Космос и человек философия – Космос (философия) — Википедия

15 глава. Человек и космос. Основы самопознания

15 глава. Человек и космос

Большинство людей не имеет своей философии жизни. Они просто плывут по течению жизни, лишенные всякого реального понимания, зачем и почему они существуют. Если они ортодоксально религиозны, их религия может считаться их философией жизни. Но в большинстве случаев это не оказывает никакого заметного влияния ни на их сознание, ни на их поведение. Другие обращаются к политической деятельности или идеологии, выискивая в них философию жизни и, считая религиозный путь лишенным всякого смысла и значения для них; других совершенно не беспокоит этот вопрос и сии просто просаживают свою жизнь день за днем безо всяких раздумий о каком-либо внутреннем смысле или значении, связанном с тем, что они могут или не могут сделать.

Если человек соприкасается с эзотеризмом, он обнаруживает, что философия жизни не только необходима, но составляет основу всего. Без философии, в которой человек провозглашается важной частью космоса, философии, непосредственно связанной с ним в каждой детали, он не способен жить полной жизнью без знания того, какую роль он играет в великом космическом плане, — без этой философии эзотеризм был бы невозможен и абсурден. Эта философия покоится на признании того факта, что человек и космос неразделимы, и что каждый из них приобретает свое значение благодаря чему-то, что соединяет их вместе. Это «что-то» есть Великий Эволюционный План Творения, выражением которого является вселенная и все, что ее составляет. Без Созидательной Силы и плана за ней вселенная и человек были бы совершенно бессмысленны и бесцельны.

Когда люди соприкасаются с Системой, они узнают, что взаимоотношения человека с Космосом составляют основу всего. Без этого Система не может существовать. Все ее значение заключается в том, что через нее люди могут установить более полное отношение с теми силами, которые направляют эволюцию вселенной, в которой мы живем и развиваемся, и сделать эти отношения более плодотворными.

Когда мы начинаем узнавать, что сердцевина нашего «Я» непосредственно связана с творческими Силами, вызвавшими к жизни вселенную, тогда все приобретает новый смысл. Мы находим смысл и цель всюду, во всем, что мы видим, слышим, думаем, говорим и делаем. То, что до сих пор мы видели только смутно, мы начинаем видеть гораздо яснее, вступив на эзотерический путь. Мы не слоняемся больше по жизни, не понимая ее смысла и не осознавая наше место в общем порядке вещей. Теперь мы знаем, что представляет собой наша индивидуальная роль. Мы все полнее осознаем тот факт, что мы и вселенная — единое целое и что наша судьба нерасторжимо связана с ней.

Каждая эзотерическая система имеет свой собственный способ объяснения взаимоотношений человека с космосом и «внутренними сферами», как они могут быть названы. Без знания этих взаимоотношений невозможно применить учение разумно и целенаправленно. В Системе есть большое число схем и диаграмм, показывающих, как возник человек — как часть Великого Эволюционного Плана Творения — и как он связан с миром и сферами высшими и низшими. Такое знание всегда доступно тем, кто хочет вступить на эзотерический путь, чувствуя свою готовность к этому. Это важная черта процесса внутреннего развития.

В «Комментариях» д-ра Николла и в «Поисках чуда» Успенского можно найти все схемы и диаграммы, касающиеся данного вопроса, включая наиболее таинственную и загадочную их всех — эннеаграмму. В этих книгах читатель найдет подробное обсуждение предмета. Тот пункт в учении относительно человека и космоса, который Воздействует на нас наиболее сильно, заключается в том, что сделано четкое различие между тем, что человек есть и чем он может быть. Там объясняется, что человек, как он есть, предназначен для содействия целям жизни и природы, для заполнения определенной ниши в эволюционной схеме. На этом уровне и для этой цели человек представляет собой игрушку жизненных сил, и он выполняет ту функцию и цель, которую жизнь поставила перед ним.

Для выполнения этой цели человек должен продолжать спать и все, что он делает, делать механически и под прямым гипнозом жизни, — хотя сам человек считает себя в полном сознании и полностью понимающим, что он делает и хочет делать. Все это происходит благодаря гипнозу жизни, под властью которого человек живет и который составляет часть плана его существования в рабстве у жизни. Это нынешнее положение человека. Только после осознания этого положения может появиться некоторая возможность его пробуждения и изменения.

