Общая психология Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896-1980). Он трансформировал основные понятия других школ: бихевиоризма (вместо понятия реакции выдвинул понятие операции), гештальтизму (гештальт уступил место понятию структуры) и взглядов Пьера Жане (переняв у него восходящий принцип інтеріоризації, как мы уже знаем, за Сеченовым). Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте — на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начале 20-х годов «Речь и мышление ребенка», «Мысль и вывод у ребенка» и т.д Пиаже, использовал метод беседы, спрашивал, например, почему движутся облака, вода, ветер? Откуда берутся сны? Почему плавает лодка и т.д. Же. Пиаже сделал вывод о том, что взрослый человек размышляет социально, то есть мысленно обращаясь к другим людям, даже когда она остается с собой вич-на-вич. Ребенок часто говорит вслух, ни к кому не обращаясь. Это речи ребенка было названо эгоцентричным. Принцип эгоцентризма (от лат. «ego» — я и «центрум» — центр круга) господствует над мыслью дошкольника. Он сосредоточен на своей позиции (благо, поездах) и не способен встать на позицию другого («децентруватися»), критически взглянуть на свои мысли сбоку. Этими мыслями правит «логика мечты», которая далека от реальности. Эти выводы Пиаже, в которых ребенок представала как мечтатель, что игнорирует реальность, критиковал Л. Выготский, который дал свое толкование эгоцентрической (не обращенной к слушателя) речи ребенка (см. ниже). В то же время он чрезвычайно высоко оценил труда Пиаже, поскольку в них речь шла не о том, чего ребенку не хватает по сравнению с взрослым (меньше знает, мыслит и т.д.), а о том, что у ребенка есть, ее внутренняя психическая организация. Был выделен ряд стадий в эволюции детской мысли (например, своеобразная магия, когда ребенок надеется с помощью слова или жеста изменить внешний предмет, или своеобразный анимизм, когда наделяет предмет свободой или жизнью: «Солнце движется, потому что оно живет»). Не умея мыслить абстрактными понятиями, соотносить их, ребенок опирается в своих объяснениях на конкретные случаи. Пиаже выделил 4 стадии. Сначала детская мнение содержится в наглядных действиях (до 2-х лет), затем они інтеріоризуються (переходят из внешних во внутренние), становятся передопераціями (действиями) разума (от 2-х до 7 лет), на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции, на четвертой (от 11 до 15 лет) — формальные операции, когда мнение ребенка способна строить Операции мышления не происходят изолированно. Взаимосвязаны, они образуют устойчивые и, в то же время, подвижные структуры. Стабильность структуры возможна только благодаря активности организма, его напряженной борьбе с силами, которые ее разрушают. Развитие системы психических действий от одной стадии к другой — такой вообразил Пиаже картину сознания. Сначала Пиаже испытал влияние Фрейда, считая, что человеческое дитя, появляясь на свет, руководствуется одним мотивом — стремлением к удовольствию, и не желает ничего знать о реальности, на которую вынуждена считаться лишь через требования окружающих. Но потом Пиаже признал начальным моментом в развитии детской психики реальные внешние действия ребенка (сенсомоторный интеллект, то есть элементы мысли, данные в движениях, которые регулируются чувственными впечатлениями). Назад |
Операциональная концепция интеллекта
Теория, предложенная Ж. Пиаже и объясняющая становление интеллекта через развитие обобщенных схем действий, превращающихся в операции.В 1930-х годах Ж. Пиаже поставил перед собой задачу — провести комплексный междисциплинарный анализ интеллекта как сложной системы. Этот анализ надлежало одновременно провести с нескольких сторон:
— биологической,
— гносеологической,
— психологической,
— логической,
— социологической.
Вопросы, которые ставились:
— Как происходит переход от незнания к знанию?
— Как происходит переход от менее достоверного к более достоверному знанию?
— Существуют ли врожденные идеи, или наши знания целиком извлекаются из опыта?
— Как формируются основные категории познания: объект, пространство, время, количество и др.?
Постепенно Пиаже пришел к выводу, что интеллект человека это одна из форм приспособления к среде обитания. Человек, как и другие живые организмы, имеет внутреннюю потребность в поддержании гармоничных взаимоотношений с окружающей средой. Другими словами, человек испытывает потребность в равновесии со средой. Поскольку для равновесия требуется некоторая адаптация, постольку человек испытывает потребность в адаптации к среде. Разного рода воздействия среды выводят индивида из равновесия.
Для обретения прежнего состояния равновесия организм должен проявлять почти непрерывную активность. Активность эта может быть разного рода: как физическая (движения, например), физиологическая (заживление раны, например), психофизиологическая (рефлексы), так и психологическая, в том числе интеллектуальная.
