как птицы приспосабливаются к движениям окружающих, когда они летят стаей, социальное влияние среди людей, вероятно, улучшает нашу приспособленность, помогая нам жить и работать вместе (Coultas, 2004; Fincher, Thornhill, Murray, & Schaller, 2008). ; Генрих и Бойд, 19 лет98; Кесслер и Корс, 2008). Конформность определяется взаимодействием человека и ситуации, и хотя ситуация чрезвычайно сильна, разные люди более или менее склонны к конформизму.
Читая эту главу, имейте в виду, что конформизм — еще один пример продолжающейся интерактивной динамики между людьми. Точно так же, как вы приспосабливаетесь к влиянию, которое другие оказывают на вас, ваше поведение также влияет на других, чтобы они подчинялись вашим убеждениям и мнениям. Вы можете быть удивлены тем, как часто эти влияния происходят вокруг вас.
Ссылки
Coultas, J. (2004). Когда в Риме… Эволюционный взгляд на соответствие. Групповые процессы и межгрупповые отношения, 7 , 317–331;
Финчер, К.