Главное то, что человек, как он есть, — это и законченный продукт, служащий целям жизни и природы, но также показывающий, что он мог бы сделать с помощью эзотеризма. Человек живет под властью определенных категорий Космического Закона, которые поддерживают его на теперешнем уровне развития. Если же он начинает работать над собой под руководством Системы, то начинает подчиняться другим категориям Космического Закона. Эти законы действуют на более высоком уровне, чем законы, которыми человек руководствуется обычно. Они только тогда могут начать действовать в его жизни, когда человек осознает свое положение как рабство у жизни и захочет изменить его и стать более сознательным существом, работая в осознанной гармонии с высшими космическими законами. Это точно то же самое, что происходит с зерном: когда оно не в земле, оно существует по одним космическим законам, и тогда оно остается зерном и не может быть ничем иным. Когда же оно попадает в почву и получает воду, воздух и солнечный свет, оно становится совершенно другой, вещью. Оно перестает быть зерном и становится растением, что невозможно, пока нет для этого подходящих условий.

Так же и человек. Как судьба семени совершенно различна в каждой ситуации, подчиняясь совершенно различным категориям космического Закона, так и судьба человека совершенно меняется, когда он начинает работать над собой под влиянием эзотеризма.

Внешне может не быть заметной разницы, но внутри разница громадная. Однако это не то, чего человек может достичь одним прыжком, это постепенный процесс, требующий многих лет. Если человек вступил на эзотерический путь, ограничения, которые связывали его в повседневной жизни, сами отпадают. Открываются новые перспективы, которые далеко превосходят все, что обычное сознание может себе представить. Но это не внезапная метаморфоза. Судьба человека приобретает новое измерение благодаря новому пониманию его истинных взаимоотношений с космосом.

Другое очень важное учение заключается в том, что эволюция никогда бы не была возможной без предварительной инволюции. Это значит, что эволюция духа через материальные формы никогда не имела бы места без предварительной инволюции духа в материю. Дух приходит от Абсолюта и одевается во все более плотные формы материальности, чтобы способствовать работе космического сознания. Когда дух достигнет своей точки, он начинает возвращение наверх, что называется эволюцией.

Учение о вселенной и человеке расширяет нашу сферу духовного понимания до такой степени, с которой ничто в западной мысли не может сравниться. Кроме того, оно дает подъем и энергию человеческому духу, которые сами по себе представляют для него большую ценность. Это учение делает предельно ясным тот факт, что человек — это важный фактор развития вселенной, работающий на взаимной основе с космосом, при условии, что он действительно осознал свое особое место в космической схеме и знает, как использовать это для блага своей духовной судьбы. В настоящее время эта судьба скрыта от подавляющей части людей, в результате чего они ведут совершенно бесцельное существование, которое, несмотря на некоторую награду в виде материального счастья и удовлетворения временного характера, никогда не может дать полного удовлетворения. Человек чувствует, что ему недостает «чего-то» для полного счастья в жизни, но он совершенно не способен узнать это «что-то», пока не соприкоснется с эзотеризмом в одной из его форм. Пока человек не начнет понимать, каковы его истинные взаимоотношения с космосом, он как сирота бесцельно странствует в мире, совершенно чуждом ему, и таким этот мир должен быть для него. Когда знание, наконец, приходит, все неожиданно изменяется. Человек больше не чувствует себя чужим, он дома в этом мире, который приобрел для него реальный смысл и значение.

Чувство «пребывания дома» приходит не сразу. Вначале это только представление, возникающее на основе изучения идей и мыслей, которые мы кратко охарактеризовали. Постепенно, однако, начинает проявляться определенное чувство, — по мере того, как человек все больше настраивается на космос. Это чувство начинает развиваться вместе с развитием процесса работы над собой. Невозможно сравнить внутреннее состояние того, кто находится в таком положении, с состоянием того, кто живет в повседневном мире и не подозревает о существовании эзотерического учения, независимо от того, как он может быть возвышен в области философии, эстетики, искусства или науки. Такой человек живет на внешней стороне вещей, в то время как человек, вступивший на эзотерический путь, живет на внутренней стороне. Отсюда громадная разница в ощущении такими людьми себя и космоса в целом.