Таким образом, тенденция к уравновешиванию признается Пиаже верховным принципом развития, в том числе и интеллектуального. Введение концепта равновесия позволяет понять психическое развитие (и развитие интеллекта) как саморазвитие, как процесс самодвижения.
Согласно операциональной концепции интеллекта процесс познавательной адаптации складывается из двух разнонаправленных процессов:
— ассимиляции,
— аккомодации.
Ассимиляция и аккомодация рассматриваются как противоположно направленные, но неразрывно связанные и взаимодополняющие тенденции в поведении. При ассимиляции решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем. При чтении, например, происходит ассимиляция информации. Используя общую «схему хватания», ребенок может брать самые различные объекты. Ассимиляция обеспечивает сохранность, стабильность познавательных структур. Некоторой трансформации подвергается лишь сама проблемная ситуация или новый объект.
Именно уравновешивание тенденций ассимиляции и аккомодации, согласно теории Пиаже, обеспечивает наиболее эффективную адаптацию. Однако это состояние всегда лишь приблизительное и временное, которое вновь сменяется нарушением равновесия.
При разных видах поведения соотношение ассимиляции и аккомодации может быть различным. Преобладание ассимиляции над аккомодацией наблюдается в символической игре маленьких детей. В зависимости от желания и интереса ребенка кусок старого дерева «понарошку» может быть или куклой, или кораблем, или самолетом. Преимущественная аккомодация проявляется в подражательном действии, в случае уподобления собственного поведения свойствам внешнего воздействия (например, малыш имитирует открывание — закрывание коробочки движениями рта, воссоздает позой образ «мертвой утки»).
Большое внимание Пиаже уделяет взаимодействию ребенка и предметов. Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с вещами. Чтобы познавать объекты, субъект (ребенок) должен действовать с вещами:
— схватывать,
— ощупывать,
— приближать,
— удалять,
— перемещать,
— соотносить и т.д.
Опыт, который приобретает субъект на протяжении жизни, откладывается в виде схем действия. Эта схема действия — одно из наиболее важных понятий в концепции Пиаже. Схема действия это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия в широком смысле слова — это структура на определенном уровне умственного развития.
При достижении некоторого качественно нового состояния обобщенные схемы действий превращаются в операции (операторные структуры). Именно поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции это интериоризированные предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы.
Обратимость операций в концепции Пиаже занимает важное место. Все операции обратимы, то есть для каждой существует симметричная и противоположная.
В процессе изучения развития операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделил четыре стадии.
1-я. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до 2-х лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.
2-я. Стадия дооперационального мышления, включающая развитие мышления детей возрасте от 2 до 7 лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.
3-я. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.
4-я. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.
- Конкретные операции
- Логические операции, осуществляющиеся на основе внешних, наглядных данных и свойственные детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Понятие операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже.
- Вербальный интеллект
- Интеллектуальная раскрепощенность
- Интеллектуальные операции
- Интеллектуальный тонус
- Интенсивность психических процессов
- Комбинаторная способность
- Коэффициент интеллекта
- Кубическая модель структуры интеллекта
- Личностные корреляты интеллекта
- Логичность
- … и другое
- Интериоризация
11.2: Теория когнитивного развития Пиаже
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 105538
- Paris, Ricardo, Raymond, & Johnson
- College of the Canyons via College of the Canyon с
Рисунок \(\PageIndex{4}\): Дочерняя сортировка и классификация. (Изображение Miachelle Andrade лицензировано в соответствии с CC BY 4.0). Рисунок \(\PageIndex{5}\): Понимание того, что кубики льда тают, является примером обратимости. (Изображение Джона Ву находится под лицензией CC BY 2.0) Рисунок \(\PageIndex{6}\): Стаканы, демонстрирующие идею консервации. (Изображение Ydolem2689под лицензией CC BY-SA 3.0)Рисунок \(\PageIndex{7}\): Дети, смотрящие в эти очки, демонстрируют децентрацию, когда смотрят более чем на один атрибут, т. е. высокий, низкий и широкий узкий. (Изображение Waterlily16 находится под лицензией CC BY-SA 3.0) Рисунок \(\PageIndex{8}\): Разбитое яйцо остается яйцом. (Изображение Джона Лю находится под лицензией CC BY 2.0) Рисунок \(\PageIndex{9}\): Сдутый воздушный шар остается воздушным шаром. (Изображение находится под лицензией CC0)Рисунок \(\PageIndex{10}\): Сломанный мел остается мелом. (Изображение с сайта Pexels)
Рисунок \(\PageIndex{11}\): Транзитивность позволяет этому ребенку понять, что эти лабрадоры – тоже млекопитающие. (Изображение Миашель Андраде используется под лицензией CC BY 4.0)Рисунок \(\PageIndex{12}\): Чтение поддерживает аналитический интеллект (Изображение под лицензией CC0)Рисунок \(\PageIndex{13}\): Создание с творческим интеллектом ( Изображение под лицензией CC0)
Рисунок \(\PageIndex{14}\): Навигация по социальным кругам и понимание того, что требуется. (Изображение Миашель Андраде находится под лицензией CC BY 4.0)
Эта страница под названием 11.2: Теория когнитивного развития Пиаже распространяется под лицензией CC BY 4.0 и была создана, переработана и/или курирована Пэрис, Рикардо, Раймондом и Джонсоном (Колледж Каньонов).
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- Пэрис, Рикардо, Раймонд и Джонсон
- Лицензия
- СС BY
- Версия лицензии
- 4,0
- Программа OER или Publisher
- Колледж Каньонов — Программа нулевой стоимости учебников
- Показать оглавление
- нет
- Теги
- cid:cdev100
Некоторые определения для вас… | Жан Пиаже – Презентация группы
Некоторые ключевые термины теории Пиаже:
- Адаптация : С самого рождения человек взаимодействует с миром, создавая ментальные представления в непрерывном процессе, называемом адаптацией.
- Ассимиляция : Часть процесса адаптации, когда новая информация включается в уже существующие ментальные структуры.
- Размещение : Если существующие структуры не соответствуют полученной новой информации, необходимо разработать новую концепцию. Пиаже считал, что напряжение между ассимиляцией и аккомодацией приводит к адаптации.
Вот видео, объясняющее концепцию Пиаже об ассимиляции и ассоциации
Ключевые фразы теории Пиаже:
- Sensorim Отор Стадия: 90–112. Младенцы узнают, что между их действиями есть связь. и внешний мир.
- Первичные круговые реакции: Попытка повторения опыта
- Вторичные круговые реакции: Аналогичен предыдущему, но целью является внешний мир; за успехом в перемещении объекта последует много повторений
- Постоянство объекта: Способность младенца понимать объект продолжает существовать, когда его больше нельзя увидеть.
- Предоперационная стадия: Младенцы начинают мысленно представлять объекты. Язык начинает развиваться. На этом этапе дети развивают свои творческие способности и участвуют в «притворстве».
- Классификация: Понимание статьи является частью подмножества: например, отделение красных кирпичей от зеленых
- Серия: Способность младенца упорядочивать предметы по общему признаку, т. е. складывать несколько палочек вместе в порядке длины.
- Включение класса: Понимание того, что некоторые наборы объектов также являются подмножествами более крупного класса, т. е. существует класс объектов, называемых цветами, в этот класс включены такие виды цветов, как нарциссы и розы.
- Децентрация: Возможность перехода от одной системы классификации к другой по мере необходимости.
- Эгоцентризм: Маленьким детям трудно понять, что два человека могут по-разному воспринимать мир. Маленький ребенок думает, что все думают так же, как и они, и разделяет их чувства и желания.
- Волшебное всемогущество: Это чувство единства, когда все думают и чувствуют одинаково, приводит к предположениям младенца о «волшебном всемогуществе»; что мир не только создан для них, но и они могут управлять им.
- Анимизм: Характеристика эгоцентрического мышления о том, что природа живая. Ребенок приписывает жизнь неодушевленным предметам.
- Искусственность: Идея о том, что природные явления созданы людьми; ребенок думает, что живые существа производятся, а природа является частью человеческого творения.
- Реализм: Представление младенца о том, что его точка зрения объективна и абсолютна, т. е. «названия» объектов реальны для ребенка, который не осознает, что имена — это всего лишь «словесные ярлыки», а объекты могли быть другими именами.
- Сохранение: Понимание того, что физические атрибуты объекта остаются неизменными, даже если их внешний вид изменился. Сохранение всегда достигается в одном и том же порядке относительно числа, за которым следует более глубокое понимание веса и, в-третьих, объема.
- Центрирование: Пиаже утверждал, что неспособность ребенка понять концепцию сохранения обусловлена его способностью сосредотачиваться только на одном аспекте проблемы в каждый момент времени (центрирование).
- Бетонные операции: Возникновение логического мышления; на этом этапе появляются новые когнитивные навыки, такие как понимание обратимости (физические изменения могут быть отменены путем обращения первоначального действия вспять), понимание категорий и участие в логическом мышлении. Дети на этом этапе логически рассуждают о конкретных событиях и предметах.
- Индуктивная логика: Переход от конкретного опыта к общему принципу
- Дедуктивная логика: Включает использование общего принципа для определения исхода конкретного события.