Трансперсональная психология и психотерапия
Такое направление, как трансперсональная психология является относительно новым в традиционной психологии.
Оно объясняет психические явления с точки зрения мистических переживаний.
Это направление возникло в США в конце 60-х годов XX века на основе трансперсонального проекта. Основателем данного направления является С. Гроф.
Данная методика работает с глубокими слоями бессознательного, через измененное состояние сознания, применяя различные трансовые практики и медитативные техники, ее также называют трансперсональная психотерапия.
Станислав Гроф изначально в терапевтических целях использовал галлюциноген ЛСД; позднее он создал технику, которая позволила достигать подобного эффекта без применения ЛСД. Эта техника получила название «холотропное дыхание», она представляет собой сочетание особой методики дыхания под специально подобранную музыку.
Человек, который практикует такое дыхание, способен выйти за рамки своего обыденного сознания, он преодолевает пространственно-временные ограничения, обнаруживает свою связь с безличным космосом и духом. Каждый из нас способен пережить трансперсональный опыт, так как человеческая психика по существу вмещает в себя всю Вселенную и все ее необъятные и неподдающиеся нашему пониманию процессы. Каждый человек имеет настоящий потенциальный эмпирический доступ к каждой части Мироздания, и, в прямом смысле, является космической сетью.
Трансперсональные опыты связаны с переживания, в которых чувство самоидентификации выходит за рамки индивидуальной или личностной самости,
охватывая человеческий опыт в целом, жизнь, космос и дух.
Это направление психологии обладает сильным терапевтическим потенциалом и имеет огромное влияние на творчество и саморазвитие.
Методики, которые позволяют погрузиться в слои бессознательного, будут сперва пробуждать органы чувств: разные телесные ощущения (физический барьер), эмоции (когда хочется смеяться или плакать – эмоциональный барьер), появляются зрительные образы, появляются звуковые шумы, которые воспринимаются как звон в ушах, гудение, звуки высокой частоты.
Подобные сенсорные переживания являются тем «сенсорным барьером», который необходимо преодолеть, перед началом погружения в слои бессознательной сферы психики.
Следующая этап переживаний – переживание индивидуального бессознательного – когда могут всплыть любые события из жизни человека: любой неразрешенный конфликт, вытесненное из памяти травмирующие переживания или критические события жизни с момента рождения до нынешнего момента.
Психические и телесные травмы, пережитые в жизни, могут быть забыты или подавлены, но они продолжают храниться в бессознательной сфере психики и конечно же влияют на эмоциональные и психосоматические расстройства такие как: депрессии, страхи, повышенная тревога, фобии, сексуальные нарушения, головные боли (мигрени), астма и др.
На следующем уровне человек прикасается к сфере бессознательного перинатального уровня: переживания смерти и нового рождения. Такой опыт выражается в четырех «базовых перинатальных матрицах» (БПМ), которые сформировались во время четырех клинических стадий биологического рождения. Перинатальные матрицы являются глубинными слоями бессознательного, в котором содержится память организма человека с момента его зачатия до завершения его рождения.
Когда человек проживает опыт соединения с коллективным бессознательным – информационным полем Вселенной, он интерпретирует их как возвращение в прошлые воплощения всех живших когда-либо существ.
Трансперсональный опыт проживается как глубокое переживание идентичности своего сознания с сознанием растений, животных и даже неодушевленных объектов,
события из макрокосма и микрокосма, из областей, которые недостижимы человеческим органам чувств, или из периодов, которые исторически предшествовали зарождению Солнечной системы, Планеты – Земля, живых организмов, так же проживаются во время трансперсонального погружения.
Если подвести некий итог, то трансперсональные методики дают возможность каждому человеку не просто соприкоснуться и прожить, но даже и осознать единство существования, которое приводит к высвобождению и выходу за пределы своего собственного “Я”.
Мы живем в удивительное время, когда каждый из нас способен прикоснуться к тайному, глубинному знанию, которое хранится в недрах нашего общего бессознательного. Я предлагаю тебе отправиться в удивительное путешествие, стать первооткрывателем своего внутреннего безграничного мира. Столь глубокий опыт ты можешь пережить на семинаре – тренинге “Таинство Жизни” в Санкт-Петербурге и других городах. Отзывы участников можно почитать на странице описания семинара.
С любовью Мария Шакти
Трансперсональная психология, Станислав Гроф, холотропное дыхание, тренинги, Тертон
Введение
текст раздела подготовлен по материалам В.Козлова, В.Майкова и Г.Карельского
Термин «трансперсональная психология» имеет латинские и греческие корни. Греческое слово «психология» состоит из двух слов — «psyche», что означает душа, дух, дыхание и «logos», т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова «психология» следующее: «слово души» или «слово духа». Слово «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска». Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски».
Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта».
Мировые духовные и философские традиции являются предшественниками и носителями трансперсонального проекта в психологии. Следует различать между собой термины «трансперсональное», «духовное» и «религиозное». Религиозные переживания относятся к системе верований, хотя и содержат некоторые трансперсональные элементы. Духовное относится к области человеческого духа и части человеческого опыта, которая не ограничена телесным переживанием. Трансперсональные переживания, выходящие за пределы уровня эго, включают духовные переживания и вбирают в себя воплощенное человеческое переживание высших уровней.
Трансперсональная психология возникла в США в конце 60-х годов XX века на основе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, и др. Проблемное поле трансперсональной психологии обозначили специалисты психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также ученые из других областей знания: У. Джеймс, З. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д. Чью, Ф. Капра и др.
Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных (или надличностных) переживаниях, их природе, формах, причинах и следствиях.
Трансперсональная психология — это учение о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.
Особенностью современной трансперсональной психологии является разнообразие взглядов на ее предмет, методы и основную проблематику. Они представлены теоретическими программами религиозных и духовных практик и психологических школ. Каждая из них выработала оригинальные объяснительные модели, в рамках которых накопился фактический материал и богатый опыт практических методов.
Во время дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей — А. Маслоу, Э. Сутичем, С. Грофом и другими — было узаконено название «трансперсональная психология». Существует немало интерпретаций самого слова «трансперсональное». Трансперсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +…» и считает, что трансперсональная ориентация включает все остальные области личностной психологии и добавляет к ним более глубокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют повседневные переживания. Он считает, что трансперсональное — или «более чем персональное, надличностное» — это попытка более глубоко и научно представлять весь спектр возможного человеческого переживания. Кен Уилбер утверждает, что трансперсональная психология исследует весь спектр сознания и она естественно обнаруживает себя в сочетании с другими трансперсональными подходами: трансперсональной экологии, трансперсональной философии, антропологии и социологии.
Р. Уолш и Ф. Воон считают что, трансперсональными можно назвать переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.
Брюс Скоттон определяет «трансперсональное» как находящееся «за пределами личностного» и относит его к области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня. Более специфично трансперсональное относится к развитию за пределами среднего функционирования, где такое высшее функционирование оказывается более распространенным, чем считалось раньше. Трансперсональное развитие является частью континуума человеческого функционирования и сознания, простирающегося от предперсонального через персональное и к трансперсональному, в котором эго сохраняется, но оказывается в окружении более всеобъемлющих точек отсчета. Развитие человеческого сознания, в соответствии с исследованиями основателей трансперсональной парадигмы психологической науки (У. Джеймса, К.Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Уилбера, С. Грофа и др.), происходит по следующей схеме: сначала дифференциация, независимость функционирующего эго и затем трансцендирование привязанности к этому эго.
Прикладные аспекты трансперсональной психологии
Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в новом взгляде на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегральный и интегративный подход к человеку. В настоящее время трансперсональная психология активно влияет на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера.
Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.
Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через транс (trans) личностное.
Трансперсональное движение — это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.
Трансперсональная психиатрия — это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.
Трансперсональная антропология изучает кросс-культурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.
Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.
Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.
Трансперсональная наркология — трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса.
Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин, эффективных в самоисследовании, самотрансформации, психотерапии неврозов и психозов и в психологическом оздоровлении общества.
Базовым методом трансперсональной психологии является холотропное дыхание. Метод был разработан доктором медицины Станиславом Грофом.
Тематические разделы:
Холономная парадигма и трансперсональная психология
Холотропные состояния сознания в духовной и ритуальной жизни доиндустриального социума
Синестезия
Картография внутреннего пространства
Трансформация личности
Использование метафоры в описании опыта переживаний холотропных состояний сознания
Холотропная терапия
Трансперсональный подход к реабилитации наркозависимых
Информация о едином европейском сертификате трансперсонального психотерапевта EUROTAS
Что такое надличностный опыт?
3 минутыНадличностные переживания сравнимы с духовными практиками, постами, шаманскими трансами или ритуалами разных культур. Сегодняшняя статья обратится к движению, которое определяет этот тип опыта как важный элемент человеческой психики.
Последнее обновление: 09 февраля 2021 г.
Надличностный опыт и надличностная психология являются частью школы мысли, не подкрепленной наукой.
Термин «надличностный» относится к выходу за пределы нормальных или обычных пределов человеческого опыта. Эти типы эпизодов могут быть мистическими, духовными, оккультными, магическими или паранормальными переживаниями . Другими словами, это относится к переживаниям, выходящим за рамки повседневной реальности.
Западная культура с трудом принимает реальность подобных переживаний. Более того, это совершенно субъективные переживания, поскольку человек связан собственной кожей. Таким образом, их невозможно изучать в рамках архитектуры текущего научного метода.
Важно уточнить, что этот предмет находится за пределами научной области. Таким образом, эта статья представляет собой просто любознательный подход к так называемой четвертой силе, возникающей из самых крайних позиций гуманистической психологии.
Что нормально?
Любой подход к этой школе мысли начинается с обсуждения определения «нормального». Критерием для его определения было бы то, что охватывает то, что является общим или допустимым для большинства с социальной точки зрения. Другими словами, все, что находится за пределами этого эпицентра, является «ненормальным».
Аргумент трансперсональных психологов в отношении этого факта состоит в том, чтобы определить, что многие из «аномалий» на самом деле представляют собой первые шаги и усилия некоторых людей по преодолению посредственности.
В этом отношении «нормальный» — это просто социальный конструкт, а не реальность. Обсуждение также проходит через негативные или позитивные коннотации, которые можно придать любому отклонению от того, что общество считает нормальным.
Независимо от того, нормально это или нет, у многих людей был трансперсональный опыт. Терапевтический подход к проблемам, которые могут возникнуть в результате этого типа процесса, значительно различается между научной и ненаучной психологией. То же самое происходит и с теми, которые возникают в результате любых серьезных изменений в жизни людей.
Духовное проявление
Надличностный опыт может возникнуть у людей, активно вовлеченных в поиск трансцендентного смысла своей жизни. Однако они также могут возникать у людей, которые не интересуются такими вещами. Эти состояния сознания отличаются от обычных и могут развиваться с разной степенью интенсивности.
Надличностный опыт описывает постепенное развитие духовного потенциала человека без нарушения его психологического, социального и профессионального функционирования. Опыт во многих случаях усиливается и больше не находится под контролем данного человека.
Трансперсональная психология называет это «духовным проявлением». Психиатры Стэн и Кристина Гроф провели большую часть своего исследования, ухаживая за людьми, прошедшими этот опыт .
Надличностный опыт – за пределами пяти чувств
Многие переживания можно описать как надличностные. Список огромен, но наиболее распространенными из них являются околосмертные переживания, энергетические явления, универсальные архетипические переживания, ошеломляющие синхронности, интуитивное понимание универсальных символов и т. д.
Воспоминания о прошлых жизнях, отождествление с сознанием других людей или животных и развитие планетарного сознания также являются трансперсональными переживаниями.
В восточных традициях подобные переживания не являются признаком психического заболевания. Наоборот, это мистические переживания за пределами обычного сознания и ступеньки к другим типам сознания. Таким образом, то, что является проблемой для западного общества, является признаком эволюции для значительной части мира . Несомненно, вопрос о понятии нормальности, упомянутый в начале, здесь весьма уместен.
Объединяющие критерии трансперсонального опыта
Трансперсональная психология стремится объединить методологию традиционной психологии с подходами и дисциплинами сознания из других типов восточных традиций. Эта школа мысли также предлагает другой способ понимания психопатологии.
Концепция исцеления для трансперсональных психологов включает модификацию сознания и духовное пробуждение. Для них люди — это гораздо больше, чем их обычный опыт. Они думают, что трансперсональные переживания могут привести к важным психологическим улучшениям, если их правильно принять. Дебаты продолжаются.
Это может вас заинтересовать…Трансперсональная психология и опыт — Психотерапия открытых дверей
Трансперсональная психология и опыт
Трансперсональный буквально означает за пределами личного. Как человеческие существа, мы по своей природе находимся в отношениях с другими людьми и с природой, другими видами на этой планете и окружающей средой. Мы также находимся в отношениях с нашим обществом и нашей культурой. У людей может быть широкий спектр духовных, измененных состояний или сдвигов сознания, которые связывают нас с более глубоким ощущением себя, Бога или какой-то силы, более могущественной, чем любой отдельный человек. Трансперсональный — всеобъемлющий термин, относящийся к широкому спектру переживаний, которые мы можем иметь как человеческие существа.
Трансперсональная психология
Трансперсональная психология изучает связи. Как терапевт, наличие трансперсонального опыта дает мне более широкое поле зрения при работе с клиентами. В пределах диапазона обычных тем для обсуждения мы могли бы затронуть сны, измененные состояния сознания, экстраординарные переживания, религию, духовность и культуру.
Нам полезно понять, как эти различные связи или отношения влияют на нашу повседневную жизнь. Это может привести к глубокому пониманию и ясности в отношении шагов, которые способствуют достижению наших целей в области исцеления и личностного роста.
Трансперсональные переживания
Знакомство с трансперсональной психологией сделало меня более чувствительным к тому факту, что у людей бывают всевозможные переживания. Некоторые из них выходят за рамки обычных и поэтому обычно исключаются из учебных программ основных программ психологии для выпускников, даже программ докторантуры. Гроф и Гроф (1989) пишет:
«Слово трансперсональный относится к выходу за пределы обычных границ личности и включает в себя множество переживаний, которые называют духовными, мистическими, религиозными, оккультными, магическими или паранормальными… Но содержание трансперсональных переживаний не ограничивается мир вещей, существующих в нашей повседневной реальности. Он включает в себя элементы, которые западная культура не воспринимает как объективно реальные: мы можем столкнуться с божествами, демонами, духовными наставниками, обитателями других вселенных или мифологическими персонажами… Таким образом, в трансперсональном состоянии мы не различаем мир «консенсусной реальности» », или условный повседневный мир, и мифологическое царство архетипических форм». (1989,10-11)
Не зная, как их понять, некоторые люди, пережившие трансперсональные переживания, оценивают их как странные, странные или сумасшедшие или никогда не делились ими с другими.