В заключение мы должны обратиться к тому, что Система говорит о добре и зле. Система утверждает, что все, что ведет человека вверх к его духовной цели, есть добро; и все что вдет его вниз, от этой цели, — есть зло. Это уводит от обычных философских споров о таком важном предмете. Мы уже говорили, что во вселенной есть нисходящий процесс от духа к все более конкретным формам материи (инволюция) и восходящий процесс от низших форм проявления жизни к высшим ступеням сознания и духовного пробуждения (эволюция). Эти два процесса охватывают всю обширную вселенную. Следовательно, все, что помогает эволюционному процессу, считается добром, а все что препятствует — злом. Все это связано с судьбой человека, который должен стать более сознательным существом и добровольным сотрудником Универсальной Созидающей Силы, которая вызвала его к существованию для претворения в жизнь великой творческой схемы, выражением которой является вселенная.

Согласно эзотеризму, вселенная была создана в первую очередь для того, чтобы дать выражение созидающему побуждению Абсолюта в его двойном аспекте духа (или разума) и материи, и человек, как часть творения, — одно из проявлений этого процесса. Его происхождение имеет божественный источник, поскольку он возник из того, что вызвало к существованию все, и, в конце концов он воссоединился с Божеством, которое его породило. Это необыкновенно важная мысль, которая позволяет понять, что внутри себя человек носит семя своей божественности. Головокружительная и в то же время отрезвляющая мысль, что все, что может вести человека навстречу этому конечному осуществлению, — добро, т. к. оно способствует божественному плану. И все, что ведет человека прочь от исполнения его божественной судьбы, есть зло. Добро и зло, понятые в таком смысле, имеют мало общего с этическими и моральными взглядами, основанными на общепринятых концепциях Установлено, что сегодняшний человек, живущий в своей личности, под властью обычаев, традиций, ортодоксальной религии и т. д., обладает приобретенным сознанием, которое определяет его отношение к добру и злу, и само является продуктом названных выше сил и факторов. Но когда человек начинает по-настоящему работать над собой и вступает на эзотерический путь, начинает возникать истинное сознание. Это оно безошибочно говорит нам, хорошо или плохо то, что мы делаем, в эзотерическом смысле. Приобретенной сознание может быть различным как в разных странах, так и в разных веках; это нечто, что колеблется и изменяется все время. Но истинное сознание всегда одно и то же, и никогда не изменяется, т. к. коренится в том, что вечно и неизменно.

Таким образом, чем больше человек продвигается по пути внутреннего развития, тем самым постепенно приближаясь к своей настоящей судьбе, тем больше над ним приобретает власть истинное, или глубинное сознание, которое является голосом Божества в нем и его подлинным проводником по пути возвращения к предназначенной ему цели, которая была также исходной точкой его возникновения. Движение наружу, в проявление, предваряет движение к истинному духу (или разуму), символом которого служит истинное «Я». Человека должен стать добровольным сотрудником Созидательной Силы во вселенной, поэтому очень важный фактор — возникновение истинной цели.

Человек должен упражнять свою волю, чтобы более сознательно стремиться к своей цели. Такое использование воли сильно отличается от тог, что обычно принимают за твердость характера в повседневной жизни. Все, кто живут в личности, считают, что воля — это просто самое сильное из конфликтующих желаний, которые могут существовать в какой-то момент одновременно. Самое сильное желание выигрывает временное господство, и это мы принимаем за волю. Это чисто преходящее явление, которое выигрывает временное преобладание в соответствии с обстоятельствами момента.

В смысле нашего предмета обсуждения, воля — это нечто совсем отличное, это результат сознательной реализации того, что требуется, когда человек должен начать выполнять свое настоящее космическое предназначение. Это нечто, состоящее из сознательности и внутренней цели, соединенное с непоколебимой решительностью. Такая воля — настоящая сущность человеческого чувства, — составляет, возможно, единственную цель Системы, т. к. она олицетворяет все, что заключено во фразе «работать над собой». Человек работает над собой, чтобы развить необходимую силу воли и нести труд достижения большой сознательности и внутреннего освобождения.

Это не та цель, которая может быть достигнута путем равномерного движения от того, что мы есть, к тому, чем нам предназначено быть. Существует множество различных препятствий, которые приходится преодолевать. Человек постоянно отступает под натиском личности, которая противостоит Системе и всему, что она утверждает. Как только человек почувствует, что делает успехи, в нем пробуждается сопротивление, благодаря которому он теряет то, что уже выиграл. Борьба продолжается все время с переменным успехом, и никогда продвижение вперед к цели не бывает выражено достаточно четко. Тем не менее, прогресс происходит не только внутри человека, пытающегося удовлетворить свою тягу к реализации себя, но, наоборот — в результате этого противоречия.

В заключение мы чувствуем необходимость подчеркнуть тот важнейший факт, что вселенная является символом единства в разнообразии. Это значит, что во вселенной все является выражением одной созидающей силы, выраженной в материальной форме, поэтому не имеет значения, насколько удивительно кажущееся разнообразие таких форм, — все они имеют основное единство. Вселенная — это одно органическое целое, независимо от того, как различны и разнообразны могут быть ее многочисленные аспекты. Эта истина имеет наиболее фундаментальное значение, которое эзотеризм пронес через века, но которое современная наука не в состоянии постичь. Современное сознание обычно видит во всем потрясающее несходство и не видит объединяющего принципа, место которого занимает ощущение отчуждения от всего.

Чем больше человек пытается проникнуть вглубь вещей, тем сильнее начинает проявляться существование основополагающего единства, и затем человек ощущает единство и родство со всем существующим. Он обнаруживает, что все возникает из одного и того же источника и является просто внешним выражением его неиссякаемой творческой силы. Эта творческая сила проявляет себя во всем, и ее законы действуют также во всем. Мы не можем находиться в стороне и наблюдать эти законы в действии, — они работают в нас. Мы и все остальное являемся предметом их власти, как символы одной творческой энергии, которая вызвала к жизни нас и весь мир.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Человек и космос в античной философии.

Философия Человек и космос в античной философии.

Количество просмотров публикации Человек и космос в античной философии. — 3150

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Человек и космос в античной философии.
Рубрика (тематическая категория)Философия

Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в ᴇᴦο отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, ᴇᴦο первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов.

Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон.

Античная философия представляет собой единство содержания, цели и методов познания мира. Основным содержанием античной философии был космоцентризм – это признание совершенства, гармоничности, разумности и одушевленности, природы (космоса).

Понятие ʼʼкосмосʼʼ рассматривалось в двух значениях˸

1. Порядок, противоположность хаосу.

2. Красота.

Человек признавался неотъемлемой частью космоса. Разум человека считался вторичным по отношению к космическому уму.

Космоцентризм определял основную проблематику философских исследований˸

1. Проблема природы — из чего состоит мир? Движется ли он или покоится? Как соотносится материя и форма?

2. Права человека – что такое добродетели? Как они формируются? В чем смысл и цель человеческой жизни? Какое государство является наилучшим?

Цель философии определяется как свободное познание истины, исключающее всякую выгоду. Важной задачей философии является нравственное совершенствование человека. Методом античной философии было рациональное познание природы и человека.

В VIв. до н.э. античная философия развивалась в рамках натурфилософии. Задавались два вопроса˸

1. Из чего состоит мир? (первовещество)

2. Движется ли мир или покоится?

Философ Фалес считал, что мир происходит из воды. Анаксилен – воздух. Гераклит –огонь. Анаксимандр – первоначальное – ʼʼапейронʼʼ (беспредельное, из четырех элементов) Философы Левкинн и Демокрит считали первоосновой атом. В мире есть только атом и пустота, атомы объединяются в пустоте, создавая тела и даже души. Атомы неделимы и универсальны.

referatwork.ru

11. Человек и космос в античной философии

В античности природа есть космос, сосредоточение логоса, идеал смысловой упорядоченности и совершенства, к которому принадлежит и сам человек. Природа неизмеримо превосходит человека, который должен стремиться жить в согласии с ней.

Так, например Эмпедокл (ок. 484-421 гг. до н.э.) говорил о любви и ненависти, как о движущих космических силах. Четыре начала – вода, воздух, земля и огонь ведомы двумя космическими силами – Любовью и Ненавистью. Эти четыре начала соединяются в различные комбинации силой Любви, а разрушаются под действием Вражды.

В конце IVв. до н.э. Зеноном была основана школа Стоя (Стоя – Портик; не будучи афинянином, Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои лекции в некоем Портике). Как и досократики, стоики видели мир возникшим, а значит, и разрушимим. На исходе времени придет мировой пожар, в огне которого сгорит космос, и мир очистится. На пепле возродится новый мир, все повторится снова: тот же космос, обреченный на разрушение и на репродукцию. Выходит нечто вроде теории «вечного возвращения»: всякий человек вновь родится на земле и будет таким же, как в предыдущей жизни, вплоть до мельчайших черт. Человек, занимает доминирующую позицию, ибо он, как никто другой, участвует в божественном Логосе. Человек состоит не только из тела, но и из души, которая является фрагментом космической души, душа же телесна.

Плотин (родился в 205 году), говорил, что материя нуждается в Душе, формирующей ее, связывающей ее с бытием. Физический мир рождается, следовательно, так: 1) сначала Душа полагает материю, которая находится на периферии световой окружности, где наступают сумерки; 2) затем этой материи дается форма, которая освещает, насколько это возможно, материю.

Рождение и смерть становятся не чем иным, как подвижной игрой души. Человек рождается не тогда, когда он появляется в физическом мире, но предсуществует в состоянии чистой души: «Прежде нашего рождения мы обитали свыше: мы были людьми, индивидуально определенными, и даже Богами, чистыми душами».

Человек – это фундаментальным образом душа, и все виды активности жизни зависят от его души.

12.Теоцентризм философии средневековья: проблема соотношения веры и разума

Проблема взаимоотношений знания и веры активно обсуждалась в средневековой философии. Так, Тертуллиан открыто выступал против разума, провозглашал парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный утверждал, что задача богословия — познать в свете разума то, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: «Верю и понимаю». Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.

Средневековая культура несла в себе христианство потому, что была ориентирована на истину откровения. Погружаясь в свою логико-грамматическую структуру, она искала и находила все новые логические инструменты для лучшего понимания библейских текстов и учений. Христианские истины не являются деформациями мысли и не противоречат устоям человеческого разума, напротив, именно в них разум находит свою полную реализацию.

Так, например Иоанн Скот Эриугена говорил о том, что любое разведение философии и религии немыслимо. «Истинная философия не что иное, как религия, а подлинная религия – это правдивая философия».

Ансельм дАоста: «Вера взывает к пониманию» и «Верю, чтобы понимать».

Альберт Великий говорил о следующих различиях философии и теологии: 1) философским путем мы следуем только при свете разума; путь веры дальше и выше разума; 2) Философия отталкивается от предпосылок непосредственно очевидных, веру же сопровождает свет, осеняющий разум и открывающий ему горизонты в ином ракурсе невидимые; 3) философия в своем опыте следует от сотворенного, в то время как вера – от Бога, явленного в Откровении; 4) разум не вникает, что есть Бог, но вера знает об этом; 5) философия являет собой теоретический процесс, ясно, что вера интуитивно эмоциональна, поскольку размещает человеческое бытие в пространстве любви к Богу.

Фома Аквинский – ученик Альберта Великого. Верно, что в автономии своей философия имеет определенную конфигурацию, но познавательные ее возможности не следует преувеличивать. Надлежит интегрировать ее в область сакрального. И философия, и теология обе говорят о Боге, человеке, мире, но первая дает знание несовершенное о том, о чем теология в состоянии говорить более внятно, ведя к спасению.

studfiles.net

10.Человек и космос а античной философии. Проблема первоначала

Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов.

Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон.

11.Античный атомизм (а). Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

Предпосылкой Атомизиа была потребность дать материальное объяснение наблюдений свойств вещей — их множества, движения и изменения. попытка обосновать реальность множ-ва, раздельности вещей и их подвижности .явилось ген. попыткой атомистов разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц — весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Основатель А. – Левкип

Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты. Продолжатель А. — Демокритохватывает вопросы философии., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение системы — сущ. атомов и пустоты, образующий своим бесконечное многообразие соединениями все сложные тела. Одной из гл. предпосылок его учения является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Димокрид. говорит о том, что филос.занимается изучением не того, что известно всем, а того , что лежит в основе всего. Жизнь и смерть сводится к соеденению. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение.ЭпикурГл. задача философии — создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика может быть построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опирираться на физику, а физике должно предшествовать разработка. теории познания. На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие — единств. критерий истинности.. Критерий счастья — удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло — то, что порожд. страдание.3 типа удовольствия:1. природные и необходимые для жизни; 2. природные., но для жизни не необходимые; 3. не необходимые для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания — полная безмятежность, которая и есть счастье философ.

studfiles.net

Космос и человек в философии Н. К. Рериха Текст научной статьи по специальности «Философия»

Секция

«ФИЛОСОФИЯ КОСМОСА И КОСМОНАВТИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ»

УДК 140.8(042)

КОСМОС И ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ Н.К.РЕРИХА

Ю. О. Алагова, М. А. Назаренко Научный руководитель — И. С. Лысенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Анализируются онтологические проблемы философского учения Н. К. Рериха, а также рассматриваются особенности представлений о человеке как неотъемлемой части космоса.

Ключевые слова: космос, материя, энергия, человек как микрокосм, русский космизм, эволюция человечества, прогресс.

SPASE AND HUMAN IN PHILOSOPHY OF N.K. ROERICH

U. O. Alagova, M. A. Nazarenko

Scientific Supervisor — I. Lysenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

This article analyzes ontological problems of N. K. Roerich philosophical teachings, and analyzes the features of human concepts as an integral part of space.

Keywords: space, matter, energy, human, human as microcosm, Russian cosmism, evolution of mankind, progress.

Сегодня общество, находясь перед опасностью глобальных проблем космического масштаба и проблем, связанных с духовным цинизмом и равнодушием нуждается в мировоззренческом обновлении. От каждого человека сейчас зависит наше будущее. Философия Н. К. Рериха — яркого представителя русского космизма — раскрывает различные аспекты этой проблемы. Однако наследие Н. Рериха нередко ассоциируется либо с живописью, либо с мистикой. Но диапазон деятельности Н. Рериха необычайно широк: он и художник, и археолог, и этнограф, и правовед, и философ. Более того, известны и его обращения к научным исследованиям. Целью работы является рассмотрение представлений о космосе и человеке в философии Н. К. Рериха. Для реализации цели поставлены следующие задачи: изучить онтологические представления Н. Рериха о Космосе; проанализировать представления о человеке как неотъемлемой части Космоса.

Николай Константинович Рерих считал, что бытие представляет собой одухотворенную энергетическую систему, состоящую из различных форм энергии и энергетических структур, взаимодействующих друг с другом. Эта энергия проходит через всю Вселенную и содержится в каждом существе, каждой молекуле, каждом атоме. Она есть первоначальная энергия, включающая в себя все остальные энергии. А другие наименования энергии, такие как мыслительная, психическая и сердечная являются лишь различными аспектами одной и той же энергии иначе сказать энергии Бытия.

Философ рассматривал Вселенную, Солнечную систему, всю природу, человечество и каждого отдельного человека, как взаимосвязанные элементы единой энергетической системы. Энергия Космоса является главным условием и главным двигателем эволюции человечества. Культура

Актуальные проблемы авиации и космонавтики — 2016. Том 2

и прогресс есть результат энергетических устремлений человека. Развитие этой идеи мы находим у Альфреда Крёбера, американского антрополога XX века. Он признает существование «культурной энергии» как некоего импульса, направляющего людей. В отечественной философии мысль о значительной роли энергии в жизни человека содержится в теории этногенезиса Л. Н. Гумелева.

Согласно философии Рериха, такая энергия, которой обладает каждый человек, накапливается только от возвышенных и благих мыслей, а убывает от злобы, раздражения или уныния. Пример влияния такой энергии на окружающее, виден в словах Н. Рерих «Почему каждая машина устает в одних руках быстрее, нежели в иных? Каждый опытный инженер замечал это. Почему усталость коня зависит от всадника? Ходим вокруг психической энергии»[2]. Когда человек, как часть Космоса, осознает в себе эту первоначальную энергию, тогда он смотрит на Космос как на свою духовную Родину.

Мысли человека, его чувства, мысли, дух, и даже стремления взаимодействуют с космической энергией и по сути своей энергетичны. Н. Рерих писал: «Мысль есть энергия, мысль светоносна» [1]. Мысль более значительна, чем слова или же поступки, поскольку является их причиной. И Николай Константинович в этом был абсолютно прав. Ведь мысль может приносить душевное здоровье и отдохновение или может ослабить человека, что в результате принесет ему болезнь. Мысль о красоте может принести человеку счастье, другими словами открыть для человека радость постижения прекрасного. Для человека важно понимать, что его мысли в негативном направлении, способны истощать запас психической энергии человека. Потому так важно для человека качество его мыслей и дисциплина мышления — это основное условие, благодаря которому каждый способен развить в себе эту энергию. В подтверждение этому уже существует ряд исследований, доказывающих материальность мысли, например эксперименты медика К. В. Асиповой или же опыты российских изобретателей супругов Кирлиан.

Источником такой космической энергии Н. Рерих считает Огонь. Эта идея присутствует уже в античное время в философии Гераклита, который качестве первоосновы рассматривал вечно движущийся Огонь. Огонь Гераклита — это нечто большее, чем видимый физический огонь. Видимый Огонь есть его материальное воплощение. Н. Рерих говорил, что «Мысль не существует без огня, и Огонь превращается в творящую мысль» [3]. Каждый человек обладает огненной энергией, именно она побуждает его к духовному совершенствованию. Мысль, направленная к благу, питается Огнем. Н. Рерих считал, что каждый человек должен творить духом и силой мысли из своего внутреннего мира. Огонь и психическая энергия неразделимы, энергия есть качество Огня. Психическая энергия, подобно Огню, охватывает все вокруг и насыщает все пространство.

Художественное творчество Н. Рериха, начиная с 20-х годов, наглядно раскрывает образ Огня как основу Мироздания. На всех полотнах, особенно среди картин горных циклов, ощущается символ Огня: или в виде света восходящего или заходящего солнца, или как мерцание звезд, и даже как таинственный блеск космических далей. Познание природы в космическом единстве, это как раз то, в чем заключалось творческое самовыражение Н. Рериха. «Человек понял, что он житель планеты и может — должен мыслить и действовать в планетарном аспекте», — писал В. И. Вернадский. Пример такого космического мышления виден у Н. Рериха.

Важный аспект онтологических взглядов Н. Рериха — представление о Космических Законах. Идея всеобщего Космического Закона развивалась ещё в античной философии. Его называли Логосом. В Логосе коренятся истоки космического, т. е. закономерного и гармоничного [2]. Космические Законы представляют собой неизменные основы, на которых держится весь Космос. Этим законам подчиняется всё, что пребывает в пространстве, в том числе и человек. Они действуют на всех уровнях бытия и затрагивают как физическую жизнь человека, так и духовную. Люди не могут изменять или отменять указанные основы. Они существовали всегда и действовали задолго до появления человека на Земле. Эти основные Законы, находят свое отражение как в микрокосмосе, так и макрокосмосе, в высшем и низшем, в движении элементарных частиц и целых систем галактик. Космические Законы совершенны, их действия избежать невозможно. Самым первым и основополагающим из Законов является Закон Единого Космического Начала, или, как его еще называют, закон Всеединства, который есть основа всего. Остальные же Законы нельзя проранжировать по степени значимости, они все имеют одинаковую важность, и их последовательность в Мироздании не отражает степени их важности. Это Закон Эволюции, Закон Иерархии, Закон Свободной Воли, Закон Взаимодействия Начал и т. д. Кроме того, Космические Законы очень плотно взаимодополняют друг с другом, и часто пересекаются в своих действиях. Н. Рерих убежден, что Великие Законы Космоса составляют основу духовно-энергетической эволюции человека. По сути, единственной собственностью человека,

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

а значит, и главной его заботой в жизни, должно быть развитие и расширение сознания, а не достижение богатства, славы или карьеры.

Тем самым, можно сказать, что через духовное совершенствование сознания устанавливается гармония внутреннего мира человека и следовательно между человеком и Космосом. Таким образом, каждому человеку следует понимать, что будущее Космоса зависит не только от его поступков, но и от мыслей, чувств, мировоззрения. Поскольку космическая энергия охватывает всю жизнь человека, постольку человеку нужно осознать в себе эту энергию и уметь ее применять на благо.

