Конструктивная критика — Психологос
01 октября 2022 г., 21:34
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Например, «Отлично! А вот это, мне кажется, можно сделать так, будет надежнее!» — или: «Да, спасибо, это было красиво и эффективно. Кажется, будет еще лучше, если вот на будущее ты обратишь внимание на это и то. Что думаешь?» или «Это было замечательно, а вот это, на мой взгляд, можно сделать лучше. Мне это видится, например, так…»
То есть: «Что хорошо, что изменить или добавить, чтобы получить требуемый результат».
Если вы не знаете, что подсказать и как помочь человеку, которого вы собираетесь критиковать — не делайте этого.
Как-то моя маленькая дочка подралась с другой девочкой на улице, когда та не отдавала ей ее игрушки. Ну, всяко бывает! Но я, как папа, конечно же начал строго говорить Маше справедливые вещи: «Маша, это плохо. Нельзя драться! Нельзя давать сдачи, это неправильно!» Далее я помню то, что меня впечатлило надолго. Маша поднимает свои ангельские глазки и спрашивает, прямо глядя на меня: «Я поняла, сдачу давать нельзя, это неправильно. А как правильно?» — Тут я понял, что у меня трудный день, потому что высшего психологического образования и диссертации по воспитанию молодежи мне не хватает для того, чтобы дать простой и ясный ответ на этот вопрос.
А действительно, как поступать маленькой девочке, когда другая маленькая девочка грубо отнимает у нее ее игрушку, на слова не реагирует, а когда она стукает ее слабо, в ответ стукает ее сильно?
Тогда я сказал себе: «Может быть, мне сильно не нравится чье-то поведение. Но если мне нечего человеку предложить, как простое решение, я не имею права его критиковать!» Нет конструктива — критика запрещена.
С тех пор в нашей семье это имеет силу закона. Если кто-то что-то делает плохо, ругаться, кричать или обижаться нельзя: можно попросить или предложить то, что тебя устроит больше.
Когда вы привыкнете, для вас это также станет очень простым. Смотрите, «Почему ты не сходил в магазин, я же тебя просила?» — это неправильно, тут содержится упрек, человек в ответ начнет бухтеть (вслух или про себя) Проще и правильнее попросить внятным образом еще раз: «Пожалуйста, сходи в магазин, мне нужно приготовить обед». Аналогично, вместо «Что ты на меня кричишь?» удачнее сказать так: «Пожалуйста, давай это обсудим в другом, более спокойном тоне».
Кстати, конструктив может предложить и другая сторона, если сама знает, чем и как другой человек может ей помочь. Например,
— Меня злит, когда я тебя прошу, а ты не обращаешь на это внимания!
— Прости, пожалуйста. Но ты на меня не ругайся, а другой раз просто напомни еще раз. Мне всегда приятно, когда ты ко мне лишний раз подойдешь. Я же действительно просто отвлекаюсь и забываю. Да? Поможешь мне?
Понятно, что и это не решает всех вопросов, но договариваться мы с тех пор стали быстрее и чаще.
- Профессиональная коммуникация
- Критика
Комментарии (9):
Гость, 28 марта 2014 г. , 12:21
Спасибо….. так просто, как все гениальное!
Елена, 27 апреля 2015 г., 17:18
Спасибо!!! Спасибо за статью! Мне она очень поможет теперь!
Глазатов Сергей. [email protected], 03 мая 2015 г., 08:18
Статья, тема и изложение мне понравились. Своих замечаний, дополнений и предложений у меня нет.
Цыденжаб, 15 мая 2015 г., 13:23
Здравствуйте!!!! Интересно было бы с Вами встретиться и обсудить тему!
Гость, 26 апреля 2018 г., 20:29
Я не согласен с позицией автора. Для примера, я говорю кому-то: «Воровать нельзя», а человек в ответ спрашивает: «А что я должен делать, вместо того, чтобы воровать?» И что, пока я не смогу ответить на его вопрос, я не должен говорить, что воровать нельзя, и не должен осуждать воровство? Не согласен. Воровать нельзя, а искать альтернативный способ жить — это его забота, не моя. Моя критика неконструктивна, но при этом справедлива и правильна!
2
ответа
Козлов Николай Иванович, 27 апреля 2018 г. , 09:36
Зря вы не согласны с позицией автора, у автора разумная позицией. Но и вы тоже правы. Если простое решение «Не воровать» или «Не бить в ответ» будет правильным решением, то все отлично и другого конструктива уже не требуется. А если такое простое решение будет недостаточным? Если нужно защитить себя или кого-то другого от избиения? Тогда такое простое решение «Не бить в ответ» уже недостаточно. И тогда нужно искать разумный конструктив. Итого, уважаемый критик: не торопитесь возражать, ищите объединяющий позиции конфигуратор.
Гость, 03 сентября 2022 г., 16:32
А я не согласна с вами, вы не можете запрещать другому что-либо делать, для этого есть закон и если его поймают, он понесет ответственность. А если вы влезли в чью-то жизнь со своей справедливостью и правилами, то вы так же должны нести ответственность за то, какой вы можете дать ответ на прямой вопрос, что человеку делать. Большинство преступлений совершается, лишь потому что человек не знает, как поступить иначе.
Гость, 20 июня 2018 г., 16:50
Мне нравится такой подход. Явно, все что просто — гениально.
Гость, 13 июля 2018 г., 17:35
Если в ситуации нужен конструктив, то обязательно надо его озвучивать! иначе критика только подчеркивает недостатки, ошибки, от нее человек расстраивается, у него портится самооценка и снижается вера в себя. и такая критика звучит как нападка на личность, что в тебе что-то «не так как надо», как осуждение. это очень портит отношения и вредит человеку. а если «критикан» хочет только осуждать, даже не думая о решении, то это тем более просто агрессия на другого, т.к. раз начал высказывать недовольство — надо сказать чего хочешь, иначе это просто выпады и агрессия, отрицание и обесценивание, чувство что все не так, и что надо вместо этого — неясно. т.е. конструктивная критика — это для хороших, добрых отношений, когда человеку не хотят вредить и причинять боль.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Грамотная критика
Критиковать надо не тогда и не так, когда и как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Критика деструктивная и конструктивная
Деструктивная критика — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.
1Подробнее
01 янв. 2013 г.
Критика Плюс-помощь-плюс
Самая простая и эффективная формула грамотной критики имеет следующий вид: ПЛЮС — ПОМОЩЬ — ПЛЮС. Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту. Пункт два: Помощь, а точнее, «Как можно сделать это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Подготовленная разборка
Подготовленная разборка — трудная обязанность старшего по отношению к младшим.
0Подробнее
01 янв. 2010 г.
Реакция на ошибки
Ошибки допускают окружающие, ошибки допускаем и мы сами. Тот, кто грамотно реагирует на ошибки свои, обычно более грамотно реагирует и на ошибки окружающих. Не так важно, с какого конца начинать учиться — важно, чтобы на любые ошибки, и свои и чужие, мы реагировали грамотно, то есть эффективно для дела и экологично для человека.
0Подробнее
24 февр. 2017 г.
Руководство по правильной критике
То, что у нас называется критикой и приправляется всеми этими видами соусов, на самом деле даже близко ею не является. К сожалению, критиковать нас всех не учат — ни в школах, ни вообще где-либо (разве что, в литературном вузе). Зато нас всех учат жёстко и даже агрессивно относиться к себе и другим. Поэтому под видом критики множество хороших людей пытается пропихнуть друг другу агрессию, обиды, претензии, дискомфорт, непрошеные советы, картинку, корзинку, картонку и маленькую собачонку. Чем часто делает друг другу незаслуженно больно. А настоящей критики, которая бы стимулировала развиваться – и которая действительно очень нужна! — в итоге очень-очень мало. Буквально с фонарями и лопатой надо искать, и то сомнительно, что найдётся.
2Подробнее
01 окт. 2022 г.
Восхищенная критика
Если человек нравится, то обычно сложно увидеть, что же ему такому замечательном не хватает, чтобы быть еще лучше. И сложно не потому, что ему действительно нечего добавить, а потому что хорошее отношение мешает взглянуть на человека объективно. А между тем, такой объективный взгляд часто бывает нужен, чтобы помочь этому прекрасному человеку двигаться и развиваться дальше.
0Подробнее
Конструктивная критика — Блог Викиум
15 мая 2021
Каждый человек хоть раз сталкивался с критикой в свой адрес, при этом каждый по-разному на нее реагирует. Критика может быть конструктивной или деструктивной. Если первый вариант предполагает выражение мнения с целью помощи, то второй — бесцельные высказывания. В этой статье вы узнаете о конструктивной критике, ее основные принципы, и как на нее реагировать.
Особенности конструктивной критики
Используя конструктивную критику, человек дает оценку действиям другого с целью помощи. Такая критика может быть представлена в виде советов или в форме анализа. К основным признакам такой критики можно отнести:
- объективность;
- конкретность;
- аргументированность;
- акцент на положительные моменты;
- использование примеров из жизни;
Как критиковать конструктивно?
Если вы хотите кого-то покритиковать, необходимо следовать основным правилам:
- Не атакуйте человека сразу, а постарайтесь выстроить доверительные отношения. Пообщайтесь сразу на нейтральные темы, а уже после можете переходить к следующему пункту.
- Не стоит бросаться на человека с обвинениями, а лучше акцентировать внимание на том, что у него получилось сделать отлично.
- Все свои замечания необходимо делать с глазу на глаз, чтобы собеседник не чувствовал себя неуверенно.
- Все ваши советы должны быть максимально понятными, а не обобщенными, чтобы собеседник вас правильно понял.
- Вести беседу следует в спокойном и доброжелательном тоне, чтобы не настроить собеседника против себя.
- Во время беседы не применяйте критику по отношению к самому человеку, а используйте замечания только для работы. К примеру, не следует говорить, что человек является ужасным дизайнером, а лучше показать ему, где в своих работах он допустил ошибки.
- Перед тем как начать критику, расскажите человеку о своих промахах. С помощью такого приема человек будет не так остро реагировать на вашу критику.
- Когда вы стараетесь дать совет, то не стоит оценивать саму работу, а просто помогите человеку определиться, что в его работе можно улучшить.
- В самом конце вы можете подвести итоги того, что собеседнику дал ваш разговор, и что он для себя вынес полезного.
Как реагировать на критику?
Не каждый человек способен адекватно реагировать на критику. Но прежде чем научиться этому искусству, следует выяснить, какой характер имеет данная критика. Итак, на критику реагировать следует таким образом:
- Вы должны быть полностью уверены в себе и своих силах, даже если эта критика является конструктивной.
- Любая критика может быть достаточно эмоциональной, поэтому важно уметь отделять эмоции от дельных советов.
- Не спешите отвечать моментально на критику, а лучше обдумайте сказанное собеседником.
- Очень важно выявить суть критики, возможно, у вас действительно есть существенные недостатки, которые со стороны лучше видно.
- Если вас критикует не один человек, а сразу несколько, при этом их критика похожа, это является прекрасным поводом задуматься о недостатках.
- Не следует принимать критику слишком близко к сердцу, так как увидеть суть вам будут мешать эмоции.
- Не игнорируйте критику, даже если она носит деструктивный характер, возможно, вас просто пытаются уберечь от необдуманного шага.
Критика со стороны окружающих всегда была и будет, однако, реагировать в большей степени следует только на конструктивную критику. Курс Викиум «Критическое мышление» поможет научиться отсекать лишнее и выделять нужное.
Конструктивная критика | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·
Конструктивная критика (часто сокращается до «CC» или «concrit») — это процесс предложения действительных и аргументированных мнений о работе других, обычно включающих как положительные, так и отрицательные комментарии, в дружеской манере, а не оппозиционный.
Из-за чрезмерного использования негативной, придирчивой критики некоторые люди занимают оборонительную позицию, даже когда получают конструктивную критику, высказанную в духе доброй воли. Конструктивная критика с большей вероятностью будет принята, если критика сосредоточена на работе или поведении получателя. То есть проблем с личностью нужно избегать, насколько это возможно. Критическое мышление может помочь определить важные вопросы, на которых следует сосредоточиться.
Особо чувствительные люди могут занимать пассивную, побежденную позицию, если они рассматривают ситуацию как личную, всеобъемлющую или постоянную (см. выученную беспомощность). Другие могут принять агрессивный ответ. На онлайн-форуме, где не хватает личного контакта, конструктивная критика может быть легко неверно истолкована, а онлайн-обмен мнениями часто выходит из-под контроля, превращаясь в брань.
Эффективные навыки межличностного общения могут быть полезны для оценки настроения получателя. Во время первоначального обмена мнениями или при столкновении с защищающимися людьми эффективная критика требует более мягкого языка и включения положительных комментариев. Когда получатель сильно идентифицирует себя со спорными областями (такими как политика или религия), не оскорбительная критика становится сложной задачей.С другой стороны, более сильный язык иногда может пробить защитную оболочку. Кроме того, многие люди (как поставщики, так и получатели критики) ценят прямолинейный стиль. Они считают прямоту честной и эффективной, а более мягкие подходы считают манипулятивным, снисходительным, утомительным или ограничивающим. Часто такие люди рассматривают более активные обмены мнениями как живые и привлекательные.
Принятие наиболее эффективного стиля критики должно сдерживаться культурным контекстом, личностью получателя и характером отношений между поставщиком и получателем. Чтобы оценить ситуацию, следует прощупать исследовательские щупальца и изначально занять проницательную, а не осуждающую позицию; навыки разрешения конфликтов могут быть полезными.
Как получатель критики, можно извлечь пользу, сосредоточив внимание на конструктивных элементах критики и приписывая снисходительные толкования тем, кто использует ненормативную лексику. Приняв открытое отношение к критике, можно добиться большего личностного роста и помочь выявить белые пятна. С другой стороны, такая открытость может стать предметом насмешек, особенно в циничной или основанной на чести культуре.
- критик
- критическая мысль
- самокритика
- Список мыслительных процессов
- pl:konstruktywna krytyka
На этой странице используется лицензионный контент Creative Commons из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Работа с негативными отзывами или конструктивной критикой
Выслушивание негативных отзывов или конструктивной критики в отношении работы или личной жизни может быть обидным. Задавайте вопросы: Точно, вы никогда не узнаете, если никогда не спросите. Если вы потратите время на то, чтобы понять точку зрения человека и мотивировать себя действовать в соответствии с полученной информацией, вы добьетесь большего успеха в жизни и на работе. Если вы поставите себя на место своего критика, это поможет вам по-другому взглянуть на ситуацию. Это облегчит вам решение каждой проблемы и внесение необходимых улучшений. Предположим, у вас все еще есть проблемы с конструктивной критикой или негативными отзывами.
Выслушивание негативных отзывов или конструктивной критики в отношении работы или личной жизни может быть обидным. В первую очередь, если критика направлена на что-то, вы проявили должную осмотрительность. Однако, как правило, это неотъемлемая часть вашей профессиональной жизни, в зависимости от того, как вы к этому относитесь. Таким образом, конструктивная критика может помочь вам расти, если ее правильно применять.
Отрицательный отзыв или Конструктивная критика: что это такое- Конструктивная критика — это четкая, честная, прямая и простая в применении форма обратной связи.
- Он больше направлен на то, чтобы возвысить человека, а не опустить его вниз.
- Обычно он признает как положительные, так и отрицательные стороны личности и фокусируется на том, как их можно улучшить.
- Ваша способность давать конструктивную критику является одним из важнейших навыков лидера. Таким образом, это может быть больше мотивирующим, чем обескураживающим, как это обычно бывает с негативными отзывами.
- В конструктивной критике иногда человек предлагает обратную связь. Обычно в нем описывается шаг для достижения лучшего результата в будущем.
- Конструктивная критика более эффективна. Он может генерировать более быстрые результаты благодаря своему прямому и структурированному формату.
То, как вы справляетесь с негативными отзывами, поможет вам выделиться из толпы. Вот несколько способов, с помощью которых вы можете эффективно управлять негативными отзывами.
- Сделайте паузу: Хотя естественно реагировать на негативные отзывы сразу и не задумываясь, вам следует сделать передышку. Сначала спокойно выслушайте вводную и ответьте после того, как у вас будет разумный ответ на него.
- Оцените отзыв: Посмотрите на отзыв объективно. Это поможет вам прояснить ситуацию. Вы также можете попросить человека, который дал вам отрицательный отзыв, привести примеры или доказательства для лучшего понимания.
- Не занимайте оборонительную позицию: Переход в защитный режим — один из худших способов реагировать на отрицательную обратную связь, даже если вы чувствуете, что вас атакуют. Отделяйте свои эмоции от своей реакции и отвечайте профессионально.
Получаете ли вы конструктивную критику от своего начальника, коллеги или кого-то, кому вы не полностью доверяете, это никогда не бывает хорошим чувством. Однако важно понимать, что точная, конструктивная обратная связь может исходить из любого источника, и нужно знать, как использовать ее во благо. Вот несколько советов по приему конструктивной критики и пониманию использование конструктивной критики .
- Избегайте начальной реакции:
Поддержание спокойного поведения во время прослушивания обратной связи необходимо для эффективной реализации обратной связи.
- Помните, что получение обратной связи дает преимущества:
Хотя вам может не нравиться обратная связь, она может оказать на вас положительное влияние. Если вы потратите время на то, чтобы понять точку зрения человека и мотивировать себя действовать в соответствии с полученной информацией, вы добьетесь большего успеха в жизни и работе.
- Скажите спасибо, даже если вы не согласны с отзывом
Потратив время на то, чтобы выразить благодарность за вклад, вы показываете, что вы цените усилия вашего коллеги, помогающие вам улучшить ваши профессиональные начинания.
- Задать вопрос:
Используйте встречу для обратной связи, чтобы задать дополнительные вопросы и поделиться своим взглядом на тему. Вы даже можете попросить дополнительное время, чтобы обсудить, правильно ли вы реализовали обратную связь, особенно если она касается конкретной темы.
Хотя положительные отзывы могут быть воодушевляющими, отрицательные или резкие отзывы могут унизить ваш моральный дух. Однако важно понимать, что все совершают ошибки, и всегда есть место для совершенствования. Грамотное принятие негативных отзывов и конструктивной критики может помочь вам повысить самооценку, устранить неблагоприятные тенденции и обогатить отношения. Вот несколько советов, которые помогут вам преодолеть это.
- Помните, что отрицательный отзыв не является личным выпадом
Любой, кто дает хорошие отрицательные отзывы, говорит о ваших действиях и поведении, а не о том, кто вы есть. Не позволяйте этому тянуть вас вниз или снижать вашу уверенность в себе, поскольку ваша самооценка не должна основываться на мнении другого человека о вас.
- Проработайте свои эмоции
Иметь эмоциональную реакцию легко, но сохраняя спокойствие, контролируя свои чувства и уважая критика, вы сможете лучше воспринимать обратную связь и работать над более быстрыми корректирующими шагами.
- Просмотр отзыва с точки зрения другого человека
Если вы поставите себя на место своего критика, это поможет вам по-другому взглянуть на ситуацию. Это также может помочь вам понять точку зрения другого человека. Вы понимаете, что то, что приемлемо для вас, не обязательно может быть хорошо для других.
- Поверните минус-плюс.
Примите во внимание полученные негативные отзывы и найдите области, которые можно улучшить. Создайте план действий. Внесите необходимые изменения, воспользовавшись негативной ситуацией и придав ей позитивный оттенок.
- Продолжайте совершенствоваться
Необходимо работать над своим профессиональным развитием. Делаете ли вы это с помощью конструктивной критики или самоанализа, найдите области. Он нуждается в улучшении и только поможет вам расти и преуспевать в жизни.
Узнайте больше о гиперфиксации и гиперфокусе
Думаете, жизнь бессмысленна?
Заключительные слова
Ничто никогда не изменится, если вы не будете меняться. Часто запрашивая обратную связь и работая над собой, вы можете расставить приоритеты в своем саморазвитии и постоянно искать способы развивать свои навыки. Проактивный запрос обратной связи может помочь вам получать ее постепенно, вместо того, чтобы получать длинный список на ежегодных оценках. Это облегчит вам решение каждой проблемы и внесение необходимых улучшений. Внесение небольших частых изменений в вашу работу помогает быстрее выявлять и устранять проблемы.
Если вы попросите оставить отзыв, окружающие обычно сочтут вас более продуктивным, чем те, кто этого не делает. Итак, приветствуем отрицательный отзыв. Поэтому действуйте по ним последовательно с распростертыми объятиями, чтобы построить светлое будущее.
Предположим, у вас остались проблемы с конструктивной критикой или негативными отзывами. В этом случае лучше всего проконсультироваться со специалистами в области психического здоровья United We Care, чтобы помочь вам решить ваши проблемы более эффективно[1].