Констатирующий эксперимент формирующий эксперимент контрольный эксперимент: 3.Метод эксперимента: констатирующий, формирующий этапы.

Виды психологического эксперимента | Студент-Сервис

Эксперименты бывают нескольких видов. В зависимости от способа организации выделяют лабораторный, естественный и полевой эксперименты.

Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние.

Достоинством лабораторного эксперимента можно считать строгий контроль за всеми условиями, а также применение специальной аппаратуры для измерения. Недостатком лабораторного эксперимента является трудность переноса полученных данных на реальные условия.

Испытуемый в лабораторном эксперименте всегда осведомлен о своем участии в нем, что может стать причиной мотивационных искажений.

Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Его достоинство состоит в том, что изучение объекта осуществляется в контексте повседневной жизни, поэтому полученные данные легко переносятся в реальность. Испытуемые не всегда проинформированы о своем участии в эксперименте, поэтому не дают мотивационных искажений. Недостатки – невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения.

Интересно

Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные. Испытуемые проинформированы об участии в эксперименте, однако привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений.

В зависимости от цели исследования различают поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты. Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочные переменные и определить способы их контроля.

Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента.

Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.

В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями.

Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.

По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную выделяют спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.  

Спровоцированный эксперимент – это опыт, в котором экспериментатор сам изменяет независимую переменную, при этом наблюдаемые экспериментатором результаты (виды реакций испытуемого) считаются спровоцированными. П. Фресс называет данный тип эксперимента «классическим».

Интересно

Эксперимент, на который ссылаются, – это опыт, в котором изменения независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора. К этому виду психологического эксперимента прибегают тогда, когда независимые переменные оказывают воздействие на испытуемого, значительно растянутое во времени (например, система воспитания и т. п.).

Если воздействие на испытуемого может вызвать серьезное негативное физиологическое или психологическое нарушение, то такой эксперимент проводить нельзя. Однако бывают случаи, когда негативное воздействие (например, травма головного мозга) происходит в реальности. Впоследствии такие случаи могут быть обобщены и изучены.

Десять правил проведения констатирующего педагогического эксперимента в курсовой и дипломной работе — Светлана Авдеева на vc.

ru

Ни одна серьезная курсовая и тем более дипломная работа немыслима без практической части. В педагогике и психологии эта часть носит название констатирующего эксперимента и представляет собой особый комплекс методов, направленный на обеспечение убедительного подтверждения или опровержения гипотезы, которая была выдвинута в самом начале исследования.

133 просмотров

Этапы эксперимента

Как правило, в эксперименте принято выделять три больших этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап является началом работы. Он использует различные методики анализа и служит для выявления исходных особенностей психики учащихся. Именно благодаря этому этапу составляются в дальнейшем методы и приемы, которые смогут как-то изменить исходную ситуацию в лучшую сторону.

Следующий этап — формирующий. На данном отрезке идет реализация намеченных на первом этапе методов и приемов, призванных улучшить текущую ситуацию

На заключительном этапе делаются выводы о том, как же повлияли вышеуказанные методы и приемы на ситуацию в целом и на каждого ученика в отдельности. Таким образом, задачей данного этапа можно по праву считать оценку эффективности и результативности проделанной формирующей работы.

Правила проведения эксперимента

Правило первое – объективность

Как вы понимаете, абсолютной, стопроцентной объективности в психолого-педагогических экспериментах достичь просто невозможно в силу достаточно сильного личностного начала того, кто эти эксперименты проводит. Однако все же необходимо стремиться к объективации действительности.

Правило второе – правильно заданные вопросы

Правильно заданные вопросы – половина успеха проводимого эксперимента. Необходимо отметить тот факт, что львиная доля открытий в области естественно-научных и социальных дисциплин является следствием постановки содержательных вопросов, с одной стороны, и острой наблюдательности ученых, с другой.

Правило третье – опора на научные методы

В качестве разновидностей объективных экспериментальных методов психологии выступают:

  1. близнецовый метод,
  2. социометрия,
  3. анализ результатов деятельности,
  4. моделирование,
  5. анкетирование
  6. тестирование (с целью диагностики или прогноза),
  7. беседа и наблюдение.

Близнецовый метод состоит в сопоставлении тех или иных особенностей близнецовой пары. Он позволяет узнать, насколько сильное влияние на человека оказывают наследственные факторы и ближайшее окружение.

Социометрия – методика изучения внутрииерархических связей в малых группах и влияние коллектива на формирование личности.

Моделирование – метод, основанный на воспроизведении педагогических и психических процессов и явлений, а также субъектов образования с помощью реальных (физических) или идеальных (логических, математических) моделей.

Анализ результатов деятельности позволяет на основании рассматривания объективных продуктов деятельности сделать выводы о психолого-педагогических особенностях субъекта или субъектов данной деятельности. В нашем случае такими субъектами будут выступать учащиеся.

Анкетирование производится при помощи специальных инструментов, коими являются специально разработанные опросники (анкеты). Метод анкетирования позволяет выявить некие статические или динамические социологические данные о каждом субъекте эксперимента.

Тестирование по своей сути является сбором определенных фактов о психической реальности при помощи тестов – опросников с вариантами ответов.

Беседа – один из эмпирических способов добывания информации о человеке. Беседа должна быть тщательно продумана и в то же время не вызывать у собеседника чувства отторжения.

Наблюдение – незаменимый метод в работе с учащимися, особенно с младшими группами. Главная цель наблюдения заключается в накоплении фактов и расположении их в хронологическом порядке

Правило четвертое – правильный выбор условий проведения исследования

Л. С. Выготский разделяет все виды экспериментов на лабораторные (искусственные), которые проводятся в определённых, специально созданных для эксперимента условиях, и естественные, приводящиеся в обычных условиях организации учебного процесса.

Разумеется, в лабораторных условиях эксперимент менее чистый, нежели в естественных.

Правило пятое – правильный выбор метода сбора данных

Существуют три методики сбора данных; метод продольных срезов, метод поперечных срезов и комбинированный метод.

Первый метод (его еще называют лонгитюдным планом) предполагает изучение одного учащегося или группы учащихся в разные моменты их жизнедеятельности. Метод продольных срезов фиксирует изменения, произошедшие с субъектом (субъектами) исследования через определенные промежутки времени.

Метод поперечных срезов в психолого-педагогических исследованиях встречается наиболее часто. Он позволяет получить усредненные статистические данные. Суть метода заключается в параллельном сравнении различных возрастных групп испытуемых.

Комбинированный де метод успешно сочетает в себе достижения продольного и поперечного способов анализа субъектов эксперимента.

Правило шестое – не навреди

Никакого вреда ни физическому. Ни психическому здоровью испытуемых не должно быть причинено.

Правило седьмое – получение добровольного согласия на проведение эксперимента

Учащиеся среднего и старшего возраста должны выразить свое согласие на участие в опросе, социометрии, анкетировании и других этапах и формах эксперимента. За младших дают согласие родители. Без этого никакой эксперимент не допускается.

Правило восьмое – конфиденциальность

Никто – ни организации, ни частные лица, в том числе учителя и родственники опрашиваемых, — не должны знать о сведениях, сообщенных субъектами эксперимента, за исключением тех случаев, когда эти сведения противоречат законодательству Российской Федерации.

Правило девятое – осведомленность о результатах

Участники эксперимента имеют право узнать сведения об итогах исследования, разумеется, в доступной для их разумения форме. Если в эксперименте принимают участие дети, то об итогах можно оповестить родителей.

Правило десятое – привилегии участников

При проведении любого исследования необходимо опираться на этические нормы, в противном случае эксперимент может (и должен) быть запрещен.

Код Нюрнберга — UNC Research

Решение Нюрнбергского военного трибунала по делу США против Карла Брандта и др. включает то, что сейчас называется Нюрнбергским кодексом, заявление из десяти пунктов, ограничивающее допустимые медицинские эксперименты на людях. Согласно этому утверждению, гуманное экспериментирование оправдано только в том случае, если его результаты приносят пользу обществу и оно осуществляется в соответствии с основными принципами, которые «удовлетворяют моральным, этическим и правовым понятиям».

— «Допустимые медицинские эксперименты». Суды над военными преступниками в Нюрнбергских военных трибуналах в соответствии с Законом Контрольного совета № 10. Нюрнберг, октябрь 1946 г. — апрель 1949 г., Вашингтон. Типография правительства США (nd), vol. 2., стр. 181-182.

  1. Добровольное согласие субъекта-человека абсолютно необходимо. Это означает, что вовлеченное лицо должно быть правоспособным дать согласие; должны быть расположены так, чтобы иметь возможность осуществлять свободный выбор без вмешательства какого-либо элемента силы, мошенничества, обмана, принуждения, чрезмерного охвата или других скрытых форм принуждения или принуждения, и должны иметь достаточные знания и понимание элементы рассматриваемого предмета, чтобы он мог принять осмысленное и осознанное решение. Этот последний элемент требует, чтобы перед принятием положительного решения подопытным ему были известны характер, продолжительность и цель эксперимента; метод и средства, с помощью которых она будет проводиться; все неудобства и опасности, которые можно разумно ожидать; и последствия для его здоровья или личности, которые могут возникнуть в результате его участия в эксперименте.

    Обязанность и ответственность за определение качества согласия лежит на каждом человеке, который инициирует эксперимент, руководит им или участвует в нем. Это личная обязанность и ответственность, которые нельзя безнаказанно делегировать другому лицу.

  2. Эксперимент должен быть таким, чтобы давать плодотворные результаты на благо общества, недостижимые другими методами или средствами изучения, а не случайные и ненужные по своей природе.
  3. Эксперимент должен быть спланирован таким образом и основан на результатах экспериментов на животных и знании естественного течения болезни или другой изучаемой проблемы, чтобы ожидаемые результаты оправдывали проведение эксперимента.
  4. Эксперимент следует проводить так, чтобы избежать всех ненужных физических и психических страданий и травм.
  5. Не следует проводить эксперименты, если есть априорные основания полагать, что наступит смерть или инвалидность; за исключением, быть может, тех экспериментов, где испытуемыми служат и врачи-экспериментаторы.
  6. Степень риска никогда не должна превышать степень, определяемую гуманитарной важностью проблемы, решаемой с помощью эксперимента.
  7. Должны быть сделаны надлежащие приготовления и обеспечены адекватные условия для защиты подопытного даже от отдаленных возможностей травмы, инвалидности или смерти.
  8. Эксперимент должен проводиться только лицами с научной квалификацией. На всех стадиях эксперимента от тех, кто проводит эксперимент или участвует в нем, требуется высочайшая степень мастерства и внимательности.
  9. В ходе эксперимента субъект-человек должен иметь право довести эксперимент до конца, если он достиг физического или психического состояния, при котором продолжение эксперимента кажется ему невозможным.
  10. В ходе эксперимента ответственный ученый должен быть готов прекратить эксперимент на любой стадии, если у него есть достаточные основания полагать, что, исходя из добросовестности, высокого мастерства и тщательного суждения, требуемых от него, продолжение эксперимента эксперимент может привести к травме, инвалидности или смерти подопытного.

Установить — определение, значение и синонимы

Другие формы: установлено; констатация; констатирует

Установить — это глагол, который означает выяснить что-то. Возможно, вам придется пойти в банк по номеру и узнать , есть ли деньги на вашем счету.

Это формальное слово, которое часто применяется к обнаружению фактов или правды о чем-либо путем изучения или экспериментирования. Информация, которая установлена, является достоверной вне всякого сомнения. Если вам нужен менее формальный синоним, используйте , откройте .

Определения установления

  1. глагол

    узнать или открыть с уверенностью

  2. глагол

    установить после расчета, расследования, эксперимента, опроса или исследования

    синонимы: определить, найти, узнать
    проверять, определять, узнавать, узнавать, видеть, смотреть

    узнать, узнать или определить с уверенностью, обычно путем проведения расследования или других усилий

    обнаружить, найти

    сделать открытие, сделать новое открытие

  3. глагол

    узнавать, узнавать или определять с уверенностью, обычно путем опроса или других усилий

    синонимы: проверять, определять, узнавать, узнавать, видеть, смотреть
    уверять, проверять, контролировать, обеспечивать, застраховать, видеть, следить за этим

    быть осторожным или обязательно что-то сделать; убедиться в чем-то

    определить, найти, узнать

    установить после расчета, расследования, эксперимента, опроса или исследования

  4. глагол

    быть осторожным или уверенным в том, чтобы что-то сделать; убедиться в чем-то

    синонимы: уверять, проверять, контролировать, обеспечивать, застраховать, видеть, следить за этим
    отмечать, отмечать, отмечать, отмечать, отмечать, отмечать

    поставить галочку рядом или рядом с

    проверять

    проверить, проконсультировавшись с источником или органом

    проверять, определять, узнавать, узнавать, видеть, смотреть

    узнать, узнать или определить с уверенностью, обычно путем проведения расследования или других усилий

    контролировать, проверять

    проверять или регулировать (научный эксперимент) путем проведения параллельного эксперимента или сравнения с другим эталоном

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти примеры предложений появляются в различных источниках новостей и книгах, чтобы отразить использование слова «установить» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *