Конкретное мышление и абстрактное – Абстрактное мышление — Википедия

Абстрактный объект — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Абстра́ктный объе́кт — объект, созданный какой-либо абстракцией или при посредстве какой-либо абстракции[1]; когнитивно представленный объект познания, репрезентирующий те или иные сущностные аспекты, свойства, отношения вещей и явлений окружающего мира.[2] Абстрактные объекты делятся на реальные и идеальные, различающиеся постановкой и решением проблемы существования. Для реальных имеется её конструктивное решение; идеальные же выходят за пределы эффективной проверки (например, континуум). В философии следует различать объекты абстрактные и конкретные.

Различие между типом и токеном (англ.)русск. (или типом и экземпляром), введенное Ч.Пирсом[3] определяет физические объекты как токены определенного типа вещей. «Тип», как общее понятие, является абстрактным объектом. Различие между абстрактным и конкретным объектом проще всего понять интуитивно на конкретном примере:

Примеры Абстрактных и Конкретных объектов
Абстрактный Конкретный
Теннис игра в Теннис
Краснота Красная окраска яблока
Пять Пять кошек
Справедливость Справедливый поступок
Человек Сократ

Абстрактные объекты часто привлекают философов потому, что показывают проблематичность некоторых популярных теорий. В онтологии, абстрактные объекты считаются проблематичными для физикализма и некоторых форм натурализма. Самый серьёзный диспут об онтологическом статусе абстрактных объектов, названный проблемой универсалий состоялся в Средние века между номиналистами и реалистами. В эпистемологии, абстрактные объекты считаются проблематичными для эмпиризма. Если абстрактные объекты не существуют в пространстве и не обладают силой причинности, откуда мы о них знаем? Трудно определить, как они влияют на наше чувственное восприятие, однако люди склонны соглашаться в мнениях по поводу многих высказываний о них. Некоторые, например Эдвард Залта (англ.)русск. и скорее всего Платон (в его теории идей), утверждали, что абстрактные объекты составляют главный предмет исследования в

ru.wikipedia.org

Абстрактное логическое мышление

Понятие абстрактно-логического мышления

Познание природных и общественных законов помимо использования ощущений, восприятия и памяти возможно посредством мышления. Мышление представляет собой ступень познания, которая заключается в рациональном, опосредованном познании действительности. Одним из видов мышления, его завершающей стадией в процессе развития человека является абстрактное логическое мышление.

Определение 1

Абстрактно-логическое мышление – это вид мышления, который осуществляется посредством логических операций с понятиями.

Оно является отражением общих связей и отношений, существующих между предметами и явлениями в окружающем мире.

Формы абстрактно-логического мышления

В качестве форм абстрактно-логического мышления выступают:

  1. Понятие – форма, отражающая предмет в качестве одного или группы признаков, которые при этом должны быть существенными и обоснованными. Примером будут такие слова и словосочетания, как «собака», «синеглазая женщина», «абитуриент политехнического вуза».
  2. Суждение – форма, отрицающая или подтверждающая предмет, мир, ситуацию какой-то фразой. Существует два вида суждения: простое («ребенок ест кашу») и сложное («девушка встала, скамья опустела»). При этом второй тип имеет повествовательную форму предложения.
  3. Умозаключение – форма, которая из одного суждения или группы, представляет новое суждение. Она является фундаментом абстрактно-логического мышления.

Признаки абстрактно-логического мышления

Специфические особенности абстрактно-логического мышления характеризуют суть данной формы. К ним относятся:

  • умение владеть и пользоваться понятиями и критериями, не существующими в реальном мире;
  • обобщение и анализ;
  • систематизация полученной информации;
  • необязательность непосредственного взаимодействия с окружающим миром для выявления его закономерностей;
  • формирование причинно-следственных связей.

Применение абстрактного мышления

С рождения дети используют наглядно-действенный тип мышления, затем с полутора лет — конкретно-предметный. Начало развития абстрактного мышления относят к возрасту 5 — 7 лет.

Замечание 1

Все типы мышления сопровождают человека на протяжении его жизни, реализуя и помогая устанавливать простые и сложные связи с окружающей действительностью.

Однако последняя форма представляет собой фундамент обучающего процесса, необходимый для осуществления любой осознанной деятельности. Это касается не только научных видов деятельности, но и бытовых. За счет абстрактного мышления становиться возможным формирование связей между разными событиями, обобщение и распределение опыта, что позволяет выстроить общую картину окружающего мира.

Диагностика и тренировка абстрактного мышления

С целью определения выраженности абстрактного мышления были созданы многочисленные диагностические тесты. Все их делят на три группы:

  1. Тесты на определение типа мышления. Они представляют собой опросники, где необходимо выбрать самое близкое утверждение или работать с изображениями.
  2. Тесты, связанные с выявлением причинно-следственных связей. Подобные методики основаны на том, что даются определенные условия, из которых нужно сделать логически правильный вывод.
  3. Тесты, основой которых является анализ предложенных комбинаций слов. В подобных тестах нужно выявить закономерность, которая стала причиной объединения различных слов.

Абстрактно-логическое мышление представляет собой качество, которое можно развивать. Начинать тренировки следует с раннего возраста, что связано с высокой чувствительностью детей к получению новой информации. С возрастом происходит формирование шаблонов и стереотипов. Весь процесс развития абстрактного мышления включает следующие шаги:

  1. Диагностика изначального уровня абстрактного мышления.
  2. Подбор задач на сообразительность и смекалку.
  3. Применение в качестве упражнений вопросов и заданий из любого теста.

spravochnick.ru

Абстракция — Wikiwand

Абстра́кция (лат. abstractio — отвлечение) — теоретическое обобщение как результат абстрагирования.

Абстрагирование — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Результат абстрагирования — абстрактные понятия, например: цвет, кривизна, красота и т. д.

В европейской философии и логике абстрагирование трактуется как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют всё более общие модели — иерархию абстракций. Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется уровнем абстракции. В зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции.

Абстрактное понятие

Абстрактное понятие — высшая форма абстракции, но связанная с примитивной чувственной абстракцией. Начиная с одних чувственных свойств объекта, выделяя другие чувственные свойства (примитивная чувственная абстракция), абстракция переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Через отношения между предметами мысль может выявить их абстрактные свойства. Абстракция в своих высших формах является результатом раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Существовало два учения об абстракции, то есть о том процессе, когда мышление переходит к абстрактным понятиям:

  • абстракция эмпирической психологии — это учение сводило абстрактное лишь к чувственному,
  • абстракция реалистической психологии — отрывало абстрактное от чувственного, утверждая, что абстрактное содержание порождается мыслью.

Но в действительности абстрактное и несводимо к чувственному, и неотрывно от него. Мысль может прийти к абстрактному лишь исходя из чувственного, то есть это движение мысли, которая переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам.

Абстрагирование

Абстрагирование — это метод познания, мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. Это один из основных процессов умственной деятельности человека, опирающийся на знаковое опосредствование и позволяющий превратить в объект рассмотрения разные свойства предметов. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а также прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека — в качестве некой совокупности механических рычагов.

Виды абстракции

Некоторые типы абстракции:

  • примитивная чувственная абстракция — отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлекшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.
  • обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.
  • идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от несущественных для данного исследования реальных атрибутов. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая» и др.
  • изолирующая абстракция — тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание.
  • абстракция актуальной бесконечности
     — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества[источник не указан 3244 дня], то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные[источник не указан 3244 дня].
  • конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция — выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
  • содержательная абстракция — вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.

Абстрактное и конкретное

В диалектической логике понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному, например, конкретное мышление — абстрактное мышление (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). В диалектической логике понятие абстракция часто употребляется в негативном смысле: как нечто одностороннее, неразвитое, слишком оторванное от жизни, в отличие от конкретного.

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), конкретное мышление имеет дело с конкретными объектами и процессами («Сократ», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, вероятно, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать «числом три» вообще, не имея для него определённого языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия, попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

Определение через абстракцию

Определение через абстракцию — способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества, эквивалентности). Такое отношение, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности, индуцирует разбиение предметной области на непересекающиеся классы (классы абстракции, или классы эквивалентности), причём элементы, принадлежащие одному и тому же классу, неотличимы по определяемому таким образом свойству.

Медицина

Ввиду некоторых физиологических особенностей головного мозга индивидуумов, — у людей, у которых имеются такие заболевания как умственная отсталость, может отсутствовать или быть слабо выражено абстрактное мышление.

  • Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960;
  • Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961;
  • Розов М. А. Научная абстракция и её виды. Новосибирск, 1965;
  • Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967;
  • Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972;
  • Лазарев Φ. В. О природе научных абстракций. М., 1971;
  • Лазарев Φ. В. Абстракция и реальность. — «Вестник МГУ», 1974; № 5;
  • Виленкш Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятие математики и объектов науки.— «ВД», 1974, № 2;
  • Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. М., 1984;
  • Новосёлов М. М. Об абстракциях неразличимости, индивиауации и постоянства, — В кн.: Творческая природа научного познания, М., 1984;
  • Новосёлов М. М. Абстракция и научный метод.—В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987;
  • Sclmeider H. l. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. Erlangen, 1970;
  • Jules Vuillemin. La logique et le monde sensiable. Etude sur les théories contemporaines de l’abstraction. P., 1971;
  • Logic and abstraction. Göteborg, 1986;
  • Pollard St. What is abstraction? — «Nous», 1987, vol. 21, N 2;
  • Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. — «J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, N 3.

Словари и энциклопедии

www.wikiwand.com

Бетон и абстрактное мышление 2019

Конкретный против абстрактного мышления

Люди всегда думают иначе. Некоторые могут мыслить конкретными терминами, а некоторые — абстрактными. Конкретное мышление относится к мышлению на поверхности, тогда как абстрактное мышление связано с глубоким мышлением.

Конкретное мышление не имеет глубины. Это просто относится к мышлению на периферии. С другой стороны, абстрактное мышление проходит под поверхностью. Человек, имеющий конкретное мышление, смотрит на Статую Свободы и видит ее только как леди с факелом. Человек с абстрактным мышлением по-разному увидит Статую Свободы. Он может считать это символом свободы и свободы. Статуя Свободы — всего лишь часть бетона для человека с конкретным мышлением, и это произведение искусства для человека с абстрактным мышлением.

Конкретное мышление касается только фактов. С другой стороны, абстрактивное мышление падает ниже фактов. В то время как какой-то умственный процесс вовлечен в абстрактное мышление, в конкретном мышлении не возникает таких усилий. Человек с конкретным мышлением не мыслит за пределами фактов. У них нет способности мыслить за пределами определенного предела. У конкретных мыслителей есть только обобщенная концепция для всех вещей. С другой стороны, абстрактные мыслители имеют очень специфическую концепцию вещей.

По сравнению с конкретным мышлением абстрактное мышление состоит в понимании множественных значений.

Когда абстрактное мышление основано на идеях, конкретное мышление основано на наблюдении, а также на фактах. Абстрактное мышление можно отнести к образному описанию, тогда как конкретное мышление не так думает.

Резюме 1. Конкретное мышление не имеет глубины. Это просто относится к мышлению на периферии. С другой стороны, абстрактное мышление проходит под поверхностью. 2. Конкретное мышление касается только фактов. С другой стороны, абстрактное мышление опускается ниже фактов. 3. Абстрактное мышление можно отнести к образному описанию, тогда как конкретный мыслитель так не думает. 4. В отличие от конкретного мышления, абстрактное мышление включает в себя некоторый умственный процесс. 5. Человек с конкретным мышлением не мыслит за пределами фактов. У них нет способности мыслить за пределами определенного пре

ru.esdifferent.com

Конкретное и абстрактное. Мышление

  Не  останавливайтесь! Вы — реактор мысли! Чтобы началась цепная реакция, в  реакторе должно скопиться критическое  количество реагентов. Держитесь! Накопите критическую массу фактов, сведений, данных и — держитесь! Это состояние  называют ещё “вынашиванием замысла”. Можно сказать, что Вы беременны идеей. Осталось только доносить положенный срок.

  Озарение  происходит неожиданно. Чаще всего  во время занятий чем-то к делу никакого отношения не имеющим. Это  очень приятное состояние. Экстаз, эйфория, ликование. Это достойная награда за усилия, за терпение, за решимость довести начатое до конца. Но помимо радости, у Вас теперь есть ещё понимание причин своего неуспеха. Есть ключ к решению проблемы. И то, что поначалу казалось, прямо таки, до безобразия ясным, а потом безнадёжно запутанным, теперь снова стало ясным, но уже на другом, более высоком, уровне понимания действительности.

  Теперь  у Вас есть смысл. Есть ощущение чего-то глубинного, чего-то изначального, чего-то лежащего в истоке всех причин. Вы вполне можете удовлетвориться достигнутым и здесь остановиться. Но Вы ещё не решили проблему, Вы только поняли, в чём она заключается . После короткой передышки, надо взяться за выведение формулы. Теперь надо сформулировать принцип, создать концепцию или что-то подобное. Надо выловить из личного яркого переживания голую суть. Когда же Вы сформулируете принцип, оформите идею, настанет пора пересмотреть свои представления о действительности . Теперь действительность предстанет перед Вами в более полном виде. К тому же, Вы уже владеете формулой ситуации. Теперь ситуация перед Вами как на ладони! Настало время строить план достижения успеха. Разумеется, план надо ещё воплотить в жизнь! Но мышление своё дело сделало. По мере выполнения задуманного остаётся только сознательно переходить к конкретно-дробному мышлению всякий раз, когда возникнут какие-то осложнения. Не привязывайтесь к абстрактно-дробному мышлению, именно оно является поставщиком иллюзий и несбыточных надежд! По мере приближения к цели, Вы много еще сделаете для себя открытий, много поймёте, если будете правильно пользоваться своим мышлением. Когда же цель будет достигнута, Вы обнаружите, что действительность уже не столь враждебна к Вам, как это казалось поначалу.

  А Вы не задумывались о творческом подходе не только к отдельным каким-то делам, а вообще к жизни? А если понимать жизнь как профессию? Может, и здесь стать профессионалами? А?

  Таблица «Виды мышления»

  Таблица. Виды мышления
  СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ   ОТЧУЖДЁННЫЙ ОПЫТ
  Конкретно-дробный    Конкретно-целостный    Абстрактно-целостный    Абстрактно-дробный 
  Конкретно-дробный  вид мышления применяется при  встрече с чем-то новым, необычным, непривычным. Поскольку заранее  трудно определить, что в новом  окажется важным, а что неважным, надо быть внимательным ко всему, надо обеспечить полноту данных об исследуемом явлении. Тут требуется внимательность к самым, казалось бы, несущественным мелочам, дотошность, скрупулёзность, въедливость при установлении фактов, проверке достоверности сообщений. Здесь ничто не принимается на веру, всё подвергается сомнению, тщательно перепроверяется. Отсюда вытекает стремление к непосредственной личной встрече с новым явлением, к непосредственному восприятию, к приобретению собственного опыта взаимодействия с новым явлением. Наблюдение, экспериментирование, всестороннее вопрошание заинтересовавшего предмета. В итоге во всей красе предстаёт «его величество Факт».

  Факт  превыше любой теории, любой идеологии, превыше всего! Главное — найти новый  факт, не надо умствовать и философствовать (что-то в роде открытия нового вида животных или растений, нового острова). Такие открытия непосредственны и являются следствием добросовестного конкретно-дробного прочёсывания местности.

  Однако  есть риск за деревьями не увидеть  леса, утонуть в море фактов. ФАКТЫ

  Переход к конкретно-целостному виду мышления происходит самопроизвольно после  пресыщения фактами. Хочется отключиться  или переключиться, заняться чем-нибудь другим. В это время данные, собранные  с помощью конкретно-дробного мышления, образно говоря, “собираются в одном месте и отпускаются на свободу”. При этом разрозненные кусочки опыта начинают как бы сами по себе искать возможности объединения в комплексы, в целостные, внутренне наименее напряжённые сочетания. Происходит кристаллизация смысла. Происходит вызревание понимания стоящих за фактами закономерностей.

  Конкретно-целостное  мышление сопровождается особыми переживаниями: ощущением полноты, достаточности  имеющихся фактов; ощущением того, что нечто внутри зреет, развивается; предвкушением открытия, понимания, постижения. Завершение кристаллизации сопровождается эйфорическим настроением, ликованием: “Ага! Так вот оно что!”

  Продукт конкретно-целостного мышления должен соответствовать эстетическим требованиям: что красиво, то и правильно. Однако , есть риск увлечься красотами и оторваться от действительности. Но если быть чутким к запросам Ума, то недостаток фактов обычно замечается по замедлению кристаллизации и его можно восполнять, переходя к К-Д мышлению. СМЫСЛЫ

  Обобщение достигнутого конкретно-целостным мышлением. Обезличивание, формализация чужого и своего опыта. Отвлечение от частностей, от несущественного . Выявление закономерностей и выведение из них законов. Включение новых смыслов в ткань сложившихся представлений, проверка их на непротиворечивость логическим законам. Выработка целостного представления о действительности или отдельных её сторонах. Далеко не всегда этот процесс осуществляется сознательно и строго целенаправленно. Поэтому и системы представлений о действительности у людей бывают иногда размытыми, запутанными, противоречивыми. Но даже при этом неосознанно предполагается, что есть в мире какие-то законы, которые невозможно обойти, есть что-то сбывающееся всегда.

  Абстрактно-целостное  мышление в своём развитом состоянии — это мир суждений и умозаключений, мир законов и целостных, внутренне непротиворечивых систем законов, где всё причинно обусловлено, где нет места личному произволу. Это мир кристальной чистоты и ясности.

  Однако  есть тут соблазн уйти в отрыв  от действительности, увлечься формулами и сочетаниями формул, когда уже непонятно что же они отражают и чему соответствуют. 

  ЗАКОНЫ 

  Абстрактно-дробное  мышление разворачивается в простом  и понятном мире. Здесь не возникает  необходимости вникать в суть явлений, докапываться до корней, достаточно бывает инструкции по эксплуатации: что куда подсоединить, что во что загрузить и на что потом нажать, чтобы всё это заработало. Это мышление алгоритмическое, технологическое, прикладное, прагматическое.

  Тут воспроизводится уже известное, испытанное, проверенное. От абстрактно-дробного мышления ждут простоты, надёжности, доступности, управляемости, эффективности, точности. Здесь осуществляется взаимодействие системы представлений о действительности с самой действительностью.

  И обычно хватает той разрешающей  способности, которая позволяет  пользоваться предметами и процессами без вникания во всякие теоретические  глубины. Поэтому велик соблазн  отмахнуться от чего-то непонятного, сделать вид, что ничего особенного не произошло.

  При сбоях в технологических процессах, когда происходит что-то не предусмотренное  инструкцией, необходимо перейти к  конкретно-дробному мышлению. После  накопления новых данных следует  переход к конкретно-целостному и абстрактно-целостному видам, после  чего в инструкцию будут внесены необходимые изменения.

  ТЕХНОЛОГИИ 

  Ориентация  на будущее    Ориентация  на настоящее    Ориентация  на вечное   Ориентация  на прошлое 
  Я- объект, мир — субъект    Я- субъект, мир — субъект    Я- объект, мир — объект   Я- субъект, мир — объект

Список  литературы

  Айян  Дж. 10 способов освободить Ваш творческий гений. СПб., «Питер», 1997

  Василюк Ф.Е. Психология переживания. М, МГУ, 1984

  Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической  мотивации. М, МГУ, 1986

  Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. МГУ, 1990

  Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. М, «Знание», 1984

  Гончаренко  Н.В. Гений в искусстве и науке. М, «Искусство», 1991

  Дейч  Г., Спрингер С. Левый мозг, правый мозг М, «Мир», 1983

  Дзэн-буддизм /Д. Судзуки Основы дзэн-буддизма, С. Кацуки Практика Дзэн/ Бишкек, МП «Одиссей», 1993

  Как мы пишем/Сборник/ М, «Книга», 1989

  Колосов Д.В. Эволюция психики и природа  наркотизма . М., «Педагогика» 1991

  Краткий миг торжества. Сост. В. Черникова  М, «Наука», 1989

  Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М., “Педагогика”, 1975

  Лук А.Н. Психология творчества. М, «Наука», 1978

  Матейко А. Условия творческого труда. М, «Мир», 1970

  Парандовский  Я. Алхимия слова. М. «Правда». 1990

  Половинкин  А.И. Основы инженерного творчества. М., “Машиностроение”, 1988

  Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., Изд. АПН, 1960

  Природа научного открытия. /Сборник/ Отв .р  ед. В.С.Готт М., «Наука», 1986

  Симонов П.В. Созидающий мозг. М. “Наука” 1993

  Талызина  Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. МГУ, 1975

  Теплов  Б.М. Ум полководца. М, «Педагогика», 1990

  Фейнберг  Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке М. «Наука», 1992

  Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ТЕРМИН «КОНКРЕТНОЕ» И ЕГО ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА (РАЦИОНАЛИЗМ)

Естественно, что слабости сенсуалистической  гносеологии уже в 17-18 вв. подвергались резкой и сокрушительной критике  представителей рационализма.

Рационалисты всегда справедливо подчеркивали тот факт, что мышление человека, как высшая познавательная способность, никоим образом не сводится к простой абстракции от эмпирических данных, к простому выражению чувственно-созерцаемого общего в сознании, выраженному и закрепленному для удобства запоминания в словах, терминах и предложениях.

Наиболее  умные противники метафизического  материализма в гносеологии (например, Лейбниц), соглашаясь с тем, что мышлению свойственно воспарять от чувственно-данного  многообразия единичных вещей к его абстрактному, обесцвеченному, обобщенному выражению, – показывали вместе с тем, что эта черта еще ровно ничего не объясняет в тайне мышления, в тайне способности логически рассуждать, логически обрабатывать данные чувственного опыта.

«Выводы, делаемые животными, в точности  такие же, как выводы чистых  эмпириков, уверяющих, будто то, что произошло несколько раз,  произойдет снова в случае, представляющем  сходные, – как им кажется,  обстоятельства, хотя они и не  могут судить, имеются ли налицо те же самые условия. Благодаря этому люди так легко ловят животных, а эмпирики так легко впадают в ошибки». (Лейбниц. Новые опыты, с. 48)

Борьба  философских направлений и школ нового времени все четче выявляла то обстоятельство, что понятие –  как основная элементарная форма мышления – не может быть определено как зафиксированное в слове, термине, названии – отражение чувственно воспринимаемого сходства, тождества единичных вещей, и что способность оперировать понятиями предполагает более глубокое представление о природе понятия.

Решение вопроса об отношении абстрактного и конкретного, развитое на основе метафизического  понимания отношения мышления к  действительности, неизбежно отражало в себе соответственно недиалектическое представление об отношении общего и единичного. Более того, эти проблемы по существу сливались в одну. Под «конкретным» более или менее безотчетно по-прежнему – как и во времена схоластики – понималось именно единичное, индивидуальное, чувственно воспринимаемая вещь, явление, событие, факт.

Категории же общего и абстрактного при этом естественно становились синонимами.

«Конкретное» и «абстрактное» тем самым  метафизически распределялись между  двумя различными мирами. Чувственно  воспринимаемые единичные вещи, явления, факты составляют согласно этому представлению мир «конкретного», а идеальный мир, мир мышления, оказывается сотканным из «абстракций». Категория «конкретного» кажется уже совершенно неприменимой к знанию, заключенному в мышлении. «Конкретным» объявляется лишь такое знание, лишь такое «понятие», для которого можно отыскать непосредственный аналог в чувственной достоверности. Поэтому путь осмысления чувственно-данных фактов, процесс логической обработки чувственно-данной реальности, и определяется с этой точки зрения как движение от конкретного к абстрактному. Абстрактно общее в итоге предстает как цель деятельности мышления, направленного на отыскание истины, а логика как общая теория мышления неизбежно сводится к совокупности формальных правил оперирования с абстрактными терминами, и приобретает тот вид, который Кант с известным основанием посчитал окончательным и не подлежащим дальнейшему усовершенствованию.

Рационалистическая  критика позиций эмпиризма и  номинализма в логике всегда отправлялась от того действительного факта, что процесс осмысливания чувственных данных никак не сводится к простому сокращенному повторению того общего, что можно подметить в фактах, открытых эмпирическому созерцанию. Против этого восставала сама практика научного познания.

Позиция последовательного эмпиризма не давала никакой возможности объяснить и обосновать хотя бы тот исходный тезис, на основе которого строилось все здание тогдашней науки, – тезис о том, что лишь математически выражаемые формы бытия вещей суть единственно объективные их формы. Этого положения методы эмпиризма доказать, конечно, были не в состоянии. Абсолютно необъяснимой оказалась и способность человека критически относиться к показаниям органов чувств, к данным созерцания. Если мышление понимается лишь как пассивный сколок с чувственных данных, как их сокращенное и обобщенное выражение, то эта способность и в самом деле оказывается таинственной и необъяснимой.

Такие категории, как «субстанция», «атрибут», «причина» и т.п., принципиально  не могли быть объяснены в качестве простых отвлечений от чувственно созерцаемых фактов, в качестве простых эмпирических абстракций, в качестве «наиболее общих» понятий.

Отсюда  и вытекало стремление рационалистов  отыскать принципиально иной источник образования понятий разума, нежели созерцание фактов, абстрактно-общих черт этих фактов.

stud24.ru

Конкретное и абстрактное. Мышление

  Итак, каждое событие , происходящее в настоящем  времени, иначе говоря, каждое взаимодействие между какими-либо открытыми системами, порождает знаки : обращённые в прошлое  следы и обращённые в будущее  вести . Если весть — это некий всплеск, который не имеет длительного бытия (в сравнении с самим событием), то след — метка, отпечаток, остаётся на провзаимодействовавших объектах навсегда (в данном случае на рельсах и колёсах поезда).

  Иногда  события опережают свои вести: сверхзвуковой  самолёт опережает порождённую им звуковую волну. Ничем не предвещаемые события вполне можно назвать чудесными : так не бывает, а, тем не менее, происходит. Но для этого нужно иметь уже каких-то разумных существ в качестве наблюдателей, кому удивляться было чтоб. Эти существа (те самые субъекты или активные ОС) при встрече со следами и вестями, а, также, непосредственно взаимодействуя с явлениями действительности, создают каждый свой уникальный образ действительности. Чтобы взаимодействовать с себе подобными слаженно, продуктивно, успешно, им приходится как-то договариваться по поводу устройства действительности и своих совместных в ней действий. Тут-то и становятся им необходимыми символы – заместители событий, следов и вестей. В таком случае буквы оказываются заместителями звуков, иероглифы – заместителями слов и т.д. К примеру, какой-нибудь медведь нарочно оставляет свои следы на границах своего участка. Он его сознательно метит. Эти метки служат символами этого медведя и адресованы другим представителям его вида как сообщение о занятости данного участка. Словом знак я предлагаю пользоваться как родовым понятием для следов, вестей и символов.

  Знаки имеют свои значения . Так, определённый ряд вмятин в почве (след), в зависимости  от их формы, свежести и глубины, может  иметь разное значение для разных индивидов с этим знаком встретившихся. Во-первых, вмятины можно либо заметить, либо не заметить. А, заметив, можно придать им значение, или не придать. А, если и решат придать значение, то каждый придаст своё («Здесь вчера прошёл медведь!» – «Не вчера, а только что! И не медведь, а лось!»). Такие разночтения уже происходят со следами и вестями – а они ведь имеют явную связь с действительностью! Что же говорить о символах! Значение символам можно приписать совершенно произвольное ! Поэтому надо договариваться с остальными членами общества, чтоб всё не перепутать ненароком. Но, договариваясь, индивиды могут брать значения для символов только из своего собственного опыта . Например, несколько человек обсуждают, каким символом обозначить муравьеда. Кое-кто живо включается в обсуждение, рассказывает о своих наблюдениях за муравьедами, описывает их повадки и предлагает свои обоснования для того, чтобы для обозначения муравьеда выбрать именно такой символ. Среди присутствующих есть некто, задающий вопрос: «А что это такое – муравьед?». Окружающие начинают ему объяснять: «Ты медведя когда-нибудь видел? Так он чем-то на него похож», «Когти у него как у крота устроены, только размером побольше , а язык у него длиннющий!». Несведущему участнику совещания приходиться лепить самодельный образ муравьеда, т.е. воображать его. Но этот образ никогда им не виданного существа, будет, всё-таки, конкретным! Ведь он его доработал, представил себе, вообразил. Он его освоил и присвоил. При этом такой образ может быть весьма далёк от образа настоящего муравьеда. Теперь, используя договорной символ муравьеда, он будет приписывать ему своё самодельное фантастическое значение .

  Для классификации видов мышления в  предлагаемой вниманию читателей концепции  используются понятия собственного и отчуждённого опыта. Собственный опыт индивида складывается при его непосредственном взаимодействии с явлениями действительности. Отчуждённый опыт образуется как итог обобщения конкретного опыта (своего и чужого). Поэтому собственный опыт всегда конкретен (самостоятельно получен во вполне определённых обстоятельствах с помощью собственных органов восприятия). Конкретность эта запечатлевается в образах памяти индивида, которые складываются из его собственных жизненных впечатлений, и потому являются для него авторитетными («Я это своими ушами слышал!»). Образ – это след отпечаток, слепок, возникающий в памяти индивида при его непосредственном взаимодействии с действительностью. Отчуждённый опыт всегда абстрактен (получен опосредованно, через осмысление, освоение, интериоризацию текстов (в широком смысле этого слова), составленных как самим индивидом на основе множества похожих событий своей жизни, так и переданных ему другими индивидами). Он отчуждается от всех конкретных обстоятельств его получения, от свойств индивидов, его добывших, и хранится в памяти в виде понятий. Понятия – символы, обозначающие как отдельные явления, так и целые классы сходных явлений. Понятия – это продукты процессов обобщения, отвлечения, абстрагирования. Понятия могут быть как невербальными , так и вербальными . Последние , за исключением слов, выражающих проявление эмоций (панический вопль, к примеру, понятен носителям любого языка), являются сплошь договорными. Обобщения собственного опыта остаются невербальными у людей до тех пор, пока не возникает необходимости сообщить о них другим людям или ещё каким-то другим существам.

  Единицей  информации является знак . Информация объективна в том смысле, что независимо от наличия наблюдателей всякая причина  порождает свои следствия, и, следовательно, всякое событие порождает свои знаки. Информация становится субъективной после присвоения каким-либо субъектом значения знаку. Мышление оперирует не столько знаками, сколько их значениями. Знак без значения не содержит субъективной информации и в таком виде бесполезен для субъекта. Такие знаки, как следы и вести, являются носителями объективных значений, поскольку имманентно сопутствуют явлениям. Через их освоение с помощью мышления субъект получает конкретное представление о действительности в виде соответствующих образов. Вычленяя из образов общие для них всех свойства, мышление строит иерархию понятий, которая должна соответствовать объективным закономерностям действительности.

Виды  мышления

  Рассмотрим  теперь виды мышления. Конкретно-дробное мышление включается в работу при встрече с чем-то необычным, непонятным, сложным, новым, непривычным. Если применить здесь понятия субъект и объе кт к предмету познания, то можно сказать, что познающий принимает здесь позицию объекта (я — объект, предмет познания — субъект). Т.е. предполагается, что познаваемая действительность сложней, непредсказуемей , чем казалось на первый взгляд. При непосредственной встрече с познаваемым познающий ведёт себя осторожно, поскольку предмет познания, пока он всесторонне не будет исследован, лучше считать опасным. Здесь, конечно, иногда приходится рисковать, но риск этот осознанный, с готовностью к неожиданностям, с подстраховкой. Поскольку заранее трудно определить, что в новом окажется важным, а что неважным, надо быть внимательным ко всему, надо обеспечить полноту данных об исследуемом явлении. Это различительное мышление. Тут требуется внимательность к самым, казалось бы, несущественным мелочам, дотошность, скрупулёзность, въедливость при установлении фактов, проверке достоверности сообщений. Здесь ничто не принимается на веру, всё подвергается сомнению, тщательно перепроверяется. Отсюда вытекает стремление к непосредственной личной встрече с новым явлением, к непосредственному восприятию, к приобретению собственного опыта взаимодействия с новым явлением. Это наблюдение, экспериментирование, всестороннее вопрошание заинтересовавшего предмета. В итоге во всей красе предстаёт “его величество Факт”. Факт превыше любой теории, любой идеологии, превыше всего! Главное — найти новый факт, не надо умствовать и философствовать (что-то в роде открытия нового вида животных или растений, нового острова). Такие открытия непосредственны и являются следствием добросовестного конкретно-дробного прочёсывания местности. Такой подход позволяет назвать этот вид мышления экстенсивным . Оно работает вширь . Этот вид мышления имеет дело с частностями, свойствами.

  Можно сказать, что конкретно-дробное мышление обращено в будущее , поскольку имеет  дело с тем, что ещё неизвестно, что только может произойти. Это упреждающее мышление. Оно собирает и собирает впечатления, сведения, мнения в расчёте, что когда в будущем что-то такое понадобится, то оно уже будет под рукой. Это мышление, среди всех видов мышления, выполняет роль критика . Всякое утверждение оно встречает вопросом: А так ли это в действительности? И предлагает не решение, нет, это было бы слишком поспешно и самонадеянно, а только другую точку зрения, другой ракурс восприятия. Как-то так получилось, что слово «критиковать» почти всегда означает «громить». Вообще-то, критиковать – это значит указывать на слабые места.

  Однако  есть риск за деревьями не увидеть  леса, утонуть в море фактов.

  Когда новое явление всесторонне исследовано, оно получает место в представлении  познающего существа, оно становится понятным в результате интенсивной переработки конкретно-целостным мышлением. Переход к конкретно-целостному виду мышления происходит самопроизвольно после пресыщения фактами. Хочется отключиться или переключиться, заняться чем-нибудь другим. А в это время в уме делаются попытки непротиворечиво состыковать разрозненные крупицы опыта. В это время данные, собранные с помощью конкретно-дробного мышления, образно говоря, “собираются в одном месте и отпускаются на свободу”. При этом разрозненные кусочки опыта начинают как бы сами по себе искать возможности объединения в комплексы, в целостные, внутренне наименее напряжённые сочетания. Происходит кристаллизация смысла. Происходит вызревание понимания стоящих за фактами закономерностей. В отличие от предыдущего вида мышления конкретно-целостное мышление можно назвать интенсивным . Оно работает вглубь .

  Конкретно-целостное  мышление сопровождается особыми переживаниями: ощущением полноты, достаточности  имеющихся фактов; ощущением того, что нечто внутри зреет, развивается; предвкушением открытия, понимания, постижения. И вот предмет познания оказывается познанным. Он уже не чужд познающему , который породнился с ним, пока размышлял о нём и наблюдал за ним (я — субъект, предмет познания — субъект). Завершение кристаллизации сопровождается эйфорическим настроением, ликованием: “Ага! Так вот оно что!” Продукт конкретно-целостного мышления должен соответствовать эстетическим требованиям: что красиво, то и правильно. Однако , есть риск увлечься красотами и оторваться от действительности, погрузиться в причудливые миражи собственного воображения . Но если быть чутким к запросам ума, то недостаток фактов обычно замечается по замедлению кристаллизации и его можно восполнять, переходя к конкретно-дробному мышлению. Можно сказать, что конкретно-целостное мышление вырабатывает смыслы и оперирует смыслами. Этот вид мышления обращён в настоящее время , погружён в пучину непосредственного собственного опыта. Если можно так выразиться, конкретно-целостное мышление – это пребывательное мышление. Тут происходит самая тесная, многомерная встреча познающего с познаваемым.

  Абстрактно-целостное  мышление отвлекается от непосредственного  опыта, оно обезличенное и можно  с полным основанием говорить об объект-объектной  позиции познающего (я — объект, предмет познания — объект). В сравнении с другими видами мышления – у этого есть развитый синтаксис. Его задача — обобщение достигнутого конкретно-целостным мышлением, обезличивание, формализация чужого и своего опыта. Отвлечение от частностей, от несущественного . Выявление закономерностей и выведение из них законов. Включение новых смыслов в ткань сложившихся представлений, проверка их на непротиворечивость логическим законам. Выработка целостного представления о действительности или отдельных её сторонах. Далеко не всегда этот процесс осуществляется сознательно и строго целенаправленно. Поэтому и системы представлений о действительности у людей бывают иногда размытыми, запутанными, противоречивыми. Но даже при этом неосознанно предполагается, что есть в мире какие-то законы, которые невозможно обойти, есть что-то сбывающееся всегда.

  Всевозможные  классификации и систематизации производятся с помощью именно этого  вида мышления. Абстрактно-целостное  мышление в своём развитом состоянии — это мир суждений и умозаключений, мир законов и целостных, внутренне непротиворечивых систем законов, где всё причинно обусловлено , где нет места личному произволу. Это мир кристальной чистоты и ясности. Абстрактно-целостное мышление обращено в вечное время . Звучит это, может быть, и непривычно, зато по существу. Вечное, оно же неизменное в любых обстоятельствах, одно только может содержать в себе абсолютные законы. Во всяком случае, мировоззрения вырабатываются тут.

  Однако , есть тут соблазн уйти в отрыв от действительности, увлечься формулами и сочетаниями формул, когда уже непонятно что же они отражают и чему соответствуют.

  Абстрактно-дробное  мышление имеет дело с понятными  вещами, оно относится к предметам, как к простым, известным, обычным. Это уже позиция я — субъект, предмет использования — объект (о предмете познания речи уже нет — он считается давно познанным). Это последняя стадия освоения действительности от её первоначально полного непонимания до полного её покорения. Разумеется, если пользоваться преимущественно абстрактно-дробным мышлением, то полное покорение действительности может оказаться лишь воображаемым, ибо действительность в абстрактно-дробном мышлении представлена уж очень упрощённо, поскольку оно запросто использует чужой опыт, чужие знания без попыток их понять. О действительности известно из рассказов соседей, из книг и фильмов, из кое-какого собственного случайного опыта, который истолковывается в пользу понятности и простоты окружающего.

  Абстрактно-дробное  мышление разворачивается в простом и понятном мире. Здесь не возникает необходимости вникать в суть явлений, докапываться до корней, достаточно бывает инструкции по эксплуатации: что куда подсоединить, что во что загрузить и на что потом нажать, чтобы всё это заработало. Это мышление алгоритмическое, технологическое, прикладное, прагматическое. Абстрактно-дробное мышление – это неосознаваемое, автоматическое мышление, сопутствующее привычным ежедневным делам. Приверженцы абстрактно-дробного подхода к действительности избегают сложностей и запутанностей, стремятся не столько к ясности, сколько к простоте. И сильно расстраиваются, если мир оказывается сложней, чем им хочется.

  Здесь осуществляется взаимодействие системы  представлений о действительности с самой действительностью. Тут воспроизводится уже известное, испытанное, проверенное. Абстрактно-дробное мышление ждёт от действительности простоты, надёжности, доступности, управляемости. Это алгоритмическое мышление. Этот вид мышления обращён в прошлое , из него он черпает сведения при встрече с окружающей действительностью, подгоняя непохожее новое под привычные мерки, активно упрощая и огрубляя всякие проявления индивидуальности. При взгляде отсюда мир кажется постоянным и неизменным в своих циклических повторах. Его технологии построены в расчёте на то, что мир не будет меняться, всегда будет оставаться таким, как и раньше. И обычно хватает той разрешающей способности, которая позволяет пользоваться предметами и процессами без вникания во всякие теоретические глубины. Поэтому велик соблазн отмахнуться от чего-то непонятного, сделать вид, что ничего особенного не произошло.

stud24.ru

Конкретное и абстрактное. Мышление

Будни и праздники мышления

  Разумеется, что тот, кто самостоятельно прошёл путь от полного непонимания какого-то явления до его полного покорения (хотя бы в той степени, которая его вполне устраивает), лучше может с ним управляться, чем тот, кто это явление освоил абстрактно: по учебникам да по чьим-то рассказам. К примеру, большинство людей пользуются бытовой техникой, не очень-то вникая в её устройство, и если что сломается, обращаются к специалистам. Рядовые пользователи даже простенькую инструкцию по эксплуатации далеко не всегда прочитывают. Их представления о принципах работы бытовой техники весьма поверхностны . О многих явлениях действительности мы за свою жизнь так и не получаем сколько-нибудь чёткого представления, не имея времени, сил, средств, для их исследования, а, главное, не имея интереса к этим явлениям, так и оставаясь в лоне грубо категоричных абстрактно-дробных схем. Если такое отношение к действительности становится родным, привычным, желанным, то есть соблазн не замечать очевидных противоречий и всё объяснять обманами зрения, осязания, обоняния и прочих средств восприятия действительности.

  Люди  так и предупреждают друг друга: «Не расстраивайте меня, не рассказывайте ничего плохого!», «Не портите мне настроение!». Оказывается приятней жить в самодельном фантастическом мире, полагая, что он уютен и прочен, чем сталкиваться ежечасно с его противоречиями.

  Все это можно свести в таблицу (см. далее).

  Переработка информации проходит через все эти  виды мышления от первоначального полного  неведения о существовании какого-нибудь явления до последующего полного  его освоения. Так что само целостное  мышление чрезвычайно напоминает работу конвейера. На входе поступают разрозненные сведения о неком предмете. Они активно собираются. По мере накопления сведений начинается их взаимная подгонка. В итоге получается целостный образ познаваемого предмета. Этот образ в дальнейшем сопоставляется с другими, абстрагируется и определяется на какое-либо место, ему наиболее соответствующее в обобщённом образе действительности. Затем, основываясь на этом образе, происходит взаимодействие индивида с действительностью. Процесс мышления побуждается какими-либо неудовлетворёнными потребностями . Должна быть какая-то проблема для того, чтобы заработала вся цепочка видов мышления. В привычном мире господствует автоматическое абстрактно-дробное мышление. Такая жизнь протекает почти бессознательно и состоит, выражаясь бихевиористически , из известных стимулов и соответствующих им заученных реакций.

  Из  этих четырёх видов мышления самым  осознанным надо признать конкретно-дробное  мышление. В его ведении состоят  все наблюдения и самонаблюдения ( саморефлексии ). Это оно любой  вывод кидается перепроверять. Абстрактно-целостное мышление оказывается наиболее последовательным и уравновешенным. С его помощью строятся всевозможные планы и проекты. Наиболее таинственным, непредсказуемым оказывается мышление конкретно-целостное. Им очень трудно управлять, но в его недрах рождаются как великие художественные образы, так и великие научные абстракции. Абстрактно-дробное мышление является самым автоматическим. Вследствие этого оно и самое быстрое.

  Для облегчения понимания сказанного выше (а мой личный опыт подсказывает мне, что подавляющее большинство читателей ограничатся при чтении сей статьи только приложением своего абстрактно-дробного мышления и отметут сходу всё, что покажется им непонятным) попробую разъяснить подробней.

  Поскольку в предлагаемой здесь концепции видов мышления есть претензия на полноту описания мышления как психического явления, с её позиций должны быть удовлетворительно объяснены уже открытые стихийно-эмпирически и описанные в науке виды мышления. Попытаемся найти соответствия между упоминавшимися в начале статьи видами мышления и видами здесь описанными. Про конкретное и абстрактное мышления, наверно, всё уже ясно: два конкретных, два абстрактных. На роль «наглядно-действенного», скорей всего, может претендовать конкретно-дробное мышление, занятое выпытыванием сведений. Наиболее подходящим по описанию на роль «обыденного» мышления претендует абстрактно-дробное мышление. И то, правильней было бы говорить не об «обыденном мышлении», а об «обыденных представлениях» о действительности. Личности консервативные, не творческие, в таком случае, оказываются приклеенными к абстрактно-дробному мышлению. Познавательная мотивация, если так можно сказать, «эмоционально финансирует мышление». А у них либо слабая разрешающая способность восприятия, либо слабая познавательная мотивация, и потому различия между предметами и явлениями ими или не замечаются вовсе, или признаются несущественными. Они многое принимают на веру, не озабочиваясь проверками доходящих до них рассказов, слухов, сплетен. Это мир расхожих представлений, само собой разумеющихся норм и правил. Они настолько любят свои привычные стереотипы, что отказываются признать очевиднейшие факты, если те нагло противоречат их давно сложившимся представлениям: «А! Чушь всё это! И не надо мне голову морочить!». У них переработка информации очень часто сводится к подведению частного нового под общее, уже известное: А это что такое? На что же это похоже? Ящик какой-то … Н у, конечно, это же ящик! – Вот вам и всё мышление: Собраны некоторые сведения, быстренько осмыслены. Создан скоропостижный образ предмета, который стремительно сопоставлен с образами уже известных предметов. И вот оно – заключение! Надо признать, что потребности очень сильно вмешиваются в ход мышления , часто его, не то чтобы искажая, а, прямо-таки, уродуя. Но, нельзя не признать, что в привычных обстоятельствах абстрактно-дробное мышление очень даже производительно, поскольку оно срастается с навыками, делая их точными и быстрыми. Потому-то в известных, стандартных, знакомых обстоятельствах его оказывается вполне достаточно для успешной деятельности. Обыденное же сознание, на мой взгляд, проявляется в неоправданном доверии к этому способу мышления, в попытках применять его в обстоятельствах непривычных, где оно неизбежно даёт сбои.

  Можно уточнить теперь понятие “научного  метода (название «научное мышление» мне представляется не вполне научным)”, который состоит в своевременном последовательном переходе от одного вида мышления к другому по мере освоения действительности:

  1) Применение абстрактно-дробного  мышления даёт сбои, не приносит  ожидаемых плодов. Проблема : “Почему  не получается?”

  2) Переход к конкретно-дробному  мышлению, выяснение всех, сопутствующих  проблеме, обстоятельств (нельзя  исключать даже самые невероятные  обстоятельства, поскольку неизвестно  их взаимовлияние и то, чему  в начале не придали значения, может оказаться самым важным). Поначалу это просто подробное описание всего, что только привлекло внимание, но этого мало. Конкретно-дробное мышление призвано собрать максимально возможное количество данных о непонятном предмете.

  3) Конкретно-целостное мышление включается  в работу по мере накопления новых данных и происходит подспудно ещё во время работы конкретно-дробного мышления. Оно комбинирует данные (как новые, так и старые) пытаясь организовать из них наименее противоречивое сочетание (т.е. этот вид мышления работает синергетически , целостно, ищет в конгломерате данных систему ). Оно происходит не осознаваемо, периодически выдавая на поверхность сознания разнообразные догадки , которые направляют поиски конкретно-дробного мышления. По мере накопления данных, конкретно-целостное мышление глушит работу конкретно-дробного мышления (ослабевает интерес к предмету, хочется отвлечься, заняться чем-нибудь другим), само, при этом, набирая силу. Завершение его работы знаменуется озарением (обнаружением искомой причины озадачившего абстрактно-дробное мышление сбоя).

  4) Итог данного частного случая  каталогизируется абстрактно-целостным  мышлением. Оно обезличивает этот  итог, отвлекается от всех подробностей  конкретного пути поиска причины.  Его не интересует как получен  такой итог, ему важно проверить, соответствует ли он известным до сего дня закономерностям. Это мышление модельное, схемное, структурное, формальное. Оно спокойно пользуется итогами чужих опытов, обобщая их наряду с итогами собственного опыта человека этим мышлением обладающего. Завершается работа абстрактно-целостного мышления выработкой формулы (“квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов”, “все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца” или “торговля — двигатель прогресса”, или ещё что-нибудь подобное). Здесь проблема превращается в задачу , которая в отличие от проблемы уже сформулирована, она может быть сложной, но она принципиально решаема , потому что уже существует формула, в которую надо только ввести переменные.

  5) Полученные формулы подвергаются придирчивой проверке конкретно-дробного мышления. Уточняются различные частности, делаются дополнения. Так прокручивается много оборотов между тремя первыми видами мышления, пока конкретно-дробное не сдастся, заявив, что уже не может ни к чему придраться.

  6) Эти формализованные знания берёт  к применению абстрактно-дробное  мышление, оно предполагает, что  мир (действительность, мироздание, вселенная) или, хотя бы, часть  мира, какой-нибудь класс предметов,  подчиняются выраженной в формуле  закономерности. Этот вид мышления широко применяется в деятельности , понимаемой как преображение окружающей среды. Это прикладное мышление, оно-то и вставляет в формулу переменные.

  Люди  с большой познавательной потребностью не ждут проблем, для того, чтобы  включить своё конкретно-дробное мышление. Они их ищут, ими владеет страстная жажда познания. Но мало иметь познавательную страсть, надо ещё, чтобы ей сопутствовали развитые умственные способности, которые надо понимать как способности, прежде всего к интенсивному многомерному мышлению . Причём, наиболее важным надо признать конкретно-целостное мышление, порождающее качественно новые смыслы , которые потом используются другими видами мышления. Конечно же, отчуждённые виды мышления тоже нужны и важны, но они оперируют только количественными величинами , тем, что уже известно. Конкретно-дробное мышление тоже долго бы плутало “среди деревьев ища лес”, если бы не подсказки конкретно-целостного мышления.

  По-видимому, в научном методе должны быть обязательно  представлены первые два вида мышления, именно с их помощью делаются открытия. Третий вид необходим для создания теории, для обобщения частных выводов и результатов. Наличие хорошо структурированной теории непротиворечиво обобщающей факты, свидетельствует о развитости науки. Если представление оправдывается в ходе деятельности, то в течение какого-то времени оно будет считаться правильным, пока не будут найдены факты, ему явно противоречащие. Практические деятели принимают на веру изложенные в теории представления о действительности и, основываясь на ней, создают свои технологии, и что-то в действительности преобразуют. Когда у них что-то не получается, они снова обращаются к науке и исследовательские циклы снова повторяются до тех пор, пока проблема не будет решена. Потом уже это новое представление ложится в основу новой теории и т.д. Так что четвёртый вид мышления, абстрактно-дробный, трудно признать составной частью научного метода. По-видимому, абстрактно-целостный вид мышления наиболее соответствует «теоретическому» мышлению, впрочем, как и «логическому».

  Чем же отличается «мышление теоретическое» от «мышления практического»? –  У меня складывается впечатление, что  технологически, принципиально, эти  мышления ничем не отличаются одно от другого. Цели у них разные. Обстоятельства достижения целей разные. Зато вся технология такая же, как в научном методе. Поэтому выделять их как особые виды мышления мне представляется неправильным. Скорее, надо различать теоретическую и практическую деятельности . Первая деятельность направлена на создание целостных систем описания действительности, вторая – на преобразование этой действительности. Они взаимно дополняемы: в ходе деятельности возникают затруднения, вызванные неполнотой представления деятеля о действительности. Деятель может сам попытаться решить затруднения, а может доверить поиск решения исследователям, испытателям, теоретикам. Проведя свою работу, они выдадут в итоге новое, более полное описание действительности, с помощью которого будет легко найти выход из затруднения. Не исключено, что теоретики сразу предложат верное решение, поскольку данная сторона действительности может оказаться ими уже исследованной. Но есть одно существенное отличие между практической и теоретической деятельностями: теоретическая деятельность больше имеет дело со следами (с тем, что уже произошло) , а практическая – с вестями (с тем, что происходит теперь и может произойти в дальнейшем). Первая более статична, а вторая более динамична.

  Теперь  углубимся в исследование процесса творчества.

  «Когда-то  — мы едва обратили на это внимание — в нашу мысль запал слабый зародыш, начался период его медленного созревания, он жил как бы подспудно, долго пребывал в нашем мозгу, ничем не выдавая своего присутствия. Случалось, что он не заявлял о себе месяцами и годами. Писатель занимается тысячами проблем, получает мириады впечатлений, а тем временем в непроницаемых дебрях его психической жизни этот глубоко скрытый зародыш растет, питаясь таинственными соками.

  В его тайник проникают впечатления  обыденные и возвышенные, сведения безразличные и необычайные, обрывки разговоров, обрывки прочитанного, лица, глаза, руки, сны, мечтания, восторги — неисчерпаемое обилие явлений, из которых каждое может питать этот эмбрион, способствовать его росту. И вот в один прекрасный день, когда мы меньше всего этого ждем, когда мы, как нам кажется, находимся очень далеко от того, что с ним связано, он проявляется как давно желанный и жизнеспособный образ. В силу неизвестных нам причин наступает кризис, внезапный конец долгой подсознательной работы, в своей напористости часто похожий на действие стихийных сил природы и такой же, как и они, безличный. Гайдн, когда у него возникла мелодия, долженствовавшая в “Сотворении мира” выразить рождение света, воскликнул, ослепленный ее блеском: “Это не от меня, это свыше!”

stud24.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о