Какими компетенциями должен обладать руководитель для эффективного управления?
12 Май 2018 1ps Просмотров:
Виды компетенций
Общекорпоративные
Личностные
Профессиональные
Управленческие
Важность компетенций и их развитие
Какими компетенциями должен обладать руководитель? Весьма интересный вопрос, который требует ответа, чтобы понимать, что сегодня представляет собой начальник, способный эффективно управлять компанией.
Виды компетенций руководителя:
- Общекорпоративные;
- Личностные;
- Профессиональные;
- Управленческие.
Общекорпоративные компетенции
Общие требования компании, предъявляемые к своим сотрудникам.
Пример:
Руководитель, как и все сотрудники, должен использовать имеющиеся навыки, а также осваивать новые. Причем речь идет не только о постоянной учебе, но и об использовании полученных знаний в практической работе. Необходимо уметь эффективно взаимодействовать с коллегами, добиваясь скоординированных действий для достижения поставленных целей. Требуется быть ориентированным на клиентов, на их потребности, а также быть нацеленным на результат, успешно решая задачи, поставленные перед компанией, постоянно добиваться тех целей, которые определяются в ходе функционирования бизнеса.
Личные компетенции руководителя
- Инновационность, новаторство;
- Разработка решений;
- Умение работать с информацией;
- Достижение целей;
- Саморегулирование и выдержка;
- Инициатива и решительность;
- Общительность и уверенность;
- Отношение к другим;
- Ориентация на развитие;
- Конструктивность к себе.
Личностные компетенции руководителя связаны с потенциалом, заложенным природой. Качества и компетенции руководителя в данном случае имеют очень крепкие связи. К примеру, не все руководители достаточно инициативны и решительны, что негативно сказывается на управлении компанией, отсутствие уверенности становится причиной неустойчивого поведения компании в среде конкурентов и пр. Однако при желании все перечисленные компетенции можно развить. Развитие личных компетенций позволяет стать современным руководителем, способным обеспечить эффективность функционирования компании.
Профессиональные компетенции руководителя
Профессиональные компетенции – это требования конкретной профессии + требования, предъявляемые к руководящей должности. В данном случае к компетенции руководителя относятся:
- Профессиональные знания, навыки;
- Ориентация на достижения;
- Организация деятельности, контроль;
- Мотивирование, развитие сотрудников;
- Способность влиять на подчиненных;
- Умение организовывать собственную работу.
Эффективный руководитель обязан знать все о направлении деятельности компании, причем иметь об этом полное представление. Однако немаловажно уметь управлять, ориентируясь на достижения. Руководитель, способный организовать работу, проконтролировать ход ее выполнения, и при этом смотивировать своих подчиненных на результат, не забывая об организации своей деятельности – несомненно, ценен для любой компании, заинтересованной в эффективном руководстве.
Управленческие компетенции руководителя
Какие бывают компетенции руководителя, которые принято считать управленческими? Выделим ТОП-5:
- Лидерство;
- Стратегическое мышление;
- Технологические компетенции;
- Организаторские способности;
- Собственная эффективность.
Лидерство предполагает наличие уверенности, способности оперативно принимать решения в любой ситуации, вести за собой коллектив. Стратегическое мышление – уметь нестандартно решать задачи, иметь склонность к декомпозиции и прогнозированию. Максимально ценен тот руководитель, который имеет полное представление о технологических аспектах деятельности компании, располагает полномасштабными техническими знаниями. В свою очередь, организаторские способности предполагают умение руководителя формировать единую команду, что позволяет создать прочный каркас компании. Немаловажна собственная эффективность, выражающаяся в умении подать себя, в способности убеждать, точно выражать свои мысли.
Какие компетенции важны для руководителя? Как их развить?
Всеми перечисленными выше компетенциями, несомненно, должен обладать современный руководитель. От каждой из них зависит успешность руководства, достижение результата, выражающегося в том, что компания и бизнес в целом постоянно развивается, выходит на новые высоты, не останавливаясь на достигнутом.
Любую из компетенций директора компании можно развить. Тренинги для руководителей дают возможность достичь уровня, который позволяет говорить об эффективном руководстве. Обучение участников тренингов проводится специалистами, имеющими большой опыт передачи знаний, позволяющих самосовершенствоваться. Занятия строятся не только на теории. Практикумы, включаемые в тренинги, улучшают результаты обучения, позволяют успешно применять полученные знания в дальнейшей работе.
Рейтинг публикации:
Загрузка…Поделиться в соцсетях:
www.training-partner.ru
Профессиональные компетенции руководителя. Ключевые компетенции руководителя
Многие работодатели вкладывают в развитие сотрудников, занятых на руководящих должностях, немалые средства. Но порой тренинги, семинары, обучающие программы не приносят нужного результата. Вот почему, прежде чем развивать ключевые компетенции руководителя, необходимо провести качественную оценку навыков и личных качеств кандидата на руководящую должность. Правильная оценка даст возможность развить именно те качества, которые находятся на низком уровне, или, наоборот, отказаться от выбранной кандидатуры.
Профессиональные компетенции руководителя — какие необходимы?
До того как выбрать метод оценки кандидата на руководящую должность, необходимо определиться, какие именно ключевые компетенции руководителя вы будете оценивать. Разумеется, в каждой компании набор профессиональных компетенций руководителя будет разным. Он будет зависеть от того, на какую должность вы берете кандидата: линейный руководитель, топ-менеджмент или руководитель проекта, а также сферы деятельности компании. Например, для высшего руководства важными навыками будут стратегическое и аналитическое мышление, умение управлять эффективностью и изменениями. Для линейного руководителя – организаторские способности, умение делегировать и ставить задачи, для руководителя проекта – умение четко разделять стратегию на тактические задачи и расставлять приоритеты. Кстати, чем выше руководящая позиция, тем сильнее на эффективность будут оказывать влияние личные качества.Чем выше руководящая позиция, тем внимательнее следует подойти к оценке управленческих компетенций руководителя и личных качеств
Тренинги для руководителей по ключевым показателям эффективности сотрудников проводит Алексей Широкопояс, Эксперт по развитию управленческих компетенций. Тренер-консультант. Главный редактор журнала «КОМПЕТЕНЦИИ».
8-926-210-84-19. [email protected]
Определяем уровень владения ключевыми компетенциями руководителя
Для того чтобы понять, какие ключевые компетенции руководителя вам нужно будет развивать, необходимо выявить, на каком уровне владеет ими кандидат. Для этого нужно прописать для каждой профессиональной компетенции руководителя критерии высокого и низкого уровня владения, а затем оценивать по ним навыки и личные качества претендента выбранным способом. Предлагаем рассмотреть, как могут проявляться ключевые компетенции руководителя на примере делегирования и стрессоустойчивости.
Делегирование. В управленческих функциях это базовый навык для руководителя. Эти профессиональные компетенции руководителя являются важнейшими для развития подчиненных, повышения их эффективности и значимости для компании.
Показатели высокого уровня владения ключевыми компетенциями руководителя: руководитель не боится давать возможность сотрудникам брать на себя разумные риски и пробовать разные решения, побуждает подчиненных выходить за пределы зоны комфорта и работать над новыми задачами, легко передает свои полномочия другим, поддерживает, даже если сотрудник совершил ошибку, и т. д.
Показатели низкого уровня владения профессиональными компетенциями руководителя: руководитель вмешивается в выполнение задачи или позволяет себе отменять решения сотрудников, дает мало пространства для инициативы, делегирует только те задачи, которые несут небольшие риски, навязывает свое мнение и т. д.
Говорит: Светлана Мельникова — руководитель департамента по работе с персоналом Группы ИНЭК (Москва):
«Для эффективного делегирования необходимы: четкая формулировка задачи, наделение сотрудника необходимыми полномочиями, установление сроков, контроль результатов и обязательно обратная связь. Наличие навыка делегирования можно определить в ходе собеседования с кандидатом с помощью интервью по ключевым компетенциям руководителя, бизнес-кейсов или центра оценки. Показателями неэффективного делегирования и контроля будут являться: непонимание сотрудником поставленной задачи, задача не выполнена в установленный срок, чрезмерный контроль руководителя за каждым этапом выполнения задачи, необходимость исправления руководителем выполненной работы, отсутствие обратной связи с подчиненным»
Профессиональные компетенции руководителя — совет
Рекомендуем при оценке ключевых компетенций руководителя также определять стиль его руководства. Это поможет выявить личностные особенности поведения руководителя в системе отношений начальник–подчиненный. А также учитывайте предыдущий опыт работы и сферу деятельности компаний, в которой трудился претендент
Пример кейса для оценки навыка делегирования
Показатели высокого уровня владения ключевыми компетенциями руководителя: кандидат сохраняет спокойствие и проявляет гибкость в стрессе любого типа, считает стресс неизбежностью в профессиональной сфере и умеет приспособиться к нему, избегает влияния стресса на личную жизнь, добивается высокого качества работы, даже находясь под давлением.
Показатели низкого уровня владения профессиональными компетенциями руководителя: стресс выбивает из колеи, в условиях высокого стресса человек становится дезорганизованным, оказывает ненужное давление на других, отказывается от выполнения приоритетных задач, любые изменения в планах или их срыв вызывают напряжение и беспокойство.
По теме: Какие компетенции нужны вашим сотрудникам? Начинаем разработку модели компетенций.
Говорит: Анна Фомичева — к. п. н., доцент, эксперт по управлению персоналом (Москва):
«На мой взгляд, в процессе оценки полезно использовать ”совместную” диагностическую работу менеджера по персоналу и самого кандидата. В этот комплекс включить тесты на определение общей направленности личности, тесты на самооценку, методы изучения предыдущего опыта. Так, например, у кандидата есть успешные стартап-проекты, при реализации которых он выполнял сразу несколько ролей (генерировал идеи, формировал команду, организовывал взаимодействие, был “владельцем процесса” и др.) в условиях ограниченных ресурсов, сроков и достиг успешного ожидаемого результата. Можно предположить, что кандидат в той или иной степени был вынужден проявить умение брать на себя ответственность, быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, быть стрессоустойчивым. Поэтому в процессе его оценки необходимо сконцентрировать внимание на выявлении степени мотивации и комфортности, продолжать работать с повышением уровня собственных качеств и развитием управленческих ключевых компетенций руководителя»
По теме: «Годовая обратная связь» . Как использовать этот инструмент в работе руководителя.
Примеры проективных вопросов для оценки стрессоустойчивости
Выбираем способ оценки управленческих профессиональных компетенций руководителя и его личных качеств
Первая оценка управленческих навыков и личных качеств происходит в процессе изучения резюме (для внутренних кандидатов – в процессе изучения заявки на участие в конкурсе на закрытие вакансии). Там кандидат отражает то, что умеет и знает. Задача HRспециалиста выявить степень владения указанными ключевыми компетенциями руководителя. Разумеется, читая резюме и даже собрав рекомендации, это невозможно сделать. Поэтому второй этап оценки – собеседование с кандидатом (обязательно включите в него проективные вопросы), на котором ему можно предложить несколько практических заданий (решение кейса, участие в ролевой игре и т. д.). Третий этап оценки проводится на испытательном сроке, например, посредством наблюдения за работой руководителя (по результатам составляется шкала оценки поведения), а также с помощью оценочных мероприятий, например, оценка «360 градусов» и др.
Говорит: Анна ОВЧИННИКОВА — руководитель службы подбора персонала компании Teleperformance Russia & Ukraine:
«Идеальной является ситуация, при которой в компании существует принятая модель управленческих профессиональных компетенций руководителя и схема их оценки, а также практика составления профилей менеджерских позиций, с указанием конкретных качеств, необходимых для успешной работы. И ключевые компетенции руководителя, и личностные качества могут быть определены путем стандартного биографического интервью с некоторым количеством маленьких кейсов из серии “Представьте, что вы…”, “Как вы поступите?” или “Опишите реальную ситуацию в прошлом, в которой вы проявили свою креативность”. Если же компания обладает достаточным временем и ресурсом, а управленческая позиция относится к высшему звену, имеет смысл провести полноценный ассессмент профессиональных компетенций руководителя, в который также внести задания или ситуации, помогающие выявлению личностных качеств. Такой подход значительно снизит вероятность ошибки найма. Когда ассессмент и интервью проведены, необходимо проанализировать и согласовать результаты, а затем на их основании принять взвешенное решение о найме».
Говорит: Лига Бланк — руководитель отдела персонала гипермаркета «Глобус» (г. Климовск):
«Для оценки претендентов на руководящую должность мы применяем метод “оценка по ключевым компетенциям руководителя” и используем для этого стандартизированные профили должности, где структурированы все профессиональные компетенции руководителя, как профессиональные, так и личностные. Кроме этого, можно применять структурированное интервью, различные кейсы, тестирование. Наиболее полноценной процедурой оценки является ассессмент, так как такое мероприятие включает различные испытания, которые помогают выявить не только теоретические знания, но и поведенческие индикаторы тех или иных ключевых компетенций руководителя. Как правило, во время ассессмента участники многие задания выполняют в группе, где особенно ярко проявляются коммуникативные навыки. Кроме различного рода экспертных испытаний важно учитывать рекомендации непосредственных руководителей, подчиненных, коллег, используя различные методики (к примеру, “360 градусов”). Необходимо также проанализировать результат работы, который может быть выражен в экономических или качественных (работа с персоналом) показателях, что довольно объективно»
Оценивая управленческие профессиональные компетенции руководителя, также обращайте внимание на предыдущий опыт работы и сферу деятельности компании, в которой трудился претендент
Обратите внимание, эффективно оценить личные качества помогают кейсы. Составить их можно самим, главное – четко прописать критерии, по которым вы будете оценивать степень выраженности качеств кандидата.
Говорит: Эльдар Салахетдинов — начальник организационно-кадрового департамента БАНКА ИТБ (Москва):
«Оценить личные качества кандидата на руководящую должность можно во время собеседования, задав ему проективные вопросы. Также можно попросить соискателя решить какой-либо заранее подготовленный управленческий кейс, где ему будет предложено как руководителю принять ряд решений. После чего попросить дать развернутые комментарии к ним. Уместно использовать также такой инструмент: соискателя просят вспомнить несколько сложных ситуаций из своей практики, которые он успешно разрешил, а также разобрать случай, когда он, по его мнению, не справился с ситуацией. Через открытые вопросы необходимо выяснить, что помогло или помешало решить ситуацию, какие качества он использовал, какие выводы сделал и т. д. Как правило, этих инструментов бывает достаточно, чтобы оценить наличие личных качеств у кандидата на руководящую должность ».
Профессиональные компетенции руководителя —
Источник Деловой мир
Автор публикации
Коллеги ! Рады Вашим публикациям !
Зарегистрируйтесь в личном кабинете, как автор и самостоятельно ведите свою колонку ! Все уникальные статьи попадут в еженедельную рассылку.
hr-media.ru
➤ Компетенции руководителя
Узнайте, какие компетенции руководителя отражаются на управлении персоналом, карьере и личностном росте. В качестве бонуса представлен чек-лист с негативными личностными факторами, которые мешают развивать нужные качества.
Из статьи вы узнаете:
Материалы по теме:
Какими компетенциями должен обладать руководитель
Компетенции руководителя — способности специалиста решать определенные профессиональные задачи. Также под ними понимают формально описанные требования к качествам управленцев.
В идеале руководитель должен быть наделен значимыми общекорпоративными, личностными, профессиональными, управленческими компетенциями. Без них он не отличается эффективностью, не способен своевременно и качественно выполнять должностные обязанности.
Общекорпоративные компетенции директора
Общекорпоративные компетенции едины для всех сотрудников. Директор должен уметь координировать действия подчиненных, быть ориентирован на клиентов, их потребности, результат работы. Важна четкая линия поведения, уважение личности подчиненных и других людей, нацеленность на результат и т.д. Включайте нужные качества в модель компетенций, опираясь на рекомендации экспертов «Системы Кадры».
Примеры корпоративных компетенций и их индикаторы поведения
Смотреть таблицу полностью
Справка: не жалейте средств на развитие компетенций руководителя, ведь от них напрямую зависит благосостояние организации, психологический климат, эффективность труда сотрудников. |
Личностные компетенции руководителя
Личностные компетенции закладываются природой, но поддаются корректировке. Если менеджер не стремится работать над собой, развиваться, это отражается на организации, ее позиции на рынке, сотрудниках. Он не может налаживать отношения с партнерами, подчиненными, принимает необдуманные решения, агрессивно относится к критике.
К компетенции руководителя относится:
- Инновационность и новаторство.
- Разработка грамотных решений.
- Умение работать с любой информацией.
- Достижение целей.
- Саморегулирование, выдержка.
- Инициатива, решительность.
- Общительность, уверенность в себе.
- Позитивное или адекватное отношение к подчиненным.
- Ориентация на развитие.
- Конструктивность к себе, коллегам.
Пример В компании «Альфа» работал менеджер Юрий, который возглавлял одно из структурных подразделений на протяжении многих лет. Он практиковал авторитарный стиль управления, не учитывал мнение подчиненных, интересы клиентов, избегал нововведений. В последнее время на него стали поступать жалобы со стороны менеджеров других подразделений. Они уверяли, что он тормозит развитие компании. Директор попытался повлиять на него, но безуспешно. Юрий сам принял решение покинуть компанию. После прихода на его должность молодого руководителя Михаила ситуация в корне изменилась. Управленцы пересмотрели многие процессы, внедрили современные инструменты работы с клиентами. Прибыльность организации резко возросла. |
По мнению экспертов, есть необходимые в работе качества, которые руководитель может легко воспитать в себе, если приложит усилия. А есть те, которые выработать просто невозможно. Например, позитивное отношение к людям. Она либо есть в человеке, либо нет. Если речь идет об отношении к людям вообще, а не к конкретному человеку, то у взрослого человека данную компетенцию в рамках отношений «сотрудник–работодатель» выработать практически невозможно.
Компетенции лидера и вероятность их развития
Смотреть таблицу полностью
Профессиональные компетенции руководителя
Профессиональные компетенции включают в себя требования к конкретной профессии и к руководящей должности. Руководитель обязан знать все о деятельности организации, управлять процессами и людьми, ориентироваться на достижения.
К профессиональным компетенциям руководителя относятся:
- знания, навыки, приобретенные в ходе обучения и трудовой деятельности;
- ориентация на достижения, контроль;
- мотивирование и развитие работников;
- способность влиять на других людей;
- умение организовывать работу.
Пример Руководитель Станислав приступил к работе в компании «Омега» сразу, как только закончил обучение. Он заметил, что не всегда способен помогать подчиненным решать задачи и достигать нужного результата, так как сам плохо разбирается в тонкостях работы организации. Чтобы развить нужные компетенции, Станислав изучил корпоративную культуру, традиции, особенности бизнес-процессов, путь развития фирмы, обязанности подчиненных и прочие особенности. Дополнительно он прошел курсы повышения квалификации. |
Управленческие компетенции
Традиционными управленческими компетенциями руководителя считают лидерство, организаторские способности, стратегическое мышление, собственную эффективность. Руководитель должен знать технологические процессы, формировать команды, распределять работу, опираясь на способности подчиненных, точно и лаконично формулировать свои мысли и т.д. Разработайте модель лидерских компетенций, чтобы оценивать сотрудников. Как это сделать, читайте в «Системе Кадры».
Проверяйте уровень развития компетенций с помощью вопросов
Смотреть полный список вопросов
Пример В компанию «Звезда», специализирующуюся на продаже спутниковых тарелок, требовался руководитель. Все претенденты со стороны не нравились директору по персоналу. Мало того, что они имели смутное представление о специфике деятельности организации, они были чрезмерно уверены в своих силах. Директор присмотрелся к коллективу и временно назначил на должность одного из давно работающих сотрудников Илью. Спустя время он понял, что не ошибся. Илья быстро сообразил, как выполнять новые обязанности, а в свободное время проходил тренинги, записывался на семинары и изучал дополнительную литературу. |
Как проявляются ключевые компетенции руководителя
Компетенции руководителя для эффективного управления могут проявляться в полной мере или быть слабовыраженными для остальных.
Компетенции и индикаторы поведения руководителя
Смотреть таблицу полностью
Какие негативные личностные факторы мешают развитию нужных компетенций руководителя
Каждый человек наделен негативными личностными качествами, которые мешают развитию нужных компетенций. Часть из них приобретается со временем, часть — закладывается природой. Выявите отрицательные черты и начинайте бороться с ними, в противном случае их проявления могут негативно сказаться на развитии значимых компетенций, соответственно, на вашей карьере и личной жизни.
✔ Зависимость от мнения окружающих заставляет сомневаться в правильности своих действий. Руководитель боится допустить ошибку, которая приведет к потере авторитета. Обычно такие управленцы не продвигаются по карьерной лестнице, а остаются на средних позициях.
✔ Склонность к спорам отмечается у лиц, чрезмерно уверенных в своей правоте. Обычно они скептичны, напряжены и подозрительны. Они нацелены на защиту своих интересов, а мнение персонала их мало волнует. Эти качества негативно сказываются на отношениях с подчиненными, вышестоящими руководителями, а иногда и отражаются на бизнес-процессах.
✔ Высокомерие применимо к самоуверенным работникам, которые не берут во внимание чужие идеи. Они пропускают мимо ушей ценную информацию, что мешает их личному развитию и росту подчиненных, продвижению организации на рынке.
✔ Нерешительность проявляется в дружелюбии, готовности прийти на помощь всем и в любую минуту. Таких руководителей любит персонал, но не воспринимает их всерьез. Компетентность руководителя часто ставится под сомнение, а работники действуют так, как считают нужным.
✔ Импульсивность подавляет другие качества руководителя. Менеджер сначала действует, а потом думает. Последствия могут быть значимыми и нежелательными, поэтому чем быстрее вы научитесь подавлять порывы эмоций, тем меньше проблем создадите себе и окружающим.
На процессах управления собой и персоналом сказывается множество других негативных личностных факторов, в том числе эксцентричность, равнодушие, перфекционизм, неприятие риска и непостоянство. Даже если у вас хорошо развиты нужные навыки и компетенции руководителя, вы можете испытывать сложности при принятии решений, взаимодействии с персоналом и т.д. Справиться с проблемой позволят тренинги по личностному росту и развитию, повышение эмоционального интеллекта и самоконтроль.
Вывод Совершенствуйте компетенции управляющего, подавляйте в себе нежелательные качества, если вы планируете продвигаться по карьерной лестнице. Занимайтесь и развитием подчиненных, ведь положительный результат напрямую зависит от усилий двух сторон трудовых отношений. |
www.hr-director.ru
Обучение менеджеров или развитие управленческой компетенции организации?
Автор : Василий Демьяненко, управляющий партнер , оргконсультант «Международное бюро управления изменениями» (официальный партнер компании Г.МИНЦБЕРГА CoachingOurselves)
В нашем обществе распространено сетование на низкое качество управления
Бизнес-организации не являются исключением. Мне часто приходится слышать, как высшие руководители жалуются на*:
- избегание ответственности;
- преобладание формального над полезным;
- пассивная позиция менеджеров;
- разрывы между решениями и реализацией;
- закрытость подразделений;
- дублирование функций, разрывы ответственности;
- поиск виновных вместо решения проблем.
Консультанты в качестве решения предлагают постановку регулярного менеджмента. Но часто формальное отношение к процессу внедрения только создает ворох бумаг на полке руководителя. В изменении управленческой деятельности важную роль играет организация процесса обучения менеджеров. Последнее предложение звучит слишком сухо и не раскрывает всей сути названного явления. Придадим ему наполненности и практичности.
Особенности развития управленческих компетенций с точки зрения обучения менеджеров
Работа менеджера кардинально отличается от инженерных профессий, где многое кодифицировано, имеет четкие формулы, регулируется справочниками и навык может передаваться в рамках формального обучения менеджеров. По мнению Г. Минцберга «С тех пор как Фредерик Тейлор (1916) провозгласил свой «научный метод» «лучшим», мы ищем этот «Святой Грааль» менеджмента в науке и профессионализме. Сегодня эти поиски продолжаются в простых формулах популярной литературы, в виде «стратегического планирования», «ценности для акционеров» и т.д. Но снова и снова легкие ответы не оправдывают ожиданий, и возникает лишь иллюзия прогресса, а реальные проблемы тем временем только усугубляются. » «Эффективный менеджмент осуществляется там, где встречаются искусство, ремесло и наука». Именно поэтому всегда легко понять — преподаватель менеджмента теоретик или практик. Компетенция руководителя приобретается только в процессе практической деятельности, где:
- высокая срочность и нет времени глубоко анализировать ситуацию;
- большой элемент неопределенности;
- подчиненные не пассивные элементы, а люди, адаптирующиеся к любой новой ситуации;
- высокая ситуативность и потребность в принятии интуитивных решение.
Развитие управленческих компетенций осложняется тем, что затрагивает отношения между людьми. Выстроив отношения с одними сотрудниками нельзя точно так же управлять другими — придется потратить время на установление отношений доверия, выработки единого языка общения, согласования ролей и т.д. Получается, что управленческая компетенция — это не столько навык менеджера, сколько коллектива и организации в целом. И если организация обладает высоким качеством управления — уход одного из руководителей не приводит к значимому ухудшению управления организацией, в отличие от увольнения сотрудника — ключевого в какой-то функциональной области.
Классические подходы к обучению руководителей построены на формировании менеджеров в отрыве от рабочего места. МВА-образование и традиционные корпоративные институты с помощью передачи знаний и анализа кейсов не помогают навести мосты между теорией и практикой.
Оставаясь один на один с этой задачей менеджеры возвращаясь из бизнес-школ сталкиваются со следующими основными трудностями:
- большинство полученных знаний теряются «по дороге», т.к. передаваемый объем просто не способен поместиться «внутри менеджера», а отсутствие опыта их применения воспринимается бессознательным, как неважная информация;
- коллеги и организационная культура в целом сопротивляются новым подходам управления, ценностями, противоречащим сложившимся в компании традициям;
- поток оперативной работы, постоянная срочность не оставляют возможности на эксперименты с новыми методами и времени на анализ управленческого опыта.
Эффективное обучение менеджеров — все гениальное просто
Если согласиться с написанным выше, то напрашивается простое решение — развивать управленческие компетенции в процессе практической деятельности совместно с коллегами. За его простотой кроются особенности каждой из организаций, что не позволяет давать заочно точные советы, как это сделать. Основываясь на исследованиях о том, что управленческие компетенции приобретаются в трех соотношениях (10 % знания, 20 % анализ, 70 % практика) я для себя выделяю следующие особенности, на которые опираюсь в поиске решений для конкретной организации:
- участие сотрудников только из личной заинтересованности;
- вплетение знаний в практику, превращая их в навыки совместной деятельности;
- дозированное вливание знаний: возможность их «переварить»; помощь в работе, а не отвлечение от нее;
- постоянство процесса обучения менеджеров;
- развитие навыков организации, а не отдельного менеджера;
- создание условий для рефлексии опыта.
В общем случае это представляет следующий процесс: для решения конкретных важных управленческих задач, менеджеры получают новые знания. Они анализируют происходящие процессы, не только на основании устоявшегося опыта и отношений в компании, а с учетом открывшихся теперь возможностей и угроз. Полученные знания вплетаются в работу руководителей. Производится осмысление деятельности и результатов.
В результате приобретенный опыт становится не собственностью отдельного менеджера, а конкурентным преимуществом компании.
Обучение менеджеров — время потраченное впустую?
Традиционно в работе организации используются методы управления, направленные на преодоление трудностей, поиск решений. Со временем вырабатывается определенный устоявшийся набор полезных методов, сделавших компанию успешной. Негласно их пересмотр с одной стороны воспринимается, как сомнение в профессионализме руководства, с другой — «дело нужно делать и отвлекаться на глупости некогда». Но внешняя и внутренняя среда меняются и без анализа сложившихся привычек управления удачи не видать. И даже готовность руководства начинать «новую жизнь с понедельника» может оказаться временной и быть побеждена оперативной деятельностью. С этой целью Хейфец и Лински в руководстве по выживанию для лидеров советуют найти надежную опору для движения, которой может стать дружба с людьми, которые поддержат лидера в самых противоречивых ситуациях и конфликтах (в случае авторитарного стиля управления опору предпочтительно искать вне организации).
Всегда ли нужно развивать управленческие компетенции организации? Однозначного положительного ответа на этот вопрос у меня нет. Например, жалуясь на персонал, ко мне обратился руководитель сервисной компании, выступающей подрядчиком госмонополиста. Две недели мы совместно вырабатывали решение. И по чистой случайности удалось выяснилось утаиваемую информацию — бизнес-модель компании построена на связях двух руководителей, собственно, являющихся ключевыми сотрудниками и показатели деятельности организации процентов на 90 зависят от их возможностей. Компетенции остальных сотрудников соответствуют низкому уровню их заработных плат. Повышение управленческих навыков в этом случае не только неэффективно, т.к. их значение в общем успехе не стоит «вычинки», но и вызовет серьезное сопротивление организации, ведь не имеет практической полезности.
На семинарах по рассматриваемому вопросу я предлагаю слушателям рабочий лист для экспресс-оценки потребности организации в управленческих знаниях и опыте**.
Достижение каких целей и решение каких управленческих задач требует новых знаний и опыта? | Знаний и опыта из какой области недостает? |
- Какие первые шаги необходимо сделать для приобретения новых знаний и опыта? Установите сроки.
- Какие возможны препятствия на пути выполнения указанных шагов?
- С кем нужно обсудить реализацию шагов?
* можете отметить те явления, которые присущи вашей компании
** рабочий лист для экспресс-оценки потребности организации в новых знаниях и опыте
За рамками статьи остались такие важные вопросы, как условия проведения эффективных занятий, подходы к увлечению сотрудников, способы определения обучаемости, существующие методы развития управленческих компетенций и др., о которых поговорим в следующий раз.
По теме: Обучение руководителей. Правила делегирования.
Обучение менеджеров — это важный этап подготовки эффективных сотрудников.
Автор публикации
Коллеги ! Поделитесь с нами вашими новостями и достижениями вашей компании в работе с персоналом.
Присылайте к нам на [email protected].
Все статьи попадут в еженедельную рассылку — обзор отрасли.
hr-media.ru
Управленческая компетентность — Завучу — Прочее
«Управленческая компетентность
руководителей школы»
Сегодня, для повышения личной конкурентоспособности, человек вынужден учиться, последовательно повышать свою профессиональную квалификацию в течение всей жизни. Актуальным становится вопрос о личную и профессиональную самореализацию. Специалисты Мирового банка еще в середине 90-х годов отметили, что в современном быстро меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм, а именно способность менять сферы и способы деятельности. Они высказали мнение, что хорошо подготовленному профессионалу должны быть присущи такие характеристики, как умение работать в команде; умение принимать самостоятельные решения; быть способным к инновациям. К тому же, хороший специалист-профессионал должен быть психологически выдержанным, готовым к перегрузке, стрессовым ситуациям, а также уметь выходить из них. Эти характеристики согласуются с признаками профессиональной компетенции, которая рассматривается отдельными авторами как система теоретико-методологических, нормативных положений, специально-научных знаний; организационно-методических, технологических умений, которые объективно необходимы личности для выполнения должностно-функциональных обязанностей; соответствующих моральных и психологических качеств.
Определяющими для нашего времени становятся и изменения в характере управленческой деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения. Она все больше должен ориентироваться на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность, профессиональный потенциал работника, его резервы, возможности профессионального обучения и самообучения. То есть современный руководитель, формируя коммуникации в организации, которую он возглавляет, должна признавать первичность человека как личности; учитывать не только внешние показатели труда (успешность, результативность), но и внутреннее состояние человека – постоянную специфическую мотивацию к эффективной работе, к постепенному саморазвития. Такой подход к личности подчиненного требует от управленца не только высокого уровня профессиональной компетентности, а и достаточно высокой степени социальной зрелости. Исследуя проблему развития управленческой деятельности руководителей общеобразовательных учебных заведений Т.Сорочан отмечает, что “профессионализм управленческой деятельности руководителей школы – это совокупность компетенции, которые формируются в последипломном педагогическом образовании и позволяют субъекту профессионально осуществлять управленческую деятельность в современных социально-экономических условиях с учетом особенностей объекта управления, связанных с решением педагогических задач”. Она отмечает, что содержательная сущность профессионализма управленческой деятельности руководителя школы оказывается в следующих компетенциях:
— функциональная компетенция, которая заключается в воссоздании традиционного дня школы управленческого цикла и владение умениями осуществлять управленческие функции;
— социально-педагогическая компетенция, которая заключается в управлении школой как социальной системой;
— социально-экономическая компетенция – управление школой в условиях рыночных отношений, овладение менеджментом и маркетингом в образовании;
— инновационная компетентность – направленность на развитие педагогической системы школы путем освоения инноваций;
— фасилитативная компетенция – направление творческой деятельности педагогов на создание оригинальной образовательной практики.
Итак, общей акмеологичной основой профессионализма руководителя общеобразовательного учебного заведения выступают умения, которые отражают специфику управленческой деятельности менеджера образования:
— системное видение проблем в работе школы;
— специальные знания, которые нужны именно для эффективного осуществления управленческих функций;
— умение организовать творческую деятельность коллектива в инновационном направления работы школы;
— умение сформировать среду, которая раскрывает профессиональные качества работников системы управления школой и персонала;
— коммуникативные умения как умение работать с людьми: формировать положительные отношения в коллективе, а именно: влиять, убеждать, объяснять, выслушивать, вести за собой.
Некоторые российские исследователи (Вещиков С., Пальчик Н., Езерская К.) считают, что в современном мире, когда очень быстро происходят изменения, важным становится уже не текущее овладения специальными навыками, а способность эти навыки быстро усваивать по мере необходимости.
Они считают, что эту способность обеспечивают не профессиональные знания и умения, а базовые компетенции, которые являются основой для овладения специальными знаниями. Базовые компетенции рассматриваются как фундамент, на котором строится управленческая деятельность руководителя.
Ценен тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо управлять и достигает поставленной цели, независимо от внешности и образования. Это главный стандарт настоящего руководителя. Но даже при наличии всех выше перечисленных навыков руководитель не будет успешным если он не будет правильно организовывать свое время и рабочий день. Ведь такой ресурс как время стоит наряду с такими ресурсами, как люди и финансы. Менеджер всегда находится в трех измерениях: в действительности, в прошлом и в будущем. Время не вернешь. Его невозможно накопить, умножить или передать.
Для того чтобы понять всю глубину проблемы дефицита времени необходимо понять, прежде всего его причины, которые заключаются в:
1. Постоянная спешка. Спеша руководитель не успевает даже сосредоточиться на той проблеме, которую он выполняет в данный момент. Как следствие он не думает о других способах решения, которые возможно лучше, чем тот способ, который ему в голову первым.
2. Накопление работы. При этом руководитель начинает заниматься различными мелкими и не столь важными делами. У него не четко распределена работа по степени важности. Он не занимается анализом ключевых, перспективных вопросов.
3. Постоянное доработки дома. При этом время отведенное на отдых затрачивается на работу, руководитель не успевает отдыхать, что негативно влияет на его работоспособность в следующий день и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья.
4. Переутомление. Обусловлена длительной работой в условиях постоянной спешки.
5. Суетливость. Это результат плохой организации рабочего дня иногда зависит от импульсивности и особенностей руководителя.
6. Неспланированность работы. Является результатом образа жизни не только самого руководителя, но и совместной жизни данной организации.
7. Слабая мотивация труда. Следствием этого является низкий уровень выполненной работы, что перерастает в хроническую нехватку времени.
Необходимо проводить инвентаризацию времени за несколько рабочих дней, чтобы проанализировать свой рабочий стиль и выявить причины, которые влияют на дефицит времени. Эти проблемы можно выявить по следующим признакам:
— Отсутствие четкого расписания работы на текущий день (руководитель не знает, что ему сегодня надо выполнить в первую очередь, а что во вторую).
— Секретарь неосведомленный в делах своего руководителя (секретарь – прежде всего помощник своего руководителя).
— Несвоевременность ответа на деловые письма.
— Продолжение работы над деловыми бумагами дома (в рабочий период не хватает времени).
— Постоянное выполнение работы за своих подчиненных (руководителю кажется, что так надежнее).
— Постоянная спешка при выполнении заданий со стороны вышестоящего руководства.
Важную роль в достижении поставленных задач играет организация рабочего процесса.
Организация рабочего дня должна соответствовать основному принципу: “Работа должна подчиняться мне, а не наоборот”. Существует 14 правил, которые можно разделить на 3 группы: правила начала дня, основной части и конца дня.
Правила начала дня:
1. начинать день с позитивного настроения;
2. хорошо позавтракать и без спешки на работу;
3. начинать работу по возможности в один и тот время;
4. проверить план дня;
5. первоочередно выполнять ключевые задачи;
6. утром заниматься сложными и важнейшими делами.
Правила основной части дня:
1. избегать действия, которые выкладывают обратную реакцию;
2. избегать незапланированных импульсивных действий;
3. рационально заканчивать начатое;
4. контролировать время и планы.
Правила завершения рабочего дня:
1. всегда заканчивать начатое;
2. контроль за результатами деятельности подчиненных и самоконтроль;
3. каждый день должен иметь свою кульминацию;
4. заканчивать день нужно с хорошим настроением.
Из всего выше указанного можно сказать, что время – это уникальный ресурс руководителя. Каждому менеджеру требуется серьезно и добросовестно подходить к организации своего рабочего дня и к распределению своего рабочего времени. Таким образом, распределять дела и время потраченное на них следует так, чтобы этого времени хватало на все дела, и конечно не следует забывать об отдыхе. Следующее, на что нужно обратить внимание это классификация дел по степени важности.
Итак, управленческая компетентность руководителя общеобразовательного учреждения – это комплексная характеристика управленца – профессионала которая включает и знания, и умения, и психологические характеристики, и определенные личностные качества. Она формируется постепенно. Рост профессионализма управленческой деятельности, а значит и уровня управленческой компетентности с позиции акмеологического подхода происходит:
— как результат социальной зрелости, когда человек прошел через жизненные испытания и научились действовать с максимальной самоотдачей, не надеясь на то, что она получает успех как вознаграждение;
— когда она имеет интеллектуальные, психологические, коммуникативные, а также общие способности к управленческой деятельности;
— когда человек имеет внутреннюю мотивацию к профессиональной деятельности, которую Дж.Равен рассматривает как компонент компетентности;
— когда способности человека развиваются и улучшаются, что позволяет ей успешно овладеть определенной деятельностью и совершенствоваться в ней;
— когда изучается и перенимается опыт успешных руководителей и моделируются успешные стратегии развития личностных качеств.
Литература
1. Вещиков С., Пальчик Н., Езерська К.// Журнал “Люди дела”, Новосибирск, 2005, №10-с.8-9
2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004-75, с.253
3. Психологический словарь/авт.-сост. В.Н.Копорулина, Н.Н.Смирнова, Н.А.Гордеева, Л.М.Балабанова; Под общей ред. Ю.Л.Неймара – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003-640с.
4. Сорочан Т.М. Подготовка руководителей школ к управлінької деятельности: теория и практика. Монография. – Луганск: Знание, 2005. – 384с.
5. Хроленко А.Т. Самоменеджмент: для тех кому от 16 до 20 – М.: Экономика, 1996-139с.
multiurok.ru
6.3. Составляющие управленческой компетентности. Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви
6.3. Составляющие управленческой компетентности
Мы увидели, какие многомерные характеристики используются при оценке качеств руководителей. И возникает закономерный вопрос: «Можно ли оценить управленческие качества руководителя в цифровых показателях?» Можно. Задача, правда, непростая, но выполнимая.
Для начала приведем определение того, что такое управленческая компетентность.
Управленческая компетентность – это социопсихологическая оценка профессиональной деятельности менеджера, которая представляет собой сочетание экспертной оценки и самооценки общего уровня развития психотипа, образования, опыта управленческой работы и т. д.
Поговорим подробнее о том, из чего складывается управленческая компетентность.
1. Оценка общего уровня развития психотипа (УРП). Эта оценка производится психологом-диагностом на основе профессиональной психологической диагностики по международной системе APT (Association for Psychological Type), базовый опросник MBTI (УРПтах = 100 баллов).
Экспертная оценка уровня управленческой компетентности (ЭО). Экспертная оценка проводится членами экспертной комиссии, наблюдающими за поведением аттестуемого в деловых экспертных тренингах (видеотренингах). В основу показателя закладываются управленческие качества кандидата: умение организовать работу, проконтролировать, отдать приказ, вести переговоры и т. п. (ЭОтах = 100 баллов).
Самооценка уровня управленческой компетентности (СО). Она отражает внутреннюю оценку потенциала личности. Ее определяют при помощи тех же обобщенных показателей(см. пункт 2). Экспертиза проводится психологом (СОтах = 100 баллов).
Мы видим, что все указанные критерии оцениваются по 100-балльной шкале. Второй и третий показатели определяются относительно «эталона» идеального управленца, который составляют совместно эксперт и аттестуемый при собеседовании. Например, кандидат работает мастером на заводе, а его рассматривают как претендента на должность начальника цеха. Необходимо составить обобщенный портрет этой новой должности: способ управления, уровень образования и т. д.
Управленческая компетентность (УК) для состоявшихся управленцев вычисляется как среднеарифметическое всех трех составляющих. Точно так же проводятся расчеты и для молодых специалистов, только в этом случае к полученному результату прибавляют дополнительные баллы (ДБ). В случае если значение УК превышает, скажем, 80 баллов, показатель управленческой компетентности будет составлять мах = 80 баллов.
Дополнительные баллы определяются исходя из таблицы.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
marketing.wikireading.ru
6.4. Развитие управленческой компетентности. Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви
6.4. Развитие управленческой компетентности
Если рассматривать труд руководителя в организационно-психологическом ракурсе, то многообразие административно-управленческого процесса можно представить в виде формулы:
УПРАВЛЕНИЕ = ОРГАНИЗАЦИЯ + КОНТРОЛЬ,
где:
ОРГАНИЗАЦИЯ – самоорганизация труда исполнителей;
КОНТРОЛЬ – конструктивная конфликтология.
Если мы вывели формулу управления, то продолжим ее преобразование:
где:
(TJ) – рефлекс цели – позволяет оптимально организовать труд исполнителей;
(EQ) – эмоциональный интеллект – позволяет оптимально решать производственные конфликты.
Повысить свою управленческую мощность можно двумя способами: делегировать подчиненным ряд своих обязанностей путем грамотной организации их труда и повышением управленческого авторитета за счет развития навыков самоорганизации.
Образцом для подражания при первом способе является классический управленец – Администратор (ESTJ). Чтобы убедиться в этом, приведем выписку из его административно-управленческой характеристики:
ESTJ – хороший организатор, обладает качествами практической деловой направленности. Умеет выдержать линию, намеченную ранее, устранить барьеры, мешающие работать, привлечь подчиненных к активному, творческому труду.
Будучи руководителем, часто выдвигает новые предложения по более рациональному использованию материальных и интеллектуальных ресурсов. Очень активен в указаниях, инструктировании и надзоре за работой. Отдает приоритет общению. Из всего потока информации выделяет то, что может быть полезным для планируемой деловой активности, остальное отбрасывает как не имеющее отношения к делу.
Если рассматривать формулу психотипа Администратора в более развернутом виде, то она будет выглядеть так:
ESTJ = Е Те Si J = Те – Si – Ni – Fi,
где:
Те (главная функция) – деловая логика, имеющая сугубо практическую направленность тактического характера;
Благодаря деловой направленности мышления проявляет способности администратора. Тщателен и аккуратен. Хорошо работает с деловой документацией.
Склонен решать тактические задачи, это объясняется своеобразием мышления, направленного на вычленение логики фактов, событий, поступков. В работе больше тактик, чем стратег.
Ni (третья функция) – интуиция прогноза, являющаяся слабой для Администратора функцией.
Ответственно относится к поручениям. При необходимости остается после работы без указаний «сверху». На деловые встречи, как правило, не опаздывает. Очень не любит невыполненных обещаний.
Требовательность к подчиненным совмещается со стремлением создать им комфортные условия работы, устранить внешние препятствия для их эффективной деятельности. Только в этом случае считает, что имеет право на требовательность, чем выгодно отличается от других типов, которые мало интересуются условиями работы подчиненных.
Si (вспомогательная функция) – сенсорика ощущения, позволяющая быть погруженным в реальность и воспринимать ее комфортность.
Взаимодействие с окружающими людьми и деловыми партнерами организует на основе кодекса чести, правил честной игры. Ярый противник обмана, лжи, двуличия. Его честность базируется на логических принципах. В межличностных отношениях характеризуется эмоциональной невовлеченностью, т. е. не испытывает потребности вступать в близкие отношения с множеством других людей.
Fi (этика взаимоотношений) – также является слабой функцией. Но для управленческих качеств важны не чувства эмпатии и сопереживания, а ровные и деловые отношения.
В системе формальных связей для него более характерно ровное общение. Несмотря на это, тяготеет к тому, чтобы влиять на окружающих, контролировать их мысли и поступки. Тяготеет к сотрудничеству. Дорожит своей репутацией. Именно на этой основе возможен компромисс с другими типами.
Сейчас же рассмотрим второе слагаемое формулы эффективного управления.
Известно, без столкновения различных позиций, точек зрения и интересов не обходится ни одно дело. Управленцу приходится сталкиваться и с недопониманием, несообразительностью и прочими «несовершенствами» исполнителей. Такова особенность работы с людьми.
– Управлять – значит уметь находить общий язык с людьми.
А это означает, что
– умелое управление предполагает умение управлять конфликтом.
Проведение контроля особенно чревато конфликтными ситуациями.
Потребовать у подчиненного отчитаться о проделанной работе по всей форме не так-то просто, обычно это вызывает некое напряжение обеих сторон. Как же научиться разрешать производственные конфликты? Об этом поговорим далее в главе «Типологическая конфликтология».
Остановимся лишь на так называемых внутренних провокациях, мешающих развитию управленческой компетентности.
Внутренние провокации (помехи в бизнесе)
(Е) – поверхностность в общении
(I) – замкнутость (один в поле не воин)
(S) – мелочность (боязнь отойти от проверенного)
(N) – мечтательность (отрыв от реальности)
(Т) – черствость и сухость
(F) – обидчивость и ранимость
(J) – упертость (безапелляционность)
(Р) – нерешительность
Глядя на этот перечень, становится ясно, что у любого из шестнадцати психотипов имеются свои собственные проблемы. В том числе и у тех, которых мы причислили к образцовым управленцам. Например, тот же психотип Администратор (ЕSTJ) с яркой логикой (Т) будет настолько жестким в обращении, что от него сбежит весь коллектив, несмотря на его высокую самоорганизацию. Базовой рекомендацией для людей с жесткой логической функцией (Т) является развитие эмоциональной компетентности или эмоционального интеллекта.
А для «мягкого» и покладистого Инициатора (ENFP) такой рекомендацией будет воспитание в себе жесткости и развитие рефлекса цели.
У каждого психотипа имеются свои проблемные зоны, вот почему так важен индивидуальный поход и так важно определить у человека самое слабое звено в формуле его психотипа и начать работу над ним. Именно в этом, одном месте обычно рвется вся цепь, какими бы прочными ни были другие звенья!
В качестве идеальной модели для различных бизнес-тренингов по продажам принимаются психотипы:
1. В розничных продажах идеальным продавцом является психотип Энтузиаст (ЕSFJ). Человек такого психотипа общителен, не устает от большого наплыва покупателей, не ошибаясь при этом в точности счета. Такая профориентация особенно актуальна сегодня для кассиров в больших супермаркетах.
2. В оптовых продажах такой моделью служит психотип Политик (ESFP). Это самые лучшие коммерческие директора, от которых требуется не только торговать, но и управлять коллективом менеджеров по продажам, и заниматься региональной рыночной экспансией. В мелко-оптовой торговле идеален Посредник (ISFP), являющийся по природе дипломатом в переговорном процессе, который может мягко «уговорить» любого заказчика.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
marketing.wikireading.ru