Гуманистическая психология плюсы и минусы
Гуманная, или гуманистическая педагогика – это направление педагогики, в основе которого лежит ориентировка на личность, особенности и интересы ребенка в процессе воспитания. На сегодняшний день это направление является достаточно популярным, потому что сегодня стало известно о важности формирования личности именно в детском периоде.
Содержание
- О направлении
- Плюсы гуманистической педагогики
- Минусы гуманистической педагогики
- Итог
- Основные характеристики гуманистической психологии
- Интересные материалы:
О направлении
Основатель гуманистического подхода в педагогике – Шалва Амонашвили, который в середине ХХ века стал говорить о том, что главное в воспитании ребенка – любовь к нему и уважение его как личности. В гуманистической педагогике ребенок – сознательный и активный человек, имеющий свои потребности, интересы, особенности и взгляды, которые имеют право на существование. В отличие от других педагогических направлений, гуманистический подход предполагает большую свободу выбора ребенка в рамках образования. Он базируется на трёх главных принципах:
- Понимание. Учитель должен уметь с помощью наблюдения, бесед и игр понять внутренний мир ребенка и его личность.
- Признание. Педагог, после того, как выявил индивидуальные особенности ребенка, должен уметь признать их, а также – считаться с мнением и позицией обучающегося. Это не означает, что педагог не может иметь своего мнения, но он не вправе навязывать его своему подопечному.
- Принятие. Учитель принимает ребенка таким, какой он есть – со всеми особенностями и взглядами, а также умеет сопереживать.
Плюсы гуманистической педагогики
- Развитие личности. Когда в ребенке признают личность, он признает ее и сам в себе. Он отзывается на любовь взрослого, доверяет ему и учится у него хорошему. Он учится уважать себя и других, находить в любом человеке положительные стороны, адекватно воспринимать окружающий мир. Если ребенок с детства чувствует себя любимым и значимым, его личность развивается стабильно и гармонично.
- Формирование ответственности. С ранних лет ребенок чувствует, что он в ответе за свои слова, свой выбор и свои действия. Он знает, что словом можно подбодрить грустного товарища, успокоить плачущего малыша или призвать к ответственности хулигана. Ребенок, воспитанный по гуманистической системой, не нанесет умышленной обиды другу, не выбросит надоевшее домашнее животное и не выбросит мусор посреди улицы.
- Более высокая мотивация. Дети в общеобразовательной школе зачастую не хотят учиться потому, что информация для них – неинтересна. Если же образование учитывает интересы ребенка и идёт от его личности, то мотивация ребенка к обучению повышается: об интересном хочется узнавать больше и больше.
- Высокий уровень развития коммуникативных умений. Ребенок, обучающийся под влиянием гуманистической педагогики, умеет конструктивно высказывать своё мнение и правильно формулировать мысли. Кроме того, он умеет грамотно выстраивать диалог, доказывать свою точку зрения и договариваться.
- Широта и гибкость мышления. Человек, которому с детства разрешают иметь свою точку зрения, а не принимать навязываемую, с детства мыслит более широко, чем его сверстники, воспитывающиеся в других условиях. Кроме того, на спектр его взглядов положительно влияет и то, что учителя и другие педагоги ориентируются не на шаблонные требования к знаниям и умениям, а на интересы самого ребенка.
Минусы гуманистической педагогики
- В некоторых аспектах жизни человек, воспитанный в гуманистической педагогике, может оказаться неготовым к реальной жизни: взрослым не всегда приходится заниматься только тем, что им нравится и интересно. Иногда приходится выполнить работу и служебные необходимости вне зависимости от желания. С другой стороны, такие дети умеют быстро приспособиться к ситуации, поэтому, скорее всего, особенных трудностей у них не возникнет.
- Трудная работа для учителя. В авторитарном подходе всё просто: учитель говорит, дети делают то, что он сказал, педагог идёт по своей заданной и давно прописанной программе, вне зависимости от потребностей детей. В гуманистической педагогике необходимо отталкиваться от интереса детей. Но в классе – 30 человек, у каждого – свои образовательные желания, и чтобы реализовать потребности каждого, учителю приходится изрядно постараться. С другой стороны, талантливый педагог обычно неплохо с этим справляется.
- Отсутствие преемственности отрицательно влияет на личность. Например, если в школе воспитание гуманистическое, и ребенка здесь уважают, прислушиваются к нему, удовлетворяют его интересы, а дома – авторитарные родители, которым больше хочется, чтоб ребенок был «удобным», чем активным и любознательным, то может возникнуть конфликт. В первом варианте, в школе такой обучающийся может начать вести себя деструктивно, так как это место, где он может проявить себя, пусть даже негативно. Во втором – конфликт с родителями: ребенок имеет свою точку зрения, но он не вправе ее высказать.
- Не каждый авторитарный учитель готов перестроиться на гуманистическое направление. Человек, привыкший, что дети безоговорочно его слушаются и выполняют его указания, зачастую психологически не может «спуститься» на уровень ребенка и услышать его.
- Если образовательная организация работает с деструктивными детьми и подростками, то наладить образование в рамках гуманного подхода достаточно трудно: такие дети обычно имеют весьма неприятные взгляды, интересы и привычки, поэтому общаться с ними «на равных» получится не у каждого педагога. Тем не менее, если учителю это удается, то он достигает невероятных результатов: подростки с деструктивным поведением, когда начинают осознавать, что к их мнению и словам прислушиваются, «раскрываются» с лучшей стороны, и начинают развиваться как личности в более правильном русле.
Итог
Гуманистическая педагогика способна творить чудеса: дети, которых любят, слушают и понимают, развиваются гармоничными и творческими личностями. Они способны конструктивно разговаривать, отстаивать своё мнение, а также уважают любого человека, вне зависимости от его личностных особенностей.
Основные характеристики гуманистической психологии
Основные характеристики гештальтпсихологии
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – форма, структура) возникла в начале ХХ в. в Германии. Основателями стала группа ученых, в которую входили Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка.
Основные положения гештальтпсихологии следующие.
1. Исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры. Гештальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения: свойства целого определяются самим целым.
2. Главный объяснительный принцип в психологии – целостность психологических структур и психических образований.
3. Методы исследования – феноменологическое описание содержания восприятия и переживания, выявление в сознании образных структур или целостностей; эксперимент.
4. Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, зависит его поведение и понимание ситуаций.
5. Процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. В процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости.
6. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Этот процесс называется «переструктурированием гештальта» или «инсайтом», т.
е. озарением.Достоинства гештальтпсихологии состоят в том, что:
впервые стали разрабатываться проблемы восприятия, памяти, мышления;
в исследовании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: «фигуры и фона», константности, принцип «хорошей формы»;
исследования мышления выявили феномен инсайта как мгновенного охватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.
Гуманистическая психология сформировалось в середине ХХ в. как направление, альтернативное бихевиоризму и психоанализу. Центром этого направления стали США, а представителями – Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт.
Основные положения гуманистической психологии следующие.
1. Человек – это уникальная целостность, открытая миру и способная к совершенствованию.
2. Целостность «Я» создает уникальный характер переживаний каждого человека. Поэтому предметом изучения должны быть цели, смыслы, самоотношение, самовосприятие личности.
3. Природа человека добра и конструктивна, в связи с чем необходимо изучать здоровых, творческих индивидов, обладающих огромными внутренними ресурсами.
4. Человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию, реализации. Следовательно, самое главное – «актуализация человеческого потенциала».
5. Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации. Самоактуализация – наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека.
6. Человек – активное, творческое существо. Он свободен в выборе своей жизни и несет ответственность за этот выбор. Жизнь – это единый процесс становления и бытия человека.
7. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые называются – чертами. Эти потребности или черты личности, делятся на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни. Набор этих черт и составляет ядро личности.
К достоинствам гуманистической психологии относится исследование человека как уникальной, целостной личности, что предполагает индивидуальный подход при изучении каждого человека. Важным является и тот факт, что каждый человек может и должен развиваться и самоактуализироваться, так как он не является жертвой обстоятельств, приобретенных навыков (бихевиоризм) и переживаний детства (психоанализ). Недостатком гуманистической психологии является ее «уход» от экспериментальных методов, доказывающих состоятельность этой теории.
Вершины самоактуализации в гуманистической психологии и их важность
Человек является самой высшей ценностью в жизни. Личность состоит из множества психологических компонентов, начиная от темперамента, эмоций, характера и заканчивая высокими потребностями. Люди постоянно стремились понять главную цель существования в этом мире, понять, в чем кроется смысл жизни для каждого человека.
Разные направления психологии изучали эту тематику и предлагали теории и идеи. В каждом случае находились приверженцы, которые видели истину в представленных теориях и развивали учения в выбранном направлении. Нередко теории разных психологических школ опровергают одна другую, но, собственно, это не мешает им существовать. Одной из наиболее популярных и на взгляд большинства психологов, философов и социологов истинной является – гуманистическая психология.
В этой статье:
В чём суть гуманистической психологииИерархия потребностей, как путь к самоактуализации«Я – концепция», как основа личностиТест на проверку своей «Я – концепции»
Новости СМИ2
В чём суть гуманистической психологии
Главной идеей гуманистической психологии является изучение сознательной стороны личности, её направленности и основных потребностей. Человек в этом учении сразу рассматривается не как индивид, а как личность, которая способна на более высокие стремления в жизни.
Гуманистической психологии не приемлемо рассматривать человека, как существо, которое обременено прошлым опытом и способно только проявлять реакции на входящие стимулы и импульсы. Гуманисты отвергают всепоглощающее влияние бессознательного на жизнь человека.
Именно в этом направлении психологии, человек рассматривается, как высокая ценность жизни. Человек имеет определенный набор потребностей и главной его ведущей силой является стремление к самореализации. Главными идеями гуманистической психологии можно назвать следующее:
- Согласно гуманистической теории, каждый человек приходит в этот мир добрым, и только ситуации и обстоятельства, которые его окружают, могут оказывать негативное влияние. Все люди свободны и добры.
- Каждый человек – это целый мир, его необходимо рассматривать как нечто целостное, которое гармонично живет в природе, но при этом не является схожим с животными.
- Личность свободна от своего прошлого, она не несет на себе груз всего человеческого опыта.
Гуманистическая психология
- Сущность каждого человека направлена на будущее, которое неразрывно связанно с самоактуализацией.
- Человек, согласно данной теории, осознает свою целостность и свое «Я».
- Жизненная активность человека напрямую зависит от его стремления к самоактуализации.
Принципов гуманистического учения намного больше, но все они вытекают от одной единственной идеи – человек – это высшая ценность, которая способна принимать себя и окружающих в истинном виде. Сложности и препятствия в жизни такой личности только усиливают мотив к самоактуализации. Но для того, чтобы личность пришла к самоактуализации, согласно гуманистической психологии, она должна реализовать ряд потребностей, которые заложены природой человека.
Иерархия потребностей, как путь к самоактуализации
Именно так все и есть, прежде чем дойти до самой вершины проявления своего внутреннего «Я», человеку стоит реализовать свои потребности. Теория об иерархии потребностей неоднократно рассматривалась разными философами, психологами и другими специалистам, но только А. Маслоу смог предложить наиболее приемлемую и доказуемую теорию об иерархии потребностей.
В науке теория рассматривается, как «Пирамида потребностей по А. Маслоу». Внешне она действительно похожа на пирамиду или на треугольник. В нижней её части находятся самые первые и жизненно необходимые потребности. Согласно теории, личность не сможет продвигаться к высшим потребностям, не преодолев каждую предыдущую.
- На первой линии пирамиды размещена главная потребность для живого существа, это удовлетворение его физиологических потребностей. Под данной потребностью принято понимать наличие крова, сна, пищи и воды.
- На второй линии находится потребность в безопасности. Не одна личность не будет думать об самоактуализации, находясь в опасном для жизни состоянии. Страх, тревога поглощают все другие эмоции и полностью парализуют активность человека.
- На третьей линии пирамиды размещена потребность в принятии личности другими людьми. Человек является социальным, и его активность напрямую связана с другими людьми. Для гармоничного развития и для нахождения мотивов для деятельности, требуется подкрепление в виде любви, приятельском и доброжелательном общении и в дружбе.
- На четвертой ступеньке пирамиды находится потребность в признании личности. Уже на этой стадии возрастают внутренние потребности, и появляется желание быть уважаемым, удовлетворенным самим собой, повышается самооценка и самоценность. Для человека важно достигать успеха в той или иной деятельности, получать одобрение и признание со стороны других значимых для него людей.
- На пятой линии, которая является вершиной пирамиды, находится основная потребность в самоактуализации. Эта потребность включает в себя стремление развивать свои личные способности, быть ментором в том или ином направлении выбранной деятельности. Можно сказать, что эта потребность безгранична и постоянно мотивирует личность к развитию.
Когда ряды иерархических потребностей будут удовлетворены, человек сможет перейти к главной потребности – самоактуализации. Но для того, чтобы человек был полностью готов к постижению высшей потребности, его личность должна иметь крепкий фундамент, который заключается в «Я – концепции».
Гуманистическая психология не состоит только из иерархии потребностей, нет, она в первую очередь показывает, насколько многогранный и глубокий внутренний мир каждого человека, как самосознание и принятие себя позволяет развиваться и постигать новые уровни самоактуализации.
«Я – концепция», как основа личности
Конечно, фундаментом личности выступает только уверенное принятие себя и окружающих. Человек в теории гуманистической психологии понимает, что «Я это Я», что есть определенные мотивы и потребности, а «ты это ты» и так же обладаешь набором потребностей. «Я концепция» не является врожденной, она формируется под воздействием окружающих. В частности, первыми кирпичиками в фундаменте этой концепции являются взаимоотношения в семье, принятие ребенка родителями, как ценности и личности. В дальнейшем на структуру «Я – концепции» влияние будут оказывать окружающие люди и среда, с которой он будет взаимодействовать.
Состоит «Я – концепция» из следующих компонентов:
- «Я – реальный». Это представление человека о себе. Каждый из нас воспринимает себя, как личность с присущими только ему характеристиками и качествами. Это восприятие себя таким, какой есть в реальности, со всеми достоинствами и недостатками.
- «Я – идеальный». Это представление о себе в лучшем образе, таким, каким бы человек хотел быть.
Согласно гуманистической теории человек в стремлении к самоактуализации, стремиться к созданию собственного идеального образа. В норме образ «Я реального» и «Я идеального» совпадают и не должны сильно отличаться.
Но, если эти образы противоположны, то человек, скорее всего, находится в состоянии тревоги и внутреннего конфликта. Если понаблюдать за человеком, то можно понять, какая у него «Я – концепция». Его поведение, реакции на ту или иную ситуацию, его деятельность и активность в жизни, всё это явно демонстрирует составляющие его «Я – концепции».
Тест на проверку своей «Я – концепции»
Если ты желаешь исследовать себя и узнать совпадают ли образы твоей «Я – концепции», то можно провести проективную методику. Для работы понадобиться 3 листа бумаги формата А4, цветные карандаши или краски, фломастеры, авторучка.
Задание: Необходимо нарисовать три рисунка, на которых будет изображены образы «Я реальный», «Я настоящий» и «Я идеальный». Стоит включить фоном музыку для релакса, в которой нет слов, только приятные мелодии. Спокойная и непринужденная обстановка позволит погрузиться в свой внутренний мир и нарисовать все три образа такими, каким ты их ощущаешь.
Интерпретация рисунков довольно проста, визуально будет видно, есть ли общее между этими тремя образами, совпадают ли они. В работе так же важно отметить, над каким из образов было легко работать, какой образ дался с трудом. В конце работы можно задать себе следующие вопросы:
- Нравлюсь ли я себе настоящая и похожа ли я с образом реального?
- Чего мне не хватает, для того чтобы достичь образа «Я идеальный»?
- Какой из образов мне нравится больше остальных? Почему?
Согласно теории гуманистической психологии, каждый человек должен ценить и любить себя, с заботой и уважением относится к другим. Понимание себя и собственных потребностей, принятие окружающей действительности и адекватная реакция на неё, являются важными составляющими здоровой личности.
Гуманистический подход — таблица преимуществ и недостатков в A Level и IB Psychology
Преимущества
- Подчеркивает автономию и свободную волю при выборе поведения. Подход направлен на поиск альтернативного подхода к научной психологии (концентрируется на субъективном опыте людей и его значении, которое не может быть изучено в экспериментах)
- Это единственный подход в психологии, который ставит во главу угла субъективный опыт и смыслы человека
- Это не редукционизм. Индивидуум не рассматривается как продукт возбуждения нейронов или связей между стимулом и реакцией
- Это целостно — фокусирует внимание на личности в целом
- Клиент-центрированная терапия (CCT) поддерживает людей с проблемами и относится к ним с уважением – это рассматривается как недирективная форма терапии
- Просматривает человека как активного агента
- Продвигает идею личной ответственности
- Утверждает, что субъективные переживания важны и ценны
- Клиент-центрированная терапия используется сегодня психологами и консультантами в терапии
Недостатки
- Это слишком позитивно в отношении человеческого поведения — это означает, что предполагается, что люди по своей сути хороши и будут выбирать позитивный путь в своей жизни, однако свобода воли и выбор ограничены для некоторых людей
- Слишком много внимания уделяется субъективному опыту — трудно изучать
- Подход не научный- Не использует никаких строгих, объективных методов и не делает прогнозов, которые можно доказать или опровергнуть
- Акцент делается на сознательном осознании — это ограничивает рамки гуманистического подхода, поскольку он игнорирует вещи, находящиеся вне сознательного осознания
- Клиент-центрированная терапия имеет ограниченную помощь людям со сложными проблемами
- Трудно подделать
- Отсутствие эмпирической поддержки
Оценка
- Психология
- Подходы
- A2/A-level
- AQA
10 Сильные и слабые стороны гуманистического подхода
Гуманизм, гуманист и гуманист – это психологические термины, которые относятся к подходу к изучению человека в целом, а также его или ее уникальности. Эти термины упоминаются в психологии, чтобы иметь тот же подход. Гуманистический подход в некотором смысле называют феноменологическим, при котором изучение личности сосредоточено на субъективном опыте индивида.
Будет ли гуманистический подход благоприятным способом решения различных аспектов человеческого существования? Возможно, ряд сильных и слабых сторон может служить ориентиром для обоснования этого вопроса.
Список сильных сторон гуманистического подхода
1. Фокус на индивидуальном поведении
Вместо того, чтобы сосредоточиться на бессознательном поведении, генах и разуме среди прочего, он переключил свое внимание на отдельного человека или человека в целом.
2. Удовлетворяет представлениям большинства людей
Поскольку гуманистический подход ценит самореализацию и личные идеалы, он удовлетворяет представление большинства людей о смысле быть человеком. Это больше фокусируется на позитивной природе человечества и свободе воли, которая связана с изменениями.
3. Дополнительные сведения о поведении
Легче получить истинное понимание и полную информацию благодаря качественным данным, которые можно связать с поведением.
4. Индивидуалистические методы обучения
Это подчеркивает важность более идиографических и индивидуалистических методов обучения. Гуманизм также может быть благоприятен для различных профессий, включая криминалистику, историю и литературу, потому что гуманистическая мысль имеет основу, которая дает намёк во всём, что считается человеческим.
5. Личностно-ориентированное консультирование
Ненаправленный характер личностно-ориентированного консультирования позволит клиентам чувствовать себя более комфортно при общении с консультантами. Более того, клиенты считаются равными себе, поскольку они не претендуют на звание экспертов.
Список слабых сторон гуманистического подхода
1. Способствует разочарованию клиентов
Предоставление клиентам возможности думать самостоятельно может сбивать с толку тех, кто на это не способен. Точно так же их клиенты могут чувствовать разочарование, потому что им не будут предоставлены объяснения их проблем.
2. Оппозиция детерминистическим законам науки
Гуманистический подход поддерживает свободную волю, в которой сторонники имеют противоположные убеждения в детерминистских законах. Соответственно, детерминизм утверждает, что возможен только один ход событий, что противоречит существованию свободы воли.
3. Этноцентричность гуманистического подхода
Такой подход может быть предвзятым и ориентироваться только на западную культуру. В этом отношении можно сказать, что это повлияет на тех, у кого есть разные культуры, которым следует следовать и перенимать, даже если это противоречит их убеждениям.
4. Требуется опыт
Например, в классе очень важную роль в успехе гуманистического подхода играют способности учителя.