H. Рерих оставил свой след в Космосе. Одна из малых планет в Солнечной системе, названная в честь семьи Рерихов, была открыта 15 октября 1969 г. астрономами Крымской астрофизической обсерватории Николаем Степановичем и Людмилой Ивановной Черных. Зарегистрирована планета под номером 4426. В своем выступлении в октябре 1999 года в Музее имени Н. К. Рериха об этом событии мирового значения Н. С. Черных сказал, что, судя по траектории движения планеты «Рерих» в будущем, она будет сближаться с Землей.

Библиографические ссылки

I. Дьяченко И. Ю. Литературные очерки Н. К. Рериха 1920-1940-х гг. как источник познания космической реальности. М., 2012. 12 с.

2. Лысенко И. С. Философские учения о Вселенной: отечественная и зарубежная методологические традиции / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. 114 с.

3. Рерих Н. К. Культура и цивилизация. М., 1994. 95 с.

© Алагова Ю. О., Назаренко М. А., 2016

cyberleninka.ru

Человек и космос в античной философии

В античности природа есть космос, сосредоточение логоса, идеал смысловой упорядоченности и совершенства, к которому принадлежит и сам человек. Природа неизмеримо превосходит человека, который должен стремиться жить в согласии с ней.

Так, например Эмпедокл (ок. 484-421 гг. до н.э.) говорил о любви и ненависти, как о движущих космических силах. Четыре начала – вода, воздух, земля и огонь ведомы двумя космическими силами – Любовью и Ненавистью. Эти четыре начала соединяются в различные комбинации силой Любви, а разрушаются под действием Вражды.

В конце IV в. до н.э. Зеноном была основана школа Стоя (Стоя – Портик; не будучи афинянином, Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои лекции в некоем Портике). Как и досократики, стоики видели мир возникшим, а  значит, и разрушимим. На исходе времени придет мировой пожар, в огне которого сгорит космос, и мир очистится. На пепле возродится новый мир, все повторится снова: тот же космос, обреченный на разрушение и на репродукцию. Выходит нечто вроде теории «вечного возвращения»: всякий человек вновь родится на земле и будет таким же, как в предыдущей жизни, вплоть до мельчайших черт. Человек, занимает доминирующую позицию, ибо он, как никто другой, участвует в божественном Логосе. Человек состоит не только из тела, но и из души, которая является фрагментом космической души, душа же телесна.

Плотин (родился в 205 году), говорил, что материя нуждается в Душе, формирующей ее, связывающей ее с бытием. Физический мир рождается, следовательно, так: 1) сначала Душа полагает материю, которая находится на периферии световой окружности, где наступают сумерки; 2) затем этой материи дается форма, которая освещает, насколько это возможно, материю.

Рождение и смерть становятся не чем иным, как подвижной игрой души. Человек рождается не тогда, когда он появляется в физическом мире, но предсуществует в состоянии чистой души: «Прежде нашего рождения мы обитали свыше: мы были людьми, индивидуально определенными, и даже Богами, чистыми душами».

Человек – это фундаментальным образом душа, и все виды активности жизни зависят от его души.

filosofedu.ru

10.Человек и космос а античной философии. Проблема первоначала

Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов.

Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон.

11.Античный атомизм (а). Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

Предпосылкой Атомизиа была потребность дать материальное объяснение наблюдений свойств вещей — их множества, движения и изменения. попытка обосновать реальность множ-ва, раздельности вещей и их подвижности .явилось ген. попыткой атомистов разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц — весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Основатель А. – Левкип

Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты. Продолжатель А. — Демокрит охватывает вопросы философии., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение системы — сущ. атомов и пустоты, образующий своим бесконечное многообразие соединениями все сложные тела. Одной из гл. предпосылок его учения является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Димокрид. говорит о том, что филос.занимается изучением не того, что известно всем, а того , что лежит в основе всего. Жизнь и смерть сводится к соеденению. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Эпикур Гл. задача философии — создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика может быть построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опирираться на физику, а физике должно предшествовать разработка. теории познания. На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие — единств. критерий истинности.. Критерий счастья — удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло — то, что порожд. страдание. 3 типа удовольствия: 1. природные и необходимые для жизни; 2. природные., но для жизни не необходимые; 3. не необходимые для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания — полная безмятежность, которая и есть счастье философ.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *